Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.12.2014 N 15АП-19006/2014 ПО ДЕЛУ N А32-13082/2014

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 2014 г. N 15АП-19006/2014

Дело N А32-13082/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Близнюк А.А.,
при участии:
от ООО "Пром-М": Ларичева И.В., паспорт, по доверенности от 10.10.2014
- от Новороссийской таможни: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 28.08.2014 по делу N А32-13082/2014, принятое судьей Чесноковым А.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пром-М"
к Новороссийской таможне
о взыскании процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Пром-М" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Новороссийской таможни (далее -таможенный орган, таможня) процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 1 346 985 руб. 08 копеек за период с 28.02.2013 года по 23.02.2014 года (уточнение требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда от 28.08.2014 г. с Новороссийской таможни в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Пром-М" взысканы проценты за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 1 346 985 руб. 08 коп. Судебный акт мотивирован тем, что заявленные требования общества являются обоснованными и их правомерность подтверждается вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда.
Не согласившись с принятым судебным актом, таможня подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Таможня ссылается на то, что судом первой инстанции не рассмотрены должным образом и в полном объеме материалы и доказательства по делу, а выводы суда, указанные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Общество же в своем отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным, полагает, что доводы таможенного органа не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель общества не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебное заседание представитель таможни не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 24 августа 2012 года ООО "Пром-М" (покупатель) был заключен внешнеторговый контракт N PM-SA12042 с компанией SAMSUNG C&T CORPORATION (продавец) о покупке холоднокатаной нелегированной, горячеоцинкованной стали в рулонах.
В декабре 2012 года в адрес ООО "Пром-М" в рамках вышеуказанного внешнеторгового контракта поступила партия товара (сталь горячеоцинкованная, холоднокатаная, нелегированная в рулонах) от продавца, в количестве 4 962 730 (четыре миллиона девятьсот шестьдесят две тысячи семьсот тридцать) кг. на условиях поставки CFR Новороссийск, Инкотермс-2010.
Для целей таможенного оформления и подтверждения таможенной стоимости ввозимого товара обществом были представлены в таможенный орган все необходимые документы в соответствии с таможенным законодательством.
Замечания к документам, представленными обществом вместе с декларациями на товары (относительно полноты, количественной определенности и достоверности содержащихся в них сведений о стоимости ввозимых товаров), таможенным органом не предъявлялись.
Однако, несмотря на предоставление всех необходимых документов, подтверждающих определенную исходя из цены (стоимости) сделки таможенную стоимость ввозимого товара, Новороссийской таможней на основании имеющейся у нее ценовой информации была произведена корректировка таможенной стоимости товара ввезенного ООО "Пром-М" по ДТ N 10317100/061212/0014950 и начислены в связи с этим дополнительные таможенные платежи в общей сумме 16 536 137 руб. 85 коп.
Считая незаконной корректировку таможенной стоимости ввезенных по указанной выше ДТ товаров ООО "Пром-М" обратилось в Новороссийскую таможню с заявлением от 25.04.2013 года N 38 о возврате денежных средств излишне уплаченных в результате незаконной корректировки таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ N 10317100/061212/0014950.
Письмом Новороссийской таможни от 15.05.2013 N 13-13/18312 заявления заявителя о возврате денежных средств оставлены без рассмотрения.
Не согласившись с вышеуказанными действиями Новороссийской таможни, ООО "Пром-М" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным действий по корректировке таможенной стоимости; об обязании Новороссийской таможни устранить допущенные нарушения путем принятия таможенной стоимости товаров по первому методу оценки таможенной стоимости; об обязании таможенного органа возвратить излишне уплаченные таможенные платежи.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.08.2013 г. по делу N А32-16784/2013 требования ООО "Пром-М" удовлетворены.
Фактический возврат излишне взысканных таможенных платежей произведен таможенным органом платежными поручениями от 24.02.2014 года N 513, N 707, N 631.
Учитывая изложенное, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с таможни процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных платежей за период с 28.02.2013 года по 23.02.2014 в сумме 1 346 985 руб. 08 коп.
В соответствии с пунктом 1 статьи 355 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс) излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и названным Кодексом. Аналогичные положения содержатся в статье 89 Кодекса.
Согласно 90 Кодекса возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.
Согласно пункту 2 статьи 355 Кодекса излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В силу пункта 4 статьи 355 Кодекса возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 129 Закона N 311 -ФЗ возврат таможенных сборов осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом для возврата таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Закона N 311 -ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
На основании норм пункта 6 статьи 147 Закона N 311 -ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 Закона N 311 -ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Таким образом, право на начисление процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей возникает в случае наличия у плательщика законных оснований для возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и их несвоевременного возврата таможенным органом.
Законность требований плательщика может быть установлена как решением таможенного органа, так и решением арбитражного суда. Решение таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей не лишает возможности плательщика требовать начисления процентов за несвоевременный возврат этих платежей, если в судебном порядке будет признан факт их излишней уплаты или взыскания таможенным органом.
Законность требований Общества об уплате процентов подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-16784/2013.
В данном случае право заявителя на получение процентов рассматривается как право на финансовую компенсацию потерь, вызванных незаконным бездействием таможенного органа в связи с непринятием решения о возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Иное толкование не отвечает основам таможенного регулирования.
При вынесении решения судом первой инстанции был принят расчет процентов с учетом количества дней в году 360.
Сумма процентов составила 1 346 985 руб. 08 коп.
Однако, с учетом правовой позицию, высказанной на момент принятия судебного акта (31.07.2014) в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2014 N 11372/13 и состоящую в том, что при расчете суммы процентов должны приниматься во внимание следующие правила: при определении периода просрочки - фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк), при определении ставки процентов - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, деленная на количество дней в соответствующем году (365 или 366 дней).
Письмом от 30.03.2012 г. N 01-11/15247 Федеральной Таможенной службы было указано таможенным органам о том, что при расчете процентов за нарушение таможенным органом срока возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов учитывается фактическое количество дней в году-365 или 366.
Судебная коллегия считает, что применения в расчете процентов количество дней в году 360 является незаконным, следовательно, расчет является неверным.
Однако общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором произвело перерасчет процентов с учетом 365 дней в году.
В связи с изложенным, проценты по п. 6 ст. 147 Федерального закона за просрочку возврата ООО "Пром-М" в период с 28.02.2013 года по 24.02.2014 г. включительно - 362 дня, подлежат начислению следующим образом:
Ставка рефинансирования: 8,25% (Указание Банка России 13.09.2012 N 2873-У "О размере ставки рефинансирования Банка России").
Проценты итого за период = (16210707,89) * 362 * 8,25/36500 = 1 326 391 руб. 20 коп.
Период просрочки с 26.03.2013 по 24.02.2014-336 дней.
Ставка рефинансирования: 8,25% (Указание Банка России 13.09.2012 N 2873-У "О размере ставки рефинансирования Банка России").
Проценты итого за период = (325429,96) * 336 * 8,25/36500 = 24714 руб. 84 коп.
Общая сумма начисленных процентов за нарушение сроков возврата излишне взысканных таможенных платежей составила 1 351 106 руб. 04 коп.
Общая сумма процентов увеличилась на 4 120 руб. 96 коп. по сравнению с взысканной суммой судом первой инстанции.
ООО "Пром-М" настаивает на удовлетворении заявленных требований в сумме 1 346 985 руб. 08 коп., что является правом заявителя.
Судебная коллегия при изложенных обстоятельствах, считает возможным оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Общество заявило одно требование имущественного характера на сумму 1 346 985 руб. 08 коп., поэтому государственная пошлина составляет 26 469 руб. 86 коп.
При подаче заявления в Арбитражный суд Краснодарского края общество оплатило государственную пошлину в размере 26660 рублей 82 копеек по платежному поручению от 31.03.2014 N 328.
Суд первой инстанции обосновано возвратил ООО "Пром-М" излишне уплаченную государственную пошлину в размере 190 руб. 96 коп.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, о том, что с таможни в пользу общества подлежит взысканию 26 469 руб. 86 коп. государственной пошлины.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.08.2014 по делу N А32-13082/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном нормами Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА

Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
Г.А.СУРМАЛЯН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)