Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.01.2015 N 7-33/2015

Требование: Об отмене постановления о прекращении производства по делу о привлечении к ответственности по ст. 16.4 КоАП РФ за недекларирование физическими лицами наличных денежных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию.

Разделы:
Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 19 января 2015 г. N 7-33/2015


Судья Трихлеб Е.А.

Судья Ленинградского областного суда Рябинин К.В.,
при секретаре М.,
рассмотрев жалобу уполномоченного по ОВД отдела административных расследований Выборгской таможни П.М. на постановление судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 24 ноября 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении Г.,

установил:

В отношении Г. 01.09.2014 должностным лицом таможенного органа составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.4 КоАП РФ, в котором указано, что он не задекларировал наличные денежные средства, при перемещении через таможенную границу Таможенного союза и подлежащие письменному декларированию, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, а именно:
03.07.2014 на таможенный многосторонний автомобильный пункт пропуска (далее - т/п МАПП) Брусничное (Ленинградская область, Выборгский район, 71 км автодороги Зверево - Малиновка) поступила служебная записка заместителя начальника оперативно-розыскного отдела Выборгской таможни, согласно которой с 04 по 06.07.2014 Г. возможно будут перемещены через таможенную границу Таможенного союза денежные средства в крупном размере с использованием автомобиля "Ауди-А6".
06.07.2014 на таможенный пост МАПП Брусничное Выборгской таможни (Ленинградская обл., Выборгский район, 71 км автодороги Зверево - Малиновка) по выезду с таможенной территории Таможенного союза из России в Финляндию прибыло транспортное средство "Ауди А6" рег. <...> под управлением Г. Пассажиров в указанном транспортном средстве не следовало.
До начала таможенного контроля гр. РФ Г. пассажирскую таможенную декларацию в таможенный орган не подавал, о перемещении какого-либо товара из России в Финляндию не заявлял.
В ходе проведения государственным таможенным инспектором отдела таможенного оформления и таможенного контроля N 2 т/п МАПП Брусничное (далее - ГТИ ОТО и ТК N 2) Д. таможенного контроля в форме устного опроса, проведенного в соответствии со ст. 112 ТК ТС гр. РФ Г. заявил, что не перемещает товаров, подлежащих таможенному декларированию. Во время проведения таможенного контроля в форме таможенного осмотра на линии таможенного контроля, проведенного в соответствии со ст. 115 ТК ТС, установлено, что Г. перемещает наличные денежные средства.
В результате таможенного досмотра установлено, что Г. к досмотру предъявлено:
- денежных купюр РФ на сумму 1260000 руб.; - денежных купюр Европейского Союза на сумму 540 евро; - денежных купюр США на сумму 1000 долларов США. Общая сумма всей вывозимой валюты составляет 1319534 руб. 58 коп., что по курсу ЦБ России на 06.07.2014 составляет - 38443,94 доллара США, что превышает сумму, не подлежащую таможенному декларированию в письменной форме эквивалентную 10 тысячам долларов США, на 28443,94 доллара США, что по курсу ЦБ России на 06.07.2014 составляет - 976298 (девятьсот семьдесят шесть тысяч двести девяносто восемь) руб. 41 коп.
Г. объяснил, что целью поездки в Финляндию являлась оплата приобретенного им катера и доставка его в РФ. Для оплаты таможенных платежей он перемещал: 1000 долларов США, 550 евро, 1270000 рублей. Указанную сумму он хотел заявить и подать декларацию на перемещаемые денежные средства при прохождении паспортного контроля. При прохождении таможенного контроля пассажирскую таможенную декларацию не подавал, т.к. посчитал, что должен заполнить декларацию при прохождении паспортного контроля.
Были изъяты денежные средства: банкноты достоинством 5000 рублей РФ в количестве 195 штук на сумму 975 000 рублей, банкнота достоинством 1000 рублей РФ в количестве 1 штуки, банкноты достоинством 100 рублей РФ в количестве 2 штук на сумму 200 рублей, банкнота достоинством 50 рублей РФ в количестве 1 штуки на сумму 50 рублей, монеты достоинством: 10 рублей РФ, 5 рублей РФ, 1 рубль РФ, 50 копеек РФ в количестве 9 штук на сумму 48 рублей 50 копеек.
17.07.2014 в ОАР Выборгской таможни поступили копии документов материала проверки сообщения о преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 200.1 УК России, зарегистрированного в КУСП Выборгской таможни за N 50 от 06.07.2014, с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, ввиду отсутствия состава преступления.
Постановлением судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 24 ноября 2014 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.4 КоАП РФ, в отношении Г. было прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе уполномоченного по ОВД отдела административных расследований Выборгской таможни П.М. содержится просьба об отмене постановления судьи возвращении дела на новое рассмотрение, поскольку обжалуемое постановление принято с нарушением норм материального права, является незаконным и необоснованным.
Должностное лицо, подавшее жалобу, надлежаще извещено о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, ходатайств об отложении судебного разбирательства не представило, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие подателя жалобы.
Г. и его защитник в судебном заседании возражали против доводов жалобы, полагая постановление законным и обоснованным.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав объяснения Г. и его защитника, прихожу к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза, утвержденного Решением от 05.07.2010 N 51 Евразийского Экономического Сообщества Межгосударственного Совета, при единовременном вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму вывозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.
Административным правонарушением, предусмотренным ст. 16.4 КоАП РФ, признается недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния. Указанное административное правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от однократной до двукратной незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов либо конфискацию предмета административного правонарушения.
В соответствии с примечанием N 1 к ст. 16.4 КоАП России для целей применения настоящей статьи, незадекларированной признается сумма денежных средств и (или) стоимость дорожных чеков сверх разрешенной таможенным законодательством Таможенного союза к ввозу (вывозу) без таможенного декларирования в письменной форме.
Принимая решение по делу, судья установил, что Г., имея при себе денежные средства в сумме, подлежащей обязательному письменному декларированию, при прибытии на таможенный пост, собираясь произвести декларирование, сообщил об этом сотруднику таможенного органа, предъявив к осмотру деньги; приступил к заполнению таможенной декларации в зоне таможенного контроля, где и находятся бланки таможенных деклараций, получить ранее которые он не мог. Однако, таможенная декларация у него не была принята сотрудниками таможенного органа. Г. были предприняты все возможные меры к соблюдению требований законодательства, в частности, - положений Таможенного кодекса Таможенного союза. Данные обстоятельства, по мнению суда первой инстанции, свидетельствуют об отсутствии в действиях Г. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.4 КоАП РФ.
Данные выводы судьи считаю мотивированными, основанными на всестороннем, полном и объективном изучении и анализе имеющихся по делу доказательств в их совокупности и взаимосвязи, сформулированными с учетом правильного применения норм материального права.
Порядок перемещения физическими лицами товаров и транспортных средств для личного пользования определен главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) и Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее - Соглашение).
Приложение 3 к Соглашению содержит перечень товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, с освобождением от уплаты таможенных платежей. В соответствии с пунктом 26 Приложения N 3 к Соглашению транспортные средства для личного пользования могут быть вывезены за пределы таможенной территории Таможенного союза любым способом без уплаты таможенных платежей.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 8 Соглашения таможенному декларированию в письменной форме подлежат наличные денежные средства и (или) денежные инструменты, перемещаемые физическими лицами через таможенную границу, в случаях, установленных таможенным законодательством Таможенного союза.
Декларирование производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации (далее - ПТД), форма пассажирской таможенной декларации, порядок ее заполнения и подачи определены решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 287.
В соответствии с п. 2 Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 311 (ред. от 21.01.2014) (далее - Инструкция), в таможенных органах, находящихся на международных автомобильных пунктах пропуска, для заполнения ПТД должны быть оборудованы места с достаточным количеством чистых бланков декларации, а также образцов ее заполнения на государственном языке государства - члена Таможенного союза, русском и английском языках, а также на любом другом языке, использование которого будет признано таможенным органом целесообразным в месте совершения таможенных операций.
Как следует из схемы размещения дорожных и информационных знаков на МАПП Брусничное, имеющейся в материалах дела (л.д. 193), перед въездом в зону таможенного контроля установлен знак дорожного движения 3.10 "Движение пешеходов запрещено".
Доказательств того, что на территории МАПП Брусничное оборудованы специальные места для заполнения ПТД до въезда в зону таможенного контроля таможенным органом не представлено.
Исходя из изложенного следует, что у Г. отсутствовала объективная возможность до въезда в зону таможенного контроля заполнить ПТД и задекларировать имеющиеся у него наличные денежные средства. Данные обстоятельства не опровергаются как объяснениями самого Г., так и показаниями государственного таможенного инспектора Д., которая в судебном заседании показала, что Г. указал ей на наличие у него денежных средств, подлежащих декларированию. После данного сообщения, как следует из показаний Д., она и Г. направились в модуль таможенного поста, где Г. стал заполнять таможенную декларацию. Указанная ПТД сотрудниками таможни у Г. принята не была; мотивированные причины отказа в принятии ПТД таможенным органом не указаны.
В соответствии с положениями чч. 3 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Согласно положениям п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ суд при рассмотрении жалобы на постановление суд вправе вынести решения об отмене постановления и возвращении дела на новое рассмотрение только в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу, являющихся основанием для отмены постановления и возвращения дела на новое рассмотрение, не установлено.
Само по себе несогласие должностного лица, подавшего жалобу, с данной судом оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о допущении судом серьезных процессуальных нарушений при рассмотрении дела.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 24 ноября 2014 года, принятое в отношении Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменений, жалобу уполномоченного по ОВД отдела административных расследований Выборгской таможни П.М. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)