Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.10.2015 N 13АП-18128/2015 ПО ДЕЛУ N А21-11274/2014

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 октября 2015 г. по делу N А21-11274/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Борисовой Г.В., Дмитриевой И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: Штацкий Р.А. по доверенности от 19.11.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18128/2015) ИП Скворчевского В.Д. на решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.06.2015 по делу N А21-11274/2014 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению ИП Скворчевского Владимира Дмитриевича
к Калининградской областной таможне
о признании недействительными решения, требования

установил:

Индивидуальный предприниматель Скворчевский Владимир Дмитриевич (ОГРН 312392606100219, ИНН 39060688848) (далее - ИП Скворчевский В.Д., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Калининградской областной таможне (адрес: 236006, г. Калининград, Гвардейский пр., д. 30; далее - таможня, таможенный орган) о признании недействительными решения N 10226000/400/260914/Т0018 от 26.09.2014 (дело N А21-11274/2014) и требования N 100120000/400/081014/0000208 от 08.10.2014 (дело N А21-408/2015).
Определением от 10.03.2015 дела N А21-11274/2014 и N А21-408/2015 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, делу присвоен N А21-11274/2014.
Решением от 02.06.2015 арбитражный суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал, взыскал с ИП Скворчевского В.Д. в доход федерального бюджета госпошлину в размере 200 рублей.
Не согласившись с решением суда, ИП Скворчевский В.Д. обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, ввиду отсутствия в Федеральном законе от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 16-ФЗ) и в Соглашении по вопросам свободных (специальных особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010 (далее - Соглашение о СЭЗ) нормы, предусматривающей возложение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов на лиц, во владении и пользовании которых находятся товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, у Предпринимателя отсутствует обязанность уплаты таможенных пошлин, налогов. Как указывает Предприниматель, наличие свидетельства о допущении транспортного средства к международной перевозке предполагает коммерческий характер перевозки, в связи с чем, ИП Скворчевский В.Д. не является декларантом спорного транспортного средства.
В судебном заседании представитель таможни возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве. Предприниматель, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направил, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие ИП Скворчевского В.Д. в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 18 июня 2013 года на таможенном посту МАПП Мамоново Калининградской областной таможни по транзитной декларации N 10226120/180613/0003843, в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита выпущен товар "Материал протирочный".
Согласно сведениям, заявленным в транзитной декларации N 10226120/180613/0003843 и описи документов к ней, перевозчиком и декларантом по таможенной процедуре таможенного транзита указан ИП Скворчевский Владимир Дмитриевич. В качестве транспортного средства международной перевозки использовался грузовой фургон марки "VOLKSWAGEN LT35 TDI" 1997 года выпуска, VIN: WV1ZZZ2DZVH001275, с регистрационным номером 0621 МУЗ 9 (далее - ТС). Указанное ТС ввезено на территорию Калининградской области и помещено юридическим лицом ООО "ИНКАР" под таможенную процедуру свободной таможенной зоны без уплаты таможенных пошлин и налогов по ГТД (ДТ) N 3205030/300906/0042811.
Использование ТС ИП Скворчевским В.Д. для международной перевозки товаров с территории иностранного государства на территорию Калининградской области осуществлялось на основании договора аренды от 15.03.2013, согласно которому Скворчевский Владимир Дмитриевич (арендодатель) предоставляет ИП Скворчевскому В.Д. (арендатор) во временное пользование автомобиль марки "VOLKSWAGEN LT35 TDI", регистрационный номер 0621МУ 39, в целях перевозки грузов.
Таможней в период с 03.02.2014 по 26.09.2014 в соответствии со статьей 131 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) проведена камеральная таможенная проверка в отношении ИП Скворчевского В.Д. по вопросу соблюдения условий и ограничений таможенной процедуры свободной таможенной зоны при использовании ТС при перевозке товаров между территорией иностранного государства и Калининградской областью Российской Федерации по транзитной декларации N 10226120/180613/0003843, выпущенного в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны по ГТД (ДТ) N 3205030/300906/0042811.
В результате камеральной таможенной проверки таможней установлено несоблюдение условий и ограничений применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отношении транспортного средства, выразившееся в использовании предпринимателем транспортного средства при перевозке товаров между территорией иностранного государства в Калининградскую область Российской Федерации без завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
Указанные нарушения зафиксированы актом камеральной таможенной проверки N 10226000/400/260914/А0018 от 26 сентября 2014 года.
26.09.2014 таможенным органом вынесено обжалуемое решение N 10226000/400/260914/Т0018 о непредставлении полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении используемого в международных перевозках ТС, помещенного по ДТ N 3205030/300906/0042811 под таможенную процедуру свободной таможенной зоны без уплаты таможенных пошлин, налогов. 08 октября 2014 года вынесено требование об уплате таможенных платежей N 10012000/081014/0000208 по ГТД (ДТ) N 10205030/3009006/0042811 в размере 124 867, 53 рублей.
Решением от 15.12.2014 N 10012000/151214/0000027 с Предпринимателя в бесспорном порядке взыскано 124 867,53 руб. таможенных платежей и 2 747,09 руб. пени.
Решение N 10226000/400/260914/Т0018 от 26.09.2014 и требование N 100120000/400/081014/0000208 от 08.10.2014 обжалованы ИП Скворчевским В.Д. в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности обжалованных Предпринимателем решения и требования таможни, нарушения прав и законных интересов ИП Скворчевского В.Д. указанными актами не усмотрел. В связи с изложенным, заявление Предпринимателя оставлено судом первой инстанции без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя таможни, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) признаются недействительными при наличии одновременно двух условий: если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 80 ТК ТС таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, если в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств - членов таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами и при соблюдении условий, в связи которыми предоставлено такое освобождение.
Согласно пункту 4 статьи 80 ТК ТС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает и прекращается при установлении таможенных процедур в соответствии с пунктом 2 статьи 202 ТК ТС - в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
В силу частью 3 статьи 9 Закона N 16-ФЗ иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны могут размещаться и использоваться только на территории Особой экономической зоны, за исключением случаев, установленных Соглашением о СЭЗ в отношении Особой экономической зоны.
Согласно пункту 3 статьи 24 Соглашения Российская Федерация гарантирует, что иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в ОЭЗ в Калининградской области, и товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в ОЭЗ в Калининградской области, не могут быть вывезены с территории Калининградской области Российской Федерации на остальную часть таможенной территории таможенного союза без завершения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, за исключением транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в ОЭЗ в Калининградской области и совершающих международные перевозки товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью Российской Федерации и государствами, не являющимися членами таможенного союза, и перевозки товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью Российской Федерации и остальной частью Российской Федерации, а также товаров, вывозимых физическими лицами в качестве товаров для личного пользования в пределах норм беспошлинного ввоза, установленных международным соглашением, регулирующим порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском.
Согласно части 1 статьи 12.2 Закона N 16-ФЗ транспортные средства для перевозки грузов, тягачи, прицепы, полуприцепы, тракторы, автобусы, воздушные суда, водные суда, железнодорожный подвижной состав (включая порожние транспортные средства), помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны, рассматриваются для таможенных целей как транспортные средства международной перевозки при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств и перевозок товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью и остальной частью территории Российской Федерации через территорию иностранного государства, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза, при соблюдении следующих условий:
1) транспортное средство зарегистрировано на территории Калининградской области;
2) транспортное средство принадлежит юридическому лицу, государственная регистрация которого осуществлена в Калининградской области.
Согласно подпункту 40 пункта 1 статьи 4 ТК ТС транспортные средства международной перевозки - транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки пассажиров, грузов и (или) багажа.
Пунктом 1 статьи 24 Соглашение о СЭЗ предусмотрено, что порядок функционирования ОЭЗ в Калининградской области и применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны в той части, на которую действие настоящего Соглашения не распространяется, определяется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации N 16-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона N 16-ФЗ, действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны, завершается в соответствии со статьями 15 и 24 Соглашения о СЭЗ.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 15, действовавшего в спорный период, пункта 1 статьи 24 Соглашения о СЭЗ действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны должно быть завершено для вывоза товаров, помещенных под таможенную процедуру, с территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, за исключением транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в ОЭЗ в Калининградской области и совершающих международные перевозки товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью Российской Федерации и государствами, не являющимися членами Таможенного союза, и перевозки товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью Российской Федерации и остальной частью Российской Федерации.
Судом первой инстанции правомерно установлено и материалами дела подтверждается (свидетельством о допущении дорожного транспортного средства к перевозке грузов под таможенными печатями и пломбами N 10226000/141112/3224 от 14.11.2012, паспортом ТС 39 ТН 986057 от 30.09.2006 - дата продажи 09.07.2012), что ИП Скворчевский В.Д. 18.06.2013 осуществил международную перевозку товаров с коммерческой целью, используя для этого транспортное средство, принадлежащее ему как физическому лицу, помещенное под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
На основании изложенных норм судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что поскольку законодатель ограничил использование транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, для международной перевозки грузов, сделав исключение только для юридических лиц и транспортных средств, зарегистрированных на территории Калининградской области, предприниматель не вправе был осуществлять международную перевозку на принадлежащем ему транспортном средстве без завершения процедуры свободной таможенной зоны. При вывозе транспортного средства ИП Скворчевским В.Д. с территории Калининградской области оно утратило статус транспортного средства международной перевозки в значении, определенном пунктом 3 статьи 24 Соглашения о СЭЗ и части 1 статьи 12.2 Закона N 16-ФЗ, что повлекло за собой наступление для заявителя обязанности по завершению процедуры свободной таможенной зоны в отношении транспортного средства, то есть уплаты таможенных пошлин, налогов, и, соответственно, срока их уплаты.
Судом первой инстанции правомерно и обоснованно отклонены доводы Предпринимателя о том, что поскольку изначально декларантом транспортного средства выступило ООО "ИНКАР", оно должно осуществлять уплату таможенный платежей.
В соответствии с частью 2 пункта 11 статьи 11 Соглашения о СЭЗ, пунктом 5 статьи 13 Закона N 16-ФЗ при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны декларантом товаров может выступать юридическое лицо, которое являлось декларантом товаров при таможенном декларировании товаров в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны, либо иное лицо, указанное в подпункте 1 или абзаце пятом подпункта 2 статьи 186 Таможенного кодекса Таможенного союза, а именно, лицо государства - члена таможенного союза:
- - заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена;
- - имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки;
- - иностранные лица, имеющие право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства - члена таможенного союза.
Подпунктом 5 статьи 188 ТК ТС обязанность соблюдать требования и условия пользования товаров в соответствующей таможенной процедуре возложена на декларанта. В силу статьи 79 ТК ТС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
На основании изложенного, судом первой инстанции правомерно указано, что в силу норм таможенного законодательства допускается продажа товара декларантом, осуществившим помещение этого товара под процедуру свободной таможенной зоны, иным лицам. При этом в силу закона у такого лица возникает право выступить в качестве декларанта при завершении процедуры свободной таможенной зоны и обязанность завершить процедуру свободной таможенной зоны для вывоза товаров с территории СЭЗ.
Судом первой инстанции также правомерно отклонен довод Предпринимателя о том, что 14.11.2012 ИП Скворчевскому В.Д. было выдано свидетельство о допущении транспортного средства к международной перевозке N 10226000/141112/3224 сроком действия до 14.11.2014, что освобождает его от завершения таможенной процедуры и уплаты таможенных пошлин, поскольку данное свидетельство выдано Скворчевскому В.Д. не как субъекту предпринимательской деятельности, а как физическому лицу и собственнику транспортного средства для вывоза в личных целях.
Пунктом 50 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки, утвержденной Приказом ФТС России от 06.07.2012 N 1373, предусмотрено, что в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов принимается решение в области таможенного дела.
Таким образом, решение N 10226000/400/260914/Т0018 от 26.09.2014 и требование N 100120000/400/081014/0000208 от 08.10.2014 правомерно признаны судом первой инстанции законными и обоснованными. Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные вводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 02 июня 2015 года по делу N А21-11274/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Скворчевского В.Д. - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
А.Б.СЕМЕНОВА

Судьи
Г.В.БОРИСОВА
И.А.ДМИТРИЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)