Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.07.2015 N 20АП-3339/2015 ПО ДЕЛУ N А62-347/2015

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2015 г. по делу N А62-347/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 14.07.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 21.07.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ЛБР-АгроМаркет" (ОГРН 1056758302040, ИНН 6729029898) и заинтересованного лица - Смоленской таможни (ОГРН 1026701425849, ИНН 6729005713), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Смоленской таможни на решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.04.2015 по делу N А62-347/2015,

установил:

следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ЛБР-АгроМаркет" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с иском к Смоленской таможне (далее - таможня) об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в размере 526 463 рублей 43 копеек.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 20.04.2015 заявленные требования удовлетворены.
Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемый отказ таможни в возврате излишне уплаченных таможенных платежей не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Не согласившись с принятым решением, таможня обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы таможня ссылается на неправильное применение судом к рассматриваемым отношениям правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О. Ссылается на пропуск заявителем без уважительных причин годичного срока на возврат излишне уплаченных таможенных платежей. Полагает, что возврат из бюджета денежных средств возможен только в случае признания незаконным отказа таможенного органа в возврате этих денежных средств.
В судебное заседание участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени его проведения, не явились, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции обжалуемой части подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, обществом на Заднепровский таможенный пост поданы таможенные декларации (ДТ): N 10113080/201112/0023145, по которой исчислены таможенные платежи в сумме 526 463 рублей 43 копеек; N 10113080/101212/0024569, по которой исчислены таможенные платежи в сумме 185 535 рублей 12 копеек.
Обществу 29.11.2012 отказано в выпуске товаров по ДТ N 10113080/201112/0023145 в связи с изменением классификационного кода и отсутствием компетенции Заднепровского таможенного поста по оформлению товара в соответствии с положениями приказа ФТС России от 01.06.2011 N 1144.
09.01.2013 обществу отказано в выпуске товаров по ДТ N 10113080/101212/0024569 в соответствии с пунктом 6 статьи 193 Таможенного кодекса Таможенного союза.
По указанным декларациям с авансового счета Общества были списаны таможенная пошлина и НДС на общую сумму 711 998 рублей 55 копеек.
Общество 26.12.2013 обратилось в таможню с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм таможенных платежей по ДТ N 10113080/201112/0023145 и ДТ N 10113080/101212/0024569 в размере 711 998 рублей 55 копеек.
По ДТ N 10113080/101212/0024569 таможней 14.01.2014 принято решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных пошлин, налогов N 10113000/140114/ВИз-4/-/3, на основании которого в соответствии со статьей 148 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон 311-ФЗ) обществу возвращена сумма уплаченного НДС в размере 185 535 рублей 12 копеек.
20.01.2014 таможенным органом обществу отказано в удовлетворении заявления в части возврата излишне уплаченных таможенных пошлин по ДТ N 10113080/201112/0023145 в размере 526 463 рублей 43 копеек в связи с пропуском установленного частью 2 статьи 148 Федерального закона 311-ФЗ годичного срока для обращения с соответствующим заявлением.
Не согласившись с данным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая требования общества по существу, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Статьей 90 ТК ТС установлено, что возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Возврат таможенных пошлин, налогов производится также в случаях, указанных в части 1 статьи 148 Федерального закона N 311-ФЗ, в том числе в случае отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой в отношении сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных в связи с регистрацией таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру.
Согласно части 2 статьи 148 Федерального закона N 311-ФЗ возврат производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, в соответствии с указанной статьей применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей, предусмотренному статьей 147 Федерального закона N 311-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 части 12 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.
Таким образом, обратиться в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей общество было вправе в течение года после отказа в выпуске таможенным органом ДТ N 10113080/201112/0023145, то есть не позднее 29.11.2013.
Общество обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате таможенных платежей 26.12.2013, то есть с пропуском установленного частью 2 статьи 148 Федерального закона N 311-ФЗ срока.
В то же время согласно части 1 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ заявление о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Аналогичный порядок и срок для возврата излишне уплаченных платежей предусмотрен статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
В силу пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О, норма статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, и не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом указанный в данном определении Конституционного Суда Российской Федерации принцип возможности защиты лицом своих прав при возврате излишне уплаченных сумм в бюджет путем подачи иска в суд в пределах срока исковой давности подлежит применению и к правоотношениям, связанных с возвратом излишне уплаченных таможенных платежей.
Каких-либо принципиальных отличий в правовом регулировании возврата излишне уплаченных сумм налогов и излишне уплаченных сумм таможенных платежей нормы пункта 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и нормы части 2 статьи 148 Федерального закона N 311-ФЗ не содержат.
Согласно пункту 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что в силу изложенных норм права и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации общество вправе обратиться в арбитражный суд с имущественным требованием о возврате излишне уплаченной таможенной пошлины в течение общего трехгодичного срока исковой давности, установленного пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, с момента, когда общество узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Учитывая, что право на возврат суммы таможенной пошлины возникло у общества на следующей день после даты отказа в выпуске таможенным органом ДТ N 10113080/201112/0023145 (30.11.2012), то в арбитражный суд с имущественным требованием о возврате излишне уплаченной таможенной пошлины в сумме 526 463 рублей 43 копеек общество обратилось (21.01.2015) в пределах общего трехгодичного срока исковой давности, установленного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, обществом соблюден и трехлетний срок, установленный статьей 147 Федерального закона N 311-ФЗ, исчисляемый с момента излишней уплаты таможенных платежей.
Факт излишней уплаты обществом таможенных платежей в сумме 526 463 рублей 43 копеек по ДТ N 10113080/201112/0023145 подтвержден материалами дела и обществом не оспаривается.
Аналогичный правовой подход изложен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2015 N 310-КГ14-8046 по делу N А62-554/2014.
С учетом изложенного доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм права.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.04.2015 по делу N А62-347/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи
Н.В.ЗАИКИНА
Е.В.МОРДАСОВ
В.Н.СТАХАНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)