Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 24.09.2015 N Ф05-13256/2015 ПО ДЕЛУ N А40-180459/14

Требование: О признании незаконным решения таможенного органа и обязании возвратить излишне уплаченный НДС.

Разделы:
Таможенные платежи; Таможенное дело
Обстоятельства: Заявление общества о возврате излишне уплаченного НДС возвращено без рассмотрения со ссылкой на то, что общество не представило документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 сентября 2015 г. по делу N А40-180459/14


Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Долгашевой В.А., Кузнецова В.В.
при участии:
от заявителя Ворониной Т.Н., дов. от 20.11.2014
от заинтересованного лица Волковой Е.И., дов. от 13.01.2015 N 03-17/37
рассмотрев 17 сентября 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу
закрытого акционерного общества "ЭУР-МЕД Денталдепо" - заявителя
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 13 марта 2015 года,
принятое судьей Дранко Л.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 19 мая 2015 года,
принятое судьями Поташовой Ж.В., Лепихиным Д.Е., Яковлевой Л.Г.
по делу N А40-180459/14
по заявлению закрытого акционерного общества "ЭУР-МЕД Денталдепо" о признании незаконным решения Московской областной таможни

установил:

Закрытое акционерное общество "ЭУР-МЕД Денталдепо" (далее - ЗАО "ЭУР-МЕД Денталдепо", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Московской областной таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 03.10.2014 N 17-23/34240 о возврате без рассмотрения заявления общества от 25.09.2014 N 30, касающегося возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств. Также общество просило обязать таможню возвратить 985 955 руб. 67 коп. излишне уплаченного НДС.
Решением названного арбитражного суда от 13.03.2015, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2015, признано незаконным оспоренное решение от 03.10.2014 N 17-23/34240. В качестве восстановления нарушенного права суд обязал таможню рассмотреть по существу заявление общества от 25.09.2014 N 30. Также суд взыскал с таможни 2 000 рублей госпошлины и 54 000 рублей расходов на оплату юридических услуг.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части, касающейся обязания таможни возвратить сумму излишне уплаченного НДС, общество подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить как не соответствующие требованиям законодательства и представленным в дело доказательствам.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель общества поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель таможни просил жалобу отклонить, считая акты судов двух инстанций в обжалованной части соответствующими требованиям законодательства и представленным в дело доказательствам.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции находит принятые по делу судебные акты в обжалованной части подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как установлено судами двух инстанций, ЗАО "ЭУР-МЕД Денталдепо" ввезло на таможенную территорию Российской Федерации и по ДТ N 10130060/220813/0021584 задекларировало в числе прочего следующие товары: товар N 1 (9018410000) - установки стоматологические "Дипломат" с принадлежностями, товар N 2 (9402900000) - стул для врача модель "Дипломат Д10Л", товар N 6 (8414802209) - компрессоры стоматологические "KD". При этом общество заявило льготу по уплате НДС по товару - медицинские изделия, представив в подтверждение льготы регистрационные удостоверения с приложениями к ним от 04.06.2013 N 2010/08103, от 05.06.2013 N ФСЗ 2010/08101, ФСЗ 2010/08102, N ФСЗ 2012/13251 и декларации соответствия от 27.06.2013 с регистрационными номерами РОСС.SK.ME20.Д01460, РОСС.SK.ME20.Д01457, РОСС.SK.ME20.Д01459, РОСС.SK.ME20.Д01458.
По результатам проведенной проверки таможня вынесла решение о корректировке графы 47 ДТ N 10130060/220813/0021584 в отношении товаров N 1, 2, 6, посчитав, что у общества отсутствует право на применение льготы по уплате НДС в отношении ввезенных медицинских изделий.
Для целей скорейшего выпуска товара на территорию Российской Федерации общество скорректировало сведения в графе 47 таможенной декларации и уплатило НДС по ставке 18% в размере 985 955 руб. 67 коп.
Впоследствии общество на основании части 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) обратилось в Московскую областную таможню с заявлением от 25.09.2014 N 30 о возврате 985 955 руб. 67 коп. излишне уплаченного НДС.
К этому заявлению общество приложило следующие документы: вышеупомянутые регистрационные удостоверения, декларации соответствия; свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, созданном до 01.07.2002; свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 16.12.2011; свидетельство о постановке на налоговый учет по месту нахождения юридического лица от 07.05.2008; Устав ЗАО "ЭУР-МЕД Денталдепо" восьмая редакция; протокол от 20.03.1995 N 1 общего собрания акционеров общества; приказ от 30.01.2013 N 09 о назначении гендиректора; протокол от 14.01.2013 N 1/13 общего собрания акционеров ЗАО "ЭУР-МЕД Денталдепо"; выписку из ЕГРЮЛ от 26.05.2014 N 3028; ДТ N 10130060/220813/0021584; требование на корректировку графы 47 ДТ N 10130060/220813/0021584; платежное поручение от 20.08.2013 N 674; документ контроля таможенных платежей ДК-1 N 10130060/220813/0021584.
Таможня письмом от 03.10.2014 N 17-23/34240 возвратила заявление от 25.09.2014 N 30 со ссылкой на то, что в нарушение требований части 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании общество не представило документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов по ДТ N 10130060/220813/0021584, а также копию свидетельства о государственной регистрации, засвидетельствованной в нотариальном порядке, либо заверенной таможенным органом при предъявлении оригинала документа.
Ранее направленное обществом заявление от 24.07.2014 N 685/07 о возврате излишне уплаченного НДС с документами по перечню согласно части 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании также было оставлено без рассмотрения таможенным органом письмом от 04.08.2014 N 17-23/26440 со ссылкой на непредставление обществом копии свидетельства о государственной регистрации и свидетельство о постановке на налоговый учет, а также документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей, налогов. Кроме того, обществу было разъяснено, что оно не имеет права на льготу по уплате НДС по ввезенному товару N 1, 2, 6, поскольку при таможенном оформлении не представило регистрационные удостоверения, подтверждающие, что ввозимый товар является изделиями медицинской техники либо медицинского назначения.
Повторно направленное в таможню заявление от 28.08.2014 N 25 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей также было оставлено без рассмотрения письмом Московской областной таможни от 12.09.2014 N 17-23/31573 по причине непредставления обществом копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица и документов, подтверждающих излишнюю уплату таможенных пошлин, налогов.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения ЗАО "ЭУР-МЕД Денталдепо" в суд за судебной защитой. По утверждению общества, ему необоснованно отказано в праве на льготу по уплате НДС по задекларированным товарам N 1, 2, 6.
В соответствии со статьей 74 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: тарифные преференции; тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин); льготы по уплате налогов; льготы по уплате таможенных сборов.
Тарифные преференции представляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 211 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, в том числе в случае, если в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение (пункт 4 части 3 статьи 80 ТК ТС).
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, а именно, важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники.
В силу пункта 2 статьи 150 НК РФ и подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией: товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 настоящего Кодекса, а также сырья и комплектующих изделий для их производства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19 утвержден Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень).
В примечании к вышеназванному Постановлению указано, что не подлежит обложению медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в установленном Минздравом России порядке.
Принадлежность медицинской техники к названному Перечню определяется кодом Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93.
Статьей 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" вместо терминов "медицинская техника", "изделия медицинского назначения" введен новый термин "медицинские изделия".
Согласно пункту 1 статьи 38 указанного Закона медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
В соответствии с названной нормой Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила), которыми предусмотрена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на "медицинское изделие".
Суды двух инстанций, оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, пришли к выводу о том, что у таможенного органа отсутствовали основания для оставления всех заявлений о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов без рассмотрения.
При этом суды исходили из того, что на ввезенные обществом медицинские изделия Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития выданы регистрационные удостоверения от 04.06.2013 N 2010/08103, от 05.06.2013 N ФСЗ 2010/08101, ФСЗ 2010/08102, N ФСЗ 2012/13251. Согласно этим регистрационным удостоверениям и декларациям соответствия ввезенные обществом товары N 1, 2 - установки стоматологические "Дипломат" с принадлежностями, стул для врача модель "Дипломат Д10Л", соответствуют коду 94 5220 Общероссийского классификатора продукции (далее - ОКП) - "оборудование для кабинетов и палат, оборудование для лабораторий и аптек: оборудование стоматологическое, зубопротезное, оториноларингологическое", товар N 6 - компрессоры стоматологические "KD" - коду 94 5250 ОКП "оборудование для кабинетов и палат, оборудование для лабораторий и аптек: оборудование и агрегаты медицинские разные".
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств суд кассационной инстанции считает правильным вывод судов двух инстанций о том, что ввезенные обществом товары медицинского назначения подлежали освобождению от уплаты НДС.
В этой части вывод судов двух инстанций сторонами по делу не обжалуется.
Обращаясь в суд за судебной защитой, общество просило обязать таможню возвратить 985 955 руб. 67 коп. излишне уплаченного НДС.
Суд первой инстанции, изменяя способ устранения нарушенного права и обязывая таможню рассмотреть по существу заявление общества от 25.09.2014 N 30, сослался на то, что таможенный орган не рассматривал по существу представленные с заявлением от 25.09.2014 N 30 документы и вопрос о возврате обществу заявленных денежных средств, а суд не вправе подменять таможенный орган и обязывать его принять конкретные решения по нерассмотренным им вопросам.
Данный вывод суда первой инстанции, поддержанный апелляционным судом, является ошибочным.
В силу части 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров.
Частью 2 названной статьи определен перечень документов, которые должны прилагаться к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей.
Согласно части 4 той же статьи при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления.
В соответствии с частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществлял администрирование данных денежных средств.
При этом таможенный орган не может осуществлять администрирование произвольно, не основываясь на нормах права.
Как установлено судами двух инстанций, с заявлением о возврате излишне уплаченного НДС общество обращалось в таможню трижды, в частности, с заявлениями от 25.09.2014 N 30, от 24.07.2014 N 685/07, от 25.09.2014 N 30. В ответах на эти заявления таможня указывала на непредставление обществом в нарушение требований части 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов по ДТ N 10130060/220813/0021584.
При этом суды при рассмотрении данного дела признали, что общество при обращении с заявлением от 25.09.2014 N 30 о возврате излишне уплаченного НДС представило все необходимые документы и у таможенного органа отсутствовали основания для оставления без рассмотрения всех этих заявлений общества.
В связи с чем вывод судов о том, что таможенный орган не рассматривал по существу представленные с заявлением от 25.09.2014 N 30 документы и вопрос о возврате обществу заявленных денежных средств противоречит установленным судами фактическим обстоятельствам и представленным в дело доказательствам.
В рассматриваемом случае признанное незаконным судом решение таможни исходя из его содержания представляет отказ в возврате НДС несмотря на указание в решении на оставление заявления общества без рассмотрения.
При изложенных выше обстоятельствах в данном конкретном случае определенный судом способ не приведет к восстановлению нарушенного права общества на возврат излишне уплаченного НДС, права на возврат которого подтвержден судами двух инстанций в рамках рассматриваемого дела.
С учетом изложенного в указанной части принятые по делу судебные акты подлежат отмене с вынесением нового решения по делу об обещании таможни возвратить обществу 985 955 руб. 67 коп. излишне уплаченного НДС.
В части взыскания судебных расходов по делу судебные акты по делу не обжалуются.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 13 марта 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2015 года по делу N А40-180459/14 отменить в части обязания Московской областной таможни рассмотреть по существу заявление закрытого акционерного общества "ЭУР-МЕД Денталдепо" от 25.09.2014 N 30.
Обязать Московскую областную таможню возвратить ЗАО "ЭУР-МЕД Денталдепо" 985 955 (девятьсот восемьдесят пять тысяч девятьсот пятьдесят пять) рублей излишне уплаченных таможенных платежей.

Председательствующий судья
И.В.ТУБОЛЕЦ

Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
В.В.КУЗНЕЦОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)