Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.10.2015 N 15АП-15851/2015 ПО ДЕЛУ N А32-29976/2014

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2015 г. N 15АП-15851/2015

Дело N А32-29976/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Манджиевым П.С.,
при участии:
от Новороссийской таможни - Мирошниченко М.В. по доверенности от 17.12.2014 N 200,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 10.07.2015 по делу N А32-29976/2014, принятое судьей Меньшиковой О.И.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КубаньИнтерпрайсис"
к Новороссийской таможне,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "КубаньИнтерпрайсис" (далее - ООО "КубаньИнтерпрайсис", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) об обязании Новороссийской таможни возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в размере 760 588,99 рублей, в том числе 644 567,02 рублей таможенных платежей и 116 021,97 рубль НДС (требования, уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.07.2015 заявленные требования удовлетворены. В пользу общества с таможенного органа взыскано 18 211,78 рублей госпошлины по заявлению и 13 500 рублей в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя.
Судебный акт мотивирован тем, что заявление общества получено таможней до истечения срока обращения с ходатайством о возврате таможенных платежей; факт переплаты таможенных платежей подтверждается материалами дела; срок давности обращения с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей не нарушен.
Не согласившись с принятым судебным актом, Новороссийская таможня обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просила отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что положения статьи 148 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) распространяются только на случаи восстановления режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференции. Соответственно, возврат таможенных пошлин в спорном случае должен осуществляться на основании статьи 147 Закона N 311-ФЗ.
В отзыве на апелляционную жалобу общество не согласилось с доводами таможенного органа, просило решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества не явился, извещен надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, обществом совершены таможенные операции по ввозу товаров, оформленные по декларациям на товары (далее - ДТ) N N 10317110/080111/0000178, 10317110/250112/0001279, 10317110/270112/0001413, 10317110/030212/0001712, 10317110/030212/0001714, 10317110/090212/0002053, 10317110/140212/0002319, 10317110/160212/0002487, 10317110/180212/0002635, 10317110/210212/0002772, 10317110/210212/0002764, 10317110/260212/0003163, 10317110/060312/0003856, 10317110/110312/0004182, 10317110/180112/0000801, 10317110/250112/0001270, 10317110/180212/0002634, 10317110/160312/0004669 (далее - спорные ДТ).
Одновременно с предоставлением деклараций, в соответствии со ст. 62 ТК ТС, в целях получения преференциального режима по уплате таможенных платежей ООО "Кубаньинтерпрайсис" были представлены оригиналы сертификатов о происхождении товара по форме "А" (далее - сертификаты) в отношении товаров, декларированных по вышеуказанным ДТ.
Однако, в ходе таможенного декларирования товаров, должностными лицами ОТО и ТК Новороссийского юго-восточного таможенного поста были приняты решения об отказе в предоставлении тарифных преференций в отношении товаров, декларированных по вышеуказанным ДТ.
Впоследствии, с учетом результатов дополнительной проверки, проведенной в отношении представленных ООО "Кубаньинтерпрайсис" сертификатов, в период 2011-2012 гг. отделом товарной номенклатуры и происхождения товаров восстановлен преференциальный режим в отношении товаров, декларированных по вышеуказанным ДТ (восстановлен режим наиболее благоприятствующей нации или тарифных преференций, так как ООО "Кубаньинтерпрайсис" ранее заявлялись тарифные преференции).
С учетом представленного ООО "Кубаньинтерпрайсис" сертификата, 16.10.2012 отделом товарной номенклатуры и происхождения товаров предоставлены тарифные преференции в отношении товара N 1, декларированного по ДТ N 10317110/160312/0004669 (предоставлен режим наиболее благоприятствующей нации или тарифных преференций, так как ООО "Кубаньинтерпрайсис" ранее не заявлялись тарифные преференции).
В связи с изложенным общество письмом от 18.03.2014 за N 17 обратилось в Новороссийскую таможню с заявлением о возврате денежных средств, излишне уплаченных в связи с отказом в предоставлении тарифных преференций по спорным декларациям на товары.
Письмом от 21.05.2014 N 13-13/16987 Новороссийская таможня отказала в возврате таможенных платежей, сославшись на пропуск срока.
Не согласившись с действиями Новороссийской таможни, выразившимися в отказе возвратить излишне уплаченные таможенные платежи, изложенном в письме от 21.05.2014 N 13-13/16987, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии со статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного союза любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государств - членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
В силу ст. 90 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. Из содержания статьи 89 Таможенного кодекса Таможенного союза излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление, и прилагаемые к нему документы, подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В силу п. 12 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:
- при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности с учетом положения части 10 настоящей статьи;
- если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;
- в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.
Таким образом, в отношении возврата излишне уплаченных таможенных платежей предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, несоблюдение которого в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для оставления заявления без рассмотрения.
Материалами дела подтверждается, и таможенным органом не оспаривается, что заявителем произведена уплата таможенных платежей по спорным декларациям на товары в связи с отказом в предоставлении таможенных преференций.
Порядок принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставления тарифных преференций утвержден приказом ФТС России от 02 августа 2012 года N 1565 (далее - Приказ N 1565).
Согласно пунктам 25 - 28 Приказа N 1565 в отношении товаров, указанных в пункте 1 и подпункте "1" пункта 2 статьи 63 Таможенного кодекса Таможенного союза, применяется (восстанавливается) режим предоставления тарифных преференций при условии подтверждения страны происхождения этих товаров до истечения 1 (одного) года со дня регистрации таможенным органом таможенной декларации. С целью восстановления тарифных преференций декларант (таможенный представитель) обращается в таможенный орган с заявлением о восстановлении тарифных преференций (далее - Заявление), составленным в произвольной форме. Заявление о восстановлении тарифных преференций не может являться основанием для принятия таможенным органом решения о восстановлении (отказа в восстановлении) тарифных преференций, если такое Заявление подано в таможенный орган по истечении 1 (одного) года со дня регистрации таможенным органом таможенной декларации, о чем таможенный орган информирует декларанта (таможенного представителя). Заявление подается в таможню, в регионе деятельности которой осуществлялось таможенное декларирование товаров.
В соответствии с ч. 6 ст. 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Согласно ч. 9 ст. 147 Закона N 311-ФЗ при возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в соответствии со ст. 148 Закона N 311-ФЗ.
Как указано в п. 3 ч. 1 ст. 148 Закона N 311-ФЗ, возврат таможенных пошлин, налогов производится также в случае восстановления режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций.
На основании ч. 2 ст. 148 Закона N 311-ФЗ возврат таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в ч. 1 данной статьи, производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, в соответствии с настоящей статьей применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей.
Таким образом, по смыслу ТК ТС и Закона N 311-ФЗ предоставление режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций следует отличать от восстановления указанного режима или упомянутых преференций. В силу пункта 3 статьи 63 ТК ТС в случае предоставления (восстановления) режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций уплаченные суммы ввозных таможенных пошлин подлежат возврату (зачету) в соответствии со статьей 90 ТК ТС, которая, в свою очередь, отсылает к национальному законодательству государства - члена Таможенного союза, то есть при применении законодательства Российской Федерации - к статьям 147 и 148 Закона о таможенном регулировании.
В пункте 3 части 1 статьи 148 Закона N 311-ФЗ прямо предусмотрено, что положения данной статьи применяются только к случаям восстановления режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций. При этом согласно части 2 статьи 148 и части 9 статьи 147 Закона о таможенном регулировании в указанных случаях суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, возврату не подлежат.
Согласно материалам дела обществом при декларировании товара по спорным декларациям в целях получения преференциального режима по уплате таможенных платежей были представлены оригиналы сертификатов о происхождении товара по форме "А".
Однако, в ходе таможенного декларирования товаров, должностными лицами ОТО и ТК Новороссийского юго-восточного таможенного поста были приняты решения об отказе в предоставлении тарифных преференций в отношении спорных товаров.
Общество оплатило таможенные платежи.
Впоследствии, с учетом результатов дополнительной проверки, проведенной в отношении сертификатов, представленных ООО "Кубаньинтерпрайсис", в период 2011-2012 гг. отделом товарной номенклатуры и происхождения товаров таможенного органа восстановлен преференциальный режим в отношении товаров, декларированных по спорным ДТ (восстановлен режим наиболее благоприятствующей нации или тарифных преференций, так как ООО "Кубаньинтерпрайсис" ранее заявлялись тарифные преференции).
Таким образом, общество вправе требовать возврата излишне уплаченных таможенных платежей в течение периода, установленного Законом N 311-ФЗ.
Вместе с тем, закрепление в статьях 147 и 148 данного Федерального закона сроков для возврата таможенных пошлин, налогов не препятствует лицу в случае пропусков указанных сроков обратиться в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства.
В этом случае, в отсутствие в таможенном законодательстве положений, устанавливающих срок на обращение в суд с требованием о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей и налогов, такое требование подлежит рассмотрению с применением общих правил исчисления срока исковой давности (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации) и продолжительности срока исковой давности в три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На необходимость применения данного срока в публичных правоотношениях неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (определения от 21.06.2001 N 173-О, от 03.07.2008 N 630-О-П).
В свою очередь, по декларации на товары N 10317110/160312/0004669 таможенный орган не восстанавливал режим тарифных преференций, обществу на основании сертификата происхождения товара предоставлен режим наиболее благоприятствующей нации, однако денежные средства, уплаченные в счет таможенных платежей по данной декларации, возвращены декларанту не были.
Соответственно, возврат (зачет) сумм ввозных таможенных пошлин в случае предоставления режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций должен осуществляться на основании статьи 147 Закона о таможенном регулировании, предусматривающей возврат (зачет) не только сумм ввозных таможенных пошлин, но также и сумм названных выше пеней и процентов (часть 9 статьи 147).
Как следует из материалов дела, заявления общества о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по спорным декларациям направлены в таможню 23.11.2012 и 25.12.2012, то есть в пределах установленного срока.
Факт наличия переплаты таможенных платежей в рассматриваемом случае подтверждается материалами дела. Задолженность по уплате таможенных платежей перед бюджетом РФ у общества отсутствует, что подтверждается представленными заявителем и заинтересованным лицом сведениями.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для возврата излишне уплаченных таможенных платежей.
Доводы таможенного органа не опровергают выводы суда первой инстанции, выражают только несогласие с ними, в связи с чем не являются основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании, изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.07.2015 по делу N А32-29976/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
О.Ю.ЕФИМОВА

Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Р.Р.ИЛЮШИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)