Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.06.2015 N 13АП-1004/2015 ПО ДЕЛУ N А56-32260/2014

Разделы:
Таможенные платежи; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2015 г. по делу N А56-32260/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шамовой Г.А.
при участии:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: Булдыгерова И.С. по доверенности от 29.04.2015;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1004/2015) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.11.2014 по делу N А56-32260/2014 (судья Рыбаков С.П.), принятое
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Люкс Оил"
к Балтийской таможне
о признании незаконным бездействия

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Люкс Оил" (ОГРН 1127847045116, адрес: 199178, Санкт-Петербург, Большой проспект, В.О., 55, далее - заявитель, Общество, далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Балтийской таможни (место нахождения: 198184, Санкт-Петербург, Канонерский остров, дом 32, литера А, ОГРН 1037811015879, далее - Таможня, таможенный орган), выразившегося в невозврате излишне уплаченных таможенных платежей по декларациям на товары (далее - ДТ) NN 10216120/010413/0019489, 10216120/180713/0044924, 10216110/130114/0000962 в размере 582725,98 руб. и об обязании таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возврата излишне уплаченных платежей в размере 582 725,98 руб.
Решением суда от 19.11.2014 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Таможня, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В связи с невозможностью участия в судебном заседании 20.05.2015 г. - 27.05.2015 г. судьи Будылевой М.В. и в соответствии с правилами статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена ее замена на судью Борисову Г.В., в связи с чем рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, в связи с чем, жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 АПК РФ без участия представителя заявителя.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество на основании контракта от 01.11.2012 N 1981/11/12, заключенного с компанией "KITRA INDUSTRIES (M) SDN" (Малайзия), ввезло на территорию Российской Федерации товар - "какао-порошок без сахара, натуральный алказированный в бумажных мешках по 25 кг", который предъявлен к таможенному оформлению по ДТ N 10216120/010413/0019489, 10216120/180713/0044924, 10216110/130114/0000962.
Общество в соответствии со статьями 2 и 4 Соглашения от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" (далее - Соглашение), определило таможенную стоимость товаров в соответствии с первым методом - по цене сделки с ввозимыми товарами.
В ходе таможенного оформления Общество представило таможенному органу документы, предусмотренные статьей 183 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), в том числе: копию контракта, приложение к контракту, паспорт сделки, инвойсы, прайс-листы, транспортные накладные (CMR) и иные документы, предусмотренные действующим таможенным законодательством, необходимые для осуществления таможенных процедур.
Таможенный орган принял решение о корректировке таможенной стоимости, определив ее резервным методом, установленным статьей 10 Соглашения, на основе гибкого подхода к условиям применения предыдущих методов определения таможенной стоимости, путем использования способов, совместимых с принципами Соглашения с проставлением соответствующих отметок в бланке КТС, ДТС.
По результатам корректировки таможенной стоимости товаров сумма подлежащих уплате таможенных платежей увеличилась на 582725,98 руб. Общество уплатило дополнительно начисленные таможенные платежи в сумме 582725,98 руб., что подтверждается платежными поручениями от 22.03.2013 N 125, N 126, от 18.07.2013 N 299, от 09.01.2014 N 505, 506. Посчитав вышеуказанную сумму излишне уплаченной, общество 20.05.2014 обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств. Поскольку таможенным органом не вынесено решение о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 582725,98 руб. Общество, посчитав незаконным бездействие таможенного органа, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции установлена неправомерность доначисления таможенных платежей в связи с произведенной корректировкой таможенной стоимости ввезенного Обществом товара, основания для которой у таможенного органа отсутствовали, поскольку все необходимые документы, подтверждающие правомерность заявленной таможенной стоимости, определенной первым методом, Обществом представлены при декларировании товара. Установив означенные обстоятельства, суд удовлетворил заявление Общества и признал незаконным бездействие таможни, выразившееся в невозврате излишне уплаченных таможенных платежей, обязал таможню их возвратить.
Выслушав представителя таможни, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению на основании следующего.
В соответствии со статьей 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно пункту 1 статьи 2 Соглашения от 25.01.2008, заключенного между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения.
В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними могут быть проведены консультации между таможенным органом и лицом, декларирующим товары, с целью обоснованного выбора стоимостной основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров, отвечающей статьям 6 или 7 настоящего Соглашения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, практически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Соглашения, при любом из следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: установлены совместным решением органов таможенного союза; ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров;
2) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца (пункт 2 статьи 4 Соглашения).
- В соответствии с частью 4 статьи 65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и предоставляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации;
- Согласно части 1 статьи 68 ТК ТС решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции находит обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии у таможенного органа оснований для корректировки таможенной стоимости тора и о незаконности такой корректировки.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В силу пункта 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы (часть 2 статьи 147 названного Закона) подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов - в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства" рассматривая заявления о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а также сумм денежного залога, судам надлежит руководствоваться следующим. Согласно статьям 147 и 149 Закона о таможенном регулировании излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов, а также суммы денежного залога подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика (его правопреемника), к которому должен быть приложен комплект перечисленных в частях вторых этих статей документов.
Материалами дела также подтверждается, что в данном случае Обществом предпринята попытка реализовать порядок возврата излишне уплаченных таможенных платежей (статья 147 Закона N 311-ФЗ).
В силу положений статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания (часть 1).
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 названного Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата (часть 2).
Если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 названного Федерального закона, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений (часть 3).
В силу части 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 названной статьи.
Как следует из материалов дела Общество обратилось в таможенный орган с заявлением от 20.05.2014 о возврате излишне уплаченных платежей по ДТ NN 10216120/010413/0019489, 10216120/180713/0044924, 10216110/130114/0000962 в размере 582725,98 руб.
С заявлением Обществом представлены в таможенный орган следующие документы: копия описи к ДТ NN 10216120/010413/0019489, 10216120/180713/0044924, 10216110/130114/0000962 в размере 582725,98 руб., копия банковской карточки, заверенной банком. Также в заявлении отражено, что указанные в описи документы ранее представлялись в таможенный орган.
В письме от 30.05.2014 N 15-10/21572 Таможня сообщила Обществу об оставлении его заявления без рассмотрения на основании пункта 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ в связи с непредставлением документов: 1) подтверждающих уплату или взыскание таможенных пошлин, 2) документов, подтверждающих начисление таможенных пошлин, подлежащих возврату, 3) документа, подтверждающего факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов, 4) копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, 5) копии свидетельства о государственной регистрации, 6) документа подтверждающего полномочия лица, подписавшего заявление, 7) образца подписи лица, подписавшего заявление. Копия означенного письма представлена Таможней в материалы дела (л.д. 72-74), однако суд первой инстанции оставил данное доказательство без оценки. По требованию апелляционного суда Таможней представлено и приобщено к материалам дела доказательство отправки данного письма в адрес Общества (реестр почтовых отправлений, в котором за N 26 указано письмо N 15-10/21572 в адрес ООО "Люкс Оил", почтовая квитанция от 06.06.2014).
Суд первой инстанции, установив, что Обществом в заявлении о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ представлен образец подписи генерального директора (нотариально заверенная карточка образцов подписи и печати), а документы, прилагаемые к описи к ДТ предоставлялись в таможенный орган ранее при таможенном оформлении, изменения в данные документы не вносились, пришел к выводу о том, что заявителем в полном мере был соблюден порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, предусмотренный Законом N 311-ФЗ.
Однако, судом не учтено, что возможность непредставления с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин ранее представленных документов установлена только в отношении документов, указанных в пунктах 4 - 7 статьи 122 Закона N 311-ФЗ (копия устава юридического лица, копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копию свидетельства о государственной регистрации и др.). Между тем, Обществом с заявлением от 20.05.2015 не были представлены как документы, указанные в пунктах 4 - 7 статьи 122 Закона N 311-ФЗ, так и платежные документы, документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, подлежащих возврату, документ, подтверждающий факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов.
Непредставление означенных документов, в силу части 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, является основанием для оставления заявления без рассмотрения.
Таким образом, в рассматриваемом случае действия таможенного органа, оставившего без рассмотрения заявление Общества от 20.05.2014, соответствуют положениям приведенных норм Закона N 311-ФЗ, а потому не могут быть признаны незаконными.
С учетом изложенного, решение суда от 19.11.2014 подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой инстанции относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.11.2014 по делу N А56-32260/2014 отменить.
В удовлетворении заявления обществу с ограниченной ответственностью "Люкс Оил" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
И.Б.ЛОПАТО

Судьи
Г.В.БОРИСОВА
А.Б.СЕМЕНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)