Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.12.2013 N 06АП-6636/2013 ПО ДЕЛУ N А73-10109/2013

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2013 г. N 06АП-6636/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балинской И.И.
судей Песковой Т.Д., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Сателайт": Клюкин С.А., представитель по доверенности от 09.11.2013;
- от Хабаровской таможни: Пузанкова А.В., представитель по доверенности от 08.08.2013 N 04-37/121;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Хабаровской таможни
на решение от 25.10.2013
по делу N А73-10109/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Манник С.Д.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сателайт"
к Хабаровской таможне
о признании незаконным решения таможенного органа

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Сателайт" (далее - ООО "Сателайт", общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Хабаровской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным решения от 20.06.2013 N 15-21/8693 об отказе в возврате таможенных платежей по ДТ N 10703052/220312/0000514 в сумме 260 500,86 руб.; обязании возвратить денежные средства в размере 267 169,69 руб.
Решением суда от 25.10.2013 заявленные обществом требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение Хабаровской таможни от 20.06.2013 N 15-21/8693 об отказе в возврате ООО "Сателайт" таможенных платежей по ДТ N 10703052/220312/0000514 в сумме 260500 руб. 86 коп., обязал таможню возвратить обществу денежные средства в размере 267169 руб. 68 коп., кроме того взыскал с таможни в пользу общества 2000 руб. в возмещение судебных расходов.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, таможенный орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований общества. В обоснование жалобы таможенный орган ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
В судебном заседании представитель Хабаровской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласил жалобу. Просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "Сателайт" отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как усматривается из материалов дела, при исполнении контракта от 09.09.2011 N FHS-01 (далее - контракт) на поставку различных товаров общей стоимостью 200 млн. долл. США, заключенного обществом (покупатель) с Жаохэской торгово-экономической компанией с ограниченной ответственностью "Raohe Jincheng International Trade Co, LTD", обществом на территорию Российской Федерации ввезены товары по 14-ти товарным позициям, в отношении которых в таможню 22.03.2012 подана ДТ N 10703052/220312/0000514 (далее - ДТ N 514).
Декларантом представлены в таможенный орган все имеющиеся у него документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товара, задекларированного по ДТ N 514, включая: контракт от 09.09.2011 N FHS-01, приложение к контракту, дополнительное соглашение N 1 от 11.01.2012 к контракту; отгрузочная спецификация от 18.03.2012 N FHS-30-0, счет-фактура (инвойс) от 18.03.2012 N FHS-30-0, международная ТТН и другие документы.
В ходе таможенного контроля должностным лицом таможенного органа принято решение от 23.03.2012 о проведении дополнительной проверки, мотивированное выявлением рисков недостоверного декларирования с использованием систем управления рисками, более низкой ценой декларируемого товара по сравнению с ценами на идентичные или однородные товары.
Обществу предложено в срок до 19.05.2012 представить дополнительные документы для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров. Соответствующие документы и пояснения представлены обществом в таможню письмом от 16.05.2012 N 028.
По результатам рассмотрения представленных обществом документов таможенным органом принято решение от 20.06.2012 о корректировке таможенной стоимости товаров.
Декларанту предложено осуществить корректировку таможенной стоимости исходя из предложенных таможенным органом величин, поскольку обществом такая корректировка осуществлена не была, таможней составлены формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей КТС-1, КТС-2 и оформлена декларация таможенной стоимости формы ДТС-2 от 02.07.2012, согласно которой таможенная стоимость товаров определена по однородным товарам, что привело к увеличению размера таможенных платежей на 260 500,86 руб.
Посчитав произведенную корректировку таможенной стоимости товаров незаконной, общество обратилось в таможенный орган с заявлением от 17.06.2013, которым просило возвратить ему денежные средства в сумме 260500,86 руб. в связи с излишним взысканием таможенных платежей.
Таможня письмом от 20.06.2013 N 15-21/8693 возвратила указанное заявление в связи с непредставлением документов, подтверждающих факт излишней оплаты.
Не согласившись с данным отказом таможенного органа, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные обществом требования, пришел к обоснованному выводу о документальном подтверждении декларантом заявленной таможенной стоимости и отсутствии оснований для отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных настоящим Кодексом, - таможенным органом.
Пунктом 3 статьи 1 Соглашения между Правительством России, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение) таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, определяется в соответствии с настоящим Соглашением с учетом принципов и положений по оценке товаров для таможенных целей Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 (ГАТТ 1994).
Согласно пункту 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
Частью 1 статьи 4 Соглашения установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения, при соблюдении установленных в этой норме условий.
Иные методы определения таможенной стоимости, предусмотренные статьями 6 - 10 Соглашения, применяются, как это прямо следует из их содержания, а также абзацев 2-5 части 1 статьи 2 Соглашения, только при невозможности применения первого метода и прочих предусмотренных названными статьями методов, рассматриваемых последовательно.
Пунктом 1 статьи 69 ТК ТС установлено, что в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
В этом случае таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Порядок, сроки и форма доведения решения о проведении дополнительной проверки устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза.
Пунктом 4 той же статьи предусмотрено, что если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям международного договора государств - членов таможенного союза, регулирующего вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.
Порядок контроля таможенной стоимости товаров (далее - Порядок), а также формы принимаемых в ходе этого контроля решений и перечень дополнительных документов, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведении дополнительной проверки, утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376.
Согласно подпункту 1 пункта 11 Порядка одним из признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров являются выявленные с использованием СУР (Система управления рисками) риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров.
Судом по материалам дела установлен, что в целях документального подтверждения применения метода по стоимости сделки с ввозимым товаром декларант представил в таможенный орган документы в соответствии с Приложением N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров"
Представленные декларантом документы являются достаточными для подтверждения примененного им метода, поскольку подтверждают цену сделки, содержат сведения о наименовании, количестве и фиксированной цене товара, согласованных между сторонами внешнеэкономической сделки.
Доказательств недостоверности представленных Обществом документов либо заявленных в них сведений в нарушение статей 65, 200 АПК РФ таможней не представлено.
В соответствии со статьей 89 ТК ТС излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно пункту 2 статьи 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.
Следовательно, указанные денежные средства являются излишне уплаченными и согласно статье 89 ТК ТС подлежат возврату обществу в порядке, предусмотренном статьями 129, 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
Материалами дела подтверждается, что одновременно с заявлением о возврате денежных средств обществом представлен полный комплект документов, поименованных в пункте 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ (копии ДТ и КТС, платежных документов, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление, образец подписи лица). Иного таможенным органом не доказано.
Апелляционный суд не принимает довод таможенного органа о том, что, как основание для возврата таможенных платежей, к заявлению необходимо прикладывать решения арбитражного суда о признании незаконной корректировки таможенной стоимости.
Спорные таможенные платежи признаются излишне уплаченными с момента их оплаты (списания таможенным органом), следовательно, обязанность таможенного органа по их возврату возникает не из судебного акта, а из требований закона. В свою очередь, суд, признавая незаконными решения таможенного органа, лишь принимает меры к восстановлению нарушенных таможенным органом прав и законных интересов заявителя, понуждает ответчика исполнить закон, который он ранее не исполнял.
Факт уплаты обществом таможенных платежей в размере 260 500,86 руб., доначисленных в связи с корректировкой таможенной стоимости, а также пени в размере 6 668,82 руб., таможней не оспаривается.
Довод таможенного органа о том, что таможней принято решение о возврате заявления без рассмотрения, а не об отказе в возврате уплаченных таможенных платежей, судом апелляционной инстанции не принимается во внимание как не имеющий правового значения, поскольку незаявление в арбитражный суд требований о признании незаконными решений о корректировке и о принятии таможенной стоимости не лишает общество возможности защитить свои права иным способом, что соответствует положениям статьи 12, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 198 АПК РФ.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что решение таможни, оформленное письмом от 20.06.2013 N 15-21/8963, подлежит признанию незаконным как не соответствующее приведенным положениям таможенного законодательства Российской Федерации и Таможенного союза и нарушающее права и законные интересы общества и в порядке подпункта 3 пункта 4 статьи 201 АПК РФ обязал таможню устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества путем возврата ему денежных средств в указанном размере.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора в полном объеме оценены все обстоятельства, установленные по делу, дана надлежащая оценка всем доводам, приведенным как таможенным органом, так и декларантом.
В апелляционной жалобе не содержится доводов, влияющих на законность судебного акта, таможенным органом не представлено.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены обжалуемого решения. Обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены судом в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение от 25.10.2013 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-10109/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
И.И.БАЛИНСКАЯ

Судьи
Т.Д.ПЕСКОВА
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)