Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 08.12.2009 N Ф09-9920/09-С1 ПО ДЕЛУ N А47-4296/2009

Разделы:
Таможенные платежи; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2009 г. N Ф09-9920/09-С1

Дело N А47-4296/2009

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Василенко С.Н., Слюняевой Л.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Оренбургской таможни (далее - таможня) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.07.2009 по делу N А47-4296/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2009 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель таможни - Бугаев Д.Л. (доверенность от 31.12.2008 N 10-51/208).
Представители открытого акционерного общества Киембаевский горно-обогатительный комбинат "Оренбургские минералы" (далее - общество), участвующего в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенного надлежащим образом путем направления в его адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением об обязании таможни возвратить излишне уплаченные таможенные сборы по грузовым таможенным декларациям за март 2009 г. в сумме 234 500 руб.
Решением суда от 23.07.2009 (судья Савинова М.А.) заявленные требования удовлетворены. Таможня обязана возвратить обществу излишне уплаченные таможенные сборы по полным грузовым таможенным декларациям за март 2009 г. в сумме 234 500 руб.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2009 (судьи Плаксина Н.Г., Арямов А.А., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможня просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами положений Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс), постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров", иных норм материального права, указанных в кассационной жалобе, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Как следует из материалов дела, общество в период 2008 - 2009 гг. осуществляло вывоз с таможенной территории Российской Федерации товара - асбеста хризотилового.
С целью таможенного оформления вывозимого товара общество в октябре - декабре 2008 г. представило в таможню временные таможенные декларации и уплатило таможенные сборы в сумме 234 500 руб.
В марте 2009 г. обществом в отношении того же товара представлены в таможню полные грузовые таможенные декларации, при подаче которых обществом уплачены таможенные сборы за таможенное оформление товара в сумме 234 500 руб.
Считая, что уплата таможенных сборов за таможенное оформление полных таможенных деклараций является излишней, общество обратилось в таможню с заявлением от 30.04.2009 N 01/17-1915 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, в том числе в сумме 234 500 руб., уплаченных в марте 2009 г. за оформление полных грузовых таможенных деклараций.
Таможня письмом от 08.05.2009 отказала обществу в удовлетворении заявления о возврате излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 234 500 руб.
Считая отказ таможни в возврате излишне уплаченных таможенных сборов незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании таможни возвратить излишне уплаченные таможенные сборы по грузовым таможенным декларациям за март 2009 г. в сумме 234 500 руб.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из наличия оснований для обязания таможни возвратить таможенные сборы в сумме 234 500 руб., уплаченные за таможенное оформление полных таможенных деклараций.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Как следует из подп. 31 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса к таможенным сборам относится платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.
Пунктом 1 ст. 357.6 Таможенного кодекса предусмотрено, что таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
Из содержания п. 1 ст. 357.7 Таможенного кодекса следует, что таможенные сборы уплачиваются, в частности, за таможенное оформление - при декларировании товаров.
Согласно ст. 60 Таможенного кодекса при вывозе товаров таможенное оформление товаров начинается в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных названным Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление. Таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с названным Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
В силу п. 1, 2 ст. 138 Таможенного кодекса при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.
Согласно п. 1 ст. 357.10 Таможенного кодекса ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" предусмотрено, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
По делу о признании недействующим п. 7 указанного постановления от 28.12.2004 N 863 Верховный Суд Российской Федерации в решении от 24.05.2006 N ГКПИ06-495 и определении кассационной коллегии от 03.08.2006 N КАС06-267 отметил: подача полной таможенной декларации по своей природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации - и указал на отсутствие оснований для вывода о том, что оспариваемым пунктом регулируются условия и размер оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации.
С учетом данного вывода установленная п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.
Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2008 N 4574/08.
Следовательно, представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.
В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
Согласно п. 1, 2 ст. 355 Таможенного кодекса излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и названным Кодексом. Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что общество при перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров представило в таможню временные таможенные декларации и уплатило таможенные сборы за таможенное оформление товаров в сумме 234 500 руб. После завершения вывоза товара общество в отношении тех же товаров представило в таможню полные таможенные декларации, при подаче которых обществом уплачены таможенные сборы в сумме 234 500 руб.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что, поскольку денежные средства в сумме 234 500 руб. являются излишне уплаченными, оснований для отказа в возврате излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 234 500 руб. у таможни в данном случае не имелось.
При таких обстоятельствах выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований и обязания таможни возвратить обществу излишне уплаченные таможенные сборы по полным грузовым таможенным декларациям за март 2009 г. в сумме 234 500 руб. являются законными и обоснованными.
Довод таможни, изложенный в кассационной жалобе, о том, что при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы должны уплачиваться как при подаче временной, так и при подаче полной таможенной декларации, подлежит отклонению в связи с вышеизложенным.
Ссылка таможни, изложенная в кассационной жалобе, на положения постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863" была предметом рассмотрения апелляционным судом, и ей была дана надлежащая правовая оценка.
Согласно п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса акты таможенного законодательства, указы Президента Российской Федерации и постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 названной статьи.
Апелляционным судом установлено и материалами дела подтверждается, что таможенные сборы в сумме 234 500 руб. излишне уплачены обществом при подаче полных грузовых таможенных деклараций в период с 24.03.2009 по 31.03.2009. При этом временные грузовые таможенные декларации в отношении того же товара подавались и оплачивались обществом в октябре - декабре 2008 г.
Согласно разъяснениям, данным Федеральной таможенной службой в письме от 06.04.2009 N 01-11/14751, постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 вступило в силу с 25.03.2009, то есть после возникновения спорных правоотношений.
Соответственно, положения постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 не могут быть проверены применительно к обстоятельствам данного конкретного дела.
Иные доводы таможни, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.07.2009 по делу N А47-4296/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Оренбургской таможни - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.А.ПОРОТНИКОВА

Судьи
С.Н.ВАСИЛЕНКО
Л.В.СЛЮНЯЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)