Судебные решения, арбитраж
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 сентября 2007 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдкина А.А.,
судей Поповой Е.Г., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания Копункиным В.А.,
с участием:
от заявителя - представитель Кислицын Е.Л., доверенность от 23.10.2006 г.,
от ответчика - представитель Салимгареева К.Р., доверенность от 19.12.2006 N 01-04/11412,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу общество с ограниченной ответственностью "ЮКОС-ИМПОРТ" на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 июля 2007 года по делу N А55-5517/2007 (судья Степанова И.К.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЮКОС-ИМПОРТ", г. Москва,
к Самарской таможне, г. Самара,
о признании незаконным решений, действий таможенного органа и обязании принять (зачесть) в качестве таможенных платежей денежных средств,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью (далее - заявитель, ООО "ЮКОС-ИМПОРТ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнений принятых арбитражным судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признать незаконными решение Самарской таможни от 25.01.07 г. N 01-04-22/001; решение того же таможенного органа, выраженное в письме от 13.04.07 г. N 01-08-09/195; действий и бездействия Самарской таможни, препятствующих использованию ООО "ЮКОС-ИМПОРТ" принадлежащих ему авансовых платежей в качестве таможенных платежей, а также обязать Самарскую таможню принять (зачесть) в качестве платежей по распоряжению ООО "ЮКОС-ИМПОРТ" принадлежащие ему авансовые денежные средства в суммах: 129 285,06 долл. США, 80,58 Евро и 76,47 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.07.2007 г. заявленные требования удовлетворены частично. Решение Самарской таможни от 25.01.07 г. N 01-04-22/001; решение Самарской таможни, выраженное в письме от 13.04.07 г. N 01-08-09/195; совокупность действий и бездействия Самарской таможни, препятствующих использованию ООО "ЮКОС-ИМПОРТ" принадлежащих ему авансовых платежей в качестве таможенных платежей признаны незаконными. В остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда от 25.07.2007 г. в неудовлетворенной части, Общество обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в обязании Самарскую таможню принять (зачесть) в качестве платежей по распоряжению ООО "ЮКОС-ИМПОРТ" принадлежащие ему авансовые денежные средства в суммах: 129 285,06 долл. США, 80,58 Евро и 76,47 руб. и принять в этой части новый судебный акт об удовлетворении данных требований.
В судебном заседании представитель ООО "ЮКОС-ИМПОРТ" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции в части отказа отменить и вынести новое решение об удовлетворении требований Общества в полном объеме.
Представитель Самарской таможни в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворенных требований, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 24 сентября 2007 года до 9 часов 15 минут 28 сентября 2007 года.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим изменению в части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Обществом по заявлениям на перевод - N 25 от 04.05.2001 г., N 9 от 16.02.2001 г., N 108 от 05.06.2002 г., N 15 от 30.01.2002 г., N 210 от 16.10.2002 г., N 212 от 18.10.2002 г., N 229 от 14.11.2002 г., N 81 от 29.04.2002 г., N 86 от 20.03.2003 г., N 17 от 12.03.2001 г., N 104 от 16.04.2003 г., N 125 от 19.05.2003 г., N 126 от 19.05.2003 г., N 174 от 30.07.2003 г., N 197 от 03.09.2003 г., N 205 от 15.10.2002 г., N 234 от 29.10.2003 г., N 57 от 26.03.2002 г., N 65 от 10.02.2003 г., N 83 от 19.03.2003 г., N 14 от 25.05.1999 г. перечислены на счета таможенного органа авансовые платежи (т. 2 л.д. 26-64).
Наличие остатков авансовых платежей на счетах таможенного органа в общих суммах: 129 285,06 долл. США, 80,58 Евро и 76,47 подтверждается письмом Самарской таможни от 19.05.06 г. N 03-01/4235 (т. 1 л.д. 36-37).
Решением Самарской таможни от 25.01.2007 г. N 01-04-22/001 признаны правомерными действия главного государственного таможенного инспектора по отказу Обществу в принятии авансовых платежей (заявления на перевод N 9 от 16.02.2001 г., N 104 от 16.04.2003 г., N 174 от 30.07.2303 г., N 197 от 03.09.2003 г., N 205 от 15.10.2002 г., N 234 от 29.10.2003 г. N 57 от 26.03.2002 г., N 65 от 10.02.2003 г., N 83 от 19.03.2003 г.) по соответствующим ГТД, названные заявления на период возвращены заявителю.
Впоследствии решением того же таможенного органа, выраженном в письме 13.04.2007 г. N 01-08-09/195, таможенным органом отказано в зачете авансовых денежных средств, внесенных по платежным поручениям, указанным в письме 26.03.2007 г. N 14-037 (т. 1 л.д. 33-34), которые перечислены выше. Основанием отказа таможенным органом указано, что действующим законодательством РФ не предусмотри возможность зачета названных авансовых денежных средств.
Не согласившись с решением Самарской таможни от 25.01.2007 г. N 01-04-22/001, решением того же таможенного органа, выраженного в письме от 13.04.2007 г. N 01-08-09/195, совокупность действий и бездействий Самарской таможни, препятствующих исполнению Обществом принадлежащих ему авансовых платежей в качестве таможенных платежей и с просьбой обязать Самарскую таможню принять (зачесть) в качестве платежей по распоряжению Общества принадлежащие ему авансовые денежные средства в суммах: 129 285,06 долл. США, 80,58 Евро и 76,47 руб., ООО "ЮКОС-ИМПОРТ" обратилось с данным заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции исходил из отсутствия у таможенного органа правовых оснований для отказа Обществу в принятии авансовых платежей по соответствующим ГТД решением Самарской таможни от 25.01.2007 г. N 01-04-22/001 и отказа в зачете авансовых денежных средств, внесенных по платежным поручениям, указанным в письме от 26.03.2007 г. N 14-037, решением, выраженным в письме от 13.04.2007 г. N 01-08-09/195, а также пришел к выводу, что совокупность действий и бездействий Самарской таможни препятствующих использованию Обществом принадлежащем ему авансовых платежей в качестве таможенных платежей не соответствует ст. 303 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Однако апелляционный суд считает, что данные выводы суда первой инстанции являются ошибочными по следующим основаниям.
Решением Самарской таможни от 25 января 2007 года в удовлетворении жалобы ООО "ЮКОС-ИМПОРТ" на действия должностного лица таможенного паста "Новокуйбышевской" Самарской таможни главного государственного таможенного инспектора Прилипкиной С.В., а также на действия главного государственного таможенного инспектора таможенного паста "Новокуйбышевской" Самарской таможни Козыревой О.Н. по отказу в принятии авансовых платежей в счет уплаты таможенных платежей отказано.
Оспариваемое решение от 25 января 2007 года N 01-04-22/001 основано на нормах Таможенного кодекса Российской Федерации. Доводы, содержащиеся в названном решении, достаточно мотивированными, что соответствует требованиям, предъявляемым частью 1 статьи 56 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из письма от 13.04.2007 г. N 01-08-09/195, таможенным органом отказано в зачете авансовых денежных средств, внесенных по платежным поручениям, указанным в письме 26.03.2007 г. N 14-037 Общества, ссылкой на то, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотри возможность зачета названных авансовых денежных средств.
В соответствии со ст. 330 Таможенного кодекса Российской Федерации авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров.
Денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи. Такие авансовые платежи не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со ст. 353 Таможенного кодекса Российской Федерации.
В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей.
Возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33), если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня внесения их в кассу или поступления на счет таможенного органа.
Понятие излишне уплаченной или излишне взысканной суммы таможенных пошлин, налогов приведено в п. 1 ст. 355 Таможенного кодекса Российской Федерации, согласно которому излишне уплаченной суммой является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате.
По общему правилу, установленному п. 2 ст. 355 Таможенного кодекса Российской Федерации, излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату плательщику.
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов по желанию плательщика может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей, пеней, процентов или штрафов (пункт 8 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 9 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований, при наличии которых возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:
- при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей в размере указанной задолженности. В указанном случае может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов;
- если сумма таможенных платежей, подлежащих возврату, менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных платежей физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;
- в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.
Таким образом, лицо, внесшее авансовые денежные средства, по истечении трех лет со дня их уплаты (последнего списания со счета) не вправе произвести зачет денежных средств.
Как установлено судом Общество в таможенный орган с заявлением о зачете в течение трех лет со дня внесения денежных средств на счет таможенного органа не обращалось.
Кроме того, из материалов дела следует, что в настоящее время на лицевом счете таможенного органа не имеется авансовые денежные средств, внесенные Обществом по платежным поручениям N 25 от 04.05.2001 г., N 9 от 16.02.2001 г., N 108 от 05.06.2002 г., N 15 от 30.01.2002 г., N 210 от 16.10.2002 г., N 212 от 18.10.2002 г., N 229 от 14.11.2002 г., N 81 от 29.04.2002 г., N 86 от 20.03.2003 г., N 17 от 12.03.2001 г., N 104 от 16.04.2003 г., N 125 от 19.05.2003 г., N 126 от 19.05.2003 г., N 174 от 30.07.2003 г., N 197 от 03.09.2003 г., N 205 от 15.10.2002 г., N 234 от 29.10.2003 г., N 57 от 26.03.2002 г., N 65 от 10.02.2003 г., N 83 от 19.03.2003 г., N 14 от 25.05.1999 г., в связи с их перечислением в федеральный бюджет.
Принимая во внимание изложенное, у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания незаконными решение Самарской таможни от 25.01.2007 г. N 01-04-22/001, решение того же таможенного органа, выраженного в письме от 13.04.2007 г. N 01-08-09/195, а также действия и бездействия Самарской таможни, препятствующих исполнению ООО "ЮКОС-ИМПОРТ" принадлежащих ему авансовых платежей в качестве таможенных платежей.
Вместе с тем обжалуемый судебный акт в части отказа Обществу в удовлетворении заявления об обязании Самарскую таможню принять (зачесть) в качестве платежей по распоряжению ООО "ЮКОС-ИМПОРТ" принадлежащие ему авансовые денежные средства в суммах: 129 285,06 долл. США, 80,58 Евро и 76,47 руб. является законным и обоснованным.
Суд первой инстанции обоснованно с учетом положений п. 5 ст. 330, п. п. 2, 8, 9 ст. 335 Таможенного кодекса Российской Федерации сделал вывод об отсутствия правовых оснований для обязания таможенного органа произвести зачет авансовых денежных средства в суммах: 129 285,06 долл. США, 80,58 Евро и 76,47 руб.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции норм материального права - п. 5 ст. 330, п. п. 2, 8, 9 ст. 335 Таможенного кодекса Российской Федерации несостоятельны и подлежат отклонению в силу вышеизложенного.
Апелляционный суд не принимает во внимание решение Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-15180/2006, поскольку признания не законными действия таможни по перечислению в бюджет авансовых денежных средств само по себе не является основанием для возврата либо зачета авансовых денежных средства.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что принятое по делу судебный акт подлежит изменению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе, относятся на ООО "ЮКОС-ИМПОРТ".
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 25 июля 2007 г. по делу N А55-5517/2007 изменить.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "ЮКОС-ИМПОРТ" в удовлетворении требований в части признания незаконными решение Самарской таможни от 25.01.2007 г. N 01-04-22/001, решение того же таможенного органа, выраженного в письме от 13.04.2007 г. N 01-08-09/195, совокупность действий и бездействий Самарской таможни, препятствующих исполнению обществу с ограниченной ответственностью "ЮКОС-ИМПОРТ" принадлежащих ему авансовых платежей в качестве таможенных платежей.
В остальной части решение Арбитражного суда Самарской области от 25 июля 2007 г. по делу N А55-5517/2007 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
А.А.ЮДКИН
Судьи
Е.Г.ПОПОВА
В.С.СЕМУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.09.2007 ПО ДЕЛУ N А55-5517/2007
Разделы:Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2007 г. по делу N А55-5517/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 сентября 2007 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдкина А.А.,
судей Поповой Е.Г., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания Копункиным В.А.,
с участием:
от заявителя - представитель Кислицын Е.Л., доверенность от 23.10.2006 г.,
от ответчика - представитель Салимгареева К.Р., доверенность от 19.12.2006 N 01-04/11412,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу общество с ограниченной ответственностью "ЮКОС-ИМПОРТ" на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 июля 2007 года по делу N А55-5517/2007 (судья Степанова И.К.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЮКОС-ИМПОРТ", г. Москва,
к Самарской таможне, г. Самара,
о признании незаконным решений, действий таможенного органа и обязании принять (зачесть) в качестве таможенных платежей денежных средств,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью (далее - заявитель, ООО "ЮКОС-ИМПОРТ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнений принятых арбитражным судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признать незаконными решение Самарской таможни от 25.01.07 г. N 01-04-22/001; решение того же таможенного органа, выраженное в письме от 13.04.07 г. N 01-08-09/195; действий и бездействия Самарской таможни, препятствующих использованию ООО "ЮКОС-ИМПОРТ" принадлежащих ему авансовых платежей в качестве таможенных платежей, а также обязать Самарскую таможню принять (зачесть) в качестве платежей по распоряжению ООО "ЮКОС-ИМПОРТ" принадлежащие ему авансовые денежные средства в суммах: 129 285,06 долл. США, 80,58 Евро и 76,47 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.07.2007 г. заявленные требования удовлетворены частично. Решение Самарской таможни от 25.01.07 г. N 01-04-22/001; решение Самарской таможни, выраженное в письме от 13.04.07 г. N 01-08-09/195; совокупность действий и бездействия Самарской таможни, препятствующих использованию ООО "ЮКОС-ИМПОРТ" принадлежащих ему авансовых платежей в качестве таможенных платежей признаны незаконными. В остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда от 25.07.2007 г. в неудовлетворенной части, Общество обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в обязании Самарскую таможню принять (зачесть) в качестве платежей по распоряжению ООО "ЮКОС-ИМПОРТ" принадлежащие ему авансовые денежные средства в суммах: 129 285,06 долл. США, 80,58 Евро и 76,47 руб. и принять в этой части новый судебный акт об удовлетворении данных требований.
В судебном заседании представитель ООО "ЮКОС-ИМПОРТ" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции в части отказа отменить и вынести новое решение об удовлетворении требований Общества в полном объеме.
Представитель Самарской таможни в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворенных требований, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 24 сентября 2007 года до 9 часов 15 минут 28 сентября 2007 года.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим изменению в части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Обществом по заявлениям на перевод - N 25 от 04.05.2001 г., N 9 от 16.02.2001 г., N 108 от 05.06.2002 г., N 15 от 30.01.2002 г., N 210 от 16.10.2002 г., N 212 от 18.10.2002 г., N 229 от 14.11.2002 г., N 81 от 29.04.2002 г., N 86 от 20.03.2003 г., N 17 от 12.03.2001 г., N 104 от 16.04.2003 г., N 125 от 19.05.2003 г., N 126 от 19.05.2003 г., N 174 от 30.07.2003 г., N 197 от 03.09.2003 г., N 205 от 15.10.2002 г., N 234 от 29.10.2003 г., N 57 от 26.03.2002 г., N 65 от 10.02.2003 г., N 83 от 19.03.2003 г., N 14 от 25.05.1999 г. перечислены на счета таможенного органа авансовые платежи (т. 2 л.д. 26-64).
Наличие остатков авансовых платежей на счетах таможенного органа в общих суммах: 129 285,06 долл. США, 80,58 Евро и 76,47 подтверждается письмом Самарской таможни от 19.05.06 г. N 03-01/4235 (т. 1 л.д. 36-37).
Решением Самарской таможни от 25.01.2007 г. N 01-04-22/001 признаны правомерными действия главного государственного таможенного инспектора по отказу Обществу в принятии авансовых платежей (заявления на перевод N 9 от 16.02.2001 г., N 104 от 16.04.2003 г., N 174 от 30.07.2303 г., N 197 от 03.09.2003 г., N 205 от 15.10.2002 г., N 234 от 29.10.2003 г. N 57 от 26.03.2002 г., N 65 от 10.02.2003 г., N 83 от 19.03.2003 г.) по соответствующим ГТД, названные заявления на период возвращены заявителю.
Впоследствии решением того же таможенного органа, выраженном в письме 13.04.2007 г. N 01-08-09/195, таможенным органом отказано в зачете авансовых денежных средств, внесенных по платежным поручениям, указанным в письме 26.03.2007 г. N 14-037 (т. 1 л.д. 33-34), которые перечислены выше. Основанием отказа таможенным органом указано, что действующим законодательством РФ не предусмотри возможность зачета названных авансовых денежных средств.
Не согласившись с решением Самарской таможни от 25.01.2007 г. N 01-04-22/001, решением того же таможенного органа, выраженного в письме от 13.04.2007 г. N 01-08-09/195, совокупность действий и бездействий Самарской таможни, препятствующих исполнению Обществом принадлежащих ему авансовых платежей в качестве таможенных платежей и с просьбой обязать Самарскую таможню принять (зачесть) в качестве платежей по распоряжению Общества принадлежащие ему авансовые денежные средства в суммах: 129 285,06 долл. США, 80,58 Евро и 76,47 руб., ООО "ЮКОС-ИМПОРТ" обратилось с данным заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции исходил из отсутствия у таможенного органа правовых оснований для отказа Обществу в принятии авансовых платежей по соответствующим ГТД решением Самарской таможни от 25.01.2007 г. N 01-04-22/001 и отказа в зачете авансовых денежных средств, внесенных по платежным поручениям, указанным в письме от 26.03.2007 г. N 14-037, решением, выраженным в письме от 13.04.2007 г. N 01-08-09/195, а также пришел к выводу, что совокупность действий и бездействий Самарской таможни препятствующих использованию Обществом принадлежащем ему авансовых платежей в качестве таможенных платежей не соответствует ст. 303 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Однако апелляционный суд считает, что данные выводы суда первой инстанции являются ошибочными по следующим основаниям.
Решением Самарской таможни от 25 января 2007 года в удовлетворении жалобы ООО "ЮКОС-ИМПОРТ" на действия должностного лица таможенного паста "Новокуйбышевской" Самарской таможни главного государственного таможенного инспектора Прилипкиной С.В., а также на действия главного государственного таможенного инспектора таможенного паста "Новокуйбышевской" Самарской таможни Козыревой О.Н. по отказу в принятии авансовых платежей в счет уплаты таможенных платежей отказано.
Оспариваемое решение от 25 января 2007 года N 01-04-22/001 основано на нормах Таможенного кодекса Российской Федерации. Доводы, содержащиеся в названном решении, достаточно мотивированными, что соответствует требованиям, предъявляемым частью 1 статьи 56 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из письма от 13.04.2007 г. N 01-08-09/195, таможенным органом отказано в зачете авансовых денежных средств, внесенных по платежным поручениям, указанным в письме 26.03.2007 г. N 14-037 Общества, ссылкой на то, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотри возможность зачета названных авансовых денежных средств.
В соответствии со ст. 330 Таможенного кодекса Российской Федерации авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров.
Денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи. Такие авансовые платежи не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со ст. 353 Таможенного кодекса Российской Федерации.
В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей.
Возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33), если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня внесения их в кассу или поступления на счет таможенного органа.
Понятие излишне уплаченной или излишне взысканной суммы таможенных пошлин, налогов приведено в п. 1 ст. 355 Таможенного кодекса Российской Федерации, согласно которому излишне уплаченной суммой является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате.
По общему правилу, установленному п. 2 ст. 355 Таможенного кодекса Российской Федерации, излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату плательщику.
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов по желанию плательщика может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей, пеней, процентов или штрафов (пункт 8 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 9 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований, при наличии которых возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:
- при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей в размере указанной задолженности. В указанном случае может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов;
- если сумма таможенных платежей, подлежащих возврату, менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных платежей физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;
- в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.
Таким образом, лицо, внесшее авансовые денежные средства, по истечении трех лет со дня их уплаты (последнего списания со счета) не вправе произвести зачет денежных средств.
Как установлено судом Общество в таможенный орган с заявлением о зачете в течение трех лет со дня внесения денежных средств на счет таможенного органа не обращалось.
Кроме того, из материалов дела следует, что в настоящее время на лицевом счете таможенного органа не имеется авансовые денежные средств, внесенные Обществом по платежным поручениям N 25 от 04.05.2001 г., N 9 от 16.02.2001 г., N 108 от 05.06.2002 г., N 15 от 30.01.2002 г., N 210 от 16.10.2002 г., N 212 от 18.10.2002 г., N 229 от 14.11.2002 г., N 81 от 29.04.2002 г., N 86 от 20.03.2003 г., N 17 от 12.03.2001 г., N 104 от 16.04.2003 г., N 125 от 19.05.2003 г., N 126 от 19.05.2003 г., N 174 от 30.07.2003 г., N 197 от 03.09.2003 г., N 205 от 15.10.2002 г., N 234 от 29.10.2003 г., N 57 от 26.03.2002 г., N 65 от 10.02.2003 г., N 83 от 19.03.2003 г., N 14 от 25.05.1999 г., в связи с их перечислением в федеральный бюджет.
Принимая во внимание изложенное, у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания незаконными решение Самарской таможни от 25.01.2007 г. N 01-04-22/001, решение того же таможенного органа, выраженного в письме от 13.04.2007 г. N 01-08-09/195, а также действия и бездействия Самарской таможни, препятствующих исполнению ООО "ЮКОС-ИМПОРТ" принадлежащих ему авансовых платежей в качестве таможенных платежей.
Вместе с тем обжалуемый судебный акт в части отказа Обществу в удовлетворении заявления об обязании Самарскую таможню принять (зачесть) в качестве платежей по распоряжению ООО "ЮКОС-ИМПОРТ" принадлежащие ему авансовые денежные средства в суммах: 129 285,06 долл. США, 80,58 Евро и 76,47 руб. является законным и обоснованным.
Суд первой инстанции обоснованно с учетом положений п. 5 ст. 330, п. п. 2, 8, 9 ст. 335 Таможенного кодекса Российской Федерации сделал вывод об отсутствия правовых оснований для обязания таможенного органа произвести зачет авансовых денежных средства в суммах: 129 285,06 долл. США, 80,58 Евро и 76,47 руб.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции норм материального права - п. 5 ст. 330, п. п. 2, 8, 9 ст. 335 Таможенного кодекса Российской Федерации несостоятельны и подлежат отклонению в силу вышеизложенного.
Апелляционный суд не принимает во внимание решение Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-15180/2006, поскольку признания не законными действия таможни по перечислению в бюджет авансовых денежных средств само по себе не является основанием для возврата либо зачета авансовых денежных средства.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что принятое по делу судебный акт подлежит изменению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе, относятся на ООО "ЮКОС-ИМПОРТ".
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 25 июля 2007 г. по делу N А55-5517/2007 изменить.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "ЮКОС-ИМПОРТ" в удовлетворении требований в части признания незаконными решение Самарской таможни от 25.01.2007 г. N 01-04-22/001, решение того же таможенного органа, выраженного в письме от 13.04.2007 г. N 01-08-09/195, совокупность действий и бездействий Самарской таможни, препятствующих исполнению обществу с ограниченной ответственностью "ЮКОС-ИМПОРТ" принадлежащих ему авансовых платежей в качестве таможенных платежей.
В остальной части решение Арбитражного суда Самарской области от 25 июля 2007 г. по делу N А55-5517/2007 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
А.А.ЮДКИН
Судьи
Е.Г.ПОПОВА
В.С.СЕМУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)