Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 02.12.2014 N Ф01-4274/2014, Ф01-4273/2014 ПО ДЕЛУ N А82-10955/2013

Разделы:
Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 декабря 2014 г. по делу N А82-10955/2013



Резолютивная часть постановления объявлена 25.11.2014.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Бердникова О.Е., Чижова И.В.
в отсутствие представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Ярославской таможни и открытого акционерного общества "РН Холдинг"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 06.02.2014,
принятое судьей Ловыгиной Н.Л., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.06.2014,
принятое судьями Кононовым П.И., Буториной Г.Г., Караваевой А.В.,
по делу N А82-10955/2013
по заявлению открытого акционерного общества "РН Холдинг"

о признании незаконными действий Ярославской таможни и об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные пошлины
и
установил:

открытое акционерное общество "РН Холдинг" (далее - ОАО "РН Холдинг", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконными действий Ярославской таможни (далее - Таможня, таможенный орган), выразившихся в возвращении заявления Общества о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин и об обязании Таможни возвратить 20 352 167 рублей 30 копеек таможенных пошлин.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 06.02.2014 заявление Общества удовлетворено частично: суд признал незаконными действия Таможни, выразившиеся в возврате Обществу заявления о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин; в удовлетворении остальной части требований отказал.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 25.06.2014 решение суда первой инстанции изменено: признаны незаконными действия Таможни по возврату заявления ОАО "ТНК-ВР Холдинг" от 30.04.2013 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, выразившиеся в направлении Таможней в адрес заявителя письма от 13.05.2013 N 12-07/4903 о возврате заявления без рассмотрения; на Таможню возложена обязанность в месячный срок повторно рассмотреть указанное заявление ОАО "ТНК-ВР Холдинг" и принять по нему решение в соответствии с действовавшим на момент его подачи таможенным законодательством Российской Федерации и Таможенного Союза.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Таможенный орган обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению Таможни, суды неправильно применили нормы материального права. Таможня считает, что она правомерно возвратила Обществу заявление в связи с отсутствием документа, подтверждающего факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин. Кроме того, Обществом пропущен срок для возврата таможенных платежей, который при применении процедуры временного периодического декларирования необходимо исчислять с момента подачи временной таможенной декларации.
Общество посчитало вынесенные судебные акты в части отказа в удовлетворении требования об обязании Таможни возвратить излишне уплаченные таможенные пошлины незаконными и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению Общества, суды нарушили нормы материального и процессуального права; сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Общество указывает на то, что требование о возврате таможенных пошлин является самостоятельным требованием имущественного характера и подлежит рассмотрению по существу независимо от оспаривания действий таможенного органа.
Подробно доводы Таможни и Общества изложены в кассационных жалобах, дополнениях и поддержаны представителями в судебных заседаниях.
Общество в отзыве на жалобу таможенного органа и представитель в судебных заседаниях возразили относительно доводов заявителя жалобы, просили оставить ее без удовлетворения.
Таможня в отзыве на жалобу Общества и представители в судебных заседаниях возразили относительно доводов жалобы и просили оставить ее без удовлетворения.
В соответствии со статьями 158 и 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы было отложено до 18.11.2014; после отложения в судебном заседании объявлялся перерыв до 25.11.2014.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в марте 2010 года ОАО "ТНК-ВР Холдинг" (в настоящее время ОАО "РН Холдинг") произвело декларирование товаров в Ярославской таможне путем подачи временных грузовых таможенных деклараций (далее - ВГТД) N 10117010/180310/0001367, N 10117010/040310/0001098, N 10117010/040310/0001078, N 10117010/100310/0001184, N 10117010/180310/0001356, N 10117010/180310/0001370, N 10117010/190310/0001413, N 10117010/230310/0001474, N 10117010/250310/0001525, N 10117010/290310/0001595, N 10117010/310310/0001651, N 10117010/310310/0001655, N 10117010/310310/0001663, N 10117010/310310/0001657, N 10117010/160310/0001308, N 10117010/180310/0001345, N 10117010/310310/0001659, N 10117010/310310/0001654 на предполагаемые экспортные поставки нефтепродуктов, рассчитав сумму подлежащих уплате таможенных пошлин по курсу иностранной валюты к валюте Российской Федерации, установленному Банком России на день принятия ВГТД, и исходя из ставок, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2006 N 695 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников Соглашений о таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Общая сумма рассчитанных и уплаченных Обществом таможенных пошлин составила 830 952 833 рубля 01 копейку.
По результатам фактических экспортных поставок товаров с мая по июнь 2010 года Общество представило в Таможню полные грузовые таможенные декларации (далее - ПГТД) N 10117010/050510/0002376, N 10117010/140510/0002580, N 10117010/140510/0002581, N 10117010/140510/0002582, N 10117010/140510/0002564, N 10117010/140510/0002577, N 10117010/140510/0002563, N 10117010/140510/0002572, N 10117010/140510/0002583, N 10117010/280510/0002927, N 10117010/280510/0002885, N 10117010/280510/0002886, N 10117010/280510/0002913, N 10117010/310510/0002979, N 10117010/040610/0003108, N 10117010/040610/0003103, N 10117010/040610/0003090, N 10117010/120610/0003269.
Сделав вывод о том, что расчет вывозных таможенных пошлин произведен неверно, Общество обратилось в Таможню с заявлением от 19.04.2013 N 360/1597и-ТХ о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин в сумме 20 352 167 рублей 30 копеек, исчисленной как разница между таможенными пошлинами, фактически уплаченными (830 952 833 рубля 01 копейка), и таможенными пошлинами, подлежащими уплате (810 600 665 рублей 71 копейка).
Письмом от 13.05.2013 N 12-07/4903 Таможня возвратила Обществу заявление, оставив его без рассмотрения, обосновав свои действия непредставлением документов, подтверждающих излишнюю уплату таможенных пошлин и содержащих соответствующие отметки таможенного органа о корректировке деклараций на товары.
Посчитав, что возврат таможенным органом заявления являются неправомерным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 9, 89, 90 и 190 Таможенного кодекса Таможенного союза, статьями 60, 132, 138, 166, 319 и 326 Таможенного кодекса Российской Федерации, статьей 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", Арбитражный суд Ярославской области признал действия таможенного органа по возврату Обществу заявления о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин незаконными, в удовлетворении требования о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин отказал в связи с пропуском Обществом трехгодичного срока, который следует исчислять с даты подачи ВГТД.
Второй арбитражный апелляционный суд, дополнительно руководствуясь статьями 110, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, изменил решение суда первой инстанции, указав, что на дату обращения Общества в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей трехлетний срок обращения не истек. При этом суд посчитал, что адекватным способом восстановления нарушенного процессуального права Общества на рассмотрение заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей является возложение на таможенный орган обязанности рассмотреть заявление Общества по существу.
Рассмотрев кассационную жалобу Таможни, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 4 статьи 129 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ, действовавшего в период таможенного оформления товаров) таможенная декларация на товары, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации, подается до их убытия с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных статьей 314 ТК РФ.
В частях 1 и 2 статьи 60 ТК РФ установлено, что при вывозе товаров таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных ТК РФ, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление. Таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с ТК РФ для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
В силу части 1 статьи 137 ТК РФ при вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со статьями 135, 136 и 138 ТК РФ.
При вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации (часть 1 статьи 138 ТК РФ).
В пункте 6 статьи 138 ТК РФ определено, что вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации исходя из ставок, действующих на день принятия временной таможенной декларации. Если сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин увеличивается в результате уточнения сведений, указанных в пункте 4 настоящей статьи, и (или) увеличения ставки таможенной пошлины, подлежащей применению в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, доплата сумм вывозных таможенных пошлин осуществляется одновременно с подачей полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Пени в указанном случае не начисляются. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, в том числе в случае уменьшения сумм подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин в результате уточнения сведений, указанных в пункте 4 настоящей статьи, и (или) уменьшения ставки таможенной пошлины, подлежащей применению в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, осуществляется в соответствии со статьей 355 ТК РФ.
На основании части 2 статьи 329 ТК РФ при вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации, если иное не установлено ТК РФ.
В случаях, когда для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, в том числе определения таможенной стоимости товаров, требуется произвести пересчет иностранной валюты, применяется курс иностранной валюты к валюте Российской Федерации, устанавливаемый Центральным банком Российской Федерации для целей учета и таможенных платежей и действующий на день принятия таможенной декларации таможенным органом (статья 326 ТК РФ).
Перечень сведений о товаре, которые подлежат уточнению при подаче ПГТД и влияют на окончательный размер подлежащих уплате таможенных платежей (наименование, описание, код, страна происхождения, страна назначения, количество) установлен пунктом 3 статьи 124, статьей 138 ТК РФ.
Курс иностранной валюты не относится к сведениям о товаре, которые подлежат уточнению при подаче ПГТД и влияют на окончательный размер подлежащих уплате таможенных платежей.
Следовательно, дата, по состоянию на которую подлежит применению курс иностранной валюты, привязана к дате подачи и принятия таможенным органом деклараций (в данном случае ВГТД), а также к дате возникновения у декларанта обязанности по уплате таможенной пошлины.
В силу статьи 89 Таможенного кодекса Российской Федерации излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы (приведены в части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ) подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления (часть 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
Перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, предусмотрен в части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ. В указанный перечень входят документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
При этом часть 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ не содержит указания на то, каким именно документом должна подтверждаться излишняя уплата таможенных пошлин.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что представленные Обществом вместе с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин документы (платежные поручения об уплате таможенных платежей, ВГТД и относимые к ним ПГТД, таблица расчета суммы излишне уплаченных таможенных пошлин по каждой таможенной декларации с указанием обменного курса валюты на даты их подачи и уплаченных таможенных пошлин по каждой из них) позволяли таможенному органу установить и идентифицировать суммы излишне уплаченных таможенных пошлин по каждой ВГТД и ПГТД, следовательно, рассмотреть данное заявление и принять соответствующее решение по существу.
Суды правомерно указали, что корректировка декларации на товары, оформленная в соответствии с Инструкцией о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 255, на которой настаивает таможенный орган, не предусмотрена статьей 147 Закона N 311-ФЗ в качестве документа, подтверждающего факт излишней уплаты таможенных пошлин и необходимого для их возврата.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленное Обществом требование о признании незаконными действий Таможни.
Кассационная жалоба Таможни удовлетворению не подлежит.
Рассмотрев кассационную жалобу ОАО "РН Холдинг" и дополнение к ней, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
Отказывая Обществу в удовлетворении требования о возложении на Таможню обязанности возвратить излишне уплаченные таможенные пошлины, суд апелляционной инстанции исходил из того, что возникший между Обществом и Таможней спор является административным; единственным адекватным способом восстановления нарушенного процессуального права Общества на рассмотрение заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей является возложение на таможенный орган обязанности рассмотреть заявление Общества по существу.
Между тем, согласно части 1 статьи 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, содержащимися в разделе III Кодекса, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 3 постановления от 08.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства" при рассмотрении требований о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а также сумм денежного залога судам необходимо исходить из того, что такие требования должны быть рассмотрены по существу независимо от того, оспаривались ли в судебном порядке решение таможенного органа (должностного лица), влияющее на исчисление таможенных платежей (в частности по корректировке таможенной стоимости товаров), решение о возвращении без рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов.
Если фактической целью заявителя является взыскание (возмещение) из бюджета денежных средств, не выплачиваемых ему вследствие неправомерного (по мнению заявителя) бездействия конкретного государственного органа (должностного лица), такого рода интерес носит имущественный характер независимо от того, защищается ли он путем предъявления в суд требования о взыскании (возмещении) соответствующих денежных средств либо посредством предъявления требования о признании незаконным бездействия конкретного государственного органа (должностного лица) (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.07.2003 N 73 "О некоторых вопросах применения частей 1 и 2 статьи 182 и части 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации").
В рассматриваемом случае Общество предъявило одновременно требования о признании незаконными действий Таможни и о взыскании ошибочно уплаченных таможенных пошлин.
Таким образом, требование о взыскании ошибочно уплаченных таможенных пошлин хотя и вытекает из публичных правоотношений, носит имущественный характер и не подпадает под категорию дел, рассматриваемых по правилам главы 24 Кодекса.
С учетом изложенного постановление Второго арбитражного апелляционного суда в части возложения на Ярославскую таможню обязанности в месячный срок повторно рассмотреть заявление открытого акционерного общества "ТНК-ВР Холдинг" и принять по нему решение в соответствии с действовавшим на момент его подачи таможенным законодательством Российской Федерации и Таможенного Союза подлежит отмене, как принятое при неправильном применении норм материального права.
В соответствии с частью 12 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:
1) при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности с учетом положения части 10 настоящей статьи;
2) если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;
3) в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.
В ходе рассмотрения дела арбитражный суд первой инстанции установил, что излишняя уплата Обществом таможенных пошлин образовалась в результате уменьшения курса иностранной валюты относительно валюты Российской Федерации на дату подачи ВГТД; Таможня фактическое получение таможенных платежей не оспорила, расчет заявленной к возврату суммы таможенных платежей не опровергла, доказательств наличия недоимки по таможенным платежам не представила.
Согласно части 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ заявление о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин подается в таможенный орган не позднее трех лет со дня их уплаты.
Таким образом, трехлетний срок возврата излишне уплаченных сумм таможенных пошлин подлежит исчислению не со дня подачи ВГТД или ПГТД, а со дня фактической уплаты денежных средств, излишне уплаченных в качестве таможенных платежей.
Как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждено материалами дела, таможенные пошлины в размере 20 352 167 рублей 30 копеек уплачены Обществом при подаче ПГТД в период с 05.05.2010 по 12.06.2010, тогда как с заявлением об их возврате Общество обратилось в таможенный орган 30.04.2013, то есть в пределах установленного срока.
Приняв во внимание фактические обстоятельства, установленные судами первой и апелляционной инстанции обстоятельств на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении требования об обязании Таможни возвратить ОАО "РН Холдинг" излишне уплаченные таможенные пошлины в размере 20 352 167 рублей 30 копеек.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы в сумме 2000 рублей, подлежат взысканию с Таможни в пользу Общества.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 2 части 1), 288 (частью 2) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

кассационную жалобу Ярославской таможни оставить без удовлетворения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "РН Холдинг" удовлетворить.
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.06.2014 по делу N А82-10955/2013 в части возложения на Ярославскую таможню обязанности в месячный срок повторно рассмотреть заявление открытого акционерного общества "ТНК-ВР Холдинг" и принять по нему решение в соответствии с действовавшим на момент его подачи таможенным законодательством Российской Федерации и Таможенного Союза отменить.
Обязать Ярославскую таможню возвратить открытому акционерному обществу "РН Холдинг" излишне уплаченные таможенные пошлины в размере 20 352 167 рублей 30 копеек.
В остальной части решение Арбитражного суда Ярославской области от 06.02.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.06.2014 по данному делу оставить без изменения.
Взыскать с Ярославской таможни в пользу открытого акционерного общества "РН Холдинг" судебные расходы по уплате государственной пошлины, связанные с рассмотрением кассационной жалобы, в сумме 2000 рублей.
Арбитражному суду Ярославской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.А.ШЕМЯКИНА
Судьи
О.Е.БЕРДНИКОВ
И.В.ЧИЖОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)