Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.09.2014 ПО ДЕЛУ N А62-851/2014

Разделы:
Классификация товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 2014 г. по делу N А62-851/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 16.09.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 22.09.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Федина К.А., судей Еремичевой Н.В. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батуровой И.В, при участии от заинтересованного лица - Смоленской таможни (г. Смоленск, ОГРН 1026701425849, ИНН 6729005713) - Иванцовой Ю.А. (доверенность от 27.09.2013 N 04-52/63), Исаенкова А.А. (доверенность от 23.01.2014 N 04-52/04), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ТоргПроектГрупп" (г. Москва, ОГРН 1107746228424, ИНН 7714804313), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Смоленской таможни на решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.05.2014 по делу N А62-851/2014 (судья Яковенкова В.В.),

установил:

следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ТоргПроектГрупп" (далее по тексту - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Смоленской таможни (далее по тексту - ответчик, таможенный орган) по классификации товара по ТН ВЭД ТС N РКТ-10113000-13/0072, N РКТ-10113000-13/0073, N РКТ-10113000-13/0074, N РКТ-10113000-13/0075 от 20.12.2013 и требований об уплате таможенных платежей N 6, N 7 от 13.01.2014, N 8, N 9 от 14.01.2014.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 26.05.2014 заявленные обществом требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что таможенным органом правильно применены Правила 1,6 ОПИ ТНВЭД ТС при классификации товара - тепловизоры (тепловизионные камеры) в товарной подсубпозиции 8525 80 190 0 ТНВЭД ТС, поскольку тепловизоры обладают основной функцией телевизионной камеры - полученное инфракрасное излучение преобразовывать в электрический сигнал и отображать на экране в виде видимого и теплового изображений. Таким образом, тепловизор является прибором для отображения полученного инфракрасного излучения, а наличие дополнительных функций прибора не исключает основной принцип его действия в качестве тепловизора. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Общество с ограниченной ответственностью "ТоргПроектГрупп" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направил, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
В судебном заседании представители таможенного органа поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между ООО "ТоргПроектГрупп" и компанией "BIGPARK CAPITAL LLP" (Великобритания) заключен контракт N ВР 12 от 21.02.2012. в соответствии с которым продавец обязался поставить и передать в собственность покупателю. А покупатель получить и оплатить тепловизоры.
ООО "ТоргПроектГрупп" продекларировало на Заднепровском таможенном посту товар "тепловизоры" различных марок (Ti 32. Ti 27, Ti 10, Ti 25, Til25. TIR, TIR32) фирмы "FLUKE Corporation" (США), изготовитель FLUKE, товарный знак FLUKE по ДТ NN 10113083/180313/0003523 (товар 23), 10113083/200312/0002791 (товар 38), 10113083/100712/0008590 (товар 30), 10113083/040612/0006598 (товар 43) и поместило его под процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Данный товар классифицирован декларантом в товарной подсубпозиции 9027 50 000 0 ТНВЭД ТС "прибор, основанный на действии инфракрасного излучения, основанный на приеме инфракрасного излучения для отображения на экране температуры отдельных поверхностей и предметов"; ставка таможенной пошлины - 0%.
После выпуска товара таможенным органом проведена проверка достоверности заявленных декларантом сведений о классификации товара в вышеперечисленных декларациях на товары, по результатам которой было установлено, что данные товары (тепловизоры) являются приборами, способными улавливать и отображать инфракрасное или тепловое излучение, с целью преобразования его в электрический сигнал для получения теплового изображения предметов и передачи его на внешние устройства отображения информации.
В связи с этим, товар классифицирован таможенным органом в товарной подсубпозиции 8525 80 190 0 ТНВЭД ТС, где классифицируются телевизионные камеры прочие, поскольку данный товар (тепловизионная камера) обладает способностью полученное инфракрасное излучение преобразовывать в электрический сигнал и в дальнейшем, после его обработки, отображать в виде изображения на экране; ставка таможенной пошлины - 5%.
По результатам досмотра таможней в соответствии с Правилами 1, 6 ОПИ ТНВЭД ТС приняты решения о классификации от 20.12.2013 NN РКТ-10113000-13/0072, РКТ-10113000-13/0073, РКТ-10113000-13/0074, РКТ-10113000-13/0075.
В связи с изменением кода товара таможней выставлено требование об уплате таможенных платежей от 13.01.2014 N 6 и N 7, от 14.01.2014 N 8 и N 9.
Общество, полагая, что принятые Смоленской таможней решения об изменении классификации товара и требования об уплате таможенных платежей необоснованно увеличивают налоговые обязательства, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что товарная позиция 9027 наиболее близко соответствует функциональному назначению спорного товара.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными при установлении совокупности предусмотренных данной нормой условий - несоответствия акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, принявший указанный акт.
Согласно положениям пункта 27 части 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное декларирование представляет собой заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
В силу статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с указанным Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 180 Таможенного кодекса Таможенного союза при таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, декларантом подается декларация на товары.
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что в декларации на товары указываются сведения о товарах, в частности, классификационный код товаров по ТН ВЭД.
В силу пункта 1 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы (пункт 2 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза (пункт 3 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза).
При этом арбитражный суд при наличии спора о классификации товара проверяет правильность применения таможенным органом основных правил интерпретации ТН ВЭД ТС, учитывая, что решение о классификации товара при внешнеэкономической деятельности является прерогативой таможенных органов.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждена единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза.
В соответствии с правилом 1 Основных правил интерпретации (далее - ОПИ) ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с правилами 2 (а), 2 (б), 3 (а), 3 (б), 3 (в), 4, 5 и 6 ОПИ ТН ВЭД.
На основании правил 1-5 ОПИ определяется товарная позиция, правило 6 ОПИ определяет дальнейшую процедуру классификации товаров (в пределах выбранной товарной позиции) после определения соответствующей четырехзначной товарной позиции.
При этом правилом 6 ОПИ ТН ВЭД предусмотрено, что для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД вначале определяется товарная позиция, затем субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам (ОПИ 1), а при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям (ОПИ 6).
В соответствии с пунктом 6 Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного Союза от 28.01.2011 N 522, ОПИ применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
В силу нормы статьи 105 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов деятельности, ведения таможенной статистики в Российской Федерации применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, утверждаемая Комиссией Таможенного союза.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 106 Закона N 311-ФЗ товары подлежат классификации при декларировании в случаях, когда в таможенной декларации или иных документах, представляемых таможенным органам в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и настоящим Федеральным законом, требуется указание кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
В таможенной декларации на товары код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности указывается декларантом либо по поручению декларанта таможенным представителем.
В соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД ТС классификация товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) осуществляется по следующим Правилам:
1. Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
3. В случае, если в силу Правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется prima facie возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом:
а) Предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием. Однако когда каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к части товаров, представленных в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции должны рассматриваться равнозначными по отношению к данному товару, даже если одна из них дает более полное или точное описание товара.
в) Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров.
4. Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями вышеизложенных Правил, классифицируются в товарной позиции, соответствующей товарам, наиболее сходным (близким) с рассматриваемыми товарами.
Согласно ТН ВЭД ТС в товарной подсубпозиции 9027 50 000 0 классифицируются приборы и аппаратура для физического или химического анализа; приборы и аппаратура для измерения и контроля вязкости, пористости, расширения, поверхностного натяжения или аналогичные, приборы и аппаратура для измерения или контроля количества тепла, звука или света; микротомы: приборы и аппаратура, основанные на действии оптического излучения, прочие, электронные.
В товарной позиции 8525 ТН ВЭД ТС классифицируется аппаратура, передающая для радиовещания или телевидения, включающая или не включающая в свой состав приемную, звукозаписывающую или звуковоспроизводящую аппаратуру; телевизионные камеры, цифровые камеры и записывающие видеокамеры; в товарной подсубпозиции 8525 80 190 0 - телевизионные камеры, цифровые камеры и записывающие видеокамеры, прочие.
В соответствии с пояснениями к ТН ВЭД ТС к товарной позиции 8525 относятся телевизионные камеры, которые фиксируют изображения и преобразуют их в электронный сигнал, который передается в виде видеоизображения в определенное место за пределами камеры для просмотра или удаленной записи (например, в телевизионные камеры); или записывается на камеру в виде покадрового изображения или кинофильмов (то есть цифровые камеры и записывающие видеокамеры).
При этом согласно пояснениям к ТН ВЭД ТС в данную группу не включаются приборы измеряющие температуру или представляющие измеренные значения в цифрах.
В соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 8.619-2006 "Приборы тепловизионные, измерительные. Методика испытаний" тепловизионный измерительный прибор (тепловизор) представляет собой оптико-электронный прибор, предназначенный для бесконтактного (дистанционного) наблюдения, измерения и регистрации пространственного или пространственно-временного распределения радиационной температуры объектов, находящихся в поле зрения прибора, путем формирования временной последовательности термограмм и определения температуры поверхности объекта по известным коэффициентам излучения и параметрам съемки (температура окружающей среды, пропускание атмосферы, дистанция наблюдения). Термограмма - это изображение в инфракрасных лучах, показывающее картину распределения температурных полей. Тепловизор предназначен для наблюдения, измерения и регистрации пространственного распределения температуры исследуемого объекта. На дисплее тепловизора отображается цветовое изображение исследуемого объекта, где каждой температуре исследуемого объекта соответствует определенный цвет.
Из материалов дела следует, что ввезенные обществом тепловизоры являются оптико-электронными измерительными приборами, работающими в инфракрасной области электромагнитного спектра в спектральном диапазоне, и предназначены для бесконтактного измерения пространственного распределения температуры исследуемого объекта.
Из представленных в материалы дела руководства пользователя тепловизора Ti 32. Ti 27, Ti 10, Ti 25, Til25. TIR, TIR32, а также свидетельств об утверждении типа средств измерений US.C.32.001.A N 38825 и US.C.32.004.A N 45653, выданными Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии следует, что ввезенные обществом тепловизоры являются оптико-электронными измерительными приборами, работающими в инфракрасной области электромагнитного спектра в спектральном диапазоне и предназначены для бесконтактного измерения пространственного распределения температуры исследуемого объекта. Спорные аппараты воспринимают инфракрасные излучения, которые исходят с поверхности исследуемых объектов. Инфракрасные лучи преобразуются в электронное изображение (термограмму). Термограмма представляет собой распределение на экране инфракрасного излучения, исходящего от исследуемого объекта. При этом, чем выше температура поверхности объекта, тем ярче является свет и наоборот. Значение температуры вычисляется посредством встроенного программного обеспечения в результате преобразования инфракрасного излучения в цифровые модули и вычислительные формулы (вычисление температуры происходит посредством алгоритма вычисления вследствие преобразования инфракрасного излучения). Температура на тепловизоре отображается в градусах Фарингейта или Цельсия.
Между тем товарная позиция 8525 включает в себя: "аппаратуру передающую для радиовещания или телевидения, включающую или не включающую в свой состав приемную, звукозаписывающую или звуковоспроизводящую аппаратуру; телевизионные камеры, цифровые камеры и записывающие видеокамеры".
Поэтому суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что спорный товар не подлежит классификации по данному коду, поскольку согласно пояснениям к ТН ВЭД ТС в данную группу не включаются приборы измеряющие температуру или представляют измеренные значения в цифрах.
Таким образом, следуя ОПИ ТН ВЭД ТС и основываясь на документах, приложенных к ДТ N РКТ-10113000-13/0072, N РКТ-10113000-13/0073, N РКТ-10113000-13/0074, N РКТ-10113000-13/0075, заявитель правомерно классифицировал спорный товар в товарной субпозиции 9027.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о том, что тепловизоры не являются приборами основным свойством и (или) назначением которого является измерение такой физической величины как температура. Тепловизор предназначен для наблюдения, измерения и регистрации пространственного распределения температуры исследуемого объекта. На дисплее тепловизора отображается цветовое изображение исследуемого объекта, где каждой температуре исследуемого объекта соответствует определенный цвет.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что товарная позиция 9027 наиболее близко соответствует функциональному назначению спорного товара (приборы и аппаратура для физического или химического анализа (например, поляриметры, рефрактометры, спектрометры, газо- или дымоанализаторы); приборы и аппаратура для измерения или контроля вязкости, пористости, расширения, поверхностного натяжения или аналогичные; приборы и аппаратура для измерения или контроля количества тепла, звука или света (включая экспонометры); микротомы).
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованном присвоении обществом ввезенному товару кода ТН ВЭД ТС - 9027 50 000 0.
Поэтому довод апелляционной жалобы Смоленской таможни о том, что товарная позиция 9027 не соответствует функциональному назначению спорного товара и противоречит основным правилам интерпретации ТН ВЭД, неоснователен.
Ссылка таможни на аналогичную судебную практику по делам N А40-104791/12-21-988 и N А68-927/2012 несостоятельна, поскольку в рамках данных дел были установлены иные обстоятельства, отличные по своим критериям от обстоятельств по настоящему делу. Кроме того в рамках дела N А40-104791/12-21-988 проводилась экспертиза и предметом спора признание незаконными предварительных решений таможни.
Довод о невозможности применения Правила 3а к классификации товара судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку данных ограничений таможенное законодательство не содержит.
В силу пункта 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.06.1996 N 5 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением таможенного законодательства" определение позиции, к которой относится конкретный товар в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, в компетенцию арбитражного суда не входит.
При рассмотрении дел об оспаривании решений таможенных органов по классификации товаров суд обязан лишь оценить правильность или неправильность такой классификации.
В случае, если будет установлено, что классификация товаров произведена неправильно, суд признает решение таможенного органа недействительным.
На основании статей 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, заявленные обществом требования были правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы заявитель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, в связи с чем, решение суда первой инстанции, подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.05.2014 по делу N А62-851/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
К.А.ФЕДИН

Судьи
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Н.В.ЗАИКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)