Судебные решения, арбитраж
Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело; Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Дорогиной Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Топлайн" (ИНН 6165155261, ОГРН 1096165001998) - Шкарбанова А.В. (генеральный директор), от заинтересованных лиц: Таганрогской таможни (ИНН 6154037435, ОГРН 1026102593120) - Синьковой И.И. (доверенность от 20.12.2013), Центральной акцизной таможни (ИНН 7703166563, ОГРН 1027700552065)-Ряховской М.О. (доверенность от 07.11.2014), Южного акцизного таможенного поста (ИНН 2312176324, ОГРН 1102312019150) - Ряховской М.О. (доверенность от 31.10.2014), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Топлайн" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.05.2014 (судья Волова Н.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 (судьи Смотрова Н.Н., Соловьева М.В., Сулименко О.А.) по делу N А53-4901/2014, установил следующее.
ООО "Топлайн" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Таганрогской таможне (далее - таможня), Центральной акцизной таможне, Южному акцизному таможенному посту (далее - таможенный пост) о признании незаконными действий таможни по помещению 09.01.2014 под таможенную процедуру таможенного транзита ввезенных обществом 28.12.2013 на таможенную территорию Таможенного союза комбайнов зерноуборочных марки CLAAS (1 комбайн модели LEXION-600 и 2 комбайна модели LEXION-580) (далее - спорные комбайны), выпущенных Южным акцизным таможенным постом в свободное обращение 30.12.2013; о признании незаконными решения Центральной акцизной таможни от 18.02.2014 об отмене решения таможенного поста о выпуске спорных комбайнов, марки CLAAS, код ТН ВЭД ТС 8433510001, задекларированных по ДТ N 10009242/241213/0003493, 10009242/241213/0003499, 10009242/241213/0003491; об обязании таможенного поста произвести выпуск спорных комбайнов.
Решением суда от 12.05.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.08.2014, обществу отказано в удовлетворении требований со ссылкой на законность решений и действий таможенных органов, поскольку выпуск товаров осуществлен таможенным постом с нарушением Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы России от 22.04.2011 N 845 (далее - Порядок).
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, общество произвело таможенное декларирование товаров, представило необходимые документы, уплатило таможенные платежи, предъявило декларируемые товары, т.е. выполнило обязанности, возложенные на декларанта Таможенным кодексом Таможенного союза.
В отзывах на кассационную жалобу таможенные органы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, просят оставить их без изменения.
В судебном заседании представители общества и таможенных органов поддержали доводы кассационной жалобы и отзывов.
В заседании суда кассационной инстанции объявлялся перерыв с 10.12.2014 до 17 часов 30 минут 17.12.2014.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что судебные акты надлежит отменить и направить дело на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 24.12.2013 общество подало на таможенный пост предварительные декларации в отношении иностранных товаров до их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, с целью помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, зарегистрированные за N 10009242/241213/0003493, N 10009242/241213/0003499 N 10009242/241213/0003491.
В графе 31 ДТ были заявлены следующие товары: комбайны зерноуборочные, марка CLAAS, код ТН ВЭД ТС 8433510001 в количестве 3 (трех) штук.
28 декабря 2013 года указанные комбайны были ввезены на таможенную территорию Таможенного союза через МАПП Весело-Вознесенка из ФРГ в рамках исполнения внешнеторгового контракта и помещены в зону таможенного контроля (ЗТК) МАПП Весело-Вознесенка.
Таможенный пост принял решение от 30.12.2013 о выпуске спорных комбайнов в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, что подтверждается штампами "выпуск разрешен 30.12.2013" должностных лиц таможенного поста на данных ДТ, а также на международных товаротранспортных накладных (CMR) N 103022, 001220, 001226, 876479, 876480.
09 января 2014 спорные комбайны помещены МАПП Весело-Вознесенка под таможенную процедуру таможенного транзита и направлены в таможенный орган назначения - ОТОиТК N 2 таможенного поста с установлением срока доставки - 11.01.2014.
В связи с внесением данных сведений о помещении спорных товаров под таможенную процедуру таможенного транзита в Информационную базу Центральной акцизной таможней в порядке статей 99, 111 Таможенного кодекса Таможенного союза принято решение от 18.02.2014 N 1000900/180214/009 об отмене в порядке ведомственного контроля не соответствующего требованиям таможенного законодательства решения таможенного органа о выпуске спорных комбайнов.
Не согласившись с указанными действиями и решениями, в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая обществу в удовлетворении требований, суды исходили из следующего.
Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела, а также принять любые предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов в области таможенного дела.
Особенности совершения таможенных операций при предварительном таможенном декларировании регламентированы статьей 193 Таможенного кодекса Таможенного союза, статьей 211 Закона N 311-ФЗ, Инструкцией по внесению изменений и (или) дополнений в декларацию на товары до принятия решения о выпуске товаров при предварительном таможенном декларировании, утвержденной решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 N 256.
Частью 1 статьи 193 Кодекса предусмотрена возможность предварительного таможенного декларирования иностранных товаров до их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза путем подачи таможенной декларации, условия выпуска таких товаров регулируются статьей 195 Кодекса (представление таможенному органу документов, необходимых для выпуска товаров; соблюдение необходимых требований и условий для помещения товаров под избранную таможенную процедуру).
При этом выпуск товаров производится должностным лицом таможенного органа путем внесения (проставления) соответствующих отметок в (на) таможенную декларацию и (или) коммерческие, транспортные (перевозочные) документы, а также соответствующих сведений - в информационные системы таможенного органа (часть 4 статьи 195 Кодекса) не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, включающий в себя время проведения таможенного контроля (часть 1 статьи 196 Кодекса).
Товары, ввозимые в Российскую Федерацию, помещаются под одну из таможенных процедур в силу статей 224, 225, 202 Кодекса, в том числе выпуск для внутреннего потребления, что и сделал, как установил суд, таможенный пост.
В силу части 4 статьи 163 Кодекса перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором, за исключением случаев, установленных Кодексом и иными федеральными законами.
Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (пункт 2 части 2 статьи 95 Кодекса). Таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме (часть 3 статьи 95 Кодекса).
В соответствии со статьей 173 Кодекса, частью 3 статьи 97 и частью 4 статьи 224 Закона о таможенном регулировании ФТС России принят Порядок N 845, определяющий особенности совершения таможенных операций при осуществлении таможенного декларирования товаров в таможенном органе, отличном от таможенного органа, в регионе деятельности которого находятся эти товары, с применением таможенной декларации на товары, поданной в электронной форме с использованием международной ассоциации сетей "Интернет" (далее - ЭДТ).
Подача ЭДТ и совершение таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме и таможенном контроле товаров осуществляется в общеустановленном порядке, за исключением особенностей, установленных Порядком.
Приложением N 1 к приказу ФТС России от 18.02.2010 N 317 утвержден Перечень таможенных органов, осуществляющих таможенные операции и таможенный контроль в отношении товаров (далее - Перечень N 317). Осуществлять таможенные операции на товары, находящиеся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования, возможно только в таможенных органах, поименованных в перечнях, утвержденных ФТС России.
В силу пункта 2 статьи 211 Закона N 311-ФЗ товары, декларирование которых производится путем подачи предварительной декларации на товары и в отношении которых были уплачены подлежащие уплате при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления таможенные пошлины, налоги, после их прибытия в Российскую Федерацию могут быть предъявлены таможенному органу, расположенному в месте, приближенном к государственной границе Российской Федерации до истечения срока, установленного пунктом 6 статьи 193 Кодекса.
Суды установили, что 28.12.2013 общество предъявило товар в МАПП Весело-Вознесенка.
МАПП Весело-Вознесенска поместил товар под таможенную процедуру таможенного транзита и направил их в таможенный орган назначения - ОТОиТК N 2 таможенного поста с установлением срока доставки - 11.01.2014. При этом суды установили, что приказами Федеральной таможенной службы от 01.06.2011 N 1144 и от 07.10.2010 N 1841, МАПП Весело-Вознесенска не является таможенным постом, расположенным в пункте пропуска через государственную границу, и не относится к таможенному органу, расположенному в месте, приближенном к государственной границе, в значении пункта 3 статьи 211 Закона N 311-ФЗ.
Центральная акцизная таможня 18.02.2014 приняла решение об отмене в порядке ведомственного контроля решения таможенного органа о выпуске спорных комбайнов.
Таким образом, суды установили, что таможенный пост в нарушение таможенного законодательства осуществил выпуск товара в свободное обращения без его предъявления, что комбайны предъявлены 28.12.2013 МАПП Весело-Вознесенка, который не является таможенным органом, расположенным в месте, приближенном к государственной границе и, следовательно, является неуполномоченным таможенным органом (при этом суды сочли его действия правильными, что противоречит выводу судов о предъявлении товара ненадлежащему таможенному органу).
Суды не учли, что являясь в данном случае неуполномоченным таможенным органом, МАПП Весело-Вознесенка, являясь профессиональным участником публичных отношений в сфере таможенного законодательства, должен был указать обществу надлежащий таможенный орган, в полномочия которого входит осуществление таможенного контроля ввезенного товара. Такой орган суд не установил.
При этом суды установили, что обмен данными между таможенными органами не осуществлялся, действия обоих таможенных органов (таможенного поста) и таможни не соответствовали порядку действий, которые законодатель возложил на должностных лиц таможенных органов при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования, и не дали им оценку.
Суды также не дали оценку тому обстоятельству, что Центральная акцизная таможня, имея информацию о предъявлении 28.12.2013 комбайнов таможенному органу (неуполномоченному), отменила решение таможенного поста по основанию, указанному в пункте 6 статьи 193 Кодекса, предусматривающему, что если товары не предъявлены таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию, либо иному таможенному органу, определенному в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня, следующего за днем ее регистрации, либо в течение этого срока введены запреты и ограничения, таможенный орган отказывает в выпуске таких товаров. Иные основания для отмены решения таможенного поста в решение Центральной акцизной таможни не указаны.
Судебные инстанции не указали, почему ненадлежащие действия таможенных органов не нарушают права и законные интересы общества, не сослались на нормы права, предусматривающие возложение негативных последствий на декларанта при ненадлежащем исполнении таможенными органами своих функций.
Суды сочли действия декларанта о непредъявлении товара таможенному посту нарушающими таможенное законодательство.
Данные выводы сделаны по неполно исследованным обстоятельствам, без оценки всех представленных в дело доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов противоречивы, поэтому, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует также учесть, что в силу пункта 1 статьи 218 Закона N 311-ФЗ выпуск товаров осуществляется таможенными органами в соответствии с главой 28 Кодекса, а выпуск товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой в силу пункта 3 статьи 174 Кодекса свидетельствует о завершении помещения товаров под определенную таможенную процедуру, и исходя из этого дать оценку поведению общества в данном случае.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.05.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 по делу N А53-4901/2014 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 17.12.2014 ПО ДЕЛУ N А53-4901/2014
Разделы:Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело; Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2014 г. по делу N А53-4901/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Дорогиной Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Топлайн" (ИНН 6165155261, ОГРН 1096165001998) - Шкарбанова А.В. (генеральный директор), от заинтересованных лиц: Таганрогской таможни (ИНН 6154037435, ОГРН 1026102593120) - Синьковой И.И. (доверенность от 20.12.2013), Центральной акцизной таможни (ИНН 7703166563, ОГРН 1027700552065)-Ряховской М.О. (доверенность от 07.11.2014), Южного акцизного таможенного поста (ИНН 2312176324, ОГРН 1102312019150) - Ряховской М.О. (доверенность от 31.10.2014), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Топлайн" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.05.2014 (судья Волова Н.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 (судьи Смотрова Н.Н., Соловьева М.В., Сулименко О.А.) по делу N А53-4901/2014, установил следующее.
ООО "Топлайн" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Таганрогской таможне (далее - таможня), Центральной акцизной таможне, Южному акцизному таможенному посту (далее - таможенный пост) о признании незаконными действий таможни по помещению 09.01.2014 под таможенную процедуру таможенного транзита ввезенных обществом 28.12.2013 на таможенную территорию Таможенного союза комбайнов зерноуборочных марки CLAAS (1 комбайн модели LEXION-600 и 2 комбайна модели LEXION-580) (далее - спорные комбайны), выпущенных Южным акцизным таможенным постом в свободное обращение 30.12.2013; о признании незаконными решения Центральной акцизной таможни от 18.02.2014 об отмене решения таможенного поста о выпуске спорных комбайнов, марки CLAAS, код ТН ВЭД ТС 8433510001, задекларированных по ДТ N 10009242/241213/0003493, 10009242/241213/0003499, 10009242/241213/0003491; об обязании таможенного поста произвести выпуск спорных комбайнов.
Решением суда от 12.05.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.08.2014, обществу отказано в удовлетворении требований со ссылкой на законность решений и действий таможенных органов, поскольку выпуск товаров осуществлен таможенным постом с нарушением Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы России от 22.04.2011 N 845 (далее - Порядок).
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, общество произвело таможенное декларирование товаров, представило необходимые документы, уплатило таможенные платежи, предъявило декларируемые товары, т.е. выполнило обязанности, возложенные на декларанта Таможенным кодексом Таможенного союза.
В отзывах на кассационную жалобу таможенные органы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, просят оставить их без изменения.
В судебном заседании представители общества и таможенных органов поддержали доводы кассационной жалобы и отзывов.
В заседании суда кассационной инстанции объявлялся перерыв с 10.12.2014 до 17 часов 30 минут 17.12.2014.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что судебные акты надлежит отменить и направить дело на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 24.12.2013 общество подало на таможенный пост предварительные декларации в отношении иностранных товаров до их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, с целью помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, зарегистрированные за N 10009242/241213/0003493, N 10009242/241213/0003499 N 10009242/241213/0003491.
В графе 31 ДТ были заявлены следующие товары: комбайны зерноуборочные, марка CLAAS, код ТН ВЭД ТС 8433510001 в количестве 3 (трех) штук.
28 декабря 2013 года указанные комбайны были ввезены на таможенную территорию Таможенного союза через МАПП Весело-Вознесенка из ФРГ в рамках исполнения внешнеторгового контракта и помещены в зону таможенного контроля (ЗТК) МАПП Весело-Вознесенка.
Таможенный пост принял решение от 30.12.2013 о выпуске спорных комбайнов в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, что подтверждается штампами "выпуск разрешен 30.12.2013" должностных лиц таможенного поста на данных ДТ, а также на международных товаротранспортных накладных (CMR) N 103022, 001220, 001226, 876479, 876480.
09 января 2014 спорные комбайны помещены МАПП Весело-Вознесенка под таможенную процедуру таможенного транзита и направлены в таможенный орган назначения - ОТОиТК N 2 таможенного поста с установлением срока доставки - 11.01.2014.
В связи с внесением данных сведений о помещении спорных товаров под таможенную процедуру таможенного транзита в Информационную базу Центральной акцизной таможней в порядке статей 99, 111 Таможенного кодекса Таможенного союза принято решение от 18.02.2014 N 1000900/180214/009 об отмене в порядке ведомственного контроля не соответствующего требованиям таможенного законодательства решения таможенного органа о выпуске спорных комбайнов.
Не согласившись с указанными действиями и решениями, в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая обществу в удовлетворении требований, суды исходили из следующего.
Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела, а также принять любые предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов в области таможенного дела.
Особенности совершения таможенных операций при предварительном таможенном декларировании регламентированы статьей 193 Таможенного кодекса Таможенного союза, статьей 211 Закона N 311-ФЗ, Инструкцией по внесению изменений и (или) дополнений в декларацию на товары до принятия решения о выпуске товаров при предварительном таможенном декларировании, утвержденной решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 N 256.
Частью 1 статьи 193 Кодекса предусмотрена возможность предварительного таможенного декларирования иностранных товаров до их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза путем подачи таможенной декларации, условия выпуска таких товаров регулируются статьей 195 Кодекса (представление таможенному органу документов, необходимых для выпуска товаров; соблюдение необходимых требований и условий для помещения товаров под избранную таможенную процедуру).
При этом выпуск товаров производится должностным лицом таможенного органа путем внесения (проставления) соответствующих отметок в (на) таможенную декларацию и (или) коммерческие, транспортные (перевозочные) документы, а также соответствующих сведений - в информационные системы таможенного органа (часть 4 статьи 195 Кодекса) не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, включающий в себя время проведения таможенного контроля (часть 1 статьи 196 Кодекса).
Товары, ввозимые в Российскую Федерацию, помещаются под одну из таможенных процедур в силу статей 224, 225, 202 Кодекса, в том числе выпуск для внутреннего потребления, что и сделал, как установил суд, таможенный пост.
В силу части 4 статьи 163 Кодекса перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором, за исключением случаев, установленных Кодексом и иными федеральными законами.
Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (пункт 2 части 2 статьи 95 Кодекса). Таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме (часть 3 статьи 95 Кодекса).
В соответствии со статьей 173 Кодекса, частью 3 статьи 97 и частью 4 статьи 224 Закона о таможенном регулировании ФТС России принят Порядок N 845, определяющий особенности совершения таможенных операций при осуществлении таможенного декларирования товаров в таможенном органе, отличном от таможенного органа, в регионе деятельности которого находятся эти товары, с применением таможенной декларации на товары, поданной в электронной форме с использованием международной ассоциации сетей "Интернет" (далее - ЭДТ).
Подача ЭДТ и совершение таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме и таможенном контроле товаров осуществляется в общеустановленном порядке, за исключением особенностей, установленных Порядком.
Приложением N 1 к приказу ФТС России от 18.02.2010 N 317 утвержден Перечень таможенных органов, осуществляющих таможенные операции и таможенный контроль в отношении товаров (далее - Перечень N 317). Осуществлять таможенные операции на товары, находящиеся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования, возможно только в таможенных органах, поименованных в перечнях, утвержденных ФТС России.
В силу пункта 2 статьи 211 Закона N 311-ФЗ товары, декларирование которых производится путем подачи предварительной декларации на товары и в отношении которых были уплачены подлежащие уплате при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления таможенные пошлины, налоги, после их прибытия в Российскую Федерацию могут быть предъявлены таможенному органу, расположенному в месте, приближенном к государственной границе Российской Федерации до истечения срока, установленного пунктом 6 статьи 193 Кодекса.
Суды установили, что 28.12.2013 общество предъявило товар в МАПП Весело-Вознесенка.
МАПП Весело-Вознесенска поместил товар под таможенную процедуру таможенного транзита и направил их в таможенный орган назначения - ОТОиТК N 2 таможенного поста с установлением срока доставки - 11.01.2014. При этом суды установили, что приказами Федеральной таможенной службы от 01.06.2011 N 1144 и от 07.10.2010 N 1841, МАПП Весело-Вознесенска не является таможенным постом, расположенным в пункте пропуска через государственную границу, и не относится к таможенному органу, расположенному в месте, приближенном к государственной границе, в значении пункта 3 статьи 211 Закона N 311-ФЗ.
Центральная акцизная таможня 18.02.2014 приняла решение об отмене в порядке ведомственного контроля решения таможенного органа о выпуске спорных комбайнов.
Таким образом, суды установили, что таможенный пост в нарушение таможенного законодательства осуществил выпуск товара в свободное обращения без его предъявления, что комбайны предъявлены 28.12.2013 МАПП Весело-Вознесенка, который не является таможенным органом, расположенным в месте, приближенном к государственной границе и, следовательно, является неуполномоченным таможенным органом (при этом суды сочли его действия правильными, что противоречит выводу судов о предъявлении товара ненадлежащему таможенному органу).
Суды не учли, что являясь в данном случае неуполномоченным таможенным органом, МАПП Весело-Вознесенка, являясь профессиональным участником публичных отношений в сфере таможенного законодательства, должен был указать обществу надлежащий таможенный орган, в полномочия которого входит осуществление таможенного контроля ввезенного товара. Такой орган суд не установил.
При этом суды установили, что обмен данными между таможенными органами не осуществлялся, действия обоих таможенных органов (таможенного поста) и таможни не соответствовали порядку действий, которые законодатель возложил на должностных лиц таможенных органов при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования, и не дали им оценку.
Суды также не дали оценку тому обстоятельству, что Центральная акцизная таможня, имея информацию о предъявлении 28.12.2013 комбайнов таможенному органу (неуполномоченному), отменила решение таможенного поста по основанию, указанному в пункте 6 статьи 193 Кодекса, предусматривающему, что если товары не предъявлены таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию, либо иному таможенному органу, определенному в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня, следующего за днем ее регистрации, либо в течение этого срока введены запреты и ограничения, таможенный орган отказывает в выпуске таких товаров. Иные основания для отмены решения таможенного поста в решение Центральной акцизной таможни не указаны.
Судебные инстанции не указали, почему ненадлежащие действия таможенных органов не нарушают права и законные интересы общества, не сослались на нормы права, предусматривающие возложение негативных последствий на декларанта при ненадлежащем исполнении таможенными органами своих функций.
Суды сочли действия декларанта о непредъявлении товара таможенному посту нарушающими таможенное законодательство.
Данные выводы сделаны по неполно исследованным обстоятельствам, без оценки всех представленных в дело доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов противоречивы, поэтому, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует также учесть, что в силу пункта 1 статьи 218 Закона N 311-ФЗ выпуск товаров осуществляется таможенными органами в соответствии с главой 28 Кодекса, а выпуск товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой в силу пункта 3 статьи 174 Кодекса свидетельствует о завершении помещения товаров под определенную таможенную процедуру, и исходя из этого дать оценку поведению общества в данном случае.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.05.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 по делу N А53-4901/2014 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.А.ТРИФОНОВА
Л.А.ТРИФОНОВА
Судьи
Т.Н.ДОРОГИНА
Л.А.ЧЕРНЫХ
Т.Н.ДОРОГИНА
Л.А.ЧЕРНЫХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)