Судебные решения, арбитраж
Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело; Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Кудина А.Г., Любченко И.С., при участии от Калининградского акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица) Коротченко Л.А. (доверенность от 01.10.2012 N 47-01-30/2127), рассмотрев 25.12.2013 в открытом судебном заседании поступившую в электронном виде кассационную жалобу Калининградского акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица) на решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.06.2013 (судья Генина С.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2013 (судьи Фокина Е.А., Абакумова И.Д., Савицкая И.Г.) по делу N А21-3079/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лось", место нахождения: 238460, Калининградская обл., Багратионовский р-н, п. Совхозное, Центральная ул., д. 20, ОГРН 1063915012897 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительными решений Калининградского акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица), место нахождения: 238420, Калининградская обл., Багратионовский р-н, г. Багратионовск, ул. Дружбы, д. 16, ОГРН 1103925001740 (далее - Таможенный пост), от 02.04.2013 N 0004622/00001/000 о классификации товара и об отказе в выпуске товара по таможенной декларации (далее - ТД) N 10009200/020413/0004622.
Решением суда от 13.06.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.10.2013, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Таможенный пост просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на нарушение судами норм материального права - положений статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), Основных правил интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ ТН ВЭД). Таможенный пост настаивает на правомерности отнесения спорного товара к товарной подсубпозиции 8703 32 909 4 согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС). Податель жалобы указывает на обязательность применения в данном случае пункта 141 распоряжения ФТС России от 01.03.2012 N 34-р "О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров", согласно которому ввезенный Обществом автомобиль-фургон, имеющий с правой и левой стороны по ходу движения оконные проемы, правомерно отнесен таможенным органом к товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа поступил отзыв Общества на кассационную жалобу Таможенного поста, в котором заявитель просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, а жалобу таможенного органа без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Таможенного поста поддержал доводы жалобы.
Общество о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество как получатель и декларант подало на Таможенный пост ТД N 10009200/060213/0001119 для оформления в таможенном отношении товара - грузового автомобиля-фургона, бывшего в употреблении, VIN: VF3GB9HWC96281133, марка: "PEUGEOT", модель: "PARTNER HDI", дата выпуска: 26.08.2007.
В графе 33 названной декларации Обществом указан код товара в соответствии с ТН ВЭД ТС - 8704 21 990 4, ставка ввозной таможенной пошлины - 10%, но не менее 0,2 евро за 1 см3 объема двигателя.
В ходе таможенного контроля Таможенный пост установил, что в грузовой части автомобиля с правой и левой стороны по ходу движения имеются оконные проемы (акт таможенного досмотра N 10009200/060213/000043).
В связи с этим 06.02.2013 таможенным органом принято решение о назначении таможенной экспертизы.
Впоследствии (16.02.2013), поскольку Общество не представило необходимые для выпуска товара документы, а именно условную КТС в соответствии с расчетом обеспечения уплаты таможенных платежей по декларации N 10009200/060213/0001119, Таможенный пост принял решение об отказе в выпуске товара по данной декларации.
Результаты экспертизы, назначенной Таможенным постом 06.02.2013, получены после отказа в выпуске товара по названной декларации. Согласно заключению таможенного эксперта от 07.03.2013 N 0210 в боковых стенках кузова автомобиля "PEUGEOT" (пространство от спинки сидения водителя до задней стенки кузова) с левой и с правой стороны имеются оконные проемы, один из которых со вставкой, установленной не на заводе-изготовителе, выполненной из непрозрачного материала, закрепленной при помощи мастики.
Общество 02.04.2013 вновь подало таможенную декларацию на спорный товар. Декларации присвоен номер 10009200/020413/0004622.
В этот же день (02.04.2013) Таможенный пост на основании указанного заключения таможенного эксперта принял решение о классификации задекларированного Обществом товара в товарной подсубпозиции 8703 32 909 4 ТН ВЭД ТС.
Таможенный пост также 02.04.2013 направил Обществу уведомление и требование до 03.04.2013 внести изменения в графу 47 ТД, осуществить корректировку сведений о ставках и сумме таможенных пошлин и налогов и пересчитать размер условно начисленных таможенных пошлин и налогов с учетом скорректированного таможенным органом классификационного кода декларируемого товара.
В связи с неисполнением Обществом названного требования 03.04.2013 Таможенным постом принято решение об отказе в выпуске автомобиля, декларируемого по ТД N 10009200/020413/0004622. Основанием для отказа в выпуске товара явилось нарушение декларантом таможенного законодательства в части порядка заполнения декларации на товары, выразившееся в некорректном исчислении таможенных пошлин и налогов и, соответственно, некорректном заполнении графы 47 декларации на товары.
Общество оспорило указанные решения Таможенного поста в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, сделав вывод о том, что у Таможенного поста отсутствовали правовые основания для классификации декларируемого Обществом товара в иной товарной позиции, чем указал декларант в ТД, признали недействительными оспариваемые решения таможенного органа.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, считает, что судебные акты, принятые по настоящему делу, подлежат отмене в связи с нарушением норм материального права.
В соответствии с пунктом 3 статьи 52 ТК ТС в случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов Таможенного союза. Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со статьей 9 ТК ТС.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза, которым предусмотрены ОПИ ТН ВЭД.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (правило 1 ОПИ ТН ВЭД). Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ ТН ВЭД).
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (пункт 1 статьи 51 ТК ТС).
Из материалов дела видно, что Общество отнесло спорный товар к товарной подсубпозиции 8704 21 990 4 ТН ВЭД ТС - моторные транспортные средства для перевозки грузов: - прочие, с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем): - - с полной массой транспортного средства не более 5 т: - - - прочие: - - - - с рабочим объемом двигателя более 2500 м3: - - - - - бывшие в эксплуатации: - - - - - - с момента выпуска которых прошло более 5 лет, но не более 7 лет.
Таможенный пост посчитал, что ввезенный Обществом товар следует отнести к подсубпозиции 8703 32 909 4 ТН ВЭД ТС - автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей (кроме моторных транспортных средств товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили: - транспортные средства с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем): - - с полной массой транспортного средства не более 5 т: - - - прочие: - - - - с рабочим объемом двигателя более 2500 м3: - - - - - бывшие в эксплуатации: - - - - - - с момента выпуска которых прошло более 5 лет, но не более 7 лет.
В соответствии с Пояснениями к ТН ВЭД ТС (товарная позиция 8703) термин "грузопассажирский автомобиль-фургон" означает транспортное средство, имеющее максимально 9 мест для сидения (включая водителя), внутреннее пространство которого может без конструктивных изменений использоваться для перевозки как людей, так и грузов.
Включение некоторых моторных транспортных средств в данную товарную позицию определяется некоторыми признаками, которые указывают на то, что данные транспортные средства в основном предназначены для транспортировки людей, а не для транспортировки грузов (товарная позиция 8704). Эти признаки применимы при классификации моторных транспортных средств, которые обычно имеют полную массу транспортного средства менее 5 тонн и которые имеют единое замкнутое внутреннее пространство, включающее в себя зону для водителя и пассажиров и другую зону, которая может использоваться для транспортировки как людей, так и грузов. В эту категорию обычно включаются транспортные средства, известные как "многоцелевые" транспортные средства (например, транспортные средства типа фургонов, обслуживающие спортивные автомобили, некоторые автомобили типа пикапа). Указанные ниже особенности являются характерными признаками конструкции, обычно свойственными транспортным средствам, которые включаются в эту товарную позицию:
а) наличие постоянно установленных сидений с устройствами безопасности (например, с ремнями безопасности или с местами крепления и приспособлениями для установки ремней безопасности) для каждого человека или наличие постоянных мест, крепления и приспособлений для установки сидений и устройств безопасности в задней зоне позади зоны для водителя и передних пассажиров; такие сиденья могут быть фиксированными, складывающимися, съемными на анкерном креплении или выносными;
б) наличие окон в двух боковых панелях задней части кузова;
в) наличие скользящей, открывающейся наружу или поднимающейся вверх двери или дверей, с окнами, на боковых панелях или сзади;
г) отсутствие постоянной панели или перегородки между зоной для водителя и передних пассажиров и задней зоной, которая может использоваться для транспортировки как людей, так и грузов;
д) наличие внешних признаков комфорта и внутренней отделки, а также приспособлений внутри всего салона транспортного средства, которыми отличаются пассажирские салоны транспортных средств (например, напольное покрытие, вентиляция, внутреннее освещение, пепельницы).
В то же время, как видно из пояснений к товарной позиции 8704, характерными признаками конструкции, обычно свойственными транспортным средствам, которые включаются в эту товарную позицию являются:
а) наличие сидений типа скамеек, не имеющих устройств безопасности (например, ремней безопасности или мест крепления и приспособлений для установки ремней безопасности) или удобств для пассажиров в задней зоне позади зоны для водителя и передних пассажиров. Такие сиденья обычно бывают складными или выносными для того, чтобы позволить полностью использовать пол задней зоны (транспортные средства типа фургонов) или отдельную платформу (транспортные средства типа пикапа) для транспортировки грузов;
б) наличие отдельной кабины для водителя и пассажиров и отдельной открытой платформы с боковыми бортами и опускаемым задним бортом (транспортные средства типа пикапа);
в) отсутствие окон в двух боковых панелях задней части кузова; наличие скользящей, открывающейся наружу или поднимающейся вверх двери или дверей, без окон, на боковых панелях или сзади для погрузки или выгрузки товаров (транспортные средства типа фургона);
г) наличие постоянной панели или барьера между зоной для водителя и передних пассажиров и задней зоной;
д) отсутствие внешних признаков комфорта и внутренней отделки, а также приспособлений в зоне грузового отсека, которыми отличаются пассажирские салоны транспортных средств (например, напольное покрытие, вентиляция, внутреннее освещение, пепельницы).
В целях повышения эффективности совершения таможенных операций и таможенного контроля товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации, в соответствии с пунктом 6 статьи 52 ТК ТС и частью 2 статьи 108 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) ФТС России издала распоряжение от 01.03.2012 N 34-р "О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров" (зарегистрировано в Минюсте России 28.04.2012 N 24001; далее - Распоряжение N 34-р).
Пунктом 141 названного Распоряжения предусмотрено, что грузовые автофургоны, имеющие цельнометаллический кузов и единое внутреннее пространство салона, классифицируются в товарной позиции 8704 ТН ВЭД ТС при одновременном выполнении всех требований, предъявляемых к их конструкции и компоновке, перечисленных ниже:
- - количество мест для сидения пассажиров, расположенных в одном ряду с сиденьем водителя, не превышает двух;
- - салон не содержит других сидений для пассажиров, приспособлений для их крепления, а также приспособлений крепления ремней безопасности для пассажиров этих сидений;
- - отсутствуют оконные проемы в боковых стенках грузовой части салона (пространство от спинки сиденья водителя до задней стенки кузова), застекленные или имеющие вставки из любых материалов, закрепленные любым способом: наклеиванием, сваркой и т.д.
Грузовые автофургоны могут иметь следующие конструктивные особенности:
- - пространство салона может быть разделено перегородкой любой конструкции из любого материала;
- - в боковых стенках грузовой части салона могут располагаться одна или две (с разных сторон кузова) двери, имеющие окна;
- - в задней стенке кузова может располагаться дверь/двери, имеющая окно/окна;
- - грузовая часть салона может иметь освещение;
- - в случае отсутствия двери в задней стенке кузова в ней может быть расположено окно.
Автофургоны, не удовлетворяющие вышеперечисленным требованиям, классифицируются в товарной позиции 8702 или 8703 ТН ВЭД ТС в зависимости от количества мест для сидения.
На основании приведенных нормативных положений суды сделали вывод о том, что для отнесения спорного товара к той или иной товарной позиции ТН ВЭД ТС принципиальным является основная цель (предназначение) данных транспортных средств - для транспортировки грузов или в основном для транспортировки людей.
Однако судами не учтено, что согласно тексту товарной позиции 8703 кроме автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, предназначенных главным образом для перевозки людей, в нее включаются и грузопассажирские автомобили-фургоны, определение которых дано в пояснениях к данной товарной позиции.
Применяя в данном случае Пояснения к ТН ВЭД ТС и Распоряжение N 34-р, необходимо учитывать не только целевое назначение спорного товара, но и наличие либо отсутствие характерных признаков конструкции, приведенных в названных документах, позволяющих отнести данный товар к той или иной товарной позиции ТН ВЭД ТС.
Согласно заключению таможенного эксперта от 07.03.2013 N 0210 в боковых стенках кузова автомобиля "PEUGEOT" (пространство от спинки сидения водителя до задней стенки кузова) с левой и с правой стороны имеются оконные проемы, один из которых с вставкой, установленной не на заводе-изготовителе, выполненной из непрозрачного материала, закрепленной при помощи мастики.
Таким образом, спорный товар обладает одним из признаков, указанных в пояснениях к товарным позициям 8703 и 8704 и пункте 141 Распоряжения N 34-р: это наличие окон в двух боковых панелях задней части кузова (грузовой части салона - пространство от спинки сиденья водителя до задней стенки кузова).
Апелляционный суд, сделав вывод о том, что юридическая сила Распоряжения N 34-р не может восприниматься судом в отрыве от положений ТН ВЭД ТС, ОПИ ТН ВЭД и положений статьи 8 Закона N 311-ФЗ, отклонил ссылку Таможенного поста на пункт 141 данного Распоряжения.
Вместе с тем, как указано выше, разъяснения относительно классификации отдельных товаров по ТН ВЭД ТС, данные ФТС России в пределах своей компетенции в этом Распоряжении N 34-р, не противоречат тексту товарных позиций 8703 и 8704 и Пояснениям к ТН ВЭД ТС, а дополняют их, поэтому основания для его неприменения отсутствуют.
При таких обстоятельствах следует сделать вывод, что Таможенный пост обосновал отнесение спорного товара к товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС, следовательно, решение о классификации товара от 02.04.2013 N 0004622/00001/000 является правомерным.
Как видно из требования Таможенного поста от 02.04.2013 о внесении изменений в ТД, основанием для его выставления послужило названное решение о классификации. Изменение классификационного кода товара повлекло необходимость пересчета величины таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость и внесения изменений в графу 47 ТД.
Обществу в соответствии с положениями пункта 1 статьи 180, подпункта 6 пункта 2 статьи 181, статьи 188 и статьи 191 ТК ТС, а также в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, было предложено осуществить корректировку сведений о ставках и сумме таможенных пошлин и налогов и пересчитать размер условно начисленных таможенных пошлин и налогов с учетом скорректированного таможенным органом классификационного кода декларируемого товара.
В связи с неисполнением декларантом этого законного требования таможенный орган правомерно, на основании пункта 2 статьи 201 ТК ТС принял решение об отказе в выпуске товара по ТД.
При таких обстоятельствах судебные акты, принятые по настоящему делу, подлежат отмене в связи с неправильным применением судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствием их выводов, изложенных в судебных актах, доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.06.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2013 по делу N А21-3079/2013 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Лось", место нахождения: 238460, Калининградская обл., Багратионовский р-н, п. Совхозное, Центральная ул., д. 20, ОГРН 1063915012897, отказать.
Председательствующий
С.Н.БУХАРЦЕВ
Судьи
А.Г.КУДИН
И.С.ЛЮБЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 26.12.2013 ПО ДЕЛУ N А21-3079/2013
Разделы:Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело; Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2013 г. по делу N А21-3079/2013
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Кудина А.Г., Любченко И.С., при участии от Калининградского акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица) Коротченко Л.А. (доверенность от 01.10.2012 N 47-01-30/2127), рассмотрев 25.12.2013 в открытом судебном заседании поступившую в электронном виде кассационную жалобу Калининградского акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица) на решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.06.2013 (судья Генина С.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2013 (судьи Фокина Е.А., Абакумова И.Д., Савицкая И.Г.) по делу N А21-3079/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лось", место нахождения: 238460, Калининградская обл., Багратионовский р-н, п. Совхозное, Центральная ул., д. 20, ОГРН 1063915012897 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительными решений Калининградского акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица), место нахождения: 238420, Калининградская обл., Багратионовский р-н, г. Багратионовск, ул. Дружбы, д. 16, ОГРН 1103925001740 (далее - Таможенный пост), от 02.04.2013 N 0004622/00001/000 о классификации товара и об отказе в выпуске товара по таможенной декларации (далее - ТД) N 10009200/020413/0004622.
Решением суда от 13.06.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.10.2013, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Таможенный пост просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на нарушение судами норм материального права - положений статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), Основных правил интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ ТН ВЭД). Таможенный пост настаивает на правомерности отнесения спорного товара к товарной подсубпозиции 8703 32 909 4 согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС). Податель жалобы указывает на обязательность применения в данном случае пункта 141 распоряжения ФТС России от 01.03.2012 N 34-р "О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров", согласно которому ввезенный Обществом автомобиль-фургон, имеющий с правой и левой стороны по ходу движения оконные проемы, правомерно отнесен таможенным органом к товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа поступил отзыв Общества на кассационную жалобу Таможенного поста, в котором заявитель просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, а жалобу таможенного органа без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Таможенного поста поддержал доводы жалобы.
Общество о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество как получатель и декларант подало на Таможенный пост ТД N 10009200/060213/0001119 для оформления в таможенном отношении товара - грузового автомобиля-фургона, бывшего в употреблении, VIN: VF3GB9HWC96281133, марка: "PEUGEOT", модель: "PARTNER HDI", дата выпуска: 26.08.2007.
В графе 33 названной декларации Обществом указан код товара в соответствии с ТН ВЭД ТС - 8704 21 990 4, ставка ввозной таможенной пошлины - 10%, но не менее 0,2 евро за 1 см3 объема двигателя.
В ходе таможенного контроля Таможенный пост установил, что в грузовой части автомобиля с правой и левой стороны по ходу движения имеются оконные проемы (акт таможенного досмотра N 10009200/060213/000043).
В связи с этим 06.02.2013 таможенным органом принято решение о назначении таможенной экспертизы.
Впоследствии (16.02.2013), поскольку Общество не представило необходимые для выпуска товара документы, а именно условную КТС в соответствии с расчетом обеспечения уплаты таможенных платежей по декларации N 10009200/060213/0001119, Таможенный пост принял решение об отказе в выпуске товара по данной декларации.
Результаты экспертизы, назначенной Таможенным постом 06.02.2013, получены после отказа в выпуске товара по названной декларации. Согласно заключению таможенного эксперта от 07.03.2013 N 0210 в боковых стенках кузова автомобиля "PEUGEOT" (пространство от спинки сидения водителя до задней стенки кузова) с левой и с правой стороны имеются оконные проемы, один из которых со вставкой, установленной не на заводе-изготовителе, выполненной из непрозрачного материала, закрепленной при помощи мастики.
Общество 02.04.2013 вновь подало таможенную декларацию на спорный товар. Декларации присвоен номер 10009200/020413/0004622.
В этот же день (02.04.2013) Таможенный пост на основании указанного заключения таможенного эксперта принял решение о классификации задекларированного Обществом товара в товарной подсубпозиции 8703 32 909 4 ТН ВЭД ТС.
Таможенный пост также 02.04.2013 направил Обществу уведомление и требование до 03.04.2013 внести изменения в графу 47 ТД, осуществить корректировку сведений о ставках и сумме таможенных пошлин и налогов и пересчитать размер условно начисленных таможенных пошлин и налогов с учетом скорректированного таможенным органом классификационного кода декларируемого товара.
В связи с неисполнением Обществом названного требования 03.04.2013 Таможенным постом принято решение об отказе в выпуске автомобиля, декларируемого по ТД N 10009200/020413/0004622. Основанием для отказа в выпуске товара явилось нарушение декларантом таможенного законодательства в части порядка заполнения декларации на товары, выразившееся в некорректном исчислении таможенных пошлин и налогов и, соответственно, некорректном заполнении графы 47 декларации на товары.
Общество оспорило указанные решения Таможенного поста в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, сделав вывод о том, что у Таможенного поста отсутствовали правовые основания для классификации декларируемого Обществом товара в иной товарной позиции, чем указал декларант в ТД, признали недействительными оспариваемые решения таможенного органа.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, считает, что судебные акты, принятые по настоящему делу, подлежат отмене в связи с нарушением норм материального права.
В соответствии с пунктом 3 статьи 52 ТК ТС в случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов Таможенного союза. Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со статьей 9 ТК ТС.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза, которым предусмотрены ОПИ ТН ВЭД.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (правило 1 ОПИ ТН ВЭД). Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ ТН ВЭД).
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (пункт 1 статьи 51 ТК ТС).
Из материалов дела видно, что Общество отнесло спорный товар к товарной подсубпозиции 8704 21 990 4 ТН ВЭД ТС - моторные транспортные средства для перевозки грузов: - прочие, с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем): - - с полной массой транспортного средства не более 5 т: - - - прочие: - - - - с рабочим объемом двигателя более 2500 м3: - - - - - бывшие в эксплуатации: - - - - - - с момента выпуска которых прошло более 5 лет, но не более 7 лет.
Таможенный пост посчитал, что ввезенный Обществом товар следует отнести к подсубпозиции 8703 32 909 4 ТН ВЭД ТС - автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей (кроме моторных транспортных средств товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили: - транспортные средства с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем): - - с полной массой транспортного средства не более 5 т: - - - прочие: - - - - с рабочим объемом двигателя более 2500 м3: - - - - - бывшие в эксплуатации: - - - - - - с момента выпуска которых прошло более 5 лет, но не более 7 лет.
В соответствии с Пояснениями к ТН ВЭД ТС (товарная позиция 8703) термин "грузопассажирский автомобиль-фургон" означает транспортное средство, имеющее максимально 9 мест для сидения (включая водителя), внутреннее пространство которого может без конструктивных изменений использоваться для перевозки как людей, так и грузов.
Включение некоторых моторных транспортных средств в данную товарную позицию определяется некоторыми признаками, которые указывают на то, что данные транспортные средства в основном предназначены для транспортировки людей, а не для транспортировки грузов (товарная позиция 8704). Эти признаки применимы при классификации моторных транспортных средств, которые обычно имеют полную массу транспортного средства менее 5 тонн и которые имеют единое замкнутое внутреннее пространство, включающее в себя зону для водителя и пассажиров и другую зону, которая может использоваться для транспортировки как людей, так и грузов. В эту категорию обычно включаются транспортные средства, известные как "многоцелевые" транспортные средства (например, транспортные средства типа фургонов, обслуживающие спортивные автомобили, некоторые автомобили типа пикапа). Указанные ниже особенности являются характерными признаками конструкции, обычно свойственными транспортным средствам, которые включаются в эту товарную позицию:
а) наличие постоянно установленных сидений с устройствами безопасности (например, с ремнями безопасности или с местами крепления и приспособлениями для установки ремней безопасности) для каждого человека или наличие постоянных мест, крепления и приспособлений для установки сидений и устройств безопасности в задней зоне позади зоны для водителя и передних пассажиров; такие сиденья могут быть фиксированными, складывающимися, съемными на анкерном креплении или выносными;
б) наличие окон в двух боковых панелях задней части кузова;
в) наличие скользящей, открывающейся наружу или поднимающейся вверх двери или дверей, с окнами, на боковых панелях или сзади;
г) отсутствие постоянной панели или перегородки между зоной для водителя и передних пассажиров и задней зоной, которая может использоваться для транспортировки как людей, так и грузов;
д) наличие внешних признаков комфорта и внутренней отделки, а также приспособлений внутри всего салона транспортного средства, которыми отличаются пассажирские салоны транспортных средств (например, напольное покрытие, вентиляция, внутреннее освещение, пепельницы).
В то же время, как видно из пояснений к товарной позиции 8704, характерными признаками конструкции, обычно свойственными транспортным средствам, которые включаются в эту товарную позицию являются:
а) наличие сидений типа скамеек, не имеющих устройств безопасности (например, ремней безопасности или мест крепления и приспособлений для установки ремней безопасности) или удобств для пассажиров в задней зоне позади зоны для водителя и передних пассажиров. Такие сиденья обычно бывают складными или выносными для того, чтобы позволить полностью использовать пол задней зоны (транспортные средства типа фургонов) или отдельную платформу (транспортные средства типа пикапа) для транспортировки грузов;
б) наличие отдельной кабины для водителя и пассажиров и отдельной открытой платформы с боковыми бортами и опускаемым задним бортом (транспортные средства типа пикапа);
в) отсутствие окон в двух боковых панелях задней части кузова; наличие скользящей, открывающейся наружу или поднимающейся вверх двери или дверей, без окон, на боковых панелях или сзади для погрузки или выгрузки товаров (транспортные средства типа фургона);
г) наличие постоянной панели или барьера между зоной для водителя и передних пассажиров и задней зоной;
д) отсутствие внешних признаков комфорта и внутренней отделки, а также приспособлений в зоне грузового отсека, которыми отличаются пассажирские салоны транспортных средств (например, напольное покрытие, вентиляция, внутреннее освещение, пепельницы).
В целях повышения эффективности совершения таможенных операций и таможенного контроля товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации, в соответствии с пунктом 6 статьи 52 ТК ТС и частью 2 статьи 108 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) ФТС России издала распоряжение от 01.03.2012 N 34-р "О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров" (зарегистрировано в Минюсте России 28.04.2012 N 24001; далее - Распоряжение N 34-р).
Пунктом 141 названного Распоряжения предусмотрено, что грузовые автофургоны, имеющие цельнометаллический кузов и единое внутреннее пространство салона, классифицируются в товарной позиции 8704 ТН ВЭД ТС при одновременном выполнении всех требований, предъявляемых к их конструкции и компоновке, перечисленных ниже:
- - количество мест для сидения пассажиров, расположенных в одном ряду с сиденьем водителя, не превышает двух;
- - салон не содержит других сидений для пассажиров, приспособлений для их крепления, а также приспособлений крепления ремней безопасности для пассажиров этих сидений;
- - отсутствуют оконные проемы в боковых стенках грузовой части салона (пространство от спинки сиденья водителя до задней стенки кузова), застекленные или имеющие вставки из любых материалов, закрепленные любым способом: наклеиванием, сваркой и т.д.
Грузовые автофургоны могут иметь следующие конструктивные особенности:
- - пространство салона может быть разделено перегородкой любой конструкции из любого материала;
- - в боковых стенках грузовой части салона могут располагаться одна или две (с разных сторон кузова) двери, имеющие окна;
- - в задней стенке кузова может располагаться дверь/двери, имеющая окно/окна;
- - грузовая часть салона может иметь освещение;
- - в случае отсутствия двери в задней стенке кузова в ней может быть расположено окно.
Автофургоны, не удовлетворяющие вышеперечисленным требованиям, классифицируются в товарной позиции 8702 или 8703 ТН ВЭД ТС в зависимости от количества мест для сидения.
На основании приведенных нормативных положений суды сделали вывод о том, что для отнесения спорного товара к той или иной товарной позиции ТН ВЭД ТС принципиальным является основная цель (предназначение) данных транспортных средств - для транспортировки грузов или в основном для транспортировки людей.
Однако судами не учтено, что согласно тексту товарной позиции 8703 кроме автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, предназначенных главным образом для перевозки людей, в нее включаются и грузопассажирские автомобили-фургоны, определение которых дано в пояснениях к данной товарной позиции.
Применяя в данном случае Пояснения к ТН ВЭД ТС и Распоряжение N 34-р, необходимо учитывать не только целевое назначение спорного товара, но и наличие либо отсутствие характерных признаков конструкции, приведенных в названных документах, позволяющих отнести данный товар к той или иной товарной позиции ТН ВЭД ТС.
Согласно заключению таможенного эксперта от 07.03.2013 N 0210 в боковых стенках кузова автомобиля "PEUGEOT" (пространство от спинки сидения водителя до задней стенки кузова) с левой и с правой стороны имеются оконные проемы, один из которых с вставкой, установленной не на заводе-изготовителе, выполненной из непрозрачного материала, закрепленной при помощи мастики.
Таким образом, спорный товар обладает одним из признаков, указанных в пояснениях к товарным позициям 8703 и 8704 и пункте 141 Распоряжения N 34-р: это наличие окон в двух боковых панелях задней части кузова (грузовой части салона - пространство от спинки сиденья водителя до задней стенки кузова).
Апелляционный суд, сделав вывод о том, что юридическая сила Распоряжения N 34-р не может восприниматься судом в отрыве от положений ТН ВЭД ТС, ОПИ ТН ВЭД и положений статьи 8 Закона N 311-ФЗ, отклонил ссылку Таможенного поста на пункт 141 данного Распоряжения.
Вместе с тем, как указано выше, разъяснения относительно классификации отдельных товаров по ТН ВЭД ТС, данные ФТС России в пределах своей компетенции в этом Распоряжении N 34-р, не противоречат тексту товарных позиций 8703 и 8704 и Пояснениям к ТН ВЭД ТС, а дополняют их, поэтому основания для его неприменения отсутствуют.
При таких обстоятельствах следует сделать вывод, что Таможенный пост обосновал отнесение спорного товара к товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС, следовательно, решение о классификации товара от 02.04.2013 N 0004622/00001/000 является правомерным.
Как видно из требования Таможенного поста от 02.04.2013 о внесении изменений в ТД, основанием для его выставления послужило названное решение о классификации. Изменение классификационного кода товара повлекло необходимость пересчета величины таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость и внесения изменений в графу 47 ТД.
Обществу в соответствии с положениями пункта 1 статьи 180, подпункта 6 пункта 2 статьи 181, статьи 188 и статьи 191 ТК ТС, а также в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, было предложено осуществить корректировку сведений о ставках и сумме таможенных пошлин и налогов и пересчитать размер условно начисленных таможенных пошлин и налогов с учетом скорректированного таможенным органом классификационного кода декларируемого товара.
В связи с неисполнением декларантом этого законного требования таможенный орган правомерно, на основании пункта 2 статьи 201 ТК ТС принял решение об отказе в выпуске товара по ТД.
При таких обстоятельствах судебные акты, принятые по настоящему делу, подлежат отмене в связи с неправильным применением судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствием их выводов, изложенных в судебных актах, доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.06.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2013 по делу N А21-3079/2013 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Лось", место нахождения: 238460, Калининградская обл., Багратионовский р-н, п. Совхозное, Центральная ул., д. 20, ОГРН 1063915012897, отказать.
Председательствующий
С.Н.БУХАРЦЕВ
Судьи
А.Г.КУДИН
И.С.ЛЮБЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)