Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 01.07.2015 N Ф01-2317/2015 ПО ДЕЛУ N А82-7523/2014

Требование: О признании незаконными действий таможенного органа по отказу в предоставлении тарифных преференций и требований об уплате таможенных платежей.

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что принять представленные декларантом сертификаты о происхождении товаров в качестве основания для предоставления тарифных преференций невозможно, так как они не соответствуют требованиям, предъявляемых к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товаров.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 2015 г. по делу N А82-7523/2014



Резолютивная часть постановления объявлена 29.06.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Бердникова О.Е., Новикова Ю.В.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Порфирьева С.В. (доверенность от 01.07.2014 N 03-66/34)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Ярославской таможни
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.01.2015,
принятое судьей Ловыгиной Н.Л., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015,
принятое судьями Кононовым П.И., Буториной Г.Г., Устюжаниновым В.А.,
по делу N А82-7523/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КлассикСтоун"

о признании незаконными решений и требований Ярославской таможни

и
установил:

общество с ограниченной ответственностью "КлассикСтоун" (далее - ООО "КлассикСтоун", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконными решений Ярославской таможни (далее - Таможня, таможенный орган) от 28.03.2014 N 10117000/14-21/008, 10117000/14-21/009, 10117050/14-21/010 об отказе в предоставлении тарифных преференций по товарам, оформленным по грузовым таможенным декларациям N 10117050/111111/00005555, 10117050/141111/0005584, и требований Таможни об уплате таможенных платежей от 15.04.2014 N 32, 33.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 13.01.2015 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015 решение суда оставлено без изменения.
Таможня не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По его мнению, сертификаты о происхождении товаров по форме "А" были оформлены с нарушением требований, предъявляемых к ним, поэтому в силу пункта 4 статьи 61 Таможенного кодекса Таможенного союза отказ в рассмотрении сертификатов в качестве основания для предоставления тарифных преференций правомерен. Таможня указывает, что обращение к уполномоченным органам или организациям страны, которая выдала сертификат о происхождении товара, с просьбой предоставить дополнительные документы или уточняющие сведения, является правом, а не обязанностью таможенного органа. У таможенного органа отсутствовали основания для такого обращения, поскольку сомнений в достоверности сертификатов у него не возникло. Кроме того, Таможня полагает, что отсутствие у Обществом возможности доказать обоснованность применения тарифных преференций в связи с проведением таможенной проверки за пределами годичного срока, в течение которого декларант может подтвердить обоснованность применения тарифных преференций, не может служить основанием для признания оспариваемых решений и требований незаконными.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно доводов таможенного органа; надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку представителя не обеспечило.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании контракта от 11.07.2011 N 20110711, заключенного с компанией XIAMEN JONSON IMP & EXP CO., LTD., ООО "КлассикСтоун" ввезло на таможенную территорию Таможенного Союза товары: "плиты (слябы), гранитные пиленые, полированные с лицевой поверхности для строительства, различных размеров и марок" и "гранитные изделия: скульптуры пиленые, шлифованные и мраморные изделия - скульптуры пиленые, шлифованные", предоставив на таможенный пост декларации на товары (далее - ДТ) N 10117050/111111/0005555 и 10117050/141111/0005584 соответственно.
На основании сертификатов о происхождении товара по форме "А" от 16.09.2011 N G1139B35N 6650483 серии S106560342, от 19.09.2011 N G113501A03290014 серии S090694453 Обществу предоставлены тарифные преференции.
В порядке ведомственного контроля Таможня осуществила проверку правомерности предоставления Обществу преференциального режима по спорным декларациям, по результатам которой составила акт камеральной таможенной проверки от 28.03.2014 N 10117000/400/280314/А0008.
Таможня пришла к выводу о невозможности принятия данных сертификатов о происхождении товаров по форме "А" в качестве основания для предоставления тарифных преференций, поскольку графа 7 сертификатов заполнена с нарушением требований, предъявляемых к ней.
Решениями от 28.03.2014 N 10117000/14-21/008, 10117000/14-21/009 и 10117050/14-21/010 таможенный орган отказал Обществу в предоставлении тарифных преференций.
Таможенный орган 15.04.2014 выставил в адрес Общества требования N 32, 33 об уплате таможенных платежей в сумме 135 430 рублей 21 копейки.
Посчитав, что решения и требования таможенного органа не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя, ООО "КлассикСтоун" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О единых правилах определения страны происхождения товаров", Соглашением о Правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, заключенным Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации 12.12.2008, Перечнем товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, утвержденным решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 N 18, решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130, статьями 9, 58, 59, 61 Таможенного кодекса Таможенного союза, статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 109 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", учитывая правовую позицию Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в пункте 6 постановления от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", Арбитражный суд Ярославской области удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу об отсутствии у Таможни правовых оснований для отмены преференциального режима, поскольку она не доказала, что спорные сертификаты содержат недостоверные сведения.
Второй арбитражный апелляционный суд, дополнительно руководствуясь статьями 62, 74, 181 Таможенного кодекса Таможенного союза, статьями 71, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 36, 38 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе), согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс) при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары. В декларации на товары указываются сведения об исчислении таможенных платежей, в том числе применение льгот по уплате таможенных платежей.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 74 Кодекса к льготам по уплате таможенных платежей относятся тарифные преференции.
На основании пункта 1 статьи 36 Закона о таможенном тарифе Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации.
При этом под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
Если международным соглашением, участником которого является Российская Федерация, установлены иные нормы, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются нормы международного соглашения (статья 38 Закона о таможенном тарифе).
Статьей 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном регулировании" установлено, что при ввозе товаров на единую таможенную территорию государств Сторон могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.
Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 и решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 N 18 утверждены Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного Союза и Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции.
В соответствии с пунктом 41 Перечня развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного Союза, Китай является страной - пользователем тарифных преференций Таможенного союза.
Суды установили, что ввезенный Обществом из Китая товар включен в Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции.
Таким образом, Общество имело право на получение тарифных преференций.
В соответствии с частью 1 статьи 109 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" определение страны происхождения товаров, происходящих из государств, не являющихся членами Таможенного союза, при их ввозе в Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с Соглашением о единых правилах определения страны происхождения товаров и главой 7 Таможенного кодекса Таможенного союза.
В статье 59 Кодекса установлено, что в подтверждение страны происхождения товаров таможенный орган вправе требовать представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров. Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
В силу пункта 1 статьи 61 Кодекса сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
Если в сертификате о происхождении товара сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, применение которых предусмотрено международными договорами государств - членов таможенного союза, регулирующими вопросы правил определения страны происхождения товаров, страна происхождения товаров определяется в соответствии с критериями, определенными этими международными договорами.
Сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, под таможенную процедуру. При утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат (пункт 3 статьи 61 Кодекса).
Согласно пункту 4 статьи 61 Кодекса если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.
При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру (пункт 5 статьи 61 Кодекса).
На основании пункта 1 статьи 62 Кодекса при обнаружении признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) мер нетарифного регулирования, являются недостоверными, таможенные органы вправе потребовать представить документ, подтверждающий страну происхождения товаров.
В пункте 1 статьи 63 Кодекса определено, что при отсутствии документов, подтверждающих страну происхождения товаров, если их представление является обязательным для предоставления тарифных преференций, в отношении таких товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим с территории иностранного государства (групп иностранных государств), с которым есть взаимные договорные обязательства о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый другим государствам (группам государств), за исключением случая, предусмотренного подпунктом 1) пункта 2 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О единых правилах определения страны происхождения товаров" правила определения страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран утверждаются отдельным соглашением между Сторонами.
В целях реализации статьи 1 названного Соглашения 12.12.2008 Правительство Республики Беларусь, Правительство Республики Казахстан и Правительство Российской Федерации заключили Соглашение о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, которое вступило в законную силу с 01.07.2010.
В статье 1 Соглашения о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран установлено, что на единой таможенной территории государств Сторон в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, применяются Правила определения страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, согласно приложению, составляющему неотъемлемую часть настоящего Соглашения.
В разделе I Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (далее - Правила) указано, что товар считается происходящим из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в случае, когда он полностью произведен в данной стране.
В силу раздела VII Правил в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара по форме "А" (приложение 1), принятую в рамках Общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А" (приложение 2). Срок применения сертификата в целях предоставления тарифных преференций ограничен 12 месяцами с даты его выдачи. В случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности заявленных сведений о происхождении товара таможенный орган вправе потребовать предоставления сертификата о происхождении товара.
Сертификат представляется таможенным органам на бумажном носителе в напечатанном виде на русском или английском языке. При необходимости таможенные органы могут требовать перевода сертификата на государственный язык.
Согласно Требованиям к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товаров по форме "А" (приложение 2 к Правилам) в графе 7 деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А" указываются коммерческое наименование товара, его модель, марка, модификация, артикул, другие данные, позволяющие провести однозначную идентификацию товара с заявленным для целей таможенного оформления, а также расфасовка, вид упаковки и количество мест товара. Если для описания товаров в поле графы не хватает места, используются дополнительные листы, выполненные на таких же бланках, что и основной лист сертификата, которые должны быть заверены подписью и печатью компетентного органа, выдавшего сертификат, и иметь тот же регистрационный номер, что и основной лист сертификата.
В разделе VIII Правил установлено, что сертификат может быть признан недействительным в случаях, если:
- не получен ответ в течение 6 месяцев относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара;
- имеются подтвержденные сведения от компетентных органов страны вывоза о том, что сертификат не выдавался (фальсифицирован) или выдан на основании недействительных документов и (или) недостоверных сведений:
по результатам исследований, осуществленных таможенными органами страны ввоза, и (или) на основании информации, полученной по запросам, направленным в компетентные органы страны вывоза или страны происхождения товара, выявлено, что сертификат выдан в нарушение требований, установленных настоящими Правилами.
Товар из развивающейся или наименее развитой страны не считается происходящим из этой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, до тех пор, пока не будет представлен надлежащим образом оформленный сертификат о происхождении товара или запрошенные сведения.
Тарифные преференции для такого товара предоставляются лишь после получения удовлетворительного ответа компетентных национальных органов страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что Общество представило в таможенный орган оригиналы сертификатов о происхождении товаров формы "А" от 16.09.2011 N G1139B35N 6650483 серии S106560342, от 19.09.2011 N G113501A03290014 серии S090694453 одновременно с ДТ N 10117050/111111/0005555 и 10117050/141111/0005584.
По результатам камеральной проверки Таможня вынесла решение об отказе в предоставлении тарифных преференций и пришла к выводу о невозможности принятия представленных Обществом сертификатов о происхождении товаров по форме "А" в качестве основания для предоставления тарифных преференций, посчитав, что они не соответствуют Требованиям к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А" и не могут рассматриваться в качестве основания для предоставления тарифной преференции в отношении спорных товаров, поскольку в графе 7 указаны сведения о товарах, которые не позволяют однозначно идентифицировать ввезенный товар и товар, заявленный для целей таможенного декларирования.
Суды исследовали представленные в материалы дела документы и установили, что таможенный орган не представил доказательств несоответствия спорных сертификатов происхождения товара требованиям законодательства, а также доказательств наличия оснований, установленных в разделе VIII Правил, для признания сертификатов недействительными.
Вопреки требованиям действовавшего в момент предоставления сертификатов по форме "А" международного договора Российской Федерации, а также национального законодательства таможенный орган не осуществил действий по проверке подлинности сертификатов и правильности заявления декларантом страны происхождения товара.
Как правомерно указали суды, целью таможенного контроля является установление правильного либо неправильного указания страны происхождения товара, так как основанием для предоставления тарифных преференций выступает факт происхождения товара из страны, входящей в перечень стран - пользователей схемой преференций.
Из материалов дела следует, что таможенный орган не сомневался в стране происхождения товара, а имел претензии к оформлению сертификата по форме "А".
Между тем суды установили и из материалов дела следует, что Общество при декларировании товаров представило в таможенный орган контракт, упаковочный лист, инвойс, товарно-сопроводительные документы, которые наряду с сертификатами о происхождении товара по форме "А" подтверждают соблюдение заявителем требований, необходимых для предоставления тарифных преференций (соблюдение условий о производстве товара в развивающейся стране, условия непосредственной закупки товара у поставщика в развивающейся стране и прямой поставки товаров).
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что Таможня не представила доказательств того, что спорные сертификаты содержат недостоверные сведения, и обоснованно признали незаконными оспариваемые решения и требования Таможни.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.01.2015 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015 по делу N А82-7523/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Ярославской таможни - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.А.ШЕМЯКИНА
Судьи
О.Е.БЕРДНИКОВ
Ю.В.НОВИКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)