Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.10.2014 ПО ДЕЛУ N А14-1485/2014

Разделы:
Классификация товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 октября 2014 г. по делу N А14-1485/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 1 октября 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,
судей Михайловой Т.Л.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии в судебном заседании:
от Воронежской таможни: Сусловой Г.В., главного государственного таможенного инспектора правового отдела, доверенность N 15-57/34 от 19.11.2012 (сроком на 3 года), Чапскай Ю.В., начальника отдела товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений, доверенность N 15-57/47 от 19.11.2012 (сроком на 3 года),
от Общества с ограниченной ответственностью "ФКЛ-Руссия": Пешкова С.А., директора, Кудинова М.В., представителя по доверенности б/н от 20.03.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Воронежской таможни на решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.07.2014 по делу N А14-1485/2014 (судья Домарева В.В.), принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ФКЛ-Руссия", г. Воронеж (ОГРН 1073668000746 ИНН 3662126988) к Воронежской таможне о признании незаконными требований от 29.01.2014 N 10, 12, решений от 24.01.2014 N 10104000-12-04-55/7, 10104000-12-04-55/6, 10104000/240114/1,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ФКЛ-Руссия" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Воронежской таможне (далее - Таможня, таможенный орган) о признании незаконными требований об уплате таможенных платежей от 29.01.2014 N 10, 12, решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 24.01.2014 N 10104000-12-04-55/7, 10104000-12-04-55/6, а также решения от 24.01.2014 N 10104000/240114/1 об отмене решений Левобережного таможенного поста Воронежской таможни о предоставлении ООО "ФКЛ-Руссия" тарифных преференций, принятого в порядке ведомственного контроля.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 28.07.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Воронежская таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
В обоснование апелляционной жалобы Воронежская таможня указывает, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о незаконности оспариваемых решений и требований таможенного органа, поскольку согласно письму ФТС России от 26.12.2013 N 22-125/59887 "О сертификатах о происхождении товара" компетентные органы Республики Сербии не представили подтверждения достоверности сертификатов о происхождении товаров по форме "СТ-2", что в свою очередь является основанием для отказа в предоставлении преференций.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей Общества и Воронежской таможни, явившихся в судебное заседание, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, ООО "ФКЛ-Руссия" по контракту N 3 от 12.09.2009, заключенному с фирмой ФКЛ (г. Темерин, Сербия), на Левобережный таможенный пост Воронежской таможни к таможенному декларированию по декларациям на товары (далее - ДТ) N 10104030/010612/0001415 и N 10104030/180612/0001553, был представлен товар - подшипники и запасные части для использования в сельхозтехнике, изготовитель - "ФКЛ", товарный знак "FKL", заявленная страна происхождения - Сербия.
В качестве документа, подтверждающего сведения о стране происхождения товара Обществом были заявлены сертификаты о происхождении товара формы "СТ-2" N 21067/С1/4299/2012, 21067/С3/456/2012, 21067/С3/526/2012 (т. 1, л. 65-68).
При проведении документального контроля обоснованности предоставления тарифных преференций после выпуска товаров, задекларированных ООО "ФКЛ-Руссия" по ДТ N 10104030/010612/0001415 и N 10104030/180612/0001553, Левобережным таможенным постом были предоставлены таможенные преференции на основании представленных сертификатов о происхождении товаров формы "СТ-2".
В последующем по результатам проверки Воронежской таможней в порядке ведомственного контроля приняты решения о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 24.01.2014 N 10104000-12-04-55/7, 10104000-12-04-55/6, в соответствии с которым тарифная преференция в отношении указанных товаров Обществу не предоставлена по причине нарушения требований к заполнению сертификатов о происхождении товаров формы СТ-2, а именно: представленные для таможенного декларирования сертификаты по форме СТ-2 были заверены печатью, исполненной черными, а не синими чернилами.
Кроме того, в порядке ведомственного контроля Воронежской таможней принято решение от 24.01.2014 N 10104000/240114/1 об отмене решений Левобережного таможенного поста Воронежской таможни о предоставлении ООО "ФКЛ-Руссия" тарифных преференций и выставлены требования об уплате таможенных платежей от 29.01.2014 N 10, 12 на сумму 32 715,79 руб. и 335 141,94 руб. соответственно.
Посчитав требования Воронежской таможни от 29.01.2014 N 10, 12 и решения от 24.01.2014 N 10104000-12-04-55/7, 10104000-12-04-55/6, 10104000/240114/1 незаконными, нарушающими права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, оно обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании их незаконным.
Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции пришел к выводу, что в ходе таможенного оформления ООО "ФКЛ-Руссия" представило все необходимые документы и сведения для получения соответствующих преференций, а таможенный орган не доказал наличия основания для отказа в их предоставлении.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обосновано исходил из следующего.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 74 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) к льготам по уплате таможенных платежей относятся тарифные преференции.
Во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров, производится определение страны происхождения товаров (часть 2 статьи 58 ТК ТС). Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров (часть 1 статьи 58 ТК ТС).
Частью 2 статьи 59 ТК ТС предусмотрено, что документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
Сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров (часть 1 статьи 61 ТК ТС).
Частью 2 статьи 74 ТК ТС предусмотрено, что тарифные преференции предоставляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по таможенному тарифу Российской Федерации в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации.
Между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославия 28.08.2000 подписано "Соглашение о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией" (далее - Соглашение), к которому 22.07.2011 подписан Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров (далее - Протокол).
Согласно статье 3 Протокола происхождение товаров определяется на основе Правил определения страны происхождения товаров, содержащихся в Приложении 3 к настоящему Протоколу, которое является его неотъемлемой частью.
На основании указанных международных актов ФТС России издан приказ от 31.10.2011 N 2223 "О применении режима свободной торговли в отношении товаров, происходящих и ввозимых из Республики Сербии", пунктом 1 которого предписано не применять с 22.07.2011 ввозную пошлину в отношении товаров, происходящих из республики Сербия и ввозимых на территорию Российской Федерации в рамках Соглашения (за исключением товаров, указанных в пунктах 2, 3 приказа).
Согласно пункту 5 названного приказа для контроля правильности определения страны происхождения товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации в рамках Соглашения, используются Правила определения страны происхождения товаров, содержащиеся в приложении N 3 к Протоколу.
Условия предоставления режима свободной торговли определены статьей 8 Правил. В соответствии с данной нормой Товар пользуется режимом свободной торговли на территориях государств Сторон, если он соответствует критериям происхождения, установленным Правилами, а также если:
1) товар вывозится (ввозится) на основании договора (контракта) между резидентом государства одной Стороны и резидентом государства другой Стороны;
2) в таможенные органы страны ввоза представлен сертификат происхождения товаров формы СТ-2, являющийся неотъемлемой частью Правил, заполненный (оформленный) в соответствии с требованиями к его заполнению (оформлению), приведенными в статье 12 Правил. Бланк сертификата представлен в Приложениях N 1 и 2;
3) соблюдается условие прямой поставки товаров, подтвержденное документами;
4) государством Стороны соблюдены требования по административному сотрудничеству, предусмотренные статьей 11 Правил.
Таким образом, предоставление в таможенный орган страны ввоза надлежаще оформленного сертификата происхождения товаров (документа, свидетельствующего о стране происхождения товара и выданного органом (организацией), уполномоченным государством одной из Сторон в соответствии с его законодательством) является обязательным условием предоставления тарифных преференций.
Согласно пункту 1 статьи 11 Правил уполномоченные органы Сторон обмениваются образцами бланков сертификатов, оттисков печатей органов, уполномоченных в соответствии с законодательством государств Сторон удостоверять и (или) выдавать сертификаты происхождения товаров, информацией о наименованиях и адресах таких уполномоченных органов, а также органов, уполномоченных верифицировать сертификаты и декларации о происхождении товаров (в случае, если такие органы предусмотрены).
Образцы оттисков печатей должны быть оригинальными и четкими, чтобы позволить провести их однозначную идентификацию на предмет подлинности.
Уполномоченные органы Сторон незамедлительно информируют друг друга в случае любых изменений указанной информации.
Без представления указанной в пункте 1 настоящей статьи информации и (или) в случае представления информации, не соответствующей требованиям, изложенным в пункте 1 настоящей статьи, режим свободной торговли в отношении ввозимых товаров не предоставляется (пункт 2 названной статьи).
Судом установлено, что ФТС России до сведения руководителей таможенных органов Российской Федерации доведен перечень таможенных органов Таможенной администрации Республики Сербии - органа, уполномоченного выдавать и удостоверять сертификаты о происхождении товаров на товары, происходящие и экспортируемые из Республики Сербии с указанием кодов штампов, а также копии образцов оттисков печатей этих органов и бланков сертификата о происхождении товара формы СТ-2, применяемых с 23.01.2012.
Уполномоченный орган Республики Сербия (Нови Сад), удостоверивший указанные выше представленные ООО "ФКЛ-Руссия" в таможенный орган сертификаты формы "СТ-2", включен в указанный перечень.
Статьей 61 ТК Таможенного союза предусмотрено, что сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, под таможенную процедуру. Если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций (часть 4 статьи 61 ТК ТС).
В соответствии со статьей 62 ТК ТС в случае, если стране происхождения товаров на территории таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза предоставляется документ, подтверждающий страну происхождения товаров. В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
В силу части 1 статьи 63 ТК ТС при отсутствии документов, подтверждающих страну происхождения товаров, если их представление является обязательным для предоставления тарифных преференций, в отношении таких товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим с территории иностранного государства (групп иностранных государств), с которым есть взаимные договорные обязательства о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый другим государствам (группам государств) за исключением случая, предусмотренного подпунктом 1) пункта 2 настоящей статьи.
При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру (часть 5 статьи 61 ТК ТС).
Из положений вышеуказанных правовых норм следует, что целью таможенного контроля является установление правильного либо неправильного указания страны происхождения товара, так как основанием для предоставления тарифных преференций выступает факт происхождения товара из страны, входящей в перечень стран-пользователей схемой преференций.
Как следует из материалов дела, основанием для доначисления к уплате таможенных платежей и выставления оспариваемого требования явилась отмена предоставленных Обществу при декларировании товара по ДТ N 10104030/010612/0001415 и N 10104030/180612/0001553 льгот по уплате таможенных платежей в виде тарифных преференций.
Таможня, отказывая Обществу в предоставлении тарифных преференций, сослалась на то, что в представленных уполномоченным таможенным органом Сербии сертификатах о происхождении товара N 21067/С1/4299/2012, 21067/С3/456/2012, 21067/С3/526/2012 печати, исполненной черными, а не синими, чернилами. В силу указанного обстоятельства, по мнению таможенного органа, данные документы не могут служить основанием для предоставления тарифных преференций.
Иных нарушений в оформлении представленных Обществом сертификатов таможней не выявлено. Страна происхождения ввезенных товаров по существу таможенным органом не оспаривается.
Статьей 11 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных протоколом от 22.07.2011, регламентирован порядок административного сотрудничества уполномоченных органов Российской Федерации и Правительство Республики Сербии.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 11 в случае, если у таможенных органов страны ввоза есть обоснованные сомнения относительно подлинности представленных декларантом документов, последний вправе обратиться с запросом к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к органам, уполномоченным осуществлять верификацию сертификатов и деклараций о происхождении товаров, с мотивированной просьбой подтвердить подлинность сертификата (декларации о происхождении товара) и (или) достоверность содержащихся в них сведений.
При этом статьей 13 Правил таможенный орган предписано, что в случае, если в течение 6 месяцев с даты направления указанного запроса не получен ответ относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара, таможенный орган отказывает декларанту в предоставлении режима свободной торговли.
По инициативе Воронежской таможни в отношении спорных сертификатов, представленных Обществом, ФТК России 29.11.2012 был направлен соответствующий запрос.
В качестве доказательства обращения ФТС России в компетентный орган Республики Сербии - Таможенный орган администрации Минфина Республики Сербия, таможенным органом представлен Список международных почтовых отправлений от 14.11.2012. Уведомления о получении непосредственно указанным компетентным органом Республики Сербия почтового отправления таможенным органом в материалы дела не представлено.
Письмом от 26.12.2013 N 22-125/59887 Управление рисков и оперативного контроля ФТС России, ссылаясь на неполучение ответа от компетентного органа Республики Сербия, сообщило, что сертификаты о происхождении товара N 21067/С1/4299/2012, 21067/С3/456/2012, 21067/С3/526/2012 не могут являться основанием для предоставления тарифных преференций в отношении указанных в них товаров.
Вместе с тем, Обществом в материалы дела представлен ответ Таможенного управления Министерства финансов Республики Сербия от 21.03.2014 (т. 1 л. 115 - 116) о подтверждении подлинности сертификатов происхождения товара формы СТ-2 номер 21067/С1/4299/2012, 21067/С3/456/2012, 21067/С3/526/2012. Указанное письмо также содержит информацию компетентного органа о том, что в адрес Таможенного управления Республики Сербия со стороны российских таможенных органов не поступало никаких запросов о проверке указанных сертификатов, как это предусмотрено пунктом 11 Приложения 3 к Протоколу Соглашения.
Суд отклонил довод таможни о том, что сертификат выдан в нарушение требований, установленных Правилами, поскольку цвет чернил оттиска печати уполномоченного органа страны-экспортера не препятствует установлению страны происхождения товара. Требования к образцам оттисков печатей установлены в пункте 1 статьи 11 Правил, а именно: они должны быть оригинальными и четкими, чтобы позволить провести их однозначную идентификацию на предмет подлинности. Обязательного требования к указанию цвета чернил Правила не содержат.
Таким образом, исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что вопреки положениям части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ Воронежская таможня не доказала наличия у нее оснований для принятия оспариваемых решения и требований, которые безусловно нарушают права и законные интересы Общества в сфере осуществления им предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 АПК РФ влечет признание их недействительными.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Воронежской таможни и отмены решения Арбитражного суда Воронежской области от 28.07.2014.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
Вопрос о распределении судебных расходов за рассмотрение апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не решается, так как таможенные органы освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд в качестве истца и ответчика.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.07.2014 по делу N А14-1485/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Воронежской области.

Председательствующий судья
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ

Судьи
Т.Л.МИХАЙЛОВА
М.Б.ОСИПОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)