Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.09.2014 N 15АП-13838/2014 ПО ДЕЛУ N А32-36880/2013

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2014 г. N 15АП-13838/2014

Дело N А32-36880/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Соловьевой М.В., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
- от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 03.04.2014 Вальцев;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новохим"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 16.06.2014 по делу N А32-36880/2013, принятое судьей Гонзус И.П.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новохим"
к заинтересованному лицу Новороссийской таможне
о взыскании процентов за невозврат излишне взысканных таможенных платежей в сумме 57 009,18 рублей,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Новохим" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Новороссийской таможни (далее - таможенный орган, заинтересованное лицо) процентов за невозвращение излишне взысканных таможенных платежей в сумме 57 009,18 рублей, начисленных за период с 25.04.2012 года по 28.05.2013 года.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.06.2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что таможенный орган рассмотрел заявление и принял по нему решение в законом установленный месячный срок с даты его поступления, следовательно, правовые основания для взыскания с таможни (из федерального бюджета) процентов за нарушение таможенным органом месячного срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов отсутствуют.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт, сославшись на то, что вывод суда первой инстанции о возможности начисления процентов на суммы излишне взысканных таможенных платежей только при нарушении месячного срока, установленного частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, является ошибочным, сделанным вследствие неправильного истолкования указанной нормы права.
Представитель Новороссийской таможни в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения.
Представитель общества не явился, извещено надлежащим образом, в связи с чем суд рассматривает апелляционную жалобу в его отсутствие согласно части 3 статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, обществом на территорию Российской Федерации на основании договора от 20.05.2008 года N 01/NOVO/08, заключенного с компанией "Petrochem Energy S.A." на условиях DAP Новороссийск ввезен товар - присадки.
Ввезенный товар был оформлен по ДТ N 10317090/251211/0015285, N 10317090/281211/0015416. Таможенная стоимость товара была определена декларантом по первому методу.
В целях подтверждения заявленной таможенной стоимости товара по первому методу определения таможенной стоимости, заявитель представил в Новороссийскую таможню контракт N 01/NOVO/08 от 20 мая 2008 г. с приложениями и дополнениями, инвойсы N РСЕ 338-11 от 05.12.2011 г., N 337-11 от 05.12.2011 г.; упаковочные листы N РСЕ 206-11 от 05.12.2011 г., N 205-11 от 05.12.2011 г.; описания груза к упаковочным листам N РСЕ 206-11, N 205-11; заявки на декларируемые поставки N 206-11, 205-11; международные товарно-транспортные накладные N 201121, N 6551; экспортные декларации страны отправления N 11NL2025D328BC1749, N 11NL0002052FF37395; банковские документы.
При проведении таможенного контроля Новороссийская таможня пришла к выводу, что представленные заявителем сведения могут являться недостоверными, либо заявленные требования документально не подтверждены, после чего в адрес заявителя были направлены требования о предоставлении дополнительных документов по вышеуказанным ДТ. В свою очередь заявитель направил в адрес ответчика запрашиваемые пакеты документов, необходимые для подтверждения правильности определения таможенной стоимости, заявленной в вышеуказанных ДТ.
После мероприятий таможенного контроля таможенным органом были приняты решения о корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации по ДТN 10317090/251211/0015285,ДТ N 10317090/281211/0015416.
На основании решений о зачете денежного залога от 24.04.2012 года N 2194 и N 2195, произведен зачет денежного залога в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей.
Не согласившись с вышеуказанными действиями Новороссийской таможни, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об их оспаривании.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.10.2012 года по делу N А32-10327/2012 требования общества удовлетворены в полном объеме.
Общество представило в таможенный орган заявление от 29.04.2013 года о возврате излишне взысканных таможенных платежей в сумме 2 118 234,44 рублей.
Таможенным органом вышеуказанное заявление рассмотрено и удовлетворено, излишне взысканные таможенные платежи возвращены на расчетный счет заявителя 28.05.2013 года, что подтверждается платежными поручениями от 28.05.2013 года N 610, N 651 и N 694.
Так как таможней не начислены и не уплачены обществу проценты за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с таможни процентов в сумме 57 009,18 рублей.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у общества оснований для взыскания с Новороссийской таможни процентов за нарушение сроков возврата излишне взысканных таможенных платежей.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу статьи 90 Кодекса возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
В Российской Федерации порядок возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определен Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно части 7 статьи 147 закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится на счет плательщика (его правопреемника), указанный в заявлении о возврате.
В силу части 9 статьи 147 закона N 311-ФЗ при возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в соответствии со ст. 148 закона N 311-ФЗ.
Частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ установлено, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 указанного Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
На основании части 9 статьи 147 Закона N 311-ФЗ при возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в соответствии со статьей 148 Закона N 311-ФЗ.
В силу изложенного, исходя из буквального толкования вышеприведенных положений ч. 6 ст. 147 Закона N 311-ФЗ, право на взыскание предусмотренных ч. 6 ст. 147 Закона N 311-ФЗ процентов возникает у лица только в том случае, если таможенный орган допустил просрочку установленного ч. 6 ст. 147 Закона N 311-ФЗ месячного срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
То есть, в силу прямого указания в ч. 6 ст. 147 закона N 311-ФЗ установленные ч. 6 ст. 147 закона N 311-ФЗ проценты начисляются не за пользование перечисленными в рамках таможенных правоотношений в федеральный бюджет денежными средствами, а в качестве санкции за нарушение таможенным органом установленного ч. 6 ст. 147 закона N 311-ФЗ месячного срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
Само по себе указание в ч. 6 ст. 147 Закона N 311-ФЗ на то, что при возврате излишне взысканных в соответствии с положениями гл. 18 закона N 311-ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата, не изменяет указанного выше правового основания начисления процентов - просрочка рассмотрения таможенным органом соответствующего заявления и (или) принятия решения о возвращении сумм излишне взысканных (уплаченных) таможенных платежей.
В данном случае, исходя из буквального смысла ч. 6 ст. 147 Закона N 311-ФЗ, законодатель применительно к случаям излишнего взыскания в соответствии с положениями гл. 18 Закона N 311-ФЗ таможенных платежей таможенными органами изменил только срок начала начисления предусмотренных ч. 6 ст. 147 Закона N 311-ФЗ процентов, определив его не со дня истечения месячного срока после поступления к таможне заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в случае не рассмотрения данного заявления в месячный срок, а со дня, следующего за днем взыскания излишних платежей.
Однако изменение начала периода начисления процентов, предусмотренных ч. 6 ст. 147 Закона N 311-ФЗ, не изменяет правовой природы предусмотренных данной нормой процентов, установленных за нарушение таможенным органом месячного срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, в случае, если таможенный орган рассмотрел такое заявление и принял по нему законное решение в месячный срок с даты его поступления, установленные п. 6 ст. 147 закона N 311-ФЗ правовые основания для взыскания с таможни процентов за нарушение таможенным органом месячного срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов отсутствуют.
Иной подход к толкованию положений п. 6 ст. 147 закона N 311-ФЗ, согласно которому основанием для взыскания предусмотренных данной нормой процентов является признание решением суда незаконной произведенной таможней корректировки таможенной стоимости, фактически приводит к тому, что на основании данной нормы из федерального бюджета в пользу хозяйствующего субъекта в рамках таможенных правоотношений взыскиваются проценты за пользование излишне взысканными или уплаченными таможенными платежами (чужими денежными средствами), начисляемые с даты поступления денежных средств в федеральный бюджет до даты их возвращения на счет хозяйствующего субъекта.
Однако ч. 6 ст. 147 Закона N 311-ФЗ не предусматривает правовой возможности для взыскания процентов при указанных фактических обстоятельствах.
В действующем законодательстве, регулирующем таможенные правоотношения, также отсутствуют правовые нормы, предусматривающие возможность взыскания из федерального бюджета в пользу хозяйствующего субъекта - участника таможенных правоотношений процентов за пользование чужими денежными средствами применительно к суммам излишне взысканных или уплаченных таможенных платежей.
При таких обстоятельствах заявление общества о взыскании в его пользу с таможни на основании ч. 6 ст. 147 Закона N 311-ФЗ процентов правомерно и обоснованно оставлено судом первой инстанции без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.06.2014 по делу N А32-36880/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА

Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
О.А.СУЛИМЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)