Судебные решения, арбитраж
Ввоз автомобилей; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 08 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 сентября 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной
судей З.Д. Бац, А.В. Пятковой
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.С. Барановой
при участии
от Владивостокской таможни: Шипилова В.Б. по доверенности от 27.06.2011 сроком действия до 20.06.2011, удостоверение ГС N 242546; Зуев А.А. по доверенности от 08.09.2011 сроком действия до 07.09.2012, удостоверение ГС N 075384; Щербина Г.П. по доверенности от 11.10.2010 сроком действия до 11.10.2011, удостоверение ГС N 242590; Вялкова Е.С. по доверенности от 27.01.2011 сроком действия до 27.01.2012, удостоверение ГС N 241670; Ярошенко И.А. по доверенности от 18.03.2011 сроком действия до 20.03.2012, удостоверение ГС N 141962.
от ООО "Икс-Лайн": не явились, извещены надлежащим образом.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Владивостокской таможни
апелляционное производство N 05АП-5059/2011
на решение от 17.06.2011
судьи Н.Л. Бибик
по делу N А51-4046/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Икс-Лайн" (ОГРН 1082536012019)
к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484)
об оспаривании ненормативных правовых актов
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Икс-Лайн" (далее - заявитель, общество, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением (уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ) к Владивостокской таможне (далее - таможенный орган, таможня) о признании незаконными решения таможенного органа о классификации товара от 31.03.2011 N 10702000-29-17/32, требования N 177 от 15.04.2011 об уплате таможенных платежей по ГТД N 10702030/061010/0039858, и о возмещении судебных издержек на оплату услуг представителя в размере 15 000,00 рублей.
Решением от 17 июня 2011 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд пришел к выводу, что примененная заявителем субпозиция 9004 90 100 0 ТН ВЭД наиболее точно описывает ввезенный обществом товар.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 17.06.2011, Владивостокская таможня просит его отменить как незаконное и необоснованное. По мнению таможенного органа, недопустимо применение термина "линза" к щиткам, вставкам, дискам и т.п., используемым в защитных очках и, в силу конструктивных особенностей, не обладающим свойствами линз. Защитные очки с установленными щитками (вставками, дисками и т.п.) из пластмассы, стекла или других материалов, предназначенных для защиты глаз от пыли, дыма, газа, роды и прочих воздействий, для летчиков, автомобилистов и т.д., классифицируются в подсубпозиции 9004 90 900 ТН ВЭД. По указанным основаниям таможенный орган считает решение о классификации товара, требование об уплате таможенных платежей законными и обоснованными.
Таможенный орган поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Общество, извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя не направило. На основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя Общества.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд установил следующее.
В октябре 2010 года на основании внешнеэкономического контракта заявителем на территорию Российской Федерации был ввезен по грузовой таможенной декларации (ГТД) N 10702030/061010/0039858 товар - очки с линзами из пластмассы бездиоптрические для просмотра стереоскопического 3D (трехмерного) изображения.
Товар классифицирован заявителем по коду 9004901000 ТН ВЭД ТС (Очки, защитные очки и аналогичные оптические приборы, корректирующие, защитные или прочие: прочие: с линзами из пластмасс).
Таможенный орган, проведя проверку правильности классификации, а также анализ товаротранспортных и товаросопроводительных документов, пришел к выводу о том, что указанный товар был неверно классифицирован декларантом, в связи с чем принято решение о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД от 31.03.2011 N 10702000-29-17/32, которым товар отнесен к коду 9004909001, имеющему согласно ТН ВЭД следующее описание: "защитные очки и аналогичные оптические приборы, корректирующие, защитные или прочие: прочие: прочие: стоимостью на условиях франко-границы страны ввоза не более 2 долларов США за 1 шт." и направлено требование от 15.04.2011 N 177 об уплате доначисленных таможенных платежей.
Не согласившись с указанными актами таможенного органа, посчитав, что они не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в жалобе, коллегия апелляционной инстанции находит решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
На основании статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту - Таможенный кодекс) при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых она заполнена. Перечень таких документов приведен в статье 183 Таможенного кодекса. Среди них документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 52 Таможенного кодекса товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации. Это означает, что товарам присваивается классификационный код по ТН ВЭД. В случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров (пункт 3 статьи 52 Таможенного кодекса).
В соответствии с правилом 1 Основных правил интерпретации ТН ВЭД Единого таможенного тарифа Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, утвержденного решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18, решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130, для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам, если такими текстами не предусмотрено иное.
Правило 6 Основных правил интерпретации ТН ВЭД устанавливает, что для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям.
В силу статьи 2 Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" таможенный тариф Российской Федерации является сводом ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее - Товарная номенклатура).
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации исходя из принятых в Международной практике систем классификации товаров. Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее по тексту - ТН ВЭД ТС) к товарам, классифицируемым в товарной позиции 9004, относятся очки, защитные очки и аналогичные оптические приборы, корректирующие, защитные или прочие. Данная позиция разделена на субпозиции 900410 "очки солнцезащитные" и 9004 90 "прочие".
В товарной подсубпозиции 9004 90 100 0 классифицируются очки (кроме солнцезащитных) с линзами из пластмасс, в товарной подсубпозиции 9004 90 900 1 - очки прочие (т.е. кроме солнцезащитных очков и всех очков с линзами из пластмасс) стоимостью на условиях франко-границы страны ввоза не более 2 долларов США за 1 штуку, ставка ввозимой таможенной пошлины - 0,6 евро за 1 штуку.
ГОСТом 12.4.001-80 "Очки защитные. Термины и определения" слова "линза", "афокальное стекло" указаны как недопустимые синонимы очкового стекла. В данном случае прозрачная часть очков, позволяющая видеть, изготовлена не из стекла, а из пластмассы.
Однако при употреблении тех или иных понятий в ТН ВЭД ТС следует исходить в первую очередь не из специфических физических свойств, присущих частям товаров, из их назначения при использовании этих товаров и из смысла данных понятий, придаваемого самой Товарной номенклатурой.
Согласно пояснениям к товарной позиции 9004 в данную позицию включаются изделия (обычно содержащие оправу или держатель с линзами или щитками из стекла или другого материала) для использования перед глазами, обычно предназначенные либо для исправления зрения, либо для защиты глаз от пыли, дыма газа и т.д. или ослепляющего действия сильного света; в нее включаются также очки для просмотра стереоскопических (трехмерных) изображений. Очки, пенсне, лорнеты, монокли и т.д., используемые для исправления зрения, обычно имеют оптически обработанные линзы. Защитные очки и солнцезащитные очки обычно состоят из плоских или искривленных дисков, изготовленных из обычного стекла (обработанного или не обработанного оптически или оттененного), из безосколочного стекла, из пластмассы, из слюды или из металла (проволочной ткани или пластин с прорезями). К этим изделиям относятся солнцезащитные очки, очки, используемые в альпинизме или зимних видах спорта, защитные очки для летчиков, автомобилистов, мотоциклистов, химиков, сварщиков, литейщиков, формовщиков, операторов пескоструйных аппаратов, электриков, дорожников, лиц, работающих в карьерах, и т.д.
В данную товарную позицию включаются также защитные очки для использования под водой; съемные очки (например, солнцезащитные очки) для установки на другие очки (обычно корректирующие), используемые либо как защитные фильтры, либо в некоторых случаях как дополнительные корректирующие линзы; поляризационные очки, оснащенные линзами из пластмассы, для просмотра трехмерных фильмов (с картонной оправой или другой).
Следовательно, в товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности таможенного союза под линзой не обязательно понимается оптически обработанное прозрачное тело, предназначенное для коррекции зрения.
Таким образом, классификация таможней спорного товара по коду 9004 90 900 1 ТН ВЭД не соответствует Основным правилам интерпретации ТН ВЭД.
Заявитель жалобы ссылается на применение пункта 93 распоряжения ФТС России от 22.12.2009 N 229-р "О классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС отдельных товаров", содержащий вывод о том, что в товарной позиции 9004 ТН ВЭД ТС термин "линза" означает линзу, предназначенную для коррекции зрения (очковая линза) и используемую в корригирующих очках, которая характеризуется оптической силой, выражаемой рефракцией - величиной, обратной фокусному расстоянию очковой линзы (диоптрия), а также линзу, оптические свойства которой необходимы для применения в аналогичных оптических приборах ("специальные очки"), которые используются в профессиональной деятельности человека (например, часовщиков, огранщиков, биологов и т.д.). Недопустимо применение термина "линза" к щиткам, вставкам, дискам и т.п., используемым в защитных очках и, в силу своих конструктивных особенностей, не обладающим свойствами линз. Защитные очки с установленными щитками (вставками, дисками и т.п.) из пластмассы, стекла или других материалов, предназначенные для защиты глаз от пыли, дыма, газа, воды и прочих воздействий, для летчиков, автомобилистов, мотоциклистов, химиков, сварщиков, литейщиков, дорожников, спортсменов и т.д., классифицируются в подсубпозиции 9004 90 900 ТН ВЭД ТС.
Исследовав описание товара, коллегия считает, что спорный товар не предназначен для защиты глаз от пыли, дыма, газа, воды и прочих воздействий.
В новом политехническом словаре под редакцией Ишлинского А.Ю. определено понятие линзы. Линзой оптической является тело из материала, прозрачного для оптического излучения в определенном интервале длин волн, ограниченное выпуклыми или вогнутыми поверхностями (одна из поверхностей может быть плоской), один из основных элементов оптических систем. Словарь различает линзы оптические рассеивающие и собирающие, а также афокальные.
Из данного определения следует, что под линзой понимается оптическое тело, преобразующее форму светового пучка, а также не меняющие световой пучок (афокальная линза).
ГОСТ Р 51044-97 "Линзы очковые. Общие технические условия" содержит понятие афокальной линзы, под которой понимаются линзы, имеющей нулевое оптическое действие в каждом меридианальном сечении.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Основных правил интерпретации ТН ВЭД ТС в случае, если в силу Правила 2 "б" или по каким-либо иным причинам имеется возможность отнесения товаров к двум и более товарным позициям, то предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
Задекларированные ООО "Икс-Лайн" очки имеют линзы из пластмасс, поэтому описание товара было произведено декларантом верно и соответствовало описанию товара в описании товара.
К подсубпозиции ТН ВЭД 9004 90 100 0 относятся очки (кроме солнцезащитных) с линзами из пластмасс, а к товарной подсубпозиции ТН ВЭД 9004 90 900 1 - очки прочие.
Таким образом, подсубпозиция ТН ВЭД 9004 90 100 0 содержит более полное, конкретное описание товара, по сравнению с товарной подсубпозицией ТН ВЭД 9004 90 900 1, содержащей более общее описание.
Следовательно, классификация товара произведена декларантом правильно.
При таких обстоятельствах требование заявителя о признании незаконными оспариваемого решения и требования таможенного органа подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с частью 2 указанной статьи расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Разумность расходов на оплату услуг представителя должна быть обоснована стороной, требующей возмещения указанных расходов с учетом статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из содержания указанных правовых норм следует, что разумность предела судебных издержек на возмещение расходов по оплате услуг представителя, требование о которой прямо закреплено в ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, является оценочной категорией, поэтому в каждом конкретном случае суд должен исследовать обстоятельства, связанные с участием представителя в споре.
Согласно сложившейся практике арбитражных судов Российской Федерации, в том числе рекомендациям п. 20 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 августа 2004 года N 82, при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя принимаются во внимание: относимость расходов к делу; объем и сложность выполненной работы; нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в данном регионе стоимость на сходные услуги с учетом квалификации лиц, оказывающих услуги; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения дела; другие обстоятельства, свидетельствующие о разумности этих расходов.
Так, в обоснование заявленного требования Общество представило договор на оказание юридических услуг от 14.04.2011, платежное поручение N 2830 от 15.04.2011, акт N 110 от 14.04.2011.
Учитывая, что в рамках исполнения договора 14.04.2011 представителем Общества было подготовлено заявление о признании незаконными решения, требования таможенного органа; принимая во внимание количество проведенных заседаний, в которых присутствовал представитель Общества, коллегия считает возможным взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 15000 руб.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей правомерно отнесены на Находкинскую таможню как на лицо, вынесшее незаконное решение о классификации товара (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая, что суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно применил нормы материального и процессуального права, коллегия считает вынесенное решение законным, обоснованным и не находит оснований к его отмене.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 17 июня 2011 года по делу N А51-4046/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Т.А.СОЛОХИНА
Судьи
З.Д.БАЦ
А.В.ПЯТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.09.2011 N 05АП-5059/2011 ПО ДЕЛУ N А51-4046/2011
Разделы:Ввоз автомобилей; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2011 г. N 05АП-5059/2011
Дело N А51-4046/2011
Резолютивная часть постановления оглашена 08 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 сентября 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной
судей З.Д. Бац, А.В. Пятковой
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.С. Барановой
при участии
от Владивостокской таможни: Шипилова В.Б. по доверенности от 27.06.2011 сроком действия до 20.06.2011, удостоверение ГС N 242546; Зуев А.А. по доверенности от 08.09.2011 сроком действия до 07.09.2012, удостоверение ГС N 075384; Щербина Г.П. по доверенности от 11.10.2010 сроком действия до 11.10.2011, удостоверение ГС N 242590; Вялкова Е.С. по доверенности от 27.01.2011 сроком действия до 27.01.2012, удостоверение ГС N 241670; Ярошенко И.А. по доверенности от 18.03.2011 сроком действия до 20.03.2012, удостоверение ГС N 141962.
от ООО "Икс-Лайн": не явились, извещены надлежащим образом.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Владивостокской таможни
апелляционное производство N 05АП-5059/2011
на решение от 17.06.2011
судьи Н.Л. Бибик
по делу N А51-4046/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Икс-Лайн" (ОГРН 1082536012019)
к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484)
об оспаривании ненормативных правовых актов
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Икс-Лайн" (далее - заявитель, общество, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением (уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ) к Владивостокской таможне (далее - таможенный орган, таможня) о признании незаконными решения таможенного органа о классификации товара от 31.03.2011 N 10702000-29-17/32, требования N 177 от 15.04.2011 об уплате таможенных платежей по ГТД N 10702030/061010/0039858, и о возмещении судебных издержек на оплату услуг представителя в размере 15 000,00 рублей.
Решением от 17 июня 2011 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд пришел к выводу, что примененная заявителем субпозиция 9004 90 100 0 ТН ВЭД наиболее точно описывает ввезенный обществом товар.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 17.06.2011, Владивостокская таможня просит его отменить как незаконное и необоснованное. По мнению таможенного органа, недопустимо применение термина "линза" к щиткам, вставкам, дискам и т.п., используемым в защитных очках и, в силу конструктивных особенностей, не обладающим свойствами линз. Защитные очки с установленными щитками (вставками, дисками и т.п.) из пластмассы, стекла или других материалов, предназначенных для защиты глаз от пыли, дыма, газа, роды и прочих воздействий, для летчиков, автомобилистов и т.д., классифицируются в подсубпозиции 9004 90 900 ТН ВЭД. По указанным основаниям таможенный орган считает решение о классификации товара, требование об уплате таможенных платежей законными и обоснованными.
Таможенный орган поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Общество, извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя не направило. На основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя Общества.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд установил следующее.
В октябре 2010 года на основании внешнеэкономического контракта заявителем на территорию Российской Федерации был ввезен по грузовой таможенной декларации (ГТД) N 10702030/061010/0039858 товар - очки с линзами из пластмассы бездиоптрические для просмотра стереоскопического 3D (трехмерного) изображения.
Товар классифицирован заявителем по коду 9004901000 ТН ВЭД ТС (Очки, защитные очки и аналогичные оптические приборы, корректирующие, защитные или прочие: прочие: с линзами из пластмасс).
Таможенный орган, проведя проверку правильности классификации, а также анализ товаротранспортных и товаросопроводительных документов, пришел к выводу о том, что указанный товар был неверно классифицирован декларантом, в связи с чем принято решение о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД от 31.03.2011 N 10702000-29-17/32, которым товар отнесен к коду 9004909001, имеющему согласно ТН ВЭД следующее описание: "защитные очки и аналогичные оптические приборы, корректирующие, защитные или прочие: прочие: прочие: стоимостью на условиях франко-границы страны ввоза не более 2 долларов США за 1 шт." и направлено требование от 15.04.2011 N 177 об уплате доначисленных таможенных платежей.
Не согласившись с указанными актами таможенного органа, посчитав, что они не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в жалобе, коллегия апелляционной инстанции находит решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
На основании статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту - Таможенный кодекс) при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых она заполнена. Перечень таких документов приведен в статье 183 Таможенного кодекса. Среди них документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 52 Таможенного кодекса товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации. Это означает, что товарам присваивается классификационный код по ТН ВЭД. В случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров (пункт 3 статьи 52 Таможенного кодекса).
В соответствии с правилом 1 Основных правил интерпретации ТН ВЭД Единого таможенного тарифа Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, утвержденного решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18, решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130, для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам, если такими текстами не предусмотрено иное.
Правило 6 Основных правил интерпретации ТН ВЭД устанавливает, что для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям.
В силу статьи 2 Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" таможенный тариф Российской Федерации является сводом ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее - Товарная номенклатура).
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации исходя из принятых в Международной практике систем классификации товаров. Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее по тексту - ТН ВЭД ТС) к товарам, классифицируемым в товарной позиции 9004, относятся очки, защитные очки и аналогичные оптические приборы, корректирующие, защитные или прочие. Данная позиция разделена на субпозиции 900410 "очки солнцезащитные" и 9004 90 "прочие".
В товарной подсубпозиции 9004 90 100 0 классифицируются очки (кроме солнцезащитных) с линзами из пластмасс, в товарной подсубпозиции 9004 90 900 1 - очки прочие (т.е. кроме солнцезащитных очков и всех очков с линзами из пластмасс) стоимостью на условиях франко-границы страны ввоза не более 2 долларов США за 1 штуку, ставка ввозимой таможенной пошлины - 0,6 евро за 1 штуку.
ГОСТом 12.4.001-80 "Очки защитные. Термины и определения" слова "линза", "афокальное стекло" указаны как недопустимые синонимы очкового стекла. В данном случае прозрачная часть очков, позволяющая видеть, изготовлена не из стекла, а из пластмассы.
Однако при употреблении тех или иных понятий в ТН ВЭД ТС следует исходить в первую очередь не из специфических физических свойств, присущих частям товаров, из их назначения при использовании этих товаров и из смысла данных понятий, придаваемого самой Товарной номенклатурой.
Согласно пояснениям к товарной позиции 9004 в данную позицию включаются изделия (обычно содержащие оправу или держатель с линзами или щитками из стекла или другого материала) для использования перед глазами, обычно предназначенные либо для исправления зрения, либо для защиты глаз от пыли, дыма газа и т.д. или ослепляющего действия сильного света; в нее включаются также очки для просмотра стереоскопических (трехмерных) изображений. Очки, пенсне, лорнеты, монокли и т.д., используемые для исправления зрения, обычно имеют оптически обработанные линзы. Защитные очки и солнцезащитные очки обычно состоят из плоских или искривленных дисков, изготовленных из обычного стекла (обработанного или не обработанного оптически или оттененного), из безосколочного стекла, из пластмассы, из слюды или из металла (проволочной ткани или пластин с прорезями). К этим изделиям относятся солнцезащитные очки, очки, используемые в альпинизме или зимних видах спорта, защитные очки для летчиков, автомобилистов, мотоциклистов, химиков, сварщиков, литейщиков, формовщиков, операторов пескоструйных аппаратов, электриков, дорожников, лиц, работающих в карьерах, и т.д.
В данную товарную позицию включаются также защитные очки для использования под водой; съемные очки (например, солнцезащитные очки) для установки на другие очки (обычно корректирующие), используемые либо как защитные фильтры, либо в некоторых случаях как дополнительные корректирующие линзы; поляризационные очки, оснащенные линзами из пластмассы, для просмотра трехмерных фильмов (с картонной оправой или другой).
Следовательно, в товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности таможенного союза под линзой не обязательно понимается оптически обработанное прозрачное тело, предназначенное для коррекции зрения.
Таким образом, классификация таможней спорного товара по коду 9004 90 900 1 ТН ВЭД не соответствует Основным правилам интерпретации ТН ВЭД.
Заявитель жалобы ссылается на применение пункта 93 распоряжения ФТС России от 22.12.2009 N 229-р "О классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС отдельных товаров", содержащий вывод о том, что в товарной позиции 9004 ТН ВЭД ТС термин "линза" означает линзу, предназначенную для коррекции зрения (очковая линза) и используемую в корригирующих очках, которая характеризуется оптической силой, выражаемой рефракцией - величиной, обратной фокусному расстоянию очковой линзы (диоптрия), а также линзу, оптические свойства которой необходимы для применения в аналогичных оптических приборах ("специальные очки"), которые используются в профессиональной деятельности человека (например, часовщиков, огранщиков, биологов и т.д.). Недопустимо применение термина "линза" к щиткам, вставкам, дискам и т.п., используемым в защитных очках и, в силу своих конструктивных особенностей, не обладающим свойствами линз. Защитные очки с установленными щитками (вставками, дисками и т.п.) из пластмассы, стекла или других материалов, предназначенные для защиты глаз от пыли, дыма, газа, воды и прочих воздействий, для летчиков, автомобилистов, мотоциклистов, химиков, сварщиков, литейщиков, дорожников, спортсменов и т.д., классифицируются в подсубпозиции 9004 90 900 ТН ВЭД ТС.
Исследовав описание товара, коллегия считает, что спорный товар не предназначен для защиты глаз от пыли, дыма, газа, воды и прочих воздействий.
В новом политехническом словаре под редакцией Ишлинского А.Ю. определено понятие линзы. Линзой оптической является тело из материала, прозрачного для оптического излучения в определенном интервале длин волн, ограниченное выпуклыми или вогнутыми поверхностями (одна из поверхностей может быть плоской), один из основных элементов оптических систем. Словарь различает линзы оптические рассеивающие и собирающие, а также афокальные.
Из данного определения следует, что под линзой понимается оптическое тело, преобразующее форму светового пучка, а также не меняющие световой пучок (афокальная линза).
ГОСТ Р 51044-97 "Линзы очковые. Общие технические условия" содержит понятие афокальной линзы, под которой понимаются линзы, имеющей нулевое оптическое действие в каждом меридианальном сечении.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Основных правил интерпретации ТН ВЭД ТС в случае, если в силу Правила 2 "б" или по каким-либо иным причинам имеется возможность отнесения товаров к двум и более товарным позициям, то предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
Задекларированные ООО "Икс-Лайн" очки имеют линзы из пластмасс, поэтому описание товара было произведено декларантом верно и соответствовало описанию товара в описании товара.
К подсубпозиции ТН ВЭД 9004 90 100 0 относятся очки (кроме солнцезащитных) с линзами из пластмасс, а к товарной подсубпозиции ТН ВЭД 9004 90 900 1 - очки прочие.
Таким образом, подсубпозиция ТН ВЭД 9004 90 100 0 содержит более полное, конкретное описание товара, по сравнению с товарной подсубпозицией ТН ВЭД 9004 90 900 1, содержащей более общее описание.
Следовательно, классификация товара произведена декларантом правильно.
При таких обстоятельствах требование заявителя о признании незаконными оспариваемого решения и требования таможенного органа подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с частью 2 указанной статьи расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Разумность расходов на оплату услуг представителя должна быть обоснована стороной, требующей возмещения указанных расходов с учетом статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из содержания указанных правовых норм следует, что разумность предела судебных издержек на возмещение расходов по оплате услуг представителя, требование о которой прямо закреплено в ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, является оценочной категорией, поэтому в каждом конкретном случае суд должен исследовать обстоятельства, связанные с участием представителя в споре.
Согласно сложившейся практике арбитражных судов Российской Федерации, в том числе рекомендациям п. 20 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 августа 2004 года N 82, при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя принимаются во внимание: относимость расходов к делу; объем и сложность выполненной работы; нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в данном регионе стоимость на сходные услуги с учетом квалификации лиц, оказывающих услуги; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения дела; другие обстоятельства, свидетельствующие о разумности этих расходов.
Так, в обоснование заявленного требования Общество представило договор на оказание юридических услуг от 14.04.2011, платежное поручение N 2830 от 15.04.2011, акт N 110 от 14.04.2011.
Учитывая, что в рамках исполнения договора 14.04.2011 представителем Общества было подготовлено заявление о признании незаконными решения, требования таможенного органа; принимая во внимание количество проведенных заседаний, в которых присутствовал представитель Общества, коллегия считает возможным взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 15000 руб.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей правомерно отнесены на Находкинскую таможню как на лицо, вынесшее незаконное решение о классификации товара (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая, что суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно применил нормы материального и процессуального права, коллегия считает вынесенное решение законным, обоснованным и не находит оснований к его отмене.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 17 июня 2011 года по делу N А51-4046/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Т.А.СОЛОХИНА
Судьи
З.Д.БАЦ
А.В.ПЯТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)