Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.07.2015 ПО ДЕЛУ N 33-17160/2015

Требование: О признании незаконным требования об уплате таможенных платежей.

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело
Обстоятельства: Истец указал, что оспариваемое требование вынесено без учета фактических обстоятельств дела (он не смог своевременно вывезти транспортное средство с территории РФ по причине полного уничтожения автомобиля в результате пожара и последующей утилизации).
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 июля 2015 г. по делу N 33-17160/2015


Судья Захарова Е.А.

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Терещенко А.А.,
судей Вороновой М.Н., Соколовой Н.М.,
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 июля 2015 года апелляционную жалобу Псковской таможни на решение Истринского городского суда Московской области от 16 апреля 2015 года по делу по заявлению Д. о признании незаконным требования Псковской таможни от 22 мая 2013 года N <данные изъяты> об уплате таможенных платежей.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения представителя Псковской таможни - С., представителя Д. - М.,

установила:

Д. обратился в Истринский городской суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене требования об уплате таможенных платежей от 22.05.2013 N <данные изъяты>, выставленного Псковской таможней.
В обоснование заявления указал, что оспариваемое требование вынесено без учета фактических обстоятельств дела (он не смог своевременно вывезти транспортное средство с территории Российской Федерации по причине полного уничтожения автомобиля в результате пожара и последующей утилизации) и положений действующего таможенного законодательства (п. 6 ст. 358 ТК ТС), нарушает его права и охраняемые законом интересы.
Заявитель Д. и его представитель в судебном заседании заявление поддержали по изложенным в нем основаниям.
Представитель заинтересованного лица - Псковской таможни в судебном заседании требования заявителя не признал по доводам письменных возражений (л.д. 20 - 25).
Решением Истринского городского суда Московской области от 16 апреля 2015 года заявление Д. удовлетворено.
В апелляционной жалобе Псковская таможня просит об отмене данного решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.
Согласно ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с п. 1 ст. 91 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено международным договором государств - членов таможенного союза.
При этом в силу пунктов 3 и 4 указанной выше статьи взыскание неуплаченных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов. При неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный настоящим Кодексом срок таможенных пошлин, налогов уплачиваются пени. Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней устанавливается законодательства государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов и пеней.
Согласно п. 1 ст. 93 ТК ТС таможенные пошлины, налоги взыскиваются таможенным органом, которым произведен выпуск товаров, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, а в отношении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, - таможенным органом государства - члена таможенного союза, на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу.
В силу ч. 3 ст. 150 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 154 и частью 2 статьи 157 настоящего Федерального закона, а также если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган.
В соответствии с ч. 1 ст. 152 Федерального закона N 311-ФЗ требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции установил, что гражданин Республики Молдова (с 2014 года - гражданин РФ) Д. 22.09.2011 на основании пассажирской таможенной декларации N <данные изъяты> временно ввез на таможенную территорию Таможенного союза через таможенный пост МАПП Убылинка Псковской таможни в целях личного пользования транспортное средство "Мерседес Бенц CL 500", 2011 года выпуска, регистрационный номер <данные изъяты>, <данные изъяты>, на срок до 22.12.2011, затем срок ввоза был продлен до 21.09.2012. С территории Российской Федерации транспортное средство декларантом вывезено не было.
13.02.2013 на таможенный пост МАПП Убылинка Псковской таможни поступило заявление Д., в котором он сообщал, что транспортное средство не может быть вывезено с территории РФ, так как оно уничтожено пожаром; к заявлению прилагалась копия заключения специалиста N <данные изъяты> по результатам пожарно-технического исследования пожара, произошедшего 06.04.2012.
15.04.2013 в Псковскую таможню от Д. поступил комплект документов, подтверждающих утилизацию транспортного средства с вышеуказанными реквизитами (заявление на утилизацию, акт утилизации).
20.05.2014 Псковской таможней составлен Акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, на основании ст. 152 Федерального закона N 311-ФЗ в адрес Д. направлено требование об уплате таможенных платежей N <данные изъяты> от 22.05.2013.
Порядок перемещения физическими лицами товаров и транспортных средств для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза регулируется главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза и Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее - Соглашение).
В силу п. 2 ст. 358 ТК ТС иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей. По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.
В соответствии с п. 5 ст. 358 ТК ТС в случае, если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с не вывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательства таможенного союза.
Из положений статьи 14 Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования следует, что с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения, у декларанта (физического лица) возникает обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств, перемещенных через таможенную границу для личного пользования. Данная обязанность имеет публично-правовой характер, возникает в силу самого факта перемещения товара через таможенную границу и не зависит от вины лица, ответственного за уплату таможенных пошлин, налогов.
Согласно п. 5 ст. 14 Соглашения обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, прекращается у декларанта с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, а также в случаях, установленных в пункте 2 статьи 13 настоящего Соглашения.
Вместе с тем, в силу п. 6 ст. 358 ТК ТС в случае безвозвратной утраты временно ввезенных товаров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы обратный вывоз таких товаров с таможенной территории таможенного союза может не производиться при условии признания таможенными органами факта аварии или действия непреодолимой силы.
Данное нормоположение корреспондируется с положениями п. 3 ст. 14 Конвенции о временном ввозе от 26.06.1990 (решение о присоединении Российской Федерации к данной Конвенции принято Постановлением Правительства РФ от 02.11.1995 N 1084), согласно которым действие режима временного ввоза может быть также прекращено по просьбе заинтересованного лица, если это лицо приведет таможенным органам удовлетворительное доказательство полного уничтожения или утраты товаров (включая транспортные средства) вследствие аварии или действия непреодолимой силы. В этом случае лицо, пользующееся льготами, связанными с временным ввозом, будет освобождено от уплаты ввозных пошлин и сборов.
До момента выставления оспариваемого требования заявитель уведомил таможенный орган о том, что ввезенное им в 2011 году на территорию РФ транспортное средство было полностью уничтожено вследствие пожара и последовавшей за ним утилизации, имевших место в период срока временного ввоза, представив документы, подтверждающие данное обстоятельство.
Данные документы в ходе судебного разбирательства заинтересованным лицом в нарушение требований ч. 1 ст. 56 ГПК РФ опорочены не были.
При таких данных суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое Д. требование незаконным как выставленное без учета положений действующего таможенного законодательства, нарушающее права и интересы заявителя.
Судебная коллегия находит, что выводы суда основаны на материалах дела и не противоречат требованиям закона.
Соглашаясь с данными выводами, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.
Доводы апелляционной жалобы Псковской таможни не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, собранных доказательств и ошибочное толкование норм материального права, подлежащих применению к возникшим правоотношениям.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Истринского городского суда Московской области от 16 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Псковской таможни - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)