Судебные решения, арбитраж
Классификация товаров; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей:
Пронниковой Е.В., Цымбаренко И.Б.,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Артюковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Московской областной таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 октября 2013 года по делу N А40-113600/2013, принятое судьей Аксеновой Е.А. (121-253),
по заявлению ООО Фирма "АБИК Септа" (ОГРН 1027739051207; г. Москва - г. Зеленоград, Южная промзона, д. 146, оф. 331)
к Московской областной таможне
о взыскании излишне уплаченных платежей,
при участии:
от заявителя:
- Прозорова Е.В. по дов. от 24.06.2013;
- от ответчика:
- Поваляева Р.В. по дов. от 09.01.2014 N 03-17/01;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью Фирма "АБИК Септа" обратилось к Московской областной таможне обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованием об обязании Московской областной таможню вернуть в пользу ООО фирма "АБИК Септа" сумму излишне уплаченной таможенной пошлины в размере 12 012 790 руб. 51 коп., обязании МОТ вернуть в пользу ООО фирма "АБИК Септа" сумму излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в размере 2 162 302 руб. 23 коп., о взыскании с МОТ в пользу ООО фирма "АБИК Септа" проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченной таможенной пошлины и излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в размере 407439 руб. 60 коп., взыскании с МОТ в пользу ООО фирма "АБИК Септа" судебные расходы в размере 195 912,66 рублей, складывающиеся из судебных издержек в связи с оплатой юридических услуг в размере 100 000 руб. и государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.10.2013 заявленные требования были удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права, а также несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснение ответчика и заявителя, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, ООО фирма "АБИК Септа", являясь участником ВЭД, импортирует из Соединенных штатов Америки (далее - США) кормовой антибиотик "Стафак 110" производства Phibro Animal Health Corporation (Фибро Хэле Корпорэйшн), США (Свидетельство о государственной регистрации лекарственного средства для животных N ПВИ-2-1.0/03057 от 16 марта 2010 г., выдано Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), после расширения сферы применения - Регистрационное удостоверение лекарственного препарата для ветеринарного применения 840-3-1.0-0554 N ПВИ-3-1.0/03057 от 30 января 2012 г., выдано Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Указанный препарат предназначен для профилактики и лечения некротического энтерита у кур и дизентерии у свиней.
Вплоть до февраля 2012 г. Истец ввозил кормовой антибиотик "Стафак 110", указывая в соответствии с Единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) код товара 3003200009, ставка ввозной пошлины 0% (в отношении ДТ N 10130190/301111/0021799 и ДТ N 10130190/270112/0001062.
Однако, уже в феврале 2012 г., ввозя кормовой антибиотик "Стафак 110" по ДТ N 10130190/280212/0003116, Истец, при согласовании кода ТН ВЭД ТС с таможенным инспектором Московской областной таможни, был вынужден указать код ТН ВЭД ТС 3004200002, ставка ввозной пошлины 10%, так как Московской областной таможней Федеральной таможенной службы (далее - ответчик) было принято Решение о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД от 02.03.2012 г., в соответствии с которым код ТН ВЭД 3003.20.0000 был изменен на код ТН ВЭД 3004.20.0002.
В дальнейшем, ввозя кормовой антибиотик "Стафак 110", Истец был вынужден указывать код ТН ВЭД ТС 3004200002, ставка ввозной пошлины 10%.
Так, код ТН ВЭД ТС 3004200002, ставка ввозной пошлины 10%, был указан в следующих декларациях: ДТ 10130190/170113/0000396, ДТ 10130190/010213/0001217, ДТ 10130190/280213/0002745, ДТ 10130190/120313/0003377, ДТ 10130190/170413/0005439, ДТ 10130190/280613/0009984.
Согласно ст. 89 ТК ТС, ч. 1 ст. 129 и ч. 1 ст. 147 Федерального закона N 311-ФЗ от 27.11.2010 г. "О таможенном регулировании в Российской Федерации" возврат таможенных сборов осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом для возврата таможенных пошлин, налогов, излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Полагая, что суммы таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость по вышеперечисленным декларациям были уплачены излишне, поскольку антибиотик "Стафак 100" необходимо было декларировать по классификационному коду товара 3003.20.0000 ТН ВЭД заявитель обращался в Московскую областную таможню с заявлениями об их возврате, однако получал отказы (отказ N 18-13/2368 от 28.01.2013 г., отказ N 18-13/5474 от 21.02.2013 г., отказ N 17-25/7182 от 06.03.2013 г., отказ N 18-13/11477 от 05.04.2013 г., отказ N 19-13/14889 от 06.05.2013 г.) либо обращения были оставлены без ответа.
Отказы в возврате Истцу излишне уплаченных таможенных пошлин и НДС Московская областная таможня мотивировала тем, что классификационные коды товара 3004 20 000 2 ТН ВЭД по каждой декларации заявлены верно. Одновременно Московская областная таможня ссылалась на свое Решение от 02.03.2012 г. N 10130000-19-16/000048, которое было вынесено в отношении аналогичного товара и которым был определен код товара 3004 20 000 2 ТН ВЭД.
Таким образом Истец указывает, что у Ответчика отсутствовали основания для отказа в возврате излишне уплаченных таможенных пошлин и НДС, поскольку код 3004.20.0002 ТН ВЭД заявлен Истцом при декларировании товаров ошибочно, тогда как именно код 3003.20.0009 ТН ВЭД соответствует характеристикам и области применения кормового антибиотика "Стафак 110", указан в коммерческих документах продавца товара. К тому же в Сертификате происхождения, предоставляемом производителем, в соответствии с Международной гармонизированной системой кодирования товаров указан код 3003.20 Medicaments of other antibiotics, not for retail sale (Лекарственные средства, другие антибиотики, не для розничной продажи).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО фирма "АБИК Септа" в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу прямого указания ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта (действия или бездействия) закону возложена на принявший его орган; согласно положениям ст. 65 Кодекса доказывание иных обстоятельств является обязанностью лиц, которые ссылаются на данные обстоятельства.
Срок, предусмотренный в ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру, которое производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
В силу ст. 181 ТК при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары, в которой в том числе указывается классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 52 Таможенного кодекса Таможенного союза, товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с п. 2 ст. 191 ТК ТС внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и в порядке, которые определяются решением Комиссии таможенного союза.
С 01.01.2012 в Российской Федерации применяется Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 850, представляющий собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.
Согласно правилу 1 Основных правил интерпретации ТН ВЭД ТС (далее - ОПИ) названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД ТС, для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ТС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам. Наименования товарных позиций и примечания к разделам или группам являются приоритетными, то есть учитываются в первую очередь при классификации товара.
В соответствии с правилом 6 ОПИ для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями правил 1, 2, 3, 4 и 5 ОПИ при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей правила 6 ОПИ также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное. Правила 1 - 5 ОПИ применимы для классификации на уровне субпозиций в пределах одной и той же товарной позиции.
В товарной позиции 3003 ТН ВЭД ТС классифицируются лекарственные средства, состоящие из смеси двух или более компонентов, для использования в терапевтических или профилактических целях, но не расфасованные в виде дозированных лекарственных форм или в формы или упаковки для розничной продажи.
Товарная позиция 3004 ТН ВЭД ТС предназначена для классификации лекарственных средств, расфасованных в виде дозированных лекарственных форм или в формы или упаковки для розничной продажи. При этом в данную товарную позицию, в том числе, включаются лекарственные средства для розничной продажи для использования в терапевтических или профилактических целях. Это относится к продуктам, которые благодаря своей упаковке и особенно приложенным к ним указаниям по применению (описание заболевания, способа применения, описание доз и т.д.) явно предназначены для продажи непосредственным потребителям (частным лицам, больницам и т.д.) для применения в вышеуказанных целях без переупаковки.
Из анализа представленных в ходе рассмотрения жалобы документов, в том числе регистрационного удостоверения лекарственного препарата для ветеринарного применения от 30.01.2012 N ПВИ-3-1.0/03057, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, а также Инструкции по применению препарата "Стафак 110", следует, что товар, задекларированный по спорным ДТ, представляет собой "лекарственный ветеринарный препарат в виде порошка на основе действующего вещества антибиотика - вирджиамицина 11%, предназначенный для лечения некротического энтерита у кур, дизентерии у свиней, расфасованный в бумажные пакеты по 25 кг".
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у Ответчика отсутствовали основания для изменения кода ТН ВЭД ТС с кода 3003.20.0009 на код 3004.20.0002., так как код 3003.20.0009 соответствует характеристикам и области применения кормового антибиотика "Стафак 110" указан в коммерческих документах продавца товара.
В Сертификате происхождения, предоставляемом производителем, в соответствии с Международной гармонизированной системой кодирования товаров указан код 3003.20 Medicaments of other antibiotics, not for retail sale (Лекарственные средства, другие антибиотики, не для розничной продажи).
С 01.01.1997 г. Российская Федерация присоединилась к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, являющейся, в соответствии с п. 1 ст. 51 Таможенного кодекса таможенного союза (ТК ТС) основой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС). Наличие иной практики применения Гармонизированной системы описания и кодирования товаров Ответчиком не представлено.
Ввозимый Истцом антибиотик "Стафак 110", в соответствии с правилами интерпретации ТН ВЭД ТС, относится к товарной позиции 30.03.20.0009 Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, утвержденными решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 850.
В силу правила 1 Основных правил интерпретации ТН ВЭД классификация товаров в ТН ВЭД, для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам, а названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД.
Согласно правилу 6 Основных правил интерпретации ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции осуществляется в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, если в контексте не оговорено иное.
Правилом 3 а) Основных правил интерпретации ТН ВЭД предусмотрено, что в случае, если в силу Правила 2б или по каким-либо другим причинам имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащего описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре.
В соответствии с ЕТТ ТС, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 г. N 850, к товарной позиции 3004 относятся только "лекарственные средства (кроме товаров товарной позиции 3002.3005 или 3006), состоящие из смешанных или несмешанных продуктов, для использования в терапевтических или профилактических целях, расфасованные в виде дозированных лекарственных форм (включая лекарственные средства в форме трансдермальных систем) или в формы или упаковки для розничной продажи".
В данном случае выбор конкретного ТН ВЭД должен происходить на основании такого классифицирующего признака, как вид упаковки. А именно ее целевое предназначение: предназначенное для розничной торговли или не предназначенное для таковой.
Ввозимый Истцом антибиотик "Стафак 110" в виде порошка, расфасован в упаковки (бумажные мешки) по 25 кг, что подтверждают товаросопроводительные документы на товар и указано в Декларации соответствия (выдан Органом по сертификации продукции ГНУ ВНИИВСГЭ Россельхозакадемии от 14.02.2012 г. и 16.10.2012), и, в соответствии с ЕТТС ТС относится к "Лекарственным средствам (кроме товаров товарной позиции 3002, 3005 или 3006), состоящим из смеси двух или более компонентов, для использования в терапевтических или профилактических целях, но не расфасованные в виде дозированных лекарственных форм или в формы или упаковки для розничной продажи" - товарная позиция 3003.
Согласно "Пояснениям к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС)" (Том 2. Разделы VI - VIII. Группы 29 - 43) в товарную позицию 3004 включаются лекарственные средства, состоящие из смешанных или несмешанных продуктов, при условии, что они:
а) расфасованы в виде дозированных лекарственных форм или в формах, таких как таблетки, ампулы (например, бидистиллированная вода в ампулах емкостью 1,25 - 10 см 3, находящая применение или для непосредственного лечения некоторых заболеваний, например, алкоголизма, диабетической комы, или в качестве растворителя для приготовления лекарственных растворов для инъекций), капсулы, крахмальные капсулы, капли или пастилки, лекарственные средства в форме трансдермальных систем, или небольшие количества порошка, приготовленные в качестве одноразовой дозы для использования в терапевтических или профилактических целях.
Данная товарная позиция распространяется на одноразовые дозы как в крупной упаковке, так и в упаковках для розничной продажи и т.д.; или
б) в упаковках для розничной продажи для использования в терапевтических или профилактических целях. Это относится к продуктам (например, бикарбонат натрия и порошок тамаринда), которые благодаря своей упаковке и особенно приложенным к ним указаниям к применению (описание заболевания или состояния, при котором их следует использовать, способа применения или использования, описание доз и т.д.) явно предназначены для продажи непосредственно потребителям (частным лицам, больницам и т.д.) для применения в вышеуказанных целях без переупаковки.
Эти указания (на любом языке) могут помещаться на этикетке, вкладыше или в другом месте. Однако само по себе указание на то, что продукт имеет фармацевтическую или какую-то другую степень чистоты, не является достаточным основанием для включения его в данную товарную позицию.
Лекарственные средства, состоящие из смешанных продуктов для использования в терапевтических или профилактических целях и не расфасованные в виде лекарственных дозированных форм или в упаковки для розничной продажи, включаются в товарную позицию 3003.
Согласно Письму N 8801060-58 от 30.10.2012 г., представленному в ответ на запрос ООО Фирма "АБИК Септа", за подписью главного специалиста по качеству, доктора ветеринарии Мерава Равида организации-производителя "Phibro Animal Health Corporation", ввозимый товар упакован для удобства транспортировки и хранения в многослойные бумажные мешки, ламинированные полиэтиленовой пленкой, прошитые по верхней кромке капроновой нитью. Каждый мешок содержит 25 кг. Объем указанного мешка составляет 40 литров (40 дм3).
В соответствии с п. 46 "ГОСТ 17527-2003 Упаковка. Термины и определения", введенным Постановлением Госстандарта России N 85-ст от 09.03.2004 г., "Мешок: транспортная мягкая тара, имеющая корпус в форме рукава, с дном и открытым верхом или закрытым верхом с клапаном, вместимостью более 20,0 дм3".
Согласно п. 15 "ГОСТ 17527-2003 Упаковка. Термины и определения", "Транспортная тара (внешняя упаковка, отправительская внешняя упаковка, транспортная упаковка, транспортировочная упаковка) - тара, предназначенная для упаковывания, хранения и транспортирования продукции, образующая самостоятельную единицу".
На этикетке препарата и в инструкции, утвержденной Россельхознадзором 16.03.2010 г., 30.01.2012 г. и предоставленной Ответчику, указана дозировка - для профилактики энтерита у кур 140 - 180 грамм на тонну корма, для лечения - 270 - 360 грамм на одну тонну корма, для лечения дизентерии у свиней - 1000 грамм на одну тонну корма. Для профилактики некротического энтерита у кур один мешок антибиотика "Стафак 110" расходуется на 178,57 тонн корма, что является средним дневным рационом 1785700 голов птицы.
Таким образом, из расчета и сферы применения следует, что упаковка в 25 кг антибиотика "Стафак 110" не является расфасованной в виде дозированных лекарственных форм и не является упаковкой для розничной продажи.
Согласно объяснениям заявителя целью ввоза истцом в РФ кормового антибиотика "Стафак 110" не являются дальнейшая реализация в розницу путем заключения договоров розничной купли-продажи с конечными потребителями. Покупатели, приобретавшие у истца кормовой антибиотик осуществляли предпринимательскую деятельность. В указанных целях заключались договоры поставки.
Специфика товара - антибиотик предполагает его использование в малых дозах для единичных случаев, что указано в инструкции.
Собственно наличие в мешке 25 кг сыпучего порошка в отсутствии иной упаковки не свидетельствует о его расфасовке в виде дозированных дозах. Соответственно, применение в данном случае кода ТН ВЭД 3004 неправомерно.
Во всех вышеуказанных ДТ в графе описания товара указано "1-Лекарство, не расфасованное в виде дозированных лекарственных форм".
В соответствии со ст. 90 ТК ТС, возврат излишне уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором такая уплата была произведена. В рассматриваемом случае излишняя уплата таможенных пошлин и налогов была произведена в Российской Федерации, в связи с чем порядок возврата таможенных пошлин и налогов регулируется Федеральным законом N 311-ФЗ от 27.11.2010 г. "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Порядок возврата излишне уплаченных таможенных платежей и налогов, как и перечень документов, прикладываемых к заявлению о таком возврате, установлен ст. 147 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Обязательной предшествующей процедуры корректировки сведений в декларации на товары данный порядок не предусматривает.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о необходимости в удовлетворении требований о взыскании с таможенного органа процентов за несвоевременный возврат суммы НДС и таможенной пошлины.
Согласно ч. 6 ст. 147 Федерального закона N 311-ФЗ "О таможенном регулировании" при нарушении срока возврата излишне уплаченных таможенных платежей на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 этого Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
При нарушении срока возврата на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
В соответствии с п. 6 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в случае, если возврат уплаченной таможенной пошлины осуществляется с нарушением месячного срока подачи соответствующего заявления, таможенным органом на сумму излишне уплаченной пошлины, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате плательщику, за каждый день нарушении срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Принимая во внимание, что начисление процентов за каждый день нарушения срока возврата предусмотрено только после истечения месячного срока со дня подачи заявления, а также учитывая, что заявление о возврате денежных средств по спорным декларациям поступило в таможню - 23.01.2013, 15.02.2013, 04.03.2013, 22.03.2013, 24.04.2013 и 10.07.2013.
Срок просрочки возврата подлежащих взысканию денежных средств составил по спорным таможенным декларациям 190 дней, 168 дней, 151 день, 133 дня 100 дней и 21 день соответственно.
Расчет процентов за нарушение срока возврата судом проверен, признается обоснованным и составляет 407439 руб. 60 коп.
Факт уплаты таможенных платежей таможенным органом не оспаривается.
Таким образом, учитывая требование данной нормы закона и дату фактической излишне уплаченной пошлины, таможенный орган обязан начислить и уплатить проценты за указанный период просрочки.
В силу части первой статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Кодекса основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела совокупность указанных обстоятельств установлена.
Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с иным толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 октября 2013 года по делу N А40-113600/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Л.А.МОСКВИНА
Судьи
Е.В.ПРОННИКОВА
И.Б.ЦЫМБАРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.02.2014 N 09АП-46748/2013 ПО ДЕЛУ N А40-113600/2013
Разделы:Классификация товаров; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2014 г. N 09АП-46748/2013
Дело N А40-113600/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей:
Пронниковой Е.В., Цымбаренко И.Б.,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Артюковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Московской областной таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 октября 2013 года по делу N А40-113600/2013, принятое судьей Аксеновой Е.А. (121-253),
по заявлению ООО Фирма "АБИК Септа" (ОГРН 1027739051207; г. Москва - г. Зеленоград, Южная промзона, д. 146, оф. 331)
к Московской областной таможне
о взыскании излишне уплаченных платежей,
при участии:
от заявителя:
- Прозорова Е.В. по дов. от 24.06.2013;
- от ответчика:
- Поваляева Р.В. по дов. от 09.01.2014 N 03-17/01;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью Фирма "АБИК Септа" обратилось к Московской областной таможне обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованием об обязании Московской областной таможню вернуть в пользу ООО фирма "АБИК Септа" сумму излишне уплаченной таможенной пошлины в размере 12 012 790 руб. 51 коп., обязании МОТ вернуть в пользу ООО фирма "АБИК Септа" сумму излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в размере 2 162 302 руб. 23 коп., о взыскании с МОТ в пользу ООО фирма "АБИК Септа" проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченной таможенной пошлины и излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в размере 407439 руб. 60 коп., взыскании с МОТ в пользу ООО фирма "АБИК Септа" судебные расходы в размере 195 912,66 рублей, складывающиеся из судебных издержек в связи с оплатой юридических услуг в размере 100 000 руб. и государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.10.2013 заявленные требования были удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права, а также несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснение ответчика и заявителя, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, ООО фирма "АБИК Септа", являясь участником ВЭД, импортирует из Соединенных штатов Америки (далее - США) кормовой антибиотик "Стафак 110" производства Phibro Animal Health Corporation (Фибро Хэле Корпорэйшн), США (Свидетельство о государственной регистрации лекарственного средства для животных N ПВИ-2-1.0/03057 от 16 марта 2010 г., выдано Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), после расширения сферы применения - Регистрационное удостоверение лекарственного препарата для ветеринарного применения 840-3-1.0-0554 N ПВИ-3-1.0/03057 от 30 января 2012 г., выдано Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Указанный препарат предназначен для профилактики и лечения некротического энтерита у кур и дизентерии у свиней.
Вплоть до февраля 2012 г. Истец ввозил кормовой антибиотик "Стафак 110", указывая в соответствии с Единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) код товара 3003200009, ставка ввозной пошлины 0% (в отношении ДТ N 10130190/301111/0021799 и ДТ N 10130190/270112/0001062.
Однако, уже в феврале 2012 г., ввозя кормовой антибиотик "Стафак 110" по ДТ N 10130190/280212/0003116, Истец, при согласовании кода ТН ВЭД ТС с таможенным инспектором Московской областной таможни, был вынужден указать код ТН ВЭД ТС 3004200002, ставка ввозной пошлины 10%, так как Московской областной таможней Федеральной таможенной службы (далее - ответчик) было принято Решение о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД от 02.03.2012 г., в соответствии с которым код ТН ВЭД 3003.20.0000 был изменен на код ТН ВЭД 3004.20.0002.
В дальнейшем, ввозя кормовой антибиотик "Стафак 110", Истец был вынужден указывать код ТН ВЭД ТС 3004200002, ставка ввозной пошлины 10%.
Так, код ТН ВЭД ТС 3004200002, ставка ввозной пошлины 10%, был указан в следующих декларациях: ДТ 10130190/170113/0000396, ДТ 10130190/010213/0001217, ДТ 10130190/280213/0002745, ДТ 10130190/120313/0003377, ДТ 10130190/170413/0005439, ДТ 10130190/280613/0009984.
Согласно ст. 89 ТК ТС, ч. 1 ст. 129 и ч. 1 ст. 147 Федерального закона N 311-ФЗ от 27.11.2010 г. "О таможенном регулировании в Российской Федерации" возврат таможенных сборов осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом для возврата таможенных пошлин, налогов, излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Полагая, что суммы таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость по вышеперечисленным декларациям были уплачены излишне, поскольку антибиотик "Стафак 100" необходимо было декларировать по классификационному коду товара 3003.20.0000 ТН ВЭД заявитель обращался в Московскую областную таможню с заявлениями об их возврате, однако получал отказы (отказ N 18-13/2368 от 28.01.2013 г., отказ N 18-13/5474 от 21.02.2013 г., отказ N 17-25/7182 от 06.03.2013 г., отказ N 18-13/11477 от 05.04.2013 г., отказ N 19-13/14889 от 06.05.2013 г.) либо обращения были оставлены без ответа.
Отказы в возврате Истцу излишне уплаченных таможенных пошлин и НДС Московская областная таможня мотивировала тем, что классификационные коды товара 3004 20 000 2 ТН ВЭД по каждой декларации заявлены верно. Одновременно Московская областная таможня ссылалась на свое Решение от 02.03.2012 г. N 10130000-19-16/000048, которое было вынесено в отношении аналогичного товара и которым был определен код товара 3004 20 000 2 ТН ВЭД.
Таким образом Истец указывает, что у Ответчика отсутствовали основания для отказа в возврате излишне уплаченных таможенных пошлин и НДС, поскольку код 3004.20.0002 ТН ВЭД заявлен Истцом при декларировании товаров ошибочно, тогда как именно код 3003.20.0009 ТН ВЭД соответствует характеристикам и области применения кормового антибиотика "Стафак 110", указан в коммерческих документах продавца товара. К тому же в Сертификате происхождения, предоставляемом производителем, в соответствии с Международной гармонизированной системой кодирования товаров указан код 3003.20 Medicaments of other antibiotics, not for retail sale (Лекарственные средства, другие антибиотики, не для розничной продажи).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО фирма "АБИК Септа" в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу прямого указания ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта (действия или бездействия) закону возложена на принявший его орган; согласно положениям ст. 65 Кодекса доказывание иных обстоятельств является обязанностью лиц, которые ссылаются на данные обстоятельства.
Срок, предусмотренный в ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру, которое производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
В силу ст. 181 ТК при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары, в которой в том числе указывается классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 52 Таможенного кодекса Таможенного союза, товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с п. 2 ст. 191 ТК ТС внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и в порядке, которые определяются решением Комиссии таможенного союза.
С 01.01.2012 в Российской Федерации применяется Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 850, представляющий собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.
Согласно правилу 1 Основных правил интерпретации ТН ВЭД ТС (далее - ОПИ) названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД ТС, для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ТС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам. Наименования товарных позиций и примечания к разделам или группам являются приоритетными, то есть учитываются в первую очередь при классификации товара.
В соответствии с правилом 6 ОПИ для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями правил 1, 2, 3, 4 и 5 ОПИ при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей правила 6 ОПИ также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное. Правила 1 - 5 ОПИ применимы для классификации на уровне субпозиций в пределах одной и той же товарной позиции.
В товарной позиции 3003 ТН ВЭД ТС классифицируются лекарственные средства, состоящие из смеси двух или более компонентов, для использования в терапевтических или профилактических целях, но не расфасованные в виде дозированных лекарственных форм или в формы или упаковки для розничной продажи.
Товарная позиция 3004 ТН ВЭД ТС предназначена для классификации лекарственных средств, расфасованных в виде дозированных лекарственных форм или в формы или упаковки для розничной продажи. При этом в данную товарную позицию, в том числе, включаются лекарственные средства для розничной продажи для использования в терапевтических или профилактических целях. Это относится к продуктам, которые благодаря своей упаковке и особенно приложенным к ним указаниям по применению (описание заболевания, способа применения, описание доз и т.д.) явно предназначены для продажи непосредственным потребителям (частным лицам, больницам и т.д.) для применения в вышеуказанных целях без переупаковки.
Из анализа представленных в ходе рассмотрения жалобы документов, в том числе регистрационного удостоверения лекарственного препарата для ветеринарного применения от 30.01.2012 N ПВИ-3-1.0/03057, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, а также Инструкции по применению препарата "Стафак 110", следует, что товар, задекларированный по спорным ДТ, представляет собой "лекарственный ветеринарный препарат в виде порошка на основе действующего вещества антибиотика - вирджиамицина 11%, предназначенный для лечения некротического энтерита у кур, дизентерии у свиней, расфасованный в бумажные пакеты по 25 кг".
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у Ответчика отсутствовали основания для изменения кода ТН ВЭД ТС с кода 3003.20.0009 на код 3004.20.0002., так как код 3003.20.0009 соответствует характеристикам и области применения кормового антибиотика "Стафак 110" указан в коммерческих документах продавца товара.
В Сертификате происхождения, предоставляемом производителем, в соответствии с Международной гармонизированной системой кодирования товаров указан код 3003.20 Medicaments of other antibiotics, not for retail sale (Лекарственные средства, другие антибиотики, не для розничной продажи).
С 01.01.1997 г. Российская Федерация присоединилась к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, являющейся, в соответствии с п. 1 ст. 51 Таможенного кодекса таможенного союза (ТК ТС) основой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС). Наличие иной практики применения Гармонизированной системы описания и кодирования товаров Ответчиком не представлено.
Ввозимый Истцом антибиотик "Стафак 110", в соответствии с правилами интерпретации ТН ВЭД ТС, относится к товарной позиции 30.03.20.0009 Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, утвержденными решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 850.
В силу правила 1 Основных правил интерпретации ТН ВЭД классификация товаров в ТН ВЭД, для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам, а названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД.
Согласно правилу 6 Основных правил интерпретации ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции осуществляется в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, если в контексте не оговорено иное.
Правилом 3 а) Основных правил интерпретации ТН ВЭД предусмотрено, что в случае, если в силу Правила 2б или по каким-либо другим причинам имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащего описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре.
В соответствии с ЕТТ ТС, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 г. N 850, к товарной позиции 3004 относятся только "лекарственные средства (кроме товаров товарной позиции 3002.3005 или 3006), состоящие из смешанных или несмешанных продуктов, для использования в терапевтических или профилактических целях, расфасованные в виде дозированных лекарственных форм (включая лекарственные средства в форме трансдермальных систем) или в формы или упаковки для розничной продажи".
В данном случае выбор конкретного ТН ВЭД должен происходить на основании такого классифицирующего признака, как вид упаковки. А именно ее целевое предназначение: предназначенное для розничной торговли или не предназначенное для таковой.
Ввозимый Истцом антибиотик "Стафак 110" в виде порошка, расфасован в упаковки (бумажные мешки) по 25 кг, что подтверждают товаросопроводительные документы на товар и указано в Декларации соответствия (выдан Органом по сертификации продукции ГНУ ВНИИВСГЭ Россельхозакадемии от 14.02.2012 г. и 16.10.2012), и, в соответствии с ЕТТС ТС относится к "Лекарственным средствам (кроме товаров товарной позиции 3002, 3005 или 3006), состоящим из смеси двух или более компонентов, для использования в терапевтических или профилактических целях, но не расфасованные в виде дозированных лекарственных форм или в формы или упаковки для розничной продажи" - товарная позиция 3003.
Согласно "Пояснениям к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС)" (Том 2. Разделы VI - VIII. Группы 29 - 43) в товарную позицию 3004 включаются лекарственные средства, состоящие из смешанных или несмешанных продуктов, при условии, что они:
а) расфасованы в виде дозированных лекарственных форм или в формах, таких как таблетки, ампулы (например, бидистиллированная вода в ампулах емкостью 1,25 - 10 см 3, находящая применение или для непосредственного лечения некоторых заболеваний, например, алкоголизма, диабетической комы, или в качестве растворителя для приготовления лекарственных растворов для инъекций), капсулы, крахмальные капсулы, капли или пастилки, лекарственные средства в форме трансдермальных систем, или небольшие количества порошка, приготовленные в качестве одноразовой дозы для использования в терапевтических или профилактических целях.
Данная товарная позиция распространяется на одноразовые дозы как в крупной упаковке, так и в упаковках для розничной продажи и т.д.; или
б) в упаковках для розничной продажи для использования в терапевтических или профилактических целях. Это относится к продуктам (например, бикарбонат натрия и порошок тамаринда), которые благодаря своей упаковке и особенно приложенным к ним указаниям к применению (описание заболевания или состояния, при котором их следует использовать, способа применения или использования, описание доз и т.д.) явно предназначены для продажи непосредственно потребителям (частным лицам, больницам и т.д.) для применения в вышеуказанных целях без переупаковки.
Эти указания (на любом языке) могут помещаться на этикетке, вкладыше или в другом месте. Однако само по себе указание на то, что продукт имеет фармацевтическую или какую-то другую степень чистоты, не является достаточным основанием для включения его в данную товарную позицию.
Лекарственные средства, состоящие из смешанных продуктов для использования в терапевтических или профилактических целях и не расфасованные в виде лекарственных дозированных форм или в упаковки для розничной продажи, включаются в товарную позицию 3003.
Согласно Письму N 8801060-58 от 30.10.2012 г., представленному в ответ на запрос ООО Фирма "АБИК Септа", за подписью главного специалиста по качеству, доктора ветеринарии Мерава Равида организации-производителя "Phibro Animal Health Corporation", ввозимый товар упакован для удобства транспортировки и хранения в многослойные бумажные мешки, ламинированные полиэтиленовой пленкой, прошитые по верхней кромке капроновой нитью. Каждый мешок содержит 25 кг. Объем указанного мешка составляет 40 литров (40 дм3).
В соответствии с п. 46 "ГОСТ 17527-2003 Упаковка. Термины и определения", введенным Постановлением Госстандарта России N 85-ст от 09.03.2004 г., "Мешок: транспортная мягкая тара, имеющая корпус в форме рукава, с дном и открытым верхом или закрытым верхом с клапаном, вместимостью более 20,0 дм3".
Согласно п. 15 "ГОСТ 17527-2003 Упаковка. Термины и определения", "Транспортная тара (внешняя упаковка, отправительская внешняя упаковка, транспортная упаковка, транспортировочная упаковка) - тара, предназначенная для упаковывания, хранения и транспортирования продукции, образующая самостоятельную единицу".
На этикетке препарата и в инструкции, утвержденной Россельхознадзором 16.03.2010 г., 30.01.2012 г. и предоставленной Ответчику, указана дозировка - для профилактики энтерита у кур 140 - 180 грамм на тонну корма, для лечения - 270 - 360 грамм на одну тонну корма, для лечения дизентерии у свиней - 1000 грамм на одну тонну корма. Для профилактики некротического энтерита у кур один мешок антибиотика "Стафак 110" расходуется на 178,57 тонн корма, что является средним дневным рационом 1785700 голов птицы.
Таким образом, из расчета и сферы применения следует, что упаковка в 25 кг антибиотика "Стафак 110" не является расфасованной в виде дозированных лекарственных форм и не является упаковкой для розничной продажи.
Согласно объяснениям заявителя целью ввоза истцом в РФ кормового антибиотика "Стафак 110" не являются дальнейшая реализация в розницу путем заключения договоров розничной купли-продажи с конечными потребителями. Покупатели, приобретавшие у истца кормовой антибиотик осуществляли предпринимательскую деятельность. В указанных целях заключались договоры поставки.
Специфика товара - антибиотик предполагает его использование в малых дозах для единичных случаев, что указано в инструкции.
Собственно наличие в мешке 25 кг сыпучего порошка в отсутствии иной упаковки не свидетельствует о его расфасовке в виде дозированных дозах. Соответственно, применение в данном случае кода ТН ВЭД 3004 неправомерно.
Во всех вышеуказанных ДТ в графе описания товара указано "1-Лекарство, не расфасованное в виде дозированных лекарственных форм".
В соответствии со ст. 90 ТК ТС, возврат излишне уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором такая уплата была произведена. В рассматриваемом случае излишняя уплата таможенных пошлин и налогов была произведена в Российской Федерации, в связи с чем порядок возврата таможенных пошлин и налогов регулируется Федеральным законом N 311-ФЗ от 27.11.2010 г. "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Порядок возврата излишне уплаченных таможенных платежей и налогов, как и перечень документов, прикладываемых к заявлению о таком возврате, установлен ст. 147 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Обязательной предшествующей процедуры корректировки сведений в декларации на товары данный порядок не предусматривает.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о необходимости в удовлетворении требований о взыскании с таможенного органа процентов за несвоевременный возврат суммы НДС и таможенной пошлины.
Согласно ч. 6 ст. 147 Федерального закона N 311-ФЗ "О таможенном регулировании" при нарушении срока возврата излишне уплаченных таможенных платежей на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 этого Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
При нарушении срока возврата на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
В соответствии с п. 6 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в случае, если возврат уплаченной таможенной пошлины осуществляется с нарушением месячного срока подачи соответствующего заявления, таможенным органом на сумму излишне уплаченной пошлины, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате плательщику, за каждый день нарушении срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Принимая во внимание, что начисление процентов за каждый день нарушения срока возврата предусмотрено только после истечения месячного срока со дня подачи заявления, а также учитывая, что заявление о возврате денежных средств по спорным декларациям поступило в таможню - 23.01.2013, 15.02.2013, 04.03.2013, 22.03.2013, 24.04.2013 и 10.07.2013.
Срок просрочки возврата подлежащих взысканию денежных средств составил по спорным таможенным декларациям 190 дней, 168 дней, 151 день, 133 дня 100 дней и 21 день соответственно.
Расчет процентов за нарушение срока возврата судом проверен, признается обоснованным и составляет 407439 руб. 60 коп.
Факт уплаты таможенных платежей таможенным органом не оспаривается.
Таким образом, учитывая требование данной нормы закона и дату фактической излишне уплаченной пошлины, таможенный орган обязан начислить и уплатить проценты за указанный период просрочки.
В силу части первой статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Кодекса основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела совокупность указанных обстоятельств установлена.
Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с иным толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 октября 2013 года по делу N А40-113600/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Л.А.МОСКВИНА
Судьи
Е.В.ПРОННИКОВА
И.Б.ЦЫМБАРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)