Судебные решения, арбитраж
Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2014 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Красновой С.В., Кузнецова А.М.
при участии в заседании:
- от истца (заявителя) ООО "Газпром экспорт": Суздалева С.Н. (дов. N 13-2/110д от 27.08.2014 г.), Фролова А.М. (дов. N 13-2/112д от 27.08.2014 г.);
- от ответчика (заинтересованного лица) Федеральной таможенной службы: Стрюковой Е.А. (дов. N 15-49/56-14д от 20.08.2014 г.), Шолоховой М.С. (дов. N 15-47/100-13д от 18.10.2013 г.);
- от третьего лица Центральной энергетической таможни: Щербакова О.В. (дов. от 15.12.2014 г.);
- рассмотрев 25 декабря 2014 г. в судебном заседании кассационные жалобы Центральной энергетической таможни, Федеральной таможенной службы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16 июня 2014 г.,
принятое судьей Корогодовым И.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2014 г.,
принятое судьями Захаровым С.Л., Бекетовой И.В., Якутовым Э.В.,
по делу N А40-130260/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром экспорт" (ОГРН 1027739898284; 190000, г. Санкт-Петербург, ул. Галерная, д. 5, литер А)
к Федеральной таможенной службе (ОГРН 1047730023703; 121087, г. Москва, ул. Новозаводская, д. 15/5)
о признании недействительным решения,
третье лицо: Центральная энергетическая таможня (ОГРН 1027700272830; 119034, г. Москва, ул. Пречистенка, д. 9)
установил:
21 февраля 2012 г. общество с ограниченной ответственностью "Газпром экспорт" (далее - ООО "Газпром экспорт", общество, заявитель) представило в Центральную энергетическую таможню (далее - третье лицо) временную таможенную декларацию (далее - ВТД) N 10006032/210212/0000311 на планируемую поставку природного газа ГОСТ 5542-87 в адрес Компании ЕАД "Булгартрансгаз" по контракту N 643/00157629/210215 от 27 апреля 1998 г. для нужд компрессорных станций.
17 сентября 2012 г. и 16 октября 2012 г. на указанную выше ВТД обществом были поданы полные таможенные декларации (далее - ПДТ) N 10006032/170912/0001377 и 10006032/161012/0001538, согласно которым сумма подлежащих уплате таможенных пошлин составила 66 766 350,78 руб. и 95 360 543,44 руб. соответственно.
Сумма таможенных пошлин по ПДТ, рассчитанная исходя из фактически вывезенного объема товара и стоимости фактически вывезенных товаров с учетом вывозных таможенных пошлин, уплаченных при подаче ВДТ, составила 162 126 894,22 руб.
По указанным ПДТ на момент принятия решения о выпуске товара таможенные платежи были начислены и уплачены ООО "Газпром экспорт" в полном объеме.
06 марта 2013 г. Центральной энергетической таможней в адрес общества письмом N 01-21/1641 были направлены уведомления от 06 февраля 2013 г. N 712/13, N 709/13, N 708/13 и N 713/13 о факте излишней уплаты таможенной пошлины при применении периодического временного таможенного декларирования на общую сумму 1 221 092 005,13 руб.
На основании указанных уведомлений ООО "Газпром экспорт" обратилось в Центральную энергетическую таможню с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств N ГЭ-1287 от 10 апреля 2013 г. на сумму 1 221 092 005,13 руб.
06 мая 2013 г. Центральной энергетической таможней был осуществлен возврат излишне уплаченных таможенных платежей по решению о возврате N 10006000/290413/Виз-0394/-/ в размере 1 221 092 005,13 руб., в том числе по ВДТ N 10006032/210112/000031 в размере 1 200 288 157,33 руб.
Указанные денежные средства были возвращены Центральной энергетической таможней на расчетный счет ООО "Газпром экспорт" N 40702810600000000003 в ОАО "Газпромбанк".
02 июля 2013 г. с сопроводительным письмом от 17 июня 2013 г. N 05-13/25321 ООО "Газпром экспорт" было получено решение Федеральной таможенной службы России (далее - ФТС, ответчик) N 10000000/140613/02 от 14 июня 2013 г. (далее - решение ФТС), которым таможенный орган признал решение Центральной энергетической таможни о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных пошлин, налогов N 10006000/290413/Виз-0394/-/ от 24 апреля 2013 г. (далее - решение ЦЭТ) несоответствующим требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также изменил Решение ЦЭТ в части возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов в сумме 162 126 894,22 руб.
Указанное решение было мотивировано тем, что на дату принятия решения ЦЭТ о возврате денежных средств у ООО "Газпром экспорт" имелась задолженность по уплате вывозных таможенных пошлин по полным таможенным декларациям N 10006032/170912/0001377 и N 10006032/161012/0001538 (далее - спорные таможенные декларации, полные таможенные декларации, ДТ) в размере 162 126 894,22 руб.
Полагая, что указанное решение Федеральной таможенной службы не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "Газпром экспорт" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решение Федеральной таможенной службы от 14 июня 2013 г. N 10000000/140613/02 об изменении в порядке ведомственного контроля решения Центральной энергетической таможни о возврате ООО "Газпром экспорт" излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных пошлин, налогов от 24 апреля 2013 г. N 10006000/240413/Виз-0394/-/.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Центральная энергетическая таможня.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 июня 2014 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2014 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Федеральная таможенная служба просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку по результатам проведения ведомственного контроля в отношении решения о возврате N 10006000/290413/Виз-0394/-/ от 24 апреля 2013 г. установлено, что на дату принятия таможенным органом решения у общества имелась задолженность по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении ПДТ N 10006032/170912/0001377 и N 10006032/161012/0001538 в размере 162 126 894,22 руб.
В кассационной жалобе Центральная энергетическая таможня просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований ООО "Газпром экспорт" отказать. В обоснование кассационной жалобы приводит аналогичные доводы.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Газпром экспорт" просит судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании кассационной инстанции представители Федеральной таможенной службы поддержали доводы своей кассационной жалобы, с доводами кассационной жалобы Центральной энергетической таможни согласились. Представитель Центральной энергетической таможни поддержал доводы своей кассационной жалобы, согласился с доводами кассационной жалобы ФТС. Представители ООО "Газпром экспорт" против удовлетворения кассационных жалоб возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 335 Таможенного кодекса Таможенного союза особенности таможенного декларирования товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, определяются статьей 194 Кодекса.
В силу пункта 3 статьи 82 Таможенного кодекса Таможенного союза сроки уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, особенности таможенного декларирования которых в соответствии со статьей 194 настоящего Кодекса определяются законодательством государств - членов таможенного союза, устанавливаются законодательством такого государства - члена таможенного союза.
Подпунктом 2 статьи 194 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что в зависимости от категорий товаров и лиц, их перемещающих, в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза могут быть установлены особенности таможенного декларирования товаров, в том числе в случаях при регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом в течение определенного периода времени.
Особенности декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов при перемещении товаров трубопроводным транспортом в отношении природного газа, установлены статьей 312 Федерального закона N 311-ФЗ от 27 ноября 2010 г. "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании).
В соответствии с частями 4, 9 - 11, 13 указанной статьи временная таможенная декларация подается декларантом на период времени, не превышающий одного квартала, а на природный газ - одного календарного года, не позднее 20-го числа месяца, предшествующего этому периоду (часть 4).
Таможенные пошлины уплачиваются за товары, вывозимые из Российской Федерации, за каждый календарный месяц поставки по ставкам вывозных таможенных пошлин, действующим на 15-е число месяца поставки товаров (часть 9).
Не менее 50 процентов суммы вывозных таможенных пошлин, исчисленных исходя из сведений, указанных во временной таможенной декларации, уплачивается не позднее 20-го числа месяца, предшествующего каждому календарному месяцу поставки. При этом исчисление сумм вывозных таможенных пошлин осуществляется исходя из количества товаров, пропорционально соответствующего одному календарному месяцу поставки, если во временной таможенной декларации указан период поставки, превышающий один календарный месяц (часть 10).
При подаче временной таможенной декларации по истечении срока, установленного частью 4 настоящей статьи, суммы вывозных таможенных пошлин подлежат уплате не позднее дня регистрации таможенным органом данной таможенной декларации в полном объеме в размерах, соответствующих суммам вывозных таможенных пошлин, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта, исчисленным на день регистрации таможенным органом временной таможенной декларации (часть 11).
Не позднее 20-го числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем поставки, уплачивается оставшаяся часть сумм вывозных таможенных пошлин, исчисляемая исходя из уточненных сведений о вывезенных товарах и ставки вывозной таможенной пошлины, действующей на 15-е число месяца поставки. При этом применяется курс иностранных валют к валюте Российской Федерации, действующий на день регистрации таможенным органом временной таможенной декларации. При этом исчисление вывозных таможенных пошлин исходя из таможенной стоимости и количества, которые оказались увеличены по сравнению с указанными во временной таможенной декларации, не является нарушением и не влечет за собой уплату пеней и (или) привлечение к административной ответственности, если правило, установленное частью 6 настоящей статьи, не нарушается (часть 13).
Согласно пункту 2 статьи 115 Закона о таможенном регулировании таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, особенности таможенного декларирования которых указаны в подпунктах 2 и 4 статьи 194 Таможенного кодекса Таможенного союза, уплачиваются до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
Формы уплаты таможенных пошлин, налогов и момент исполнения обязанности по их уплате (дата уплаты) определяются законодательством государств - членов таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги (пункт 4 статьи 84 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи Закона о таможенном регулировании обязанность плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной, если размер указанных в настоящей статье денежных средств составляет не менее суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых платежей или денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, - с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете.
Частью 1, 3 статьи 121 Закона о таможенном регулировании определено, что авансовыми платежами признаются денежные средства, внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров (часть 1).
Денежные средства, уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей либо денежного залога до тех пор, пока указанное лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей либо обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (часть 3).
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение Федеральной таможенной службы не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ООО "Газпром экспорт" в сфере предпринимательской деятельности, поскольку обществом своевременно была исполнена обязанность по уплате таможенных пошлин в полном объеме как по полным таможенным декларациям N 10006032/170912/0001377, N 10006032/161012/0001538, так и по временной таможенной декларации N 10006032/210212/0000311.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах.
Так, 21 февраля 2012 г. общество представило в Центральную энергетическую таможню ВТД N 10006032/210212/0000311 на планируемую поставку природного газа в период март - декабрь 2012 года в адрес компании ЕАД "Булгартрансгаз" по контракту N 643/00157629/210215 от 27 апреля 1998 г.
Указанная декларация была зарегистрирована таможенным органом 21 февраля 2012 г.
По результатам поставок в течение августа и сентября 2012 года общество представило в Центральную энергетическую таможню полные таможенные декларации N 10006032/170912/0001377 и N 10006032/161012/0001538, которые были зарегистрированы таможенным органом 17 сентября и 16 октября 2012 года, соответственно.
При этом таможенная стоимость природного газа, заявленная в декларациях, была определена обществом по первому методу определения таможенной стоимости.
Общество исполнило свою обязанность по уплате таможенных пошлин по вышеуказанным декларациям, о чем свидетельствуют регистрация таможенным органом спорных таможенных деклараций, а также сведения графы В "ПОДРОБНОСТИ ПОДСЧЕТА" деклараций: ссылка на платежное поручение N 27377 от 11 октября 2011 г.; суммы таможенных пошлин, подлежащих уплате.
При этом в графе "Назначение платежа" - платежное поручение N 27377 от 11 октября 2011 г. содержит следующую информацию: "Авансовые платежи для Центральной энергетической таможни: 10006032. НДС не облагается".
Не согласившись с заявленным обществом первым методом определения таможенной стоимости и размером рассчитанной таможенной пошлины, Центральная энергетическая таможня осуществила корректировку таможенной стоимости, изменив первый метод определения таможенной стоимости на второй, и доначислила заявителю таможенные пошлины, что следует из формы корректировки таможенной стоимости (далее - КТС-1) к вышеуказанным таможенным декларациям.
На основании произведенной таможенным органом корректировки обществом осуществлена обязанность по уплате таможенных пошлин с учетом доначисленных сумм, путем направления в Центральную энергетическую таможню письма N ГЭ-920 от 07 марта 2012 г., N 10-425 от 26 сентября 2012 г. и N 10-463 от 23 октября 2012 г., распорядившись ранее внесенными авансовыми платежами тем же платежным поручением N 27377 от 11 октября 2011 г.
В дальнейшем природный газ, заявленный во временной таможенной декларации, был выпущен таможенным органом 07 марта 2012 г., что подтверждается штампом "Выпуск разрешен" на полных декларациях (датированы 01 и 30 октября 2012 года).
На основании вступивших в законную силу судебных актах по делу N А40-82496/12-121-779, N А40-3162/13-154-27 и N А40-10790/13-79-99 осуществленная Центральной энергетической таможней корректировка таможенной стоимости по указанным декларациям была признана недействительной, в связи с чем применению подлежит первоначально заявленная обществом таможенная стоимость и рассчитанная на ее основе таможенная пошлина.
Факт уплаты обществом таможенных платежей по ВТД N 10006032/210212/0000311 и ПДТ N 10006032/170912/0001377 и 10006032/161012/0001538 в полном объеме установлен вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда города Москвы по указанным выше делам.
На основании изложенных обстоятельств суды пришли к выводу о правомерности возврата Центральной энергетической таможней излишне уплаченной суммы НДС в заявленной сумме.
Вывод судов соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам и основан на положениях действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16 июня 2014 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2014 г. по делу N А40-130260/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы Центральной энергетической таможни, Федеральной таможенной службы - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА
Судьи
С.В.КРАСНОВА
А.М.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 29.12.2014 N Ф05-15474/2014 ПО ДЕЛУ N А40-130260/2013
Разделы:Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2014 г. по делу N А40-130260/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2014 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Красновой С.В., Кузнецова А.М.
при участии в заседании:
- от истца (заявителя) ООО "Газпром экспорт": Суздалева С.Н. (дов. N 13-2/110д от 27.08.2014 г.), Фролова А.М. (дов. N 13-2/112д от 27.08.2014 г.);
- от ответчика (заинтересованного лица) Федеральной таможенной службы: Стрюковой Е.А. (дов. N 15-49/56-14д от 20.08.2014 г.), Шолоховой М.С. (дов. N 15-47/100-13д от 18.10.2013 г.);
- от третьего лица Центральной энергетической таможни: Щербакова О.В. (дов. от 15.12.2014 г.);
- рассмотрев 25 декабря 2014 г. в судебном заседании кассационные жалобы Центральной энергетической таможни, Федеральной таможенной службы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16 июня 2014 г.,
принятое судьей Корогодовым И.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2014 г.,
принятое судьями Захаровым С.Л., Бекетовой И.В., Якутовым Э.В.,
по делу N А40-130260/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром экспорт" (ОГРН 1027739898284; 190000, г. Санкт-Петербург, ул. Галерная, д. 5, литер А)
к Федеральной таможенной службе (ОГРН 1047730023703; 121087, г. Москва, ул. Новозаводская, д. 15/5)
о признании недействительным решения,
третье лицо: Центральная энергетическая таможня (ОГРН 1027700272830; 119034, г. Москва, ул. Пречистенка, д. 9)
установил:
21 февраля 2012 г. общество с ограниченной ответственностью "Газпром экспорт" (далее - ООО "Газпром экспорт", общество, заявитель) представило в Центральную энергетическую таможню (далее - третье лицо) временную таможенную декларацию (далее - ВТД) N 10006032/210212/0000311 на планируемую поставку природного газа ГОСТ 5542-87 в адрес Компании ЕАД "Булгартрансгаз" по контракту N 643/00157629/210215 от 27 апреля 1998 г. для нужд компрессорных станций.
17 сентября 2012 г. и 16 октября 2012 г. на указанную выше ВТД обществом были поданы полные таможенные декларации (далее - ПДТ) N 10006032/170912/0001377 и 10006032/161012/0001538, согласно которым сумма подлежащих уплате таможенных пошлин составила 66 766 350,78 руб. и 95 360 543,44 руб. соответственно.
Сумма таможенных пошлин по ПДТ, рассчитанная исходя из фактически вывезенного объема товара и стоимости фактически вывезенных товаров с учетом вывозных таможенных пошлин, уплаченных при подаче ВДТ, составила 162 126 894,22 руб.
По указанным ПДТ на момент принятия решения о выпуске товара таможенные платежи были начислены и уплачены ООО "Газпром экспорт" в полном объеме.
06 марта 2013 г. Центральной энергетической таможней в адрес общества письмом N 01-21/1641 были направлены уведомления от 06 февраля 2013 г. N 712/13, N 709/13, N 708/13 и N 713/13 о факте излишней уплаты таможенной пошлины при применении периодического временного таможенного декларирования на общую сумму 1 221 092 005,13 руб.
На основании указанных уведомлений ООО "Газпром экспорт" обратилось в Центральную энергетическую таможню с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств N ГЭ-1287 от 10 апреля 2013 г. на сумму 1 221 092 005,13 руб.
06 мая 2013 г. Центральной энергетической таможней был осуществлен возврат излишне уплаченных таможенных платежей по решению о возврате N 10006000/290413/Виз-0394/-/ в размере 1 221 092 005,13 руб., в том числе по ВДТ N 10006032/210112/000031 в размере 1 200 288 157,33 руб.
Указанные денежные средства были возвращены Центральной энергетической таможней на расчетный счет ООО "Газпром экспорт" N 40702810600000000003 в ОАО "Газпромбанк".
02 июля 2013 г. с сопроводительным письмом от 17 июня 2013 г. N 05-13/25321 ООО "Газпром экспорт" было получено решение Федеральной таможенной службы России (далее - ФТС, ответчик) N 10000000/140613/02 от 14 июня 2013 г. (далее - решение ФТС), которым таможенный орган признал решение Центральной энергетической таможни о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных пошлин, налогов N 10006000/290413/Виз-0394/-/ от 24 апреля 2013 г. (далее - решение ЦЭТ) несоответствующим требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также изменил Решение ЦЭТ в части возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов в сумме 162 126 894,22 руб.
Указанное решение было мотивировано тем, что на дату принятия решения ЦЭТ о возврате денежных средств у ООО "Газпром экспорт" имелась задолженность по уплате вывозных таможенных пошлин по полным таможенным декларациям N 10006032/170912/0001377 и N 10006032/161012/0001538 (далее - спорные таможенные декларации, полные таможенные декларации, ДТ) в размере 162 126 894,22 руб.
Полагая, что указанное решение Федеральной таможенной службы не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "Газпром экспорт" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решение Федеральной таможенной службы от 14 июня 2013 г. N 10000000/140613/02 об изменении в порядке ведомственного контроля решения Центральной энергетической таможни о возврате ООО "Газпром экспорт" излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных пошлин, налогов от 24 апреля 2013 г. N 10006000/240413/Виз-0394/-/.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Центральная энергетическая таможня.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 июня 2014 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2014 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Федеральная таможенная служба просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку по результатам проведения ведомственного контроля в отношении решения о возврате N 10006000/290413/Виз-0394/-/ от 24 апреля 2013 г. установлено, что на дату принятия таможенным органом решения у общества имелась задолженность по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении ПДТ N 10006032/170912/0001377 и N 10006032/161012/0001538 в размере 162 126 894,22 руб.
В кассационной жалобе Центральная энергетическая таможня просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований ООО "Газпром экспорт" отказать. В обоснование кассационной жалобы приводит аналогичные доводы.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Газпром экспорт" просит судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании кассационной инстанции представители Федеральной таможенной службы поддержали доводы своей кассационной жалобы, с доводами кассационной жалобы Центральной энергетической таможни согласились. Представитель Центральной энергетической таможни поддержал доводы своей кассационной жалобы, согласился с доводами кассационной жалобы ФТС. Представители ООО "Газпром экспорт" против удовлетворения кассационных жалоб возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 335 Таможенного кодекса Таможенного союза особенности таможенного декларирования товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, определяются статьей 194 Кодекса.
В силу пункта 3 статьи 82 Таможенного кодекса Таможенного союза сроки уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, особенности таможенного декларирования которых в соответствии со статьей 194 настоящего Кодекса определяются законодательством государств - членов таможенного союза, устанавливаются законодательством такого государства - члена таможенного союза.
Подпунктом 2 статьи 194 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что в зависимости от категорий товаров и лиц, их перемещающих, в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза могут быть установлены особенности таможенного декларирования товаров, в том числе в случаях при регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом в течение определенного периода времени.
Особенности декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов при перемещении товаров трубопроводным транспортом в отношении природного газа, установлены статьей 312 Федерального закона N 311-ФЗ от 27 ноября 2010 г. "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании).
В соответствии с частями 4, 9 - 11, 13 указанной статьи временная таможенная декларация подается декларантом на период времени, не превышающий одного квартала, а на природный газ - одного календарного года, не позднее 20-го числа месяца, предшествующего этому периоду (часть 4).
Таможенные пошлины уплачиваются за товары, вывозимые из Российской Федерации, за каждый календарный месяц поставки по ставкам вывозных таможенных пошлин, действующим на 15-е число месяца поставки товаров (часть 9).
Не менее 50 процентов суммы вывозных таможенных пошлин, исчисленных исходя из сведений, указанных во временной таможенной декларации, уплачивается не позднее 20-го числа месяца, предшествующего каждому календарному месяцу поставки. При этом исчисление сумм вывозных таможенных пошлин осуществляется исходя из количества товаров, пропорционально соответствующего одному календарному месяцу поставки, если во временной таможенной декларации указан период поставки, превышающий один календарный месяц (часть 10).
При подаче временной таможенной декларации по истечении срока, установленного частью 4 настоящей статьи, суммы вывозных таможенных пошлин подлежат уплате не позднее дня регистрации таможенным органом данной таможенной декларации в полном объеме в размерах, соответствующих суммам вывозных таможенных пошлин, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта, исчисленным на день регистрации таможенным органом временной таможенной декларации (часть 11).
Не позднее 20-го числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем поставки, уплачивается оставшаяся часть сумм вывозных таможенных пошлин, исчисляемая исходя из уточненных сведений о вывезенных товарах и ставки вывозной таможенной пошлины, действующей на 15-е число месяца поставки. При этом применяется курс иностранных валют к валюте Российской Федерации, действующий на день регистрации таможенным органом временной таможенной декларации. При этом исчисление вывозных таможенных пошлин исходя из таможенной стоимости и количества, которые оказались увеличены по сравнению с указанными во временной таможенной декларации, не является нарушением и не влечет за собой уплату пеней и (или) привлечение к административной ответственности, если правило, установленное частью 6 настоящей статьи, не нарушается (часть 13).
Согласно пункту 2 статьи 115 Закона о таможенном регулировании таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, особенности таможенного декларирования которых указаны в подпунктах 2 и 4 статьи 194 Таможенного кодекса Таможенного союза, уплачиваются до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
Формы уплаты таможенных пошлин, налогов и момент исполнения обязанности по их уплате (дата уплаты) определяются законодательством государств - членов таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги (пункт 4 статьи 84 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи Закона о таможенном регулировании обязанность плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной, если размер указанных в настоящей статье денежных средств составляет не менее суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых платежей или денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, - с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете.
Частью 1, 3 статьи 121 Закона о таможенном регулировании определено, что авансовыми платежами признаются денежные средства, внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров (часть 1).
Денежные средства, уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей либо денежного залога до тех пор, пока указанное лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей либо обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (часть 3).
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение Федеральной таможенной службы не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ООО "Газпром экспорт" в сфере предпринимательской деятельности, поскольку обществом своевременно была исполнена обязанность по уплате таможенных пошлин в полном объеме как по полным таможенным декларациям N 10006032/170912/0001377, N 10006032/161012/0001538, так и по временной таможенной декларации N 10006032/210212/0000311.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах.
Так, 21 февраля 2012 г. общество представило в Центральную энергетическую таможню ВТД N 10006032/210212/0000311 на планируемую поставку природного газа в период март - декабрь 2012 года в адрес компании ЕАД "Булгартрансгаз" по контракту N 643/00157629/210215 от 27 апреля 1998 г.
Указанная декларация была зарегистрирована таможенным органом 21 февраля 2012 г.
По результатам поставок в течение августа и сентября 2012 года общество представило в Центральную энергетическую таможню полные таможенные декларации N 10006032/170912/0001377 и N 10006032/161012/0001538, которые были зарегистрированы таможенным органом 17 сентября и 16 октября 2012 года, соответственно.
При этом таможенная стоимость природного газа, заявленная в декларациях, была определена обществом по первому методу определения таможенной стоимости.
Общество исполнило свою обязанность по уплате таможенных пошлин по вышеуказанным декларациям, о чем свидетельствуют регистрация таможенным органом спорных таможенных деклараций, а также сведения графы В "ПОДРОБНОСТИ ПОДСЧЕТА" деклараций: ссылка на платежное поручение N 27377 от 11 октября 2011 г.; суммы таможенных пошлин, подлежащих уплате.
При этом в графе "Назначение платежа" - платежное поручение N 27377 от 11 октября 2011 г. содержит следующую информацию: "Авансовые платежи для Центральной энергетической таможни: 10006032. НДС не облагается".
Не согласившись с заявленным обществом первым методом определения таможенной стоимости и размером рассчитанной таможенной пошлины, Центральная энергетическая таможня осуществила корректировку таможенной стоимости, изменив первый метод определения таможенной стоимости на второй, и доначислила заявителю таможенные пошлины, что следует из формы корректировки таможенной стоимости (далее - КТС-1) к вышеуказанным таможенным декларациям.
На основании произведенной таможенным органом корректировки обществом осуществлена обязанность по уплате таможенных пошлин с учетом доначисленных сумм, путем направления в Центральную энергетическую таможню письма N ГЭ-920 от 07 марта 2012 г., N 10-425 от 26 сентября 2012 г. и N 10-463 от 23 октября 2012 г., распорядившись ранее внесенными авансовыми платежами тем же платежным поручением N 27377 от 11 октября 2011 г.
В дальнейшем природный газ, заявленный во временной таможенной декларации, был выпущен таможенным органом 07 марта 2012 г., что подтверждается штампом "Выпуск разрешен" на полных декларациях (датированы 01 и 30 октября 2012 года).
На основании вступивших в законную силу судебных актах по делу N А40-82496/12-121-779, N А40-3162/13-154-27 и N А40-10790/13-79-99 осуществленная Центральной энергетической таможней корректировка таможенной стоимости по указанным декларациям была признана недействительной, в связи с чем применению подлежит первоначально заявленная обществом таможенная стоимость и рассчитанная на ее основе таможенная пошлина.
Факт уплаты обществом таможенных платежей по ВТД N 10006032/210212/0000311 и ПДТ N 10006032/170912/0001377 и 10006032/161012/0001538 в полном объеме установлен вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда города Москвы по указанным выше делам.
На основании изложенных обстоятельств суды пришли к выводу о правомерности возврата Центральной энергетической таможней излишне уплаченной суммы НДС в заявленной сумме.
Вывод судов соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам и основан на положениях действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16 июня 2014 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2014 г. по делу N А40-130260/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы Центральной энергетической таможни, Федеральной таможенной службы - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА
Судьи
С.В.КРАСНОВА
А.М.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)