Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.02.2014 ПО ДЕЛУ N А35-3155/2013

Разделы:
Таможенные процедуры и режимы; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2014 г. по делу N А35-3155/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 3 февраля 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 10 февраля 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи - Ольшанской Н.А.,
судей - Скрынникова В.А.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,
при участии в судебном заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Курская строительная компания": Корсакова А.М. по доверенности от 09.01.2014,
от Курской таможни: Бочарова Д.В. по доверенности от 09.01.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Курская строительная компания" на решение Арбитражного суда Курской области от 06.11.201 по делу N А35-3155/2013 (судья Морозова М.Н.), принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Курская строительная компания" (ИНН 4630024713, ОГРН 1024600971031) к Курской таможне о признании незаконными действий Курской таможни,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Курская строительная компания" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Курской таможни, выразившихся в задержании следующих товаров: компонентов для новой технологической линии по производству цемента, производительностью 3500 тонн клинкера в сутки в количестве 46 ящиков из ДСП, весом брутто 42 819 кг, весом нетто 31 328 кг и контейнеров 40 футовых, бывших в эксплуатации, габаритные размеры (мм) 2698x2352x12032, не предназначенных для перевозки пищевых продуктов, нефти, животных и животноводческого сырья в количестве 4 грузовых места (неупакованные), весом брутто/нетто 15 680 кг (ГТД N 10108030/230709/0004663) и документов на них на основании протокола от 18 февраля 2013 г.; компонентов для новой технологической линии по производству цемента, производительностью 3500 тонн клинкера в сутки в количестве 4 решетчатых ящика, весом брутто 16090 кг, весом нетто 14 090 кг (ГТД N 10108030/290909/0006641), и документов на них на основании протокола от 21 марта 2013 года, компонентов для новой технологической линии по производству цемента, производительностью 3500 тонн клинкера в сутки в количестве 82 (10 ящиков. 51 решетчатых ящика. 21 рама), весом брутто 271 510 кг, весом нетто 250 026 кг (ГТД N 10108030/150909/0006217), и документов на них на основании протокола от 27 марта 2013 года.
Решением Арбитражного суда Курской области от 06.11.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, сославшись, что действия Курской таможни нарушают права и законные интересы ООО "Курская строительная компания", так как, по мнению Общества, существует угроза потери его права на спорный товар. Также, по мнению Общества, задержание товара влечет за собой выбытие его из конкурсной массы и нарушение прав кредиторов ООО "Курская строительная компания".
В представленном отзыве Курская таможня возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела в рамках внешнеторгового контракта N 07-45159 от 10.12.2007, заключенного ООО "Курская строительная компания" с датской компанией FLSmidth A/S, Общество в 2009-2010 годах осуществило ввоз компонентов технологической линии по производству цемента и в период с 23.07.2009 по 08.10.2010 разместило на хранение на таможенный склад ЗАО "РОСТЭК-Курск" оборудование цементного завода, помещенные под таможенный режим таможенный склад по 378 грузовым таможенным декларациям (далее - ГТД).
23.07.2009, 15.09.2009, 29.09.2009 в соответствии с таможенным режимом таможенный склад было произведено декларирование товаров по ГТД N 10108030/230709/0004663, N 10108030/150909/0006217, N 10108030/290909/0006641.
В соответствии с решением Арбитражного суда Курской области от 20.07.2011 по делу N А35-1243/2010 ООО "Курская строительная компания" признано несостоятельным (банкротом). В отношении Общества открыто конкурсное производство.
Сроки хранения товаров, размещенных на таможенном складе ЗАО "РОСТЭК-Курск" и помещенных ООО "Курская строительная компания" под таможенный режим таможенного склада истекли, по ГТД N 10108030/230709/0004663-23.07.2012, по ГТД N 10108030/150909/0006217-15.09.2012, по ГТД N 10108030/290909/0006641-29.09.2012, однако ООО "Курская строительная компания" до истечения срока хранения не поместила товар под иную таможенную процедуру.
В связи с тем, что в установленные п. 1 ст. 231 ТК ТС сроки хранения товаров таможенная процедура таможенного склада в отношении хранимых на таможенном складе товаров ООО "Курская строительная компания" завершена не была, Курской таможней в отношении Общества были составлены протоколы по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч. 3 ст. 16.19 КоАП РФ.
Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Курска от 11.10.2012 и постановлениями мирового судьи судебного участка N 12 Центрального округа г. Курска от 28.01.2013 ООО "Курская строительная компания" было признано виновным в совершении указанного административного правонарушения и подвергнуто административным штрафам. В соответствии с указанными постановлениями, изъятый по делу об административном правонарушении товар подлежит возврату ООО "Курская строительная компания" после таможенного декларирования и выпуска.
Суд первой инстанции установил, что в установленный п. 3 ст. 185 ТК ТС срок таможенные декларации на товары Обществом поданы не были. В связи с чем Курским таможенным постом Курской таможни были задержаны товары ООО "Курская строительная компания" и составлены протоколы задержания товаров и документов на них.
Так, по ГТД N 10108030/230709/0004663 - протокол задержания от 18.02.2013, срок хранения был установлен до 18.03.2013. По ГТД N 10108030/150909/0006217 - протокол задержания от 27.03.2013, срок хранения был установлен до 27.04.2013. По ГТД N 10108030/290909/0006641 - протокол задержания от 21.03.2013, срок хранения был установлен до 21.04.2013.
Посчитав действия Курской таможни, выразившиеся в задержании товаров и документов на них на основании протоколов 18.02.2013, 21.03.2013 и 27.03.2013 года незаконными, нарушающим права и законные интересы ООО "Курская строительная компания" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилась с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Курской области.
Отказывая в удовлетворении требования Общества, суд первой инстанции пришел к выводу, что Курской таможней, с учетом решений судебных органов (Постановление Ленинского районного суда г. Курска от 11.10.2012 и постановления мирового судьи судебного участка N 12 Центрального округа г. Курска от 28.01.2013), в соответствии с положениями Таможенного кодекса Таможенного союза, Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" (далее - Закон от N 311-ФЗ) были правомерно осуществлены действия по задержанию у ООО "Курская строительная компания" товаров, помещенных под таможенный режим таможенный склад по ГТД N 10108030/230709/0004663, N 10108030/150909/0006217, N 10108030/290909/0006641, и она не имела законных основания произвести возврат товара ООО "Курская строительная компания" без его таможенного декларирования и выпуска.
При этом суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
С 1 июля 2010 года на территории Российской Федерации введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза, нормы которого имеют прямое действие.
Согласно подп. 35 ч. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) под товаром понимается любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу.
В соответствии с частью 3 статьи 150 ТК ТС все товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - участников Таможенного союза.
В силу ст. 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с названным Кодексом.
В соответствии со ст. 198 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) местами временного хранения являются склады временного хранения и следующие иные места временного хранения:
1) склад таможенного органа;
2) склад получателя товаров в случаях, предусмотренных ст. 200 Закона N 311-ФЗ;
3) помещение, открытая площадка и иная территория уполномоченного экономического оператора в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 86 Закона N 311-ФЗ.
Согласно ст. 209 ТК ТС выпуск для внутреннего потребления - таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено ТК ТС.
В соответствии с п. 1 ст. 210 ТК ТС товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении следующих условий:
1) уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов;
2) соблюдения запретов и ограничений;
3) представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
При выполнении указанных условий товар приобретает статус товаров таможенного союза (п. 2 ст. 210 ТК ТС).
Согласно ст. 203 Закона N 311-ФЗ товары, ввозимые в РФ с территорий государств, не являющихся членами Таможенного союза, в том числе перемещаемые через территории государств - членов Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также товары, вывозимые из РФ за пределы таможенной территории Таможенного союза, подлежат таможенному декларированию в соответствии с гл. 27 ТК ТС и положениями гл. 24 ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры.
Таким образом, свободный оборот товаров без ограничений по их пользованию и распоряжению, ввезенных на территорию РФ, возможен только после их таможенного декларирования в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при соблюдении условий, установленных п. 1 ст. 210 ТК ТС.
В соответствии с п. 1 ст. 231 ТК ТС срок хранения товаров на таможенном складе (не имеющих ограниченный срок годности) не может превышать три года со дня помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада.
В соответствии с п. 1 ст. 236 ТК ТС действие таможенной процедуры таможенного склада завершается помещением товаров под иную таможенную процедуру до истечения срока хранения товаров на таможенном складе. Товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного склада, могут помещаться под иную таможенную процедуру полностью или частями.
В соответствии с п. 3 ст. 231 ТК ТС товары, срок хранения которых на разрешенном складе истек, задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 21 ТК ТС.
В то же время исходя из положений п. 1 ст. 145 ТК ТС должностные лица таможенных органов задерживают товары и документы на них, которые не являются предметами административных правонарушений или преступлений.
В соответствии с п. 3 ст. 185 ТК ТС таможенная декларация в отношении товаров, являвшихся орудием, средством совершения или предметом административного правонарушения или преступления, в отношении которых было принято решение об их возврате и которые подлежат таможенному декларированию в соответствии с ТК ТС, подается в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления в (законную силу решения суда о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с п. 4 ст. 185 ТК ТС товары, указанные в п. 3 ст. 185 ТК ТС, таможенная декларация в отношении которых не подана в установленный срок, задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 21 ТК ТС.
Согласно п. 1 ст. 145 ТК ТС при проведении таможенного контроля в случаях, установленных ст. ст. 152, 170, 185, 192, 208, 231, 234, 305 и 354 ТК ТС, должностные лица таможенных органов задерживают товары и документы на них, которые не являются предметами административных правонарушений или преступлений.
В случае задержания товаров и документов на них таможенным органом составляется протокол по форме, установленной решением Комиссии таможенного союза (п. 2 ст. 145 ТК ТС).
В соответствии с ч. 1 ст. 189 Закона от N 311-ФЗ таможенные органы задерживают товары, не являющиеся предметами административных правонарушений или преступлений, и документы на эти товары по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 145 ТК ТС.
Согласно ч. 2 ст. 189 Закона от N 311-ФЗ при задержании товаров, не являющихся предметами административных правонарушений или преступлений, и документов на эти товары составляется протокол по форме, определяемой Комиссией Таможенного союза, копии которого подлежат вручению перевозчику, владельцу склада временного хранения или иному лицу, во владении которого находятся задержанные товары, а также получателю или отправителю этих товаров, если эти лица установлены таможенными органами.
В соответствии с п. 1 ст. 146 ТК ТС задержанные товары и документы на них, исключением товаров, указанных в п. 2 ст. 146 ТК ТС, хранятся таможенными органами в течение 1 (одного) месяца, а скоропортящиеся продукты - в течение 24 (двадцати четырех) часов.
Поскольку в соответствии с резолютивными вышеобозначенных судебных актов, вынесенных в отношении ООО "Курская строительная компания" и вступивших в законную силу, товар, помещенный ООО "Курская строительная компания" под таможенный режим таможенный склад по ГТД NN 10108030/230709/0004663, 10108030/150909/0006217, 10108030/290909/0006641, подлежит возврату ООО "Курская строительная компания" только после его таможенного декларирования и выпуска, и ООО "Курская строительная компания" указанные действия произведены не были, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Курская таможня обоснованно осуществила задержание товаров у ООО "Курская строительная компания" и не имеет законных основания произвести возврат товара ООО "Курская строительная компания" без его таможенного декларирования и выпуска.
Поддерживая вывод суда, апелляционный суд отмечает следующее.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2003 N 504-О, законодательство о банкротстве является специальным по отношению к гражданскому законодательству.
Для таможенного законодательства основным методом регулирования таможенных правоотношений является императивный метод (то есть метод властных предписаний), соответственно таможенные правоотношения являются административно-властными, так как лицо при осуществлении внешнеэкономической деятельности вступает в отношения с государственным органом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" имеет ограниченное влияние на таможенные правоотношения, поскольку недопустимо в процедурах банкротства каким-либо образом изменять основные характеристики обязательств, регулируемых таможенным законодательством, в частности, по таможенному оформлению, уплате таможенных платежей и др.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 14.05.1999 N 8-П, из статьи 131 Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 года во взаимосвязи с его статьями 23, 25, 26, 28 и 31 вытекает, что все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат таможенному контролю и таможенному оформлению. Пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации, осуществляются перемещающим их лицом в соответствии с тем или иным таможенным режимом, который оно вправе в любое время выбрать или изменить на другой. Свободный оборот товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, возможен только после завершения таможенного оформления в режиме выпуска для свободного обращения, который предусматривает уплату таможенных пошлин и налогов, соблюдение мер экономической политики и других ограничений нетарифного характера (лицензирование, квотирование, сертификация и т.д.).
Осуществление прав пользования и распоряжения перемещаемым имуществом вопреки требованиям части первой статьи 131 ТК ТС, т.е. без выполнения всех необходимых обязанностей, связанных с перемещением товаров через таможенную границу и выбором таможенного режима, фактически означало бы их выпуск в свободное обращение без таможенного оформления и контроля, что противоречит таможенному регулированию.
Установленные ограничения на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, которые ввезены на таможенную территорию Российской Федерации, находятся под таможенным контролем и в отношении которых еще не осуществлено таможенное оформление, направлены не на лишение лица перемещаемого имущества, а на соблюдение специального, разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Эта административная мера принудительного характера направлена на защиту конституционных ценностей, таких как суверенитет и экономическая безопасность Российской Федерации, права и законные интересы граждан, законные интересы отечественных производителей и потребителей, жизнь и здоровье человека, окружающая природная среда и др.
Указанная позиция изложена Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 10.01.2002 N 3-О, 12.05.2006 N 167-О.
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что право пользования и распоряжения товарами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации, поставлено законодателем в зависимость от выполнения всех необходимых обязанностей, связанных с таким перемещением, выбором таможенного режима, определяющего в свою очередь совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Апелляционная коллегия полагает, что нормы таможенного законодательства в данной части, относящейся к нормам международного права, имеют приоритет над специальными нормами законодательства о банкротстве о снятии ограничений с имущества, на применении которых настаивает Общество.
Довод Общества, что существует угроза потери его права на спорный товар и задержание товара влечет за собой выбытие его из конкурсной массы и нарушение прав кредиторов ООО "Курская строительная компания" правомерно отклонен судом первой инстанции, в связи с тем, что согласно п. 5 ст. 147 ТК ТС задержанные товары возвращаются после их помещения под одну из таможенных процедур лицам, поместившим их под эту таможенную процедуру, либо их представителям.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов за рассмотрение апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не решается, так как таможенные органы освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд в качестве истца и ответчика.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Курской области от 06.11.2013 по делу N А35-3155/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Курской области.

Председательствующий судья
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ

Судьи
В.А.СКРЫННИКОВ
М.Б.ОСИПОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)