Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30.09.2014 ПО ДЕЛУ N А60-24572/2014

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 сентября 2014 г. по делу N А60-24572/2014


Резолютивная часть решения объявлена 29 сентября 2014 года
Полный текст решения изготовлен 30 сентября 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.А. Хомяковой, при ведении протокола секретарем судебного заседания А.О. Трониным, рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению индивидуального предпринимателя Боярченко Владимира Ильича (ИНН 666100376740)
к Екатеринбургской таможне (ИНН 6662022335)
о признании недействительными требований об уплате таможенных платежей от 22.04.2014 NN 47, 48, 49, 50, 51 52.
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя: Протасова Е.Н., доверенность от 24.04.2014
от заинтересованного лица: Матышев С.В., доверенность N 51 от 17.07.2014, Калганова С.В., доверенность N 8 от 13.01.2014.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

ИП Боярченко Владимир Ильич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Екатеринбургской таможне (далее - таможенный орган, заинтересованное лицо) о признании недействительными требований об уплате таможенных платежей от 22.04.2014 NN 47, 48, 49, 50, 51, 52.
Заинтересованным лицом представлен отзыв, согласно которому заинтересованное лицо просит в удовлетворении требований заявителя отказать, поскольку оспариваемые требования, выставленные предпринимателю, соответствуют действующему законодательству (процедура вынесения и направления требований соблюдена) и не нарушают прав заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности.
По ходатайству заявителя определением суда судебное разбирательство отложено на 12 час. 29.09.2014 г.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, арбитражный суд

установил:

В ходе проведенной Екатеринбургской таможней 13.05.2013 г. в соответствии с требованиями ст. ст. 99, 111 ТК ТС проверки документов и сведений, представленных ИП Боярченко В.И. при таможенном декларировании в таможенной процедуре временного ввоза товаров по ДТ NN 10502080/050208/0000842, 10502080/050208/0000845, 10502080/250209/0000880, 10502080/250209/0000883, 10502080/250209/0000881, 10502080/250209/0000882, выявлены факты несоблюдения предпринимателем ограничений по пользованию и распоряжению временно ввезенными транспортными средствами международной перевозки (передача временно ввезенных транспортных средств международной перевозки, осуществление внутренних перевозок) и нарушение условий применения полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов.
По результатам осуществленного таможенного контроля в адрес ИП Боярченко В.И. вместе с сопроводительным письмом N 07-39/4315 от 25.04.2014 г. направлены требования об уплате таможенных платежей от 22.04.2014 NN 47 - 52 нд.
Индивидуальный предприниматель Боярченко Владимир Ильич, не согласившись с указанными требованиями Екатеринбургской таможни, обратился с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Свердловской области.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на нарушение положений, установленных законодательством, действующих на момент проведения проверки, и выставления оспариваемого требования, а именно: акт по результатам проведенной проверки плательщику таможенным органом не направлялся, что лишило возможности заявителя проверить обоснованность произведенных начислений таможенных платежей.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла приведенной нормы следует, что для признания ненормативного акта недействительным либо действий (бездействия) незаконными необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Согласно п.п. 40 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) транспортные средства международной перевозки представляют собой транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и багажа.
В силу требований ст. 277 ТК ТС временный ввоз (допуск) - это таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории Таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 331 "Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки" (далее - Решение КТС) утвержден перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов

Пунктом 2 ст. 342 ТК ТС установлено, что транспортные средства международной перевозки, временно ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, имеют статус иностранных товаров.
Согласно п. 2 ст. 344 ТК ТС на таможенной территории Таможенного Союза не допускается:
- - использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки для перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающейся и завершающейся на таможенной территории Таможенного союза (внутренняя перевозка по таможенной территории Таможенного союза);
- - передача временно ввезенных транспортных средств международной перевозки иным лицам, в том числе в аренду, за исключением передачи их для ремонта, технического обслуживания, хранения либо передачи в целях завершения операции перевозки путем немедленного вывоза транспортного средства международной перевозки.
Особенности использования транспортных средств международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также прицепов, полуприцепов, осуществляющих перевозку грузов и (или) багажа для внутренней перевозки по таможенной территории Таможенного союза, определяются международным договором государств - членов Таможенного союза.
В статье 2 Соглашения "Об особенностях использования транспортных средств международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также прицепов, полуприцепов, контейнеров и железнодорожного подвижного состава, осуществляющих перевозку грузов и (или) багажа для внутренней перевозки по таможенной территории Таможенного союза", заключенного 18.06.2010 правительствами государств - членов Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (далее - Соглашение), поименованы категории транспортных средств международной перевозки, использование которых для внутренней перевозки по таможенной территории Таможенного союза не допускается. К таким категориям транспортных средств, в том числе отнесены прицепы и полуприцепы.
В соответствии с вышеуказанными нормами законодательства в области таможенного дела при выпуске рассматриваемых товаров таможенным органом установлены ограничения по пользованию ИП Боярченко В.И. данными транспортными средствами - использование только для международной перевозки товаров.
В соответствии с п. 3 ст. 344 ТК ТС использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки либо их передача иным лицам в случаях, указанных в части первой пункта 2 настоящей статьи, допускаются при условии помещения этих транспортных средств под таможенные процедуры.
В случае совершения указанных действий без помещения временно ввезенных транспортных средств международной перевозки под таможенные процедуры подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких транспортных средств международной перевозки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным на день регистрации таможенной декларации на транспортное средство. При этом сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается первый день совершения указанных действий, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом таможенной декларации на транспортное средство.
Постановлениями по делам об административных правонарушениях NN 10507000-1/2013, 10507000-2/2013, 10507000-3/2013 в отношении ИП Боярченко В.И. установлены и доказаны факты нарушений указанным физическим лицом ограничений по пользованию и распоряжению временно ввезенными товарами - передача транспортных средств международной перевозки третьим лицам (перевозчикам) в целях совершения внутренних перевозок, установлены даты совершения внутренних перевозок и передачи товаров иным лицам.
В соответствии со ст. 211 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает с момента регистрации таможенным органом ДТ.
На основании ч. 2 ст. 151 Закона N 311-Ф3 пени начисляются за каждый день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Общие правила принудительного взыскания таможенных пошлин, налогов определены гл. 18 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 150 Закона N 311-ФЗ до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 154 и частью 2 статьи 157 настоящего Федерального закона, а также если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган.
Согласно ч. 1 ст. 152 Закона N 311-ФЗ требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.
В силу требований ч. 4 ст. 152 Закона N 311-ФЗ требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) должно содержать сведения о сумме подлежащих уплате таможенных платежей, размере пеней и (или) процентов, начисленных на день выставления требования, сроке уплаты таможенных пошлин, налогов, сроке исполнения требования, а также о мерах по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов и обеспечению их взыскания, - которые применяются в случае неисполнения указанного требования плательщиком, и об основаниях выставления такого требования. Форма требования об уплате таможенных платежей и порядок его заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Частью 5 статьи 152 Закона N 311-ФЗ предусмотрено, что требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе, если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров.
Частью 6 статьи 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Согласно ч. 7 ст. 152 Закона N 311-ФЗ при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа не позднее пяти рабочих дней после дня получения таможенным органом, производившим выпуск товара, копий акта таможенной проверки и соответствующего решения (соответствующих решений) в сфере таможенного дела
Из материалов дела и объяснений таможенного органа следует, что по результатам осуществленного таможенного контроля оформлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 21.04.2014 N 10502000/007/210414/А002 по форме, приведенной в приложении N 1 к Порядку проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств, утвержденного приказом ФТС России от 25.08.2009 N 1560. Факты неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей зафиксированы актами таможни от 22.04.2014 NN 10502000/220414/0000045, 10502000/220414/0000046, 10502000/220414/0000047, 10502000/220414/0000048, 10502000/220414/0000049, 10502000/220414/0000050.
Судом не принимается в обоснование незаконности оспариваемых требований, выставленных заинтересованным лицом предпринимателю, довод заявителя о не направлении акта проверки, поскольку в соответствии с требованиями п. 26 Приказа ФТС России от 25.08.2009 N 560, на который ссылается заявитель, копия акта проведенной проверки направляется в случае выявления фактов заявления недостоверных сведений, что в данном случае установлено не было.
Приказом ФТС России от 30.12.2010 N 2708 утверждена форма акта таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей и Порядок его составления" (далее - Приказ N 2708).
В соответствии с пунктом 1 Приказа N 2708 настоящий Порядок составления акта таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей определяет последовательность действий должностных лиц таможенных органов при составления акта таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей в следующих случаях:
- - выявления нарушения, влекущего возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, обнаруженного в результате проведения таможенного контроля, в том числе, если указанные нарушения выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку сведений, заявленных при таможенном декларировании;
- - выявления нарушения требований и условий таможенных процедур, которое, в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, влечет обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктом 2 Приказа N 2708 подразделение таможни, выявившее нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, не позднее следующего рабочего дня после дня принятия решения по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме направляет на имя начальника (заместителя начальника) таможенного органа документ, составленный по результатам проведения указанного таможенного контроля с приложением к нему всех имеющихся материалов, подтверждающих изложенные в нем сведения, свидетельствующие о нарушении таможенного законодательства и необходимые для расчета сумм подлежащих уплате таможенных платежей и сроков их уплаты.
В актах об обнаружении фактов или неполной уплаты таможенных платежей NN 10502000/220414/0000045, 10502000/220414/0000046, 10502000/220414/0000047, 10502000/220414/0000048, 10502000/220414/0000049, 10502000/220414/0000050 от 22.04.2014 содержится ссылка на акт проверки документов и сведений от 21.04.2014 N 10502000/007/210414/А002, оформленный в соответствии с требованиями приказа ФТС России от 25.08.2009 N 1560 "Об утверждении Порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств" по результатам таможенного контроля, осуществленного в виде проверки документов и сведений, а не таможенной проверки.
Указанный акт проверки документов и сведений от 21.04.2014 N 10502000/007/210414/А002 с актами об обнаружении фактов или неполной уплаты таможенных платежей от 22.04.2014 NN 10502000/220414/0000045, 10502000/220414/0000046, 10502000/220414/0000047, 10502000/220414/0000048, 10502000/220414/0000049, 10502000/220414/0000050, а также иные документы, свидетельствующие о нарушении таможенного законодательства и необходимые для расчета сумм подлежащих уплате таможенных платежей и сроков их уплаты, направлены в адрес заместителя начальника таможни.
На основании данных документов по результатам осуществленного таможенного контроля в виде проверки документов и сведений, заместителем начальника таможни приняты решения, формализованные в виде требований об уплате таможенных платежей от 22.04.2014 NN 47 - 52 на сумму 4 840 322,81 рублей (таможенные платежи в сумме 4 143 031,04 руб., пени в сумме 697 291,77 руб.), направленные в адрес заявителя.
При этом требования об уплате таможенных платежей от 22.04.2014 NN 47 - 52 оформлены в соответствии с требования Приказа ФТС России от 30.12.2010 N 2711 "Об утверждении формы требования об уплате таможенных платежей"), содержат сведения о сумме подлежащих уплате таможенных платежей, размере пеней и (или) процентов, начисленных на день выставления требования, сроке уплаты таможенных пошлин, налогов, сроке исполнения требования, а также о мерах по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов и обеспечений) их взыскания, которые применяются в случае неисполнения указанного требования плательщиком, и об основаниях выставления такого требования.
Ссылка предпринимателя на невозможность проверить обоснованность выставленных требований о начислении таможенных платежей судом также не принимается, как необоснованная, в связи с тем, что за факты нарушений ограничений по пользованию и распоряжению временно ввезенными товарами - передача транспортных средств международной перевозки третьим лицам (перевозчикам) в целях совершения внутренних перевозок предприниматель привлечен к административной ответственности.
Кроме того, в сопроводительном письме Екатеринбургской таможни от 25.04.2014 г., направленном заявителю вместе с оспариваемыми требованиями, разъяснен порядок подачи жалобы в случае, если предприниматель не согласится с решением таможенного органа.
На основании вышеизложенного, суд считает, что оспариваемые требования Екатеринбургской таможни об уплате таможенных платежей N 47 - 52 от 22.04.2014 года, направленные в адрес заявителя вместе с сопроводительным письмом от 25.04.2014 г., по основанию и процедуре выставления соответствуют законодательству.
В силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, обязанность доказывания наличия нарушенных прав и законных интересов возлагается на заявителя. Вместе с тем, указанных доказательств заявителем в материалы дела не представлено, следовательно, отсутствует наличие совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах, оценивая их в совокупности, суд приходит к выводу, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя Боярченко Владимира Ильича (ИНН 666100376740) отказать.
2. Возвратить из федерального бюджета ИП Боярченко В.И. (ИНН 666100376740) излишне уплаченную платежным поручением N 574 от 29.05.2014 г. государственную пошлину в размере 2 800 руб. Оригинал платежного поручения оставить в деле.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья
С.А.ХОМЯКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)