Судебные решения, арбитраж
Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 02 февраля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 февраля 2010 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Г.А. Симоновой
судей: З.Д. Бац, Т.А. Солохиной
при ведении протокола секретарем судебного заседания: О.А. Оноприенко
при участии:
от Хасанской таможни: Тарасевич Е.Н. по доверенности от 11.01.2010 N 1 со специальными полномочиями сроком до 31.12.2010, удостоверение.
В судебное заседание не явились:
ООО "Римбунан Хиджау Интернешнл" - о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Хасанской таможни
апелляционное производство N 05АП-6558/2009
на решение от 20.11.2009 судьи Д.В. Борисова
по делу N А51-15328/2009 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Римбунан Хиджау Интернешнл"
к Хасанской таможне
о признании незаконным решения и обязании таможенного органа произвести возврат излишне уплаченных таможенных платежей за период с 2008-2009 годы в сумме 93000 рублей.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Римбунан Хиджау Интернешнл" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Хасанской таможни, оформленное письмом N 14-36/5345 от 10.08.2009 об отказе в возврате 93000 рублей излишне уплаченных таможенных платежей - сборов за таможенной оформление, за период с 2008 - 2009 годы, а также об обязании таможенного органа произвести возврат излишне уплаченных таможенных платежей за период с 2008-2009 годы в сумме 93000 рублей.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 20.11.2009 признан незаконным отказ Хасанской таможни в возврате обществу с ограниченной ответственностью "Римбунан Хиджау Интернешнл" излишне уплаченных таможенных платежей и таможенный орган обязан произвести возврат Обществу излишне уплаченных таможенных платежей сумме 93 000 (девяносто три тысячи) рублей.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции Хасанская таможня обратилась в суд с апелляционной жалобой.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что в соответствии с процедурой периодического временного декларирования товаров, установленной статьей 138 Таможенного кодекса РФ, декларирование товаров производится дважды - при подаче временной таможенной декларации и при подаче полной таможенной декларации. При этом подача временной и полной таможенных деклараций представляет собой не единый порядок декларирования, а единый порядок их таможенного оформления, в рамках которого имеет место два самостоятельных факта декларирования. При этом каждое декларирование товара должно сопровождаться уплатой таможенного сбора.
В судебном заседании 02.02.2010 представитель таможенного органа огласила доводы апелляционной жалобы, поддержала требования, заявленные в апелляционной жалобе в полном объеме.
Извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного заседания ООО "Римбунан Хиджау Интернешнл" явку представителя в суд не обеспечило.
Как установлено материалами дела, ООО "Римбунан Хиджау Интернешнл" зарегистрировано в качестве юридического лица 02.07.1998 администрацией Хабаровского края, о чем 17.12.2002 Инспекцией МНС России по Центральному району г. Хабаровска в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1022700925389, выдано свидетельство серии 27 N 000251827.
В период с 2008 по 2009 годы ООО "Римбунан Хиджау Интернешнл" осуществляло вывоз с таможенной территории РФ лесоматериалов в режиме экспорта. Заявителем в Хасанскую таможню представлены временные таможенные декларации, а также уплачены таможенные сборы за таможенное оформление товаров в сумме 93000 рублей.
После фактического вывоза с таможенной территории РФ товара задекларированного по временным таможенным декларациям, заявитель подал в таможню на этот же товар полные таможенные декларации. При их подаче сборы за таможенное оформление в сумме 93000 руб. были перечислены в бюджет таможенным органом повторно путем списания указанных денежных средств из авансовых платежей заявителя.
Посчитав, что обязанность повторной уплаты таможенных сборов в сумме 93000 рублей отсутствовала, Общество обратилось 03.08.2009 в таможню с заявлением от 27.07.2009 о возврате денежных средств, приложив необходимый пакет документов.
10.08.2009 таможенный орган письмом N 14-36/5345 отказал в возврате излишне уплаченных сборов за таможенное оформление в указанной сумме в связи с отсутствием оснований для их возврата.
Не согласившись с указанным решением, Общество оспорило его в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке ст. ст. 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, апелляционный суд считает, что судебный акт отмене либо изменению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 31 пункта 1 статьи 11 и статьей 63.1 ТК РФ за таможенное оформление взимаются таможенные сборы, представляющие собой таможенные платежи, уплата которых является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.
Согласно пункту 1 статьи 357.6 и подпункту 1 пункта 1 статьи 357.7 Кодекса таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
В силу положений пункта 1 статьи 60 ТК РФ таможенное оформление при вывозе товаров начинается в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.
Таможенное оформление завершается по итогам таможенных операций, необходимых в соответствии с настоящим Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей (пункт 2 статьи 60 ТК РФ).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.
При этом, по смыслу пункта 1 статьи 137 Кодекса, применение упрощенного порядка декларирования (в том числе периодическое временное декларирование) является правом декларанта, реализация которого не должна приводить ни к освобождению от уплаты таможенных платежей, причитающихся к уплате в соответствии с общим порядком декларирования, ни к возложению на декларантов, избравших упрощенный порядок, дополнительных фискальных обременении и ухудшению положения таких декларантов.
Кроме того, пункт 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" по его буквальному смыслу и расположению в нормативном акте исключает уплату таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании (после представления временной декларации и уплаты сбора), а не предусматривает повторную уплату сбора в том же размере.
В силу изложенного арбитражным судом сделан правильный вывод о том, что подача декларантом как временной, так и полной таможенной деклараций производится в рамках единого комплекса отношений, и возникает один объект обложения сбором - действия таможни по таможенному оформлению товара, которые завершаются помещением его под определенный таможенный режим (экспорта), следовательно, сбор подлежит однократной уплате.
При рассмотрении настоящего спора судом установлено, что при временном декларировании экспортируемого товара общество уплатило таможенные сборы в надлежащем размере, что не оспаривается таможенным органом.
При таких обстоятельствах выводы суда об отсутствии у ООО "Римбунан Хиджау Интернешнл" обязанности повторной уплаты таможенного сбора за таможенное оформление товара при подаче полных таможенных деклараций и о том, что фактически уплаченный при их подаче сбор в сумме 93 000 руб. является излишне уплаченным, следует признать правомерными, основанными на правильном толковании норм права.
Ссылка Таможенного органа на Постановление Правительства Российской Федерации N 220 от 10.03.2009, положения которого, по мнению таможенного органа явились основанием исполнения декларантом обязанности по уплате таможенных сборов за таможенное оформление как при подаче временных, так и полных таможенных деклараций, является необоснованной, так как действие данного нормативного акта распространяется на правоотношения, возникшие после вступления его в законную силу, то есть после 25.03.2009, тогда как спорные правоотношения возникли до указанной даты.
Обязанность уплаты налога прекращается его уплатой, как это определено подпунктом 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ, то есть у ООО "Римбунан Хиджау Интернешнл" отсутствовала обязанность повторной уплаты таможенного сбора за таможенное оформление товара при подаче полных таможенных деклараций, следовательно, фактически уплаченный при их подаче сбор в сумме 93000 рублей является излишне уплаченным, в связи с чем общество правомерно обратилось в Хасанскую таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Пунктом 1 статьи 355 ТК РФ предусмотрено, что излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом.
В силу пункта 2 названной статьи, излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей (пункт 4 статьи 355 ТК РФ).
Таким образом, вывод суда об излишней уплате таможенной пошлины, а, следовательно, признание отказа таможенного органа в возврате уплаченных таможенных платежей незаконным и обязание возвратить обществу таможенные платежи в сумме 93 000 руб., является правильным.
Согласно п. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права. При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 20.11.2009 по делу N А51-15328/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Г.А.СИМОНОВА
Судьи
З.Д.БАЦ
Т.А.СОЛОХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.02.2010 N 05АП-6558/2009 ПО ДЕЛУ N А51-15328/2009
Разделы:Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 февраля 2010 г. N 05АП-6558/2009
Дело N А51-15328/2009
Резолютивная часть постановления оглашена 02 февраля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 февраля 2010 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Г.А. Симоновой
судей: З.Д. Бац, Т.А. Солохиной
при ведении протокола секретарем судебного заседания: О.А. Оноприенко
при участии:
от Хасанской таможни: Тарасевич Е.Н. по доверенности от 11.01.2010 N 1 со специальными полномочиями сроком до 31.12.2010, удостоверение.
В судебное заседание не явились:
ООО "Римбунан Хиджау Интернешнл" - о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Хасанской таможни
апелляционное производство N 05АП-6558/2009
на решение от 20.11.2009 судьи Д.В. Борисова
по делу N А51-15328/2009 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Римбунан Хиджау Интернешнл"
к Хасанской таможне
о признании незаконным решения и обязании таможенного органа произвести возврат излишне уплаченных таможенных платежей за период с 2008-2009 годы в сумме 93000 рублей.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Римбунан Хиджау Интернешнл" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Хасанской таможни, оформленное письмом N 14-36/5345 от 10.08.2009 об отказе в возврате 93000 рублей излишне уплаченных таможенных платежей - сборов за таможенной оформление, за период с 2008 - 2009 годы, а также об обязании таможенного органа произвести возврат излишне уплаченных таможенных платежей за период с 2008-2009 годы в сумме 93000 рублей.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 20.11.2009 признан незаконным отказ Хасанской таможни в возврате обществу с ограниченной ответственностью "Римбунан Хиджау Интернешнл" излишне уплаченных таможенных платежей и таможенный орган обязан произвести возврат Обществу излишне уплаченных таможенных платежей сумме 93 000 (девяносто три тысячи) рублей.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции Хасанская таможня обратилась в суд с апелляционной жалобой.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что в соответствии с процедурой периодического временного декларирования товаров, установленной статьей 138 Таможенного кодекса РФ, декларирование товаров производится дважды - при подаче временной таможенной декларации и при подаче полной таможенной декларации. При этом подача временной и полной таможенных деклараций представляет собой не единый порядок декларирования, а единый порядок их таможенного оформления, в рамках которого имеет место два самостоятельных факта декларирования. При этом каждое декларирование товара должно сопровождаться уплатой таможенного сбора.
В судебном заседании 02.02.2010 представитель таможенного органа огласила доводы апелляционной жалобы, поддержала требования, заявленные в апелляционной жалобе в полном объеме.
Извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного заседания ООО "Римбунан Хиджау Интернешнл" явку представителя в суд не обеспечило.
Как установлено материалами дела, ООО "Римбунан Хиджау Интернешнл" зарегистрировано в качестве юридического лица 02.07.1998 администрацией Хабаровского края, о чем 17.12.2002 Инспекцией МНС России по Центральному району г. Хабаровска в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1022700925389, выдано свидетельство серии 27 N 000251827.
В период с 2008 по 2009 годы ООО "Римбунан Хиджау Интернешнл" осуществляло вывоз с таможенной территории РФ лесоматериалов в режиме экспорта. Заявителем в Хасанскую таможню представлены временные таможенные декларации, а также уплачены таможенные сборы за таможенное оформление товаров в сумме 93000 рублей.
После фактического вывоза с таможенной территории РФ товара задекларированного по временным таможенным декларациям, заявитель подал в таможню на этот же товар полные таможенные декларации. При их подаче сборы за таможенное оформление в сумме 93000 руб. были перечислены в бюджет таможенным органом повторно путем списания указанных денежных средств из авансовых платежей заявителя.
Посчитав, что обязанность повторной уплаты таможенных сборов в сумме 93000 рублей отсутствовала, Общество обратилось 03.08.2009 в таможню с заявлением от 27.07.2009 о возврате денежных средств, приложив необходимый пакет документов.
10.08.2009 таможенный орган письмом N 14-36/5345 отказал в возврате излишне уплаченных сборов за таможенное оформление в указанной сумме в связи с отсутствием оснований для их возврата.
Не согласившись с указанным решением, Общество оспорило его в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке ст. ст. 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, апелляционный суд считает, что судебный акт отмене либо изменению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 31 пункта 1 статьи 11 и статьей 63.1 ТК РФ за таможенное оформление взимаются таможенные сборы, представляющие собой таможенные платежи, уплата которых является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.
Согласно пункту 1 статьи 357.6 и подпункту 1 пункта 1 статьи 357.7 Кодекса таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
В силу положений пункта 1 статьи 60 ТК РФ таможенное оформление при вывозе товаров начинается в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.
Таможенное оформление завершается по итогам таможенных операций, необходимых в соответствии с настоящим Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей (пункт 2 статьи 60 ТК РФ).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.
При этом, по смыслу пункта 1 статьи 137 Кодекса, применение упрощенного порядка декларирования (в том числе периодическое временное декларирование) является правом декларанта, реализация которого не должна приводить ни к освобождению от уплаты таможенных платежей, причитающихся к уплате в соответствии с общим порядком декларирования, ни к возложению на декларантов, избравших упрощенный порядок, дополнительных фискальных обременении и ухудшению положения таких декларантов.
Кроме того, пункт 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" по его буквальному смыслу и расположению в нормативном акте исключает уплату таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании (после представления временной декларации и уплаты сбора), а не предусматривает повторную уплату сбора в том же размере.
В силу изложенного арбитражным судом сделан правильный вывод о том, что подача декларантом как временной, так и полной таможенной деклараций производится в рамках единого комплекса отношений, и возникает один объект обложения сбором - действия таможни по таможенному оформлению товара, которые завершаются помещением его под определенный таможенный режим (экспорта), следовательно, сбор подлежит однократной уплате.
При рассмотрении настоящего спора судом установлено, что при временном декларировании экспортируемого товара общество уплатило таможенные сборы в надлежащем размере, что не оспаривается таможенным органом.
При таких обстоятельствах выводы суда об отсутствии у ООО "Римбунан Хиджау Интернешнл" обязанности повторной уплаты таможенного сбора за таможенное оформление товара при подаче полных таможенных деклараций и о том, что фактически уплаченный при их подаче сбор в сумме 93 000 руб. является излишне уплаченным, следует признать правомерными, основанными на правильном толковании норм права.
Ссылка Таможенного органа на Постановление Правительства Российской Федерации N 220 от 10.03.2009, положения которого, по мнению таможенного органа явились основанием исполнения декларантом обязанности по уплате таможенных сборов за таможенное оформление как при подаче временных, так и полных таможенных деклараций, является необоснованной, так как действие данного нормативного акта распространяется на правоотношения, возникшие после вступления его в законную силу, то есть после 25.03.2009, тогда как спорные правоотношения возникли до указанной даты.
Обязанность уплаты налога прекращается его уплатой, как это определено подпунктом 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ, то есть у ООО "Римбунан Хиджау Интернешнл" отсутствовала обязанность повторной уплаты таможенного сбора за таможенное оформление товара при подаче полных таможенных деклараций, следовательно, фактически уплаченный при их подаче сбор в сумме 93000 рублей является излишне уплаченным, в связи с чем общество правомерно обратилось в Хасанскую таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Пунктом 1 статьи 355 ТК РФ предусмотрено, что излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом.
В силу пункта 2 названной статьи, излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей (пункт 4 статьи 355 ТК РФ).
Таким образом, вывод суда об излишней уплате таможенной пошлины, а, следовательно, признание отказа таможенного органа в возврате уплаченных таможенных платежей незаконным и обязание возвратить обществу таможенные платежи в сумме 93 000 руб., является правильным.
Согласно п. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права. При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 20.11.2009 по делу N А51-15328/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Г.А.СИМОНОВА
Судьи
З.Д.БАЦ
Т.А.СОЛОХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)