Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.03.2015 N 15АП-3068/2015 ПО ДЕЛУ N А53-15289/2014

Разделы:
Ввоз автомобилей; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2015 г. N 15АП-3068/2015

Дело N А53-15289/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Гуденица Т.Г., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смородиной Ю.А.,
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 12.01.2015 Долголенко Ж.А., паспорт,
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 12.01.2015 N 05-39/00007 Волченко Т.И., паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью с иностранными инвестициями "Таганрогский автомобильный завод"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.01.2015 по делу N А53-15289/2014,
принятое судьей Воловой Н.И.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью с иностранными инвестициями "Таганрогский автомобильный завод"
к заинтересованному лицу Таганрогской таможне
о признании незаконным решения таможни об отказе снять ограничения по пользованию и распоряжению имуществом

установил:

общество с ограниченной ответственностью с иностранными инвестициями "Таганрогский автомобильный завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Таганрогской таможне (далее - таможня) о признании незаконным решения Таганрогской таможни об отказе снять ограничения по пользованию и распоряжению имуществом, ввезенным в качестве вклада в уставный капитал ООО "ТагАЗ" по ГТД, выраженного в письме Таганрогской таможни от 21.05.2014 N 05-39/10110; об обязании снять ограничения по пользованию и распоряжению имуществом, ввезенным в качестве вклада в уставный капитал ООО "ТагАЗ".
Заявленные требования мотивированы тем, что, поскольку в отношении общества введена процедура конкурсного управления, то в силу пп. 9 п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 126-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника, под которыми общество также понимает статус товара как условно выпущенного.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.01.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что нахождение товара под таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления не является ограничением в том смысле, который законодатель вложил в пп. 9 п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 126-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Данный закон не содержит положений, отменяющих или изменяющих требования таможенного законодательства Таможенного союза в отношении товаров банкрота.
общество с ограниченной ответственностью с иностранными инвестициями "Таганрогский автомобильный завод" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на доводы, заявленные ранее суду первой инстанции.
В отзыве на апелляционную жалобу таможня просит оставить решение суда без изменения. Указывает, что открытие конкурсного производства не освобождает общество от обязанности по таможенному оформлению и внесению таможенных платежей, а также не освобождает общество от соблюдения разрешительного порядка иностранным товаром, ввезенным на таможенную территорию Таможенного союза. Таможенное законодательство Таможенного союза не ограничивает совершение сделок с товарами, помещенными под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов. Вместе с тем, нарушение ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами законодательство связывает с обязанностью по уплате таможенных платежей. Совершению сделок таможня не препятствует.
В судебном заседании участвующие в деле лица ссылались на доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявителем был ввезен на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставной капитал товар, оформленный по ГТД NN 10319010/050707/0000595, 10319010/190307/0000213, 10319010/060307/0000174, 10319010/210210/0000127, 10319010/060906/0000340, 10319010/191205/0000821, 10319010/060306/0000106, 10319010/221204/0006990, 21511/25059/000079, 10319010/270204/0000640, 10319010/210206/П000078, 10319010/170907/0000908, 10319010/030206/0000049, 10319010/200907/0000924, 10319010/241007/0001060, 10319010/250907/0000933, 10319010/241007/0001062, 10319010/241007/П001061, 10319010/071107/0001123, 10319010/071107/0001124, 10319010/031207/0001218, 21504/05018/000001, 21504/27028/000021, 21504/20028/000020, 21510/21078/000588, 21510/31078/000626, 21510/22098/000914, 21510/01068/000410, 21510/01068/0000411, 21510/11068/000459, 21510/09078/000550, 21510/15078/000568, 21510/29078/000610, 21510/05108/000967, 21510/28108/001019, 21510/21128/001147, 21510/17118/001070, 21510/07108/000980, 21510/08068/000433, 21510/27018/000041, 21510/02038/000120, 21510/10048/000217, 21510/30048/000294, 21510/28058/000401, 10319010/180708/0001862, 10319010/181108/0003350, 10319010/181108/0003345, 10319010/181108/0003342, 10319010/111108/0003248, 10319010/121108/0003271, 10319010/220908/0002673, 10319010/180908/0002645, 10319010/170908/0002631, 10319010/130808/0002198, 10319010/030608/0001414, 10319010/280508/0001313, 10319010/280308/0000711, 10319010/200308/0000641, 10319010/070308/0000503, 10319010/060308/0000492, 10319010/060308/0000488, 10319010/060308/0000482, 10919010/040308/0000468, 10319010/040308/0000464, 10319010/040308/0000461, 10319010/040308/0000459, 10319010/090208/0000257, 10319010/090208/0000256, 10319010/080208/0000253, 10319010/080208/0000245, 10319010/080208/0000243, 10319010/080208/0000234, 10319010/080208/0000233, 10319010/060208/0000216, 10319010/060208/0000211, 10319010/060208/0000210, 10319010/050208/0000192, 10319010/050208/0000191, 10319010/270508/К001292, 10319010/270508/K001294, 10319010/070508/K001085, 10319010/260508/К001280, 10319010/150708/K001805, 10319010/150708/K001803, 10319010/070508/К001086, 10319010/130508/К001149, 10319010/270508/К001293, 10319010/140508/К001154, 10319010/130508/К001150, 10319010/130508/К001146, 10319010/260508/К001277, 10319010/100508/К001118, 10319010/270508/К001295, 10319010/160508/К001284, 10319010/120508/К001134, 10319010/120508/К001285, 10319010/120508/K001286, 10319010/100508/K001117, 10319010/150708/K001802, 10319010/070508/K001087, 10319010/140508/K001155, 10319010/260508/K001282, 10319010/150708/K001804 (всего - 103 ДТ).
В связи с предоставлением льготы по уплате таможенных платежей таможенным органом спорное имущество было помещено под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления, что подтверждается соответствующими отметками на ГТД.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 23.01.2014 по делу N А53-14973/2012 общество с ограниченной ответственностью с иностранными инвестициями "Таганрогский автомобильный завод" признано несостоятельным (банкротом), введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Евсеев Артем Сергеевич.
Конкурсный управляющий ООО "ТагАЗ" в целях реализации имущества, составляющего конкурсную массу, обратился 08.04.2014 в Таганрогскую таможню с заявлением о снятии запретов и ограничений по пользованию и/или распоряжению имуществом и в соответствии со ст. 191 ТК ТС просил внести соответствующие отметки в графы ГТД согласно приложению о снятии таких запретов/ограничений.
Письмом от 21.05.2014 N 05-39/10110 Таганрогская таможня отказала обществу в удовлетворении данного заявления, указав, что ограничения по распоряжению товарами могут быть сняты только при наличии оснований, предусмотренных ст. 211 ТК ТС.
Полагая, что указанное решение является незаконным, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
С 01.07.2010 вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 96 Таможенного кодекса Таможенного союза при ввозе на территорию Таможенного союза условно выпущенные товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения границы до приобретения ими статуса товаров Таможенного союза. При этом условно выпущенные товары приобретают статус товаров Таможенного союза после прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов (подпункт 1 пункта 1 статьи 200 Таможенный кодекс Таможенного союза).
В случае прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов условно выпущенные товары приобретают статус товаров Таможенного союза. В связи с этим они утрачивают статус товаров, находящихся под таможенным контролем, - декларант вправе свободно ими распоряжаться без каких-либо ограничений со стороны таможенных органов. В статье 211 Таможенного кодекса Таможенного союза определены вопросы возникновения, прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
В отношении товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в общих случаях, установленных статьей 80 Таможенного кодекса Таможенного союза, которые включают уплату таможенных пошлин, налогов, а также помещение товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот, не сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами. Срок уплаты таможенных пошлин, налогов за товары - до их выпуска.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 211 Таможенного кодекса Таможенного союза обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов прекращается у декларанта в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов варами по истечении 5 (пяти) лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
При этом положения относительно возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, установленные статьей 211 Таможенного кодекса Таможенного союза, ранее не были регламентированы Таможенным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 164 Таможенного кодекса Российской Федерации товары, помещенные под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления, приобретают для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации после уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения всех ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Из пункта 2 статьи 366 Таможенного кодекса Таможенного союза следует, что к отношениям, регулируемым таможенным законодательством Таможенного союза, возникшим до вступления в силу данного Кодекса, он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу, с учетом положений, предусмотренных статьями 367 - 372 названного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 370 Таможенного кодекса Таможенного союза товары, находящиеся на таможенной территории Таможенного союза и помещенные до вступления в силу Кодекса, в том числе под таможенные режимы выпуска для внутреннего потребления, реимпорта и отказа в пользу государства в Российской Федерации, со дня вступления в силу названного Кодекса считаются помещенными соответственно под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта и отказа в пользу государства. В отношении этих товаров применяются положения указанного Кодекса и (или) иных актов таможенного законодательства Таможенного союза.
При этом повторный выпуск товара не осуществляется и статус товара не меняется.
В соответствии со статей 200 Таможенного кодекса Таможенного союза условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами.
Условно выпущенные товары, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям представления льгот (пункт 2 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем.
Товары, считаются условно выпущенными до момента прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, если иное не предусмотрено законодательством государств - членов Таможенного союза (пункт 3 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В силу пункта 3 статьи 174 Таможенного кодекса Таможенного союза выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой свидетельствует о завершении помещения товаров под определенную таможенную процедуру.
Из анализа названных положений Таможенного кодекса Таможенного союза следует, что пятилетний срок осуществления таможенного контроля применительно к товарам, выпущенным условно в соответствии с режимом "для внутреннего потребления" до вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза, должен исчисляться начиная с 01.07.2010, то есть с даты вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза), а не с даты условного выпуска, поскольку ранее возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов, установленные статьей 211 Таможенного кодекса Таможенного союза, не были регламентированы Таможенным кодексом Таможенного союза.
Кроме того, положения статьи 370 Таможенного кодекса Таможенного союза не содержат нормы, предписывающей применение подпункта 2 пункта 2 статьи 211 Таможенного кодекса Таможенного союза в отношении товаров, помещенных под таможенные режимы выпуска для внутреннего потребления и выпущенных условно до вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза.
На основании вышеизложенного с учетом того, что льгота по уплате таможенных платежей при ввозе товара в качестве вклада в уставный капитал сопряжена с ограничениями по распоряжению, при отчуждении товара, ввезенного в 2000-2001 г.г. в качестве вклада в уставный капитал и выпущенного таможенным органом условно, необходима уплата таможенных платежей, так как обязанность по уплате таможенных платежей не прекращена.
18.08.2011 вступил в силу Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728 (далее - решение КТС N 728).
В соответствии с пунктом 4 решения КТС N 728 товары, ввозимые из третьих стран в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал (фонд) в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала (фонда), освобождаются от уплаты таможенных пошлин в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами государства - члена Таможенного союза.
В случае, если порядок и условия освобождения таких товаров от уплаты таможенных пошлин не установлены законодательством государства - члена Таможенного союза, тарифная льгота предоставляется в отношении товаров (за исключением подакцизных), относящихся к основным производственным фондам при представлении в таможенный орган учредительного договора и (или) устава с указанием размера, состава, сроков и порядка внесения вкладов в уставной (складочный) капитал (фонд).
В случае выхода иностранного лица из состава учредителей (участников) организации, воспользовавшейся тарифной льготой в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин, а также при совершении этой организацией сделок, предусматривающих переход права собственности на товары, ввезенные с освобождением от таможенных пошлин, либо при передаче таких товаров во временное пользование, обязательство по уплате таможенных пошлин подлежит исполнению в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
Порядок предоставления тарифных льгот до вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза был определен Правительством Российской Федерации в постановлении от 23.07.1996 N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" (далее - Постановление N 883). Данное постановление действует и в настоящее время в части, не противоречащей нормам таможенного законодательства Таможенного союза. В указанном постановлении Правительства Российской Федерации определены условия для предоставления льготы в виде освобождения от уплаты таможенных платежей при ввозе товара иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный капитал, а именно, товары не являются подакцизными, относятся к основным производственным фондам, ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала. Кроме того, в пункте 2 постановления было определено, что в случае реализации таких товаров, причитающиеся к уплате на дату условного выпуска таможенные пошлины уплачиваются в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации. Соответственно, реализация условно выпущенных товаров рассматривается как их нецелевое использование. С принятием решения КТС N 728 получили свою конкретизацию иные случаи нецелевого использования товаров, в том числе, выход иностранного лица из состава учредителей (участников) организации.
В обоснование заявленных требований общество указывает, что планирует реализовать находящееся под таможенным контролем имущество до 01.07.2015, и нахождение товара под таможенным контролем является к тому препятствием. Полагает, что к правоотношениям сторон применимы нормы пп. 9 п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 126-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции указанные доводы правомерно отклонил.
Как указано выше, применительно к товарам, помещенным под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льготы в виде освобождения от уплаты таможенных платежей в связи с их ввозом в качестве вклада в уставный капитал, ограничения по пользованию и распоряжению установлены Решением от 15.07.2011 N 728.
В соответствии с абзацем 3 пункта 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного Союза в случае выхода иностранного лица из состава учредителей (участников) организации, воспользовавшейся тарифной льготой в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин, а также при совершении этой организацией сделок, предусматривающих переход права собственности на товары, ввезенные с освобождением от таможенных пошлин, либо при передаче таких товаров во временное пользование, обязательство по уплате таможенных пошлин подлежит исполнению в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
В случае несоблюдения таких ограничений в отношении указанных товаров обязательство по уплате таможенных пошлин подлежит исполнению в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Особого порядка применения (изменения) таможенных режимов применительно к рассматриваемой ситуации для организации, признанной несостоятельным (банкротом) ни таможенное законодательство, ни законодательство о банкротстве не предусматривает.
Открытие конкурсного производства не освобождает лицо, переместившее товар на территорию Российской Федерации, от обязанности по его таможенному оформлению и уплате таможенных платежей, а также не влияет на соблюдение разрешительного порядка пользования иностранным товаром, ввезенным на таможенную территорию Таможенного союза.
Общество ссылается на невозможность реализации товара, находящегося под таможенным контролем, полагая, что для этого необходим ненормативный акт таможни о снятии ограничений по пользованию и распоряжению имуществом, ввезенным в качестве вклада в уставный капитал ООО "ТагАЗ". Между тем, таможня реализации товара не препятствует.
Заявитель фактически обращается к таможне с требованием о смене таможенного режима на выпуск в свободное обращение без уплаты таможенных платежей. Нормативного обоснования такой возможности заявитель не приводит.
Как указывает таможня в отзыве, последствием реализации товара, включенного в конкурсную массу и помещенного под специальный таможенный режим, является оформление такого товара в таможенном отношении и уплата таможенных платежей.
Судебная практика, на которую ссылается общество, также не содержит выводов об освобождении организации - банкрота от уплаты таможенных платежей в случае реализации имущества.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание общества на то, что сроком уплаты таможенных пошлин в отношении условно выпущенных товаров, ввезенных в качестве вклада в уставный капитал, и используемых с нарушением условий пользования такими товарами является день совершения действий, нарушающих такие условия.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы на уплату государственной пошлины по апелляционной инстанции относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.01.2015 по делу N А53-15289/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО

Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.Ю.ЕФИМОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)