Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.10.2015 N 10АП-8014/2015 ПО ДЕЛУ N А41-17351/15

Разделы:
Ввоз (импорт) товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 октября 2015 г. по делу N А41-17351/15


Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Виткаловой Е.Н., Игнахиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - закрытого акционерного общества "Санте Медикал Системс" - Дьяченко П.А. (представителя по доверенности от 23.06.2015),
от Шереметьевской таможни - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Шереметьевской таможни на решение Арбитражного суда Московской области от 28.05.2015 по делу N А41-17351/15, принятое судьей Гейц И.В.,

установил:

закрытое акционерное общество "Санте Медикал Системс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне (далее - таможня) со следующими требованиями (с учетом принятого судом уточнения требований):
- - признать незаконным решение таможни от 18.12.2014 N 18-21/50401 об отказе в возврате обществу 3 268 754 рублей 14 копеек излишне уплаченного налога на добавленную стоимость (далее - НДС);
- - обязать таможню возвратить обществу излишне уплаченный НДС в данном размере в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.05.2015 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе таможня просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств по делу, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя таможни.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Общество во исполнение внешнеторгового контракта ввезло на таможенную территорию Российской Федерации комплекс аппаратно-программный для функциональной и медицинской визуализации с принадлежностями, изготовитель: Nordicneurolab AS, Норвегия.
С целью таможенного декларирования в отношении ввезенного товара в таможню с применением процедуры электронного декларирования обществом подана электронная таможенная декларация - N 10005022/161014/0063977.
При ввозе товаров общество уплатило НДС по ставке 18% на общую сумму 3 268 754 рублей 14 копеек, что подтверждается платежными поручениями от 07.10.2014 N 890, от 15.10.2014 N 951, и которые указаны в ДТ N 10005022/161014/0063977.
Общество 12.12.2014 обратилось в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных платежей с приложением документов, подтверждающих целевое назначение товаров как изделий медицинского назначения.
Письмом от 18.12.2014 N 18-21/50401 таможня сообщила обществу, что в связи с отсутствием оттиска печати общества на заявлении о возврате денежных средств исх. от 12.12.2014 N 549, а также в связи с непредставлением документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, и возвращает заявление без рассмотрения.
Общество 13.01.2015 обратилось в таможню с заявлением, в котором просило произвести корректировку сведений об излишне уплаченном налоге на добавленную стоимость (НДС) 18% в размере 3 268 754 рублей 14 копеек заявленном в декларации на товары 10005022/161014/0063977 с приложением к заявлению формы корректировки деклараций на товары (далее - КДТ).
Письмом от 25.12.2014 N 18-23/51632 таможня сообщила обществу, что поскольку в регистрационном удостоверении термин "медицинское изделие" не соответствует указанному в Перечне термину "медицинская техника", предоставление освобождения от уплаты НДС ввоза на территорию Российской Федерации товаров, имеющих регистрационные удостоверения, выданные на медицинские изделия и, следовательно, принятие решения о возврате налога на добавленную стоимость по ДТ N 10005022/161014/0063977 не представляется возможным.
Не согласившись с вынесенным решением от 18.12.2014 N 18-21/50401, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно статье 74 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс) под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: 1) тарифные преференции; 2) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин); 3) льготы по уплате налогов; 4) льготы по уплате таможенных сборов.
Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с Таможенным кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 211 Таможенного кодекса обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
Согласно пункту 4 части 3 статьи 80 Таможенного кодекса таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, в том числе в случае, если в соответствии с Таможенным кодексом, законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.
В силу пункта 2 статьи 150 и подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации ряда медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19 утвержден Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению НДС (далее - Перечень). В примечании 1 к Перечню указано, что к перечисленной в нем медицинской технике относится медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в установленном Минздравом России порядке.
Освобождение от налогообложения товаров согласно данному Постановлению Правительства Российской Федерации осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление на основании регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинской техники.
В соответствии с Перечнем не подлежит обложению НДС, в том числе, медицинская техника, подпадающая под коды по классификации ОК 005-93 (ОКП) "94 4100" группа - (Приборы для функциональной диагностики измерительные).
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 (утв. Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301 и действовавший на момент ввоза товара в Российскую Федерацию), в группу 94 4100 входит подгруппа 94 4180 (Измерительные установки, комплексы, сигнализаторы, регистраторы, индикаторы).
В данном случае общество ввезло по ДТ N 10005022/161014/0063977 медицинские товары - 1. Комплекс аппаратно-программный для функциональной и медицинской визуализации с принадлежностями, зарегистрирован на территории Российской Федерации в установленном законом порядке - регистрационное удостоверение Росздравнадзора от 05.06.2013 N РЗН 2013/635.
Соответствие ввезенного товара подтверждено декларацией о соответствии от 26.03.2014 N РОСС NO.ИМ41.Д03411, подтверждающей соответствие кода ввозимого медицинского товара по ОК 005-93 (ОКП), указанному в государственном стандарте, отраслевом стандарте, техническом условии, коду ОКП, включенному в Перечень.
Доказательств того, что ввезенный заявителем спорный товар неправильно классифицирован по коду ОКП, таможня не представила.
В ранее действовавшей редакции подпункт 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ предусматривал освобождение от налогообложения важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники.
Федеральным законом от 25.11.2013 N 317-ФЗ внесены изменения в подпункт 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, который, соответственно, стал предусматривать освобождение от налогообложения важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий.
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об охране здоровья) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
В силу части 4 статьи 38 Закона об охране здоровья на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий, которыми утверждена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на "медицинское изделие".
Таким образом, имелись несоответствия терминологии, изложенной в НК РФ (применялись термины "медицинская техника", "изделия медицинского назначения"), терминологии, предусмотренной Законом об охране здоровья и используемой при выдаче регистрационного удостоверения (термин "медицинские изделия").
Между тем такое обстоятельство не могло лишить декларанта права на получение льготы по уплате НДС, поскольку, по сути, определение "медицинские изделия" включает в себя понятия "изделия медицинского назначения" и "медицинская техника".
Само по себе факт изменения терминологии, используемой в нормативной базе, не мог являться основанием для отказа в выпуске товара со льготой, поскольку льгота по уплате НДС гарантирована статьей 150 НК РФ.
Кроме того, возможность освобождения от уплаты НДС могла быть установлена таможней при сопоставлении кодов по Общероссийскому классификатору продукции (код ОКП), указанных в регистрационном удостоверении, и кодов ОКП товаров, подлежащих освобождению от налогообложения.
В данном случае задекларированный обществом товар относится к важнейшим и жизненно необходимым медицинским изделиям, в связи с чем его ввоз которых подлежал освобождению от уплаты НДС.
Следовательно, общество правомерно обратилось с заявлением о возврате излишне уплаченного НДС.
Из оспариваемого решения от 18.12.2014 N 18-21/50401 следует, что обществу отказано в возврате излишне уплаченного НДС при декларировании товара в связи с отсутствием оттиска печати общества на заявлении о возврате денежных средств исх. от 12.12.2014 N 549.
Данный довод судом отклоняется, поскольку частью 15 статьи 147 Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" форма заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов и форма решения таможенного органа о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в частности - Приложением N 2 к приказу ФТС России от 22.12.2010 N 2520, которая действительно предусматривает необходимость проставления печати, если в соответствии с законодательством Российской Федерации лицо, подавшее заявление, должно иметь печать.
Между тем, данное обстоятельство не входит в перечень условий, предусмотренных частью 4 или частью 12 статьи 147 упомянутого Закона, в связи с чем не имеет правового значения.
Кроме того, данное заявление подписано директором общества, подлинность подписи которого заверена нотариусом, о чем имеется запись на рассматриваемом заявлении.
Таким образом, у таможни отсутствовали основания для оставления заявления общества без рассмотрения.
Из доводов таможни, материалов дела оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 28.05.2015 по делу N А41-17351/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО

Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
М.В.ИГНАХИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)