Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.02.2015 N 15АП-23557/2014 ПО ДЕЛУ N А32-25019/2014

Разделы:
Классификация товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 февраля 2015 г. N 15АП-23557/2014

Дело N А32-25019/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Близнюк А.А.,
при участии:
- от ООО "СмартГрейн": Куликова Е.П., удостоверение N 3631, регистрационный номер 23/3486, по доверенности от 21.10.2014;
- от Новороссийской таможни: Мин А.И., удостоверение ГС N 092675, по доверенности от 29.07.2014;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 11.11.2014 по делу N А32-25019/2014, принятое судьей Чесноковым А.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СмартГрейн"
к Новороссийской таможне
о признании незаконным отказа и обязании,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "СмартГрейн" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Новороссийской таможне (далее -заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа Новороссийской таможни от 19.06.2014 N 15-22/19981 в совершении действий по изменению кода товара, задекларированного в ДТ N 10317110/090712/0012520, и обязании Новороссийской таможни устранить допущенные нарушения; обязании Новороссийской таможни возвратить ООО "СмартГрейн" излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 106 345, 02 рублей, и судебных расходов на оплату государственной пошлины в сумме 6 190, 35 рублей.
Решением суда от 11.11.2014 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что таможенный орган произвел выпуск товара с неверным кодом 7309 00 900 0, ввиду чего ООО "СмартГрейн" излишне уплатило таможенные платежи в размере 106 345,02 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, таможенный орган обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом" требований, ссылаясь на правомерность и законность решения таможенного поста о подтверждении правильности заявленного декларантом кода товара N 1.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Новороссийской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель общества не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "СмартГрейн" на территорию РФ ввезен товар - оборудование технологическое для элеваторно-складского хозяйства (код ОКП 51 4190): силос с конусным дном, активным вентилированием - модель 5,35/9, 45 градусов, всего 1 комплект, изготовитель: "SILOS CORDOBA, S.L.", товарный знак: SILOS CORDOBA, по внешнеэкономическому контракту N 13 от 27.03.2012, заключенному с "Silos Cordoba, Ltd.", (Испания), таможенное оформление которого производилось Новороссийской таможней.
09.07.2012 г. декларантом для целей таможенного оформления указанного товара была подана декларация на товары (ДТ), зарегистрированная за N 10317110/090712/0012520.
При декларировании для подтверждения сведений, указанных в ДТ N 10317110/090712/0012520, в том числе для подтверждения описания товара и его классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС декларантом были представлены таможенному органу следующие документы: платежное поручение N 259 от 27.06.12, платежное поручение N 260 от 27.06.12, паспорт сделки N 12030004/2562/0032/2/0 от 30.03.12, ДТС-1, контракт N 13 от 27.03.12, приложение N 1 от 27.03.12, дополнительное соглашение N 1 от 20.05.12, поручение на перевод N 14 от 30.03.12, поручение на перевод N 17 от 24.05.12, инвойс N 301 от 18.06.12, перевод инвойса N 301 от 18.06.12, упаковочный лист 3349 от 13.06.12, перевод упаковочного листа 3349 от 13.06.12, сертификат соответствия C-ES.AT23.B.03708 от 28.06.12, сертификат происхождения с переводом 6433461 от 04.07.12, санитарно-гигиенический сертификат с переводом от 25.06.12, экспортная декларация с переводом 12ES0011311 131387 0 от 19.06.12, декларация соответствия и качества с переводом, страховой полис с переводом EA09MR1109/001 от 21.06.12, коносамент 557398598 от 21.06.12, ДУ 10317110/010712/10017082 от 01.07.12, ДО1 0017024 от 02.07.12, каталог продукции, КТС-1 N 10317110/090712/0012520 от 09.07.12, заявление о зачете денежных средств, платежное поручение N 301 от 11.07.12.
На основании вышеперечисленных товаросопроводительных документов в графе 31 ДТ N 10317110/090712/0012520 было приведено описание товара: - оборудование технологическое для элеваторно-складского хозяйства (код ОКП 51 4190): силос с конусным дном, активным вентилированием - модель 5,35/9, 45 градусов, вместимость 282м3, диаметр 3,35м, полная высота силоса 15,49м, диаметр выгрузной воронки 420мм, материал-оцинкованная сталь 600 гр/м2-1 комплект, состоящий из основных частей: система вентиляции - 1 шт.; вентилятор CMR-1135, мощность 2,2 КВТ - 1 шт. Комплект поставляется в разобранном виде с аксессуарами и крепежными элементами, не для военного назначения, всего: 1 комплект, занимает 26 мест, изготовитель: "SILOS CORDOBA S.L.", товарный знак: SILOS CORDOBA.
При этом, ООО "СмартГрейн" для выпуска товара указало в графе 33 ДТ классификационный код товара 7309 00 900 0 ТН ВЭД ТС ("резервуары, цистерны, баки и аналогичные емкости, из черных металлов, для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью более 300 л, с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования, для твердых веществ), которому соответствует ставка ввозной таможенной пошлины 15%.
Однако указанный код ТН ВЭД 7309 00 900 0 не соответствует описанию ввезенного товара, исходя из индивидуальных характеристик товара, ему соответствует код ТН ВЭД 8437 80 000 0. При классификации товара таможня руководствуется решением ФТС России по классификации аналогичного товара в подсубпозиции 7309 00 900 0 ТН ВЭД ТС, размещенным на официальном сайте ФТС России в разделе "Предварительные решения о классификации товара" N 9, в связи с чем общество классифицировало товар по коду ТН ВЭД 7309 00 900 0 во избежание неблагоприятных последствий, связанных с запретом таможни на выпуск товара в случае классификации товара по коду ТН ВЭД 8437 80 000 0, которому соответствует ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0%.
13.07.2012 таможенный орган осуществил выпуск товара.
В приложении N 1 от 27.03.2012 к контракту N 13 от 27.03.2012 указано наименование товара - зернокомплекс, состоящий из 1 силоса с аксессуарами, код 8437800000. Согласно описанию товара, приведенному в приложении N 1 от 27.03.2012 к контракту и в ДТ N 10317110/090712/0012520, данный товар оснащен системой вентиляции для силоса модели 5,35/9, 45° - 1 шт., вентилятором (CMR - 1135, 2.2 квт) - 1 шт.
Согласно сертификату соответствия JNC-ES.AT23.B.03708 от 28.06.2012 товар является оборудованием технологическим для элеваторно-складского хозяйства: силосы металлические с плоским и конусным дном с оснащением и системами выгрузки, активным вентилированием, термометрией, имеет код ТН ВЭД 8437 80 000 0.
В экспортной декларации 12ES0011311 131387 0 от 19.06.12 на данный товар указан код: 84378000.
Таким образом, общество в графе 31 ДТ N 10317110/090712/0012520 указало правильное описание товара, а в графе 33 ДТ указало неправильный код ТН ВЭД товара, неверно классифицировав его в товарной позиции 7309, и излишне уплатило таможенные платежи в размере 106 345, 02 рублей.
Суд пришел к выводу, что Новороссийским юго-восточным таможенным постом Новороссийской таможни, которому была подана ДТ N 10317110/090712/0012520, было произведено оформление и выпуск товара с неверным кодом.
ООО "СмартГрейн" 26.03.2014 г. исх. N 48 обратилось в Новороссийскую таможню по вопросу принятия решения об изменении кода товара, ввезенного по ДТ N 10317110/090712/0012520, на код 8437 80 000 0.
14.04.2014 г. исх. N 65 общество направило в Новороссийскую таможню заявление о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов за товар, задекларированный по ДТ N 10317110/090712/0012520, с приложением документов. Данная сумма излишне уплаченных таможенных платежей Новороссийской таможней по настоящее время не возвращена.
19.06.2014 г. исх.N 15-22/19981 Новороссийская таможня отказала в принятии решения об изменении кода товара, указав, что данный товар, с учетом решения ФТС России N 9 о классификации товаров, размещенного на официальном сайте ФТС России в разделе "Предварительные решения о классификации товара", следует классифицировать в товарной подсубпозиции 7309 00 9000 ТН ВЭД ТС.
Не согласившись с вышеуказанными отказами таможенного органа в совершении действий, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного союза любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
Классификация товаров осуществляется в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
В соответствии со статьей 51 Таможенного кодекса Таможенного союза Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
В силу нормы статьи 105 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311 -ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов деятельности, ведения таможенной статистики в Российской Федерации применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, утверждаемая Комиссией Таможенного союза.
В соответствии с частью 1 статьи 106 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" товары подлежат классификации при декларировании в случаях, когда в таможенной декларации или иных документах, представляемых таможенным органам в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и настоящим Федеральным законом требуется указание кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 850 утверждена и введена в действие с 01.01.2012 новая редакция единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза, которая содержит основные правила интерпретации.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации (далее - ОПИ) ТН ВЭД.
Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное (правило 1 ОПИ ТН ВЭД ТС).
Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ ТН ВЭД ТС).
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 851 одобрены и рекомендованы для применения с 23.11.2011 Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее по тексту Пояснения).
Текст товарной позиции 7309 гласит: "Резервуары, цистерны, баки и аналогичные емкости, из черных металлов, для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью более 300 л, с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования".
В Пояснениях к товарной позиции 7309 ТН ВЭД ТС указано: "Данные контейнеры обычно устанавливаются в качестве стационарных приспособлений для хранения или для производственных целей, например, на фабриках, химических заводах, красильнях, газовых заводах, пивоваренных заводах, на перегонных и рафинировочных заводах и, в меньшей степени, в жилых домах, магазинах и т.д. В данную товарную позицию включаются емкости для любого материала, кроме сжатого или сжиженного газа. Емкости для подобного газа включаются в товарную позицию 7311 независимо от их вместимости. Контейнеры, оснащенные механическим или термическим оборудованием, таким как мешалки, охлаждающие или нагревательные змеевики или электрические элементы, включаются в группу 84 или 85. Однако емкости, которые просто оборудованы кранами, клапанами, уровнемерами, предохранительными клапанами, манометрами и т.п., остаются в данной товарной позиции.".
В товарной позиции 8437 ТН ВЭД ТС классифицируются: "Машины для очистки, сортировки или калибровки семян, зерна или сухих бобовых культур; оборудование для мукомольной промышленности или для обработки зерновых или сухих бобовых культур, кроме оборудования, используемого на сельскохозяйственных фермах".
Следовательно, оценочным критерием, позволяющим отнести емкость для хранения вещества (контейнер) к товарной позиции 84 или 73, являются его технические характеристики, наличие или отсутствие в нем механического или термического оборудования, которое оказывает какое-либо воздействие на хранимое вещество или условия его хранения.
Экспертами Абинской торгово-промышленной палаты (заключение эксперта N 0710011 от 07.10.2013) подтверждено, что ввезенный ООО "СмартГрейн" по ДТ N 10317110/090712/0012520 силос металлический с конусным дном 45° для хранения зерновых культур с системой аэрации модель 5,35/9 предназначен для перевалки и хранения (пшеница, кукуруза, рис, ячмень и т.д.). Кроме того он может использоваться для масличных семян (подсолнечник, рапс и соя). В ходе анализа конструкции силоса экспертами указаны основные элементы силоса с конусным дном: транспортный мост, кровля силоса, проветриватели, корпус силоса, опоры силоса, днище силоса, система аэрации, вентилятор, площадка обслуживания, инспекционная дверь, вертикальная лестница, площадка у смотрового люка, смотровой люк в крыше силоса, наклонная лестница на крыше силоса, и, экспертами установлено, что оборудование, которым оснащен силос металлический с конусным дном 45° модель 5,35/9, выполняет следующие операции: вентиляцию, охлаждение и досушивание зерна путем нагнетания воздуха вентиляторами через вентиляционные трубы с отверстиями. Эксплуатация силоса с конусным дном для хранения зерна без системы вентиляции (аэрации) не представляется возможной, так как без вентиляции повысится влажность и температура зерна, что в свою очередь приведет к его порче. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что все компоненты технического оснащения силоса с конусным дном 45° модели 5,35/9 (вентиляторы с вентканалами), а также сам силос конструктивно и функционально связаны между собой. Оборудование является технологической системой для хранения и обработки зерна в течение времени хранения. Ввезенный по декларации на товар N 10317110/090712/0012520 - силос с конусным дном 45° модели 5,35/9 имеет в своем составе механическое и теплотехническое оборудование, как то системы аэрации (вентиляции) включающие в себя вентиляторы с электродвигателями и систему вентиляционных труб с отверстиями. На основании проведенного анализа конструкции силосов экспертами сделан вывод о том, что имеющееся в составе силосов механическое и теплотехническое оборудование соответствует критерию "таким как мешалки, охлаждающие или нагревательные змеевики, или электрические элементы" и не соответствует критерию "краны, клапаны, уровнемеры, предохранительные клапаны, манометры и т.п.". Таким образом, текст товарной позиции 7309 ТН ВЭД и пояснения к ней исключает отнесение рассматриваемых силосов к данной позиции. Напротив, в пояснении к товарной позиции 7309 ТН ВЭД сказано: "Контейнеры, оснащенные механическим или тепловым оборудованием, таким как мешалки, охлаждающие или нагревательные змеевики, или электрические элементы, попадают в группу 84 или 85". В результате проведенного исследования сделан вывод о том, что рассматриваемый товар, а именно силос металлический с конусным дном для перевалки и хранения зерновых культур с системой аэрации модель 5,35/9 45° не относится к товарной позиции 7309 ТН ВЭД, а соответствует товарной позиции 8437 ТН ВЭД.
В приложении N 1 от 27.03.2012 к контракту N 13 от 27.03.2012 указано наименование товара - зернокомплекс, состоящий из 1 силоса с аксессуарами, код 8437800000. Согласно описанию товара, приведенному в приложении N 1 от 27.03.2012 к контракту и в ДТ N 10317110/090712/0012520, данный товар оснащен системой вентиляции для силоса модели 5,35/9, 45° - 1 шт., вентилятором (CMR - 1135, 2.2 квт) - 1 шт.
Правомерность классификации товара в соответствии с товарной позицией 8437 ТН ВЭД ТС также подтверждается дополнительно представленными заявителем доказательствами, а именно: Инструкцией по эксплуатации силосов с конусным дном 60° 5,35/13 производства компании SILOS CORDOBA.
Согласно Паспорту изделия Инструкции по эксплуатации силосов с конусным дном 45° 5,35/9 производства компании SILOS CORDOBA товар - силос металлический для хранения зерновых культур, с системой аэрации имеет следующую комплектацию: комплект листов, балок, соединительных элементов, уплотнений и крепежа для крыши силоса; комплект листов, ребер жесткости, соединительных элементов, дверей, люков, уплотнений и крепежа для цилиндрического корпуса силоса; система вентиляции и аэрации, соответствующая общему объему и виду хранимого продукта (вентиляторы мобильные или стационарные, крышевые и наземные); коническое днище с выгрузной горловиной; эстакады для загрузочных транспортеров и их обслуживания со стойками крепления к силосам, наружные лестницы с ограждением, площадками отдыха. Согласно Инструкции по эксплуатации загрузка зерна в силос производится через загрузочное отверстие, находящееся в центре крыши с помощью соответствующих транспортных устройств, например, шнекового транспортера, редлера, нории. Зерно, предназначенное для хранения, должно быть подготовлено соответствующим образом: обработка после жатвы и охлаждение. Очень важно высушивание новособранного зерна после привоза его в зернохранилище и предварительной очистке. В зерне постоянно происходят жизненные процессы, связанные с обменом веществ. Интенсивность этих процессов прямо пропорционально зависит от влажности и температуры. Если не предпринять мер по защите зерна от порчи, т.е. немедленное проветривание и сушка для снижения температуры и влажности, зерновая масса будет далее саморазогреваться до температуры 50-60 С, приобретая сильный запах плесени. Зерно портится. Охлаждение и сушение разогретого влажного зерна задерживает дальнейшие процессы, вызывающие уменьшение потребительских качеств зерна, но возникшие в результате саморазогрева количественные потери безвозвратны. Вентиляторы предназначены для проветривания и сушения зерна, складируемого в силосе, что необходимо для сохранения качества хранимого зерна. В зависимости от диаметра силоса и его высоты используется один или несколько проветривающих вентиляторов: это радиальные вентиляторы, работающие на электродвигателе. Ротор вентилятора находится непосредственно на валу двигателя. Воздух направляется в вентиляционные трубы находящиеся в нижней части силоса. Воздух под давлением проходит через отверстия в трубах, проникает в зерновую массу, проветривая и подсушивая ее, а потом выходит через проветриватели в крыше силоса и проветривающее отверстия короне крыши. Охлаждение и подсушка зерновой массы - основные функции вентилирования, повышающие качество зерна и время его хранения. Об эффективности вентилирования в большой степени говорит разница температур зерна и воздуха. Воздухом, холоднее зерновой массы, можно вентилировать зерно с хорошим результатом даже во время дождя. В этом случае не допускать до попадания капель во входное отверстие вентилятора. Активное вентилирование - это вынуждение медленного переплыва воздуха сквозь неподвижный зерновой слой для охлаждения зерна и ликвидации разницы температур и - в меньшей степени - влажности зерна в складируемой массе. Таким образом замещается традиционное перелопачивание зерновой массы. Понижение температуры зерна и его влажности продлевает время безопасного хранения зерновой массы. Сушка зерна вентилированием протекает медленно, а его скорость зависит от влажности и температуры воздуха, количества воздуха, переплывающего через тонну зерна в течение часа, а также от влажности и температуры зерна.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что товар (силосы) не относится к товару с признаками ТН ВЭД 7309 00 900 0 (резервуары, цистерны, баки и аналогичные емкости из черных металлов для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью более 300 л., с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования, для твердых веществ), поскольку представляет собой оборудование, являющееся механическим, тепловым и электрическим, включает электродвигатели, редукторы, движущиеся детали.
Оборудование, входящее в состав силосов придает им ряд функций, отличных от функций хранения: подсушка зерна, охлаждение, проветривание, механическая выгрузка, что позволяет классифицировать его в ТН ВЭД по коду 8437 80 000 0, как оборудование для обработки зерновых культур.
Судом установлено, что код товара 8437 80 000 0 подтвержден сертификатом соответствия NC-ES.Ar23.B.03708 от 28.06.2012, согласно которому товар является оборудованием технологическим для элеваторно-складского хозяйства: силосы металлические с плоским и конусным дном с оснащением и системами выгрузки, активным вентилированием, термометрией, имеет код ТН ВЭД 8437 80 000 0.
Таким образом, при таможенном оформлении, приведя описание товара в графе 31 ДТ N 10317110/090712/0012520, заявитель неправильно указал в графе 33 ДТ код товара 7309 00 900 0, которому соответствует ставка ввозной таможенной пошлины 15%.
В товарную позицию ТН ВЭД ТС 7309 включаются: "резервуары, цистерны, баки и аналогичные емкости, из черных металлов, для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью более 300 л, с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования". В подсубпозиции 7309 00 900 0 классифицируются емкости для твердых веществ.
В товарную позицию ТН ВЭД ТС 8437 включаются: "машины для очистки, сортировки или калибровки семян, зерна или сухих бобовых культур; оборудование для мукомольной промышленности или для обработки зерновых или сухих бобовых культур, кроме оборудования, используемого на сельскохозяйственных фермах". В подсубпозиции 8437 80 000 0 классифицируется оборудование прочее.
Товарная позиция 7309 исключает возможность классификации по данному коду товаров, имеющих в своем составе механическое оборудование.
Общество классифицировало товар по коду ТН ВЭД 7309 00 900 0 во избежание неблагоприятных последствий, связанных с запретом таможни на выпуск товара в случае классификации товара по коду ТН ВЭД 8437 80 000 0, которому соответствует ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0%, т.к. таможня руководствуется решением ФТС России по классификации аналогичного товара в подсубпозиции 7309 00 900 0 ТН ВЭД ТС, размещенным на официальном сайте ФТС России в разделе "Предварительные решения по классификации товара" N 9.
Согласно пункту 2 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 106 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" при выявлении неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решения по их классификации.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела, а также принять любые предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов в области таможенного дела (часть 1).
В случае, если после отмены (изменения) в порядке ведомственного контроля решения нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела требуется принятие нового решения в области таможенного дела, такое решение принимается уполномоченным таможенным органом в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле в сроки, установленные для проведения таможенного контроля (часть 2 статьи 24).
ООО "СмартГрейн" 26.03.2014 г. исх. N 48 обратилось в Новороссийскую таможню по вопросу принятия решения об изменении кода товара, ввезенного по ДТ N 10317110/090712/0012520, на код 8437 80 000 0.
19.06.2014 г. исх.N 15-22/19981 Новороссийская таможня отказала в принятии решения об изменении кода товара, указав, что данный товар, с учетом решения ФТС России N 9 о классификации товаров, размещенного на официальном сайте ФТС России в разделе "Предварительные решения о классификации товара", следует классифицировать в товарной подсубпозиции 7309 00 9000 ТН ВЭД ТС.
Согласно части первой статьи 3 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное законодательство Таможенного союза состоит из названного кодекса, международных договоров государств-членов Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, решений Комиссии Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, принимаемых в соответствии с названным Кодексом и международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Указанные предварительные решения ФТС России не входят в перечень актов таможенного законодательства, следовательно, не обладают обязательной юридической силой.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что таможенный орган произвел выпуск товара с неверным кодом 7309 00 900 0, ввиду чего ООО "СмартГрейн" излишне уплатило таможенные платежи в размере 106 345, 02 рублей.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо- Кавказского округа от 25.12.2014 г. по делу N А32-7707/2014.
14.04.2014 г. исх. N 65 общество направило в Новороссийскую таможню заявление о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов за товар, задекларированный по ДТ N 10317110/090712/0012520, с приложением документов.
25.07.2014 г. исх.N 13-13/24480 Новороссийская таможня направила ООО "СмартГрейн" копию письма от 22.04.2014 N 13-13/13225, в которым сообщалось о возврате обществу вышеуказанного заявления о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов за товар, задекларированный по ДТ N 10317110/090712/0012520 в размере 106 345, 02 рублей, по причине отсутствия документа, подтверждающего факт излишней уплаты. Данная сумма излишне уплаченных таможенных платежей Новороссийской таможней по настоящее время не возвращена.
В статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза указано, что излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:
1) при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности с учетом положения части 10 настоящей статьи;
2) если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;
3) в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков (ч. 1, ч. 12 ст. 147 ФЗ от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
В данном случае вышеперечисленные обстоятельства, которые могли бы служить основанием для отказа в возврате излишне уплаченных платежей, отсутствовали.
Представленной в материалы дела таможенным органом информацией и оборотно-сальдовой ведомостью, представленной заявителем, подтверждается отсутствие у общества задолженности по уплате таможенных платежей.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о незаконности отказа Новороссийской таможни от 19.06.2014 N 15-22/19981 в совершении действий по изменению кода товара, задекларированного в ДТ N 10317110/090712/0012520.
В свою очередь таможенный орган не указал и не представил доказательства о неправильном исчислении размера доначисленной таможенным органом в результате изменения классификационного кода товара, о наличии либо отсутствии задолженности общества по таможенным платежам.
Судом первой инстанции также правомерно с учетом требований статей 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в Информационном письме от 13.03.2007 г. N 117, с таможенного органа взысканы в пользу общества судебные расходы по уплаченной в бюджет государственной пошлине в сумме 6 190,35 рублей.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2014 по делу N А32-25019/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном нормами Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА

Судьи
Г.А.СУРМАЛЯН
С.С.ФИЛИМОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)