Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.07.2015 N 09АП-26140/2015 ПО ДЕЛУ N А40-12451/15

Разделы:
Таможенные платежи; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2015 г. N 09АП-26140/2015

Дело N А40-12451/15

Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей Захарова С.Л.,Чеботаревой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Муравьевой Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФТС России
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.04.2015 по делу N А40-12451/15/144-71
по заявлению ОАО "РН Холдинг" (ИНН 7225004092, ОГРН 1047200153770)
к ФТС России
об обязании начислить и уплатить заявителю 230 060 696,80 руб.
при участии:
- от заявителя: Суругин Д.Н по дов. от 09.12.2014;
- от ответчика: Шайдуко Н.В. по дов. от 09.12.2014;

- установил:

ОАО "РН Холдинг" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об обязании ФТС России (далее - ответчик, таможенный орган) начислить и уплатить заявителю проценты за нарушение срока возврата излишне уплаченных таможенных пошлин.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.04.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований общества.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, изложил свои доводы, указанные в отзыве на жалобу.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, в период с апреля 2010 года по ноябрь 2010 года общество произвело декларирование товаров в Центральной энергетической таможне, Саратовской, Мурманской, Калининградской, Ярославской, Владимирской (Рязанской), Тюменской, Архангельской, Балтийской, Краснодарской таможнях (региональные таможни) путем подачи временных грузовых таможенных деклараций (далее - ВГТД) на предполагаемые экспортные поставки нефти и нефтепродуктов, рассчитав сумму, подлежащих уплате таможенных пошлин по курсу иностранной валюты к валюте Российской Федерации, установленному Банком России на день принятия ВГТД и исходя из ставок (выражены в долларах США), установленных постановлением Правительства РФ от 16.11.2006 N 695 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств-участников Соглашений о таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Рассчитанные таким образом таможенные пошлины в размере 124 312 216 158,40 руб. были уплачены обществом соответствующими платежными поручениями (далее - платежные поручения).
В период с мая 2010 года по декабрь 2010 года по результатам фактических экспортных поставок товаров общество представило в таможни полные грузовые таможенные декларации (далее - ПГТД).
Посчитав, что сумма вывозной таможенной пошлины была рассчитана неправильно, с учетом положений ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) и Соглашения о взаимодействии при уплате крупным плательщиком суммарных платежей в централизованном порядке от 12.03.2010 N 105-КН, 26.04.2013 письмом от 19.04.2013 N 360/1570И-ТХ общество обратилось к ответчику с заявлением от 19.04.2013 N 360/1465и-ТХ о возврате излишне уплаченных по ПГТД сумм таможенных пошлин в размере 3 200 766 468,94 руб., как разницы между фактической уплаченной суммой таможенных пошлин в размере 124 312 216 158,40 руб. и подлежащих уплате в размере 121 111 449 689,46 руб. в соответствии с требованиями таможенного законодательства РФ.
Данное письмо общества получено ответчиком 21.05.2014 вх. N 19718, что следует из письма ФТС России от 27.05.2013 N 05-13/22001.
Перечень ВГТД, ПГТД и платежных поручений, подтверждающих оплату таможенных пошлин в полном объеме, приведен в заявлении общества от 19.04.2013 N 360/1465и-ТХ о возврате излишне уплаченных по ПГТД сумм таможенных пошлин.
При подаче заявления общество исходило из того, что с учетом положений п. 6 ст. 138, ст. 326 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), ст. 78 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) в спорный период при использовании процедуры временного периодического декларирования таможенные пошлины подлежат исчислению и уплате по обменному курсу валюты, действующему на дату подачи ВГТД, а не ПГТД.
Письмом от 27.05.2013 N 05-13/22001, руководствуясь ч. ч. 1, 4 ст. 147 Федерального закона N 311-ФЗ, п. 1 ст. 76, п. 2 ст. 181, п. 7 ст. 190 ТК ТС, п. 8 Инструкции о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 255 (далее - Инструкция N 255), таможенный орган возвратил заявление общества, оставив его без рассмотрения.
При этом таможенный орган исходил из того, что обществом вместе с пакетом документов к заявлению не представлены документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных пошлин, а именно: содержащие соответствующие отметки таможенного органа о проведении таможенного контроля корректировки деклараций на товары, оформленные в соответствии с Инструкцией N 255.
Не согласившись с выводами таможенного органа, общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной таможенной службе о признании незаконными ее действий, выразившихся в возврате обществу поданного им заявления о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин в размере 3 200 766 468,94 руб., об обязании таможенного органа возвратить обществу излишне уплаченные таможенные пошлины в размере 3 200 766 468,94 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.12.2013 по делу N А40-121179/2013, оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2014 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24.06.2014, требования общества удовлетворены в полном объеме.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 09.09.2014 N 305-КГ14-613 ФТС России отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Данными судебными актами установлено, что таможенные пошлины, уплаченные обществом при подаче ПГТД после фактического вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации исходя из обменного курса валюты, действующего на дату подачи ПГТД, а не на день принятия таможенным органом ВГТД, являются излишне уплаченными и потому подлежащими возврату обществу.
Признавая незаконными, противоречащими положениям ст. 147 Федерального закона N 311-ФЗ, Инструкции N 255 действия таможенного органа по возврату (в связи с оставлением без рассмотрения) заявления общества о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, суды пришли к выводу о соблюдении обществом предусмотренной ст. 147 Федерального закона N 311-ФЗ процедуры возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, достаточности комплекта документов для рассмотрения таможенным органом заявления о возврате по существу и отсутствия оснований как для оставления заявления о возврате без рассмотрения, возврата его обществу, так и оснований для отказа в возврате излишне уплаченных таможенных пошлин в размере 3 200 766 468,94 руб. Суды также пришли к выводу о незаконности истребования у общества корректировок деклараций на товары (ПГТД) в качестве документов, подтверждающих излишнюю уплату таможенных пошлин.
Во исполнение указанных судебных актов платежными поручениями от 08.05.2014 N 315 на сумму 185 942,59 руб., от 05.05.2014 N 919 на сумму 3 178 403 577,31 руб., от 05.05.2014 N 48 на сумму 4 839 645,06 руб., от 05.05.2014 N 657 на сумму 17 337 303,97 руб. таможенный орган вернул на расчетный счет общества денежную сумму в размере 3 200 766 468,94 руб. в полном объеме.
Между тем, проценты, подлежащие возврату обществу на основании положений п. 6 ст. 147 Федерального закона N 311-ФЗ, таможенным органом начислены и возвращены не были.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал имеющие значение для дела обстоятельства, применил нормы материального права, подлежащие применению и на их основании, сделал правомерный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Так, на основании ст. 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу ст. 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно ч. 1 ст. 147 Федерального закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В соответствии с п. 6 ст. 147 Федерального закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
В данном случае, как правильно указал суд в своем решении, право общества на получение процентов применительно к ч. 6 ст. 147 Федерального закона N 311-ФЗ рассматривается как право на финансовую компенсацию потерь, вызванных неисполнением таможенным органом своей обязанности по вынесению в установленный срок законного решения о возврате денежных средств.
Выплаты процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченных налогов по своему характеру являются компенсационно-восстановительными, поскольку выплачиваются в случаях, когда государственный орган не исполнил возложенные на него законом обязанности; положения законодательства о выплате процентов не направлены на ущемление прав налогоплательщика, а напротив, являются гарантией их восстановления, если они были нарушены государственными органами и должностными лицами (Определение Конституционного суда РФ от 23.06.2009 N 832-О-О).
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства", в силу ч. 6 ст. 147 Закона о таможенном регулировании возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, осуществляющего администрирование данных денежных средств, в срок, не превышающий одного месяца со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
Исходя из правовой позиции ВАС РФ, изложенной в постановлении от 29.11.2005 N 7528/05, проценты начисляются на сумму, подлежащую возврату обществу, и с того момента, когда она должна быть возвращена в силу закона, если бы таможенный орган своевременно принял надлежащее решение.
Проценты подлежат начислению за весь период пользования чужими средствами в виде налоговых платежей, включая день фактического возврата средств на расчетный счет налогоплательщика в банке, поскольку в этот день имеются как незаконное удержание налоговым органом этих средств, так и исполнение им обязанности по их возврату, а начало исчисления этого периода приходится на день, следующий за днем изъятия средств у налогоплательщика (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.12.2013 N 11675/13).
При расчете суммы процентов должны приниматься во внимание следующие правила: при определении периода просрочки - фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк), при определении ставки процентов - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, деленная на количество дней в соответствующем году (365 или 366 дней) (Постановление Президиума ВАС РФ от 21.01.2014 N 11372/13).
Судебными актами по делу N А40-121179/2013 установлено своевременное представление обществом в таможенный орган заявления о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин с полным комплектом документов, предусмотренных ст. 147 Федерального закона N 311-ФЗ, сведения в которых были достаточны для выявления суммы излишней уплаченной таможенной пошлины. Корректировки деклараций на товары не предусмотрены ст. 147 Федерального закона N 311-ФЗ в качестве документов, подтверждающих излишнюю уплату таможенных пошлин. Основания для оставления заявления общества без рассмотрения и его возврата обществу отсутствовали. Основания для отказа в возврате излишне уплаченных таможенных пошлин также отсутствовали.
На основании п. 2 ст. 69 АПК РФ указанные обстоятельства, как установленные вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Москвы от 09.12.2013 N А40-121179/2013, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом настоящего дела. Судебные акты по делу N А40-121179/2013 носят преюдициальный характер.
В соответствии с п. 1 ст. 5 ТК ТС срок, установленный таможенным законодательством таможенного союза, определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, днями или часами. Если таможенным законодательством таможенного союза не установлен специальный порядок исчисления сроков, для определения начала и окончания сроков, определенных периодом времени, в таможенном законодательстве таможенного союза применяются правила, предусмотренные пунктами 3 - 8 настоящей статьи (п. 2 ст. 5 ТК ТС).
Пунктами 3, 5 статьи 5 ТК ТС определено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало; срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.
В нарушение п. 6 ст. 147 Федерального закона N 311-ФЗ до настоящего момента таможенным органом не выплачены обществу проценты в размере 230 060 696,80 руб., подлежащие начислению на сумму неправомерно не возвращенных в установленный срок излишне уплаченных таможенных пошлин в размере 3 200 766 468,94 руб.
Расчет процентов проверен судом, признан верным и ответчиком не опровергнут.
Учитывая данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Нормы материального права применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут явиться основанием для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины правомерно взысканы судом в соответствии со ст. 110 АПК РФ с ответчика в пользу заявителя.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным, обоснованным и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.04.2015 по делу N А40-12451/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья
И.Б.ЦЫМБАРЕНКО

Судьи
С.Л.ЗАХАРОВ
И.А.ЧЕБОТАРЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)