Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.03.2015 N 15АП-2513/2015 ПО ДЕЛУ N А53-20390/2014

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2015 г. N 15АП-2513/2015

Дело N А53-20390/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Гуденица Т.Г., Ефимовой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смородиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 13.01.2015 N 02-32/0015 Смольякова Е.А., удостоверение.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ростовской таможни
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.12.2014 по делу N А53-20390/2014,
принятое судьей Воловой Н.И.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КубаньЭлектро"
к заинтересованному лицу Ростовской таможне
о признании незаконными действий

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Кубаньэлектро" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовской таможне (далее - таможенный орган) о признании незаконными действия Ростовской таможни; о признании недействительным требования об уплате таможенных платежей от 08.07.2014 N 253.
Заявленные требования мотивированы тем, что решение таможни о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ 10313070/090713/0008280 вынесено необоснованно, документальный лист спорного сертификата полностью соответствует требованиям Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных Соглашением от 20.11.2009 "О правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств" Решением Арбитражного суда Ростовской области от 26.12.2014 действия Ростовской таможни по отмене тарифных преференций в отношении товаров, оформленных по ДТ N 10313070/090713/0008280, выразившиеся в принятии корректировки декларации на товар от 02.07.2014, путем заполнения формы КДТ, признаны незаконными.
Ростовская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.12.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе таможенный орган указал на то, что решение об отмене тарифных преференций соответствует требованиям таможенного законодательства, ссылаясь на необоснованность вывода суда первой инстанции об относимости сертификата и дополнительного листа.
Отзыв на апелляционную жалобу представлен не был.
В судебном заседании суд, проверив наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, совещаясь на месте, определил рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "КубаньЭлектро". Представитель Ростовской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы права и выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Просил решение суда отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "КубаньЭлектро" в 2013 году ввезло на таможенную территорию ТС товар - кабель (провод) электрический на напряжение 220 В, с изолированными проводниками из меди диаметром от 1,5 мм до 3,5 мм с оболочкой из ПВХ, заявленный код товара 8544499109 ТН ВЭД ТС, страна происхождения Республика Молдова. Указанный товар оформлен по ДТ N 10313070/090713/0008280 в Ростовской таможне.
Одновременно с предоставлением таможенной декларации в качестве основания для предоставления тарифных преференций был представлен сертификат о происхождении товара по форме СТ -1 от 05.07.2013 N А 032731.
09.07.2013 в ходе таможенного декларирования Ростовской таможней были предоставлены тарифные преференции в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины.
08.07.2014 таможня направила в адрес заявителя письмо N 20-37/14308, в котором содержалось требование об уплате таможенных платежей от 08.07.2014 N 253 и корректировка декларации на товар от 02.07.2014. Так, в требовании указано, что в связи с отменой тарифных преференций и внесением соответствующих изменений в сведения, содержащиеся в ДТ N 10313070/090713/0008280, заявителю необходимо уплатить причитающиеся таможенные платежи.
Указанное требование было выставлено таможней на основании формы корректировки декларации на товар от 02.07.2014, которая произведена в связи с тем, что должностными лицами заинтересованного лица установлено нарушение требований к заполнению сертификата о происхождении товара по форме СТ-1, а именно: к оригиналу сертификата о происхождении товара по форме СТ-1 от 05.07.2013 N А 032731 приложен дополнительный лист сертификата без указания регистрационного номера, что нарушает правила определения страны происхождения товаров, утвержденных Соглашением от 20.11.2009 "О правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств".
Не согласившись с действиями таможенного органа, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации.
Для целей настоящей статьи под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 5 Соглашения при ввозе товаров на единую таможенную территорию государств - членов Таможенного союза могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины, а в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Соглашения в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций и ввозимых на единую таможенную территорию, включенных в перечень товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на единую таможенную территорию государств-сторон предоставляются тарифные преференции, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин.
Пункт 1 статьи 62 Таможенного кодекса Таможенного Союза предусматривает, что при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации.
В соответствии с положениями статей 59, 61 Таможенного кодекса Таможенного Союза документом, подтверждающим страну происхождения товаров, в том числе является сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный компетентными органами или организациями данной страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
Согласно пункту 3 статьи 63 Таможенного кодекса Таможенного Союза в отношении товаров, указанных в пункте 1 и подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, применяются (восстанавливаются) режим предоставления тарифных преференций при условии подтверждения страны происхождения этих товаров до истечения одного года со дня регистрации таможенным органом таможенной декларации. В этом случае уплаченные суммы ввозных таможенных пошлин подлежат возврату (зачету) в соответствии с главой 13 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями раздела V "Порядок принятия решений после выпуска товаров при восстановлении режима предоставления тарифных преференций" приказа Федеральной таможенной службы России от 02.08.2012 N 1565 "Об утверждении формы и порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций" уполномоченное должностное лицо таможни осуществляет проверку документов, подтверждающих страну происхождения товаров, с целью установления достоверности сведений, подлинности и правильности их заполнения и (или) оформления, а также проверяет соблюдение иных условий предоставления тарифных преференций.
Согласно п. 6.1 раздела 6 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных Соглашением от 20.11.2009 "О правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств", для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве-участнике Соглашения в целях предоставления режима свободной торговли необходимо предоставление таможенным органам страны ввоза оригинала сертификата формы "СТ-1" или декларации о происхождении товара, который заполняется в соответствии с Требованиями и порядком заполнения сертификата о происхождении товара формы "СТ-1".
Пунктом 7.4 раздела 7 Правил предусмотрено, что в случае недостаточности места для заполнения графы 8 допускается применение дополнительного листа (листов) о происхождении товара (бланк дополнительного листа представлен в приложении 3, являющемся неотъемлемой частью Правил), заполняемого в установленном порядке (заверенного подписью, печатью и имеющего тот же регистрационный номер, который указан в графе 4 сертификата). Сертификат формы СТ-1, не признанный таможенными органами страны ввоза, может быть впоследствии признан ими на основании соответствующего письма уполномоченного органа, выдавшего сертификат формы СТ-1, с уточнением сведений, указанных в сертификате.
9.3. Сертификат может быть не признан действительным таможенными органами страны ввоза в случае, если:
- в течение суммарного срока 6 месяцев (3 месяца с даты первичного запроса и 3 месяца с даты повторного запроса) таможенными органами страны ввоза не получен ответ относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара;
- у таможенных органов страны ввоза есть подтвержденные сведения от компетентных органов страны вывоза о том, что сертификат не выдавался (фальсифицирован) или выдан на основании недействительных документов и/или недостоверных сведений;
- по результатам исследований, осуществленных таможенными органами страны ввоза, и на основании информации, полученной по запросам, направленным в компетентные органы страны вывоза или страны происхождения товара, таможенными органами страны ввоза выявлено, что сертификат формы СТ-1 выдан в нарушение требований, установленных Правилами определения страны происхождения товаров.
В силу пункта 4 статьи 61 ТК ТС, если сертификат оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.
В случае необходимости, взамен сертификата, не признанного таможенными органами страны ввоза, может быть выдан новый сертификат в порядке, установленном Правилами определения страны происхождения товаров.
Из материалов дела усматривается, что по ДТ N 10313070/090713/0008280 задекларирован товар N 1 - "кабель (провод) электрический на напряжение 220 В...", общим весом нетто 19027 кг, общим весом брутто 19027 кг, заявленный код товара 8544499109 ТН ВЭД ТС, страна происхождения товара - Республика Молдова.
В качестве основания предоставления тарифных преференций таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации был предоставлен сертификат о происхождении товара по форме "СТ-1" от 05.07.2013 N А 032731, выданный Таможенной Службой Республики Молдова.
Тарифные преференций для товара N 1 - "кабель (провод) электрический на напряжение 220 В", задекларированного по ДТ N 10313070/090713/0008280 были представлены обществу, однако, в ходе проведения ведомственного контроля Ростовской таможней по результатам анализа пакета документов ДТ N 10313070/090713/0008280 установлено нарушение требований к заполнению сертификата о происхождении товара формы "СТ-1": к оригиналу сертификата о происхождении товара по форме "СТ-1" от 05.07.2013 N А032731 приложен дополнительный лист сертификата без указания регистрационного номера.
Так, таможенный орган пришел к выводу о том, что сертификат о происхождении товара формы "СТ-1" заполнен с нарушениями Требований и порядка заполнения сертификата
Согласно п. 8.2 Соглашение Правительств государств - участников стран СНГ от 20.11.2009"О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств" в случае утраты или повреждения сертификата формы СТ-1 выдается его дубликат. При выдаче дубликата в графе 12 "Удостоверение" указывается дата выдачи дубликата, а в графе 5 "Для служебных отметок" указываются слово "Дубликат", номер и дата утраченного или поврежденного оригинала сертификата формы СТ-1. Дубликат сертификата вступает в силу с даты выдачи оригинала.
Как следует из п. 3.1 ГОСТ Р 7.0.8-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" дубликат документа представляет собой повторный экземпляр подлинника документа, обладающего той же юридической силой, что и подлинник.
Апелляционным судом установлено, что в материалы дела представлен дубликат от 13.08.2014 N А057563 к сертификату о происхождении товара от 05.07.2013 N А032731 (л.д. 114-115).
В соответствии с приведенным выше п. 8.2 Соглашения, в п. 5 дубликата указано "Дубликат к сертификату Номер А032731 от 05.07.2013".
К указанному дубликату сертификата приложен дополнительный лист, с указанием номера N А057563, что подтверждает его принадлежность.
Представленный дубликат не содержит нарушений Требований и порядка заполнения сертификата, установленного Правилами.
Допущенная обществом ошибка, выразившаяся в ненанесении номера сертификата, носит технический характер и не свидетельствует о недоказанности права на тарифные преференции.
Так, судом первой инстанции верно установлено, что дополнительный лист сертификата относится к сертификату формы "СТ-1" N А032731 от 05.07.2013, оба имеют одинаковый регистрационный номер и выданы именно на товар, заявленный в спорной декларации.
Пунктом 3 статьи 31 Закона предусмотрено, что в случае возникновения сомнений относительно безупречности сертификата или содержащихся в нем сведений, включая сведения о стране происхождения товара, таможенный орган Российской Федерации может обратиться к органам, выдавшим сертификат, или к компетентным организациям страны, указанной в качестве страны происхождения товара, с просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.
Доказательств об обращении таможенного органа к уполномоченным организациям с соответствующим запросом в материалы дела не представлено.
Повторно исследовав представленные материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что обществом в полном объеме соблюдены установленные действующим законодательством Российской Федерации требования для предоставления тарифных преференций, в том числе соблюдено условие происхождения закупаемого товара из развивающейся страны, в отношении которой применяется преференциальный режим.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.12.2014 по делу N А53-20390/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО

Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.Ю.ЕФИМОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)