Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.07.2014 ПО ДЕЛУ N А41-56850/13

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2014 г. по делу N А41-56850/13


Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Малоуховой В.Н.,
при участии в заседании:
от ООО "РУСАЗИЯ" - Такташев Р.Р., представитель по доверенности от 24.06.2013,
от Домодедовской таможни - Григорьев С.С., представитель по доверенности от 28.07.2014 N 05-10/12030,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РУСАЗИЯ" на решение Арбитражного суда Московской области от 04.03.2014 по делу N А41-56850/13, принятое судьей А.Э. Денисовым, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Русазия" к Домодедовской таможне об оспаривании решения государственного органа,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Русазия" (далее - ООО "Русазия", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Домодедовской таможне (далее - таможня, таможенный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения о корректировке таможенной стоимости товаров N 10002010/270113/0003915.
Определением Арбитражного суда Московской области от 28.10.2013 суда по делу N А41-43517/13 в отдельное производство выделено требование о признании незаконным решения о корректировке таможенной стоимости товаров N 10002010/270113/0003915 (том 1, л.д. 43-44).
Решением Арбитражного суда Московской области от 04.03.2014 по делу N А41-56850/13 отказано в удовлетворении заявления ООО "Русазия" к Домодедовской таможне о признании незаконным решения о корректировке таможенной стоимости товаров N 10002010/270113/0003915 (том 3 л.д. 217-219).
Не согласившись с указанным судебным актом ООО "Русазия" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение 04.03.2014 отменить, заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель ООО "Русазия" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Домодедовской таможни возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 АПК РФ.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, 01.10.2011 между обществом и компанией "Impex gourmet CO., LTD" (Таиланд) заключен контракт купли-продажи N 1.
Обществом во исполнение принятых обязательств по контракту на территорию Российской Федерации ввезены свежие цветы и свежие части растений различных наименований, фрукты, в целях таможенного оформления которых подана декларация на товар (далее - ДТ) N 10002010/270113/0003915.
В связи с необходимостью представления дополнительных документов (прайс-лист производителя, бухгалтерские документы об оприходовании товара), таможенным органом принято решение о проведении дополнительной проверки от 28.01.2013.
Товар выпущен под обеспечение уплаты таможенных платежей по таможенной расписке N ТР-6307521 в размере 159 175 рублей 75 копеек.
Таможенный орган полагая, что сведения, относящиеся к определению таможенной стоимости, заявленной декларантом, не основываются на документально подтвержденной информации, и на этом основании 29.04.2013 принял решение о корректировке таможенной стоимости, в котором указал обществу на необходимость определения таможенной стоимости товаров с использованием другого метода (том 3, л.д. 63-69).
Ввиду отказа общества таможня самостоятельно определила таможенную стоимость по ряду заявленных к таможенному оформлению товаров по шестому (резервному) методу в решениях о корректировке таможенной стоимости товара, принятых в форме КТС и ДТС-2 от 03.06.2013.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Русазия" обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что решения таможни о корректировке таможенной стоимости товара, принятые в форме КТС и ДТС-2 от 03.06.2013, соответствуют таможенному законодательству и не нарушают прав заявителя в сфере экономической и предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закон у или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла названных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, предметом доказывания по настоящему делу является одновременное несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемыми действиями прав и законных интересов заявителя.
Статьей 1 Договора "О Таможенном кодексе таможенного союза" от 27.11.2009, принятого Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17 установлено, что стороны принимают Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), который приведен в приложении, являющимся неотъемлемой частью настоящего Договора.
Положения настоящего Кодекса имеют преимущественную силу над иными положениями таможенного законодательства таможенного союза.
Таким образом, с 01.07.2010 на территории Российской Федерации введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза, нормы которого имеют прямое действие.
В соответствии со статьей 9 ТК ТС любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - членов Таможенного Союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
По выбору лица товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК ТС. При этом лицо вправе изменить выбранную таможенную процедуру на другую (пункты первый, второй статьи 203 ТК ТС). Обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру возлагается на декларанта (статья 205 ТК ТС).
Помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру. Помещение товаров под таможенную процедуру завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой (пункты 1, 3 статьи 174 ТК ТС).
Перечень документов и сведений, необходимых для выпуска товаров, и сроки их представления устанавливаются ТК ТС. Документы, необходимые для выпуска товаров, могут быть представлены в форме электронных документов (пункты 2, 4 статьи 176 ТК ТС).
Статьей 179 ТК ТС предусмотрено, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно пункту первому статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств-членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных настоящим ТК ТС, - таможенным органом (пункт третий статьи 64 ТК ТС).
Соглашением от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" (далее - Соглашение), установлены единые правила определения таможенной стоимости товаров в целях применения Единого таможенного тарифа таможенного союза. Положения Соглашения применяются в случае, если товары фактически пересекли таможенную границу таможенного союза при ввозе на единую таможенную территорию таможенного союза, и в отношении таких товаров впервые после пересечения таможенной границы заявляется таможенный режим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения.
Согласно части 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
В соответствии с частью 4 статьи 65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Пунктом 1 статьи 4 Соглашения установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи *** названного Соглашения, при любом из условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: установлены совместным решением органов таможенного союза; ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров,
2) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (п. 2 ст. 4 Соглашения).
Согласно пункту 1 статьи 10 Соглашения в случае, если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 Соглашения, таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на единой таможенной территории таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения.
Таким образом, основой для определения таможенной стоимости товара является цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза.
Статьей 68 ТК ТС предусмотрено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.
Из материалов дела следует, что общество в подтверждение заявленной таможенной стоимости ввозимого товара представило документы, установленные Перечнем документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость, утвержденным решением Комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 N 376 - Приложение N 1 к порядку декларирования таможенной стоимости товаров в, а именно: внешнеторговый контракт от 01.10.2011 N 1, паспорт сделки N 11110140/1481/1948/2/0, дополнение к договору - спецификации, инвойсы на поставку, экспортную декларацию, в которой указана цена товара, авианакладные.
Таможенная стоимость товара, определенная декларантом, подтверждается документами, выражающими содержание сделки, содержащими ценовую информацию, относящуюся к количественно определенным характеристикам товара, информацию об условиях его поставки и оплаты согласно формулировке статьи 4 соглашения.
Таким образом, указанная в декларациях на товары стоимость товара полностью совпадает со всеми коммерческими документами и с ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате продавцу согласно формулировке статьи 4 соглашения.
Принимая решения о корректировке таможенной стоимости товара, таможенный орган указал, что копия контракта от 01.10.2011 N 1, представленная обществом в таможенный орган при таможенном оформлении, отличается от копии контракта N 1 от 01.10.2011, полученного таможенным органом из отделения Сбербанка России, осуществляющего расчетно-кассовое обслуживание общества в части условий поставки, в контракте представленном в таможню указано СРТ, а в контракте из банка - FCA.
При этом необходимо отметить, что получив из банка копию контракта, таможенный орган не запросил у общества пояснения относительно разных редакций контракта и не затребовал оригинал контракта.
Материалами дела подтверждено, что контракт от 01.10.2011, действовавший на период поставки товара 01.03.2013, с учетом дополнительного соглашения от 27.12.2012 N 3 содержит условия поставки СРТ, которое было также представлено в таможенный орган при декларировании.
С учетом дополнительного соглашения от 27.12.2012 пункт 2.2 контракта указывает, что продавец продает товар на условиях "CPT - аэропорт России (Москва)" (ИНКОТЕРМС-2010). Иные условия поставки также могут быть использованы при необходимости в зависимости от конкретной поставки, должны быть указаны в спецификации и в инвойсе на данную поставку. По умолчанию подразумеваются условия поставки - СРТ".
Поставка товара по контракту от 01.10.2011 на условиях СРТ подтверждается следующими документами: спецификациями, в которых указана поставка товара на условиях СРТ Москва по контракту от 01.10.2011 N 1, инвойсами, в которых указана поставка товара на условиях СРТ Москва по контракту от 01.10.2011 N 1; авианакладными, в которых указаны номера инвойсов с условиями поставки СРТ Москва по контракту от 01.10.2011 N 1, а в инвойсах имеется ссылка на эти авианакладные; коммерческим предложением, подписанным и заверенным печатью продавца (прайс на двух языках), в котором указаны условия поставки СРТ Москва.
Таким образом, поставка и цена товара на условиях поставки СРТ документально подтверждена и соответствует условиям контракта.
Также таможенным органом не указано, каким образом наличие полученной из банка копии контракта в другой редакции повлияло на величину таможенной стоимости товаров, по которым произведена корректировка.
Фактическое исполнение сделки на условиях поставки СРТ устраняет сомнения в ее заключении на указанных условиях, факт перемещения указанного в спорных ДТ товара и реального осуществления сделки между участниками внешнеторгового контракта таможней не оспаривается.
Кроме того, представленная в банк копия контракта не содержит цены сделки. Цена сделки определяется спецификацией.
То обстоятельство, что таможенным органом из банка была получена не та редакция контракта, которая представлена при таможенном оформлении, не лишает представленный в таможенный орган контракт юридической силы, в связи с чем, не является основанием для вывода об исключении представленного в таможню контракта из документов, подтверждающих цену и иные условия поставки товаров, и также не может являться основанием для вывода о недостоверности заявленных декларантом сведений о таможенной стоимости товаров при наличии иных сведений о цене, согласованной и уплаченной по контракту, и об условиях поставки.
Данная позиция подтверждается судебно-арбитражной практикой (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16.07.2014 по делу N А41-30837/14).
В силу изложенных обстоятельств у таможни отсутствовали правовые основания для принятия решения о корректировке таможенной стоимости товара в форме КТС и ДТС-2 от 03.06.2013.
Таким образом, судом первой инстанции необоснованно отказано в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Русазия" к Домодедовской таможне о признании незаконным решения о корректировке таможенной стоимости товаров N 10002010/270113/0003915.
Доводы таможни о том, что некоторые пункты контракта, представленного в таможню, не совпадают с пунктами контракта, который находится в банке и это может повлиять на цену сделки, отклоняется судебной коллегией, поскольку не подтвержден документально, а также не установлен в решениях о корректировке.
Довод таможенного органа, что величина транспортных расходов по а/н составляет 968 639 тайских бат и превышает стоимость самой поставки опровергается документами, содержащимися в материалах дела.
Ссылка таможенного органа на отсутствие у него ценовой и иной информации для использования какого-либо метода определения таможенной стоимости может быть принята во внимание как обоснование неприменения этого метода лишь в случае подтверждения объективной невозможности получения или использования такой информации, в том числе содержащейся в базах данных таможенных органов.
В решении о корректировке таможенной стоимости товаров от 29.04.2013, таможенный орган указывает, что запрошенные документы и сведения в рамках установленных сроков в таможенный орган не поступали.
Вместе с тем, общество в подтверждение заявленной таможенной стоимости ввозимого товара представило документы, установленные Перечнем документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость, утвержденным решением Комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 N 376 - Приложение N 1 к порядку декларирования таможенной стоимости товаров в, а именно: внешнеторговый контракт от 01.10.2011 N 1, паспорт сделки N 11110140/1481/1948/2/0, дополнение к договору - спецификации, инвойсы на поставку, экспортную декларацию, в которой указана цена товара, авианакладные..
В соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" утвержден Порядок контроля таможенной стоимости товаров (далее - Порядок), главой III вышеуказанного Порядка, пунктом 15 установлено, что днем исполнения декларантом (таможенным представителем) обязанности по представлению дополнительно запрошенных документов, сведений и пояснений считается дата их регистрации в таможенном органе в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, если документы были представлены декларантом (таможенным представителем) непосредственно в таможенный орган, либо дата отправки на почтовом штемпеле при представлении документов по почте.
Таким образом, в нарушение требований решения Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" не дана оценка представленным документам обществом, что является нарушением ТК ТС, Решения Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" таможенным органом не были учтены документы отправленные в срок установленный Порядком, что ущемляет законные права и интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Материалами дела подтверждено, что контракт от 01.10.2011, действовавший на период поставки товара 03.03.2013, с учетом дополнительного соглашения от 27.12.2012 N 1/1 содержит условия поставки СРТ, которое было также представлено в таможенный орган при декларировании.
С учетом дополнительного соглашения от 27.12.2012 пункт 2 контракта указывает, что продавец продает товар на условиях "CPT - аэропорт России (Москва)" (ИНКОТЕРМС-2010). Иные условия поставки также могут быть использованы при необходимости в зависимости от конкретной поставки, должны быть указаны в спецификации и в инвойсе на данную поставку. По умолчанию подразумеваются условия поставки - СРТ".
Поставка товара по контракту от 01.10.2011 на условиях СРТ подтверждается следующими документами: спецификациями, в которых указана поставка товара на условиях СРТ Москва по контракту N 1 от 01.10.2011, инвойсами, в которых указана поставка товара на условиях СРТ Москва по контракту от 01.10.2011 N 1; авианакладными, в которых указаны номера инвойсов с условиями поставки СРТ Москва по контракту от 01.10.2011 N 1, а в инвойсах имеется ссылка на эти авианакладные; коммерческим предложением, подписанным и заверенным печатью продавца (прайс на двух языках), в котором указаны условия поставки СРТ Москва.
Таким образом, поставка и цена товара на условиях поставки СРТ документально подтверждена и соответствует условиям контракта.
Доказательств того, что поставка товара осуществлялась на иных основаниях, нежели указанных в контракте, представленном в таможню, материалы дела не содержат.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, апелляционный суд приходит к выводу о незаконности решения Домодедовской таможни о корректировке таможенной стоимости товара, принятое в форме КТС и ДТС-2 от 03.06.2014 по ДТ N 10002010/270113/0003915 и наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1, части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 04 марта 2014 года по делу N А41-56850/13 отменить.
Признать незаконным решение Домодедовской таможни о корректировке таможенной стоимости товара, принятое в форме КТС и ДТС-2 от 03.06.2014 по ДТ N 10002010/270113/0003915.

Председательствующий
М.В.ИГНАХИНА

Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Е.А.МИЩЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)