Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.01.2014 ПО ДЕЛУ N А21-5154/2013

Разделы:
Таможенные процедуры и режимы; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 2014 г. по делу N А21-5154/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Савицкой И.Г.
судей Лопато И.Б., Фокиной Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Брюхановой И.Г.,
при участии:
- от заявителя: Таюрского В.А. по доверенности от 17.01.2013;
- от заинтересованного лица: Чужайкина А.М. по доверенности от 17.12.2013 N 05-35/31419;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25535/2013) Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.10.2013 по делу N А21-5154/2013 (судья Мялкина А.В.), принятое
по заявлению ООО "Максимум"
к Калининградской областной таможне
о признании недействительными решения, требования

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Максимум" (ОГРН 1073905003017; г. Калининград, ул. Транспортная, д. 17А; далее - ООО "Максимум, общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Калининградской областной таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 29.05.2013 N 10226000/290513/0000003 о взыскании денежных средств в бесспорном порядке.
Заявление принято к производству, делу присвоен N А21-5154/2013.
ООО "Максимум" обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным требования Калининградской областной таможни от 12.04.2013 N 10226000/120413/0000063 об уплате таможенных платежей.
Заявление принято к производству, делу присвоен N А21-5362/2013.
Определением суда от 19.09.2013 дела NN А21-5154/2013, А-21-5362/2013 объединены в одно производство, делу присвоен N А21-5154/2013.
Решением суда первой инстанции от 10.10.2013 заявление ООО "Максимум" удовлетворено в полном объеме.
В апелляционной жалобе таможня просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела. Как указывает податель жалобы, спорные транспортные средства, задекларированные по ГТД NN 10205010/260307/0009697, 10205010/040707/0023836, были помещены под таможенный режим временного ввоза, однако были использованы в нарушение условий использования, а именно использованы во внутренней перевозке по таможенной территории таможенного союза без разрешения таможенного органа, что является нарушением пункта 2 статьи 344 Таможенного Кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС), а кроме того, перевозка осуществлялась не до места по возможности близко к месту разгрузки для международной перевозки, внутренние перевозки совершены не в попутном направлении. В связи с этим таможней в адрес общества обоснованно было направлено требование об уплате таможенных платежей и принято решение о бесспорном взыскании.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель общества возражал против ее удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Калининградским таможенным постом Калининградской областной таможни по грузовым таможенным декларациям (далее - ГТД) NN 10205010/260307/0009697, 10205010/0407/070023836 выпущены условно седельные тягачи марки DAF-XF 105.460, VIN/шасси: XLRTE47MSOE760000 и XLRTE47MSOE771801 (далее - транспортные средства) с внесением в ГТД отметки о том, что разрешается временный ввоз указанных транспортных средств до 24.02.2017 и до 17.06.2017 соответственно, условный выпуск, допускается использование только для международных перевозок товаров.
До истечения срока временного ввоза таможней было установлено, что указанные транспортные средства были использованы обществом в нарушение условий использования, установленных при помещении данных седельных тягачей под таможенный режим "временный ввоз", а именно использование транспортных средств международной перевозки во внутренней перевозке по таможенной территории таможенного союза без разрешения таможенного органа (международная перевозка по маршруту: Литовская Республика, г. Вильнюс - Республика Беларусь, г. Могилев; внутренняя перевозка по маршруту: Республика Беларусь, г. Могилев - Российская Федерация, Калининградская область, Неманский район, стройплощадка Балтийской АЭС. Согласно представленным документам, общество предполагало осуществить международную перевозку по маршруту: Российская Федерация, Калининградская область, г. Гвардейск - Литовская Республика, г. Вильнюс).
По данному факту 04.04.2013 должностными лицами Центрального таможенного поста Калининградской областной таможни составлены акты проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств N 10226000/010/040413/А0002 (ГТД N 10205010/260307/0009697) и N 10226000/010/040413/А0003 (ГТД N 10205010/040707/0023836).
09.04.2013 таможней оформлены акты об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей N 10226000/0090413/0000052 (акт таможенного поста N 10226000/010/040413/А0002) и N 10226000/090413/0000053 (акт таможенного поста N 10226000/010/040413/А0003).
Обществу направлено требование от 12.04.2013 N 10226000/120413/0000063 об уплате таможенных платежей в размере 3 818 569 руб. 68 коп.
В связи с тем, что указанное требование в добровольном порядке обществом исполнено не было, таможней принято решение от 29.05.2013 N 10226000/290513/0000003 о взыскании денежных средств в бесспорном порядке.
Не согласившись с указанными требованием и решением, общество обратилось в суд с соответствующими заявлениями по настоящему делу.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что осуществление внутренней перевозки по маршруту: Республика Беларусь, г. Могилев, то есть из места завершения международной перевозки груза - Российская Федерация, Калининградская область, Неманский район, стройплощадка Балтийской АЭС, то есть до места или по возможности близко к месту, где транспортное средство должно загружаться товаром, предназначенным для вывоза с таможенной территории Российской Федерации, то есть - Российская Федерация, Калининградская область, г. Гвардейск - Литовская республика, г. Вильнюс без совершения промежуточных операций не противоречит положениям приведенных выше норм и не влечет обязанность по уплате таможенных платежей.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
В соответствии с подпунктом 40 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) под транспортными средствами международной перевозки понимаются транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.
Порядок перемещения транспортных средств международных перевозок и их использования регулируется главой 48 ТК ТС.
В силу пункта 2 статьи 342 ТК ТС транспортные средства международной перевозки, временно ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, имеют статус иностранных товаров.
Согласно части 3 пункта 2 статьи 344 ТК ТС особенности использования транспортных средств международной перевозки во внутренней перевозке по таможенной территории Таможенного союза определяются международным договором государств - членов Таможенного союза.
Так, статья 2 Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 18.06.2010 "Об особенностях использования транспортных средств международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также прицепов, полуприцепов, контейнеров и железнодорожного подвижного состава, осуществляющих перевозку грузов и (или) багажа для внутренней перевозки по таможенной территории Таможенного союза" определяет категории транспортных средств международной перевозки, использование которых для внутренней перевозки по таможенной территории таможенного союза не допускается. К таким категориям транспортных средств, в частности, отнесены прицепы, полуприцепы.
Пунктом 2 статьи 344 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) на таможенной территории таможенного союза не допускается, в том числе использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки для перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающейся и завершающейся на таможенной территории таможенного союза.
Использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки либо их передача иным лицам в случаях, указанных в части первой пункта 2 настоящей статьи, допускаются при условии помещения этих транспортных средств под таможенные процедуры
В случае совершения указанных действий без помещения временно ввезенных транспортных средств международной перевозки под таможенные процедуры подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких транспортных средств международной перевозки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным на день регистрации таможенной декларации на транспортное средство. При этом сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается первый день совершения указанных действий, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом таможенной декларации на транспортное средство (пункт 3 статьи 344 ТК ТС).
Из материалов дела следует, что временно ввезенное транспортное средство международной перевозки было использовано для перевозки груза по маршруту Литва - Республика Беларусь - Калининградская область.
Судом первой инстанции установлено и не опровергнуто таможенным органом, что транспортные средства из Республики Беларусь следовали в Российскую Федерацию, Калининградская область с целью осуществления международной перевозки по маршруту: Российская Федерация, Калининградская область, г. Гвардейск - Литовская Республика, г. Вильнюс, то есть из места завершения международной перевозки до места, предназначенного для международной перевозки груза из Российской Федерации в Литовскую Республику.
При осуществлении маршрута: Республика Беларусь, г. Могилев - Российская Федерация, Калининградская область, г. Гвардейск, обществом был принят к перевозке груз по адресу: Российская Федерация, Калининградская область, Неманский район, пос. Лукино. Общество считает, что оно правомерно приняло груз к перевозке, поскольку спорная перевозка осуществлялась в попутном направлении к месту близкому к тому, где должны быть загружены транспортные средства товаром для перевозки в Литовскую Республику, г. Вильнюс.
В обоснование своей позиции общество обоснованно сослалось на Совместный Приказ ГТК и Минтранса России N 189/970, а также Решение Комиссии Таможенного Союза от 18.06.2010 N 331, согласно которым транспортные средства, помещенные под таможенный режим временного ввоза с полным условным освобождением от таможенных процедур могут использоваться для международных перевозок грузов, включая перевозку в попутном направлении.
Таким образом, в данном случае довод таможенного органа о нарушении обществом условия использования транспортных средств, заявленных в режиме временного ввоза, следует признать несостоятельным.
Кроме этого, начисление таможенных платежей должно производиться таможенным органом в соответствии с соблюдением требований, установленных законодательством, действующим на момент проведения проверки и выставления оспариваемого требования.
Так, по результатам камеральной таможенной проверки, проведенной на основании статьи 131 ТК ТС, таможенный орган, установив со стороны общества нарушение условий предоставления льготы по уплате таможенных пошлин, налогов при ввозе в таможенном режиме временного ввоза транспортных средств, имеет право произвести начисление таможенных платежей. Вместе с тем, начисление таможенных платежей должно производиться таможенным органом в соответствии с соблюдением требований, установленных законодательством, действующим на момент проведения проверки и выставления оспариваемого требования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 91 ТК ТС взыскание неуплаченных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов.
Согласно части 1 статьи 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о неуплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.
При проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа не позднее пяти рабочих дней после дня получения таможенным органом, производившим выпуск товара, копий акта таможенной проверки и соответствующего решения (соответствующих решений) в сфере таможенного дела (часть 7 статьи 152 Закона о таможенном регулировании).
Порядок оформления результатов таможенной проверки установлен статьей 178 Закона о таможенном регулировании, частью 5 которой предусмотрено, что в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов на основании акта таможенной проверки начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего проверку, либо лицо, им уполномоченное, одновременно принимает соответствующее решение (соответствующие решения) в сфере таможенного дела, если принятие такого решения (таких решений) входит в его компетенцию. При этом первый экземпляр акта таможенной проверки приобщается к материалам таможенной проверки, второй экземпляр акта таможенной проверки и решение (решения) не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки вручаются проверяемому лицу и (или) плательщику таможенных пошлин, налогов или направляются в их адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Копии акта и решения (решений) в случае его (их) принятия таможенным органом, проводившим проверку, направляются в таможенный орган, в регионе деятельности которого был произведен выпуск товара, не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки для осуществления действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и выставления требования об уплате таможенных платежей в соответствии с данным Федеральным законом.
Следовательно, по результатам таможенной проверки таможня обязана составить акт, которым фиксируется факт неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, принять решение об их взыскании и направить в таможенный орган, в регионе деятельности которого был произведен выпуск товара.
О необходимости составления акта таможенной проверки и принятия решения в сфере таможенного дела указано также в пунктах 2, 3 Приказа Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 20.04.2011 N 823 "Об утверждении Порядка взаимодействия таможенных органов при реализации решения (решений) таможенного органа, проводившего таможенную проверку" (далее - Приказ " 823).
Вместе с тем таможней решение в сфере таможенного дела по результатам таможенной проверки, выявившей неуплату таможенных платежей, в отношении Общества, не принималось, несмотря на то, что на необходимость принятия такого решения прямо указано в заключительном разделе актов проверки документов и сведений после выпуска товаров от 04.04.2013 N 10226000/010/040413/А0002 и N 10226000/010/040413/А0003. Акты проверки от 04.04.2013 и акты об обнаружении факта неуплаты таможенных платежей от 09.04.2013 не содержат подробного расчета подлежащих уплате таможенных платежей.
Неисполнение таможней нормативно предусмотренной обязанности по принятию решения по результатам проверки лишает возможности в данном случае как общество, так и суд, проверить обоснованность произведенных начислений таможенных платежей, в том числе соблюдение условий, предусмотренных статьей 212 ТК РФ.
При таких обстоятельствах, требование таможни от 12.04.2013 N 10226000/120413/0000063 об уплате таможенных платежей правомерно признано судом первой инстанции недействительным, равно как и выставленное на его основании решение от 29.05.2013 N 10226000/290513/0000003 о взыскании денежных средств в бесспорном порядке.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.10.2013 по делу N А21-5154/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
И.Г.САВИЦКАЯ

Судьи
И.Б.ЛОПАТО
Е.А.ФОКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)