Судебные решения, арбитраж
Ввоз автомобилей; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Медведева М.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Стаховой Т.М.
судей Бакуменко Т.Н., Чуфистова И.В.
при секретаре У.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N 2-3642/2013 по апелляционной жалобе Ш. на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 18 ноября 2013 года, постановленное по заявлению Ш. о признании незаконным отказа УГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в постановке автомобиля на регистрационный учет, обязании произвести регистрационные действия и выдать паспорт транспортного средства,
заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., судебная коллегия
установила:
Ш. обратилась в суд с заявлением, в котором просила обязать УГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области произвести регистрацию транспортного средства <...>, <...> года выпуска, VIN <...>, номер кузова VIN <...>, номер двигателя <...>, цвет <...>, выдать паспорт на указанное транспортное средство.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 18 ноября 2013 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда, полагая, его постановленным с нарушением норм материального права и неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебное заседание Ш. не явилась, представила телефонограмму об отложении судебного заседания в связи с болезнью, однако доказательств, подтверждающих данное обстоятельство (например, копию листка временной нетрудоспособности), не представила.
Представитель УГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о времени судебного разбирательства извещен, в суд не явился, доказательств уважительности причин неявки или ходатайства об отложении судебного заседания, не представил.
Руководствуясь ч. 2 ст. 257, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд указал, что соответствие автомашины требованиям безопасности дорожного движения и возможность ее эксплуатации по дорогам общего пользования, а также добросовестная неосведомленность Ш. при совершении покупки автомашины об отсутствии надлежащего таможенного оформления кузова машины, не имеют существенного значения для разрешения спора и не влекут возложение на органы ГИБДД МВД России обязанности допустить транспортное средство к участию в дорожном движении путем его государственной регистрации.
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда.
Так, в соответствии с ч. 1, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
В соответствии с п. 3 Правил регистрации транспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденных Приказом МВД РФ N 1001 от 24 ноября 2008 года, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами по следующим основаниям:
- представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию;
- представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами;
- представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах;
- обнаружены признаки сокрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных);
- наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 8 Правил регистрации транспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производится на основании паспортов транспортных средств, заключенных в установленном порядке договоров либо иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования на территории Российской Федерации.
В соответствии с 51 указанных Правил не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск.
В случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится по месту прекращения (аннулирования) регистрации транспортных средств, с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства. В иных случаях, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений. Как следует из материалов дела, Ш. является собственником автомобиля <...>, <...> года выпуска, VIN <...>, номер кузова VIN <...>, номер двигателя <...>, цвет <...>, который приобретен ею по договору купли-продажи, заключенному 24 февраля 2013 года с <...>. Автомобиль передан ей с транзитными номерами <...> и паспортом транспортного средства N <...> от 24 ноября 2011 года. Из справки начальника ОП МРЭО 6 ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 10 июня 2013 года следует, что регистрации автомобиля заявителя аннулирована на основании п. 51 Правил регистрации транспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденных Приказом МВД РФ N 1001 от 24 ноября 2008 года. Между тем в ходе проверки, проведенной сотрудниками ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области признаков подделки, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на детали автомашины, сведений о похищении и розыске транспортного средства, не установлено. Более того, по результатам данной проверки установлено, что впервые государственная регистрация автомашины произведена 20 ноября 2000 года, без таможенных ограничений, на имя К., затем 4 января 2001 года автомашина перерегистрирована в ФМРЭО-14 ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (<адрес>) на имя Х. 19 августа 2011 года произведена регистрация на имя нового собственника - А., и ОП МРЭО-6 (<адрес>) выдано свидетельство о регистрации транспортного средства. 19 августа 2011 года предыдущим собственником - А. произведена замена кузова автомобиля <...>, <...> года выпуска, номер двигателя <...>, цвет <...> на кузов имеющий VIN <...>. Замена кузова зарегистрирована в МРЭО-6 УГАИ ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, выдан паспорт транспортного средства. Таким образом, автомобиль, приобретенный заявителем, состоял на учете в органах ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с 20 ноября 2000 года, без таможенных ограничений и с регистрацией замены кузова. Согласно суждению эксперта <...> N <...> от 15 июля 2013 года, принадлежащий Ш. автомобиль технически исправен, соответствует требованиям безопасности дорожного движения, и может быть допущен к эксплуатации по дорогам общего пользования. То обстоятельство, что на дату приобретения автомашины заявитель не была осведомлена и не могла знать заявителя о возможном допущении иными лицами нарушений таможенного режима выпуска автомашины, т.е. являлась добросовестным приобретателем, не может служить основанием возложения на Ш. ответственности за таможенное оформление транспортного средства. Данная правовая позиция изложена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 12 мая 2011 года N 7-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 15 и пункта 1 статьи 164 Таможенного кодекса Российской Федерации в связи жалобой гражданина В.В.Костенко". Так, в результате рассмотрения взаимосвязанных положений п. 1 ст. 15 и п. 1 ст. 164 Таможенного кодекса РФ в той мере, в какой ими регулируются отношения по поводу реализации лицом, не являющимся участником таможенных правоотношений, правомочий собственника принадлежащего ему транспортного средства, ввезенного на территорию РФ, в отношении которого не уплачены ввозные таможенные пошлины, Конституционный Суд РФ сделал вывод о том, что для лиц, которые на момент приобретения транспортного средства не знали и не должны были знать о незаконности его ввоза на территорию Российской Федерации и которые не могут рассматриваться как ответственные за таможенное оформление соответствующих транспортных средств, включая уплату таможенных платежей, поскольку на момент ввоза на территорию Российской Федерации не состояли в каких-либо отношениях по поводу указанных транспортных средств, действующее таможенное законодательство не исключает возможность осуществления правомочий собственника в отношении приобретенных им законным образом транспортных средств. Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации, признавая соответствующим Конституции Российской Федерации законоположение, запрещающее пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено, исходя прежде всего из необходимости исключения такого правового порядка, при котором имелась бы возможность легализации незаконно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации транспортных средств (поскольку тем самым наносился бы ущерб таким конституционным ценностям, как суверенитет и экономическая безопасность Российского государства, права и законные интересы граждан, и не достигалась бы цель обеспечения единого экономического пространства), вместе с тем - учитывая недопустимость создания каких-либо неблагоприятных правовых последствий для лица, которое приобрело транспортное средство, незаконно ввезенное на таможенную территорию Российской Федерации, о чем оно не знало и не должно было знать, - подчеркнул, что такое лицо является полноправным собственником данного транспортного средства. Из этого следует, что реализация добросовестным приобретателем правомочий собственника должна осуществляться независимо от того, установлено ли лицо, ответственное за таможенное оформление незаконно ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации транспортного средства, а также от того, взысканы с него фактически таможенные платежи или нет. Следовательно, признание приобретателя ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации без уплаты таможенных платежей транспортного средства собственником данного транспортного средства предполагает необходимость устранения обстоятельств, не позволяющих полноценно использовать принадлежащие ему в силу п. 1 ст. 209 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Лишение же данного лица возможности добиться реализации принадлежащих ему правомочий свидетельствовало бы о несоразмерном ограничении права собственности. Сам по себе факт неуплаты таможенных платежей лицом, ответственным за надлежащее таможенное оформление ввозимого на территорию Российской Федерации транспортного средства, не может являться препятствием для добросовестного приобретателя во владении, пользовании и распоряжении данным имуществом. Совокупность приведенных обстоятельств позволяет судебной коллегии сделать вывод о том, что при наличии доказательств добросовестности заявителя и технической безопасности автомобиля заявителя к эксплуатации по дорогам общего пользования, возможное нарушение таможенного оформления ввезенного на территорию Российской Федерации транспортного средства не могут служить основанием для отказа в государственной регистрации данного транспортного средства на имя заявителя. Руководствуясь п. 2 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 18 ноября 2013 года отменить.
Обязать Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области восстановить регистрационный учет автомашины марки <...>, <...> года выпуска, цвет <...>, VIN <...>, номер кузова <...>, номер двигателя <...>.
Обязать Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области выдать Ш., <дата> года рождения, уроженке города <адрес>, паспорт на транспортное средство - автомашину марки <...>, <...> года выпуска, цвет <...>, VIN <...>, номер кузова <...>, номер двигателя <...>.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 05.03.2014 N 33-3182/2014
Разделы:Ввоз автомобилей; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 марта 2014 г. N 33-3182/2014
Судья: Медведева М.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Стаховой Т.М.
судей Бакуменко Т.Н., Чуфистова И.В.
при секретаре У.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N 2-3642/2013 по апелляционной жалобе Ш. на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 18 ноября 2013 года, постановленное по заявлению Ш. о признании незаконным отказа УГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в постановке автомобиля на регистрационный учет, обязании произвести регистрационные действия и выдать паспорт транспортного средства,
заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., судебная коллегия
установила:
Ш. обратилась в суд с заявлением, в котором просила обязать УГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области произвести регистрацию транспортного средства <...>, <...> года выпуска, VIN <...>, номер кузова VIN <...>, номер двигателя <...>, цвет <...>, выдать паспорт на указанное транспортное средство.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 18 ноября 2013 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда, полагая, его постановленным с нарушением норм материального права и неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебное заседание Ш. не явилась, представила телефонограмму об отложении судебного заседания в связи с болезнью, однако доказательств, подтверждающих данное обстоятельство (например, копию листка временной нетрудоспособности), не представила.
Представитель УГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о времени судебного разбирательства извещен, в суд не явился, доказательств уважительности причин неявки или ходатайства об отложении судебного заседания, не представил.
Руководствуясь ч. 2 ст. 257, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд указал, что соответствие автомашины требованиям безопасности дорожного движения и возможность ее эксплуатации по дорогам общего пользования, а также добросовестная неосведомленность Ш. при совершении покупки автомашины об отсутствии надлежащего таможенного оформления кузова машины, не имеют существенного значения для разрешения спора и не влекут возложение на органы ГИБДД МВД России обязанности допустить транспортное средство к участию в дорожном движении путем его государственной регистрации.
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда.
Так, в соответствии с ч. 1, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
В соответствии с п. 3 Правил регистрации транспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденных Приказом МВД РФ N 1001 от 24 ноября 2008 года, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами по следующим основаниям:
- представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию;
- представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами;
- представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах;
- обнаружены признаки сокрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных);
- наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 8 Правил регистрации транспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производится на основании паспортов транспортных средств, заключенных в установленном порядке договоров либо иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования на территории Российской Федерации.
В соответствии с 51 указанных Правил не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск.
В случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится по месту прекращения (аннулирования) регистрации транспортных средств, с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства. В иных случаях, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений. Как следует из материалов дела, Ш. является собственником автомобиля <...>, <...> года выпуска, VIN <...>, номер кузова VIN <...>, номер двигателя <...>, цвет <...>, который приобретен ею по договору купли-продажи, заключенному 24 февраля 2013 года с <...>. Автомобиль передан ей с транзитными номерами <...> и паспортом транспортного средства N <...> от 24 ноября 2011 года. Из справки начальника ОП МРЭО 6 ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 10 июня 2013 года следует, что регистрации автомобиля заявителя аннулирована на основании п. 51 Правил регистрации транспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденных Приказом МВД РФ N 1001 от 24 ноября 2008 года. Между тем в ходе проверки, проведенной сотрудниками ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области признаков подделки, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на детали автомашины, сведений о похищении и розыске транспортного средства, не установлено. Более того, по результатам данной проверки установлено, что впервые государственная регистрация автомашины произведена 20 ноября 2000 года, без таможенных ограничений, на имя К., затем 4 января 2001 года автомашина перерегистрирована в ФМРЭО-14 ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (<адрес>) на имя Х. 19 августа 2011 года произведена регистрация на имя нового собственника - А., и ОП МРЭО-6 (<адрес>) выдано свидетельство о регистрации транспортного средства. 19 августа 2011 года предыдущим собственником - А. произведена замена кузова автомобиля <...>, <...> года выпуска, номер двигателя <...>, цвет <...> на кузов имеющий VIN <...>. Замена кузова зарегистрирована в МРЭО-6 УГАИ ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, выдан паспорт транспортного средства. Таким образом, автомобиль, приобретенный заявителем, состоял на учете в органах ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с 20 ноября 2000 года, без таможенных ограничений и с регистрацией замены кузова. Согласно суждению эксперта <...> N <...> от 15 июля 2013 года, принадлежащий Ш. автомобиль технически исправен, соответствует требованиям безопасности дорожного движения, и может быть допущен к эксплуатации по дорогам общего пользования. То обстоятельство, что на дату приобретения автомашины заявитель не была осведомлена и не могла знать заявителя о возможном допущении иными лицами нарушений таможенного режима выпуска автомашины, т.е. являлась добросовестным приобретателем, не может служить основанием возложения на Ш. ответственности за таможенное оформление транспортного средства. Данная правовая позиция изложена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 12 мая 2011 года N 7-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 15 и пункта 1 статьи 164 Таможенного кодекса Российской Федерации в связи жалобой гражданина В.В.Костенко". Так, в результате рассмотрения взаимосвязанных положений п. 1 ст. 15 и п. 1 ст. 164 Таможенного кодекса РФ в той мере, в какой ими регулируются отношения по поводу реализации лицом, не являющимся участником таможенных правоотношений, правомочий собственника принадлежащего ему транспортного средства, ввезенного на территорию РФ, в отношении которого не уплачены ввозные таможенные пошлины, Конституционный Суд РФ сделал вывод о том, что для лиц, которые на момент приобретения транспортного средства не знали и не должны были знать о незаконности его ввоза на территорию Российской Федерации и которые не могут рассматриваться как ответственные за таможенное оформление соответствующих транспортных средств, включая уплату таможенных платежей, поскольку на момент ввоза на территорию Российской Федерации не состояли в каких-либо отношениях по поводу указанных транспортных средств, действующее таможенное законодательство не исключает возможность осуществления правомочий собственника в отношении приобретенных им законным образом транспортных средств. Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации, признавая соответствующим Конституции Российской Федерации законоположение, запрещающее пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено, исходя прежде всего из необходимости исключения такого правового порядка, при котором имелась бы возможность легализации незаконно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации транспортных средств (поскольку тем самым наносился бы ущерб таким конституционным ценностям, как суверенитет и экономическая безопасность Российского государства, права и законные интересы граждан, и не достигалась бы цель обеспечения единого экономического пространства), вместе с тем - учитывая недопустимость создания каких-либо неблагоприятных правовых последствий для лица, которое приобрело транспортное средство, незаконно ввезенное на таможенную территорию Российской Федерации, о чем оно не знало и не должно было знать, - подчеркнул, что такое лицо является полноправным собственником данного транспортного средства. Из этого следует, что реализация добросовестным приобретателем правомочий собственника должна осуществляться независимо от того, установлено ли лицо, ответственное за таможенное оформление незаконно ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации транспортного средства, а также от того, взысканы с него фактически таможенные платежи или нет. Следовательно, признание приобретателя ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации без уплаты таможенных платежей транспортного средства собственником данного транспортного средства предполагает необходимость устранения обстоятельств, не позволяющих полноценно использовать принадлежащие ему в силу п. 1 ст. 209 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Лишение же данного лица возможности добиться реализации принадлежащих ему правомочий свидетельствовало бы о несоразмерном ограничении права собственности. Сам по себе факт неуплаты таможенных платежей лицом, ответственным за надлежащее таможенное оформление ввозимого на территорию Российской Федерации транспортного средства, не может являться препятствием для добросовестного приобретателя во владении, пользовании и распоряжении данным имуществом. Совокупность приведенных обстоятельств позволяет судебной коллегии сделать вывод о том, что при наличии доказательств добросовестности заявителя и технической безопасности автомобиля заявителя к эксплуатации по дорогам общего пользования, возможное нарушение таможенного оформления ввезенного на территорию Российской Федерации транспортного средства не могут служить основанием для отказа в государственной регистрации данного транспортного средства на имя заявителя. Руководствуясь п. 2 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 18 ноября 2013 года отменить.
Обязать Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области восстановить регистрационный учет автомашины марки <...>, <...> года выпуска, цвет <...>, VIN <...>, номер кузова <...>, номер двигателя <...>.
Обязать Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области выдать Ш., <дата> года рождения, уроженке города <адрес>, паспорт на транспортное средство - автомашину марки <...>, <...> года выпуска, цвет <...>, VIN <...>, номер кузова <...>, номер двигателя <...>.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)