Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 03.04.2015 N Ф07-390/2015 ПО ДЕЛУ N А56-44384/2014

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 апреля 2015 г. по делу N А56-44384/2014


Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Любченко И.С., Мунтян Л.Б., при участии Выборгской таможни Заркова М.Н. (доверенность от 12.01.2015 N 05/00070) и Романовой М.Г. (доверенность от 30.03.2015 N 04/08278), от общества с ограниченной ответственностью "АБ Форест Л-4" Петровой Т.В. (доверенность от 17.07.2014), рассмотрев 01.04.2015 в открытом судебном заседании поступившую в электронном виде кассационную жалобу Выборгской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.08.2014 (судья Пасько О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2014 (судьи Протас Н.И., Есипова О.И., Зотеева Л.В.) по делу N А56-44384/2014,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "АБ Форест Л-4", место нахождения: 188800, г. Выборг, Хельсинское ш., д. 3, ОГРН 1024700874615, ИНН 4704036642 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Выборгской таможни, место нахождения: 188800, г. Выборг, Железнодорожная ул., д. 9/15, ОГРН 1034700881522, ИНН 4704019710 (далее - Таможня), от 15.04.2014 N 10206000/400/150414/Т0074/001 и требования от 21.04.2014 N 452 об уплате 277 090 руб. 02 коп. таможенных платежей и 25 374 руб. 52 коп. пеней.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.08.2014, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2014, требования Общества удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение от 19.08.2014 и постановление от 12.12.2014, и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований Общества. Податель жалобы считает, что, поскольку Общество фактически вывезло лесоматериалы с корой, то объем вывозимого товара для целей исчисления таможенных платежей и контроля исчерпания выделенной по лицензии квоты следует определять с учетом коры.
В судебном заседании 25.03.2015 представитель Таможни поддержал доводы жалобы, а представитель Общества просил оставить судебные акты без изменения.
В соответствии с положениями статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по делу объявлялся перерыв в судебном заседании с 25.03.2015 до 01.04.2015.
После перерыва судебное заседание 01.04.2015 продолжено тем же составом суда, представители Таможни и Общества поддержали свои правовые позиции по делу.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции считает, что решение и постановление судов подлежат отмене, а в удовлетворении требований Обществу следует отказать в связи с неправильным применением судами норм материального права.
Как следует из материалов дела, Обществом заключен внешнеторговый контракт от 31.12.2012 N 11 с компанией "Доликап ОЮ" (Финляндия) на поставку товара: прочие лесоматериалы из ели обыкновенной "Picea abies Karst" необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью, небрусованные диаметром менее 15 см в количестве 1425 куб. м по цене 25 евро за кубический метр без коры (код ТН ВЭД 4403201901).
На основании заключенного контракта Обществом получено разрешение на квоту европейского союза N RUFI1300125 на товар в объеме 1425 куб. м, а именно: лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо брусованные или небрусованные: ель обыкновенная "Picea abies Karst" или пихта белая европейская (код ТН ВЭД 4403 20 11, 4403 20 19).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 N 779 Обществом 19.02.2013 получена лицензия Министерства Промышленности и Торговли России 281RU3010000561 на экспорт товара: лесоматериалы из ели обыкновенной "Picea abies Karst" или пихты белой европейской, лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью, небрусованные диаметром менее 15 см в количестве 1425 куб. м (код ТН ВЭД 4403201901).
В графе 10 названной лицензии указана стоимость товара, на который выдана лицензия 35 625 евро, что соответствует контрактной цене 25 евро за кубический метр без коры.
По результатам таможенной камеральной проверки таможенный орган составил акт проверки 15.04.2014 N 10206000/400/150414/А0074 и пришел к выводу о превышении Обществом объема вывезенного товара сверх лицензии и квоты на 135 куб. м, который подлежит обложению пошлиной в размере 55,2 евро за 1 куб. м. Фактически Общество в графе 41 ПВД N 10206080/230513/0005027 указало 1560 куб. м вывезенных лесоматериалов с корой, однако в названных квоте и лицензии указан объем лесоматериалов в размере 1425 куб. м с удаленной или неудаленной корой (1560 куб. м - 1425 куб. м = 135 куб. м, том 1, лист дела 50). Без учета коры объем вывезенных лесоматериалов составил 1416,5 куб. м.
15.04.2014 Выборгской таможней вынесено решение N 10206000/150414/Т0074/001, согласно которому приняты решения:
- - о непредставлении льгот по уплате таможенных платежей на часть товара в объеме 135 куб. м, задекларированного по декларации на товары N 10206080/240413/0004001 (ВТД);
- - о непредставлении льгот по уплате таможенных платежей на часть товара в объеме 135 куб. м, задекларированного по декларации на товары N 10206080/230513/0005027 (ПВД).
На основании вышеуказанного решения таможенным органом выставлено требование от 21.04.2014 N 452 об уплате таможенных платежей в сумме 277 090 руб. 02 коп. и 25 374 руб. 52 коп. пеней.
Не согласившись с вынесенным решением и выставленным требованием, Общество оспорило их в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования Общества, суды исходили из того, что лицензия выдана на товар, предусмотренный внешнеторговым контрактом без учета коры; поставленный товар оплачен иностранным контрагентом в соответствии с условиями внешнеторгового контракта от 31.12.2012 N 11 без учета коры за плотный кубометр, при этом таможенный орган никаким образом не обосновал действующими нормами таможенного законодательства свои выводы относительно необходимости исчисления объемов экспортируемого, квотируемого и лицензируемого товара с учетом коры для исчисления его таможенной стоимости.
Однако при принятии судебных актов, судебные инстанции не учли следующие существенные обстоятельства и неправильно применили нормы материального права.
Статьей 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенная декларация определяется как документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров.
Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем по выбору декларанта.
Согласно пункту 2 статьи 180 ТК ТС перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - членов Таможенного союза.
При этом в силу подпункта 5 пункта 2 статьи 181 ТК ТС в декларации на товары, в числе прочего, указываются следующие сведения о товарах: наименование; описание; количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения.
Согласно пункту 1 статьи Таможенного кодекса Таможенного союза перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено названным Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования" утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, в который Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.09.2012 N 169 включены, в том числе лесоматериалы необработанные, с удаленной или не удаленной корой или заболонью или грубо брусованные или не брусованные, классифицируемые в товарной субпозиции 4403 20 ТН ВЭД ТС.
Положениями Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов (пункт 3 статьи 3); таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров (пункт 1 статьи 64).
Исходя из приведенных положений Таможенного кодекса Таможенного союза, а также Соглашения от 25.01.2008 "О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран" законодательными актами Российской Федерации как члена Таможенного союза, которыми определены меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в отношении товаров, вывозимых в третьи страны, являются Закон Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе) и принимаемые в соответствии с ним акты Правительства Российской Федерации.
Согласно положениям Закона о таможенном тарифе названный Закон определяет порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин, установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, а также особенности предоставления тарифных квот (статья 1); ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 3); в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, под тарифной квотой понимается мера регулирования вывоза из Российской Федерации товаров, происходящих из Российской Федерации, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки вывозной таможенной пошлины при вывозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой вывозной таможенной пошлины, установленной Правительством Российской Федерации.
К товарам, вывозимым из Российской Федерации свыше установленного количества (квоты), применяется ставка вывозной таможенной пошлины, установленная Правительством Российской Федерации.
Тарифные квоты на вывоз товаров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Метод и порядок распределения тарифной квоты в отношении вывозимых товаров между участниками внешнеторговой деятельности, при необходимости распределение тарифной квоты между третьими странами определяется Правительством Российской Федерации (пункты 4 и 5 статьи 36 Закона о таможенном тарифе).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2012 N 756 (действующем в момент декларирования) утверждены ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, в том числе товары, продекларированные и экспортированные Обществом.
Согласно данному постановлению ставка вывозной таможенной пошлины товаров по коду ТН ВЭД ТС 4403 20 190 1 на лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью, неокантованные, диаметром менее 15 см составляет 80%, но не менее 55,2 евро за 1 куб. м; 13% на лесоматериалы необработанные, неокантованные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью, неокантованные, диаметром менее 15 см, на которые установлена тарифная квота, при наличии лицензии, выданной компетентным органом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 N 779 утверждены тарифные квоты и приняты Правила распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в третьи страны, за исключением Европейского союза (далее - Правила).
Названными Правилами предусмотрено, что использование тарифной квоты осуществляется на основании разовой лицензии, выдаваемой Минпромторга России (пункт 8); для оформления лицензии заявителем представляются, в том числе следующие документы: копия внешнеторгового договора (контракта); оригинал, дубликат или копию разрешения на квоту с приложением их нотариально заверенного перевода на русский язык (пункт 6); количество товаров, указанных в заявлении о выдаче лицензии, должно соответствовать количеству товаров, указанных в разрешении на квоту и во внешнеторговом договоре (контракте) (пункт 9).
В соответствии с кодами ТН ВЭД товары, классифицируемые в товарной позиции 4403 ТН ВЭД ТС, измеряются в дополнительных единицах измерения - метрах кубических, при этом согласно Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2011 N 257 (в редакции Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.04.2012), в графе 41 декларации на товары должно указываться количество лесоматериалов в дополнительных единицах измерения - в кубических метрах, то есть, в данном случае указывается фактическое количество перемещаемого лесоматериала с учетом неудаленной коры, так как именно в таком виде товар вывозился Обществом и подлежал декларированию.
Общество при заполнении графы 41 названных деклараций на товары, указало в общем объеме 1560 куб. м лесоматериалов, вывезенных с неудаленной корой.
Таким образом, из названных нормативных актов следует, что для таможенных целей исчисления таможенной стоимости вывозимых лесоматериалов учитывается фактический объем вывозимого лесоматериала с корой и объем лесоматериала, указанный в лицензии, выданной на основании контракта и тарифной квоты.
Поскольку Общество осуществило фактически вывоз лесоматериалов в коре в объеме 1560 куб. м в соответствии с лицензией, контрактом и тарифной квотой, то в случае исчерпания объема лесоматериала, указанного в лицензии и квоте (1425 куб. м), таможенный орган правомерно и обоснованно установил превышение объема вывезенного товара сверх лицензии и квоты на 135 куб. м.
Таким образом, в отношении лесоматериалов из ели обыкновенной "Picea abies Karst" необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью, небрусованные диаметром менее 15 см) код ТН ВЭД ТС 4403 20 910 1, в количестве 135 куб. м, задекларированного по временной декларации на товары N 10206080/240413/0004001 на которую была подана полная декларации на товары N 10206080/230513/0005027, Обществом не соблюдены запреты и ограничения установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 N 779 "О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе".
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что лицензия выдана на товар, предусмотренный внешнеторговым контрактом без учета коры, а поставленный товар оплачен иностранным контрагентом в соответствии с условиями внешнеторгового контракта от 31.12.2012 N 11 без учета коры за плотный кубометр, для целей исчисления таможенной стоимости в соответствии с названными Законом о таможенном тарифе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 N 779, в данном случае не имеют правового значения. Таможенный орган представленными документами в соответствии с названными нормами таможенного законодательства доказал правомерность исчисления таможенной стоимости относительно объемов квотируемого и лицензируемого лесоматериала, вывезенного с учетом неудаленной коры.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций установлены фактические обстоятельства дела, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить вынесенные по делу решение и постановление и принять новый судебный акт - об отказе Обществу полностью в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 2 часть 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.08.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2014 по делу N А56-44384/2014 отменить.
В удовлетворении требований обществу с ограниченной ответственностью "АБ Форест Л-4" (место нахождения: 188800, город Выборг, Ленинградская область, Хельсинское шоссе дом 3, ОГРН 1034700881522, ИНН 4704019710) отказать полностью.

Председательствующий
А.В.АСМЫКОВИЧ

Судьи
И.С.ЛЮБЧЕНКО
Л.Б.МУНТЯН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)