Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.09.2015 N 15АП-12964/2015 ПО ДЕЛУ N А32-8189/2015

Разделы:
Классификация товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2015 г. N 15АП-12964/2015

Дело N А32-8189/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2015 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: представитель по доверенности от 21.10.2014 Куликова Е.П.;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.06.2015 г. по делу N А32-8189/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СмартГрейн",
заинтересованное лицо: Новороссийская таможня,
принятое в составе судьи Меньшиковой О.И.,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "СмартГрейн" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа Новороссийской таможни в совершении действий по изменению кода товара N 1, задекларированного в ДТ N 10317110/150814/0020935, выраженный в письмах от 13.02.2015 N 15-22/4319 и от 17.02.2015 N 15-22/4709, и обязать Новороссийскую таможню устранить допущенные нарушения, признании незаконным отказа Новороссийской таможни от 26.01.2015 N 13-13/1964 в совершении действий по возврату в части таможенных платежей, излишне уплаченных за товар N 1, задекларированный в ДТ N 10317110/150814/0020935, обязать Новороссийскую таможню возвратить ООО "СмартГрейн" излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 1257677,46 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.06.2015 г. заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что таможенный орган произвел выпуск товара с неверным кодом 7309 00 900 0, ввиду чего ООО "СмартГрейн" излишне уплатило таможенные платежи в размере 1257677, 46 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Новороссийская таможня обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Новороссийская таможня просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что из документации на товар следует, что он предназначен для хранения предварительно обработанного зерна. В свою очередь в товарную субпозицию 8437 ТН ВЭД ТС включен широкий спектр оборудования по обработке зерновых культур, но не включается оборудование для хранения зерна. Также ссылается на предварительное решение ФТС России о классификации товара.
Новороссийская таможня, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.
Дело рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель общества в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Смарт Грейн" зарегистрировано Инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по г. Краснодару 21.01.2011 г. в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1112308000474, свидетельство серии 23 N 007815442, ИНН 2308174814, адрес: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Колхозная, 3.
ООО "СмартГрейн" на территорию Российской Федерации ввезены товары: товар N 1 - оборудование технологическое для элеваторно-складского хозяйства (код ОКП 51 4190): силос с конусным дном - модель 9,17/7, всего 4 комплекта; товар N 2 - изделия стальные штампованные: решетки вентиляционные, используются в системе вентиляции силосов - 2 м2, 22 шт. всего 2 м2, 22 штуки, изготовитель: "SILOS CORDOBA, S.L.", товарный знак: SILOS CORDOBA, по внешнеэкономическому контракту N 37 от 30.04.2014, заключенному с "Silos Cordoba, Ltd.", (Испания), таможенное оформление которого производилось Новороссийской таможней.
15.08.2014 г. декларантом для целей таможенного оформления указанных товаров была подана декларация на товары (ДТ), зарегистрированная за N 10317110/150814/0020935.
При декларировании для подтверждения сведений, указанных в ДТ N 10317110/150814/0020935, в том числе для подтверждения описания товара N 1 и его классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС декларантом были представлены таможенному органу следующие документы: платежное поручение N 271 от 28.05.2014, платежное поручение N 31209 от 14.08.2014, ДТС-1, паспорт сделки N 14050001/2562/0011/2/1 от 08.05.2014, контракт N 37 от 30.04.2014, приложение N 1 от 30.04.2014, дополнительное соглашение N 1 от 21.05.2014, дополнительное соглашение N 2 от 03.06.2014, дополнительное соглашение N 3 от 09.07.2014, дополнительное соглашение N 4 от 21.07.2014, поручение на перевод N 27 от 08.05.2014, поручение на перевод N 41 от 24.07.2014, инвойс N 140424 от 15.07.2014, перевод инвойса N 140424 от 15.07.2014, упаковочные листы б/н с переводом от 23.07.2014, декларация о соответствии TC N RU Д-ES.AB45.B.19901 от 29.07.2014, сертификат происхождения с переводом 7273297 от 04.08.2014, санитарно-гигиенический сертификат с переводом 3595 от 29.07.2014, декларация соответствия и качества с переводом, страховой полис с переводом 621300000863 от 30.07.2014, экспортная декларация с переводом 14ES0011311 1654365 от 28.07.2014, коносамент SEJ208441 от 01.08.2014, разнарядка от 13.08.2014 N 10317110/130814/10027762.
На основании вышеперечисленных товаросопроводительных документов в графе 31 ДТ N 10317110/150814/0020935 было приведено описание товара N 1: оборудование технологическое для элеваторно-складского хозяйства (код ОКП 51 4190): силос с конусным дном - модель 9,17/7 60, вместимость 760,12 м3, диаметр 9,17 м, полная высота силоса 18,20 м, материал - оцинкованная сталь 600 гр/м2, снеговая нагрузка 200 кг/м2 - 4 комплекта, состоящих из основных частей: опора транспортного моста в центре купола - 1 шт., вертикальная опора (двухкорпусная) - 2 шт., транспортный мост - 1 шт., уширение транспортного моста - 1 шт., опора термоподвески - 1 шт., система вентиляции - 1 шт., центробежный вентилятор - 1 шт., крышный вентилятор - 4 шт. Все комплекты поставляются в разобранном виде с аксессуарами и крепежными элементами, не для военного назначения, всего: 4 комплекта занимают 112 мест, изготовитель: "SILOS CORDOBA S.L.", товарный знак: SILOS CORDOBA.
При этом, ООО "СмартГрейн" было вынуждено для выпуска товара N 1 указать в графе 33 ДТ классификационный код товара 7309 00 900 0 ТН ВЭД ТС ("резервуары, цистерны, баки и аналогичные емкости, из черных металлов, для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью более 300 л, с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования, для твердых веществ), которому соответствует ставка ввозной таможенной пошлины 13,3%.
Однако указанный код ТН ВЭД 7309 00 900 0 не соответствует описанию ввезенного товара N 1, исходя из индивидуальных характеристик товара, ему соответствует код ТН ВЭД 8437 80 000 0. Но, т.к. таможня руководствуется решением ФТС России по классификации аналогичного товара в подсубпозиции 7309 00 900 0 ТН ВЭД ТС, размещенным на официальном сайте ФТС России в разделе "Предварительные решения о классификации товара" N 9, общество было вынуждено классифицировать товар N 1 по коду ТН ВЭД 7309 00 900 0 во избежание неблагоприятных последствий, связанных с запретом таможни на выпуск товара в случае классификации товара по коду ТН ВЭД 8437 80 000 0, которому соответствует ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0%.
19.08.2014 таможенный орган осуществил выпуск товаров.
В приложении N 1 к контракту N 37 от 30.04.2014 (в редакции дополнительного соглашения N 4 от 21.07.2014 к контракту) указано наименование товара - зернокомплекс, состоящий из 4 силосов с аксессуарами, код 8437800000. Согласно описанию товара, приведенному в приложении N 1 к контракту N 37 от 30.04.2014 (в редакции дополнительного соглашения N 4 от 21.07.2014 к контракту) и в ДТ N 10317110/150814/0020935, данный товар оснащен системой вентиляции силоса 9,17/7, 60° - 1 комплект, центробежным вентилятором CMR - 1135 (мощность 2,2 кВт, поток воздуха 5 000 м 3/ч) - 1 шт., опорой термоподвески - 1 комплект, крышным вентилятором - 4 шт. Согласно декларации о соответствии TC N RU Д-ES.AB45.B.19901 от 29.07.2014 оборудование технологическое для мукомольно-крупяной промышленности: силосы металлические с плоским, конусным дном с оснащением и системами выгрузки, активным вентилированием, термометрией, маркировка "Silos Cordoba", модель 9,17/7 60, имеет код ТН ВЭД 8437 80 000 0.
В сертификате происхождения N 7273297 от 04.08.2014 указано, что товар N 1 имеет код: 8437800000. В экспортной декларации 14ES0011311 1654365 от 28.07.2014 на данный товар указан код: 84378000.
Таким образом, общество в графе 31 ДТ N 10317110/150814/0020935 указало правильное описание товара N 1, а в графе 33 ДТ указало неправильный код ТН ВЭД товара N 1, неверно классифицировав его в товарной позиции 7309, и излишне уплатило таможенные платежи в размере 1 257 677, 46 рублей.
Новороссийским юго-восточным таможенным постом Новороссийской таможни, которому была подана ДТ N 10317110/150814/0020935, было произведено оформление и выпуск товара с неправильным кодом.
ООО "СмартГрейн" 15.01.2015 г. исх. N 10 обратилось в Новороссийскую таможню по вопросу принятия решения об изменении кода товара N 1, ввезенного по ДТ N 10317110/150814/0020935, на код 8437 80 000 0.
14.01.2015 исх. N 4 общество направило в Новороссийскую таможню заявление о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов за товар, задекларированный по ДТ N 10317110/150814/0020935, с приложением документов.
26.01.2015 г. исх. N 13-13/1964 Новороссийская таможня возвратила ООО "СмартГрейн" вышеуказанное заявление о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, указав, что в результате проведенной по ДТ N 10317110/150814/0020935 проверки установлено, что факт уплаты или взыскания в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств, размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров отсутствует, таким образом, по данной ДТ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин и налогов отсутствуют, ввиду чего Новороссийская таможня оставляет заявление без рассмотрения.
13.02.2015 г. исх. N 15-22/4319 и 17.02.2015 г. исх. N 15-22/4709 Новороссийская таможня отказала в принятии решения об изменении кода товара.
Не согласившись с вышеуказанными отказами таможенного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного союза любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются. Классификация товаров осуществляется в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
В соответствии со статьей 51 Таможенного кодекса Таможенного союза Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
В силу нормы статьи 105 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов деятельности, ведения таможенной статистики в Российской Федерации применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, утверждаемая Комиссией Таможенного союза.
В соответствии с частью 1 статьи 106 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" товары подлежат классификации при декларировании в случаях, когда в таможенной декларации или иных документах, представляемых таможенным органам в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и названным Федеральным законом требуется указание кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 г. N 850 утверждена и введена в действие с 01.01.2012 г. новая редакция единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза, которая содержит основные правила интерпретации.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации (далее - ОПИ) ТН ВЭД.
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (правило 1 ОПИ ТН ВЭД ТС).
Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями Основных правил интерпретации ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей названного Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ ТН ВЭД ТС).
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 г. N 851 одобрены и рекомендованы для применения с 23.11.2011 г. Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее по тексту Пояснения).
Текст товарной позиции 7309 гласит: "Резервуары, цистерны, баки и аналогичные емкости, из черных металлов, для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью более 300 л, с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования".
В пояснениях к товарной позиции 7309 ТН ВЭД ТС указано: "Данные контейнеры обычно устанавливаются в качестве стационарных приспособлений для хранения или для производственных целей, например, на фабриках, химических заводах, красильнях, газовых заводах, пивоваренных заводах, на перегонных и рафинировочных заводах и, в меньшей степени, в жилых домах, магазинах и т.д. В данную товарную позицию включаются емкости для любого материала, кроме сжатого или сжиженного газа. Емкости для подобного газа включаются в товарную позицию 7311 независимо от их вместимости. Контейнеры, оснащенные механическим или термическим оборудованием, таким как мешалки, охлаждающие или нагревательные змеевики или электрические элементы, включаются в группу 84 или 85. Однако емкости, которые просто оборудованы кранами, клапанами, уровнемерами, предохранительными клапанами, манометрами и т.п., остаются в данной товарной позиции.".
В товарной позиции 8437 ТН ВЭД ТС классифицируются: "Машины для очистки, сортировки или калибровки семян, зерна или сухих бобовых культур; оборудование для мукомольной промышленности или для обработки зерновых или сухих бобовых культур, кроме оборудования, используемого на сельскохозяйственных фермах.".
Таким образом, оценочным критерием, позволяющим отнести емкость для хранения вещества (контейнер) к товарной позиции 84 или 73, являются его технические характеристики, наличие или отсутствие в нем механического или термического оборудования, которое оказывает какое-либо воздействие на хранимое вещество или условия его хранения.
Так, согласно заключению эксперта N 1109-021 от 11.09.2014. Абинской торгово-промышленной палаты, ввезенные по ДТ N 10317110/150814/0020935 силос металлический с конусным дном 60° для хранения зерновых культур с системой аэрации модель 9,17/7 предназначен для перевалки и хранения (пшеница, кукуруза, рис, ячмень и т.д.). Кроме того он может использоваться для масличных семян (подсолнечник, рапс и соя). В ходе анализа конструкции силоса экспертами указаны основные элементы силоса с конусным дном: транспортный мост, кровля силоса, проветриватели, крепление для термоподвески, корпус силоса, опоры силоса, термоподвески, днище силоса, система аэрации, вентилятор, площадка обслуживания, инспекционная дверь, вертикальная лестница, площадка у смотрового люка, смотровой люк в крыше силоса, наклонная лестница на крыше силоса, и, экспертами установлено, что оборудование, которым оснащен силос металлический с конусным дном 60° модель 9,17/7, выполняет следующие операции: вентиляцию, охлаждение и досушивание зерна путем нагнетания воздуха вентиляторами через вентиляционные трубы с отверстиями. Эксплуатация силоса с конусным дном для хранения зерна без системы вентиляции (аэрации) не представляется возможной, так как без вентиляции повысится влажность и температура зерна, что в свою очередь приведет к его порче. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что все компоненты технического оснащения силоса с конусным дном 60° модели 9,17/7 (вентиляторы с вентканалами), а также сам силос конструктивно и функционально связаны между собой. Оборудование является технологической системой для хранения и обработки зерна в течение времени хранения. Ввезенные по декларации на товары N 10317110/150814/0020935 силосы с конусным дном 60° модели 9,17/7 имеют в своем составе механическое и теплотехническое оборудование, как то системы аэрации (вентиляции) включающие в себя вентиляторы с электродвигателями и систему вентиляционных труб с отверстиями. На основании проведенного анализа конструкции силосов экспертами сделан вывод о том, что имеющееся в составе силосов механическое и теплотехническое оборудование соответствует критерию "таким как мешалки, охлаждающие или нагревательные змеевики, или электрические элементы" и не соответствует критерию "краны, клапаны, уровнемеры, предохранительные клапаны, манометры и т.п.". Таким образом, текст товарной позиции 7309 ТН ВЭД и пояснения к ней исключает отнесение рассматриваемых силосов к данной позиции. Напротив, в пояснении к товарной позиции 7309 ТН ВЭД сказано: "Контейнеры, оснащенные механическим или тепловым оборудованием, таким как мешалки, охлаждающие или нагревательные змеевики, или электрические элементы, попадают в группу 84 или 85". В результате проведенного исследования сделан вывод о том, что рассматриваемый товар, а именно силос металлический с конусным дном для перевалки и хранения зерновых культур с системой аэрации модель 9,17/7, 60° не относится к товарной позиции 7309 ТН ВЭД, а соответствует товарной позиции 8437 ТН ВЭД.
В приложении N 1 к контракту N 37 от 30.04.2014 (в редакции дополнительного соглашения N 4 от 21.07.2014 к контракту) указано наименование товара - зернокомплекс, состоящий из 4 силосов с аксессуарами, код 8437800000. Согласно описанию товара, приведенному в приложении N 1 к контракту N 37 от 30.04.2014 (в редакции дополнительного соглашения N 4 от 21.07.2014 к контракту) и в ДТ N 10317110/150814/0020935, данный товар оснащен системой вентиляции силоса 9,17/7, 60° - 1 комплект, центробежным вентилятором CMR - 1135 (мощность 2,2 кВт, поток воздуха 5 000 м3/ч) - 1 шт., опорой термоподвески - 1 комплект, крышным вентилятором - 4 шт. Согласно декларации о соответствии TC N RU Д-ES.AB45.B.19901 от 29.07.14 оборудование технологическое для мукомольно-крупяной промышленности: силосы металлические с плоским, конусным дном с оснащением и системами выгрузки, активным вентилированием, термометрией, маркировка "Silos Cordoba", модель 9,17/7 60, имеет код ТН ВЭД 8437 80 000 0.
Как верно установил суд первой инстанции, Правомерность классификации товара в соответствии с товарной позицией 8437 ТН ВЭД ТС также подтверждается дополнительно представленными заявителем доказательствами, а именно: Инструкцией по эксплуатации силосов с конусным дном 60° 9,17/7 производства компании SILOS CORDOBA.
Согласно Паспорту изделия Инструкции по эксплуатации силосов с конусным дном 60° 9,17/7 производства компании SILOS CORDOBA товар - силос металлический для хранения зерновых культур, с системами выгрузки и аэрации имеет следующую комплектацию: комплект листов, балок, соединительных элементов, уплотнений и крепежа для крыши силоса; комплект листов, ребер жесткости, соединительных элементов, дверей, люков, уплотнений и крепежа для цилиндрического корпуса силоса; система вентиляции и аэрации, соответствующая общему объему и виду хранимого продукта (вентиляторы мобильные или стационарные, крышевые и наземные); коническое днище с выгрузной горловиной; эстакады для загрузочных транспортеров и их обслуживания со стойками крепления к силосам, внутренние и наружные лестницы с ограждением, площадками отдыха. Согласно Инструкции по эксплуатации загрузка зерна в силос производится через загрузочное отверстие, находящееся в центре крыши с помощью соответствующих транспортных устройств, например, шнекового транспортера, редлера, нории. Зерно, предназначенное для хранения, должно быть подготовлено соответствующим образом: обработка после жатвы и охлаждение. Очень важно высушивание новособранного зерна после привоза его в зернохранилище и предварительной очистке. В зерне постоянно происходят жизненные процессы, связанные с обменом веществ. Интенсивность этих процессов прямо пропорционально зависит от влажности и температуры. Если не предпринять мер по защите зерна от порчи, т.е. немедленное проветривание и сушка для снижения температуры и влажности, зерновая масса будет далее саморазогреваться до температуры 50-60 С, приобретая сильный запах плесени. Зерно портится. Охлаждение и сушение разогретого влажного зерна задерживает дальнейшие процессы, вызывающие уменьшение потребительских качеств зерна, но возникшие в результате саморазогрева количественные потери безвозвратны. Проветриватели в крыше обеспечивают дыхание хранимого зерна. При загрузке силоса служат в качестве выходных отверстий для избытка воздуха. Оснащая силос вентилятором, можно дополнительно проветривать зерно. Вентиляторы предназначены для проветривания и сушения зерна, складируемого в силосе, что необходимо для сохранения качества хранимого зерна. В зависимости от диаметра силоса и его высоты используется один или несколько проветривающих вентиляторов: это радиальные вентиляторы, работающие на электродвигателе. Ротор вентилятора находится непосредственно на валу двигателя. Воздух направляется в вентиляционные трубы находящиеся в нижней части силоса. Воздух под давлением проходит через отверстия в трубах, проникает в зерновую массу, проветривая и подсушивая ее, а потом выходит через проветриватели в крыше силоса и проветривающее отверстия короне крыши. Охлаждение и подсушка зерновой массы - основные функции вентилирования, повышающие качество зерна и время его хранения. Об эффективности вентилирования в большой степени говорит разница температур зерна и воздуха. Воздухом, холоднее зерновой массы, можно вентилировать зерно с хорошим результатом даже во время дождя. В этом случае не допускать до попадания капель во входное отверстие вентилятора. Активное вентилирование - это вынуждение медленного переплыва воздуха сквозь неподвижный зерновой слой для охлаждения зерна и ликвидации разницы температур и - в меньшей степени - влажности зерна в складируемой массе. Таким образом, замещается традиционное перелопачивание зерновой массы. Понижение температуры зерна и его влажности продлевает время безопасного хранения зерновой массы. Сушка зерна вентилированием протекает медленно, а его скорость зависит от влажности и температуры воздуха, количества воздуха, переплывающего через тонну зерна в течение часа, а также от влажности и температуры зерна.
Таким образом, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что товар (силосы) не относится к товару с признаками ТН ВЭД 7309 00 900 0 (резервуары, цистерны, баки и аналогичные емкости из черных металлов для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью более 300 л., с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования, для твердых веществ), поскольку представляет собой оборудование, являющееся механическим, тепловым и электрическим, включает электродвигатели, редукторы, движущиеся детали.
Оборудование, входящее в состав силосов придает им ряд функций, отличных от функций хранения: вентилирование, охлаждение и досушивание зерна, что позволяет классифицировать его в ТН ВЭД по коду 8437 80 000 0, как оборудование для обработки зерновых культур.
Судом установлено, что код товара 8437 80 000 0 подтвержден декларацией о соответствии TC N RU Д-ES.AB45.B.19901 от 29.07.2014.
Таким образом, при таможенном оформлении, приведя описание товара N 1 в графе 31 ДТ N 10317110/150814/0020935, заявитель неправильно указал в графе 33 ДТ код товара 7309 00 900 0, которому соответствует ставка ввозной таможенной пошлины 13,3%.
В товарную позицию ТН ВЭД ТС 7309 включаются: "резервуары, цистерны, баки и аналогичные емкости, из черных металлов, для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью более 300 л, с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования". В подсубпозиции 7309 00 900 0 классифицируются емкости для твердых веществ.
В товарную позицию ТН ВЭД ТС 8437 включаются: "машины для очистки, сортировки или калибровки семян, зерна или сухих бобовых культур; оборудование для мукомольной промышленности или для обработки зерновых или сухих бобовых культур, кроме оборудования, используемого на сельскохозяйственных фермах". В подсубпозиции 8437 80 000 0 классифицируется оборудование прочее.
Судом признается обоснованным довод общества о том, что оно было вынуждено классифицировать товар по коду ТН ВЭД 7309 00 900 0 во избежание неблагоприятных последствий, связанных с запретом таможни на выпуск товара в случае классификации товара по коду ТН ВЭД 8437 80 000 0, которому соответствует ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0%, т.к. таможня руководствуется решением ФТС России по классификации аналогичного товара в подсубпозиции 7309 00 900 0 ТН ВЭД ТС, размещенным на официальном сайте ФТС России в разделе "Предварительные решения по классификации товара" N 9.
Согласно пункту 2 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 106 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" при выявлении неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решения по их классификации.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела, а также принять любые предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов в области таможенного дела (часть 1).
В случае, если после отмены (изменения) в порядке ведомственного контроля решения нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела требуется принятие нового решения в области таможенного дела, такое решение принимается уполномоченным таможенным органом в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле в сроки, установленные для проведения таможенного контроля (часть 2 статьи 24).
Как было указано выше, 13.02.2015 г. исх. N 15-22/4319 и 17.02.2015 г. исх. N 15-22/4709 Новороссийская таможня отказала обществу в принятии решения об изменении кода товара, ввезенного по ДТ N 10317110/150814/0020935 на код 8437 80 000 0, указав, что данный товар, с учетом решения ФТС России N 9 о классификации товаров, размещенного на официальном сайте ФТС России в разделе "Предварительные решения о классификации товара", следует классифицировать в товарной подсубпозиции 7309 00 9000 ТН ВЭД ТС.
Согласно части первой статьи 3 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное законодательство Таможенного союза состоит из названного кодекса, международных договоров государств - членов Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, решений Комиссии Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, принимаемых в соответствии с названным Кодексом и международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Указанные предварительные решения ФТС России не входят в перечень актов таможенного законодательства, следовательно, не обладают обязательной юридической силой.
Таким образом, таможенный орган произвел выпуск товара с неверным кодом 7309 00 900 0, ввиду чего ООО "СмартГрейн" излишне уплатило таможенные платежи в размере 1 257 677, 46 рублей.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Судом с учетом требований статьей 89, 90 Таможенного кодекса Таможенного союза, статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" проверено соблюдение обществом обязательного досудебного порядка урегулирования спора в виде обращения в таможню.
14.01.2015 г. общество направило в Новороссийскую таможню заявление о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов за товар, задекларированный по ДТ N 10317110/150814/0020935, с приложением документов.
26.01.2015 г. исх. N 13-13/1964 Новороссийская таможня возвратила ООО "СмартГрейн" вышеуказанное заявление о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, указав, что в результате проведенной по ДТ N 10317110/150814/0020935 проверки установлено, что факт уплаты или взыскания в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств, размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров отсутствует, таким образом, по данной ДТ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин и налогов отсутствуют, ввиду чего Новороссийская таможня оставляет заявление без рассмотрения. Данная сумма излишне уплаченных таможенных платежей Новороссийской таможней по настоящее время не возвращена.
Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:
1) при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности с учетом положения части 10 названной статьи;
2) если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;
3) в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков (часть 12 статьи 148 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
В данном случае вышеперечисленные обстоятельства, которые могли бы служить основанием для отказа в возврате излишне уплаченных платежей, отсутствовали.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о незаконности отказа Новороссийской таможни в совершении действий по изменению кода товара N 1, задекларированного в ДТ N 10317110/150814/0020935, выраженный в письмах от 13.02.2015 N 15-22/4319 и от 17.02.2015 N 15-22/4709, и отказ Новороссийской таможни от 26.01.2015 N 13-13/1964 в совершении действий по возврату в части таможенных платежей, излишне уплаченных за товар N 1, задекларированный в ДТ N 10317110/150814/0020935.
В свою очередь таможенный орган не указал и не представил доказательства о неправильном исчислении размера доначисленной таможенным органом в результате изменения классификационного кода товара, о наличии либо отсутствии задолженности общества по таможенным платежам.
Таким образом, требования ООО "СмартГрейн", заявлены правомерно, являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.06.2007 г. N 3323/07, в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.06.2014 г. по делу N А32-33743/2013 по аналогичному товару между теми же лицами.
Судом первой инстанции также правомерно с учетом требований статей 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в Информационном письме от 13.03.2007 г. N 117, с таможенного органа взысканы в пользу общества судебные расходы по уплаченной платежным поручением от 05.03.2015. N 77486.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.06.2015 г. по делу N А32-8189/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
О.А.СУЛИМЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)