Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.04.2015 N 15АП-4286/2015 ПО ДЕЛУ N А32-38311/2014

Разделы:
Таможенные платежи; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2015 г. N 15АП-4286/2015

Дело N А32-38311/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лисовец А.А.,
при участии:
- от ООО "ФАРУФ": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Новороссийской таможни: Мин А.И., удостоверение ГС N 092675, по доверенности от 29.07.2014;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 19.01.2015 по делу N А32-38311/2014, принятое судьей Меньшиковой О.И.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ФАРУФ"
к Новороссийской таможне
о взыскании процентов,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ФАРУФ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможенный орган) о взыскании с Новороссийской таможни процентов на общую сумму 226 014,74 рублей (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.01.2015 заявленные требования удовлетворены, суд взыскал с Новороссийской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "ФАРУФ" проценты за нарушение срока возврата излишне взысканных таможенных платежей в сумме 226 014, 74 рублей. Взыскал с Новороссийской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "ФАРУФ" в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины 7 520 рублей. Возвратил из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "ФАРУФ" излишне уплаченную государственную пошлину в размере 4 рублей, уплаченную платежным поручением N 00434 от 15.10.2014.
Судебный акт мотивирован незаконностью взыскания с общества таможенных платежей, подлежащих возврату с процентами согласно части 6 статьи 147 Федерального закона от 27.10.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Не согласившись с принятым судебным актом, Новороссийская таможня обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что заявление общества о возврате денежных средств общества по ДТ N 10317110/220212/0002819 было рассмотрено таможенным органом в течение одного месяца с даты поступления в таможню. Денежные средства были возвращены обществу в установленный срок, в связи, с чем оснований для начисления процентов на суммы излишне взысканных таможенных пошлин, налогов по данной ДТ не имеется. Также таможенный орган указал, что освобожден от обязанности несения судебных расходов, в отношении государственной пошлины независимо от момента возникновения указанной обязанности.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Новороссийской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
ООО "ФАРУФ" представителя в судебное заседание не направило; о месте его и времени извещено надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя общества.
Суд, протокольным определением объявил в судебном заседании перерыв до 22.04.2015 до 14 час. 10 мин.
После объявленного перерыва судебное заседание продолжено, стороны своих представителей в судебное заседание не направили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела Новороссийской таможней была проведена корректировка таможенной стоимости товаров, ввозимых обществом на территорию РФ по таможенной декларации N 10317110/220212/0002819.
28 февраля 2012 года, после внесения Обществом дополнительных сумм авансовых платежей на счет Новороссийской таможни платежным поручением N 57 от 20.02.2014, таможенный орган разрешил выпуск товара, выдав при этом таможенную расписку N ТР-6013463 на сумму 1428081,17 рублей (документы имеются в материалах дела).
02 мая 2012 г. Новороссийская таможня вынесла решение N 2355 о зачете денежного залога обществу на сумму 1 306 626, 94 рублей, в соответствии с гл.18 ст. 154 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 N 311-ФЗ (далее - Федеральный закон).
Вступившим 30.04.2013 г. в законную силу Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2013 г. по делу N А32-18482/12, действия таможенного органа признаны незаконными и подлежащими исправлению в десятидневный срок с момента вступления данного решения в законную силу. То есть в мае 2013 года Общество должно было получить от таможенного органа как документы (отрицательные КТС), так и денежные средства, незаконно зачтенные таможней решением от 02.05.2012 г.
Однако в указанные сроки общество никаких документов и денежных средств во исполнение указанного Решения Арбитражного суда Краснодарского суда не получило, в связи с чем направило заявление о возврате денежного залога, которое было получено таможенным органом 16.07.2013 г. и зарегистрировано под входящим номером 31583 (копия заявления с отметкой таможенного органа прилагается).
Письмом исх. N 13-13/26526 от 19.07.2013 г. данное заявление возвращено обществу таможенным органом без рассмотрения, по причине отсутствия в пакете документов, приложенном к заявлению, документов, подтверждающих факт излишнего взыскания, а именно КТС (копия письма прилагается).
В ответ на данное письмо таможенного органа общество направило письмом исх. N 7242 от 06.08.2013 г. соответствующее требование о представлении КТС (копия письма и накладной экспресс почты от 07.08.2013 г., которой оно направлено таможенному органу, а также уведомление экспресс почты о доставке отправления 09.08.2013, прилагаются).
Однако 21.10.2013 г. общество получило от таможенного органа не КТС или денежные средства, а письмо исх. N 1313/34401 от 18.09.2013 г. с информацией об образовании у общества излишне взысканных сумм ввозной таможенной пошлины, НДС и пени (копия письма, а также почтового конверта с отметкой отделения связи Общества о получении 21.10.2013 г., прилагаются).
В связи с чем общество повторно направило таможенному органу требование о выдаче КТС на руки его представителю (письмо исх.N 7262 от 14.11.2013 г. прилагается), организовав при этом получение данных документов 21.11.2013 г. посредством привлечения службы экспресс почты, согласно Заявке на перевозку груза от 15.11.2013 г. (копия прилагается).
Получив от таможенного органа дубликаты КТС, общество вновь направило в таможню Заявление о возврате денежного залога, которое было получено Новороссийской таможней 17.01.2014 г. под входящим номером 01387 (копия заявления с отметкой таможенного органа прилагается).
Данное Заявление было также возвращено обществу таможенным органом письмом N 13-13/2156 от 27.01.2014 г., по причине расхождения суммы к возврату (копия письма прилагается).
Письмом исх. N 7286 от 04.03.2014 г. обществом был запрошен у таможенного органа отчет о расходовании авансовых средств (копия прилагается).
После получения запрошенного отчета и проведения сверки с таможенным органом, обществом в адрес таможни были вновь направлены соответствующие заявления, что подтверждается описью вложения в ценное письмо с отметкой отделения связи о проверке и принятии к отправке от 21.05.2014 г. (копия описи прилагается).
После чего 11.06.2014 г. платежными поручениями N 233, 833, 890 на расчетный счет ООО "ФАРУФ" поступили денежные средства в общем размере 3 152 599,26 рублей по трем Решениям Арбитражного суда Краснодарского края NN А32-18482/12, А32-23870/12, А32-27809/12.
При осуществлении возврата излишне взысканных таможенных платежей в силу прямого указания части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ на сумму излишне взысканных таможенных платежей начисляются проценты со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Так как таможенным органом не начислены и не уплачены обществу "ФАРУФ" проценты за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Новороссийской таможни процентов в сумме 226 014,74 рублей. В соответствии с пунктом 1 статьи 355 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс) излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и названным Кодексом. Аналогичные положения содержатся в статье 89 Кодекса.
Согласно 90 Кодекса возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.
Согласно пункту 2 статьи 355 Кодекса излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В силу пункта 4 статьи 355 Кодекса возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 129 Закона N 311 -ФЗ возврат таможенных сборов осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом для возврата таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Закона N 311 -ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
На основании норм пункта 6 статьи 147 Закона N 311 -ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 Закона N 311 -ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Таким образом, право на начисление процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей возникает в случае наличия у плательщика законных оснований для возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и их несвоевременного возврата таможенным органом.
Законность требований плательщика может быть установлена как решением таможенного органа, так и решением арбитражного суда. Решение таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей не лишает возможности плательщика требовать начисления процентов за несвоевременный возврат этих платежей, если в судебном порядке будет признан факт их излишней уплаты или взыскания таможенным органом.
Законность требований общества об уплате процентов подтверждается вступившими в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу NN А32-18482/12.
В данном случае право заявителя на получение процентов рассматривается как право на финансовую компенсацию потерь, вызванных незаконным бездействием таможенного органа в связи с непринятием решения о возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Иное толкование не отвечает основам таможенного регулирования.
Письмом от 30.03.2012 г. N 01-11/15247 Федеральной Таможенной службы было указано таможенным органам о том, что при расчете процентов за нарушение таможенным органом срока возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов учитывается фактическое количество дней в году-365 или 366.
При этом суд первой инстанции учел правовую позицию, сформированную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2014 N 11372/13, в силу которой при расчете суммы процентов должны приниматься во внимание следующие правила: при определении периода просрочки - фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк), при определении ставки процентов - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, деленная на количество дней в соответствующем году (365 или 366 дней).
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии у предпринимателя права на получение процентов за нарушение срока возврата излишне взысканных таможенных платежей и незаконности решения таможни основан на правильном применении норм права.
Также, необходимо учитывать правовую позицию, сформированную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2014 N 11372/13, в силу которой при расчете суммы процентов должны приниматься во внимание следующие правила: при определении периода просрочки - фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк), при определении ставки процентов - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, деленная на количество дней в соответствующем году (365 или 366 дней).
Представленный обществом в материалы дела расчет указанных процентов за период с 03.05.2012 г. по 11.06.2014 г. производился на основании абз.2 п. 6. ст. 147 Федерального закона, с учетом положений Письма ФТС от 30.03.2012 г. N 01-11/15247 "О порядке начисления процентов".
При этом период расчета определялся обществом следующим образом:
- - начало периода начисления процентов - день, следующий за днем взыскания денежных средств с общества, которым, является день вынесения Решения о зачете денежного залога от 02.05.2012 г.;
- - окончание периода начисления процентов - день фактического возврата обществу незаконно зачтенных сумм денежного залога.
Обществом при расчете процентов учтено, что 2012 год являлся високосным и содержал 366 дней в году, в связи с чем проценты подлежат начислению следующим образом:
1) период с 03.05.2012 г. по 13.09.2012 г.:
1 306 626, 94 рублей * 8% * 134 дней / 366 = 38 270, 61 рублей.
2) период с 14.09.2012 г. по31.12.2012 г.:
306 626, 94 рублей * 8,25% * 109 дней / 366 = 32 103,39 рублей.
3) период с01.01.2013 г. по 11.06.2014 г.:
1 306 626, 94 рублей * 8,25% * 527 дней / 365 = 155 640, 74 рублей.
Общая сумма процентов составила 226 014, 74 рублей.
Суд апелляционной инстанции повторно проверил представленный обществом в материалы дела расчет и пришел к выводу о том, что расчет процентов произведен арифметический и методологический верно.
На основании изложенного, апелляционная коллегия считает, что заявленные требования общества о взыскании с Новороссийской таможни процентов за нарушение сроков возврата излишне взысканных денежных средств в сумме 226 014, 74 рублей являются законными и обосновано удовлетворены судом первой инстанции.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Из материалов дела видно, что заявлено обществом одно требование имущественного характера на сумму 226 014, 74 рублей, в связи с чем государственная пошлина по рассматриваемому делу в соответствии со ст. 333.21 НК РФ составляет 7 520 рублей.
Обществом при подаче в Арбитражный суд Краснодарского края заявления было уплачено государственной пошлины 7 524 рубля платежным поручением N 00434 от 15.10.2014.
Таким образом, суд первой инстанции обосновано взыскал с таможенного органа в пользу общества 7 520 рублей государственной пошлины, и возвратил заявителю 4 рубля как излишне уплаченные.
Довод апелляционной жалобы о том, что таможенный орган освобожден от обязанности несения судебных расходов, в отношении государственной пошлины независимо от момента возникновения указанной обязанности подлежит отклонению по следующим основаниям.
Общий порядок распределения судебных расходов предусмотрен главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле.
Из приведенных норм следует, что судебные расходы, в том числе расходы по государственной пошлине, взыскиваются со стороны, не в чью пользу принят судебный акт.
Следовательно, после рассмотрения дела по существу и принятия окончательного судебного акта отношения по уплате государственной пошлины прекращаются, возникают отношения по возмещению судебных расходов между сторонами состоявшегося судебного спора.
То обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком является государственный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не может влечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов за счет ответчика, к числу которых в силу положений главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнесены расходы по уплате государственной пошлины.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантирует возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно с учетом требований ст. ст. 101, 110 АПК РФ и разъяснений Президиума ВАС РФ, изложенных в письме от 13.03.2007. N 117, с таможенного органа взысканы в пользу ООО "ФАРУФ" судебные расходы по уплаченной в бюджет государственной пошлине в размере 7 520 рублей.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.01.2015 по делу N А32-38311/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном нормами Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА

Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
Г.А.СУРМАЛЯН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)