Судебные решения, арбитраж
Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 29 марта 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 марта 2010 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: З.Д. Бац
судей: Н.В. Алферовой, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания: О.А. Оноприенко
при участии:
- от ООО "Оренсах" - представитель не явился, надлежащим образом извещено о дате, времени и месте судебного заседания;
- от Сахалинской таможни - представитель не явился, надлежащим образом извещена о дате, времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Сахалинской таможни
апелляционное производство N 05АП-1413/2010
на решение от 09.02.2010
судьи С.О. Кучеренко
по делу N А59-6388/2009 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению ООО "Оренсах"
к Сахалинской таможне
о признании незаконным решения от 25.09.2009 по корректировке таможенной стоимости товарной партии, задекларированной по ГТД N 10707030/290609/0002240 и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 89 117, 35 руб.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Оренсах" (далее - Общество, Заявитель, ООО "Оренсах", Декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Сахалинской таможне (далее - Таможенный орган, Таможня) о признании незаконным решения от 25.09.2009 по корректировке таможенной стоимости товарной партии, задекларированной по ГТД N 10707030/290609/0002240 и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 89 117, 35 руб.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 09.02.2010 признано незаконным решение Таможенного органа от 25.09.2009 по таможенной стоимости товарной партии, задекларированной по ГТД N 10707030/290609/0002240, обязали Таможенный орган возвратить Обществу 86 303,84 руб.
Не согласившись с данным судебным актом, Сахалинская таможня обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, просит отменить решение суда.
Мотивируя требование об отмене судебного акта, Сахалинская таможня указывает на то, что решение от 25.09.2009 по корректировке таможенной стоимости принято в связи с неисполнением Обществом в полном объеме установленных законом обязанностей по предоставлению дополнительных документов и сведений в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации, а имеющиеся у Таможенного органа документы не подтверждают заявленную таможенную стоимость и не являются достаточными.
Таможенный орган полагает, ООО "Оренсах" документально не подтвердило соглашение о наименовании, количестве и цене ввезенного товара, что исключает применение первого метода определения таможенной стоимости.
Заявитель апелляционной жалобы обращает внимание суда на то, что в соответствии со статьей 323 Таможенного кодекса Российской Федерации в случаях, когда декларантом не представлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров.
Кроме того, Таможня не согласна с выводом суда первой инстанции о недоказанности отсутствия у Таможенного органа информации для последовательного применения методов таможенной оценки.
На основании изложенного, Сахалинская таможня считает решение от 25.09.2009 по корректировке таможенной стоимости ввезенного товара на базе резервного метода правомерным.
Отзыв на апелляционную жалобу Общество в материалы дела не представило.
Сахалинская таможня, ООО "Оренсах", надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела судом установлено, что ООО "Оренсах" в соответствии договором от 13.03.2009 N 03-008/009, заключенным с Корейской компанией "Pacifish International Limited", ввезло на территорию РФ товар - швеллеры без дальнейшей обработки, кроме горячей прокатки, из нелегированной стали, высотой 200 мм, в том числе: размером 200x75x25x4x7300 мм, в количестве 111 шт., 200x75x25x4x6900 мм, в количестве 34 шт., весом нетто 12 226 кг, общей стоимостью 8 667,08 долларов США. Данный товар задекларирован по ГТД N 10707030/290609/0002240. При таможенном оформлении Общество определило его таможенную стоимость по первому методу - по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В подтверждение заявленной таможенной стоимости к таможенному оформлению Декларантом вместе с ГТД представлены следующие документы: договор от 13.03.2009 N 03-008/009, спецификация к договору от 20.03.2009 N PFI 09-0307, инвойс (счет на оплату) N JY-03-008/009-4 от 09.06.2009, упаковочный лист N JY-03-008/009-4 от 09.06.2009, коносамент N FSIMDHPUK0003890.
В ходе таможенного контроля, Таможенный орган установил, что представленные к оформлению документы и сведения недостаточны для подтверждения заявленной Обществом таможенной стоимости товаров по первому методу, а также обнаружены признаки, указывающие на то, что данные сведения могут являться недостоверными.
С целью устранения сомнений в достоверности представленных документов и сведений, а также для подтверждения достаточной информации для принятия решения по таможенной стоимости, в адрес ООО "Оренсах" 30.06.2009 направлен запрос N 1 о предоставлении дополнительных документов.
В связи с применением дополнительных мер контроля таможенной стоимости выпуск товаров осуществлен под обеспечение уплаты таможенных платежей.
Запрос от 30.06.2009 N 1 остался неисполненным, о чем Таможенному органу направлено мотивированное обоснование.
По результатам проведенного анализа всех представленных Обществом документов и сведений в подтверждение заявленной таможенной стоимости Таможенный орган также не усмотрел правомерность примененного Декларантом основного метода определения таможенной стоимости, в связи с чем, предложил Обществу уточнить структуру заявленной таможенной стоимости и определить ее другим методом.
Поскольку Декларант не обращался за проведением консультаций по выбору метода определения таможенной стоимости, а также не представил решения по таможенной стоимости, на бланке по утвержденной форме, Сахалинской таможней 25.09.2009 принято окончательное решение о величине таможенной стоимости, в котором таможенная стоимость ввезенного Обществом товара определена по резервному методу оценки.
ООО "Оренсах", посчитав, что действия Таможенного органа, выразившиеся в принятии решения от 25.09.2009, нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон РФ N 5003-1) определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из методов определения таможенной стоимости товаров.
Пунктом 2 статьи 19 Закона РФ N 5003-1 предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых основной метод определения таможенной стоимости товара не может быть использован.
В соответствии с пунктом 2 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заявленная декларантом таможенная стоимость товара и представленные им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.
Пунктом 4 статьи 323 ТК РФ установлено, что если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 63 ТК РФ таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и представление которых предусмотрено Таможенным кодексом Российской Федерации. Перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным процедурам и таможенным режимам, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров", согласно которым под несоблюдением установленного условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.
Судом установлено, что ООО "Оренсах" в целях документального подтверждения выбранного им метода оценки таможенной стоимости товара представило в Таможенный орган все имеющиеся у него в силу делового оборота документы (объяснив невозможность представления иных), исследовав которые, суд пришел к обоснованному выводу о том, что они содержат все необходимые сведения, подтверждающие заявленную Декларантом таможенную стоимость товара, из которых усматривается ценовая информация задекларированных товаров. Таможенный же орган не представил доказательства наличия оснований, препятствующих применению основного метода таможенной оценки.
Согласно пункту 1.1 контракта N 03-008/009 от 13.03.2009 продавец обязуется продать и поставить товар, ассортимент и количество которого указывается в спецификации к настоящему договору, а покупатель обязуется принять и оплатить товар на условиях поставки DDUпорт Корсаков, Сахалинская область, Россия (Инкотермс, 2000).
Цена за единицу товара, поставляемого по настоящему договору, с учетом расходов продавца в соответствии с базисом поставки (DDU порт Корсаков, Сахалинская область, Россия), указана в спецификации к договору. Цена установлена в долларах США, включая стоимость упаковки и маркировки, расходов по его погрузке. Общая стоимость товаров по договору составляет 186 494,72 долларов США с учетом транспортных расходов. Указанная в спецификации цена за единицу товара и стоимость договора, установленная в пункте 2.2., является фиксированной и изменению не подлежит (пункты 1.1, 1.2, 2.1, 2.2 и 2.3 договора).
Во исполнение условий данного контракта стороны в спецификации от 20.03.2009 N PFI 09-0307 к договору согласовали объект настоящей поставки с указанием наименованием товара, количества, цены за единицу товара и общей стоимости, составившей 186 494,72 долларов США, из которых 8 667,08 долларов США в рамках поставки товара по ГТД N 10707030/290609/0002240.
В коммерческом инвойсе от 09.06.2009 N JY-03-008/009-4, упаковочном листе от 09.06.2009 N JY-03-008/009-4, спецификации от 20.03.2009 N PFI 09-0307 к договору, коносаменте N FSIMDHPUK0003890 содержатся сведения о наименовании товара, количестве, весе, цене за единицу, общей стоимости товарной партии.
Доказательств наличия каких-либо ограничений и условий, которые могли повлиять на цену сделки при заключении контракта, а также условий, влияние которых не было учтено, Таможня не представила.
Фактическое исполнение условий договора свидетельствует о наличии волеизъявления сторон на заключение договора и устраняет сомнения в недействительности внешнеэкономической сделки.
Следовательно, оснований сомневаться в условиях поставки товара и в особенностях, составляющих его стоимость, у Таможенного органа не было.
В силу изложенного апелляционная коллегия признает несостоятельным довод Сахалинской таможни о документальном неподтверждении Обществом соглашения о наименовании, количестве и цене ввезенного товара.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев довод Сахалинской таможни о недостаточности документов, представленных Декларантом для подтверждения заявленной стоимости товара, приходит к выводу о том, что дополнительно истребованные Таможенным органом документы не могли быть представлены по объективным причинам, необходимость в данных документах для определения таможенной стоимости по первому методу Таможней не доказана, а невозможность их представления - не опровергнута.
Следует учитывать, что Перечень документов, представляемых в обоснование применения первого метода определения таможенной стоимости ввозимых товаров, содержится в пункте 1 приложения 1 к Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденному Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 25.04.2007 N 536.
Таким образом, непредставление ООО "Оренсах" дополнительно запрошенных Сахалинской таможней документов, в том числе, экспортной декларации не могло послужить основанием для принятия оспариваемого решения, поскольку запрашиваемые документы не входят в обязательный Перечень документов для подтверждения сведений по таможенной стоимости, утвержденный приказом ГТК России от 25.04.2007 N 536, которыми подтверждается таможенная стоимость товаров по первому методу таможенной оценки.
Ссылаясь в апелляционной жалобе на представление запрошенных документов не в полном объеме, Таможня не доказала, каким образом эти факты повлияли на цену сделки.
Таможенный орган, обязанный доказать в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованность принятого им решения, не представил доказательства наличия объективной невозможности получения или использования информации, позволяющей применить иные методы, чем нарушил установленное законом правило последовательного применения иных методов таможенной оценки.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что представленные Декларантом в Таможенный орган документы содержат достоверные и документально подтвержденные сведения для обоснования таможенной стоимости ввезенного товара, определенной по первому методу, а в свою очередь таможенный орган в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункты 2, 3, 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров") не доказал наличие обстоятельств, препятствующих применить ООО "Оренсах" первый метод определения таможенной стоимости.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия признает несостоятельным довод Таможни о недоказанности Заявителем правомерности использования первого метода определения таможенной стоимости товаров и достоверности представленных им сведений.
Суд первой инстанции правомерно не принял в качестве доказательства представленную Сахалинской таможней ценовую информацию, поскольку корректировка таможенной стоимости производилась таможенным органом в соответствии с иной ГТД, в которой усматривается несопоставимость условий ввоза товара, а также необходимых идентификационных признаков товаров.
Довод Таможенного органа о том, что цена на ввезенный Обществом товар существенно отличается от имеющейся ценовой информации, суд правомерно отклонил по мотиву того, что различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся к указанной сделке, не может рассматриваться как доказательство недостоверности представленных декларантом данных. Это обстоятельство является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий в целях выяснения таких данных.
Принимая во внимание, что при определении таможенной стоимости товаров на основании резервного метода Таможенным органом нарушено регламентированное статьей 323 Таможенного кодекса Российской Федерации и статьей 12 Закона РФ N 5003-1 правило о последовательном применении методов определения таможенной стоимости, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о недоказанности Таможенным органом объективной невозможности получения необходимой информации для обоснования неприменения предыдущих методов.
Поскольку судом установлено, что Обществом представлены необходимые документы в подтверждение заявленной таможенной стоимости, вывод суда об отсутствии у Таможенного органа оснований для отказа в принятии первого метода оценки стоимости товара соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего таможенного законодательства.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение от 25.09.2009 по таможенной стоимости товара, предъявленного к таможенному оформлению по ГТД N 10707030/290609/0002240, правомерно признано незаконным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Рассматривая по существу требование Заявителя об обязании Таможенного органа возвратить излишне уплаченные таможенные платежи, апелляционная коллегия установила, общая сумма данных платежей, взысканная на основании оспариваемого решения по корректировке таможенной стоимости, составила 86 303,84 руб., что подтверждается копией решения о зачете денежных средств в счет уплаты таможенных платежей по КТС от 20.10.2009 N 507 (л.д. 77).
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан платить только законно установленные налоги и сборы, к которым в силу подпункта 8 статьи 13 Налогового кодекса РФ относятся, в том числе, таможенная пошлина и таможенные сборы. Согласно пункту 1 статьи 355 Таможенного кодекса РФ излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством. Трехлетний срок, установленный частью 2 статьи 355 ТК РФ, не истек.
Таким образом, поскольку корректировка таможенной стоимости произведена Таможенным органом без достаточных на то оснований, вывод арбитражного суда первой инстанции об излишней уплате таможенной пошлины, а, следовательно, обязание возвратить Обществу таможенные платежи в сумме 86 303,84 руб., являются правильными.
Оплата государственной пошлины в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно отнесена судом первой инстанции на Сахалинскую таможню.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 09 февраля 2010 года по делу N А59-6388/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий
З.Д.БАЦ
Судьи
Н.В.АЛФЕРОВА
Е.Л.СИДОРОВИЧ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.03.2010 N 05АП-1413/2010 ПО ДЕЛУ N А59-6388/2009
Разделы:Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 марта 2010 г. N 05АП-1413/2010
Дело N А59-6388/2009
Резолютивная часть постановления оглашена 29 марта 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 марта 2010 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: З.Д. Бац
судей: Н.В. Алферовой, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания: О.А. Оноприенко
при участии:
- от ООО "Оренсах" - представитель не явился, надлежащим образом извещено о дате, времени и месте судебного заседания;
- от Сахалинской таможни - представитель не явился, надлежащим образом извещена о дате, времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Сахалинской таможни
апелляционное производство N 05АП-1413/2010
на решение от 09.02.2010
судьи С.О. Кучеренко
по делу N А59-6388/2009 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению ООО "Оренсах"
к Сахалинской таможне
о признании незаконным решения от 25.09.2009 по корректировке таможенной стоимости товарной партии, задекларированной по ГТД N 10707030/290609/0002240 и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 89 117, 35 руб.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Оренсах" (далее - Общество, Заявитель, ООО "Оренсах", Декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Сахалинской таможне (далее - Таможенный орган, Таможня) о признании незаконным решения от 25.09.2009 по корректировке таможенной стоимости товарной партии, задекларированной по ГТД N 10707030/290609/0002240 и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 89 117, 35 руб.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 09.02.2010 признано незаконным решение Таможенного органа от 25.09.2009 по таможенной стоимости товарной партии, задекларированной по ГТД N 10707030/290609/0002240, обязали Таможенный орган возвратить Обществу 86 303,84 руб.
Не согласившись с данным судебным актом, Сахалинская таможня обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, просит отменить решение суда.
Мотивируя требование об отмене судебного акта, Сахалинская таможня указывает на то, что решение от 25.09.2009 по корректировке таможенной стоимости принято в связи с неисполнением Обществом в полном объеме установленных законом обязанностей по предоставлению дополнительных документов и сведений в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации, а имеющиеся у Таможенного органа документы не подтверждают заявленную таможенную стоимость и не являются достаточными.
Таможенный орган полагает, ООО "Оренсах" документально не подтвердило соглашение о наименовании, количестве и цене ввезенного товара, что исключает применение первого метода определения таможенной стоимости.
Заявитель апелляционной жалобы обращает внимание суда на то, что в соответствии со статьей 323 Таможенного кодекса Российской Федерации в случаях, когда декларантом не представлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров.
Кроме того, Таможня не согласна с выводом суда первой инстанции о недоказанности отсутствия у Таможенного органа информации для последовательного применения методов таможенной оценки.
На основании изложенного, Сахалинская таможня считает решение от 25.09.2009 по корректировке таможенной стоимости ввезенного товара на базе резервного метода правомерным.
Отзыв на апелляционную жалобу Общество в материалы дела не представило.
Сахалинская таможня, ООО "Оренсах", надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела судом установлено, что ООО "Оренсах" в соответствии договором от 13.03.2009 N 03-008/009, заключенным с Корейской компанией "Pacifish International Limited", ввезло на территорию РФ товар - швеллеры без дальнейшей обработки, кроме горячей прокатки, из нелегированной стали, высотой 200 мм, в том числе: размером 200x75x25x4x7300 мм, в количестве 111 шт., 200x75x25x4x6900 мм, в количестве 34 шт., весом нетто 12 226 кг, общей стоимостью 8 667,08 долларов США. Данный товар задекларирован по ГТД N 10707030/290609/0002240. При таможенном оформлении Общество определило его таможенную стоимость по первому методу - по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В подтверждение заявленной таможенной стоимости к таможенному оформлению Декларантом вместе с ГТД представлены следующие документы: договор от 13.03.2009 N 03-008/009, спецификация к договору от 20.03.2009 N PFI 09-0307, инвойс (счет на оплату) N JY-03-008/009-4 от 09.06.2009, упаковочный лист N JY-03-008/009-4 от 09.06.2009, коносамент N FSIMDHPUK0003890.
В ходе таможенного контроля, Таможенный орган установил, что представленные к оформлению документы и сведения недостаточны для подтверждения заявленной Обществом таможенной стоимости товаров по первому методу, а также обнаружены признаки, указывающие на то, что данные сведения могут являться недостоверными.
С целью устранения сомнений в достоверности представленных документов и сведений, а также для подтверждения достаточной информации для принятия решения по таможенной стоимости, в адрес ООО "Оренсах" 30.06.2009 направлен запрос N 1 о предоставлении дополнительных документов.
В связи с применением дополнительных мер контроля таможенной стоимости выпуск товаров осуществлен под обеспечение уплаты таможенных платежей.
Запрос от 30.06.2009 N 1 остался неисполненным, о чем Таможенному органу направлено мотивированное обоснование.
По результатам проведенного анализа всех представленных Обществом документов и сведений в подтверждение заявленной таможенной стоимости Таможенный орган также не усмотрел правомерность примененного Декларантом основного метода определения таможенной стоимости, в связи с чем, предложил Обществу уточнить структуру заявленной таможенной стоимости и определить ее другим методом.
Поскольку Декларант не обращался за проведением консультаций по выбору метода определения таможенной стоимости, а также не представил решения по таможенной стоимости, на бланке по утвержденной форме, Сахалинской таможней 25.09.2009 принято окончательное решение о величине таможенной стоимости, в котором таможенная стоимость ввезенного Обществом товара определена по резервному методу оценки.
ООО "Оренсах", посчитав, что действия Таможенного органа, выразившиеся в принятии решения от 25.09.2009, нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон РФ N 5003-1) определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из методов определения таможенной стоимости товаров.
Пунктом 2 статьи 19 Закона РФ N 5003-1 предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых основной метод определения таможенной стоимости товара не может быть использован.
В соответствии с пунктом 2 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заявленная декларантом таможенная стоимость товара и представленные им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.
Пунктом 4 статьи 323 ТК РФ установлено, что если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 63 ТК РФ таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и представление которых предусмотрено Таможенным кодексом Российской Федерации. Перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным процедурам и таможенным режимам, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров", согласно которым под несоблюдением установленного условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.
Судом установлено, что ООО "Оренсах" в целях документального подтверждения выбранного им метода оценки таможенной стоимости товара представило в Таможенный орган все имеющиеся у него в силу делового оборота документы (объяснив невозможность представления иных), исследовав которые, суд пришел к обоснованному выводу о том, что они содержат все необходимые сведения, подтверждающие заявленную Декларантом таможенную стоимость товара, из которых усматривается ценовая информация задекларированных товаров. Таможенный же орган не представил доказательства наличия оснований, препятствующих применению основного метода таможенной оценки.
Согласно пункту 1.1 контракта N 03-008/009 от 13.03.2009 продавец обязуется продать и поставить товар, ассортимент и количество которого указывается в спецификации к настоящему договору, а покупатель обязуется принять и оплатить товар на условиях поставки DDUпорт Корсаков, Сахалинская область, Россия (Инкотермс, 2000).
Цена за единицу товара, поставляемого по настоящему договору, с учетом расходов продавца в соответствии с базисом поставки (DDU порт Корсаков, Сахалинская область, Россия), указана в спецификации к договору. Цена установлена в долларах США, включая стоимость упаковки и маркировки, расходов по его погрузке. Общая стоимость товаров по договору составляет 186 494,72 долларов США с учетом транспортных расходов. Указанная в спецификации цена за единицу товара и стоимость договора, установленная в пункте 2.2., является фиксированной и изменению не подлежит (пункты 1.1, 1.2, 2.1, 2.2 и 2.3 договора).
Во исполнение условий данного контракта стороны в спецификации от 20.03.2009 N PFI 09-0307 к договору согласовали объект настоящей поставки с указанием наименованием товара, количества, цены за единицу товара и общей стоимости, составившей 186 494,72 долларов США, из которых 8 667,08 долларов США в рамках поставки товара по ГТД N 10707030/290609/0002240.
В коммерческом инвойсе от 09.06.2009 N JY-03-008/009-4, упаковочном листе от 09.06.2009 N JY-03-008/009-4, спецификации от 20.03.2009 N PFI 09-0307 к договору, коносаменте N FSIMDHPUK0003890 содержатся сведения о наименовании товара, количестве, весе, цене за единицу, общей стоимости товарной партии.
Доказательств наличия каких-либо ограничений и условий, которые могли повлиять на цену сделки при заключении контракта, а также условий, влияние которых не было учтено, Таможня не представила.
Фактическое исполнение условий договора свидетельствует о наличии волеизъявления сторон на заключение договора и устраняет сомнения в недействительности внешнеэкономической сделки.
Следовательно, оснований сомневаться в условиях поставки товара и в особенностях, составляющих его стоимость, у Таможенного органа не было.
В силу изложенного апелляционная коллегия признает несостоятельным довод Сахалинской таможни о документальном неподтверждении Обществом соглашения о наименовании, количестве и цене ввезенного товара.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев довод Сахалинской таможни о недостаточности документов, представленных Декларантом для подтверждения заявленной стоимости товара, приходит к выводу о том, что дополнительно истребованные Таможенным органом документы не могли быть представлены по объективным причинам, необходимость в данных документах для определения таможенной стоимости по первому методу Таможней не доказана, а невозможность их представления - не опровергнута.
Следует учитывать, что Перечень документов, представляемых в обоснование применения первого метода определения таможенной стоимости ввозимых товаров, содержится в пункте 1 приложения 1 к Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденному Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 25.04.2007 N 536.
Таким образом, непредставление ООО "Оренсах" дополнительно запрошенных Сахалинской таможней документов, в том числе, экспортной декларации не могло послужить основанием для принятия оспариваемого решения, поскольку запрашиваемые документы не входят в обязательный Перечень документов для подтверждения сведений по таможенной стоимости, утвержденный приказом ГТК России от 25.04.2007 N 536, которыми подтверждается таможенная стоимость товаров по первому методу таможенной оценки.
Ссылаясь в апелляционной жалобе на представление запрошенных документов не в полном объеме, Таможня не доказала, каким образом эти факты повлияли на цену сделки.
Таможенный орган, обязанный доказать в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованность принятого им решения, не представил доказательства наличия объективной невозможности получения или использования информации, позволяющей применить иные методы, чем нарушил установленное законом правило последовательного применения иных методов таможенной оценки.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что представленные Декларантом в Таможенный орган документы содержат достоверные и документально подтвержденные сведения для обоснования таможенной стоимости ввезенного товара, определенной по первому методу, а в свою очередь таможенный орган в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункты 2, 3, 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров") не доказал наличие обстоятельств, препятствующих применить ООО "Оренсах" первый метод определения таможенной стоимости.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия признает несостоятельным довод Таможни о недоказанности Заявителем правомерности использования первого метода определения таможенной стоимости товаров и достоверности представленных им сведений.
Суд первой инстанции правомерно не принял в качестве доказательства представленную Сахалинской таможней ценовую информацию, поскольку корректировка таможенной стоимости производилась таможенным органом в соответствии с иной ГТД, в которой усматривается несопоставимость условий ввоза товара, а также необходимых идентификационных признаков товаров.
Довод Таможенного органа о том, что цена на ввезенный Обществом товар существенно отличается от имеющейся ценовой информации, суд правомерно отклонил по мотиву того, что различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся к указанной сделке, не может рассматриваться как доказательство недостоверности представленных декларантом данных. Это обстоятельство является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий в целях выяснения таких данных.
Принимая во внимание, что при определении таможенной стоимости товаров на основании резервного метода Таможенным органом нарушено регламентированное статьей 323 Таможенного кодекса Российской Федерации и статьей 12 Закона РФ N 5003-1 правило о последовательном применении методов определения таможенной стоимости, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о недоказанности Таможенным органом объективной невозможности получения необходимой информации для обоснования неприменения предыдущих методов.
Поскольку судом установлено, что Обществом представлены необходимые документы в подтверждение заявленной таможенной стоимости, вывод суда об отсутствии у Таможенного органа оснований для отказа в принятии первого метода оценки стоимости товара соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего таможенного законодательства.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение от 25.09.2009 по таможенной стоимости товара, предъявленного к таможенному оформлению по ГТД N 10707030/290609/0002240, правомерно признано незаконным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Рассматривая по существу требование Заявителя об обязании Таможенного органа возвратить излишне уплаченные таможенные платежи, апелляционная коллегия установила, общая сумма данных платежей, взысканная на основании оспариваемого решения по корректировке таможенной стоимости, составила 86 303,84 руб., что подтверждается копией решения о зачете денежных средств в счет уплаты таможенных платежей по КТС от 20.10.2009 N 507 (л.д. 77).
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан платить только законно установленные налоги и сборы, к которым в силу подпункта 8 статьи 13 Налогового кодекса РФ относятся, в том числе, таможенная пошлина и таможенные сборы. Согласно пункту 1 статьи 355 Таможенного кодекса РФ излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством. Трехлетний срок, установленный частью 2 статьи 355 ТК РФ, не истек.
Таким образом, поскольку корректировка таможенной стоимости произведена Таможенным органом без достаточных на то оснований, вывод арбитражного суда первой инстанции об излишней уплате таможенной пошлины, а, следовательно, обязание возвратить Обществу таможенные платежи в сумме 86 303,84 руб., являются правильными.
Оплата государственной пошлины в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно отнесена судом первой инстанции на Сахалинскую таможню.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 09 февраля 2010 года по делу N А59-6388/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий
З.Д.БАЦ
Судьи
Н.В.АЛФЕРОВА
Е.Л.СИДОРОВИЧ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)