Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.06.2009 N 05АП-1071/09 ПО ДЕЛУ N А51-385/2009

Разделы:
Органы управления таможенными делами; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2009 г. N 05АП-1071/09

Дело N А51-385/2009

Резолютивная часть постановления оглашена 28.05.2009
Полный текст постановления изготовлен 02.06.2009
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: З.Д. Бац
судей: Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Агапитовой О.А.
при участии:
от ОАО "Холдинговая компания "Дальморепродукт": Лихобабина Н.А. по доверенности N 07 от 11.01.2009 со специальными полномочиями сроком до 31.12.2009
от Владивостокской таможни: Токмакова Е.С. по доверенности N 5 от 19.01.2009 со специальными полномочиями сроком до 20.01.2010,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Владивостокской таможни на решение от 17 февраля 2009 судьи Колтуновой Н.В. по делу А51-385/2009 Арбитражного суда Приморского края по заявлению Открытого акционерного общества "Дальморепродукт" к Владивостокской таможне о признании незаконным и отмене постановления от 16.12.2008 по делу об административном правонарушении N 10702000-1008/2008,

установил:

Открытое акционерное общество "Дальморепродукт" (далее - ОАО ХК "Дальморепродукт", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Владивостокской таможни от 16.12.2008 по делу об административном правонарушении N 10702000-1008/2008.
Решением суда от 17.02.2009 заявленные требования удовлетворены.
Обжалуя решение суда, Владивостокская таможня просит его отменить, как незаконное и необоснованное. Основной довод жалобы сводится к тому, что, по мнению таможни объективных обстоятельств, препятствующих выполнению обществом правил и норм, за которые статьей 16.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не существовало. Заявитель не предпринял всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, предусмотренных Таможенным кодексом РФ, в связи с чем причиной совершения обществом вмененного административного правонарушения послужило отсутствие должного контроля за внешнеэкономической деятельностью предприятия со стороны руководства, необеспечения им соблюдения обществом требований Закона. Заявитель считает, что, исходя из целей помещения товара на СВХ, закрепленных в статьях 14, 99, 360 ТК РФ, таможенное законодательство исключает формальный подход владельца складов временного хранения к ведению учета и предоставлению отчетности о хранимом товаре. Исходя из смысла пункта 1 статьи 102 ТК РФ в соответствии транспортными (перевозочными) документами при помещении товаров на склад временного хранения в таможенный орган предоставляются документы, содержащие сведения только о наименовании и местонахождении отправителя (получателя) товаров. Таможенным законодательством не установлено, что сведения о массе товаров должны быть предоставлены только на основании сведений, имеющихся в коносаментах.
Представитель ОАО "Дальморепродукт" в судебном заседании с доводами заявителя жалобы не согласен в полном объеме, считает, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства дела и правильно применены нормы материального и процессуального права в связи с чем, просит оставить апелляционную жалобу таможенного органа без удовлетворения, решение суда - без изменения, представили письменный отзыв.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене судебного акта по следующим основаниям.
Согласно свидетельству серии 25 N 00994563 ОАО "Дальморепродукт" зарегистрировано в качестве юридического лица и является владельцем складов временного хранения, что подтверждается внесением записи в Реестр владельцев СВХ.
26.09.2008 ОАО ХК "Дальморепродукт" по разовому требованию таможенного органа представило во Владивостокскую таможню отчетность по форме ДО4 от 18.09.2008 о товарах, помещенных на СВХ и выданных с него за период с 01.10.2007 по 31.12.2007.
В ходе проверки сведений и документов было установлено, что владелец СВХ ОАО ХК "Дальморепродукт" предоставил во Владивостокскую таможню отчетность по форме ДО4 о товарах, помещенных на СВХ и выданных с него в указанный период, содержащую недостоверные сведения о весе и количестве товара.
По данному факту составлен протокол об административном правонарушении от 11.11.2008 по делу N 10702000-1008/2008.
Таможенный орган постановлением от 16.12.2008 по делу об административном правонарушении N 10702000-1008/2008 признал общество виновным в совершении административного правонарушения по статье 16.15 КоАП РФ и назначил наказание в виде административного штрафа в сумме 20.000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением Владивостокской таможни, ОАО ХК "Дальморепродукт" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением В соответствии с пунктом 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 108 Таможенного кодекса РФ установлено, что владелец СВХ осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом.
В силу пункта 2 части 112 Таможенного кодекса РФ владелец СВХ обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в таможенные органы отчетность о хранении таких товаров.
Согласно пункту 1 статьи 364 Таможенного кодекса РФ владельцы СВХ по требованию таможенных органов обязаны представить в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах по формам, определяемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Порядок предоставления отчетности СВХ, формы отчетности установлены Приказом ГТК РФ от 03.09.2003 N 958 "Об утверждении Правил проведения таможенных операций при временном хранении товаров" (далее - Правила).
В пункте 27 Правил совершения таможенных операций при временном хранении товаров, предусмотрено, что владелец СВХ обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в подразделение таможенного органа отчетность об их хранении по формам ДО1, ДО2, ДО3, ДО4.
ДО4 - отчетность, представленная по разовому требованию таможенного органа. Составление данного вида отчетности находится вол взаимосвязи с составлением отчетности формы ДО1 и ДО2.
Владелец СВХ приступает к исполнению своих обязанностей, предусмотренных ст. 112 ТК РФ в соответствии с пунктом 13 Правил, после приема-передачи товаров.
Для выполнения действий, предусмотренных разделом II Правил, владелец СВХ имеет право получить, а подразделение таможенного органа обязано выдать копии документов, представленных перевозчиком данному подразделению таможенного органа для завершения внутреннего таможенного транзита. Передачу документов подразделение таможенного органа осуществляет незамедлительно после устного обращения владельца СВХ (его уполномоченного представителя), а также представления договора хранения между владельцем СВХ и лицом, помещающим товары на СВХ (п. 14 Правил).
Пунктом 6 Правил установлено, что при международной перевозке морским (речным) транспортом для помещения товаров после их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации на СВХ, расположенный в месте прибытия, в соответствии со статьями 73 - 76, 102 Кодекса должностному лицу таможенного поста или при отсутствии таможенного поста в структуре таможни структурного подразделения таможни, осуществляющего таможенное оформление и таможенный контроль (далее - подразделение таможенного органа), владелец СВХ представляет документы, содержащие следующие сведения:
- - наименование, общее количество и описание товаров;
- - количество грузовых мест, их маркировку и виды упаковок товаров.
Ответственность за непредставление в установленный срок в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, предусмотрена в статье 16.15 КоАП РФ.
Указанная статья охраняет установленный таможенным законодательством порядок таможенного контроля в части, касающейся одной из его форм, - ведения учета и представления отчетности.
Вменяемое таможней обществу правонарушение в области таможенного дела заключалось в представлении последним, как владельцем СВХ, таможенному органу отчета по форме ДО4, содержащего недостоверные сведения. Недостоверность сведений, по мнению таможни, заключалось в указании в отчетности количества и массы помещенных на СВХ товаров, находящихся под таможенном контролем, исходя из сведений коносаментов, не соответствующих фактическому весу и количеству принятого на хранение товара и выданного товара.
Исходя из буквального содержания вышеперечисленных правовых положений, суд пришел к обоснованному выводу о том, что в основу сведений на основании которых составляется форма отчетности ДО1, формируемая при принятии товаров на СВХ, во взаимосвязи с которой находится составление отчетности по форме ДО4, принимается информация, содержащаяся в товаросопроводительных документах, представленных перевозчиком.
При помещении товаров на хранение владелец СВХ вносит в отчет сведения о весе и количестве груза в соответствии с товаросопроводительными документами - коносаментами.
Материалами дела подтверждается, что данные о весе и количестве товара, содержащиеся в отчете ДО4 ОАО ХК "ДМП", были основаны на информации, содержащейся в товаросопроводительных документах - коносаментах, предоставленных субъектами внешнеторговой деятельности при помещении товаров после их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации на СВХ. Коносаменты в процессе таможенного оформления не корректировались.
Таможенным органом не устанавливался фактический вес товара, следовательно, не выяснено, какие сведения являются достоверными, указанными в коносаментах или в ГТД.
Нормами таможенного законодательства, в том числе и издаваемыми федеральным органом исполнительной власти в области таможенного дела нормативными правовыми актами, точная регламентация порядка заполнения формы отчетности ДО4 при принятии товаров на СВХ не предусмотрена.
Таким образом, ОАО "Дальморепродукт" не допустило несоблюдение возложенных на него обязанностей по надлежащему учету товаров, переданных на хранение, в числе которых представление таможне содержащей достоверные сведения отчетности, Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Поскольку таможенный орган не доказал факт предоставления Обществом отчетности о товарах, помещенных на СВХ, содержащую недостоверные сведения, а также вину общества в совершении вменяемого ему правонарушения, коллегия считает, что основания для его привлечения к административной ответственности по статье 16.15 КоАП РФ отсутствовали, в связи с чем оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене.
Нарушений применения норм материального и процессуального права коллегией не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ установлено, что если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Руководствуясь ст. ст. 258 266 - 271 АПК РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение от 17.02.2009 по делу N А51-385/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий
З.Д.БАЦ

Судьи
Е.Л.СИДОРОВИЧ
Т.А.СОЛОХИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)