Судебные решения, арбитраж
Таможенные платежи; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: Марковой Т.Т., Румянцева П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаботинским А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной энергетической таможне
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.01.2014 по делу N А40-115562/2013, принятое судьей Уточкиным И.Н. (92-1057)
по заявлению Открытого акционерного общества "РН-Холдинг"
к Центральной энергетической таможне
об оспаривании действий и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные пошлины,
при участии:
- от заявителя: Елистратова Т.В. по дов. от 27.12.2013;
1) от ответчика: Мозжухина Е.В. по дов. от 18.11.2013;
2) Шайдуко Н.В. по дов. от 18.11.2013;
3) Щербаков О.В. по дов. от 26.12.2013;
- установил:
решением суда от 13.01.2014 признаны незаконными действия Центральной энергетической таможни (далее - ЦЭТ, ответчик), выразившиеся в возврате ОАО "РН-Холдинг" (далее - общество, заявитель) поданного им заявления о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин в размере 493 996 418 руб. 12 коп. Суд обязал Центральную энергетическую таможню возвратить возврате ОАО "РН-Холдинг" излишне уплаченную таможенную пошлину в размере 493 996 418 руб. 12 коп. в течение месяца с даты вступления решения по настоящему делу в законную силу.
При этом суд исходил из того, что ОАО "РН-Холдинг" представило в таможенный орган необходимые и достаточные, в силу ст. 147 Федерального закона РФ от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и обстоятельств дела документы, подтверждающие чрезмерность внесенных в качестве уплаты таможенных платежей денежных средств.
С решением суда не согласился ответчик и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и в удовлетворении заявления отказать. В обоснование своих требований ответчик ссылается на то, что обменный курс валюты не является непосредственным элементом таможенной стоимости и известен декларанту на дату подачи ВГТД и соответственно курс валюты не подлежит уточнению при подаче ПГТД. Также ответчик ссылается на то, что заявителем не представлены документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных платежей.
Заявитель возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения. В отзыве на апелляционную жалобу заявитель указывает на то, что судом полно установлены фактические обстоятельства дела и правильно применены нормы материального права.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав позиции сторон, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Судом установлено, что срок подачи заявления об оспаривании действий Центральной энергетической таможни, выразившихся в возврате ОАО "РН-Холдинг" поданного им заявления о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин в размере 493 996 418 руб. 12 коп. заявителем не пропущен.
Как следует из материалов дела, ОАО "РН-Холдинг" в период с февраля по март 2010 года произвело декларирование в Центральной энергетической таможне путем подачи временных грузовых таможенных деклараций N 10006031/180310/0001193, 10006031/180310/0001192, 10006031/180310/0001183, 10006031/180310/0001185, 10006031/190310/0001204, 10006031/180310/0001188, 10006031/180310/0001194, 10006023/310310/0000454, 10006021/190210/0000549, 10006021/010310/0000699, 13006021/100310/0000803, 10006031/180310/0001189, 10006031/190310/0001208, 10006031/300310/0001283, 10006031/180310/0001190, 10006021/280110/0000232, 10006021/030210/0000341, 10006021/260210/0000650, 10006021/220310/0000954, 10006021/290310/0001033, 10006031/180310/0001186, 10006031/190310/0001206, 10006031/180310/0001184, 10006031/180310/0001187, 10006010/180310/0000256, 10006021/100210/0000428, 10006010/250310/0000288, 10006021/230310/0000968, 10006031/310310/0001302, 10006021/290310/0001034, 10006010/020310/0000194, 10006010/170310/0000252 (далее - ВГТД) на предполагаемые экспортные поставки нефтепродуктов, рассчитав сумму, подлежащих уплате таможенных пошлин по курсу иностранной валюты к валюте Российской Федерации, установленному Банком России на день принятия таможенным органом ВГТД и исходя из ставок, установленных Постановлением Правительства РФ от 16.11.2006 г. N 695 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств-участников Соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Таможенные пошлины в размере 19 654 352 666 руб. 36 коп. были уплачены ОАО "РН-Холдинг" платежными поручениями N 25251 от 14.08.2009. N 29290 от 21.09.2009, N 34128 от 02.11.2009, N 36117 от 24.11.2009. N 3565 от 01.02.2010, N 10898 от 25.03.2010. N 41113 от 24.12.2009. N 174 от 12.01.2010, N 11384 от 29.03.2010, N 17763 от 05.05.2010, N 1309 от 18.01.2010, N 678 от 20.01.2010, N 19061 от 12.05.2010, N 19061 от 12.05.2010, N 23325 от 08.06.2010, N 2858 от 27.01.2010, N 19722 от 14.05.2010, N 07328 от 01.03.2010, N 5987 от 18.02.2010, N 678 от 20.01.2010, N 450 от 08.02.2010, N 455 от 02.03.2010, N 6744 от 25.02.2010, N 269 от 09.03.2010, N 7327 от 01.03.2010, N 07328 от 01.03.2010, N 60 от 12.05.2010, N 7473 от 02.03.2010, N 732 от 14.05.2010, N 39915 от 16.12.2009, N 8286 от 09.03.2010, N 283 от 09.03.10, N 1170 от 31.10, N 1173 от 15.01.10, N 2857 от 26.01.10, N 5986 от 18.02.10, N 9304 от 15.03.2010, N 9302 от 15.03.2010, N 9305 от 15.03.2010, N 6301 от 24.02.2010, N 9787 от 17.03.2010, N 6302 от 24.02.2010, N 6738 от 25.02.2010, N 104 от 19.03.2010, N 10185 от 22.03.2010, N 7472 от 02.03.2010, N 10670 от 25.03.2010, N 8559 от 10.03.2010, N 11393 от 29.03.2010, N 11392 от 29.03.2010, N 8817 от 11.03.2010, N 9303 от 15.03.2010, N 9789 от 17.03.2010, N 61 от 08.04.2010, N 9947 от 18.03.2010, N 10184 от 22.03.2010, N 11590 от 30.03.2010, N 14819 от 19.04.2010, N 18557 от 07.05.2010, N 18556 от 07.05.2010, N 19062 от 12.05.2010, N 20882 от 21.05.2010, N 20880 от 21.05.2010, N 37918 от 01.12.2009, N 2492 от 25.01.2010, N 20219 от 18.05.2010, N 20882 от 21.05.2010, N 19723 от 14.05.2010, N 282 от 09.03.2010, N 23416 от 08.06.2010, N 383 от 29.03.2010, N 23745 от 10.06.2010, N 24578 от 17.06.2010.
Впоследствии, в период с мая 2010 года по июль 2010 года по результатам фактических экспортных поставок вышеуказанных товаров ОАО "РН-Холдинг" представило в Центральную энергетическую таможню полные таможенные декларации N 10006031/140510/0001976, 100060,51/140510/0001987, 10006031/140510/0001972, 10006031/140510/0001975, 10006031/140510/0001970, 10006031/140510/0001978, 10006031/140510/0001990, 10006031/140510/0001986, 10006031/140510/0001982, 10006031/140510/0001980, 10006031/170510/0002027, 10006031/170510/0002032, 10006031/170510/0002024, 10006031/170510/0002021, 10006031/170510/0002029, 10006021/250510/0001610, 10006021/250510/0001612, 10006021/290510/0001651, 10006021/290510/0001645, 10006021/010610/0001685, 10006021/230610/0001900, 10006021/250510/0001609, 10006021/250510/0001611, 10006061/240610/0000353, 10006061/250510/0000234, 10006023/250510/0000740, 10006021/300610/0002000, 10006021/290510/0001649, 10006021/290510/0001647, 10006021/030710/0002037, 10006021/290510/0001648, 10006021/290510/0001646, 10006021/030710/0002040, 10006021/010610/0001687, 10006021/220610/0001885, 10006021/240710/0002240, 10006021/230610/0001902, 10006021/230610/0001896, 10006021/300610/0001997, 10006021/030710/0002039, 10006021/030710/0002041, 10006021/030710/0002036, 10006021/240710/0002238, 10006021/300610/0001998, 10006021/030710/0002043, 10006021/030710/0002038, 10006021/240710/0002239, 10006021/250710/0002245, 10006031/190510/0002123, 10006021/250510/0001605, 10006021/250510/0001607, 10006061/090610/0000309, 10006061/090610/0000307 (далее по тексту также - ПГТД).
Полагая, что сумма вывозной таможенной пошлины была рассчитана неправильно, исходя из фактически поставленных обществом с таможенной территории РФ товаров, ОАО "РН-Холдинг" 19.04.2013 обратилось в Центральную энергетическую таможню с заявлением по форме Приложения N 3 к Приказу ФТС России от 22.12.2010 г. N 2520 "Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога" о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин в размере 574 136 710 руб. 03 коп., как разницы между фактически уплаченной суммой таможенных пошлин в размере 19 654 352 666 руб. 36 коп. и подлежащими уплате в размере 19 080 215 956 руб. 33 коп. в соответствии с требованиями таможенного законодательства РФ. Для целей идентификации сумм излишне уплаченных таможенных пошлин в отношении экспортированных товаров по соответствующим ВГТД и ПГТД заявителем таможенному органу была представлена соответствующая таблица.
Центральная энергетическая таможня письмом от 15.05.2013 N 01-21/3343 возвратила Обществу заявление о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин в размере 574 136 710 руб. 03 коп. без рассмотрения по причине непредставления документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей, пошли и налогов.
Не оспаривая корректность выводов таможенного органа в части предоставления корректировки ПГТД 10006040/250510/0001168, излишняя уплата по которой составила 73278590 руб. 02 коп., а также корректировки ПГТД N 10006031/140510/0001968, излишняя оплата по которой составила 6861701 руб. 89 коп., Общество не согласившись с указанными действиями Центральной энергетической таможни, выразившимися в возврате ОАО "РН-Холдинг" поданного им заявления и не возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин в размере 493 996 418 руб. 12 коп., считая их не соответствующими действующему законодательству и нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с п. 1 ст. 137 ТК РФ, действующего в период спорных отношений, при вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со ст. ст. 135, 136 и 138 ТК РФ.
Согласно п. 1 ст. 138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации.
На основании п. 2 ст. 138 ТК РФ после убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени. Подача полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации осуществляется в срок, устанавливаемый таможенным органом по заявлению декларанта. При установлении такого срока учитывается срок, необходимый декларанту для получения сведений, достаточных для подачи полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Предельный срок подачи полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации составляет 90 дней со дня, следующего за днем истечения периода времени для вывоза декларируемых товаров.
Пунктом 4 ст. 138 ТК РФ установлено, что во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации.
Согласно п. 6 ст. 138 ТК РФ вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации в таможенный орган. Если сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин увеличивается в результате уточнения сведений, указанных в п. 4 ст. 138 ТК РФ, доплата суммы вывозных таможенных пошлин осуществляется одновременно с подачей полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Пени в указанном случае не начисляются. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин осуществляется в соответствии со ст. 355 ТК РФ.
Таким образом, п. 6 ст. 138 ТК РФ предусматривает возможность перерасчета в ПГТД суммы вывозных таможенных пошлин (и в сторону увеличения и в сторону уменьшения), поскольку предусматривает как доплату суммы вывозных таможенных пошлин одновременно с подачей полной таможенной декларации так и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин.
При этом положения п. 6 ст. 138 ТК РФ согласуются с положениями п. 4 ч. 3 ст. 124 ТК РФ, предусматривающего перечень сведений о товаре, которые подлежат отражению в любой таможенной декларации, в том числе ПГТД и влияющих на окончательный размер подлежащих уплате таможенных платежей, а именно наименование, описание, код, страна происхождения, страна назначения, количество, таможенная стоимость. В п. 5 ч. 3 ст. 124 ТК РФ к указываемым в ПГТД сведениям об исчислении таможенных платежей отнесен установленный Центральным банком Российской Федерации на день подачи таможенной декларации курс валюты для целей учета и таможенных платежей.
Таким образом, данные о количестве товара, влияющие на окончательный размер подлежащих уплате таможенных платежей для целей исчисления таможенных пошлин в соответствии со ст. 326 ТК РФ подлежат отражению в каждой из деклараций, независимо от ее вида (временная или полная).
С учетом изложенного судом апелляционной инстанции не принимаются доводы ответчика о том, что обменный курс валюты не является непосредственным элементом таможенной стоимости и не подлежит уточнению при подаче ПГТД.
Согласно ст. 322 ТК РФ объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу, при этом базой для целей исчисления таможенных пошлин являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество.
Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных пошлин производится декларантом самостоятельно, в валюте Российской Федерации (п. 1 и 3 ст. 324 ТК РФ).
По общему правилу, для целей исчисления таможенных пошлин применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом (п. 1 ст. 325 ТК РФ).
В соответствии со ст. 326 ТК РФ, в случаях, когда для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, в том числе определения таможенной стоимости товаров, требуется произвести пересчет иностранной валюты, применяется курс иностранной валюты к валюте Российской Федерации, устанавливаемый Центральным банком Российской Федерации для целей учета и таможенных платежей и действующий на день принятия таможенной декларации таможенным органом.
Принимая во внимание, что положения ст. 326 ТК РФ не конкретизируют, на день принятия какой именно декларации (временной или полной) подлежит применению курс валют, связывая подлежащий применению курс валют с действиями декларанта и датой подачи таможенной декларации, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что курс иностранной валюты к валюте Российской Федерации для целей исчисления таможенных платежей применяется на день принятия каждой таможенной декларации независимо от ее вида и используемой процедуры таможенного оформления.
Согласно п. 1 ст. 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации (в том числе, в неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации, полной таможенной декларации) или иным способом, предусмотренным ТК РФ, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
При применении процедур периодического временного декларирования заявление таможенному органу сведений о товаре осуществляется первоначально в ВГТД, а затем в ПГТД: ВГТД - до начала перемещения товаров и ПГТД - в срок, устанавливаемый таможенным органом по заявлению декларанта, но не позднее 90 дней со дня, следующего за днем истечения периода времени для вывоза декларируемых товаров.
При этом ПГТД подается к ранее поданной ВГТД и уточняет сведения о товаре, невозможность представления которых до перемещения товара послужила основанием для подачи ВГТД.
Таким образом, с учетом норм ст. 138 (пункты 2, 4, 6), ст. 322, п. 1 ст. 325, 326 ТК РФ курс иностранной валюты, подлежит применению на дату подачи и принятия таможенным органом полной грузовой таможенной декларации, при подаче которой уточняются (подтверждаются) точные сведения о количестве и потребительских свойствах перемещенного товара, а, соответственно, сумме таможенных пошлин.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что Федеральным законом от 13.10.2009 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в статьи 138 и 325 Таможенного Кодекса РФ" вступившим в силу 16.11.2009 в частности, предусмотрена возможность подачи после фактических поставок нескольких ПГТД (пп. "а" п. 1 ст. 1 Закона), уточнен срок подачи ПГТД (пп. "а" п. 1 ст. 1 Закона), ограничен срок отгрузки декларируемых с использованием ВГТД товаров (пп. "б" п. 1 ст. Закона), а также детализирован порядок уплаты вывозных таможенных пошлин в случае применения режима периодического декларирования (п. "д" п. 1 ст. 1 Закона).
Новой редакцией ст. 138 ТК РФ с изменениями, внесенными Федеральным законом от 13.10.2009 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в статьи 138 и 325 Таможенного Кодекса РФ", предусмотрено, что при периодическом временном декларировании российских товаров вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации исходя из ставок, действующих на день принятия временной таможенной декларации. При этом сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин подлежит пересчету при подаче полной таможенной декларации по ставкам, действующим на день фактического вывоза указанных товаров с таможенной территории Российской Федерации.
При этом статья 326 ТК РФ не была изменена и осталась в прежней редакции.
Таким образом, сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин подлежит пересчету при подаче ПГТД по курсу иностранной валюты к валюте РФ, действующей на день принятия ПГТД.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, со ссылкой на судебную практику не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку суд рассматривает дело исходя из заявленных предмета и основания, с учетом конкретных обстоятельств, учитывая, что в данном случае рассматривается возврат таможенных платежей, уплаченных излишне в связи с уменьшением курса валюты при подаче ПВГТД, тогда как в судебных актах, на которые ссылается ответчик рассматривается вопрос относительно увеличения курса иностранной валюты при подаче ГТД.
Довод ответчика о непредставлении документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей, пошлин и налогов обоснованно отклонен судом первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно ст. 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В соответствии со ст. 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно ч. 1 ст. 147 Федерального закона РФ от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно п. 6 ст. 147 Федерального закона РФ от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что заявителем в таможенный орган были представлены все документы, перечисленные в ч. 2 ст. 147 Федерального закона РФ от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и применимые к рассматриваемой ситуации: платежные документы, подтверждающие уплату таможенных пошлин, подлежащих возврату (платежные поручения); документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, подлежащих возврату (временные и полные грузовые таможенные декларации); документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов (ВГТД и ПГТД, приложение N 1 к заявлению в виде расчета суммы излишне уплаченных денежных средств в связи с изменением курса валюты, установленного ЦБ РФ на дату оформления ГТД); документы, указанные в частях 4 - 7 ст. 122 Федерального закона РФ от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств (копия свидетельства о постановке Общества на учет в налоговом органе; документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей и иные документы, приведенные в п. 4 - 12 приложения к заявлению).
Таким образом, таможенный орган имел возможность идентифицировать суммы излишне уплаченных таможенных пошлин по каждой ВГТД и ПГТД, с учетом их сопоставления.
При этом представление корректировки к поданной таможенной декларации не предусмотрено п. 4 ст. 147 Федерального закона РФ от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в качестве документа, подтверждающего факт излишней уплаты таможенных пошлин.
Кроме того, исходя из положений п. 2 ст. 191 ТК ТС, п. 2 Инструкции о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 255 (далее - Инструкция) внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров является правом, а не обязанностью декларанта.
При этом согласно п. 3 ст. 191 ТК ТС, п. 2 Инструкции таможенный орган вправе самостоятельно (без обращения декларанта) в соответствии с решением, принимаемым им по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров, внести изменения в таможенную декларацию, влияющие на определение размера сумм таможенных платежей. В связи с чем, вывод ответчика о необходимости корректировки данных деклараций непосредственно декларантом не следует из действующего законодательства.
Кроме того, письмо таможни от 15.05.2013 N 01-21/3343, которым осуществлен возврат заявления ОАО "РН Холдинг" о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин не содержит конкретного основания внесения изменения и (или) дополнения в ранее поданную ГТД, предусмотренного п. 2 Инструкции. Основания, предусмотренные ч. 12 ст. 147 Федерального закона РФ от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" для отказа в возврате излишне уплаченных таможенных пошлин указанном письме таможни от 15.05.2013 N 01-21/3343 также отсутствуют.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у ответчика отсутствовали законные основания для возврата без рассмотрения заявления ОАО "РН Холдинг" о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, а также отсутствовали правовые основания для не возврата Обществу указанных денежных средств.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.01.2014 по делу N А40-115562/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
С.М.МУХИН
Судьи
Т.Т.МАРКОВА
П.В.РУМЯНЦЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.04.2014 N 09АП-7807/2014 ПО ДЕЛУ N А40-115562/2013
Разделы:Таможенные платежи; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 апреля 2014 г. N 09АП-7807/2014
Дело N А40-115562/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: Марковой Т.Т., Румянцева П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаботинским А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной энергетической таможне
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.01.2014 по делу N А40-115562/2013, принятое судьей Уточкиным И.Н. (92-1057)
по заявлению Открытого акционерного общества "РН-Холдинг"
к Центральной энергетической таможне
об оспаривании действий и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные пошлины,
при участии:
- от заявителя: Елистратова Т.В. по дов. от 27.12.2013;
1) от ответчика: Мозжухина Е.В. по дов. от 18.11.2013;
2) Шайдуко Н.В. по дов. от 18.11.2013;
3) Щербаков О.В. по дов. от 26.12.2013;
- установил:
решением суда от 13.01.2014 признаны незаконными действия Центральной энергетической таможни (далее - ЦЭТ, ответчик), выразившиеся в возврате ОАО "РН-Холдинг" (далее - общество, заявитель) поданного им заявления о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин в размере 493 996 418 руб. 12 коп. Суд обязал Центральную энергетическую таможню возвратить возврате ОАО "РН-Холдинг" излишне уплаченную таможенную пошлину в размере 493 996 418 руб. 12 коп. в течение месяца с даты вступления решения по настоящему делу в законную силу.
При этом суд исходил из того, что ОАО "РН-Холдинг" представило в таможенный орган необходимые и достаточные, в силу ст. 147 Федерального закона РФ от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и обстоятельств дела документы, подтверждающие чрезмерность внесенных в качестве уплаты таможенных платежей денежных средств.
С решением суда не согласился ответчик и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и в удовлетворении заявления отказать. В обоснование своих требований ответчик ссылается на то, что обменный курс валюты не является непосредственным элементом таможенной стоимости и известен декларанту на дату подачи ВГТД и соответственно курс валюты не подлежит уточнению при подаче ПГТД. Также ответчик ссылается на то, что заявителем не представлены документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных платежей.
Заявитель возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения. В отзыве на апелляционную жалобу заявитель указывает на то, что судом полно установлены фактические обстоятельства дела и правильно применены нормы материального права.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав позиции сторон, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Судом установлено, что срок подачи заявления об оспаривании действий Центральной энергетической таможни, выразившихся в возврате ОАО "РН-Холдинг" поданного им заявления о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин в размере 493 996 418 руб. 12 коп. заявителем не пропущен.
Как следует из материалов дела, ОАО "РН-Холдинг" в период с февраля по март 2010 года произвело декларирование в Центральной энергетической таможне путем подачи временных грузовых таможенных деклараций N 10006031/180310/0001193, 10006031/180310/0001192, 10006031/180310/0001183, 10006031/180310/0001185, 10006031/190310/0001204, 10006031/180310/0001188, 10006031/180310/0001194, 10006023/310310/0000454, 10006021/190210/0000549, 10006021/010310/0000699, 13006021/100310/0000803, 10006031/180310/0001189, 10006031/190310/0001208, 10006031/300310/0001283, 10006031/180310/0001190, 10006021/280110/0000232, 10006021/030210/0000341, 10006021/260210/0000650, 10006021/220310/0000954, 10006021/290310/0001033, 10006031/180310/0001186, 10006031/190310/0001206, 10006031/180310/0001184, 10006031/180310/0001187, 10006010/180310/0000256, 10006021/100210/0000428, 10006010/250310/0000288, 10006021/230310/0000968, 10006031/310310/0001302, 10006021/290310/0001034, 10006010/020310/0000194, 10006010/170310/0000252 (далее - ВГТД) на предполагаемые экспортные поставки нефтепродуктов, рассчитав сумму, подлежащих уплате таможенных пошлин по курсу иностранной валюты к валюте Российской Федерации, установленному Банком России на день принятия таможенным органом ВГТД и исходя из ставок, установленных Постановлением Правительства РФ от 16.11.2006 г. N 695 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств-участников Соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Таможенные пошлины в размере 19 654 352 666 руб. 36 коп. были уплачены ОАО "РН-Холдинг" платежными поручениями N 25251 от 14.08.2009. N 29290 от 21.09.2009, N 34128 от 02.11.2009, N 36117 от 24.11.2009. N 3565 от 01.02.2010, N 10898 от 25.03.2010. N 41113 от 24.12.2009. N 174 от 12.01.2010, N 11384 от 29.03.2010, N 17763 от 05.05.2010, N 1309 от 18.01.2010, N 678 от 20.01.2010, N 19061 от 12.05.2010, N 19061 от 12.05.2010, N 23325 от 08.06.2010, N 2858 от 27.01.2010, N 19722 от 14.05.2010, N 07328 от 01.03.2010, N 5987 от 18.02.2010, N 678 от 20.01.2010, N 450 от 08.02.2010, N 455 от 02.03.2010, N 6744 от 25.02.2010, N 269 от 09.03.2010, N 7327 от 01.03.2010, N 07328 от 01.03.2010, N 60 от 12.05.2010, N 7473 от 02.03.2010, N 732 от 14.05.2010, N 39915 от 16.12.2009, N 8286 от 09.03.2010, N 283 от 09.03.10, N 1170 от 31.10, N 1173 от 15.01.10, N 2857 от 26.01.10, N 5986 от 18.02.10, N 9304 от 15.03.2010, N 9302 от 15.03.2010, N 9305 от 15.03.2010, N 6301 от 24.02.2010, N 9787 от 17.03.2010, N 6302 от 24.02.2010, N 6738 от 25.02.2010, N 104 от 19.03.2010, N 10185 от 22.03.2010, N 7472 от 02.03.2010, N 10670 от 25.03.2010, N 8559 от 10.03.2010, N 11393 от 29.03.2010, N 11392 от 29.03.2010, N 8817 от 11.03.2010, N 9303 от 15.03.2010, N 9789 от 17.03.2010, N 61 от 08.04.2010, N 9947 от 18.03.2010, N 10184 от 22.03.2010, N 11590 от 30.03.2010, N 14819 от 19.04.2010, N 18557 от 07.05.2010, N 18556 от 07.05.2010, N 19062 от 12.05.2010, N 20882 от 21.05.2010, N 20880 от 21.05.2010, N 37918 от 01.12.2009, N 2492 от 25.01.2010, N 20219 от 18.05.2010, N 20882 от 21.05.2010, N 19723 от 14.05.2010, N 282 от 09.03.2010, N 23416 от 08.06.2010, N 383 от 29.03.2010, N 23745 от 10.06.2010, N 24578 от 17.06.2010.
Впоследствии, в период с мая 2010 года по июль 2010 года по результатам фактических экспортных поставок вышеуказанных товаров ОАО "РН-Холдинг" представило в Центральную энергетическую таможню полные таможенные декларации N 10006031/140510/0001976, 100060,51/140510/0001987, 10006031/140510/0001972, 10006031/140510/0001975, 10006031/140510/0001970, 10006031/140510/0001978, 10006031/140510/0001990, 10006031/140510/0001986, 10006031/140510/0001982, 10006031/140510/0001980, 10006031/170510/0002027, 10006031/170510/0002032, 10006031/170510/0002024, 10006031/170510/0002021, 10006031/170510/0002029, 10006021/250510/0001610, 10006021/250510/0001612, 10006021/290510/0001651, 10006021/290510/0001645, 10006021/010610/0001685, 10006021/230610/0001900, 10006021/250510/0001609, 10006021/250510/0001611, 10006061/240610/0000353, 10006061/250510/0000234, 10006023/250510/0000740, 10006021/300610/0002000, 10006021/290510/0001649, 10006021/290510/0001647, 10006021/030710/0002037, 10006021/290510/0001648, 10006021/290510/0001646, 10006021/030710/0002040, 10006021/010610/0001687, 10006021/220610/0001885, 10006021/240710/0002240, 10006021/230610/0001902, 10006021/230610/0001896, 10006021/300610/0001997, 10006021/030710/0002039, 10006021/030710/0002041, 10006021/030710/0002036, 10006021/240710/0002238, 10006021/300610/0001998, 10006021/030710/0002043, 10006021/030710/0002038, 10006021/240710/0002239, 10006021/250710/0002245, 10006031/190510/0002123, 10006021/250510/0001605, 10006021/250510/0001607, 10006061/090610/0000309, 10006061/090610/0000307 (далее по тексту также - ПГТД).
Полагая, что сумма вывозной таможенной пошлины была рассчитана неправильно, исходя из фактически поставленных обществом с таможенной территории РФ товаров, ОАО "РН-Холдинг" 19.04.2013 обратилось в Центральную энергетическую таможню с заявлением по форме Приложения N 3 к Приказу ФТС России от 22.12.2010 г. N 2520 "Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога" о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин в размере 574 136 710 руб. 03 коп., как разницы между фактически уплаченной суммой таможенных пошлин в размере 19 654 352 666 руб. 36 коп. и подлежащими уплате в размере 19 080 215 956 руб. 33 коп. в соответствии с требованиями таможенного законодательства РФ. Для целей идентификации сумм излишне уплаченных таможенных пошлин в отношении экспортированных товаров по соответствующим ВГТД и ПГТД заявителем таможенному органу была представлена соответствующая таблица.
Центральная энергетическая таможня письмом от 15.05.2013 N 01-21/3343 возвратила Обществу заявление о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин в размере 574 136 710 руб. 03 коп. без рассмотрения по причине непредставления документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей, пошли и налогов.
Не оспаривая корректность выводов таможенного органа в части предоставления корректировки ПГТД 10006040/250510/0001168, излишняя уплата по которой составила 73278590 руб. 02 коп., а также корректировки ПГТД N 10006031/140510/0001968, излишняя оплата по которой составила 6861701 руб. 89 коп., Общество не согласившись с указанными действиями Центральной энергетической таможни, выразившимися в возврате ОАО "РН-Холдинг" поданного им заявления и не возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин в размере 493 996 418 руб. 12 коп., считая их не соответствующими действующему законодательству и нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с п. 1 ст. 137 ТК РФ, действующего в период спорных отношений, при вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со ст. ст. 135, 136 и 138 ТК РФ.
Согласно п. 1 ст. 138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации.
На основании п. 2 ст. 138 ТК РФ после убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени. Подача полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации осуществляется в срок, устанавливаемый таможенным органом по заявлению декларанта. При установлении такого срока учитывается срок, необходимый декларанту для получения сведений, достаточных для подачи полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Предельный срок подачи полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации составляет 90 дней со дня, следующего за днем истечения периода времени для вывоза декларируемых товаров.
Пунктом 4 ст. 138 ТК РФ установлено, что во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации.
Согласно п. 6 ст. 138 ТК РФ вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации в таможенный орган. Если сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин увеличивается в результате уточнения сведений, указанных в п. 4 ст. 138 ТК РФ, доплата суммы вывозных таможенных пошлин осуществляется одновременно с подачей полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Пени в указанном случае не начисляются. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин осуществляется в соответствии со ст. 355 ТК РФ.
Таким образом, п. 6 ст. 138 ТК РФ предусматривает возможность перерасчета в ПГТД суммы вывозных таможенных пошлин (и в сторону увеличения и в сторону уменьшения), поскольку предусматривает как доплату суммы вывозных таможенных пошлин одновременно с подачей полной таможенной декларации так и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин.
При этом положения п. 6 ст. 138 ТК РФ согласуются с положениями п. 4 ч. 3 ст. 124 ТК РФ, предусматривающего перечень сведений о товаре, которые подлежат отражению в любой таможенной декларации, в том числе ПГТД и влияющих на окончательный размер подлежащих уплате таможенных платежей, а именно наименование, описание, код, страна происхождения, страна назначения, количество, таможенная стоимость. В п. 5 ч. 3 ст. 124 ТК РФ к указываемым в ПГТД сведениям об исчислении таможенных платежей отнесен установленный Центральным банком Российской Федерации на день подачи таможенной декларации курс валюты для целей учета и таможенных платежей.
Таким образом, данные о количестве товара, влияющие на окончательный размер подлежащих уплате таможенных платежей для целей исчисления таможенных пошлин в соответствии со ст. 326 ТК РФ подлежат отражению в каждой из деклараций, независимо от ее вида (временная или полная).
С учетом изложенного судом апелляционной инстанции не принимаются доводы ответчика о том, что обменный курс валюты не является непосредственным элементом таможенной стоимости и не подлежит уточнению при подаче ПГТД.
Согласно ст. 322 ТК РФ объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу, при этом базой для целей исчисления таможенных пошлин являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество.
Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных пошлин производится декларантом самостоятельно, в валюте Российской Федерации (п. 1 и 3 ст. 324 ТК РФ).
По общему правилу, для целей исчисления таможенных пошлин применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом (п. 1 ст. 325 ТК РФ).
В соответствии со ст. 326 ТК РФ, в случаях, когда для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, в том числе определения таможенной стоимости товаров, требуется произвести пересчет иностранной валюты, применяется курс иностранной валюты к валюте Российской Федерации, устанавливаемый Центральным банком Российской Федерации для целей учета и таможенных платежей и действующий на день принятия таможенной декларации таможенным органом.
Принимая во внимание, что положения ст. 326 ТК РФ не конкретизируют, на день принятия какой именно декларации (временной или полной) подлежит применению курс валют, связывая подлежащий применению курс валют с действиями декларанта и датой подачи таможенной декларации, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что курс иностранной валюты к валюте Российской Федерации для целей исчисления таможенных платежей применяется на день принятия каждой таможенной декларации независимо от ее вида и используемой процедуры таможенного оформления.
Согласно п. 1 ст. 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации (в том числе, в неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации, полной таможенной декларации) или иным способом, предусмотренным ТК РФ, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
При применении процедур периодического временного декларирования заявление таможенному органу сведений о товаре осуществляется первоначально в ВГТД, а затем в ПГТД: ВГТД - до начала перемещения товаров и ПГТД - в срок, устанавливаемый таможенным органом по заявлению декларанта, но не позднее 90 дней со дня, следующего за днем истечения периода времени для вывоза декларируемых товаров.
При этом ПГТД подается к ранее поданной ВГТД и уточняет сведения о товаре, невозможность представления которых до перемещения товара послужила основанием для подачи ВГТД.
Таким образом, с учетом норм ст. 138 (пункты 2, 4, 6), ст. 322, п. 1 ст. 325, 326 ТК РФ курс иностранной валюты, подлежит применению на дату подачи и принятия таможенным органом полной грузовой таможенной декларации, при подаче которой уточняются (подтверждаются) точные сведения о количестве и потребительских свойствах перемещенного товара, а, соответственно, сумме таможенных пошлин.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что Федеральным законом от 13.10.2009 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в статьи 138 и 325 Таможенного Кодекса РФ" вступившим в силу 16.11.2009 в частности, предусмотрена возможность подачи после фактических поставок нескольких ПГТД (пп. "а" п. 1 ст. 1 Закона), уточнен срок подачи ПГТД (пп. "а" п. 1 ст. 1 Закона), ограничен срок отгрузки декларируемых с использованием ВГТД товаров (пп. "б" п. 1 ст. Закона), а также детализирован порядок уплаты вывозных таможенных пошлин в случае применения режима периодического декларирования (п. "д" п. 1 ст. 1 Закона).
Новой редакцией ст. 138 ТК РФ с изменениями, внесенными Федеральным законом от 13.10.2009 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в статьи 138 и 325 Таможенного Кодекса РФ", предусмотрено, что при периодическом временном декларировании российских товаров вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации исходя из ставок, действующих на день принятия временной таможенной декларации. При этом сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин подлежит пересчету при подаче полной таможенной декларации по ставкам, действующим на день фактического вывоза указанных товаров с таможенной территории Российской Федерации.
При этом статья 326 ТК РФ не была изменена и осталась в прежней редакции.
Таким образом, сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин подлежит пересчету при подаче ПГТД по курсу иностранной валюты к валюте РФ, действующей на день принятия ПГТД.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, со ссылкой на судебную практику не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку суд рассматривает дело исходя из заявленных предмета и основания, с учетом конкретных обстоятельств, учитывая, что в данном случае рассматривается возврат таможенных платежей, уплаченных излишне в связи с уменьшением курса валюты при подаче ПВГТД, тогда как в судебных актах, на которые ссылается ответчик рассматривается вопрос относительно увеличения курса иностранной валюты при подаче ГТД.
Довод ответчика о непредставлении документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей, пошлин и налогов обоснованно отклонен судом первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно ст. 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В соответствии со ст. 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно ч. 1 ст. 147 Федерального закона РФ от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно п. 6 ст. 147 Федерального закона РФ от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что заявителем в таможенный орган были представлены все документы, перечисленные в ч. 2 ст. 147 Федерального закона РФ от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и применимые к рассматриваемой ситуации: платежные документы, подтверждающие уплату таможенных пошлин, подлежащих возврату (платежные поручения); документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, подлежащих возврату (временные и полные грузовые таможенные декларации); документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов (ВГТД и ПГТД, приложение N 1 к заявлению в виде расчета суммы излишне уплаченных денежных средств в связи с изменением курса валюты, установленного ЦБ РФ на дату оформления ГТД); документы, указанные в частях 4 - 7 ст. 122 Федерального закона РФ от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств (копия свидетельства о постановке Общества на учет в налоговом органе; документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей и иные документы, приведенные в п. 4 - 12 приложения к заявлению).
Таким образом, таможенный орган имел возможность идентифицировать суммы излишне уплаченных таможенных пошлин по каждой ВГТД и ПГТД, с учетом их сопоставления.
При этом представление корректировки к поданной таможенной декларации не предусмотрено п. 4 ст. 147 Федерального закона РФ от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в качестве документа, подтверждающего факт излишней уплаты таможенных пошлин.
Кроме того, исходя из положений п. 2 ст. 191 ТК ТС, п. 2 Инструкции о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 255 (далее - Инструкция) внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров является правом, а не обязанностью декларанта.
При этом согласно п. 3 ст. 191 ТК ТС, п. 2 Инструкции таможенный орган вправе самостоятельно (без обращения декларанта) в соответствии с решением, принимаемым им по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров, внести изменения в таможенную декларацию, влияющие на определение размера сумм таможенных платежей. В связи с чем, вывод ответчика о необходимости корректировки данных деклараций непосредственно декларантом не следует из действующего законодательства.
Кроме того, письмо таможни от 15.05.2013 N 01-21/3343, которым осуществлен возврат заявления ОАО "РН Холдинг" о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин не содержит конкретного основания внесения изменения и (или) дополнения в ранее поданную ГТД, предусмотренного п. 2 Инструкции. Основания, предусмотренные ч. 12 ст. 147 Федерального закона РФ от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" для отказа в возврате излишне уплаченных таможенных пошлин указанном письме таможни от 15.05.2013 N 01-21/3343 также отсутствуют.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у ответчика отсутствовали законные основания для возврата без рассмотрения заявления ОАО "РН Холдинг" о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, а также отсутствовали правовые основания для не возврата Обществу указанных денежных средств.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.01.2014 по делу N А40-115562/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
С.М.МУХИН
Судьи
Т.Т.МАРКОВА
П.В.РУМЯНЦЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)