Судебные решения, арбитраж
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Мищенко Е.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от Шереметьевской Таможни - Бразаускене Н.С., представитель по доверенности от 17.02.2014, Шантаев А.Б., представитель по доверенности от 03.12.2013 N 04-47/43309,
от ОАО "Аэрофлот" - Крылова И.С., представитель по доверенности от 30.12.2013 N Д-856/13,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Шереметьевской Таможни на решение Арбитражного суда Московской области от 19.02.2014 по делу N А41-65049/13, принятое судьей Бобриневым А.А., по заявлению ОАО "Аэрофлот" к Шереметьевской таможне о признании незаконным решения,
установил:
открытое акционерное общество "Аэрофлот" (далее - заявитель, общество "Аэрофлот") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнения, принятого судом в порядке предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании незаконным решения Шереметьевской таможни (далее - заинтересованное лицо, таможня) от 25.09.2013 N 19-21/3445, об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные пошлины в сумме 923 091 рубль 82 копейки, о взыскании процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченных таможенных пошлин в сумме 23 269 рублей 61 копейки и 4000 рублей государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.02.2014 по делу N А41-265049/13 заявленные требования удовлетворены. Решение Шереметьевской таможни от 25.09.2013 N 19-21/3445 признано незаконным. Обязать Шереметьевскую таможню вернуть обществу "Аэрофлот" сумму излишне уплаченных таможенных пошлин и налогов в размере 923091 рубля 82 копеек. С Шереметьевской таможни в пользу ОАО "Аэрофлот" взысканы проценты за нарушение срока возврата денежных средств в сумме 23269 рублей 61 копейки и расходы по уплате государственной пошлины в размере 4000 рублей (том 3, л.д. 30 - 35).
Не согласившись с указанным судебным актом, таможня обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила судебный акт отменить.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
В судебном заседании представитель таможни поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просила решение суда первой инстанции отменить.
Изучив доводы апелляционной жалобы в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела обществом "Аэрофлот" на территорию Российской Федерации ввезен товар, представляющий собой авиационные запасные части и оборудование.
В целях совершения таможенных операций заявителем на таможенный пост Аэропорт Шереметьево (грузовой) поданы ТД N 10005023/011010/0042496, 10005023/021010/0042569, 0005023/021010/0042604, 10005023/021010/0042613, 10005023/041010/0042762, 0005023/031010/004269, 10005023/031010/0042730, 10005023/041010/0042758, 0005023/031010/00425687, 10005023/031010/0042699, 10005023/021010/0042547, 10005023/021010/0042599, 10005023/021010/0042605, 10005023/031010/0042734, 10005023/011010/0042353, 10005023/031010/0042709, 10005023/031010/0042731, 10005023/041010/0042761, 10005023/021010/0042627, 10005023/031010/0042708, 10005023/031010/0042729, 10005023/021010/0042564, 10005023/021010/0042600, 10005023/021010/0042609, 10005023/031010/0042736, 10005023/031010/0042681, 10005023/031010/0042727, 10005023/031010/П042694, 10005023/031010/0042679, 10005023/031010/0042689, 10005023/031010/0042714.
Общество "Аэрофлот" обратилось в таможенный пост Аэропорт Шереметьево (грузовой) с заявлениями о внесении изменений в графы 36, 44, 47 и графу в вышеуказанных ТД, приложив заявления о целевом назначении товара, копии таможенных деклараций, оригиналы форм корректировки деклараций на товары (далее - КТД).
Таможенный орган письмом от 22.11.2012 N 19-23/37797, отказал обществу "Аэрофлот" во внесении требуемых изменений в ТД.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.03.2013 по делу N А41-3166/2013 на таможенный орган возложена обязанность провести корректировку сведений в ТД.
Письмом от 19.09.2013 N 906-1141 общество "Аэрофлот" обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин (том 1, л.д. 35 - 42).
Таможня письмом от 25.09.2013 N 19-21/3445 вернула заявление общества "Аэрофлот" без рассмотрения, в связи с отсутствием в комплекте документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов (том 1, л.д. 33 - 34).
Полагая, что оставление таможней без рассмотрения заявлений общества "Аэрофлот" о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, нарушает права и охраняемые законом интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения таможенного органа от 25.09.2013 N 19-21/3445, об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные пошлины, а также о начислении процентов за нарушение срока возврата суммы излишне уплаченных таможенных пошлин.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о незаконности решения Шереметьевской таможни от 25.09.2013 N 19-21/3445 в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Сроки, предусмотренные частью 4 статьи 198 АПК РФ, суд считает соблюденными.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла названных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, предметом доказывания по настоящему делу является одновременное несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемыми действиями прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ возлагается на государственный орган, должностное лицо.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 181 ТК ТС в декларации на товары указываются, в том числе в кодированном виде сведения об исчислении таможенных платежей: ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; применение льгот по уплате таможенных платежей; суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства - участника таможенного союза и применяемый для исчисления таможенных платежей.
В соответствии с пунктом 7 статьи 190 ТК ТС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В статье 191 ТК ТС предусмотрено, что сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены до выпуска товаров с разрешения таможенного органа по мотивированному письменному обращению декларанта при одновременном соблюдении следующих условий: если вносимые изменения и дополнения не влияют на принятие решения о выпуске товаров и не влекут необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера сумм таможенных платежей, за исключением случаев корректировки таможенной стоимости товаров, и соблюдение запретов и ограничений; если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил его о месте и времени проведения таможенного досмотра и (или) не принял решения о проведении иных форм таможенного контроля в отношении товаров.
Изменение и дополнение сведений, заявленных в зарегистрированной таможенной декларации, не может повлечь за собой заявление сведений о товарах иных, чем те, которые были указаны в зарегистрированной таможенной декларации.
Внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии таможенного союза.
Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 255 утверждена Инструкция о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров (далее - Инструкция).
В указанной Инструкции установлено, что сведения, заявленные в ДТ, могут быть изменены и (или) дополнены после выпуска товаров в соответствии с решением таможенного органа, принимаемым по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе при рассмотрении мотивированного письменного обращения декларанта или таможенного представителя, в частности, в случае возникновения оснований для возврата (зачета, последующего использования плательщиком) уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, процентов и (или) пеней (подпункт 6 пункта 2 Инструкции).
Внесение изменений и (или) дополнений в ДТ и ее электронную копию после выпуска товаров допускается в течение срока, предусмотренного в соответствии со статьей 99 ТК ТС (пункт 3 Инструкции).
Согласно статье 99 ТК ТС таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
Законодательством государств - членов таможенного союза может быть установлен более продолжительный срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, который не может превышать 5 (пяти) лет.
Обращение декларанта или таможенного представителя о внесении изменений и (или) дополнений сведений, заявленных в ДТ, после выпуска товаров (далее - обращение) составляется в произвольной форме с обоснованием необходимости таких изменений и (или) дополнений, указанием регистрационного номера ДТ и перечня прилагаемых документов. К обращению прилагаются корректировка декларации на товары, заполненная по установленной форме, ее электронная копия и документы, указанные в перечне (пункт 4 Инструкции).
Обращение не может являться основанием для принятия таможенным органом решения о внесении изменений и (или) дополнений в ДТ в случаях, если: 1) обращение поступило в таможенный орган после истечения срока, предусмотренного в соответствии со статьей 99 ТК ТС; 2) сведения, указанные в обращении и предлагаемые для внесения в ДТ, не подтверждены документально; 3) таможенный орган установил недостоверность сведений, указанных в обращении и предлагаемых для внесения в ДТ (пункт 5 Инструкции).
В соответствии с пунктом 12 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728, авиационные двигатели, запасные части и оборудование, необходимые для ремонта и (или) технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов и (или) авиационных двигателей к ним, освобождаются от уплаты таможенных пошлин при представлении в таможенный орган государства - члена Таможенного союза заявления декларанта об их целевом использовании подлежат освобождению от уплаты таможенных пошлин.
В соответствии с пунктом 3 Решения КТС документы, определенные настоящим Порядком, на основании которых предоставляется освобождение от таможенных пошлин, подаются в таможенный орган государства - члена Таможенного союза с учетом пункта 2 статьи 191 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Из материалов дела следует, что письмом от 19.09.2013 N 906-1141 общество "Аэрофлот" (том 1, л.д. 35 - 42) обратилось в Шереметьевскую таможню с заявлениями о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин по ТД N 10005023/011010/0042496, 10005023/021010/0042569, 0005023/021010/0042604, 10005023/021010/0042613, 10005023/041010/0042762, 0005023/031010/004269, 10005023/031010/0042730, 10005023/041010/0042758, 0005023/031010/00425687, 10005023/031010/0042699, 10005023/021010/0042547, 10005023/021010/0042599, 10005023/021010/0042605, 10005023/031010/0042734, 10005023/011010/0042353, 10005023/031010/0042709, 10005023/031010/0042731, 10005023/041010/0042761, 10005023/021010/0042627, 10005023/031010/0042708, 10005023/031010/0042729, 10005023/021010/0042564, 10005023/021010/0042600, 10005023/021010/0042609, 10005023/031010/0042736, 10005023/031010/0042681, 10005023/031010/0042727, 10005023/031010/П042694, 10005023/031010/0042679, 10005023/031010/0042689, 10005023/031010/0042714.
Письмом от 25.09.2013 N 19-21/34450 (том 1, л.д. 33 - 34) Шереметьевская таможня вернула заявление ОАО "Аэрофлот" без рассмотрения, ссылаясь на отсутствие в комплекте документов, представленных ОАО "Аэрофлот", документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, а именно корректировок деклараций на товары.
В соответствии с пунктом 7.1.15 Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" авиационные двигатели, запасные части и оборудование, необходимые для ремонта и (или) технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов и (или) авиационных двигателей к ним, освобождаются от уплаты ввозной таможенной пошлины.
В связи с отсутствием по состоянию на 20.08.2010 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, ОАО "Аэрофлот" было лишено возможности при ввозе товаров получить предоставленные ему льготы, в связи с чем таможенные пошлины по ТД были уплачены обществом в полном объеме.
Решение Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728 "О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза", вступившее в силу 18.08.2011, предусмотрело необходимость внесения изменений в ТД в целях получения тарифной преференции.
Из материалов дела усматривается, что общество "Аэрофлот" обратилось в таможню с заявлением о внесении изменений в графы 36, 44, 47, графу "В" ТД, между тем таможенный орган письмом от 22.11.2012 N 19-23/37797 отказал ОАО "Аэрофлот" во внесении требуемых изменений в ТД.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.03.2013 по делу N А41-3166/2013, на таможенный орган возложена обязанность провести корректировку сведений в ТД.
Из вышеуказанных обстоятельств следует, что у таможенного органа отсутствовали правовые основания для оставления заявления общества "Аэрофлот" без рассмотрения, ссылаясь на отсутствие в комплекте документов, представленных обществом "Аэрофлот", документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, а именно корректировок деклараций на товары.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что уплаченная обществом "Аэрофлот" таможенная пошлина в сумме 923 091 рубль 82 копейки является излишне уплаченной и подлежит возврату декларанту в порядке, предусмотренном статьями 129, 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ).
Как следует из положений статьи 89 ТК ТС излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
При этом в силу абзаца 2 статьи 90 ТК ТС, части 1 статьи 129 и части 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно части 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ.
Факт уплаты таможенных пошлин подтверждается материалами дела. Проанализировав документы, представленные обществом таможенному органу вместе с заявлением с учетом требований статьи 147 Закона N 311-ФЗ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у таможенного органа отсутствовали основания для оставления данного заявления без рассмотрения.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что факт излишней уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов документально не подтвержден, отклоняется судебной коллегией.
Таможенные платежи в качестве конкретных видов и сумм идентифицируются в таможенных декларациях, по которым производится уплата.
Таможенное оформление товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза по ТД 10005023/011010/0042496, 10005023/021010/0042547, 10005023/021010/0042564, 10005023/021010/0042569, 10005023/021010/0042599, 10005023/021010/0042600, 10005023/021010/0042604, 10005023/021010/0042605, 10005023/021010/0042609, 10005023/021010/0042613, 10005023/031010/0042734, 10005023/031010/0042736, 10005023/041010/0042762, 10005023/011010/0042353, 10005023/031010/0042681, 10005023/031010/0042691, 10005023/031010/0042709, 10005023/031010/0042727, 10005023/031010/0042730, 10005023/031010/0042731, 10005023/031010/П042694, 10005023/041010/0042758, 10005023/041010/0042761, 10005023/031010/0042679, 10005023/031010/00425687, 10005023/021010/0042627, 10005023/031010/0042689, 10005023/031010/0042699, 10005023/031010/0042708, 10005023/031010/0042714, 10005023/031010/0042726, 10005023/031010/0042729, 10005023/021010/0042546 (далее - ТД), осуществлялось согласно Инструкция о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утвержденной Приказом ФТС России от 04.09.2007 N 1057.
Сведения об исчислении таможенных платежей, подлежащих уплате, а также способе их уплаты отражаются в графе 47 ТД, подробности подсчета в отношении каждого указанного в ТД товара в графе "В". При этом сведения в графе "В" указываются раздельно по каждому виду таможенного платежа.
Из материалов дела следует, что оформление товаров по ТД осуществлялось ОАО "Аэрофлот" в двух таможенных процедурах: "выпуск для внутреннего потребления" и "временный ввоз". Выпуск для внутреннего потребления - таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено ТК ТС (статья 209 ТК ТС).
Одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления является уплата ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов.
Несмотря на то, что при ввозе товаров по ТД Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" они освобождались от уплаты ввозной таможенной пошлины, в Российской Федерации не существовало Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, в связи с чем по данной категории товаров таможенные пошлины были уплачены ОАО "Аэрофлот" в полном объеме.
Кроме того, согласно пункту 3 пункту 1 статьи 195 ТК ТС выпуск товаров возможен только в случае, если в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с ТК ТС.
На всех представленных обществом "Аэрофлот" ТД имеется штамп таможенного органа "выпуск разрешен", что свидетельствует об уплате таможенных пошлин по товарам, заявленным к таможенной процедуре "Выпуск для внутреннего потребления" в полном объеме.
При этом к каждой ТД приложены чеки, либо платежные поручения, в которых указано, по какой конкретно декларации произведено списание, информация об указанных платежных документах в соответствии с Инструкцией отражена в графе "С" ТД.
Временный ввоз - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта (статья 277 ТК ТС).
Как установлено пунктом 3 статьи 282 ТК ТС в отношении товаров, по которым не предоставлено полное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, а также при несоблюдении условий полного условного освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, установленных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, применяется частичное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.
При частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории таможенного союза уплачивается 3 (три) процента суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).
В рассматриваемом случае оформление ТД по таможенной процедуре временного ввоза осуществлялось в соответствии с Инструкцией.
Подпунктом 3 порядка заполнения графы "В" пункта 35 Инструкции установлено, если в графе 47 исчисление таможенного платежа или платежа при реимпорте произведено условно, сведения по этому виду таможенного платежа или платежа при реимпорте формируются по следующей схеме: XX - 0.00, где: XX - код соответствующего вида таможенного платежа или платежа при реимпорте по классификатору видов налогов, сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы.
В соответствии с данными правилами в графе "В" ТД, заявленных к таможенной процедуре временного ввоза, под соответствующим кодом таможенного платежа указаны 00.
При этом, информация о сумме таможенных платежей в размере 3% суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, указана на дополнительном листе к каждой ТД. В дополнении к ТД указывается срок временного ввоза, периоды оплаты пошлин, налогов, общая сумма таможенных пошлин налогов, сумма с разбивкой по каждому виду таможенного платежа, а также сумма, уплаченная при ввозе товаров за первый период. Далее информация о проведенном списании денежных средств за каждый период отражается на дополнительном листе к ТД, где с проставлением личной номерной печати должностное лицо таможенного органа подтверждает оплату таможенных пошлин, налогов по ТД с указанием периода и номера платежного поручения, с которого списаны денежные средства, либо чека. В связи с внесением изменений в ТД согласно решению Арбитражного суда Московской области от 31.01.2013 N А41-3166/2013 (вступило в силу 13.06.2013), Шереметьевская таможня только в декабре 2013 года известила общество "Аэрофлот" о факте излишней уплаты таможенных платежей письмом N 19-23/43568 в нарушение пункта 5 статьи 147 Федерального закона.
Общество "Аэрофлот" произвело сверку данных, представленных таможенным органом с собственными данными. Сумма к возврату по данным таможенного органа составила 824 491 рублей 91 копеек. Сумма к возврату по данным ОАО "Аэрофлот" 923 091 рублей 82 копеек. Разница составила 98 599 рублей 91 копеек. Данный факт связан с неполным исполнением Шереметьевской таможней решения Арбитражного суда Московской области от 31.01.2013 N А41-3166/2013 и требований, содержащихся в постановлении о возбуждении исполнительного производства от 07.10.2013 N 18817/13/49/50. Так, Шереметьевской таможней в ТД: 10005023/021010/0042613 проведена корректировка только одного товара, хотя в ТД указано три товара. Общество "Аэрофлот" в заявлении от 26.10.2012 N 906.3-3854 обращаясь в Шереметьевскую таможню, просило внести изменения в ТД товары N 1, 3. Решением Арбитражного суда Московской области от 31.01.2013 N А41-3166/2013 заявленные требования удовлетворены полностью.
10005023/021010/0042547 проведена корректировка только товара N 2. В то время как общество "Аэрофлот" в заявлении от 26.10.2012 N 906.3-3854 просило Шереметьевскую таможню внести изменения в ТД товары N 1, 2. Арбитражный суд Московской области решением от 31.01.2013 N А41-3166/2013 заявленные ОАО "Аэрофлот" требования удовлетворил. По какой причине таможенный орган не исполнил решение суда в данной части также не ясно. При этом следует отметить, что товар аналогичный товару N 1 в ТД 10005023/021010/0042547 был откорректирован таможенным органом в ТД N 10005023/021010/0042726.
Вместе с тем, по ТД N 10005023/031010/0042689 сумма, заявленная к возврату общества "Аэрофлот", меньше суммы исчисленной Шереметьевской таможней. Это связано с тем, что при подаче заявления о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов в распоряжении общества "Аэрофлот" отсутствовали документы, подтверждающие уплату таможенных платежей по ТД в одном периоде, а общество "Аэрофлот" заявлял к возврату только те суммы, которые были документально подтверждены платежными поручениями или чеками.
Так как денежные средства своевременно не были возвращены заинтересованным лицом в полном объеме, обществом заявлено требование о взыскании с таможни в пользу общества "Аэрофлот" процентов на сумму 23 269 рублей 61 копейки за период с 20.10.2013 по 06.02.2014.
Частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ определено, что общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Таким образом, законодателем установлен общий срок, в течение которого таможенный орган должен определиться с законностью уплаты таможенных платежей в соответствующем размере и наличии оснований для их возврата либо их отсутствии и принять любое из решений по данному вопросу, которое должно быть мотивированным и доведено до заявителя в установленном порядке.
Как установлено выше, у таможни отсутствовали основания для оставления заявления общества о возврате без рассмотрения по статье 147 Закона N 311-ФЗ по 43 ГТД, чем нарушены права и законные интересы декларанта.
То обстоятельство, что таможней принято решение о возврате заявлений без рассмотрения, а не об отказе в возврате уплаченных таможенных платежей, не имеет правового значения, поскольку основания для оставления заявлений без рассмотрения по части 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ отсутствовали, а возврат таможенных платежей обществу не произведен.
В соответствии с представленным заявителем расчетом подлежащих уплате процентов на сумму излишне уплаченных таможенных пошлин = 1/360 годовая ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации x 8,25% ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, за период с 20.10.2013 по 06.02.2014 = 23 269 рублей 61 копеек (том 3, л.д. 2 - 3).
Судом первой инстанции правильно признаны обоснованными требования о взыскании процентов за период с 20.10.2013 по 06.02.2014 в размере 23 269 рублей 61 копейки.
Выбранный обществом "Аэрофлот" способ защиты нарушенного права не противоречит положениям ТК ТС, АПК РФ. Реализация обществом "Аэрофлот" права на защиту путем предъявления настоящего заявления соответствует положениям статей 12, 13 ГК РФ.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения жалобы Шереметьевской таможни, считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 19 февраля 2014 года по делу N А41-65049/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
М.В.ИГНАХИНА
Судьи
Е.А.МИЩЕНКО
М.А.НЕМЧИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.05.2014 ПО ДЕЛУ N А41-65049/13
Разделы:Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 мая 2014 г. по делу N А41-65049/13
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Мищенко Е.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от Шереметьевской Таможни - Бразаускене Н.С., представитель по доверенности от 17.02.2014, Шантаев А.Б., представитель по доверенности от 03.12.2013 N 04-47/43309,
от ОАО "Аэрофлот" - Крылова И.С., представитель по доверенности от 30.12.2013 N Д-856/13,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Шереметьевской Таможни на решение Арбитражного суда Московской области от 19.02.2014 по делу N А41-65049/13, принятое судьей Бобриневым А.А., по заявлению ОАО "Аэрофлот" к Шереметьевской таможне о признании незаконным решения,
установил:
открытое акционерное общество "Аэрофлот" (далее - заявитель, общество "Аэрофлот") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнения, принятого судом в порядке предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании незаконным решения Шереметьевской таможни (далее - заинтересованное лицо, таможня) от 25.09.2013 N 19-21/3445, об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные пошлины в сумме 923 091 рубль 82 копейки, о взыскании процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченных таможенных пошлин в сумме 23 269 рублей 61 копейки и 4000 рублей государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.02.2014 по делу N А41-265049/13 заявленные требования удовлетворены. Решение Шереметьевской таможни от 25.09.2013 N 19-21/3445 признано незаконным. Обязать Шереметьевскую таможню вернуть обществу "Аэрофлот" сумму излишне уплаченных таможенных пошлин и налогов в размере 923091 рубля 82 копеек. С Шереметьевской таможни в пользу ОАО "Аэрофлот" взысканы проценты за нарушение срока возврата денежных средств в сумме 23269 рублей 61 копейки и расходы по уплате государственной пошлины в размере 4000 рублей (том 3, л.д. 30 - 35).
Не согласившись с указанным судебным актом, таможня обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила судебный акт отменить.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
В судебном заседании представитель таможни поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просила решение суда первой инстанции отменить.
Изучив доводы апелляционной жалобы в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела обществом "Аэрофлот" на территорию Российской Федерации ввезен товар, представляющий собой авиационные запасные части и оборудование.
В целях совершения таможенных операций заявителем на таможенный пост Аэропорт Шереметьево (грузовой) поданы ТД N 10005023/011010/0042496, 10005023/021010/0042569, 0005023/021010/0042604, 10005023/021010/0042613, 10005023/041010/0042762, 0005023/031010/004269, 10005023/031010/0042730, 10005023/041010/0042758, 0005023/031010/00425687, 10005023/031010/0042699, 10005023/021010/0042547, 10005023/021010/0042599, 10005023/021010/0042605, 10005023/031010/0042734, 10005023/011010/0042353, 10005023/031010/0042709, 10005023/031010/0042731, 10005023/041010/0042761, 10005023/021010/0042627, 10005023/031010/0042708, 10005023/031010/0042729, 10005023/021010/0042564, 10005023/021010/0042600, 10005023/021010/0042609, 10005023/031010/0042736, 10005023/031010/0042681, 10005023/031010/0042727, 10005023/031010/П042694, 10005023/031010/0042679, 10005023/031010/0042689, 10005023/031010/0042714.
Общество "Аэрофлот" обратилось в таможенный пост Аэропорт Шереметьево (грузовой) с заявлениями о внесении изменений в графы 36, 44, 47 и графу в вышеуказанных ТД, приложив заявления о целевом назначении товара, копии таможенных деклараций, оригиналы форм корректировки деклараций на товары (далее - КТД).
Таможенный орган письмом от 22.11.2012 N 19-23/37797, отказал обществу "Аэрофлот" во внесении требуемых изменений в ТД.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.03.2013 по делу N А41-3166/2013 на таможенный орган возложена обязанность провести корректировку сведений в ТД.
Письмом от 19.09.2013 N 906-1141 общество "Аэрофлот" обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин (том 1, л.д. 35 - 42).
Таможня письмом от 25.09.2013 N 19-21/3445 вернула заявление общества "Аэрофлот" без рассмотрения, в связи с отсутствием в комплекте документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов (том 1, л.д. 33 - 34).
Полагая, что оставление таможней без рассмотрения заявлений общества "Аэрофлот" о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, нарушает права и охраняемые законом интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения таможенного органа от 25.09.2013 N 19-21/3445, об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные пошлины, а также о начислении процентов за нарушение срока возврата суммы излишне уплаченных таможенных пошлин.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о незаконности решения Шереметьевской таможни от 25.09.2013 N 19-21/3445 в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Сроки, предусмотренные частью 4 статьи 198 АПК РФ, суд считает соблюденными.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла названных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, предметом доказывания по настоящему делу является одновременное несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемыми действиями прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ возлагается на государственный орган, должностное лицо.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 181 ТК ТС в декларации на товары указываются, в том числе в кодированном виде сведения об исчислении таможенных платежей: ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; применение льгот по уплате таможенных платежей; суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства - участника таможенного союза и применяемый для исчисления таможенных платежей.
В соответствии с пунктом 7 статьи 190 ТК ТС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В статье 191 ТК ТС предусмотрено, что сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены до выпуска товаров с разрешения таможенного органа по мотивированному письменному обращению декларанта при одновременном соблюдении следующих условий: если вносимые изменения и дополнения не влияют на принятие решения о выпуске товаров и не влекут необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера сумм таможенных платежей, за исключением случаев корректировки таможенной стоимости товаров, и соблюдение запретов и ограничений; если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил его о месте и времени проведения таможенного досмотра и (или) не принял решения о проведении иных форм таможенного контроля в отношении товаров.
Изменение и дополнение сведений, заявленных в зарегистрированной таможенной декларации, не может повлечь за собой заявление сведений о товарах иных, чем те, которые были указаны в зарегистрированной таможенной декларации.
Внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии таможенного союза.
Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 255 утверждена Инструкция о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров (далее - Инструкция).
В указанной Инструкции установлено, что сведения, заявленные в ДТ, могут быть изменены и (или) дополнены после выпуска товаров в соответствии с решением таможенного органа, принимаемым по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе при рассмотрении мотивированного письменного обращения декларанта или таможенного представителя, в частности, в случае возникновения оснований для возврата (зачета, последующего использования плательщиком) уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, процентов и (или) пеней (подпункт 6 пункта 2 Инструкции).
Внесение изменений и (или) дополнений в ДТ и ее электронную копию после выпуска товаров допускается в течение срока, предусмотренного в соответствии со статьей 99 ТК ТС (пункт 3 Инструкции).
Согласно статье 99 ТК ТС таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
Законодательством государств - членов таможенного союза может быть установлен более продолжительный срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, который не может превышать 5 (пяти) лет.
Обращение декларанта или таможенного представителя о внесении изменений и (или) дополнений сведений, заявленных в ДТ, после выпуска товаров (далее - обращение) составляется в произвольной форме с обоснованием необходимости таких изменений и (или) дополнений, указанием регистрационного номера ДТ и перечня прилагаемых документов. К обращению прилагаются корректировка декларации на товары, заполненная по установленной форме, ее электронная копия и документы, указанные в перечне (пункт 4 Инструкции).
Обращение не может являться основанием для принятия таможенным органом решения о внесении изменений и (или) дополнений в ДТ в случаях, если: 1) обращение поступило в таможенный орган после истечения срока, предусмотренного в соответствии со статьей 99 ТК ТС; 2) сведения, указанные в обращении и предлагаемые для внесения в ДТ, не подтверждены документально; 3) таможенный орган установил недостоверность сведений, указанных в обращении и предлагаемых для внесения в ДТ (пункт 5 Инструкции).
В соответствии с пунктом 12 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728, авиационные двигатели, запасные части и оборудование, необходимые для ремонта и (или) технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов и (или) авиационных двигателей к ним, освобождаются от уплаты таможенных пошлин при представлении в таможенный орган государства - члена Таможенного союза заявления декларанта об их целевом использовании подлежат освобождению от уплаты таможенных пошлин.
В соответствии с пунктом 3 Решения КТС документы, определенные настоящим Порядком, на основании которых предоставляется освобождение от таможенных пошлин, подаются в таможенный орган государства - члена Таможенного союза с учетом пункта 2 статьи 191 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Из материалов дела следует, что письмом от 19.09.2013 N 906-1141 общество "Аэрофлот" (том 1, л.д. 35 - 42) обратилось в Шереметьевскую таможню с заявлениями о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин по ТД N 10005023/011010/0042496, 10005023/021010/0042569, 0005023/021010/0042604, 10005023/021010/0042613, 10005023/041010/0042762, 0005023/031010/004269, 10005023/031010/0042730, 10005023/041010/0042758, 0005023/031010/00425687, 10005023/031010/0042699, 10005023/021010/0042547, 10005023/021010/0042599, 10005023/021010/0042605, 10005023/031010/0042734, 10005023/011010/0042353, 10005023/031010/0042709, 10005023/031010/0042731, 10005023/041010/0042761, 10005023/021010/0042627, 10005023/031010/0042708, 10005023/031010/0042729, 10005023/021010/0042564, 10005023/021010/0042600, 10005023/021010/0042609, 10005023/031010/0042736, 10005023/031010/0042681, 10005023/031010/0042727, 10005023/031010/П042694, 10005023/031010/0042679, 10005023/031010/0042689, 10005023/031010/0042714.
Письмом от 25.09.2013 N 19-21/34450 (том 1, л.д. 33 - 34) Шереметьевская таможня вернула заявление ОАО "Аэрофлот" без рассмотрения, ссылаясь на отсутствие в комплекте документов, представленных ОАО "Аэрофлот", документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, а именно корректировок деклараций на товары.
В соответствии с пунктом 7.1.15 Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" авиационные двигатели, запасные части и оборудование, необходимые для ремонта и (или) технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов и (или) авиационных двигателей к ним, освобождаются от уплаты ввозной таможенной пошлины.
В связи с отсутствием по состоянию на 20.08.2010 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, ОАО "Аэрофлот" было лишено возможности при ввозе товаров получить предоставленные ему льготы, в связи с чем таможенные пошлины по ТД были уплачены обществом в полном объеме.
Решение Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728 "О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза", вступившее в силу 18.08.2011, предусмотрело необходимость внесения изменений в ТД в целях получения тарифной преференции.
Из материалов дела усматривается, что общество "Аэрофлот" обратилось в таможню с заявлением о внесении изменений в графы 36, 44, 47, графу "В" ТД, между тем таможенный орган письмом от 22.11.2012 N 19-23/37797 отказал ОАО "Аэрофлот" во внесении требуемых изменений в ТД.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.03.2013 по делу N А41-3166/2013, на таможенный орган возложена обязанность провести корректировку сведений в ТД.
Из вышеуказанных обстоятельств следует, что у таможенного органа отсутствовали правовые основания для оставления заявления общества "Аэрофлот" без рассмотрения, ссылаясь на отсутствие в комплекте документов, представленных обществом "Аэрофлот", документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, а именно корректировок деклараций на товары.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что уплаченная обществом "Аэрофлот" таможенная пошлина в сумме 923 091 рубль 82 копейки является излишне уплаченной и подлежит возврату декларанту в порядке, предусмотренном статьями 129, 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ).
Как следует из положений статьи 89 ТК ТС излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
При этом в силу абзаца 2 статьи 90 ТК ТС, части 1 статьи 129 и части 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно части 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ.
Факт уплаты таможенных пошлин подтверждается материалами дела. Проанализировав документы, представленные обществом таможенному органу вместе с заявлением с учетом требований статьи 147 Закона N 311-ФЗ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у таможенного органа отсутствовали основания для оставления данного заявления без рассмотрения.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что факт излишней уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов документально не подтвержден, отклоняется судебной коллегией.
Таможенные платежи в качестве конкретных видов и сумм идентифицируются в таможенных декларациях, по которым производится уплата.
Таможенное оформление товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза по ТД 10005023/011010/0042496, 10005023/021010/0042547, 10005023/021010/0042564, 10005023/021010/0042569, 10005023/021010/0042599, 10005023/021010/0042600, 10005023/021010/0042604, 10005023/021010/0042605, 10005023/021010/0042609, 10005023/021010/0042613, 10005023/031010/0042734, 10005023/031010/0042736, 10005023/041010/0042762, 10005023/011010/0042353, 10005023/031010/0042681, 10005023/031010/0042691, 10005023/031010/0042709, 10005023/031010/0042727, 10005023/031010/0042730, 10005023/031010/0042731, 10005023/031010/П042694, 10005023/041010/0042758, 10005023/041010/0042761, 10005023/031010/0042679, 10005023/031010/00425687, 10005023/021010/0042627, 10005023/031010/0042689, 10005023/031010/0042699, 10005023/031010/0042708, 10005023/031010/0042714, 10005023/031010/0042726, 10005023/031010/0042729, 10005023/021010/0042546 (далее - ТД), осуществлялось согласно Инструкция о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утвержденной Приказом ФТС России от 04.09.2007 N 1057.
Сведения об исчислении таможенных платежей, подлежащих уплате, а также способе их уплаты отражаются в графе 47 ТД, подробности подсчета в отношении каждого указанного в ТД товара в графе "В". При этом сведения в графе "В" указываются раздельно по каждому виду таможенного платежа.
Из материалов дела следует, что оформление товаров по ТД осуществлялось ОАО "Аэрофлот" в двух таможенных процедурах: "выпуск для внутреннего потребления" и "временный ввоз". Выпуск для внутреннего потребления - таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено ТК ТС (статья 209 ТК ТС).
Одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления является уплата ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов.
Несмотря на то, что при ввозе товаров по ТД Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" они освобождались от уплаты ввозной таможенной пошлины, в Российской Федерации не существовало Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, в связи с чем по данной категории товаров таможенные пошлины были уплачены ОАО "Аэрофлот" в полном объеме.
Кроме того, согласно пункту 3 пункту 1 статьи 195 ТК ТС выпуск товаров возможен только в случае, если в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с ТК ТС.
На всех представленных обществом "Аэрофлот" ТД имеется штамп таможенного органа "выпуск разрешен", что свидетельствует об уплате таможенных пошлин по товарам, заявленным к таможенной процедуре "Выпуск для внутреннего потребления" в полном объеме.
При этом к каждой ТД приложены чеки, либо платежные поручения, в которых указано, по какой конкретно декларации произведено списание, информация об указанных платежных документах в соответствии с Инструкцией отражена в графе "С" ТД.
Временный ввоз - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта (статья 277 ТК ТС).
Как установлено пунктом 3 статьи 282 ТК ТС в отношении товаров, по которым не предоставлено полное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, а также при несоблюдении условий полного условного освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, установленных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, применяется частичное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.
При частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории таможенного союза уплачивается 3 (три) процента суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).
В рассматриваемом случае оформление ТД по таможенной процедуре временного ввоза осуществлялось в соответствии с Инструкцией.
Подпунктом 3 порядка заполнения графы "В" пункта 35 Инструкции установлено, если в графе 47 исчисление таможенного платежа или платежа при реимпорте произведено условно, сведения по этому виду таможенного платежа или платежа при реимпорте формируются по следующей схеме: XX - 0.00, где: XX - код соответствующего вида таможенного платежа или платежа при реимпорте по классификатору видов налогов, сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы.
В соответствии с данными правилами в графе "В" ТД, заявленных к таможенной процедуре временного ввоза, под соответствующим кодом таможенного платежа указаны 00.
При этом, информация о сумме таможенных платежей в размере 3% суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, указана на дополнительном листе к каждой ТД. В дополнении к ТД указывается срок временного ввоза, периоды оплаты пошлин, налогов, общая сумма таможенных пошлин налогов, сумма с разбивкой по каждому виду таможенного платежа, а также сумма, уплаченная при ввозе товаров за первый период. Далее информация о проведенном списании денежных средств за каждый период отражается на дополнительном листе к ТД, где с проставлением личной номерной печати должностное лицо таможенного органа подтверждает оплату таможенных пошлин, налогов по ТД с указанием периода и номера платежного поручения, с которого списаны денежные средства, либо чека. В связи с внесением изменений в ТД согласно решению Арбитражного суда Московской области от 31.01.2013 N А41-3166/2013 (вступило в силу 13.06.2013), Шереметьевская таможня только в декабре 2013 года известила общество "Аэрофлот" о факте излишней уплаты таможенных платежей письмом N 19-23/43568 в нарушение пункта 5 статьи 147 Федерального закона.
Общество "Аэрофлот" произвело сверку данных, представленных таможенным органом с собственными данными. Сумма к возврату по данным таможенного органа составила 824 491 рублей 91 копеек. Сумма к возврату по данным ОАО "Аэрофлот" 923 091 рублей 82 копеек. Разница составила 98 599 рублей 91 копеек. Данный факт связан с неполным исполнением Шереметьевской таможней решения Арбитражного суда Московской области от 31.01.2013 N А41-3166/2013 и требований, содержащихся в постановлении о возбуждении исполнительного производства от 07.10.2013 N 18817/13/49/50. Так, Шереметьевской таможней в ТД: 10005023/021010/0042613 проведена корректировка только одного товара, хотя в ТД указано три товара. Общество "Аэрофлот" в заявлении от 26.10.2012 N 906.3-3854 обращаясь в Шереметьевскую таможню, просило внести изменения в ТД товары N 1, 3. Решением Арбитражного суда Московской области от 31.01.2013 N А41-3166/2013 заявленные требования удовлетворены полностью.
10005023/021010/0042547 проведена корректировка только товара N 2. В то время как общество "Аэрофлот" в заявлении от 26.10.2012 N 906.3-3854 просило Шереметьевскую таможню внести изменения в ТД товары N 1, 2. Арбитражный суд Московской области решением от 31.01.2013 N А41-3166/2013 заявленные ОАО "Аэрофлот" требования удовлетворил. По какой причине таможенный орган не исполнил решение суда в данной части также не ясно. При этом следует отметить, что товар аналогичный товару N 1 в ТД 10005023/021010/0042547 был откорректирован таможенным органом в ТД N 10005023/021010/0042726.
Вместе с тем, по ТД N 10005023/031010/0042689 сумма, заявленная к возврату общества "Аэрофлот", меньше суммы исчисленной Шереметьевской таможней. Это связано с тем, что при подаче заявления о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов в распоряжении общества "Аэрофлот" отсутствовали документы, подтверждающие уплату таможенных платежей по ТД в одном периоде, а общество "Аэрофлот" заявлял к возврату только те суммы, которые были документально подтверждены платежными поручениями или чеками.
Так как денежные средства своевременно не были возвращены заинтересованным лицом в полном объеме, обществом заявлено требование о взыскании с таможни в пользу общества "Аэрофлот" процентов на сумму 23 269 рублей 61 копейки за период с 20.10.2013 по 06.02.2014.
Частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ определено, что общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Таким образом, законодателем установлен общий срок, в течение которого таможенный орган должен определиться с законностью уплаты таможенных платежей в соответствующем размере и наличии оснований для их возврата либо их отсутствии и принять любое из решений по данному вопросу, которое должно быть мотивированным и доведено до заявителя в установленном порядке.
Как установлено выше, у таможни отсутствовали основания для оставления заявления общества о возврате без рассмотрения по статье 147 Закона N 311-ФЗ по 43 ГТД, чем нарушены права и законные интересы декларанта.
То обстоятельство, что таможней принято решение о возврате заявлений без рассмотрения, а не об отказе в возврате уплаченных таможенных платежей, не имеет правового значения, поскольку основания для оставления заявлений без рассмотрения по части 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ отсутствовали, а возврат таможенных платежей обществу не произведен.
В соответствии с представленным заявителем расчетом подлежащих уплате процентов на сумму излишне уплаченных таможенных пошлин = 1/360 годовая ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации x 8,25% ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, за период с 20.10.2013 по 06.02.2014 = 23 269 рублей 61 копеек (том 3, л.д. 2 - 3).
Судом первой инстанции правильно признаны обоснованными требования о взыскании процентов за период с 20.10.2013 по 06.02.2014 в размере 23 269 рублей 61 копейки.
Выбранный обществом "Аэрофлот" способ защиты нарушенного права не противоречит положениям ТК ТС, АПК РФ. Реализация обществом "Аэрофлот" права на защиту путем предъявления настоящего заявления соответствует положениям статей 12, 13 ГК РФ.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения жалобы Шереметьевской таможни, считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 19 февраля 2014 года по делу N А41-65049/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
М.В.ИГНАХИНА
Судьи
Е.А.МИЩЕНКО
М.А.НЕМЧИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)