Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.04.2015 N 15АП-23134/2014 ПО ДЕЛУ N А32-13098/2014

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 апреля 2015 г. N 15АП-23134/2014

Дело N А32-13098/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
при участии:
- от ООО "Вагрус": представитель Меретуков А.А. по доверенности от 15.01.2015, паспорт;
- от Новороссийской таможни: представитель Мин А.И. по доверенности N 107, удостоверение ГС N 092675;
- от Федеральной таможенной службы: главный государственный таможенный инспектор Походина Е.Б. по доверенности 18.12.2014, удостоверение ГС N 099303;
- от Министерства финансов Российской Федерации: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федеральной таможенной службы; Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 27.10.2014 по делу N А32-13098/2014, принятое судьей Нигоевым Р.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вагрус"
к Новороссийской таможне; Федеральной таможенной службе
третье лицо: Министерство финансов Российской Федерации
о взыскании убытков и процентов за пользование чужими денежными средствами,

установил:

ООО "Вагрус", Республика Адыгея обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Новороссийской таможне, г. Новороссийск к Федеральной таможенной службе, г. Москва о взыскании с Новороссийской таможни процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 249 714,19 рублей, о взыскании с Федеральной таможенной службы за счет казны РФ убытков в сумме 111 649,57 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.10.2014 заявленные требования удовлетворены. Суд взыскал с Российской Федерации в лице Федеральной таможенной службы Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Вагрус" 111 649, 57 руб. убытков и 2 472 руб. 31 коп. расходов по оплате государственной пошлины. Взыскал с Новороссийской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Вагрус" проценты за пользование чужими средствами в сумме 249 714,19 руб. и 5 528 руб. 69 коп. расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Федеральная таможенная служба и Новороссийская таможня обратились в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционные жалобы мотивированы тем, что таможенный орган перечислил денежные средства обществу в сроки, установленные законодательно, при этом взыскание с Новороссийской таможни процентов за пользование чужими денежными средствами не соответствует нормам действующего законодательства РФ. Также таможенные органы указали на то, что обществом не доказан факт причинения обществу убытков в результате незаконных действий (бездействия) таможенного органа. Кроме того, таможенные органы возражали против взыскания с них судебных расходов по государственной пошлине.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с нахождением судьи Сурмаляна Г.А. в отпуске в составе суда на основании определения от 31.03.2015 произведена замена судьи Сурмаляна Г.А. на судью Филимонову С.С., рассмотрение дела произведено с самого начала.
В судебном заседании представители Федеральной таможенной службы, Новороссийской таможни поддержали доводы апелляционных жалоб в полном объеме.
Представитель ООО "Вагрус" в судебном заседании дал дополнительные пояснения, указал, что с расчетами, представленными Новороссийской таможней общество несогласно.
Министерство финансов Российской Федерации представителя в судебное заседание не направило; о месте его и времени извещено надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя Министерства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела ООО "Вагрус" (далее - общество) зарегистрировано в качестве юридического лица 11.03.2005 г., ОГРН 1057746410556, состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Адыгея, ИНН 7720523014, местонахождение: 385745, РФ, Республика Адыгея, Майкопский район, пос. Победа, ул. Тенистая, 1.
Общество является участником внешнеторговой деятельности.
22.10.2010 г. ООО "Вагрус" обратилось в Новороссийскую таможню с заявлением:
- о возврате авансовых платежей в сумме 575 849 руб. 41 коп., внесенных на счет таможенного органа по платежным поручениям N 630 от 24.10.2007 г., N 673 от 21.10.2008 г., N 836 от 01.12.2008 г., N 902 от 19.12.2008 г., N 462 от 05.05.2009 г.
- о возврате обеспечения уплаты таможенных платежей - денежных залогов по таможенным распискам N 10317110/150709/ТР-4387106 в сумме 554 871 руб. 50 коп., N 10317110/150709/ТР-4387102 в сумме 448 983 руб. 42 коп., и N 10317110/050609/ТР-0480218 в сумме 63 319 руб. 92 коп., внесенных на счет таможенного органа платежным поручением N 462 от 05.05.2009 г., в связи с прекращением обязательств, обеспеченных денежными залогами.
Новороссийская таможня (далее - таможня, ответчик-1), не осуществив возврата авансовых платежей и денежных залогов по причинам, изложенным в письменных сообщениях таможни от 29.10.2010 г. N 13-13/33168, N 13-13/33169, N 13-13/33170 и N 1313/33171, возвратила обществу все заявления от 22.10.2010 г. о возврате денежных средств с прилагаемыми документами.
Считая действия таможенного органа по отказу в возврате авансовых платежей и денежных залогов незаконными, ООО "Вагрус" 31.01.2011 г. обратилось в арбитражный суд Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.03.2013 г. по делу N А32-2219/2011 признаны незаконными действия Новороссийской таможни, выразившиеся в неосуществлении возврата ООО "Вагрус" излишне уплаченных на счет Новороссийской таможни по платежным поручениям N 630 от 24.10.2007 г., N 673 от 21.10.2008 г., N 836 от 01.12.2008 г., N 902 от 19.12.2008 г., N 462 от 05.05.2009 г. таможенных пошлин, налогов - авансовых платежей в сумме 575 849 руб. 41 коп., денежных залогов по таможенным распискам N 10317110/150709/ТР-4387106 в сумме 554 871 руб. 50 коп., N 10317110/150709/ТР-4387102 в сумме 448 983 руб. 42 коп., N 10317110/050609/ТР-0480218 в сумме 1 421 руб. 34 коп., внесенных на счет Новороссийской таможни платежным поручением N 462 от 05.05.2009 г.
Указанным решением суд обязал Новороссийскую таможню произвести возврат на расчетный счет ООО "Вагрус" излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов -авансовых платежей в сумме 464 199 руб. 84 коп., денежного залога по таможенной расписке N 10317110/150709/ТР-4387106 в сумме 554 871 руб. 50 коп., денежного залога по таможенной расписке N 10317110/150709/ТР-4387102 в сумме 448 983 руб. 42 коп., остатка денежного залога по таможенной расписке N 10317110/050609/ТР-0480218 в сумме 1 421 руб. 34 коп., а Министерство финансов РФ произвести возврат на расчетный счет ООО "Вагрус" денежных средств в сумме 111 649 руб. 57 коп., перечисленных Новороссийской таможней 30.01.2012 г. и 05.06.2012 г. как невостребованные платежи в Федеральный бюджет.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2013 г. N 15АП-8417/2013 по делу N А32-2219/2011 был принят отказ ООО "Вагрус" от требований об обязании Министерства финансов РФ произвести возврат денежных средств в сумме 111 649 руб. 57 коп., в связи с чем решение суда от 26.03.2013 г. в указанной этой части было отменено, а производство по делу прекращено. В остальной части решение было оставлено без изменения.
Так как Новороссийской таможней вступившее в законную силу решение суда добровольно не исполнялось, то по заявлению ООО "Вагрус" Арбитражным судом Краснодарского края был выдан исполнительный лист, который для взыскания денежных средств со счета Новороссийской таможни представлен в Межрегиональное операционное УФК.
29.11.2013 г. на расчетный счет ООО "Вагрус" из Межрегионального операционного УФК (Федеральная таможенная служба) поступили денежные средства в сумме 1 003 854 руб. 92 коп., что составляет сумму денежного залога по таможенной расписке N 10317110/150709/ТР-4387106 в размере 554 871 руб. 50 коп. и денежного залога по таможенной расписке N 10317110/150709/ТР-4387102 в сумме 448 983 руб. 42 коп.
05.12.2013 г. на расчетный счет ООО "Вагрус" из Межрегионального операционного УФК (Федеральная таможенная служба) поступили денежные средства в сумме 465 621 руб. 18 коп., что составляет сумму остатка денежного залога по таможенной расписке N 10317110/050609/ТР-0480218 в размере 1 421 руб. 34 коп. и авансовых платежей в размере 464 199 руб. 84 коп.
Таким образом, ООО "Вагрус" были возвращены денежные средства на общую сумму 1 469 476 руб. 10 коп., а сумма авансовых платежей в размере 111 649 руб. 57 коп., незаконно перечисленная Новороссийской таможней в Федеральный бюджет, как невостребованные платежи, возвращена не была.
Общество полагая, что незаконными действиями Новороссийской таможни по перечислению 30.01.2012 г. и 05.06.2012 г. сумм авансовых платежей в размере соответственно 5 196 руб. 22 коп. и 106 453 руб. 35 коп. в Федеральный бюджет, как невостребованных платежей, и их невозвращением обществу были причинены убытки на сумму 111 649 руб. 57 коп., а за пользование принадлежащими обществу денежными средствами в сумме 1 005 276 руб. 26 коп., вследствие уклонения от их возврата и их неправомерного удержания, на сумму этих средств подлежат начислению проценты, истец обратился в суд с заявлением.
В пункте 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Вред в силу ст. 1069 ГК РФ возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу положений ст. 1071 ГК РФ, п. 1 ч. 3 ст. 158 БК РФ от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении ущерба, причиненного незаконными действиями государственного органа, выступает главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной подчиненности.
В соответствии с п. 5.9 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 N 459, функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в сфере таможенных правоотношений осуществляет Федеральная таможенная служба.
По смыслу статьи 6, пункта 1 статьи 168, пункта 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не связан правовой квалификацией спорных отношений, отраженной в иске (суд сам определяет какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам). Указанное направлено на установление эффективного баланса в регулировании отношений сторон и соответствует правовым принципам справедливости, процессуальной экономии и правовой определенности.
В данном случае, как видно из искового заявления и пояснений, данных представителем Общества в судебном заседании, обосновывая свои доводы о причинении ему таможней убытков в результате неправомерного перечисления в федеральный бюджет внесенных обществом авансовых платежей, Общество фактически преследует цель восстановления себя в правах на указанные авансовые платежи, то есть иск фактически направлен на возврат Обществу авансовых платежей.
Согласно части 1 статьи 330 Таможенного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действовавшей на дату внесения спорных денежных средств) авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров.
Денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со статьей 353 названного Кодекса. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей (часть 3 статьи 330 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным Таможенным Кодексом Российской Федерации для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33), если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня внесения их в кассу или поступления на счет таможенного органа (часть 5 статьи 330 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Согласно частям 1 и 2 статьи 122 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано лицом, внесшим авансовые платежи (его правопреемником), в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей. Если указанным лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. По истечении указанного срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.
Правила для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Закона N 311-ФЗ, применяются и для возврата авансовых платежей, определены статьей 147 Закона N 311-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Закона N 311 -ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В силу пунктов 6 - 8 статьи 147 Закона N 311 -ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится в валюте Российской Федерации, на счет плательщика, указанный в заявлении о возврате. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
Из материалов дела видно, что ООО "Вагрус" 22.10.2010 г. обратилось в Новороссийскую таможню с заявлением о возврате денежных средств - авансовых платежей, внесенных на счет таможенного органа по платежным поручениям N 630 от 24.10.2007 г., N 673 от 21.10.2008 г., N 836 от 01.12.2008 г., N 902 от 19.12.2008 г., N 462 от 05.05.2009 г. в сумме 575 849, 41 руб.
Авансовые платежи, с заявлением о возврате которых общество 22.10.2010 г. обратилось в таможенный орган, состояли из следующих сумм:
- - 21 551 руб. 93 коп., перечисленных по платежному поручению N 630 от 24.10.2007 г. (последнее расходование денежных средств осуществлено 23.11.2009 г.);
- - 5 196 руб. 22 коп., перечисленных по платежному поручению N 673 от 21.10.2008 г. (последнее расходование денежных средств осуществлено 30.01.2009 г.);
- - 106 453 руб. 35 коп., перечисленных по платежному поручению N 836 от 01.12.2008 г. (последнее расходование денежных средств осуществлено 05.06.2009 г.);
- - 409 822 руб. 75 коп., перечисленных по платежному поручению N 902 от 19.12.2008 г. (последнее расходование денежных средств осуществлено 15.07.2009 г.);
- - 32 825 руб. 17 коп., перечисленных по платежному поручению N 462 от 05.05.2009 г. (последнее расходование денежных средств осуществлено 17.02.2010 г.).
Следовательно, с учетом дат осуществления последнего расходования денежных средств заявление ООО "Вагрус" от 22.10.2010 г. о возврате авансовых платежей было подано в Новороссийскую таможню в переделах установленного пунктом 5 статьи 330 ТК РФ и пунктом 1 статьи 122 Закона N 311 -ФЗ трехлетнего срока для их возврата и таможенный орган был обязан рассмотреть указанное заявление и осуществить возврат авансовых платежей в месячный срок со дня подачи заявления, то есть не позднее 22.11.2010 г.
Законность требований плательщика о возврате авансовых платежей может быть установлена как решением таможенного органа, так и решением арбитражного суда.
Решением от 26.03.2013 г. по делу N А32-2219/11 признаны незаконными действия Новороссийской таможни, выразившиеся в неосуществлении возврата ООО "Вагрус" внесенных обществом на счет Новороссийской таможни по платежным поручениям N 630 от 24.10.2007 г., N 673 от 21.10.2008 г., N 836 от 01.12.2008 г., N 902 от 19.12.2008 г., N 462 от 05.05.2009 г. авансовых платежей в сумме 575 849, 41 руб. При этом, суд обязал таможенный орган возвратить ООО "Вагрус" авансовые платежи.
Следовательно, обязанность таможенного органа возвратить авансовые платежи на основании поданного ООО "Вагрус" в Новороссийскую таможню заявления о возврате денежных средств от 22.10.2010 г. установлена законным судебным актом, указанные обстоятельства имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела и в силу положений статьи 69 АПК РФ не подлежат доказыванию вновь.
Принимая во внимание вышеизложенное, Новороссийская таможня не имела правовых оснований для перечисления 30.01.2012 г. и 05.06.2012 г. внесенных на счет таможенного органа по платежным поручениям N 673 от 21.10.2008 г. и N 836 от 01.12.2008 г. денежных средств в сумме 5 196 руб. 22 коп. и 106 453 руб. 35 коп. в Федеральный бюджет, как невостребованных сумм авансовых платежей, в связи с чем ее действия в этой части являются незаконными.
Указанные незаконные действия повлекли нарушение имущественных прав общества и привели к утрате обществом принадлежащего ему имущества, так как согласно положений статьи 330 ТК РФ, статьи 73 ТК ТС и статьи 121 Закона N 311 -ФЗ денежные средства, уплаченные в качестве авансовых платежей, являются именно имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей либо денежного залога до тех пор, пока указанное лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи.
Отчетами о расходовании денежных средств, внесенных ООО "Вагрус" в качестве авансовых платежей, по состоянию на 22.10.2010 г. и на 13.06.2012 г., и судебными актами по делу N А32-2219/11, о которых указывалось выше, установлено, что в результате зачисления в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета перечисленных 30.01.2012 г. и 05.06.2012 г. Новороссийской таможней в Федеральный бюджет, как невостребованных платежей, остатков внесенных на счет таможенного органа по платежным поручениям N 673 от 21.10.2008 г. и N 836 от 01.12.2008 г. авансовых платежей в сумме 5 196 руб. 22 коп. и 106 453 руб. 35 коп., общество не смогло получить обратно принадлежащего ему имущества - денежных средств в сумме 111 649 руб. 57 коп., чем ООО "Вагрус" был причинен вред (убытки) в виде утраты (лишения) принадлежащего имущества (реальный ущерб).
Доводы апелляционной жалобы Федеральной таможенной службы о недоказанности истцом наличия факта причинения вреда (убытков) и незаконными действиями (бездействиями) таможенных органов подлежат отклонению.
Судебным актом по делу N А32-2219/11 также установлена незаконность действий Новороссийской таможни, выразившихся в неосуществлении им возврата ООО "Вагрус" по заявлению от 22.10.2010 г. авансовых платежей, внесенных обществом на счет Новороссийской таможни, в том числе и по платежным поручениям N 673 от 21.10.2008 г. и N 836 от 01.12.2008 г.
Принимая во внимание, что заявление о возврате указанных авансовых платежей в установленном законом порядке, с приложением всех необходимых документов было подано ООО "Вагрус" в таможенный орган до истечения трехлетнего срока для их возврата, а также учитывая, что у Новороссийской таможни отсутствовали правовые основания для неосуществления по данному заявлению возврата обществу указанных средств, то действия таможенного органа по перечислению 30.01.2012 г. и 05.06.2012 г. внесенных обществом на счет таможенного органа по платежным поручениям N 673 от 21.10.2008 г. и N 836 от 01.12.2008 г. денежных средств в сумме 5 196 руб. 22 коп. и 106 453 руб. 35 коп. в Федеральный бюджет, как невостребованных сумм авансовых платежей, являются незаконными и состоят в прямой причинно-следственной связи с причиненными ООО "Вагрус" убытками.
Таким образом, суд первой инстанции обосновано возложил на казну РФ в лице Федеральной таможенной службы ответственность по возмещению ООО "Вагрус" убытков в сумме 111 649 руб. 57 коп., причиненных в результате незаконных действий Новороссийской таможни.
Также ООО "Вагрус" заявлено требование о взыскании с Новороссийской таможни процентов за пользование принадлежащими ему денежными средствами в сумме 1 005 276 руб. 26 коп., вследствие уклонения от их возврата и неправомерного удержания.
Суд взыскал с Новороссийской таможни в пользу общества проценты за пользование чужими денежными средствами.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции не видит правовых оснований для применения к спорным правоотношениям, носящим публично-правовой характер, поскольку спорные платежи были взысканы на основании таможенного законодательства, положений ст. 395 ГК РФ, предусматривающей возможность взыскания в рамках гражданско-правовых отношений процентов за пользование чужими денежными средствами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 355 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс) излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и названным Кодексом. Аналогичные положения содержатся в статье 89 Кодекса.
Согласно 90 Кодекса возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.
Согласно пункту 2 статьи 355 Кодекса излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В силу пункта 4 статьи 355 Кодекса возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
Не принимается довод апелляционной жалобы Новороссийской таможни о том, что таможенный орган перечислил денежные средства, не допустил просрочку рассмотрения заявления.
Согласно пункту 1 статьи 129 Закона N 311 -ФЗ возврат таможенных сборов осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом для возврата таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Закона N 311 -ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
На основании норм пункта 6 статьи 147 Закона N 311 -ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 Закона N 311 -ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Таким образом, право на начисление процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей возникает в случае наличия у плательщика законных оснований для возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и их несвоевременного возврата таможенным органом.
Законность требований плательщика может быть установлена как решением таможенного органа, так и решением арбитражного суда. Решение таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей не лишает возможности плательщика требовать начисления процентов за несвоевременный возврат этих платежей, если в судебном порядке будет признан факт их излишней уплаты или взыскания таможенным органом.
Законность требований Общества об уплате процентов подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-2219/11.
В данном случае право заявителя на получение процентов рассматривается как право на финансовую компенсацию потерь, вызванных незаконным бездействием таможенного органа в связи с непринятием решения о возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Иное толкование не отвечает основам таможенного регулирования.
Согласно правовой позиции, высказанной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2014 N 11372/13 и состоящую в том, что при расчете суммы процентов должны приниматься во внимание следующие правила: при определении периода просрочки - фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк), при определении ставки процентов - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, деленная на количество дней в соответствующем году (365 или 366 дней).
Письмом от 30.03.2012 г. N 01-11/15247 Федеральной Таможенной службы было указано таможенным органам о том, что при расчете процентов за нарушение таможенным органом срока возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов учитывается фактическое количество дней в году-365 или 366.
Из материалов дела видно, что после вступления в законную силу решения Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-2219/11 на основании Уведомления УФК о поступлении исполнительного документа N 1812-24/5883 от 21.11.2013 г. (вх. N б/н от 25.11.2013) Новороссийской таможней 26.11.2013 было принято решение о возврате денежного залога N 10317000/261113/ВДз-3870/-/ПП на сумму 1 003 854,92 руб., которая состоит из денежного залога, внесенного по TP N 10317110/150709/ТР-4387102 в размере 448 983,42 руб., и денежного залога, внесенного по TP N 10317110/150709/ТР-4387106 в размере 554 871,50 руб. На расчетный счет ООО "Вагрус" денежные средства поступили 29.11.2013 г.
Также на основании вышеуказанного Уведомления УФК Новороссийской таможней 02.12.2013 было принято решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных пошлин, налогов N 10317000/021213/ВИз-4010/-/ПП на общую сумму 465 621,18 руб., которая состоит из остатка денежного залога, внесенного по TP N 10317110/050609/ТР-0480218, в размере 1 421,34 руб. и авансовых платежей в размере 464 199,84 руб., которые были ранее перечислены в федеральный бюджет как невостребованные. На расчетный счет ООО "Вагрус" денежные средства поступили 05.12.2013 г.
С учетом того, что заявление о возврате денежных залогов, внесенных в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей по таможенным распискам NN 10317110/150709Л Р-4387102, 10317110/150709/ТР-4387106, 10317110/050609/ТР-0480218 были поданы ООО "Вагрус" в таможенный орган 22.10.2010 г., то последним днем для возврата денежных средств являлось 22.11.2010 г.
В суд апелляционной инстанции представителем Новороссийской таможни представлен контрсчет процентов за нарушение таможенным органом срока возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин.
Денежный залог в размере 1 003 854,92 руб. - период с 23.11.2010 по 29.11.2013
с 23.11.2010 г. по 27.02.2011 г. - 97 дней
с 28.02.2011 г. по 02.05.2011 г. - 64 дня
с 03.05.2011 г. по 25.12.2011 г. - 237 дней
с 26.12.2011 г. по 13.09.2012 г.-263 дня
с 14.09.2012 г. по 29.11.2013 г. -442 дня
1) 1 003 854,92*97*7.75%/365 = 20 675,29
2) 1 003 854,92*64*8.00%/365 = 14 081,47
3) 1 003 854,92*237*8,25%/365 = 53 775,00
4) 1 003 854,92*6*8,00%/365 = 1 320,14
1 003 854,92*257*8,00%/366 = 56 391,41
5) 1 003 854,92*109*8,25%/366 = 24 664,39
1 003 854,92*333*8,25%/366 = 75 557,27
Итого: 20 675,29 + 14 081,47 + 53 775,00 + 1 320,14 + 56 391,41 + 24 664,39 + 75 557,27 = 246 464,97 руб.
2. Денежный залог в размере 1421,34 руб. - период с 23.11.2010 по 05.12.2013
с 23.11.2010 г. по 27.02.2011 г. - 97 дней
с 28.02.2011 г. по 02.05.2011 г. - 64 дня
с 03.05.2011 г. по 25.12.2011 г. -237 дней
с 26.12.2011 г.по 13.09.2012 г.-263 дня
с 14.09.2012 г. по 05.12.2013 г.- 448 дней
1) 1 421,34*97*7.75%/365 = 29,27
2) 1 421,34*64*8,00%/365 = 19,94
3) 1 421.34*237*8,25%/365 = 76,14
4) 1 421,34*6*8,00%/365 = 1,87
1 421,34*257*8,00%/366 = 79,84
5) 1 421,34*109*8,25%/366 = 34,92
1 421,34*339*8,25%/365 = 108,91
Итого: 29,27 + 19,94 + 76,14 + 1,87 + 79,84 + 34,92 + 108,91 = 350,89 руб.
Таким образом, размер процентов составил 246 464,97 + 350,89 = 246 815,86 руб.
Суд апелляционной инстанции проверил представленный таможенным органом контрсчет и считает его обоснованным и верным, в связи с чем считает необходимым взыскать с Новороссийской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Вагрус" проценты в сумме 246 815,86 руб., в остальной части взыскания с Новороссийской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Вагрус" процентов следует отказать.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.
Из материалов дела видно, что общество при подаче искового заявления уплатило государственную пошлину на сумму 12 830 руб. (копии платежных поручений от 18.02.2014 N 207 и от 07.03.2014 N 291). Оригинал платежного поручения находится в деле N А32-7774/2014.
По делу N А32-7774/2014 вынесено решение от 20.08.2014. Указанным решением суд взыскал с Новороссийской таможни проценты за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 127 637,15 руб. и 4 829 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части иска отказал.
В рамках настоящего дела заявлены требования на общую сумму 361 363 руб. 76 коп.
С Федеральной таможенной службы взыскано 111 649 руб. 57 коп., что составляет - 30,90% от заявленной сумму. Таким образом, с Федеральной таможенной службы подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2 472 руб. 31 коп.
В связи с уменьшением суммы процентов подлежащих взысканию с Новороссийской таможни надлежит взыскать расходы по оплате государственной пошлины в сумме 5 512 руб. 68 коп.
Таким образом, обществу надлежит возвратить 16 руб. государственной пошлины излишне уплаченной при подаче заявления в суд.
Доводы апелляционных жалоб о том, что с таможенных органов незаконно взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат отклонению по следующим основаниям.
Таможенные органы, выступающие по делам в качестве истцов и ответчиков, на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины.
В то же время, таможенный орган не освобожден от возмещения судебных расходов, понесенных лицом, участвующим в деле, в пользу которого принят судебный акт.
После рассмотрения дела по существу и принятия окончательного судебного акта отношения по уплате государственной пошлины прекращаются, возникают отношения по возмещению судебных расходов между сторонами состоявшегося судебного спора.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, часть 1 статьи 110 АПК РФ гарантирует возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции надлежит изменить.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.10.2014 по делу N А32-13098/2014 - изменить.
Изложить второй абзац резолютивной части в следующей редакции взыскать с Новороссийской таможни (ОГРН 1032309080264, ИНН 2315060310, адрес: 353919) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Вагрус" (ОГРН 1057746410556, ИНН 7720523014) проценты в сумме 246 815,86 руб. и 5 512 руб. 68 коп. расходов по оплате государственной пошлины.
В остальной части взыскания с Новороссийской таможни (ОГРН 1032309080264, ИНН 2315060310, адрес: 353919) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Вагрус" (ОГРН 1057746410556, ИНН 7720523014) процентов отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Вагрус" (ОГРН 1057746410556, ИНН 7720523014) из федерального бюджета 16 (шестнадцать) руб. 01 коп. излишне уплаченной по платежному поручению от 18.02.2014 N 207 государственной пошлины за рассмотрение иска.
В остальной части решение оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном нормами Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА

Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
С.С.ФИЛИМОНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)