Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.06.2015 N 09АП-18542/2015-АК ПО ДЕЛУ N А40-215461/2014

Разделы:
Классификация товаров; Таможенное дело; Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июня 2015 г. N 09АП-18542/2015-АК

Дело N А40-215461/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2015 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бекетовой И.В.,
судей Москвиной Л.А., Цымбаренко И.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сатаевым Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "ЛОНМАДИ" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.03.2015 по делу N А40-215461/2014 (120-1420), принятое судьей Блинниковой И.А.,
по заявлению ЗАО "ЛОНМАДИ" (ИНН 77140895226, ОГРН 1025005682954, 141421, Московская область, Солнечногорский р-н, Ленинградское шоссе, д. Елино, 34 км, стр. 15)
к Центральной акцизной таможне (ИНН 7703166563, ОГРН 1027700552065, 109240, г. Москва, ул. Яузская, д. 8)
о признании незаконным бездействия,
при участии:
- от заявителя: Шахов А.А. по дов. от 02.02.2015;
- от ответчика: Миронова О.И. по дов. от 05.03.2015;
- Шаповалова Н.В. по дов. от 04.12.2014;

- установил:

Закрытое акционерное общество "ЛОНМАДИ" (далее - ЗАО "ЛОНМАДИ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Центральной акцизной таможни (далее - ЦАТ ФТС России, ответчик), выразившееся в невнесении изменений после выпуска товаров в графу 33 N 10009100/160112/0000053, N 10009100/160112/0000054, N 10009100/160112/0000055, N 10009100/160112/0000060, N 10009100/270112/0000237, N 10009100/310112/0000284, N 10009100/160212/0000529, N 10009100/160212/0000530, N 10009100/160212/0000542, N 10009100/160212/0001044, N 10009100/200312/0001143, N 10009100/230312/0001220, N 10009101/270412/0000498, N 10009101/270412/0000499, N 10009101/220512/0000844, N 10009101/040612/0001068, N 10009101/150612/0001313, N 10009101/020712/0001705, N 10009101/030712/0001737, N 10009101/260712/0002462, N 10009101/140812/0002784, N 10009101/270812/0002999, N 10009101/070912/0003139, N 10009101/240912/0003379, N 10009101/240912/0003380, N 10009101/221012/0003888, N 10009101/300112/0004096, N 10009101/231112/0004708, N 10009101/111212/0004709, N 10009101/111212/0004957, в части указания верного кода ТН ВЭД - 8431 49 800 9.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.03.2015 вышеуказанные требования оставлены без удовлетворения, поскольку суд не установил факта незаконного бездействия ответчика, равно как и не усмотрел нарушения прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ЗАО "ЛОНМАДИ" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу заявителя в порядке ст. 262 АПК РФ ответчиком не представлен.
В судебном заседании представитель заявителя в полном объеме поддержал доводы апелляционной жалобы, указав на наличие оснований для отмены обжалуемого судебного акта, а также изложив свою правовую позицию по делу, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представители ответчика поддержали решение суда первой инстанции, указав на отсутствие оснований для отмены обжалуемого судебного акта, несостоятельность доводов апелляционной жалобы, а также указанных в ней требований, изложили свою правовую позицию по делу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов рассматриваемого дела, ЗАО "ЛОНМАДИ" посредством направления письма от 18.08.2014 N 21/2989 обратилось в адрес ЦАТ ФТС России в связи с невнесением изменений после выпуска товаров в графу 33 вышеуказанных таможенных деклараций в части указания верного кода Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД) - 8431 49 800 9.
18.09.2014 ЦАТ ФТС России сообщило о том, что по названному обращению проведен таможенный контроль.
В связи с тем, что ответчиком не было принято никакого решения относительно внесения изменений и (или) дополнений в сведения в ДТ, ЗАО "ЛОНМАДИ" обратилось в арбитражный суд первой инстанции о признании незаконным бездействия ЦАТ ФТС России в порядке главы 24 АПК РФ.
Согласно системному толкованию ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и содержащееся в ней требования, выслушав пояснения представителей сторон арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, правоотношениям дана надлежащая объективная оценка, нормы материального права применены правильно.
Статьей 1 Договора "О таможенном кодексе таможенного союза" от 27.11.2009 г., принятого Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 г. N 17 установлено, что стороны принимают Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС), который приведен в приложении, являющимся неотъемлемой частью настоящего Договора.
Положения ТК ТС имеют преимущественную силу над иными положениями таможенного законодательства Таможенного союза.
Таким образом, начиная с 01.07.2010 г. на территории Российской Федерации введен в действие Таможенный кодекса Таможенного союза, нормы которого имеют прямое действие.
Согласно п. 1 ст. 180 ТК ТС при таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, декларантом подается, в том числе, декларация на товары.
В соответствии со ст. 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы.
В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза. П. п. 5 п. 2 ст. 181 ТК ТС установлено, что в декларации на товары указываются, в том числе сведения о товарах, в состав которых входит классификационный код товаров по ТН ВЭД.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 г. N 54 утверждена единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза.
Классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется в соответствии с основными правилами интерпретации (ОПИ) ТН ВЭД.
Правилом 1 ОПИ ТН ВЭД ТС предусмотрено, что для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ТС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с приложениями 2 - 6 ОПИ ТН ВЭД.
Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям (правило 6 ОПИ ТН ВЭД ТС).
Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД ТС последовательно должны применяться ОПИ ТН ВЭД, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры.
Кроме того, при классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС применяются Пояснения к ТН ВЭД, которые содержат толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и области их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной товарной позиции ТН ВЭД. Выбор конкретного кода ТН ВЭД ТС основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащего описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре.
В соответствии с п. 2 ст. 191 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) внесение изменений и дополнений в ДТ после выпуска товаров допускается в случае и порядке, которые определяются решением Комиссии Таможенного союза, а именно, Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" (далее - Порядок N 289).
Согласно п. 11 Порядка N 289 сведения, указанные в ДТ, подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров по результатам таможенного контроля или иного вида контроля, осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза, проведенного таможенным органом, в том числе в связи с мотивированным обращением декларанта о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, в том числе в случае выявления недостоверных сведений о классификации товаров.
Согласно п. 12 Порядка N 289 внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании обращения или документов, указанных в абзаце третьем данного пункта, в случаях, когда обращение декларанта не представляется.
В соответствии с п. п. 13 и 14 Порядка N 289 в обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений и (или) дополнений и обоснование необходимости внесения таких изменений и (или) дополнений. К обращению прилагаются надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронная копия, документы, подтверждающие изменения и (или) дополнения, вносимые в сведения, указанные в ДТ.
Арбитражным судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что предварительное решение по классификации товаров по ТН ВЭД ТС от 30.04.2013 N RU/10000/13/0381 не имеет отношения к классификации товаров, задекларированных по спорным ДТ, поскольку принято Федеральной таможенной службой позже ввоза товаров по рассматриваемым ДТ.
В силу положений п. 3 и п. 4 ст. 53 ТК ТС предварительное решение принимается на каждое наименование товара, включающее определенную марку, модель, артикул и модификацию, таможенным органом того государства - члена Таможенного союза, в котором будет осуществляться выпуск товара.
Согласно п. 2 ст. 55 ТК ТС предварительное решение действует в течение 3 лет со дня его принятия, если оно не изменено, не отозвано либо его действие не прекращено, в соответствии со ст. 56 ТК ТС.
Согласно п. 17 Порядка N 289 таможенный орган, рассматривающий обращение либо документы, представленные в соответствии с абзацем третьим пункта 12 Порядка N 289, проводит таможенный контроль в порядке, установленном ТК ТС.
В соответствии со ст. 99 ТК ТС таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены главами 16 и (или) 19 ТК ТС.
Проверка документов и сведений на основании ст. 110 ТК ТС является одной из форм таможенного контроля. Порядок проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств утвержден Приказом ФТС России от 25.08.2009 N 1560 (далее - Порядок N 1560).
В соответствии с п. 7 Порядка N 1560 проверка документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться, в том числе по направлению правильности классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.
Согласно п. 25 Порядка N 1560 результаты проведения проверки документов и сведений после выпуска оформляются актом проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств, согласно установленному образцу. Датой окончания проведения Проверки является дата подписания акта проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств.
В связи с поступившим обращением заявителя от 18.08.2014 N 21/2989 о внесении изменений в ДТ на основании п. 17 Порядка N 289 ЦАТ ФТС России проведен таможенный контроль после выпуска товаров в форме проверки документов и сведений по направлению правильности классификации товаров, задекларированных в рассматриваемых ДТ, в соответствии с ТН ВЭД ТС.
По результатам проверки документов и сведений, представленных обществом при таможенном декларировании, а также дополнительно в рамках проводимой проверки после выпуска товаров, таможней установлено следующее.
В 31 графах рассматриваемых ДТ заявлен товар "части для погрузчика JCB тов. поз. 8429 гидромолот мод. НМ 380, арт. 980/А2964 в комплекте: пика, смазка, инструкция по эксплуатации, насос-шприц для смазки, комплект зарядного устройства, баллон со сжатым азотом, концевые шланги". В 33 графах ДТ в отношении данного товара указан классификационный код 8430 69 000 8 ТН ВЭД ТС.
Классификация товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации. В соответствии с Правилом 1 название разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД ТС; для юридических целей классификация товаров в соответствии с ТН ВЭД России осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
В соответствии с п. 5 примечаний к разделу XVI ТН ВЭД ТС термин "машина" означает любую машину, оборудование, механизм, агрегат, установку, аппарат или устройство, входящее в товарные позиции групп 84 или 85.
В соответствии с подп. а п. 2 примечания к разделу XVI ТН ВЭД ТС части, которые являются товарами, включенными в какую-либо из товарных позиций 84 или 85 (кроме товарных позиций 8409, 8431, 8448, 8466, 8473, 8487, 8503, 8522, 8529, 8538, 8548), во всех случаях должны классифицироваться в предусмотренных для них товарных позициях.
Таким образом, для классификации гидромолотов необходимо установить включается ли данный товар в какую-либо товарную позицию 84 или 85 ТН ВЭД ТС.
Исходя из текста товарной позиции 8430 ТН ВЭД ТС "машины и механизмы прочие для перемещения, планировки, профилирования, разработки, трамбования, уплотнения, выемки или бурения грунта, полезных ископаемых или руд; оборудование для забивки и извлечения свай; снегоочистители плужные и роторные" и соответствующих Пояснений к ТН ВЭД ТС, в данную товарную позицию включаются машины, предназначенные для воздействия на твердый поверхностный слой земной коры (например, для резания и разрушения горных пород, грунта, угля и т.п.; выемки грунта, бурения и т.п.).
Рассматриваемый товар - гидромолоты, представляет собой механические изделия ударно-вибрационного воздействия на грунт, бетон, асфальт и аналогичные материалы с целью их разрушения. Конструктивно гидравлический молот состоит из собственно гидромолота - механизма, производящего ударно-вибрационное действие, пики - рабочего органа гидромолота и приспособлений для подключения к основной машине, от гидростатической системы которой работает гидромолот.
На основании технической документации, представленной в ЦАТ письмом общества от 16.06.2014 N 21/2099, гидравлический молот JCBHammermaster HM 380 может использоваться на любой базовой машине, гидравлика и механическая часть которой удовлетворяет требованиям к установке, при этом его можно применять на машинах других производителей (не JCB). Гидравлический молот, оснащенный пикой, используется для разрушения мягких, слоистых, пластичных, низко-абразивных материалов, методом проникающего разрушения.
Таким образом, задекларированные по рассматриваемым ДТ товары удовлетворяют п. п. 2, 5 примечаний к разделу XVI ТН ВЭД ТС, тексту товарной позиции 8430 ТН ВЭД ТС и классифицируется в подсубпозиции 8430 69 000 8 ТН ВЭД ТС в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД ТС 1 и 6.
В соответствии с п. 7 ст. 52 ТК ТС, что в целях обеспечения единообразия толкования Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности на основании предложений таможенных органов Комиссия Таможенного союза принимает и публикует решения и разъяснения по классификации отдельных видов товаров. После принятия Комиссией Таможенного союза решений и разъяснений по классификации отдельных видов товаров решения и разъяснения, принятые таможенными органами в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи в отношении тех же видов товаров, подлежат отмене или внесению в них изменений.
На основании п. 6 ст. 52 ТК ТС решения или разъяснения, принятые таможенными органами, определенными законодательством государств - членов Таможенного союза (в Российской Федерации - Федеральной таможенной службой), являются обязательными при декларировании товаров на территории государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого они приняты.
В силу системного толкования п. п. 6 и 7 ст. 52 ТК ТС, решения и разъяснения по классификации отдельных видов товаров, принятые Комиссией Таможенного союза, являются обязательными при декларировании товаров на территории государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 03.06.2014 N 84 "О классификации гидравлического молота по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза" (вступило в силу 03.07.2014) гидравлический молот, представляющий собой механическое устройство, применяемое в качестве навесного оборудования для различной дорожно-строительной техники и гидрофицированных машин, предназначенное для разрушения дорожных покрытий, горных пород, грунта, бетона и иных покрытий за счет ударных нагрузок пики, находящейся в гидравлическом молоте, в соответствии с Основными правилами интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности 1 и 6 классифицируется в подсубпозиции 8430 69 000 8 ТН ВЭД.
Таким образом, как обоснованно пришел к выводу арбитражный суд первой инстанции, по результатам таможенного контроля после выпуска товаров, проведенного в форме проверки документов и сведений после выпуска товаров, таможней установлено, что гидравлический молот JCB Hammermaster НМ 380, задекларированный по рассматриваемым ДТ, удовлетворяет тексту товарной позиции 8430 ТН ВЭД ТС и классифицируется в подсубпозиции 8430 69 000 8 ТН ВЭД ТС, то есть, классификационным кодом, который был самостоятельно заявлен декларантом в 33 графах ДТ при таможенном декларировании.
По результатам проверки ЦАТ ФТС России был составлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 11.09.2014 N 10009000/206/110914/А0037, в соответствии с которым нарушений таможенного законодательства в части классификации товаров не выявлено.
Посредством направления письма ЦАТ ФТС России от 18.09.2014 N 15-14/20714 ЗАО "ЛОНМАДИ" было извещено о том, что на основании направленного им в обращения от 19.08.2014 N 21/3046 о внесении изменений в ДТ проведен таможенный контроль после выпуска, по результатам которого нарушений в части классификации товаров не выявлено. Обозначенным письмом в адрес декларанта был направлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 11.09.2014 N 10009000/206/110914/А0037 с соответствующими выводами.
В силу положений ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом. Предъявление любого иска обусловлено мотивом восстановления нарушенных или оспариваемых прав, а также законных интересов обратившегося в суд лица.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии факта незаконного бездействия со стороны должностных лиц ЦАТ ФТС России, чему в содержании обжалуемого судебного акта арбитражным судом первой инстанции была дана надлежащая и объективная правовая оценка.
В связи с изложенным, арбитражный апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.03.2015 по делу N А40-215461/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья
И.В.БЕКЕТОВА

Судьи
Л.А.МОСКВИНА
И.Б.ЦЫМБАРЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)