Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 16.12.2014 N Ф07-7843/2014 ПО ДЕЛУ N А21-9013/2013

Требование: О признании недействительным требования таможенного органа об уплате таможенных платежей.

Разделы:
Классификация товаров; Таможенное дело; Акцизы
Обстоятельства: Таможенный орган сделал вывод о недостоверности заявленных сведений о дате выпуска транспортного средства и классифицировал его как полуприцепы автомобильные, бывшие в эксплуатации, с момента выпуска которых прошло более 7 лет.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2014 г. по делу N А21-9013/2013


Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Асмыковича А.В., Любченко И.С., при участии от Калининградского акцизного таможенного поста Коротченко Л.А. (доверенность от 15.01.2014 N 47-01-24/76), от Центральной акцизной таможни Тарасова А.А. (доверенность от 20.03.2014 N 05-21/06148), рассмотрев 09.12.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калининградского акцизного таможенного поста на решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.02.2014 (судья Мялкина А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2014 (судьи Есипова О.И., Зотеева Л.В., Протас Н.И.) по делу А21-9013/2013,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Освальд", место нахождения: 236005, Калининград, Транспортная улица, дом 17, литера А, ОГРН 1083925040979, ИНН 3908602809 (далее - Общество, ООО "Освальд"), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании требования Калининградского акцизного таможенного поста, место нахождения: 238420, Калининградская область, город Багратионовск, улица Дружбы, дом 16, литера Б, ОГРН 1103925001740, ИНН 3915501985 (далее - Таможня, таможенный орган, таможенный пост) об уплате таможенных платежей от 19.08.2013 N 10009200/25.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Центральная акцизная таможня, место нахождения: 109240, Москва, Яузская улица, дом 8, ОГРН 1027700552065, ИНН 7703166563 и общество с ограниченной ответственностью "Тайсу-ТБ", место нахождения: 109263, Москва, улица Чистова, дом 24, литера А, ОГРН 1047736001114, ИНН 7736242516 (далее - ООО "Тайсу-ТБ").
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 06.02.2014, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2014, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судами норм материального права, просит решение от 06.02.2014 и постановление от 09.07.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Общество в представленном отзыве на кассационную жалобу считает ее доводы несостоятельными, просит оставить судебные акты по настоящему делу без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Третьи лица отзывы на кассационную жалобу не представили.
В судебном заседании представитель таможенного органа поддержал доводы жалобы. Представитель Центральной акцизной таможни поддержал позицию таможенного поста, просил судебные акты по настоящему делу отменить, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказать.
Представители Общества и ООО "Тайсу-ТБ", надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 19.09.2012 на Калининградский акцизный таможенный пост таможенным представителем ООО "Тайсу-ТБ", действовавшему на основании заключенного с ООО "Освальд" (декларант) договора на оказание услуг таможенного представителя от 02.03.2012 N 0137/000930-К, подана таможенная декларация N 10009200/190912/0025610 (далее - ДТ) на товар "полуприцеп тентовый, б/у, марка "KOGEL", модель отсутствует, VIN WK0S0002400046422, кузов отсутствует, дата выпуска 22.06.2006, цвет красный, 3-осный, полная масса 35000 кг, габаритная длина 13,95 м, код ОКП 452610".
Заявленный декларантом код товара в соответствии с ТН ВЭД ТС 8716 39 800 6 - "полуприцепы автомобильные, с полной массой более 15 т и габаритной длиной не менее 13,6 м, бывшие в эксплуатации, с момента выпуска которых не прошло 7 лет) ставка таможенной пошлины составляет 10%".
Данная поставка товара осуществлялась на основании контракта на поставку от 30.01.2012 N 05, заключенного между фирмой "BEST-TRUSC" (Польша) и ООО "Освальд" на условиях поставки СРТ - Калининград.
Для подтверждения даты выпуска транспортного средства Таможне было представлено заключение ООО "Сибирский центр экспертизы и оценки соответствия" об идентификации транспортного средства от 19.09.2012 N 21МР37.С.8669, согласно которому спорный полуприцеп изготовлен 22.02.2006.
19.09.2012 полуприцеп VIN WK0S0002400046422 выпущен таможенным постом в соответствии с заявленной таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления".
В дальнейшем Центральной акцизной таможней проведена камеральная таможенная проверка (акт от 26.06.2013 N 10009000/400/260613/А0005) по вопросу достоверности заявленного ООО "Освальд" кода товара, в ходе которой на направленный запрос получен ответ ООО "КОГЕЛЬ Трейлер РУ" (письмо от 13.11.12 N 13/11), согласно которому спорный полуприцеп был изготовлен на заводе 10.08.2005.
Исходя из полученных сведений, Центральной акцизной таможней сделан вывод о том, что декларантом ООО "Освальд" при таможенном декларировании товара по ДТ N 10009200/190912/0025610 были заявлены недостоверные сведения о дате выпуска полуприцепа.
По результатам таможенного контроля в адрес ООО "Сибирский центр экспертизы и оценки соответствия" Центральной акцизной таможней было направлено письмо (исх. N 02-11/11096 от 21.05.2013) с целью аннулирования сертифицирующей организацией заключения от 19.09.2012 N 21МР37.С.8669, как содержащего недостоверную информацию, либо признания его недействительным в части указания сведений о годе и месяце выпуска данного прицепа.
В ответ на данный запрос ООО "Сибирский центр экспертизы и оценки соответствия" сообщило таможенному органу об аннулировании заключения об идентификации транспортного средства от 19.09.2012 N 21МР37.С.8669.
С учетом полученных сведений Центральной акцизной таможней сделал вывод о том, что данный полуприцеп должен классифицироваться в соответствии с Основными правилами интерпретации в подсубпозиции 8716 39 800 3 ТН ВЭД ТС "полуприцепы автомобильные, с полной массой более 15 т и габаритной длиной не менее 13,6 м, бывшие в эксплуатации, с момента выпуска которых прошло более 7 лет) ставка таможенной пошлины составляет 10%, но не менее 108 евро за 1 тонну полной массы" (решение о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД от 03.07.13 N 10009000-15-19/000161).
Таможенный пост 19.08.13 выставил Обществу требование N 10009200/25 об уплате таможенных платежей и пеней на общую сумму 155 335,27 руб.
Не согласившись с требованием таможенного поста, ООО "Освальд" оспорило его в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанции, сделав вывод о наличии у Таможни достаточной информации о дате первой регистрации транспортного средства и об отсутствии правовых оснований для направления запросов и использования в последующем предоставленной по ним информации, удовлетворили заявленное Обществом требование.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза.
Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 16.07.2012 N 54 утвержден и введен в действие Единый таможенный тариф Таможенного союза - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ЕТН ВЭД ТС), который содержит основные правила интерпретации (далее - ОПИ).
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке подлежащих описанию признаков декларируемого товара, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, установленными Единым таможенным тарифом Таможенного Союза.
Решением Комиссии Таможенного Союза от 28.01.2011 N 522 утверждено Положение о порядке применения единой ТН ВЭД ТС при классификации товаров (далее - Положение).
Разделом III названного Положения определен порядок применения ОПИ ТН ВЭД. При классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД основные правила интерпретации применяются последовательно. При этом правило ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
В соответствии с правилом 1 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с правилами 2 (а), 2 (б), 3 (а), 3 (б), 3 (в), 4, 5, 6 ОПИ ТН ВЭД.
Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ ТН ВЭД).
В рассматриваемом случае имеется спор на уровне десятого знака десятизначного классификационного кода, применение которого зависит от года выпуска бывшего в эксплуатации транспортного средства - эксплуатация с момента выпуска не более 7 лет (8716 39 800 6 ТН ВЭД), или более 7 лет (8716 39 800 3 ТН ВЭД).
Согласно дополнительному примечанию 1 к группе 87 ТН ВЭД "Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности" в товарных позициях 8701, 8702, 8703, 8704, 8705 и 8716 термин "бывшие в эксплуатации" применяется к транспортным средствам, с момента выпуска которых прошло 3 года или более, независимо от величины пробега автотранспортного средства. При отсутствии документального подтверждения момента выпуска, то есть даты изготовления транспортного средства, год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере транспортного средства, при этом полный год выпуска исчисляется с 1 июля года изготовления.
В целях повышения эффективности совершения таможенных операций и таможенного контроля товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации, издано распоряжение Федерального таможенной службы от 01.03.2012 N 34-р вместе со "Сборником решений и разъяснений по классификации по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) отдельных товаров".
Согласно пункту 136 названного Сборника при классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС бывших в эксплуатации транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8701, 8702, 8703, 8704, 8705 ТН ВЭД ТС, необходимо руководствоваться нижеследующим.
Моментом выпуска транспортного средства считается дата его изготовления, которая может быть указана на транспортном средстве и в регистрационных документах транспортного средства (например: технический паспорт, свидетельство о регистрации и аналогичные им регистрационные документы, выдаваемые уполномоченным органом страны-экспортера (продавца).
При отсутствии в регистрационных документах даты изготовления транспортного средства год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в его идентификационном номере, при этом полный год выпуска исчисляется с 1 июля года изготовления транспортного средства. При этом в случае, если в идентификационном номере отсутствует информация о годе выпуска, то моментом выпуска считается дата первой регистрации транспортного средства, отраженная в документе, выдаваемом уполномоченным органом страны-экспортера (продавца).
Если дата изготовления транспортного средства не указана на транспортном средстве и не представлены регистрационные документы, или сведения о дате изготовления, указанной на транспортном средстве и в регистрационных документах, расходятся, то может быть использована любая достоверная информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа, позволяющая определить дату изготовления, в том числе и информация, полученная от официальных представительств заводов-изготовителей транспортного средства в Российской Федерации.
Таким образом, исходя из приведенных разъяснений, определивших порядок и последовательность действий при оценке сведений о дате изготовления транспортного средства, следует, что приоритетное значение имеют указания на транспортном средстве и в регистрационных документах транспортного средства, в техническом паспорте, свидетельстве о регистрации и аналогичных им регистрационных документах, выдаваемых уполномоченным органом страны-экспортера (продавца). Затем имеют значение код изготовления, дата первой регистрации транспортного средства и только при отсутствии вышеуказанных сведений может быть использована любая достоверная информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа, позволяющая определить дату изготовления.
В данном случае таможенный орган при принятии классификационного решения руководствовался информацией, поступившей от ООО "КОГЕЛЬ Трейлер РУ", вместе с тем, в материалах дела в отношении спорного полуприцепа с номером VIN WK0S0002400046422 имеется документ Zulassungsbescheinigung Tail I (Технический паспорт транспортного средства), в графе "В" которого указана дата первой регистрации 22.02.2006.
Учитывая, что указанный документ имеет приоритетное значение при решении вопроса о дате выпуска спорного транспортного средства по сравнению с письмом официального представителя иностранной компании в Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанции пришли к верному выводу об отсутствии у Таможни оснований для использования полученной от ООО "КОГЕЛЬ Трейлер РУ" информации и выставления требования об уплате таможенных платежей и пеней от 13.08.2013 N 10009200/25.
Кроме того, данный вывод подтверждается письмом ООО "КОГЕЛЬ Трейлер РУ" от 24.09.2013, направленном по запросу Общества, в котором дата выпуска спорного полуприцепа (22.02.2006) совпадает с датой, указанной в техническом паспорте транспортного средства и заключении ООО "Сибирский центр экспертизы и оценки соответствия" от 19.09.2012 N 21МР37.С.8669, а также с официальным ответом от 23.10.2013 фирмы - изготовителя KOGEL (Германия) о дате выпуска транспортного средства.
Учитывая, что судами двух инстанций дело рассмотрено полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.02.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2014 по делу А21-9013/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Калининградского акцизного таможенного поста - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.Б.МУНТЯН

Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
И.С.ЛЮБЧЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)