Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.03.2015 N 05АП-366/2015 ПО ДЕЛУ N А51-28944/2014

Разделы:
Таможенные платежи; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 марта 2015 г. N 05АП-366/2015

Дело N А51-28944/2014

Резолютивная часть постановления оглашена 24 февраля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 марта 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, Н.Н. Анисимовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги",
апелляционное производство N 05АП-366/2015,
на решение от 17.12.2014
судьи А.А. Лошаковой
по делу N А51-28944/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23.09.2003)
к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 15.04.2005)
о взыскании 2 624 944 руб. 07 коп. процентов за несвоевременный возврат авансовых платежей,
при участии в заседании:
- от общества: не явились, уведомлены надлежащим образом;
- от таможенного органа: представитель А.А. Макеич (служебное удостоверение, доверенность от 20.08.2014);

- установил:

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее по тексту - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Владивостокской таможне (далее по тексту - "таможня", "таможенный орган") о взыскании процентов в сумме 2 624 944 руб. 07 коп. за несвоевременный возврат авансовых платежей.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 17.12.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, общество настаивает на том, что при возврате авансовых платежей подлежит применению часть 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее по тексту - "Федеральный закон N 311-ФЗ"). Поскольку таможенным органом нарушен месячный срок рассмотрения заявления о возврате авансовых платежей, общество считает, что на указанную сумму подлежат начислению проценты. Общество полагает, что суд первой инстанции неверно применил нормы материального права.
Таможенный орган в письменном отзыве, поддержанном представителем в судебном заседании, по доводам апелляционной жалобы возразил. Решение суда просил оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель общества в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлен надлежащим образом.
В судебном заседании 17.02.2015 коллегией в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 24.02.2015 до 09 часов 55 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в судебном заседании и путем размещения на официальном сайте ВАС РФ информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После перерыва стороны в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ коллегия рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие сторон по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
16.10.2012 общество обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате авансовых платежей в размере 24 486 854,73 руб., внесенных на счет таможенного органа филиалом "Росжелдорснаб" по платежным поручениям от 09.08.2012 N 47565 и N 47564.
Письмом от 13.11.2012 N 28-26/37042 таможенный орган отказал обществу в возврате авансовых платежей, сославшись на наличие у него задолженности перед Новороссийской, Псковской, Бурятской, Московской Московской северной и Тюменской таможнями, превышающей сумму, заявленную к возврату.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 по делу N А51-5010/2013 решение таможни признано незаконным, и на таможню возложена обязанность возвратить авансовые платежи в размере 24 486 854,73 руб. заявителю.
03.03.2014 таможенным органом приняты решения о возврате авансовых платежей N 10702000/030314/ВАв-2232/ТС/3 на сумму 4 549 397,56 руб. и N 10702000/030314/ВАв-2231/-/3 на сумму 19 797 159,25 руб.
Платежными поручениями от 07.03.2014 N 753 и N 699 авансовые платежи в размере 24 346 556,81 руб. возвращены на счет общества.
28.07.2014 таможенным органом принято решение о возврате авансовых платежей N 10702000/280714/ВАв-8758/-/ПС на сумму 140 297,92 руб.
Полагая, что при возврате авансовых платежей таможенный орган обязан был исчислить и уплатить проценты, предусмотренные частью 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об их взыскании.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия у таможенного органа законодательно установленной обязанности по начислению процентов на суммы подлежащих возврату авансовых платежей.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Правовой режим авансовых платежей определен статьей 73 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "ТК ТС") и статьей 121 Федерального закона N 311-ФЗ.
Так, согласно пункту 1 статьи 73 ТК РФ авансовыми платежами признаются денежные средства (деньги), внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров, если уплата таких платежей предусмотрена законодательством государств - членов таможенного союза.
В силу пункта 3 данной статьи денежные средства (деньги), уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей либо денежных средств (денег), внесенных в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, до тех пор, пока лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи. В качестве распоряжения лица, уплатившего авансовые платежи, рассматриваются представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства (деньги) в качестве таможенных платежей либо обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Аналогичная норма предусмотрена частью 3 статьи 121 Федерального закона N 311-ФЗ.
Таким образом, правовой режим авансовых платежей четко определен законодателем, и предусматривает сохранение права собственности лица, внесшего указанные платежи, вплоть до распоряжения ими, в том числе путем подачи заявления на их возврат.
По правилам пункта 5 статьи 73, статьи 90 ТК ТС возврат авансовых платежей осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно части 1 статьи 122 Федерального закона N 311-ФЗ возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано лицом, внесшим авансовые платежи (его правопреемником), в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей.
Частями 3 - 7 статьи 122 Федерального закона N 311-ФЗ предусмотрен перечень документов, подлежащих представлению в таможенный орган с заявлением о возврате авансовых платежей.
В силу части 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
Кроме того, указанной нормой предусмотрено, что при нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в таможенный орган за возвратом авансовых платежей 16.10.2012, о чем имеется отметка на заявлении общества. Следовательно, авансовые платежи подлежали возврату обществу не позднее 16.11.2012.
Обращаясь в арбитражный суд с требованием о взыскании с таможенного органа 2 624 944,07 руб., общество считает, что в связи с нарушением срока возврата авансовых платежей у таможенного органа имелась обязанность исчислить и уплатить проценты, предусмотренные частью 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ.
Между тем частью 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ предусмотрено начисление процентов только при нарушении срока возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
Коллегия оглашается с позицией суда первой инстанции о том, что указание в части 1 статьи 122 Федерального закона N 311-ФЗ на возврат авансовых платежей по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей, налогов, само по себе не свидетельствует о наличии у таможенного органа обязанности по начислению процентов на подлежащие к возврату суммы при нарушении срока такого возврата.
В силу прямого указания части 14 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ при возврате таможенных пошлин, налогов проценты с них не выплачиваются, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, и суммы не индексируются.
Возможность начисления процентов на иные суммы, кроме излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей, налогов, ни указанной нормой, ни статьей 122 Федерального закона N 311-ФЗ не предусмотрена.
По правилам статьи 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров. Указанные денежные средства выбывают из собственности внесшего их лица и переходят в распоряжение таможенного органа.
Авансовые платежи не приобретают статус излишне уплаченных или излишне взысканных даже при подаче заявления на их возврат собственником денежных средств и в распоряжение таможенного органа не переходят. В этой связи с чем к правоотношениям, связанным с возвратом авансовых платежей, применению подлежит часть 14, а не часть 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ. Доводы заявителя об обратном являются ошибочными и основаны на неверном применении норм материального права.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено отсутствие оснований для начисления процентов на подлежащие возврату суммы авансовых платежей, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда первой инстанции сделаны на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, с правильным применением норм материального и процессуального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы коллегия относит на заявителя судебные расходы по уплате государственной пошлины, связанной с ее подачей, в размере 1500 руб.
Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 17.12.2014 по делу N А51-28944/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 500 (пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 87147 от 23.12.2014.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА

Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
Н.Н.АНИСИМОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)