Судебные решения, арбитраж
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2014 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Далоевым А.Т.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 15.01.2014 г. Петренкова Т.А.; представитель по доверенности от 01.08.2013 г. Громакова Е.В.; представитель по доверенности от 11.10.2013 г. Афонина С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Автотранспортное предприятие N 5" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.03.2014 г. по делу N А53-28001/2013
по заявлению закрытого акционерного общества "Автотранспортное предприятие N 5",
заинтересованное лицо: Южное таможенное управление,
принятое в составе судьи Штыренко М.Е.,
установил:
закрытое акционерное общество "АПТ-5" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконными решения Южного таможенного управления N 10300000/403/301013/Р0075 от 30.10.2013 г. о проведении выездной таможенной проверки и требования о предъявлении товаров и (или) представлении документов и сведений при выездной таможенной проверке от 30.10.2013 г.
Заявленные требования мотивированы тем, что данное решение нарушает пункт 2 статьи 122 Таможенного кодекса Таможенного союза и части 1 статьи 16 Федерального закона N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", а также ссылается на нарушение формы проверки, указывая, что таможенный орган должен был назначить проведение встречной выездной проверки.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 12 марта 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Суд пришел к выводу о том, что не указание в требовании их конкретных реквизитов (номеров и дат) истребуемых документов, не нарушает права и интересы ЗАО "АТП-5", поскольку из совокупности имеющихся в распоряжении общества документов, оно могло понять, документы в отношении каких автобусов затребованы таможенным органом.
Не согласившись с указанным судебным актом, закрытое акционерное общество "Автотранспортное предприятие N 5" обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, сославшись на то, что заявитель не является субъектом таможенных правоотношений, заявитель не ввозил и не оформлял в таможенном отношении автобусы, находящиеся в его собственности или в пользовании. Общество не является проверяемым лицом. Кроме того, по мнению общества требование таможенного органа о предоставлении документов незаконно, так как не содержит конкретного указания на товары, по которым требуются документы, указанное требование является неисполнимым так как не содержит конкретного указания на товары, по которым требуются запрашиваемые документы.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители заинтересованного лица в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать.
Как следует из материалов дела, ЗАО "АТП-5" оспаривает решение Южного таможенного управления N 10300000/403/301013/Р0075 от 30.10.2013 г. о проведении выездной таможенной проверки, которым была назначена выездная таможенная проверка ЗАО по вопросу правомерности пользования и распоряжения условно выпущенными автобусами, задекларированными по ДТ N 10313060/110805/0005316, 10313060/130905/0006288 (товар N 1), 10313060/130905/0006270 (товар N 2) за период с 2011-2013 годов.
Не согласившись с указанными действиями таможенного органа, общество используя право на судебную защиту обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с соответствующим заявлением.
Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 132 Таможенного кодекса Таможенного союза выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом в место нахождения юридического лица и (или) в место фактического осуществления им своей деятельности. Проверка проводится на основании решения о ее назначении. В свою очередь к основаниям для назначения внеплановых выездных таможенных проверок кроме прочего отнесены: наличие данных, свидетельствующих о возможном нарушении требований таможенного законодательства; иные основания. К внеплановым выездным таможенным проверкам не устанавливаются ограничения периодичности их проведения.
В силу пункта 1 части 2 статьи 95 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенный контроль проводится в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с названным Кодексом. Формы таможенного контроля установлены статьей 110 Таможенного кодекса Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 12 статьи 110 Таможенного кодекса Таможенного союза, одной из форм контроля является таможенная проверка.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 122 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенная проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза, в отношении (у) проверяемых лиц, созданных и (или) зарегистрированных в соответствии с законодательством этого государства - члена таможенного союза.
Под проверяемыми лицами понимаются, в том числе лица, в отношении которых имеется информация, что в их владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного Таможенным кодексом Таможенного союза, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу (пункт 2 статьи 122 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Как следует из положений пункта 2 части 2 статьи 119 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенный осмотр может проводиться у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю товарами, хранящих товары в местах, не являющихся зонами таможенного контроля, при наличии информации о нахождении в помещениях или на территориях этих лиц товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза и (или) находящихся на ней с нарушением порядка, предусмотренного названным Кодексом, для проверки такой информации.
В соответствии со статьей 168 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) при обнаружении в рамках таможенного контроля таможенными органами товаров, незаконно ввезенных в Российскую Федерацию, либо товаров, в отношении которых нарушены условия применения таможенных процедур или ограничения по пользованию и (или) распоряжению товарами, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, у лиц, приобретших товары на таможенной территории Таможенного союза в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, такие товары подлежат изъятию таможенными органами, если они не были изъяты и на них не был наложен арест в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза условно выпущенные товары, по которым предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот. Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем; статус товаров Таможенного союза приобретают после прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов.
Согласно абзацу третьему пункта 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 г. N 728, с 18.08.2011 г. введены условия (ограничения) целевого использования условно выпущенных товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями, к которым отнесены: выход иностранного инвестора из состава учредителей (участников) организации, воспользовавшейся тарифной льготой в виде освобождения от уплаты таможенных платежей, а также совершение этой организацией сделок, предусматривающих переход права собственности на товары, ввезенные с освобождением от таможенных пошлин, либо передача данных товаров во временное пользование.
В случае несоблюдения таких ограничений в отношении указанных товаров обязательство по уплате таможенных платежей подлежит исполнению в соответствии с таможенным законодательством.
Таким образом, условно выпущенные товары находятся под таможенным контролем и до его снятия оборот данных товаров невозможен.
Несмотря на то, что соответствующие ограничения носят временный характер, в период их действия подобные товары относятся к ограниченным в обороте в силу публичного запрета (статья 128 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Запрет на распоряжение условно выпущенным товаром, и последствия нарушения этого запрета определены таможенным законодательством, которое регулирует публично-правовые отношения. Указанные последствия состоят в уплате нарушившим запрет лицом государству таможенных платежей в виде таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость.
От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.
В соответствии со статьей 132 Таможенного кодекса Таможенного союза одним из оснований для назначения внеплановой выездной таможенной проверки являются данные, свидетельствующие о возможном нарушении требований таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза.
Назначая внеплановую выездную таможенную проверку, таможенный орган располагал сведениями, полученными из Госавтонадзора, о том, что ЗАО "АТП-5" получена лицензия от 04.07.2002 г. N АСС-61-0008719 на осуществление лицензируемого вида деятельности - регулярные пассажирские перевозки в городском и пригородном сообщении. В приложение N 1 к данной лицензии, выданной 28.11.2012 г., включены (пункты 260, 261, 279) условно выпущенные пассажирские автобусы с государственными номерами КА 403 61, КА 410 61, КА 407 61, собственниками которых является ООО "Эквитас-Транс".
ООО "Эквитас-Транс" письмом от 30.05.2013 г. N 2/04 предоставило в ЮТУ информацию о том, что проверяемые автобусы находятся в аренде по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, ул. Нансена, 99.
Рассматривая заявленные по делу требование в части оспаривания решения таможни о проведении выездной таможенной проверки, суд пришел к выводу, что оспариваемый акт и проведенная таможней внеплановая выездная проверка соответствуют вышеуказанным требованиям таможенного законодательства, так как осуществлена в целях проверки поступивших сведений о возможном незаконном использовании обществом автобусов, находящихся на территорию Российской Федерации товаров. Судом также признается правомерной и выбранная форма таможенного контроля, поскольку общество является субъектом, указанным в части 2 статьи 119 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Аналогичная правовая позиция при оспаривании решения таможенного органа о проведении выездной таможенной проверки, как ненормативного правового акта указана в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 23.10.2013 г. по делу N А40-4571/2013. Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N ВАС-19092/13 от 27.12.2013 г. отказано в передаче указанного дела в Президиум.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в рамках осуществления таможенного контроля после выпуска товаров 30.10.2013 г. Южным таможенным управлением проведен таможенный осмотр помещений и территорий, в ходе которого на территории ЗАО "АТП N 5" по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Нансена, 99, установлено фактическое нахождение автобусов марок "Вольво" и "Скания" в количестве 22 штуки, в том числе два условно выпущенных автобуса марки "Скания", собственником которых является "Эквитас-Транс". Данные обстоятельства зафиксированы в акте таможенного осмотра помещений и территорий от 30.10.2013 г. N Ю300000/403/301013/А0075/01. Копия указанного акта получена руководителем общества Дарсиговым М.Б.
Кроме этого, по информации УГИБДД ГУ МВД России, водителями - Ждановым Б.В., 06.09.1961 года рождения, Агуреевым А.Ю. 29.06.1986 года рождения и Папазоглуяном С.В., 24.01.1969 года рождения, управлявшими пассажирскими автобусами "Вольво" и "Скания" (государственные номера КА 403 61, КА 407 61, КА 410 61) 24.05.2012 г., 25.07.2012 г. и 04.07.2012 г., совершены административные правонарушения по статье 12.20, 12.23.1, 12.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из информации, представленной отделением Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ростовской области от 18.06.2013 г., следует, что водители Жданов Б.В., Агуреев А.Ю., совершившие вышеуказанные правонарушения, являются работниками ЗАО "АТП N 5". Водитель Папазоглуян С.В. является работником ОАО "Крымское Автотранспортное предприятие".
В соответствии с договором субаренды транспортного средства без экипажа от 11.04.2012 г. N 53, представленным ОАО "Крымское Автотранспортное предприятие", пассажирский автобус "Скания" государственный номер КА 410 61 ЗАО "АТП N 5" передан ОАО "Крымское Автотранспортное предприятие" во временное владение и пользование для осуществления пассажирских перевозок. При этом арендодатель (ЗАО "АТП N 5") осуществляет владение и пользование данного автобуса на основании договора аренды транспортного средства без экипажа от 01.01.2012 г. N 894, заключенного с собственником автобуса государственный номер К А 410 61 - ООО "Эквитас-Транс".
При этом в пункте 1.2. договора указано, что арендодатель осуществляет владение и пользование транспортным средством на основании договора аренды транспортного средства N 894 от 01.01.2012 г.
Фактическая передача транспортного средства в субаренду подтверждена актом приема-передачи от 11.04.2012 г.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается заявителем, копия решения о проведении выездной таможенной проверки от 30.10.2013 г.
N 103 00000/403/3 01013/Р0075 вручена лично генеральному директору ЗАО "АТП N 5" 30.10.2013 г.
При вручении данного решения руководитель проверяемого лица был проинформирован о вопросах проверки, проверяемом периоде, а также о своих правах и обязанностях при проведении таможенного контроля после выпуска товара, что подтверждено подписью генерального директора ЗАО "АТП N 5" на оборотной стороне решения от 30.10.2013 г. N 10300000/403/301013/Р0075.
Таким образом, Решение ЮТУ о проведении выездной таможенной проверки от 30.10.2013 г. N 10300000/403/301013/Р0075 вынесено законно и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Таможенным кодексом Таможенного союза предусмотрено право должностных лиц таможенных органов требовать и получать документы, необходимые для проведения таможенного контроля.
Пунктом 1 статьи 98 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.
Перечень документов, необходимых для проведения выездной таможенной проверки перечислен в Требовании от 30.10.2013 г. Требование о представлении документов при выездной таможенной проверки выставляется проверяемому лицу только на основании решения о проведении таможенной проверки и отдельно данный документ существовать не может. В подтверждение данного факта в форме Требования всегда указывается ссылка в соответствии с каким решением оно выставляется (Приложение N 17 приказа ФТС России от 30.12.2010 г. N 2713).
В рамках проведения внеплановой выездной таможенной проверки для исследования вопроса проверки в соответствии со статьями 98, 132, 134 Таможенного кодекса Таможенного союза ЮТУ 30.10.2013 г. истребовало у ЗАО "АТП N 5" оригиналы документов по условно выпущенным транспортным средствам, задекларированным по ДТ NN 10313060/110805/0005316, 10313060/130905/0006288 (товар N 1), 10313060/130905/0006270 (товар N 2). Требование от 30.10.2014 года лично вручено руководителю ЗАО "АТП N 5".
В статье 134 Таможенного кодекса Таможенного союза содержится открытый перечень прав и обязанностей должностных лиц таможенного органа при проведении таможенной проверки.
Так, при проведении таможенной проверки должностные лица таможенного органа имеют право требовать у проверяемого лица и получать от него коммерческие, транспортные документы, документы бухгалтерского учета и отчетности, а также другую информацию, в том числе на электронных носителях, относящуюся к проверяемым товарам (пункт 1 части 1 статьи 134 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 134 Таможенного кодекса Таможенного союза при проведении таможенной проверки должностные лица таможенного органа имеют право требовать у проверяемого лица представления отчетности в целях таможенного контроля.
Указанной норме корреспондирует установленная подпунктом 2 пункта 2 статьи 135 Таможенного кодекса Таможенного союза обязанность проверяемого лица при проведении таможенной проверки представлять по требованию таможенного органа в установленные сроки сведения и документы независимо от того, на каком носителе информации они находятся, с приложением на бумажном носителе.
В данном случае именно в отношении заявителя была назначена внеплановая выездная таможенная проверка и именно у него были истребованы документы для осуществления таможенного контроля.
Таким образом, положения статьей 98, 134, 135 Таможенного кодекса Таможенного союза предусматривают право таможенного органа требовать у проверяемого лица и получать от него коммерческие, транспортные документы, документы бухгалтерского учета и отчетности, другую информацию, относящуюся к проверяемым товарам, а также установлена обязанность проверяемого лица представлять таможенному органу запрашиваемые документы.
Учитывая вышеперечисленные нормы права, Требование о представлении документов от 30.10.2014 г. выставлено таможенным органом с соблюдением норм действующего закона, в рамках предоставленной компетенции, не препятствуют осуществлению деятельности заявителя, не возлагает на него незаконных обязанностей и не нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме этого следует отметить, что проверяемое лицо не наделено правом в каждом конкретном случае самостоятельно определять необходимость, а равно целесообразность представления тех или иных документов, запрошенных таможенным органом в рамках камеральной таможенной проверки в целях проверки соблюдения указанным лицом требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
Суд первой инстанции исследовал исполнимость требования о предоставлении документов от 30.10.2013 г. и сделал верный вывод о том, что не указание в требовании конкретных реквизитов (номеров и дат) истребуемых документов, не нарушает права и интересы ЗАО "АТП-5", поскольку из совокупности имеющихся в распоряжении общества документов, оно могло понять, документы в отношении каких автобусов затребованы таможенным органом.
В этой связи в целях реализации вышеуказанных норм, ЗАО "АПТ-5" не было лишено права предоставить все имеющиеся у него документы, поименованные в требовании от 30.10.2014 г., касающиеся всех арендованных автобусов марок "Скания" и "Вольво". Из приложения N 1 к лицензии серии ДА N 110049 от 04.07.2002 г. N АСС-61-0008719 на осуществление регулярных пассажирских перевозок в городском и пригородном сообщении таких марок автобусов находятся в аренде у общества 23.
Указанное приложение выдано во исполнение приказа по ЮУГАДН от 28.11.2012 г. N 785/лиц, в связи с переоформлением лицензии по причине изменения адресов мест осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности.
Более того, как следует из материалов арбитражного дела, условно выпущенные транспортные средства в проверяемый период (с 2011-2013гг.) находились в аренде согласно представленным договорам аренды.
Судом также учтено то обстоятельство, что ЗАО "АТП N 5" даже после составления протокола об административном правонарушении от 19.11.2013 г.
N 10314000-094/2013 по части 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предприняло никаких мер по соблюдению таможенного законодательства в части предоставления в таможенный орган документов, необходимых для осуществления таможенного контроля.
Заявитель не представил доказательств того, что при вынесении решения о проведении выездной таможенной проверки от 30.10.2013 г.
N 10300000/403/301013/Р0075 и требования о представлении документов от 30.10.2014 года таможенным органом допущены нарушения закона, при том, что обязанность по представлению запрошенной информации заявителем так и не исполнена.
Кроме того, решением Арбитражного суда Ростовской области от 24.02.2014 г. по делу N А53-27454/2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2014 г., признано незаконным и отменено постановление Южной оперативной таможни от 02.12.2013 г. N 10314000-094/2013 о привлечении ЗАО "АТП-5" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части назначения административного штрафа. При этом установлена вина общества в совершении правонарушения, выразившегося в непредставлении в таможню документов во исполнение оспариваемого в рамках настоящего дела требования.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности оспариваемых ненормативных правовых актов таможенного органа и отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.03.2014 г. по делу N А53-28001/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.05.2014 N 15АП-6684/2014 ПО ДЕЛУ N А53-28001/2013
Разделы:Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2014 г. N 15АП-6684/2014
Дело N А53-28001/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2014 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Далоевым А.Т.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 15.01.2014 г. Петренкова Т.А.; представитель по доверенности от 01.08.2013 г. Громакова Е.В.; представитель по доверенности от 11.10.2013 г. Афонина С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Автотранспортное предприятие N 5" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.03.2014 г. по делу N А53-28001/2013
по заявлению закрытого акционерного общества "Автотранспортное предприятие N 5",
заинтересованное лицо: Южное таможенное управление,
принятое в составе судьи Штыренко М.Е.,
установил:
закрытое акционерное общество "АПТ-5" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконными решения Южного таможенного управления N 10300000/403/301013/Р0075 от 30.10.2013 г. о проведении выездной таможенной проверки и требования о предъявлении товаров и (или) представлении документов и сведений при выездной таможенной проверке от 30.10.2013 г.
Заявленные требования мотивированы тем, что данное решение нарушает пункт 2 статьи 122 Таможенного кодекса Таможенного союза и части 1 статьи 16 Федерального закона N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", а также ссылается на нарушение формы проверки, указывая, что таможенный орган должен был назначить проведение встречной выездной проверки.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 12 марта 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Суд пришел к выводу о том, что не указание в требовании их конкретных реквизитов (номеров и дат) истребуемых документов, не нарушает права и интересы ЗАО "АТП-5", поскольку из совокупности имеющихся в распоряжении общества документов, оно могло понять, документы в отношении каких автобусов затребованы таможенным органом.
Не согласившись с указанным судебным актом, закрытое акционерное общество "Автотранспортное предприятие N 5" обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, сославшись на то, что заявитель не является субъектом таможенных правоотношений, заявитель не ввозил и не оформлял в таможенном отношении автобусы, находящиеся в его собственности или в пользовании. Общество не является проверяемым лицом. Кроме того, по мнению общества требование таможенного органа о предоставлении документов незаконно, так как не содержит конкретного указания на товары, по которым требуются документы, указанное требование является неисполнимым так как не содержит конкретного указания на товары, по которым требуются запрашиваемые документы.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители заинтересованного лица в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать.
Как следует из материалов дела, ЗАО "АТП-5" оспаривает решение Южного таможенного управления N 10300000/403/301013/Р0075 от 30.10.2013 г. о проведении выездной таможенной проверки, которым была назначена выездная таможенная проверка ЗАО по вопросу правомерности пользования и распоряжения условно выпущенными автобусами, задекларированными по ДТ N 10313060/110805/0005316, 10313060/130905/0006288 (товар N 1), 10313060/130905/0006270 (товар N 2) за период с 2011-2013 годов.
Не согласившись с указанными действиями таможенного органа, общество используя право на судебную защиту обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с соответствующим заявлением.
Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 132 Таможенного кодекса Таможенного союза выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом в место нахождения юридического лица и (или) в место фактического осуществления им своей деятельности. Проверка проводится на основании решения о ее назначении. В свою очередь к основаниям для назначения внеплановых выездных таможенных проверок кроме прочего отнесены: наличие данных, свидетельствующих о возможном нарушении требований таможенного законодательства; иные основания. К внеплановым выездным таможенным проверкам не устанавливаются ограничения периодичности их проведения.
В силу пункта 1 части 2 статьи 95 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенный контроль проводится в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с названным Кодексом. Формы таможенного контроля установлены статьей 110 Таможенного кодекса Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 12 статьи 110 Таможенного кодекса Таможенного союза, одной из форм контроля является таможенная проверка.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 122 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенная проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза, в отношении (у) проверяемых лиц, созданных и (или) зарегистрированных в соответствии с законодательством этого государства - члена таможенного союза.
Под проверяемыми лицами понимаются, в том числе лица, в отношении которых имеется информация, что в их владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного Таможенным кодексом Таможенного союза, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу (пункт 2 статьи 122 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Как следует из положений пункта 2 части 2 статьи 119 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенный осмотр может проводиться у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю товарами, хранящих товары в местах, не являющихся зонами таможенного контроля, при наличии информации о нахождении в помещениях или на территориях этих лиц товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза и (или) находящихся на ней с нарушением порядка, предусмотренного названным Кодексом, для проверки такой информации.
В соответствии со статьей 168 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) при обнаружении в рамках таможенного контроля таможенными органами товаров, незаконно ввезенных в Российскую Федерацию, либо товаров, в отношении которых нарушены условия применения таможенных процедур или ограничения по пользованию и (или) распоряжению товарами, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, у лиц, приобретших товары на таможенной территории Таможенного союза в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, такие товары подлежат изъятию таможенными органами, если они не были изъяты и на них не был наложен арест в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза условно выпущенные товары, по которым предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот. Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем; статус товаров Таможенного союза приобретают после прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов.
Согласно абзацу третьему пункта 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 г. N 728, с 18.08.2011 г. введены условия (ограничения) целевого использования условно выпущенных товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями, к которым отнесены: выход иностранного инвестора из состава учредителей (участников) организации, воспользовавшейся тарифной льготой в виде освобождения от уплаты таможенных платежей, а также совершение этой организацией сделок, предусматривающих переход права собственности на товары, ввезенные с освобождением от таможенных пошлин, либо передача данных товаров во временное пользование.
В случае несоблюдения таких ограничений в отношении указанных товаров обязательство по уплате таможенных платежей подлежит исполнению в соответствии с таможенным законодательством.
Таким образом, условно выпущенные товары находятся под таможенным контролем и до его снятия оборот данных товаров невозможен.
Несмотря на то, что соответствующие ограничения носят временный характер, в период их действия подобные товары относятся к ограниченным в обороте в силу публичного запрета (статья 128 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Запрет на распоряжение условно выпущенным товаром, и последствия нарушения этого запрета определены таможенным законодательством, которое регулирует публично-правовые отношения. Указанные последствия состоят в уплате нарушившим запрет лицом государству таможенных платежей в виде таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость.
От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.
В соответствии со статьей 132 Таможенного кодекса Таможенного союза одним из оснований для назначения внеплановой выездной таможенной проверки являются данные, свидетельствующие о возможном нарушении требований таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза.
Назначая внеплановую выездную таможенную проверку, таможенный орган располагал сведениями, полученными из Госавтонадзора, о том, что ЗАО "АТП-5" получена лицензия от 04.07.2002 г. N АСС-61-0008719 на осуществление лицензируемого вида деятельности - регулярные пассажирские перевозки в городском и пригородном сообщении. В приложение N 1 к данной лицензии, выданной 28.11.2012 г., включены (пункты 260, 261, 279) условно выпущенные пассажирские автобусы с государственными номерами КА 403 61, КА 410 61, КА 407 61, собственниками которых является ООО "Эквитас-Транс".
ООО "Эквитас-Транс" письмом от 30.05.2013 г. N 2/04 предоставило в ЮТУ информацию о том, что проверяемые автобусы находятся в аренде по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, ул. Нансена, 99.
Рассматривая заявленные по делу требование в части оспаривания решения таможни о проведении выездной таможенной проверки, суд пришел к выводу, что оспариваемый акт и проведенная таможней внеплановая выездная проверка соответствуют вышеуказанным требованиям таможенного законодательства, так как осуществлена в целях проверки поступивших сведений о возможном незаконном использовании обществом автобусов, находящихся на территорию Российской Федерации товаров. Судом также признается правомерной и выбранная форма таможенного контроля, поскольку общество является субъектом, указанным в части 2 статьи 119 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Аналогичная правовая позиция при оспаривании решения таможенного органа о проведении выездной таможенной проверки, как ненормативного правового акта указана в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 23.10.2013 г. по делу N А40-4571/2013. Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N ВАС-19092/13 от 27.12.2013 г. отказано в передаче указанного дела в Президиум.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в рамках осуществления таможенного контроля после выпуска товаров 30.10.2013 г. Южным таможенным управлением проведен таможенный осмотр помещений и территорий, в ходе которого на территории ЗАО "АТП N 5" по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Нансена, 99, установлено фактическое нахождение автобусов марок "Вольво" и "Скания" в количестве 22 штуки, в том числе два условно выпущенных автобуса марки "Скания", собственником которых является "Эквитас-Транс". Данные обстоятельства зафиксированы в акте таможенного осмотра помещений и территорий от 30.10.2013 г. N Ю300000/403/301013/А0075/01. Копия указанного акта получена руководителем общества Дарсиговым М.Б.
Кроме этого, по информации УГИБДД ГУ МВД России, водителями - Ждановым Б.В., 06.09.1961 года рождения, Агуреевым А.Ю. 29.06.1986 года рождения и Папазоглуяном С.В., 24.01.1969 года рождения, управлявшими пассажирскими автобусами "Вольво" и "Скания" (государственные номера КА 403 61, КА 407 61, КА 410 61) 24.05.2012 г., 25.07.2012 г. и 04.07.2012 г., совершены административные правонарушения по статье 12.20, 12.23.1, 12.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из информации, представленной отделением Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ростовской области от 18.06.2013 г., следует, что водители Жданов Б.В., Агуреев А.Ю., совершившие вышеуказанные правонарушения, являются работниками ЗАО "АТП N 5". Водитель Папазоглуян С.В. является работником ОАО "Крымское Автотранспортное предприятие".
В соответствии с договором субаренды транспортного средства без экипажа от 11.04.2012 г. N 53, представленным ОАО "Крымское Автотранспортное предприятие", пассажирский автобус "Скания" государственный номер КА 410 61 ЗАО "АТП N 5" передан ОАО "Крымское Автотранспортное предприятие" во временное владение и пользование для осуществления пассажирских перевозок. При этом арендодатель (ЗАО "АТП N 5") осуществляет владение и пользование данного автобуса на основании договора аренды транспортного средства без экипажа от 01.01.2012 г. N 894, заключенного с собственником автобуса государственный номер К А 410 61 - ООО "Эквитас-Транс".
При этом в пункте 1.2. договора указано, что арендодатель осуществляет владение и пользование транспортным средством на основании договора аренды транспортного средства N 894 от 01.01.2012 г.
Фактическая передача транспортного средства в субаренду подтверждена актом приема-передачи от 11.04.2012 г.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается заявителем, копия решения о проведении выездной таможенной проверки от 30.10.2013 г.
N 103 00000/403/3 01013/Р0075 вручена лично генеральному директору ЗАО "АТП N 5" 30.10.2013 г.
При вручении данного решения руководитель проверяемого лица был проинформирован о вопросах проверки, проверяемом периоде, а также о своих правах и обязанностях при проведении таможенного контроля после выпуска товара, что подтверждено подписью генерального директора ЗАО "АТП N 5" на оборотной стороне решения от 30.10.2013 г. N 10300000/403/301013/Р0075.
Таким образом, Решение ЮТУ о проведении выездной таможенной проверки от 30.10.2013 г. N 10300000/403/301013/Р0075 вынесено законно и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Таможенным кодексом Таможенного союза предусмотрено право должностных лиц таможенных органов требовать и получать документы, необходимые для проведения таможенного контроля.
Пунктом 1 статьи 98 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.
Перечень документов, необходимых для проведения выездной таможенной проверки перечислен в Требовании от 30.10.2013 г. Требование о представлении документов при выездной таможенной проверки выставляется проверяемому лицу только на основании решения о проведении таможенной проверки и отдельно данный документ существовать не может. В подтверждение данного факта в форме Требования всегда указывается ссылка в соответствии с каким решением оно выставляется (Приложение N 17 приказа ФТС России от 30.12.2010 г. N 2713).
В рамках проведения внеплановой выездной таможенной проверки для исследования вопроса проверки в соответствии со статьями 98, 132, 134 Таможенного кодекса Таможенного союза ЮТУ 30.10.2013 г. истребовало у ЗАО "АТП N 5" оригиналы документов по условно выпущенным транспортным средствам, задекларированным по ДТ NN 10313060/110805/0005316, 10313060/130905/0006288 (товар N 1), 10313060/130905/0006270 (товар N 2). Требование от 30.10.2014 года лично вручено руководителю ЗАО "АТП N 5".
В статье 134 Таможенного кодекса Таможенного союза содержится открытый перечень прав и обязанностей должностных лиц таможенного органа при проведении таможенной проверки.
Так, при проведении таможенной проверки должностные лица таможенного органа имеют право требовать у проверяемого лица и получать от него коммерческие, транспортные документы, документы бухгалтерского учета и отчетности, а также другую информацию, в том числе на электронных носителях, относящуюся к проверяемым товарам (пункт 1 части 1 статьи 134 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 134 Таможенного кодекса Таможенного союза при проведении таможенной проверки должностные лица таможенного органа имеют право требовать у проверяемого лица представления отчетности в целях таможенного контроля.
Указанной норме корреспондирует установленная подпунктом 2 пункта 2 статьи 135 Таможенного кодекса Таможенного союза обязанность проверяемого лица при проведении таможенной проверки представлять по требованию таможенного органа в установленные сроки сведения и документы независимо от того, на каком носителе информации они находятся, с приложением на бумажном носителе.
В данном случае именно в отношении заявителя была назначена внеплановая выездная таможенная проверка и именно у него были истребованы документы для осуществления таможенного контроля.
Таким образом, положения статьей 98, 134, 135 Таможенного кодекса Таможенного союза предусматривают право таможенного органа требовать у проверяемого лица и получать от него коммерческие, транспортные документы, документы бухгалтерского учета и отчетности, другую информацию, относящуюся к проверяемым товарам, а также установлена обязанность проверяемого лица представлять таможенному органу запрашиваемые документы.
Учитывая вышеперечисленные нормы права, Требование о представлении документов от 30.10.2014 г. выставлено таможенным органом с соблюдением норм действующего закона, в рамках предоставленной компетенции, не препятствуют осуществлению деятельности заявителя, не возлагает на него незаконных обязанностей и не нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме этого следует отметить, что проверяемое лицо не наделено правом в каждом конкретном случае самостоятельно определять необходимость, а равно целесообразность представления тех или иных документов, запрошенных таможенным органом в рамках камеральной таможенной проверки в целях проверки соблюдения указанным лицом требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
Суд первой инстанции исследовал исполнимость требования о предоставлении документов от 30.10.2013 г. и сделал верный вывод о том, что не указание в требовании конкретных реквизитов (номеров и дат) истребуемых документов, не нарушает права и интересы ЗАО "АТП-5", поскольку из совокупности имеющихся в распоряжении общества документов, оно могло понять, документы в отношении каких автобусов затребованы таможенным органом.
В этой связи в целях реализации вышеуказанных норм, ЗАО "АПТ-5" не было лишено права предоставить все имеющиеся у него документы, поименованные в требовании от 30.10.2014 г., касающиеся всех арендованных автобусов марок "Скания" и "Вольво". Из приложения N 1 к лицензии серии ДА N 110049 от 04.07.2002 г. N АСС-61-0008719 на осуществление регулярных пассажирских перевозок в городском и пригородном сообщении таких марок автобусов находятся в аренде у общества 23.
Указанное приложение выдано во исполнение приказа по ЮУГАДН от 28.11.2012 г. N 785/лиц, в связи с переоформлением лицензии по причине изменения адресов мест осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности.
Более того, как следует из материалов арбитражного дела, условно выпущенные транспортные средства в проверяемый период (с 2011-2013гг.) находились в аренде согласно представленным договорам аренды.
Судом также учтено то обстоятельство, что ЗАО "АТП N 5" даже после составления протокола об административном правонарушении от 19.11.2013 г.
N 10314000-094/2013 по части 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предприняло никаких мер по соблюдению таможенного законодательства в части предоставления в таможенный орган документов, необходимых для осуществления таможенного контроля.
Заявитель не представил доказательств того, что при вынесении решения о проведении выездной таможенной проверки от 30.10.2013 г.
N 10300000/403/301013/Р0075 и требования о представлении документов от 30.10.2014 года таможенным органом допущены нарушения закона, при том, что обязанность по представлению запрошенной информации заявителем так и не исполнена.
Кроме того, решением Арбитражного суда Ростовской области от 24.02.2014 г. по делу N А53-27454/2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2014 г., признано незаконным и отменено постановление Южной оперативной таможни от 02.12.2013 г. N 10314000-094/2013 о привлечении ЗАО "АТП-5" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части назначения административного штрафа. При этом установлена вина общества в совершении правонарушения, выразившегося в непредставлении в таможню документов во исполнение оспариваемого в рамках настоящего дела требования.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности оспариваемых ненормативных правовых актов таможенного органа и отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.03.2014 г. по делу N А53-28001/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)