Судебные решения, арбитраж
Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2015 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Костенковым Д.Н.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Квадро" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.11.2014 г. по делу N А32-34030/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Квадро",
заинтересованное лицо: Краснодарская таможня,
принятое в составе судьи Гонзус И.П.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Квадро" (далее - общество, ООО "Квадро") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Краснодарской таможни (далее - таможня) от 27.08.2014 года N 10109000-450/2014 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В суде первой инстанции заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил предмет требований и просил суд признать незаконным и изменить постановление от 27.08.2014 года N 10109000-450/2014 в части размера назначенного административного штрафа, превышающего 25000 рублей. Общество не оспаривает факт правонарушения, просит принять во внимание, что правонарушение совершено не умышленно, документы, на основании которых внесены неверные сведения в части состава ввозимого растворителя в таможенную декларацию, по технической ошибке были неверно переведены обществом, пренебрежительного отношения общества к исполнению своих обязанностей не установлено.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.11.2014 г. оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в части установленной меры ответственности, размер назначенного штрафа уменьшен до 100000 рублей.
Судебный акт мотивирован доказанностью наличия в действиях общества состава и события правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственностью и отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным и обстоятельств, отягчающих ответственность общества.
Не согласившись с принятым судебным актом, полагая его незаконным, общество обжаловало решение суда первой инстанции в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым оспариваемое постановление таможенного органа в части размера назначенного наказания изменить, снизив размер штрафа ниже низшего предела.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Как следует из материалов дела, 14.08.2013 г. на Крымском таможенном посту Краснодарской таможни таможенным представителем ЗАО "Фирма ГТК-Сервис" (свидетельство о включении в Реестр таможенных представителей от 19.03.2012 г. N 0055/04) в соответствии с договором от 22.01.2013 г. N 0055/04-1259, заключенным с ООО "КВАДРО", в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления подана ДТ N 10309090/140813/0004778, в которой заявлен товар N 5 - сложный органический растворитель для молотковой эмали, не содержит этиловый спирт и озоноразрушающие вещества, растворитель для молотковой краски "THINNER", артикул 89010.BB, изготовитель "ASBOYA KIMYA SANAYI VE TICARET A.S.", товарный знак: PICANTE, состав: толуон - 77%, ацетон -16%, бутилгликоль - 2%, изобутанол - 5% в количестве 102 банки,17 упаковок; сложный органический растворитель для молотковой эмали, не содержит этиловый спирт и озоноразрушающие вещества, растворитель для молотковой краски "THINNER",артикул 89010.GL, изготовитель "ASBOYA KIMYA SANAYI VE TICARET A.S.", товарный знак: PICANTE, состав: толуон - 77%, ацетон - 16%, бутилгликоль - 2%, изобутанол - 5% в количестве 100 банок, 25 упаковок.
14.08.2013 г. товары по ДТ N 10309090/140813/0004778 выпущены таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Товары были ввезены в счет исполнения контракта N АК-12/2011 от 15.12.2011 г., заключенного между фирмой "ASBOYA KIMYA SANAYI VE TICARET A.S." (Турция) и ООО "Квадро" (Россия).
Таможенное декларирование товаров производилось с использованием электронной формы декларирования в соответствии с приказом ГТК России от 30.03.2004 г. N 395 "Об утверждении инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме".
В ходе камеральной проверки было установлено, что в соответствии с кодом ТН ВЭД ТС 3814009000 в ДТ N 10309090/140813/0004778 декларировался товар - сложный органический растворитель для молотковой эмали, не содержащий этиловый спирт и озоноразрушающее вещества, состав которого следующий: толуон- 77%, ацетон-16%, бутилгликоль - 2%, изобутанол - 5% (код ТН ВЭД ТС 3814009000).
В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 г. N 229 "О применении санитарных мер в Таможенном союзе" растворители и разбавители сложные органические, в другом месте не поименованные или не включенные, готовые составы для удаления красок или лаков (код ЕТН ВЭД ТС 3814 00) включены в перечень товаров, подлежащих санитарно - эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной территории Таможенного союза, подлежат государственной регистрации.
При таможенном декларировании декларантом ООО "Квадро" было представлено Свидетельство о государственной регистрации N RU.40.01.05.015.Е.002262.03.12 от 30.03.2012 (далее - Свидетельство), бланк N 0184918, выданное Управлением Роспотребнадзора по Калужской области (пункт 16 описи к ДТ N 10309090/140813/0004778).
В соответствии с письмом Управлением Роспотребнадзора по Калужской области от 13.03.2014 г. N 05/1223-14, в ответ на запрос Краснодарской таможни в отношении указанного Свидетельства, поступили заверенные копии документов, представленных заявителем ООО "Квадро" для целей государственной регистрации продукции, анализ которых показало следующее.
Генеральным директором ООО "Альтаир" (Калужская область, г. Медынь) на основании доверенности, выданной 12.03.2012 г. генеральным директором ООО "Квадро" Дроновой Т.В., в Управление Роспотребнадзора по Калужской области с целью проведения государственной регистрации товара - "...Растворитель т.м. Picante, производства "ASBOYA KIMYA SANAYI VE TICARET A.S.", Турция, Hadimkoy Mahallesi, Ayasofya Caddesi, No:14, код ТН ВЭД ТС 3814...", было подано заявление N 2262-Е от 23.03.2012 г. Пункт 2 листа данных безопасности материалов (изготовлен на бланке производителя) "Состав/Информация об ингредиентах" содержит, в частности, следующие сведения: ацетон - 14-16%, толуол - 60-70%.
Анализ комплекта документов к ДТ N 10309090/140813/0004778, представленных в ходе камеральной таможенной проверки ООО "Фирма ГТК-Сервис", показал, что в переводе с иностранного языка сертификата качества, заверенного печатью ООО "Квадро", указано, что в составе товара - "растворитель для молотковой эмали", код продукта(артикул) - 89010.GL, 89010.YA, 89010.ВВ, содержится толуол - 77%, ацетон - 16%, изобутанол 5%, бутилгликоль 2%.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 г. N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" толуол и ацетон являются прекурсорами, оборот которых в Российской Федерации ограничен.
В соответствии с пунктом 357, пунктом 371 раздела 2.12 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 г. N 134, ацетон и толуол включены в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, ввоз и вывоз которых на таможенную территорию таможенного союза допускается на основании лицензии, смеси, содержащие несколько прекурсоров (толуол и ацетон), подлежат контролю, если суммарная концентрация входящих в состав таких смесей прекурсоров равна или превышает концентрацию, установленную для одного из веществ, величина которой имеет наибольшее значение (70%).
При таможенном декларировании товара по ДТ N 10309090/140813/0004778 в комплекте предоставленных документов и сведений отсутствовал разрешающий документ (разовая лицензия) на ввоз на таможенную территорию Таможенного союза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
19.06.2014 г. по факту несоблюдения установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации запретов и ограничений при совершении таможенных операций в отношении товара - сложный органический растворитель для молотковой эмали (товар N 5), заявленного в ДТ N 10309090/140813/0004778 в отношении ООО "Квадро" было возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В целях соблюдения запретов и ограничений, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательства Российской Федерации, а именно проведения государственной регистрации товара - "...Растворитель т.м. Picante, производства "ASBOYA KIMYA SANAYI VE TICARET A.S.", Турция, Hadimkoy Mahallesi, Ayasofya Caddesi, No:14, код ТН ВЭД ТС 3814...",ООО "Квадро" в Управление Роспотребнадзора по Калужской области подало заявление N 2262-Е от 23.03.2012 г., с которым, для предоставления информации о составе продукции (ее ингредиентах) был представлен лист данных безопасности материалов от 25.04.2005 г. N 0009, выданный производителем на продукцию с кодом 89010. Раздел 2 листа данных безопасности материалов от 25.04.2005 г. N 0009 "Состав/Информация об ингредиентах" содержит, в частности, следующие сведения: ацетон - 14-16%, толуол - 60-70%.
Несмотря на то, что в распоряжении ООО "Квадро" находился документ, в котором минимальные пределы суммарной концентрации содержания "ацетона" и "толуола" в составе спорного импортируемого товара составили 74%, меры, направленные для соблюдения требований, установленных раздела 2.12 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 г. N 134, ООО "Квадро" не принимались.
Кроме того, в ходе проведения административного расследования определением от 04.07.2014 г. у руководителя ООО "Квадро" был истребован лист данных безопасности материалов, код продукта 89010, представленный для получения свидетельства о государственной регистрации от 30.03.2012 г. NRU.40.01.05.015.Е.002262.03.12, однако письмом от 11.07.2014 г. N 71 ООО "Квадро" для приобщения к материалам дела об административном правонарушении представлен лист данных безопасности материалов от 25.04.2005 г. N 0009, выданный производителем на продукцию с кодом 19100.
Представляя в ходе административного расследования пояснения по вопросу, по каким декларациям на товары были оформлены в таможенном отношении товары, являющиеся предметом контракта N АК-12/2011 от 15.12.2011 г., законный представитель ООО "Квадро" не сообщил о том, что ООО "Квадро" ранее по ДТ N 10309090/110412/0001224 и N 10309090/290812/0003496 также оформляло в таможенном отношении аналогичный товар, ввезенный на таможенную территорию Таможенного союза во исполнение обязательств по однородному контракту, а именно по контракту N от 15.12.2011 г. N АК-12/2011. Изучение комплектов документов к ДТ NN 10309090/110412/0001224 и 10309090/290812/0003496 показало, что в графе 31 данных деклараций был заявлен товар: растворитель для молотковой краски "THINNER", код товара 89010.ВВ, 89010.GL, 89010.YA с содержанием следующего состава: толуол - 77%, ацетон -16%, бутилгликоль - 2%, изобутанол - 5%, документом, подтверждающим химический состав данного товара является идентичный сертификат качества товара, код продукта 89010, с указанием состава на иностранном языке: "Ortoksilol" - 77%, "acetone" - 16% и др., в переводе с иностранного языка, заверенном печатью ООО "Квадро" значится: "толуол" - 77%, "ацетон" - 16% и др. Товары по ДТ NN 10309090/110412/0001224 и 10309090/290812/0003496 выпущены таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Предметом контракта N АК-12/2011 от 15.12.2011 г., в частности, является товар - растворитель для молотковой эмали с содержанием в своем составе "толуол" - 77%, кроме того, сведения о наличии иного компонента в составе товара - растворитель, в том числе "ортоксилол", не подтверждается информацией, содержащейся в документах, фактически представленных при декларировании товара по ДТ N 10309090/140813/0004778.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 г. N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" толуол и ацетон являются прекурсорами, оборот которых в Российской Федерации ограничен.
В соответствии с пунктами 357, 371 раздела 2.12 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 г. N 134, ацетон и толуол включены в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, ввоз и вывоз которых на таможенную территорию таможенного союза допускается на основании лицензии, смеси, содержащие несколько прекурсоров (толуол и ацетон), подлежат контролю, если суммарная концентрация входящих в состав таких смесей прекурсоров равна или превышает концентрацию, установленную для одного из веществ, величина которой имеет наибольшее значение (70%).
По данному факту без участия законного представителя общества, уведомленного письмом от 08.07.2014 г. N 36.7-04/16625 старшим уполномоченным по ОВД отдела административных расследований Краснодарской таможни составлен протокол об административном правонарушении от 18.07.2014 г. N 10309000-450/2014.
Рассмотрев материалы проверки, и.о. заместителя начальника Краснодарской таможни без участия представителя общества, уведомленного надлежащим образом письмом от 30.07.2014 г. N 36.7-04/18732 вынесено постановление от 27.08.2014 г. N 10309000-450/2014 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 105000 рублей.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с соответствующим заявлением.
Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 16.1, частью 3 статьи 16.2 указанного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в несоблюдении запретов и ограничений на ввоз в Российскую Федерацию или вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств, установленных в соответствии с федеральными законами и международными договорами, участницей которых является Российская Федерация.
Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выступает порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Субъектом данного правонарушения, является лицо, на которое возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений, в данном случае таким лицом является ООО "Квадро".
Необходимость выполнения той или иной обязанности в сфере таможенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
В соответствии со статьей 11 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы консультируют заинтересованных лиц по вопросам, касающимся таможенного законодательства таможенного союза и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.
Согласно статье 179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру, либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза. таможенное декларирование товаров производиться декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 180 Таможенного кодекса Таможенного союза перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств-членов таможенного союза.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза в декларации на товары указываются основные сведения о заявляемой таможенной процедуре, о товарах (наименование, описание, классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, наименование страны происхождения, наименование страны отправления (назначения), описание упаковок, количество в килограммах и других единицах измерения, таможенная стоимость, статистическая стоимость, сведения о соблюдении ограничений), а также другие сведения, необходимые для таможенных целей.
В соответствии с пунктом 5 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.
Как следует из положений подпункта 8 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
Согласно подпункта 17 пункта 4 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза меры нетарифного регулирования - комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, вводятся исходя из национальных интересов и целей, определенных статьей 32 Федерального закона от 08.12.2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", независимо от иных положений 5 главы данного Закона. К ним относятся лицензии, необходимые в случаях, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статья 24 данного Закона, согласно которому лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в случае реализации разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений.
В соответствии с разделом 2.12 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и положений о применении ограничений, утвержденных Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 г. N 19, действовавшего на момент совершения таможенных операций в отношении товара - растворитель по ДТ N 10309090/140813/0004778, смеси содержащие несколько прекурсоров (толуол и ацетон), подлежат контролю, если суммарная концентрация входящих в состав таких смесей прекурсоров равна или превышает концентрацию, установленную для одного из веществ, величина которой имеет наибольшее значение.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 г. N 1567-р в Российской Федерации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на согласование заявлений о выдаче лицензий и оформление других разрешительных документов на ввоз и вывоз наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в торговле с третьими странами, является Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее - ФСКН России).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по состоянию на 02.04.2014 г. разовые лицензии на импорт прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, а также товаров их содержащих ООО "Квадро" (ИНН 2308121040) не выдавались.
Согласно письму ФСКН России от 21.03.2014 г. N 2/6/5114 следует, что ООО "Квадро" (ИНН 2308121040) в адрес оперативно-розыскного департамента ФСКН России с заявлением на получение разрешения на право ввоза на территорию Российской Федерации прекурсора наркотических средств и психотропных веществ толуол (торговое наименование - растворитель для молотковой эмали "HAMMERTON THINNER") не обращалось.
Согласно статье 189 Таможенного кодекса Таможенного союза декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 Таможенного кодекса Таможенного союза (произвести таможенное декларирование товаров; представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза; предъявить декларируемые товары в случаях, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза; соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре; выполнять иные требования, предусмотренные Таможенным кодексом Таможенного союза), а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.
В соответствии со статьей 12 Таможенного кодекса Таможенного союза определено, что таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза. Отношения таможенных представителей с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе.
Согласно статье 16 Таможенного кодекса Таможенного союза обязанности таможенного представителя при совершении таможенных операций обусловлены требованиями и условиями, установленными таможенным законодательством таможенного союза, факт совершения таможенных операций при таможенном оформлении не возлагает на таможенного представителя обязанностей, связанных с соблюдением требований и условий и заявленных таможенных процедур, а также иных обязанностей, которые в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза возлагаются только на представляемых ими лиц
Согласно пункта 7 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Общество не оспаривает факт допущенного им нарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "Квадро" имело реальную возможность для соблюдения правил и норм, определяющих для декларанта порядок соблюдения установленных запретов и ограничений в отношении товара, являющегося предметом внешнеэкономической сделки, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В ходе производства по делу об административном правонарушении установлено, что документы, подтверждающие химический состав товара N 7, декларируемого по ДТ 10309090/140813/0004778, заверены непосредственно печатью ООО "Квадро", следовательно, очевидно, что общество располагало сведениями о химическом составе декларируемого товара, указанными как в сертификате качества на иностранном языке, так и в сертификате качества, переведенном на русский язык, т.е. ООО "Квадро" перед представлением для совершения таможенных операций документов, имело возможность и должно было принять меры по совершению действий, направленных на выяснение вопроса о том, распространяются или не распространяются в отношении товара: сложный органический растворитель для молотковой эмали, с содержанием толуола - 77%, ацетона-16% какие либо запреты и ограничения, однако бездействие Общества в рассматриваемом случае привело к наличию факта нарушения закона. ООО "Квадро" не оформило в уполномоченном органе и не представило в таможенный орган разрешающий документ (разовую лицензию) на ввоз на таможенную территорию Таможенного союза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, т.е. организацией не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запреты и ограничения, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию.
ООО "Квадро", в соответствии с действующим таможенным законодательством Таможенного союза, имело возможность заблаговременно, до ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и подачи таможенной декларации самостоятельно обратиться в таможенные органы за консультацией о необходимости представления лицензии при совершении таможенных операций с товаром либо в рамках заключенного с ЗАО "Фирма "ГТК-Сервис" договором таможенного представителя поручить проведение данной консультации таможенному представителю. Однако, ООО "Квадро" не предприняло своевременных и действенных мер, позволивших обществу избежать нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, т.е. не соблюло ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При изложенных обстоятельствах судом первой инстанции сделан правомерный вывод о наличии в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения.
Порядок привлечения к административной ответственности таможенным органом не нарушен, общество было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении этого дела.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принял решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания.
Постановление административного органа может быть признано незаконным и изменено и в случае, когда арбитражным судом на основании части 2 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях будут признаны смягчающими обстоятельства, не указанные в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд может признать эти обстоятельства в качестве смягчающих, независимо от того, ходатайствовал ли заявитель об их учете на стадии рассмотрения дела административным органом или нет.
С учетом конкретных обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции исходит из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, должны быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному вреду. Административный орган не обосновал причину назначения обществу наказания в размере, значительно превышающем минимальный, установленный санкцией статьи.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что примененная мера административной ответственности в виде штрафа в сумме 105000 рублей не соответствует тяжести совершенного правонарушения и носит в данном случае карательный, а не превентивный характер, в связи с чем признал незаконным постановление в части штрафа 5000 рублей, снизив сумму административного штрафа до 100000 рублей.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Ссылка общества на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 г. N 4-П также отклоняется судом апелляционной инстанции. Указанным Постановлением Конституционный Суд Российской Федерации признал положения части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьи 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
При этом, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 г. N 4-П установлено, что размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в названном Постановлении, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица. Принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях.
Учитывая, что в каждом конкретном случае применение положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 г.
N 4-П является категорией оценочной, выводы арбитражного суда первой инстанции в части отсутствия оснований для снижения размера административного штрафа обоснованны.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.11.2014 г. по делу N А32-34030/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.02.2015 N 15АП-23840/2014 ПО ДЕЛУ N А32-34030/2014
Разделы:Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 февраля 2015 г. N 15АП-23840/2014
Дело N А32-34030/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2015 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Костенковым Д.Н.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Квадро" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.11.2014 г. по делу N А32-34030/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Квадро",
заинтересованное лицо: Краснодарская таможня,
принятое в составе судьи Гонзус И.П.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Квадро" (далее - общество, ООО "Квадро") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Краснодарской таможни (далее - таможня) от 27.08.2014 года N 10109000-450/2014 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В суде первой инстанции заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил предмет требований и просил суд признать незаконным и изменить постановление от 27.08.2014 года N 10109000-450/2014 в части размера назначенного административного штрафа, превышающего 25000 рублей. Общество не оспаривает факт правонарушения, просит принять во внимание, что правонарушение совершено не умышленно, документы, на основании которых внесены неверные сведения в части состава ввозимого растворителя в таможенную декларацию, по технической ошибке были неверно переведены обществом, пренебрежительного отношения общества к исполнению своих обязанностей не установлено.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.11.2014 г. оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в части установленной меры ответственности, размер назначенного штрафа уменьшен до 100000 рублей.
Судебный акт мотивирован доказанностью наличия в действиях общества состава и события правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственностью и отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным и обстоятельств, отягчающих ответственность общества.
Не согласившись с принятым судебным актом, полагая его незаконным, общество обжаловало решение суда первой инстанции в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым оспариваемое постановление таможенного органа в части размера назначенного наказания изменить, снизив размер штрафа ниже низшего предела.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Как следует из материалов дела, 14.08.2013 г. на Крымском таможенном посту Краснодарской таможни таможенным представителем ЗАО "Фирма ГТК-Сервис" (свидетельство о включении в Реестр таможенных представителей от 19.03.2012 г. N 0055/04) в соответствии с договором от 22.01.2013 г. N 0055/04-1259, заключенным с ООО "КВАДРО", в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления подана ДТ N 10309090/140813/0004778, в которой заявлен товар N 5 - сложный органический растворитель для молотковой эмали, не содержит этиловый спирт и озоноразрушающие вещества, растворитель для молотковой краски "THINNER", артикул 89010.BB, изготовитель "ASBOYA KIMYA SANAYI VE TICARET A.S.", товарный знак: PICANTE, состав: толуон - 77%, ацетон -16%, бутилгликоль - 2%, изобутанол - 5% в количестве 102 банки,17 упаковок; сложный органический растворитель для молотковой эмали, не содержит этиловый спирт и озоноразрушающие вещества, растворитель для молотковой краски "THINNER",артикул 89010.GL, изготовитель "ASBOYA KIMYA SANAYI VE TICARET A.S.", товарный знак: PICANTE, состав: толуон - 77%, ацетон - 16%, бутилгликоль - 2%, изобутанол - 5% в количестве 100 банок, 25 упаковок.
14.08.2013 г. товары по ДТ N 10309090/140813/0004778 выпущены таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Товары были ввезены в счет исполнения контракта N АК-12/2011 от 15.12.2011 г., заключенного между фирмой "ASBOYA KIMYA SANAYI VE TICARET A.S." (Турция) и ООО "Квадро" (Россия).
Таможенное декларирование товаров производилось с использованием электронной формы декларирования в соответствии с приказом ГТК России от 30.03.2004 г. N 395 "Об утверждении инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме".
В ходе камеральной проверки было установлено, что в соответствии с кодом ТН ВЭД ТС 3814009000 в ДТ N 10309090/140813/0004778 декларировался товар - сложный органический растворитель для молотковой эмали, не содержащий этиловый спирт и озоноразрушающее вещества, состав которого следующий: толуон- 77%, ацетон-16%, бутилгликоль - 2%, изобутанол - 5% (код ТН ВЭД ТС 3814009000).
В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 г. N 229 "О применении санитарных мер в Таможенном союзе" растворители и разбавители сложные органические, в другом месте не поименованные или не включенные, готовые составы для удаления красок или лаков (код ЕТН ВЭД ТС 3814 00) включены в перечень товаров, подлежащих санитарно - эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной территории Таможенного союза, подлежат государственной регистрации.
При таможенном декларировании декларантом ООО "Квадро" было представлено Свидетельство о государственной регистрации N RU.40.01.05.015.Е.002262.03.12 от 30.03.2012 (далее - Свидетельство), бланк N 0184918, выданное Управлением Роспотребнадзора по Калужской области (пункт 16 описи к ДТ N 10309090/140813/0004778).
В соответствии с письмом Управлением Роспотребнадзора по Калужской области от 13.03.2014 г. N 05/1223-14, в ответ на запрос Краснодарской таможни в отношении указанного Свидетельства, поступили заверенные копии документов, представленных заявителем ООО "Квадро" для целей государственной регистрации продукции, анализ которых показало следующее.
Генеральным директором ООО "Альтаир" (Калужская область, г. Медынь) на основании доверенности, выданной 12.03.2012 г. генеральным директором ООО "Квадро" Дроновой Т.В., в Управление Роспотребнадзора по Калужской области с целью проведения государственной регистрации товара - "...Растворитель т.м. Picante, производства "ASBOYA KIMYA SANAYI VE TICARET A.S.", Турция, Hadimkoy Mahallesi, Ayasofya Caddesi, No:14, код ТН ВЭД ТС 3814...", было подано заявление N 2262-Е от 23.03.2012 г. Пункт 2 листа данных безопасности материалов (изготовлен на бланке производителя) "Состав/Информация об ингредиентах" содержит, в частности, следующие сведения: ацетон - 14-16%, толуол - 60-70%.
Анализ комплекта документов к ДТ N 10309090/140813/0004778, представленных в ходе камеральной таможенной проверки ООО "Фирма ГТК-Сервис", показал, что в переводе с иностранного языка сертификата качества, заверенного печатью ООО "Квадро", указано, что в составе товара - "растворитель для молотковой эмали", код продукта(артикул) - 89010.GL, 89010.YA, 89010.ВВ, содержится толуол - 77%, ацетон - 16%, изобутанол 5%, бутилгликоль 2%.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 г. N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" толуол и ацетон являются прекурсорами, оборот которых в Российской Федерации ограничен.
В соответствии с пунктом 357, пунктом 371 раздела 2.12 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 г. N 134, ацетон и толуол включены в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, ввоз и вывоз которых на таможенную территорию таможенного союза допускается на основании лицензии, смеси, содержащие несколько прекурсоров (толуол и ацетон), подлежат контролю, если суммарная концентрация входящих в состав таких смесей прекурсоров равна или превышает концентрацию, установленную для одного из веществ, величина которой имеет наибольшее значение (70%).
При таможенном декларировании товара по ДТ N 10309090/140813/0004778 в комплекте предоставленных документов и сведений отсутствовал разрешающий документ (разовая лицензия) на ввоз на таможенную территорию Таможенного союза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
19.06.2014 г. по факту несоблюдения установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации запретов и ограничений при совершении таможенных операций в отношении товара - сложный органический растворитель для молотковой эмали (товар N 5), заявленного в ДТ N 10309090/140813/0004778 в отношении ООО "Квадро" было возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В целях соблюдения запретов и ограничений, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательства Российской Федерации, а именно проведения государственной регистрации товара - "...Растворитель т.м. Picante, производства "ASBOYA KIMYA SANAYI VE TICARET A.S.", Турция, Hadimkoy Mahallesi, Ayasofya Caddesi, No:14, код ТН ВЭД ТС 3814...",ООО "Квадро" в Управление Роспотребнадзора по Калужской области подало заявление N 2262-Е от 23.03.2012 г., с которым, для предоставления информации о составе продукции (ее ингредиентах) был представлен лист данных безопасности материалов от 25.04.2005 г. N 0009, выданный производителем на продукцию с кодом 89010. Раздел 2 листа данных безопасности материалов от 25.04.2005 г. N 0009 "Состав/Информация об ингредиентах" содержит, в частности, следующие сведения: ацетон - 14-16%, толуол - 60-70%.
Несмотря на то, что в распоряжении ООО "Квадро" находился документ, в котором минимальные пределы суммарной концентрации содержания "ацетона" и "толуола" в составе спорного импортируемого товара составили 74%, меры, направленные для соблюдения требований, установленных раздела 2.12 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 г. N 134, ООО "Квадро" не принимались.
Кроме того, в ходе проведения административного расследования определением от 04.07.2014 г. у руководителя ООО "Квадро" был истребован лист данных безопасности материалов, код продукта 89010, представленный для получения свидетельства о государственной регистрации от 30.03.2012 г. NRU.40.01.05.015.Е.002262.03.12, однако письмом от 11.07.2014 г. N 71 ООО "Квадро" для приобщения к материалам дела об административном правонарушении представлен лист данных безопасности материалов от 25.04.2005 г. N 0009, выданный производителем на продукцию с кодом 19100.
Представляя в ходе административного расследования пояснения по вопросу, по каким декларациям на товары были оформлены в таможенном отношении товары, являющиеся предметом контракта N АК-12/2011 от 15.12.2011 г., законный представитель ООО "Квадро" не сообщил о том, что ООО "Квадро" ранее по ДТ N 10309090/110412/0001224 и N 10309090/290812/0003496 также оформляло в таможенном отношении аналогичный товар, ввезенный на таможенную территорию Таможенного союза во исполнение обязательств по однородному контракту, а именно по контракту N от 15.12.2011 г. N АК-12/2011. Изучение комплектов документов к ДТ NN 10309090/110412/0001224 и 10309090/290812/0003496 показало, что в графе 31 данных деклараций был заявлен товар: растворитель для молотковой краски "THINNER", код товара 89010.ВВ, 89010.GL, 89010.YA с содержанием следующего состава: толуол - 77%, ацетон -16%, бутилгликоль - 2%, изобутанол - 5%, документом, подтверждающим химический состав данного товара является идентичный сертификат качества товара, код продукта 89010, с указанием состава на иностранном языке: "Ortoksilol" - 77%, "acetone" - 16% и др., в переводе с иностранного языка, заверенном печатью ООО "Квадро" значится: "толуол" - 77%, "ацетон" - 16% и др. Товары по ДТ NN 10309090/110412/0001224 и 10309090/290812/0003496 выпущены таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Предметом контракта N АК-12/2011 от 15.12.2011 г., в частности, является товар - растворитель для молотковой эмали с содержанием в своем составе "толуол" - 77%, кроме того, сведения о наличии иного компонента в составе товара - растворитель, в том числе "ортоксилол", не подтверждается информацией, содержащейся в документах, фактически представленных при декларировании товара по ДТ N 10309090/140813/0004778.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 г. N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" толуол и ацетон являются прекурсорами, оборот которых в Российской Федерации ограничен.
В соответствии с пунктами 357, 371 раздела 2.12 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 г. N 134, ацетон и толуол включены в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, ввоз и вывоз которых на таможенную территорию таможенного союза допускается на основании лицензии, смеси, содержащие несколько прекурсоров (толуол и ацетон), подлежат контролю, если суммарная концентрация входящих в состав таких смесей прекурсоров равна или превышает концентрацию, установленную для одного из веществ, величина которой имеет наибольшее значение (70%).
По данному факту без участия законного представителя общества, уведомленного письмом от 08.07.2014 г. N 36.7-04/16625 старшим уполномоченным по ОВД отдела административных расследований Краснодарской таможни составлен протокол об административном правонарушении от 18.07.2014 г. N 10309000-450/2014.
Рассмотрев материалы проверки, и.о. заместителя начальника Краснодарской таможни без участия представителя общества, уведомленного надлежащим образом письмом от 30.07.2014 г. N 36.7-04/18732 вынесено постановление от 27.08.2014 г. N 10309000-450/2014 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 105000 рублей.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с соответствующим заявлением.
Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 16.1, частью 3 статьи 16.2 указанного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в несоблюдении запретов и ограничений на ввоз в Российскую Федерацию или вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств, установленных в соответствии с федеральными законами и международными договорами, участницей которых является Российская Федерация.
Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выступает порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Субъектом данного правонарушения, является лицо, на которое возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений, в данном случае таким лицом является ООО "Квадро".
Необходимость выполнения той или иной обязанности в сфере таможенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
В соответствии со статьей 11 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы консультируют заинтересованных лиц по вопросам, касающимся таможенного законодательства таможенного союза и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.
Согласно статье 179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру, либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза. таможенное декларирование товаров производиться декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 180 Таможенного кодекса Таможенного союза перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств-членов таможенного союза.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза в декларации на товары указываются основные сведения о заявляемой таможенной процедуре, о товарах (наименование, описание, классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, наименование страны происхождения, наименование страны отправления (назначения), описание упаковок, количество в килограммах и других единицах измерения, таможенная стоимость, статистическая стоимость, сведения о соблюдении ограничений), а также другие сведения, необходимые для таможенных целей.
В соответствии с пунктом 5 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.
Как следует из положений подпункта 8 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
Согласно подпункта 17 пункта 4 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза меры нетарифного регулирования - комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, вводятся исходя из национальных интересов и целей, определенных статьей 32 Федерального закона от 08.12.2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", независимо от иных положений 5 главы данного Закона. К ним относятся лицензии, необходимые в случаях, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статья 24 данного Закона, согласно которому лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в случае реализации разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений.
В соответствии с разделом 2.12 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и положений о применении ограничений, утвержденных Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 г. N 19, действовавшего на момент совершения таможенных операций в отношении товара - растворитель по ДТ N 10309090/140813/0004778, смеси содержащие несколько прекурсоров (толуол и ацетон), подлежат контролю, если суммарная концентрация входящих в состав таких смесей прекурсоров равна или превышает концентрацию, установленную для одного из веществ, величина которой имеет наибольшее значение.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 г. N 1567-р в Российской Федерации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на согласование заявлений о выдаче лицензий и оформление других разрешительных документов на ввоз и вывоз наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в торговле с третьими странами, является Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее - ФСКН России).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по состоянию на 02.04.2014 г. разовые лицензии на импорт прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, а также товаров их содержащих ООО "Квадро" (ИНН 2308121040) не выдавались.
Согласно письму ФСКН России от 21.03.2014 г. N 2/6/5114 следует, что ООО "Квадро" (ИНН 2308121040) в адрес оперативно-розыскного департамента ФСКН России с заявлением на получение разрешения на право ввоза на территорию Российской Федерации прекурсора наркотических средств и психотропных веществ толуол (торговое наименование - растворитель для молотковой эмали "HAMMERTON THINNER") не обращалось.
Согласно статье 189 Таможенного кодекса Таможенного союза декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 Таможенного кодекса Таможенного союза (произвести таможенное декларирование товаров; представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза; предъявить декларируемые товары в случаях, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза; соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре; выполнять иные требования, предусмотренные Таможенным кодексом Таможенного союза), а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.
В соответствии со статьей 12 Таможенного кодекса Таможенного союза определено, что таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза. Отношения таможенных представителей с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе.
Согласно статье 16 Таможенного кодекса Таможенного союза обязанности таможенного представителя при совершении таможенных операций обусловлены требованиями и условиями, установленными таможенным законодательством таможенного союза, факт совершения таможенных операций при таможенном оформлении не возлагает на таможенного представителя обязанностей, связанных с соблюдением требований и условий и заявленных таможенных процедур, а также иных обязанностей, которые в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза возлагаются только на представляемых ими лиц
Согласно пункта 7 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Общество не оспаривает факт допущенного им нарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "Квадро" имело реальную возможность для соблюдения правил и норм, определяющих для декларанта порядок соблюдения установленных запретов и ограничений в отношении товара, являющегося предметом внешнеэкономической сделки, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В ходе производства по делу об административном правонарушении установлено, что документы, подтверждающие химический состав товара N 7, декларируемого по ДТ 10309090/140813/0004778, заверены непосредственно печатью ООО "Квадро", следовательно, очевидно, что общество располагало сведениями о химическом составе декларируемого товара, указанными как в сертификате качества на иностранном языке, так и в сертификате качества, переведенном на русский язык, т.е. ООО "Квадро" перед представлением для совершения таможенных операций документов, имело возможность и должно было принять меры по совершению действий, направленных на выяснение вопроса о том, распространяются или не распространяются в отношении товара: сложный органический растворитель для молотковой эмали, с содержанием толуола - 77%, ацетона-16% какие либо запреты и ограничения, однако бездействие Общества в рассматриваемом случае привело к наличию факта нарушения закона. ООО "Квадро" не оформило в уполномоченном органе и не представило в таможенный орган разрешающий документ (разовую лицензию) на ввоз на таможенную территорию Таможенного союза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, т.е. организацией не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запреты и ограничения, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию.
ООО "Квадро", в соответствии с действующим таможенным законодательством Таможенного союза, имело возможность заблаговременно, до ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и подачи таможенной декларации самостоятельно обратиться в таможенные органы за консультацией о необходимости представления лицензии при совершении таможенных операций с товаром либо в рамках заключенного с ЗАО "Фирма "ГТК-Сервис" договором таможенного представителя поручить проведение данной консультации таможенному представителю. Однако, ООО "Квадро" не предприняло своевременных и действенных мер, позволивших обществу избежать нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, т.е. не соблюло ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При изложенных обстоятельствах судом первой инстанции сделан правомерный вывод о наличии в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения.
Порядок привлечения к административной ответственности таможенным органом не нарушен, общество было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении этого дела.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принял решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания.
Постановление административного органа может быть признано незаконным и изменено и в случае, когда арбитражным судом на основании части 2 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях будут признаны смягчающими обстоятельства, не указанные в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд может признать эти обстоятельства в качестве смягчающих, независимо от того, ходатайствовал ли заявитель об их учете на стадии рассмотрения дела административным органом или нет.
С учетом конкретных обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции исходит из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, должны быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному вреду. Административный орган не обосновал причину назначения обществу наказания в размере, значительно превышающем минимальный, установленный санкцией статьи.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что примененная мера административной ответственности в виде штрафа в сумме 105000 рублей не соответствует тяжести совершенного правонарушения и носит в данном случае карательный, а не превентивный характер, в связи с чем признал незаконным постановление в части штрафа 5000 рублей, снизив сумму административного штрафа до 100000 рублей.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Ссылка общества на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 г. N 4-П также отклоняется судом апелляционной инстанции. Указанным Постановлением Конституционный Суд Российской Федерации признал положения части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьи 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
При этом, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 г. N 4-П установлено, что размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в названном Постановлении, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица. Принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях.
Учитывая, что в каждом конкретном случае применение положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 г.
N 4-П является категорией оценочной, выводы арбитражного суда первой инстанции в части отсутствия оснований для снижения размера административного штрафа обоснованны.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.11.2014 г. по делу N А32-34030/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)