Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.09.2015 N 09АП-36375/2015 ПО ДЕЛУ N А40-75087/15

Разделы:
Таможенный контроль, досмотр; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 2015 г. N 09АП-36375/2015

Дело N А40-75087/15

Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2015 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Яковлевой Л.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Берхамовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ОАО РЖД
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.2015 по делу N А40-75087/15, принятое судьей Поздняковым В.Д. (шифр судьи 93-603)
по заявлению ОАО РЖД (107996, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2)
к Тульской таможне
о признании незаконными постановления N 10116000-227/2014 от 19.03.2015 о привлечении к административной ответственности
при участии:
- от заявителя: Попов С.В. по доверенности от 15.01.2015;
- Труфанова Е.Е. по доверенности от 06.10.2014;
- от ответчика: Чистякова Е.А. по доверенности от 12.08.2015;
- Маленков А.Ю. по доверенности от 23.07.2015;

- установил:

ОАО РЖД (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Тульской таможне (далее - ответчик) о признании незаконным и отмене постановления N 10116000-227/2014 от 19.03.2015 о привлечении к административной ответственности на основании ст. 16.15 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 50 000 руб.
Решением суда от 23.06.2015 в удовлетворении заявленных требований - отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права, не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя поддержали доводы апелляционной жалобы, просили отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
Представители ответчика возражали против изложенных в жалобе доводов, представили отзыв на жалобу, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей заявителя и ответчика, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда, принятого в соответствии с законодательством РФ и установленными фактическими обстоятельствами, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 21.03.2013 поступивший в адрес получателя - ООО ПК "Стройиндустрия" товар - "Щебень гранитный" код по ТН ВЭД ТС 2517101000, весом брутто - 1736000 кг, стоимостью 503440 долларов США, в железнодорожных вагонах N 52759412/20, 64640501/20, 60709466/20, 58676420/20, 56494719/20, 56329931/20, 56263924/20, 54112321/20, 53568226/20, 53154969/20, 52568508/20, 56075237/20, 56673387/20, 56054315/20, 57797706/20, 53498515/20, 56682776/20, 56924400/20, 52237559/20, 55075295/20, 58682642/20, 64563216/20, 53268371/20, 56852809/20, 64201684/20, был помещен во временную зону таможенного контроля (далее - ВЗТК),- созданную на железнодорожном пути N 7, протяженностью 350 м, на территории железнодорожной станции "Присады" по адресу: Тульская область, Киреевский район, п. Присады, в соответствии с распоряжением Тульского таможенного поста Тульской таможни от 21.03.2013 N 97рвзт. (далее - Распоряжение N 97рвзт).
В соответствии с п. 5 Распоряжения N 97рвзт, ВЗТК ликвидируется после проведения таможенного оформления товара по ДТ N 10116030/260313/0002024.
Согласно информации, содержащейся в базе данных электронных копий деклараций на товары АИС "АИСТ-М" Тульского таможенного поста, товар - "Щебень гранитный" код по ТН ВЭД ТС 2517101000, весом брутто - 1736000 кг, стоимостью 503440 долларов США, по ДТ N 10116030/260313/0002024 был выпущен должностным лицом Тульского таможенного поста Тульской таможни 26.03.2013 в 15 час. 43 мин.
26.03.2013 в 16 час. 25 мин. отчет о выдаче товаров с СВХ формы ДО-2 от 26.03.2013 N 0000006, составленный агентом СФТО станции Присады ЛАФТО Присады, МТЦФТО ОАО "РЖД" Н.Н. Мишиной 26.03.2013, был представлен на Тульский таможенный пост Тульской таможни. В графе N 13"Дата и время выдачи" данного отчета было указано - 26.03.2013 16 час. 00 мин.
Согласно письму ООО ПК "Стройиндустрия" от 29.01.2015 N 3 выдача с железнодорожной станции "Присады" товара - "Щебень гранитный", выпущенного по ДТ N 10116030/260313/0002024, была осуществлена:
27.03.2013 в период времени с 14 час. 00 мин. до 14 час. 30 мин. в железнодорожных вагонах N 52759412/20, 64640501/20, 60709466/20, 58676420/20, 56494719/20, 56329931/20, 56263924/20, 54112321/20, 53568226/20, 53154969/20, 52568508/20, 56075237/20, 56673387/20, 56054315/20, 57797706/20, 53498515/20, 56682776/20, 56924400/20, 52237559/20, 55075295/20, на основании памяток приемосдатчика N 80, 81 и актов общей формы от 27.03.2013 N 8081, N 8082; 29.03.2013 в период времени с 13 час. 00 мин. до 13 час. 30 мин. в железнодорожных вагонах N 58682642/20, 64563216/20, 53268371/20, 56852809/20, 64201684/20 на основании памяток приемосдатчика N 82, 83 и актов общей формы от 29.03.2013 N 8610, N 8611.
После выдачи товара - "Щебень гранитный", выпущенного по ДТ N 10116030/260313/0002024, отчет о выдаче товаров с места временного хранения формы ДО-2 на Тульский таможенный пост Тульской таможни ОАО "РЖД" представлен не был.
Таким образом, в нарушение установленных таможенным законодательством Таможенного союза требований ОАО "РЖД" 26.03.2013 представило на Тульский таможенный пост Тульской таможни отчетность, содержащую недостоверные сведения - отчет о выдаче товара по форме ДО-2 от 26.03.2013 N 0000006, в котором, в графе N 13 "Дата и время выдачи", было указано - 26.03.2013 16 час. 00 мин., тогда как выдача с железнодорожной станции "Присады" товара - "Щебень гранитный", выпущенного по ДТ N 10116030/260313/0002024, была осуществлена: 27.03.2013 в период времени с 14 час. 00 мин. часов до 14 час. 30 мин. и 29.03.2013 в период времени с 13 час. 00 мин. до 13 час. 30 мин.
12.12.2014, усмотрев в действиях заявителя данные, указывающие на наличие признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 16.15 КоАП РФ, Тульской таможней в отношении ОАО "РЖД" вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 10116000-227/2014.
Определением от 30.12.2014 срок проведения административного расследования был продлен до 12.02.2015.
12.02.2015 Тульской таможней в отношении ОАО "РЖД" в присутствии представителя был составлен протокол об административном правонарушении по статье 16.15 КоАП РФ.
19.03.2015 постановлением Тульской таможни ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ суд установил, что протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление вынесены должностными лицами в пределах их полномочий. Права заявителя на защиту и требования ст. ст. 28.2, 29.7, 29.10 КоАП РФ в части соблюдения указанных прав ответчиком не нарушены.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться в силу основанием для отмены оспариваемого согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, не установлено.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, ответчиком не пропущен.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере таможенного контроля, который представляет совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и таможенного законодательства РФ.
В целях обеспечения установленных таможенным законодательством требований в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС) устанавливает ряд ограничений при проведении операций с такими товарами. Предметом рассматриваемого правонарушения являются товары, находящиеся под таможенным контролем (ст. 96 ТК ТС).
Объективную сторону ст. 16.15 КоАП России составляет, в том числе, непредставление в таможенный орган отчетности.
Субъектом правонарушения является лицо, на которое таможенным законодательством возложена обязанность ведения учета и представление отчетности таможенному органу.
Частями 1, 2 статьи 121 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС) установлено, что лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, пользующиеся специальными упрощениями, а также пользующиеся и (или) владеющие иностранными товарами, по требованию таможенных органов обязаны представлять в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях.
Форма и порядок представления отчетности определяются законодательством государств - членов Таможенного союза.
Статьей 168 ТК ТС установлено, что местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза. Места временного хранения являются зоной таможенного контроля. Размещение товаров в местах временного хранения подтверждается в порядке, определяемом законодательством государств - членов Таможенного союза.
Согласно ч. 4, 5 ст. 177 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) установлено, что лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, пользующиеся специальными упрощениями, а также пользующиеся и (или) владеющие иностранными товарами, помещенными под таможенные процедуры таможенного склада, магазина беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза (допуска), свободной таможенной зоны, свободного склада или выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, или с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению, связанными с представлением документов, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза, после выпуска товаров, или хранящие иностранные товары, обязаны представлять отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах и о совершенных таможенных операциях.
Отчетность может представляться в таможенный орган в электронном виде при наличии электронной цифровой подписи либо в электронном виде без электронной цифровой подписи с обязательным предоставлением информации на бумажном носителе, заверенной подписью руководителя организации, главного бухгалтера либо лица, ими уполномоченного, и печатью. Формы отчетности, предусмотренной настоящей статьей, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере таможенного дела.
Статьей 198 Федерального закона N 311-ФЗ установлено, что в соответствии со статьей 168 ТК ТС местами временного хранения являются склады временного хранения и следующие иные места временного хранения, в том числе железнодорожные пути и контейнерные площадки, расположенные в согласованных с таможенными органами местах в пределах железнодорожных станций и предназначенные для временного хранения товаров без их выгрузки из транспортных средств.
Место временного хранения товаров является постоянной или временной зоной таможенного контроля, создаваемой в соответствии со статьей 163 настоящего Федерального закона.
Временное хранение товаров в иных местах временного хранения товаров в случаях, предусмотренных пунктами 2, 4 - 8 части 1 настоящей статьи, осуществляется с письменного разрешения таможенного органа, выдаваемого на основании обращения заинтересованного лица. Разрешение на временное хранение товаров в иных местах может быть разовое (для временного хранения определенной партии товаров) либо генеральное (для периодического временного хранения иностранных товаров в определенный период).
На лицо, получившее разрешение на временное хранение товаров в иных местах временного хранения товаров, возлагаются обязанности, предусмотренные частями 4 и 5 статьи 200 Федерального закона N 311-ФЗ для получателя товаров при осуществлении временного хранения товаров на складе получателя.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, устанавливает порядок представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения и иные места для временного хранения товаров, порядок помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения товаров для временного хранения товаров в целях обеспечения таможенного контроля.
Приказом ФТС России от 29.12.2012 N 2688 утвержден Порядок представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядок и условия выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах (далее - Порядок) (вступил в силу 02.08.2013).
Согласно пп. "а" пункта 24 Порядка, выдача товаров с СВХ (иного места временного хранения товаров) осуществляется в случае помещения товаров под таможенную процедуру, предусмотренную ТК ТС.
Пунктом 25 Порядка определено, что выдача и вывоз товаров с СВХ (иного места временного хранения товаров), осуществляется на основании таможенной декларации.
Пунктом 30 Порядка установлено, что владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ (иное место временного хранения товаров), отчетность об их хранении по следующим формам: ДО-1 - отчетность, формируемая при принятии товаров на хранение (приложение N 5 к Порядку); ДО-2 - отчетность, формируемая при выдаче товаров с территории СВХ или иного места временного хранения (приложение N 6 к Порядку).
Пункты 31, 32 Порядка предусматривают, что владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) представляет формы отчетности в электронном виде при наличии электронной подписи либо в электронном виде без электронной подписи с обязательным предоставлением информации на бумажном носителе, заверенной подписью руководителя организации, главного бухгалтера либо лицом, ими уполномоченным, и печатью. Отчетность, формируемая при выдаче товаров с СВХ (иного места временного хранения товаров) по форме ДО-2, представляется владельцем СВХ (лицом, осуществляющим временное хранение товаров в ином месте временного хранения) таможенному посту не позднее следующего рабочего дня, следующего за днем вывоза товаров с территории СВХ (иного места временного хранения товаров).
Подпунктом 8 пункта 34 Порядка установлено, что иными местами временного хранения являются: железнодорожные пути и контейнерные площадки, расположенные в согласованных с таможенными органами местах в пределах железнодорожных станций и предназначенные для временного хранения товаров без их выгрузки из транспортных средств.
Приложением N 6 к Порядку приведена форма отчета ДО-2, согласно которой установлено требование об указании в графе N 13 "Дата и время выдачи со склада" отчета информации о дате и времени выдачи товаров с СВХ (иного места временного хранения).
Согласно ч. 16 ст. 177 ФЗ N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" за представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, лица, указанные в части 4 статьи 177 ФЗ N 311-ФЗ, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п. 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Исходя из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции РФ любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. То есть, вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Таким образом, ОАО "Российские железные дороги", вступая в административные правоотношения в области таможенного дела, должно было не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для данного вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, предвидеть возможность наступления вредных последствий своих действий, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Как следует из материалов административного дела, ОАО "Российские железные дороги" 26.03.2013 представило на Тульский таможенный пост Тульской таможни отчет о выдаче товара по форме ДО-2 от 26.03.2013 N 0000006, в котором, в графе N 13 "Дата и время выдачи", было указано - 26.03.2013 16 час. 00 мин., тогда как выдача с железнодорожной станции "Присады" товара - "Щебень гранитный", выпущенного по ДТ N 10116030/260313/0002024, была осуществлена: 27.03.2013 в период времени с 14 час. 00 мин. до 14 час. 30 мин. в железнодорожных вагонах N 52759412/20, 64640501/20, 60709466/20, 58676420/20, 56494719/20, 56329931/20, 56263924/20, 54112321/20, 53568226/20, 53154969/20, 52568508/20, 56075237/20, 56673387/20, 56054315/20, 57797706/20, 53498515/20, 56682776/20, 56924400/20, 52237559/20, 55075295/20, на основании памяток приемосдатчика N 80, 81; 29.03.2013 в период времени с 13 час. 00 мин. до 13 час. 30 мин. в железнодорожных вагонах N 58682642/20, 64563216/20, 53268371/20, 56852809/20, 64201684/20 на основании памяток приемосдатчика N 82, 83.
Следовательно, ОАО "РЖД" имело возможность для соблюдения требований таможенного законодательства Таможенного союза, но не воспользовалось ею.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы заявитель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.2015 по делу N А40-75087/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.

Судья
Л.Г.ЯКОВЛЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)