Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.08.2009 N 05АП-1653/09 ПО ДЕЛУ N А51-14157/08-7-353/11

Разделы:
Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 августа 2009 г. N 05АП-1653/09

Дело N А51-14157/08-7-353/11

Резолютивная часть постановления оглашена 30 июля 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 августа 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Г.А. Симоновой,
судей: З.Д. Бац, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Ворожит Я.А.
при участии:
от Владивостокской таможни представитель Вялкова Е.С. по доверенности N 4 от 16.01.2009 сроком действия до 16.01.2010, удостоверение N <...>
ОАО ХК "Дальморепродукт" не явилось, извещено надлежащим образом
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО ХК "Дальморепродукт"
на решение от 12.03.2009
судьи Н.В. Колтуновой
по делу N А51-14157/2008 7-353/11 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению открытого акционерного общества ХК "Дальморепродукт"
к Владивостокской таможне
об оспаривании постановления

установил:

Открытое акционерное общество Холдинговая компания "Дальморепродукт" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным постановления Владивостокской таможни от 02.12.2008 по делу об административном правонарушении N 10702000-855/2008 в отношении ОАО ХК "Дальморепродукт".
Решением суда от 12.03.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано. Арбитражный суд счел доказанным факт несоблюдения обществом запретов и ограничений при осуществлении внешнеторговой деятельности, в связи с чем пришел к выводу о наличии в действиях последнего состава вменяемого ему административного правонарушения.
Не согласившись с решением суда, ОАО ХК "Дальморепродукт" обратилось с апелляционной жалобой, просит состоявшийся по делу судебный акт отменить, как незаконный и необоснованный. В доводах жалобы заявитель указывает, что в силу прямого указания закона должностное лицо Владивостокской таможни, осуществляющее прием таможенной декларации Общества, с указанным в спецификации товаром - Фреон-22, обязано было отказать в принятии такой декларации, в связи с тем, что декларантом не была представлена соответствующая лицензия на товар, вывоз которого ограничен. Также указывает, что заявленный к вывозу товар - Фреон-22, код ТН ВЭД России 2903399000, не поименован в Перечне N 1 и 2, Постановления Правительства N 563 от 08.05.1996, поэтому, вывоз его с территории РФ лицензированию не подлежит, а значит уведомление от 15.09.2008 не носит законного характера. По мнению заявителя, на таможню возложена обязанность по принятию классификационного решения, что предшествует направлению декларанту уведомления и требования согласно форме, утвержденной Приказом ГТК России от 02.10.2003 N 1096 "Об утверждении форм документов". Однако предусмотренных законом действий Владивостокская таможня не произвела. Кроме того, Обществу не был представлен разумный срок для представления дополнительных документов. В материалах административного дела отсутствуют документы и сведения, однозначно свидетельствующие о том, что товар, Фрион-22, действительно имел химическую формулу GHF2C1, что позволило бы отнести его к дифтиорхлорметану и классифицировать по коду 2903 49 1000 ТН ВЭД России.
В отзыве на апелляционную жалобу Владивостокская таможня решение считает законным и обоснованным, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителя таможенного органа, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
13.09.2008 в ОТО и ТК ПТП Владивостокской таможни ОАО ХК "Дальморепродукт" подана ГТД N 10702020/130908/0018123 на открытие режима временного вывоза судового снабжения ОАО ХК "Дальморепродукт".
В ГТД декларантом заявлен товар:
- - по спецификации N 1: хладагент Фреон-22, скотч, этикетка "Сайра т/о натуральная", коробка из гофрированного картона, обечайка из гофрированного картона;
- - по спецификации N 2: блок-форма для заморозки рыбы, скотч.
12.09.2008 ОАО ХК "Дальморепродукт" в Первомайский таможенный пост Владивостокской таможни подано заявление на временный вывоз судового снабжения согласно спецификаций N 1, N 2. При этом декларантом указано, что судовое снабжение планируется к вывозу через ТР "Надеждинский" для обеспечения бесперебойной и безаварийной работы на промысле сайры без захода в порт приписки КРПБ "Содружество", КРПБ "Петр Житников", согласно заявок капитанов, рейсовых заданий.
15.09.2008 Владивостокской таможней декларанту направлено уведомление о необходимости представления в срок до 27.10.2008 лицензии на вывоз фреона-22 в соответствии с пунктом 2 статьи 13 Таможенного кодекса РФ, Постановления Правительства N 563 от 08.05.1996.
Поскольку заявителем не исполнено требование таможенного органа, 16.09.2008 Владивостокская таможня возбудила в отношении ОАО ХК "Дальморепродукт" дело об административном правонарушении N 10702000-855/2008, предусмотренном частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
14.11.2008 в отношении ОАО ХК "Дальморепродукт" старшим уполномоченным ОАР Владивостокской таможни составлен протокол об административном правонарушении N 10702000-855/2008, в соответствии с которым действия общества квалифицированы по части 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
02.12.2008 вынесено постановление N 10702000-855/2008, которым Общество было признано виновным в совершении указанного правонарушения, на него наложен административный штраф в размере 100 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество оспорило названное постановление в арбитражном суде.
Пунктом 2 статьи 13 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) предусмотрено, что товары, ограниченные к вывозу с таможенной территории РФ, допускаются к вывозу при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 127 ТК РФ при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения (статья 131).
В силу статьи 131 ТК РФ подача таможенной декларации сопровождается представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, в том числе документов о соблюдении ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 132 ТК РФ, с момента принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В соответствии со статьей 158 ТК РФ запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также требования законодательства Российской Федерации, установленные в целях валютного регулирования и валютного контроля, лица обязаны соблюдать вне зависимости от заявленного таможенного режима.
Частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
Указанная норма права является отсылочной, поскольку не содержит перечень запретов и ограничений, которые должно соблюдать лицо при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, в связи с чем для урегулирования спорных правоотношений подлежат применению нормы права, установленные приказом ГТК РФ от 15.12.2002 N 1342 "О контроле за ввозом и вывозом лицензируемых товаров", а также постановление Правительства РФ от 08.05.1996 N 563 "О регулировании ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции".
Действие Положения о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции (далее - Положение), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.96 N 563, распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с озоноразрушающими веществами и содержащей их продукцией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством и международными договорами Российской Федерации (пункт 3 Положения).
Пунктом 4 Положения установлен запрет на ввоз в Российскую Федерацию (вывоз из Российской Федерации) озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции из государств (в государства), не являющихся сторонами Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой. В остальных случаях для ввоза (вывоза) указанных веществ и продукции необходимо получение лицензии.
В соответствии с Приказом ГТК России от 31.05.1996 N 336 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции" таможенное оформление ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации озоноразрушающих веществ осуществляется при условии представления лицензий, оформляемых Минэкономразвития России и иных документов, необходимых для таможенных целей.
В материалах дела имеется заключение экспертно-криминалистической службы, в соответствии с которым, вещество именуемое "Фреон-22", имеет химическую формулу CHF2C1, полное наименование - дифторхлорметан, код по ТН ВЭД России 2903491000, включен в список С Перечня озоноразрушающих веществ, ввоз на территорию РФ и вывоз с территории РФ которых подлежит государственному регулированию.
Объективная сторона вменяемого обществу правонарушения состоит, в том числе и бездействие лица - участника внешнеэкономической деятельности, выразившееся в неисполнении им публично-правовой обязанности по соблюдению запретов и ограничений неэкономического характера на ввоз товаров на территорию Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела. Общество, при таможенном оформлении не представило в таможню лицензию на вывоз с таможенной территории РФ вещества "Фреон-22".
Поскольку арбитражным судом установлен и материалами дела подтвержден факт непредставления обществом сведений о соблюдении запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о порядке перемещения озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей их, вывод суда первой инстанции о правомерности привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 16.3 КоАП РФ является правильным.
Довод заявителя жалобы, о том, что в случае установления таможенным органом факта непредставления декларантом соответствующей лицензии на товар, вывоз которого ограничен, таможенный орган обязан отказать в принятии таможенной декларации, арбитражный суд апелляционной инстанции применительно к рассматриваемому спору не принимает.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) все перемещаемые через таможенную границу товары и транспортные средства подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены этим Кодексом.
Согласно п. 2 ст. 131 ТК РФ при декларировании товаров среди прочих документов декларант представляет разрешение, лицензию, сертификат и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. В п. 5 ст. 131 Кодекса установлено, что, если отдельные документы не могут быть представлены одновременно с таможенной декларацией, по мотивированному обращению декларанта таможенный орган может разрешить представление таких документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее 45 дней после принятия таможенной декларации.
Материалами дела установлено, что с соответствующим заявлением декларант к таможенному органу не обращался. По запросу таможни Общество лицензию не представило. Получив уведомление о необходимости представления лицензии, с заявлением о предоставлении необходимого срока не обратился, а 30.09.2008 ответил отказом в предоставлении лицензии.
Довод заявителя о том, что заявленный к вывозу товар - Фреон-22, код ТН ВЭД России 2903399000 не поименован с Перечне N 1, 2 Постановления Правительства РФ N 563 от 08.06.1996, в связи с чем его вывоз с территории РФ не подлежит лицензированию, отклоняется как несостоятельный.
Указанным постановлением, установлен запрет на ввоз в Российскую Федерацию (вывоз из Российской Федерации) озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции.
Вещество "Фреон-22" имеет химическую формулу CHF2Cl (ГФХУ-22) дифторхлорметан, поименованную в Списке С Перечня озоноразрушающих веществ, следовательно, вывоз вещества "Фреон-22" допускается при наличии лицензии.
При указанных обстоятельствах коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции о подтверждении факта совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 КоАП, и установленного в ходе административной проверки, а следовательно, законным и обоснованным привлечение Общества Владивостокской таможней к административной ответственности за совершение указанного правонарушения.
Частью 3 статьи 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 12.03.2009 по делу N А51-14157/2008 7-353/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
Г.А.СИМОНОВА

Судьи
З.Д.БАЦ
Е.Л.СИДОРОВИЧ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)