Судебные решения, арбитраж
Таможенные платежи; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 26 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 января 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи В.В. Рубановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Находкинской таможни,
апелляционное производство N 05АП-14153/2014
на решение от 06.10.2014
судьи Ю.К. Бойко
по делу N А51-21370/2014 Арбитражного суда Приморского края,
принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Арманта" (ИНН 6672286538, ОГРН 1086672029740, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 10.12.2008)
к Находкинской таможне (ИНН 2508025320, ОГРН 1022500713333, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 10.12.2002)
о взыскании процентов, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей, в размере 54 558, 05 руб.
при участии: стороны не явились,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Арманта" (далее -общество, декларант, ООО "Арманта") обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с Находкинской таможни процентов, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей, в размере 54 558,05 руб.
В соответствии с правилами главы 29 АПК РФ и с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 08.10.2012 года N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства", дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением от 06.10.2014 суд первой инстанции удовлетворил заявленное обществом требование, обязал Находкинскую таможню выплатить ООО "Арманта" 54 558,05 руб. процентов, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей по декларации на товары (далее - ДТ) N 10714040/011111/0037591.
Не согласившись с указанным судебным актом, таможня обжаловала его в порядке апелляционного производства как незаконное, необоснованное, принятое при неправильном применении норм материального и процессуального права, неполном выяснении всех обстоятельств дела.
В обоснование своей позиции таможня со ссылкой на положения части 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) указала на то, что проценты на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей начисляются за каждый день нарушения срока их возврата. В рассматриваемом случае спорные денежные средства возвращены заявителю таможенным органом в установленный месячный срок со дня обращения общества с заявлением о возврате.
В обоснование своей позиции таможня со ссылкой на положения части 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) указала на то, что проценты на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей начисляются за каждый день нарушения срока их возврата. В рассматриваемом случае спорные денежные средства возвращены заявителю таможенным органом в установленный месячный срок со дня обращения общества с заявлением о возврате.
Также, по мнению таможенного органа, при расчете процентов судом первой инстанции ошибочно применена ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в период со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата, поскольку подлежала применению ставка рефинансирования, действовавшая в период нарушения срока возврата, которого в рассматриваемом случае допущено не было.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, на основании пункта 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" в порядке пункта 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ, для рассмотрения дела в суде первой инстанции (определение от 03.12.2014).
Таможенный орган явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, в материалы дела представил дополнительные пояснения к апелляционной жалобе, в которых поддержал доводы жалобы, указал на то, что по результатам рассмотрения заявления общества от 20.07.2012 N 87, поступившего в таможню 30.07.2012, ему отказано в возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Денежные средства возвращены обществу 12.11.2012 на основании заявления от 15.10.2012, то есть в пределах установленного месячного срока для возврата сумм излишне взысканных таможенных платежей. Также таможней оспорен сам порядок произведенного обществом расчета процентов относительно примененной ставки рефинансирования Банка России и расчетной ставки.
Поскольку стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, суд апелляционной инстанции на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
В представленных в материалы дела отзыве на жалобу и дополнениях к нему общество доводы апелляционной жалобы опровергло, считает обжалуемое решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Представленные сторонами дополнительные документы приобщены к материалам дела в порядке статьи 268 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Обществом "Арманта" на таможенную территорию Российской Федерации ввезены товары, в целях таможенного оформления которых декларантом в таможенный орган подана ДТ N 10714040/011111/0037591 с определением таможенной стоимости ввезенного товара по первому методу - по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В ходе таможенного контроля таможенный орган установил, что представленные к таможенному оформлению документы и сведения не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации и недостаточны для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров по первому методу.
В связи с указанными обстоятельствами таможней было принято решение о проведении дополнительной проверки, направлен запрос о представлении дополнительных документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости, а также расчет размера обеспечения уплаты таможенных платежей.
Внесение суммы обеспечения таможенных платежей в размере 740 354,60 руб. оформлено таможенной распиской N ТР-0966156.
06.11.2011 товар, заявленный в спорной ДТ, выпущен для внутреннего потребления.
03.12.2011 таможенным органом принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров.
Письмом от 14.12.2011 N 10-14/28855 таможенный орган уведомил декларанта об осуществлении зачета денежного залога, внесенного по таможенной расписке N 10714040/191011/ТР-0966156, в счет погашения задолженности по таможенным платежам по ДТ N 10714040/011111/0037591, о чем было принято решение N 1634 от 13.12.2011.
Не согласившись с решением таможни о корректировке таможенной стоимости товаров, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 22.06.2012 по делу N А51-3450/2012 признано незаконным решение Находкинской таможни от 03.12.2011 о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 10714040/011111/0037591.
Впоследствии ООО "Арманта" обратилось в таможенный орган с заявлением N 81 от 20.07.2012 о возврате излишне взысканных таможенных платежей и пеней.
27.08.2012 таможня приняла решение N 10-12/23576 о невозврате денежных средств в связи с тем, что указанное заявление не соответствовало установленной форме, общество не представило документы, подтверждающие факт излишнего взыскания сумм таможенных платежей по спорной ДТ.
15.10.2012 общество "Арманта" в порядке пункта 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ повторно обратилось в арбитражный суд с заявлением о возврате излишне взысканных таможенных платежей. Возврат денежных средств в размере 740 354,60 руб. произведен таможенным органом 12.11.2012 платежным поручением N 26.
Поскольку возврат излишне взысканных таможенных платежей осуществлен таможней без учета суммы процентов, начисляемых в порядке пункта 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Изучив материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, дополнительных пояснениях к жалобе, отзыве на жалобу, дополнениях к отзыву, суд апелляционной инстанции считает требование общества подлежащим удовлетворению в силу следующего.
По правилам статьи 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Статьей 90 ТК ТС предусмотрено, что возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно части 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
В соответствии с частью 6 этой же статьи возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Из анализа указанной нормы права, с учетом разъяснений в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства", следует, что проценты подлежат начислению только в случае нарушения таможенным органом месячного срока возврата, установленного частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ. При этом в случае нарушения указанного срока на сумму излишне уплаченных таможенных платежей проценты начисляются за каждый день нарушения срока возврата, а на сумму излишне взысканных таможенных платежей - со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Частью 2 статьи 150 Закона N 311-ФЗ установлено, что принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке.
В силу части 3 статьи 154 указанного Закона при использовании в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов денежного залога обращение взыскания на суммы денежного залога осуществляется без направления требования об уплате таможенных платежей и без взыскания таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла в связи с неисполнением обязательства, обеспеченного денежным залогом.
Из материалов дела следует, что в целях выпуска товара по ДТ N 10714040/011111/0037591 заявителем в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей внесен денежный залог в сумме 740 354,60 руб., что оформлено распиской N 10714040/191011/ТР-0966156.
В связи с принятием таможней скорректированной таможенной стоимости по спорной декларации размер дополнительно начисленных таможенных платежей составил 740 354,60 руб. Данная сумма доначисленных таможенных платежей взыскана путем зачета денежного залога по решению таможенного органа от 13.12.2011 N 1634.
Поскольку решением арбитражного суда от 22.06.2012 по делу N А51-3450/2012 решение о корректировке таможенной стоимости по спорной ДТ было признано незаконным, то, соответственно, таможенные платежи в размере 740 354,60 руб. доначислены к уплате по данной ДТ и взысканы таможней неправомерно.
Учитывая, что приведенные выше обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по делу N А51-3450/2012 на основании части 2 статьи 69 АПК РФ имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что таможенные платежи в общей сумме 740 354,60 руб., взысканные таможней на основании решения о зачете от 13.12.2011 N 1634, являются излишне взысканными.
В соответствии с частью 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
Частью 4 названной статьи установлено, что при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что основанием для принятия таможенным органом решения о невозврате денежных средств от 27.08.2012 N 10-12/23576 по заявлению декларанта от 20.07.2014 явилось непредставление документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, а также подача заявления неустановленной формы.
Вместе с тем, как указывалось выше, на момент вынесения указанного решения таможенного органа решением арбитражного суда от 22.06.2012 по делу N А51-3450/2012 решение о корректировке таможенной стоимости по спорной ДТ было признано незаконным.
Согласно резолютивной части данного решения суда в указанной части оно подлежит немедленному исполнению.
Следовательно, ссылка таможни в решении от 27.08.2012 на непредставление декларантом документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, признается судебной коллегией несостоятельной.
Приказом ФТС России от 22.12.2010 N 2520 утверждена форма заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога.
При этом пунктом 12 статьи 147 Закона N 311-ФЗ установлены случаи, когда возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится: при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности с учетом положения части 10 настоящей статьи; если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц; в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.
Следовательно, из приведенных положений статей, регулирующих порядок обращения в таможенный орган за возвратом авансовых платежей и основания для отказа в их возврате, отсутствует такое основание как подача заявления о возврате по неустановленной форме.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что фактически на момент принятия первоначального решения о невозврате ООО "Арманта" денежных средств у таможни отсутствовали основания для отказа обществу в осуществлении истребуемого возврата.
Одновременно суд апелляционной инстанции отмечает, что решение таможенного органа о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей не лишает плательщика права требовать начисления процентов за несвоевременный возврат таких платежей, если признан факт их излишней уплаты или взыскания таможенным органом и этот плательщик уже обращался к таможенному органу с таким заявлением, но оно неправомерно отклонено таможней или оставлено без рассмотрения.
Судом установлено, что возврат денежных средств произведен таможенным органом 12.11.2012 на основании заявления от 15.10.1012, тогда как по первоначально поданному обществом заявлению (20.07.2012) таможней принято неправомерное решение о невозврате истребуемых сумм.
Так, из материалов дела следует, что с заявлением о возврате указанных сумм декларант обратился в таможенный орган 20.07.2012, фактически возврат произведен таможенным органом 12.11.2012 платежным поручением N 26, то есть с нарушением установленного частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ месячного срока.
При указанных обстоятельствах в соответствии с положениями части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ на спорную сумму излишне взысканных таможенных платежей подлежат начислению проценты со дня, следующего за днем взыскания, по день их фактического возврата.
Проверив представленный обществом расчет суммы процентов, суд апелляционной инстанции установил нарушение обществом правил произведения указанного расчета в части применения ставки рефинансирования Банка России и количества дней в соответствующем году.
Так, следуя правилам расчета процентов на сумму излишне взысканных таможенных платежей, установленным в части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, периодом начисления процентов в рассматриваемом случае является период с 14.12.2011 по 12.11.2012. Ставка рефинансирования Банка России в период нарушения срока возврата составляла 8,25% (с 14.12.2011 по 25.12.2011), 8% (с 26.12.2011 по 13.09.2012), 8,25% (с 14.09.2012 по 12.11.2012).
Согласно разъяснениям, данным Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении N 11372/13 от 21.01.2014, количество дней в соответствующем году принимается равным 365 или 366 дням.
Таким образом, исходя из приведенных правил расчета сумма процентов, подлежащая взысканию с таможни в пользу общества, в рассматриваемом случае составляет 54 584,03 руб.
На основании вышеизложенного, учитывая, что обществом заявлено к взысканию 54 558,05 руб. процентов, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10714040/011111/0037591, что составляет сумму меньшую, по сравнению с суммой процентов подлежащих взысканию на основании части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, суд апелляционной инстанции считает, что требование ООО "Арманта" подлежит удовлетворению в заявленном размере.
Учитывая результат рассмотрения настоящего спора, в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ с учетом положений пункта 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" (далее - Постановление N 46) расходы на оплату государственной пошлины подлежат взысканию с таможенного органа.
Принимая во внимание, что при подаче заявления по платежному поручению N 662 от 11.07.2014 ООО "Арманта" уплачена госпошлина в сумме 2 235,67 руб., в то время как в соответствии со статьей 333.21 НК РФ (с учетом уточнения обществом объема заявленных требований) подлежит уплате 2 182 руб., на основании статьи 333.40 НК РФ государственная пошлина в размере 53,67 руб., подлежит возврату заявителю как излишне уплаченная.
Взыскание с таможенного органа государственной пошлины по апелляционной жалобе не производится на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, пункта 31 Постановления N 46 ввиду освобождения его от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 06.10.2014 по делу N А51-21370/2014 отменить.
Взыскать с Находкинской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Арманта" 54 558 (пятьдесят четыре тысячи пятьсот пятьдесят восемь) руб. 05 коп. процентов, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10714040/011111/0037591.
Взыскать с Находкинской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Арманта" судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 2 182 (две тысячи сто восемьдесят два) руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Арманта" из федерального бюджета 53 (пятьдесят три) руб. 67 коп. государственной пошлины, уплаченной при подаче заявления по платежному поручению N 662 от 11.07.2014.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительные листы.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
В.В.РУБАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.01.2015 N 05АП-14153/2014 ПО ДЕЛУ N А51-21370/2014
Разделы:Таможенные платежи; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2015 г. N 05АП-14153/2014
Дело N А51-21370/2014
Резолютивная часть постановления оглашена 26 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 января 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи В.В. Рубановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Находкинской таможни,
апелляционное производство N 05АП-14153/2014
на решение от 06.10.2014
судьи Ю.К. Бойко
по делу N А51-21370/2014 Арбитражного суда Приморского края,
принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Арманта" (ИНН 6672286538, ОГРН 1086672029740, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 10.12.2008)
к Находкинской таможне (ИНН 2508025320, ОГРН 1022500713333, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 10.12.2002)
о взыскании процентов, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей, в размере 54 558, 05 руб.
при участии: стороны не явились,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Арманта" (далее -общество, декларант, ООО "Арманта") обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с Находкинской таможни процентов, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей, в размере 54 558,05 руб.
В соответствии с правилами главы 29 АПК РФ и с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 08.10.2012 года N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства", дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением от 06.10.2014 суд первой инстанции удовлетворил заявленное обществом требование, обязал Находкинскую таможню выплатить ООО "Арманта" 54 558,05 руб. процентов, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей по декларации на товары (далее - ДТ) N 10714040/011111/0037591.
Не согласившись с указанным судебным актом, таможня обжаловала его в порядке апелляционного производства как незаконное, необоснованное, принятое при неправильном применении норм материального и процессуального права, неполном выяснении всех обстоятельств дела.
В обоснование своей позиции таможня со ссылкой на положения части 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) указала на то, что проценты на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей начисляются за каждый день нарушения срока их возврата. В рассматриваемом случае спорные денежные средства возвращены заявителю таможенным органом в установленный месячный срок со дня обращения общества с заявлением о возврате.
В обоснование своей позиции таможня со ссылкой на положения части 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) указала на то, что проценты на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей начисляются за каждый день нарушения срока их возврата. В рассматриваемом случае спорные денежные средства возвращены заявителю таможенным органом в установленный месячный срок со дня обращения общества с заявлением о возврате.
Также, по мнению таможенного органа, при расчете процентов судом первой инстанции ошибочно применена ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в период со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата, поскольку подлежала применению ставка рефинансирования, действовавшая в период нарушения срока возврата, которого в рассматриваемом случае допущено не было.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, на основании пункта 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" в порядке пункта 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ, для рассмотрения дела в суде первой инстанции (определение от 03.12.2014).
Таможенный орган явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, в материалы дела представил дополнительные пояснения к апелляционной жалобе, в которых поддержал доводы жалобы, указал на то, что по результатам рассмотрения заявления общества от 20.07.2012 N 87, поступившего в таможню 30.07.2012, ему отказано в возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Денежные средства возвращены обществу 12.11.2012 на основании заявления от 15.10.2012, то есть в пределах установленного месячного срока для возврата сумм излишне взысканных таможенных платежей. Также таможней оспорен сам порядок произведенного обществом расчета процентов относительно примененной ставки рефинансирования Банка России и расчетной ставки.
Поскольку стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, суд апелляционной инстанции на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
В представленных в материалы дела отзыве на жалобу и дополнениях к нему общество доводы апелляционной жалобы опровергло, считает обжалуемое решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Представленные сторонами дополнительные документы приобщены к материалам дела в порядке статьи 268 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Обществом "Арманта" на таможенную территорию Российской Федерации ввезены товары, в целях таможенного оформления которых декларантом в таможенный орган подана ДТ N 10714040/011111/0037591 с определением таможенной стоимости ввезенного товара по первому методу - по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В ходе таможенного контроля таможенный орган установил, что представленные к таможенному оформлению документы и сведения не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации и недостаточны для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров по первому методу.
В связи с указанными обстоятельствами таможней было принято решение о проведении дополнительной проверки, направлен запрос о представлении дополнительных документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости, а также расчет размера обеспечения уплаты таможенных платежей.
Внесение суммы обеспечения таможенных платежей в размере 740 354,60 руб. оформлено таможенной распиской N ТР-0966156.
06.11.2011 товар, заявленный в спорной ДТ, выпущен для внутреннего потребления.
03.12.2011 таможенным органом принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров.
Письмом от 14.12.2011 N 10-14/28855 таможенный орган уведомил декларанта об осуществлении зачета денежного залога, внесенного по таможенной расписке N 10714040/191011/ТР-0966156, в счет погашения задолженности по таможенным платежам по ДТ N 10714040/011111/0037591, о чем было принято решение N 1634 от 13.12.2011.
Не согласившись с решением таможни о корректировке таможенной стоимости товаров, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 22.06.2012 по делу N А51-3450/2012 признано незаконным решение Находкинской таможни от 03.12.2011 о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 10714040/011111/0037591.
Впоследствии ООО "Арманта" обратилось в таможенный орган с заявлением N 81 от 20.07.2012 о возврате излишне взысканных таможенных платежей и пеней.
27.08.2012 таможня приняла решение N 10-12/23576 о невозврате денежных средств в связи с тем, что указанное заявление не соответствовало установленной форме, общество не представило документы, подтверждающие факт излишнего взыскания сумм таможенных платежей по спорной ДТ.
15.10.2012 общество "Арманта" в порядке пункта 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ повторно обратилось в арбитражный суд с заявлением о возврате излишне взысканных таможенных платежей. Возврат денежных средств в размере 740 354,60 руб. произведен таможенным органом 12.11.2012 платежным поручением N 26.
Поскольку возврат излишне взысканных таможенных платежей осуществлен таможней без учета суммы процентов, начисляемых в порядке пункта 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Изучив материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, дополнительных пояснениях к жалобе, отзыве на жалобу, дополнениях к отзыву, суд апелляционной инстанции считает требование общества подлежащим удовлетворению в силу следующего.
По правилам статьи 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Статьей 90 ТК ТС предусмотрено, что возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно части 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
В соответствии с частью 6 этой же статьи возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Из анализа указанной нормы права, с учетом разъяснений в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства", следует, что проценты подлежат начислению только в случае нарушения таможенным органом месячного срока возврата, установленного частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ. При этом в случае нарушения указанного срока на сумму излишне уплаченных таможенных платежей проценты начисляются за каждый день нарушения срока возврата, а на сумму излишне взысканных таможенных платежей - со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Частью 2 статьи 150 Закона N 311-ФЗ установлено, что принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке.
В силу части 3 статьи 154 указанного Закона при использовании в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов денежного залога обращение взыскания на суммы денежного залога осуществляется без направления требования об уплате таможенных платежей и без взыскания таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла в связи с неисполнением обязательства, обеспеченного денежным залогом.
Из материалов дела следует, что в целях выпуска товара по ДТ N 10714040/011111/0037591 заявителем в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей внесен денежный залог в сумме 740 354,60 руб., что оформлено распиской N 10714040/191011/ТР-0966156.
В связи с принятием таможней скорректированной таможенной стоимости по спорной декларации размер дополнительно начисленных таможенных платежей составил 740 354,60 руб. Данная сумма доначисленных таможенных платежей взыскана путем зачета денежного залога по решению таможенного органа от 13.12.2011 N 1634.
Поскольку решением арбитражного суда от 22.06.2012 по делу N А51-3450/2012 решение о корректировке таможенной стоимости по спорной ДТ было признано незаконным, то, соответственно, таможенные платежи в размере 740 354,60 руб. доначислены к уплате по данной ДТ и взысканы таможней неправомерно.
Учитывая, что приведенные выше обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по делу N А51-3450/2012 на основании части 2 статьи 69 АПК РФ имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что таможенные платежи в общей сумме 740 354,60 руб., взысканные таможней на основании решения о зачете от 13.12.2011 N 1634, являются излишне взысканными.
В соответствии с частью 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
Частью 4 названной статьи установлено, что при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что основанием для принятия таможенным органом решения о невозврате денежных средств от 27.08.2012 N 10-12/23576 по заявлению декларанта от 20.07.2014 явилось непредставление документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, а также подача заявления неустановленной формы.
Вместе с тем, как указывалось выше, на момент вынесения указанного решения таможенного органа решением арбитражного суда от 22.06.2012 по делу N А51-3450/2012 решение о корректировке таможенной стоимости по спорной ДТ было признано незаконным.
Согласно резолютивной части данного решения суда в указанной части оно подлежит немедленному исполнению.
Следовательно, ссылка таможни в решении от 27.08.2012 на непредставление декларантом документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, признается судебной коллегией несостоятельной.
Приказом ФТС России от 22.12.2010 N 2520 утверждена форма заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога.
При этом пунктом 12 статьи 147 Закона N 311-ФЗ установлены случаи, когда возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится: при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности с учетом положения части 10 настоящей статьи; если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц; в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.
Следовательно, из приведенных положений статей, регулирующих порядок обращения в таможенный орган за возвратом авансовых платежей и основания для отказа в их возврате, отсутствует такое основание как подача заявления о возврате по неустановленной форме.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что фактически на момент принятия первоначального решения о невозврате ООО "Арманта" денежных средств у таможни отсутствовали основания для отказа обществу в осуществлении истребуемого возврата.
Одновременно суд апелляционной инстанции отмечает, что решение таможенного органа о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей не лишает плательщика права требовать начисления процентов за несвоевременный возврат таких платежей, если признан факт их излишней уплаты или взыскания таможенным органом и этот плательщик уже обращался к таможенному органу с таким заявлением, но оно неправомерно отклонено таможней или оставлено без рассмотрения.
Судом установлено, что возврат денежных средств произведен таможенным органом 12.11.2012 на основании заявления от 15.10.1012, тогда как по первоначально поданному обществом заявлению (20.07.2012) таможней принято неправомерное решение о невозврате истребуемых сумм.
Так, из материалов дела следует, что с заявлением о возврате указанных сумм декларант обратился в таможенный орган 20.07.2012, фактически возврат произведен таможенным органом 12.11.2012 платежным поручением N 26, то есть с нарушением установленного частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ месячного срока.
При указанных обстоятельствах в соответствии с положениями части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ на спорную сумму излишне взысканных таможенных платежей подлежат начислению проценты со дня, следующего за днем взыскания, по день их фактического возврата.
Проверив представленный обществом расчет суммы процентов, суд апелляционной инстанции установил нарушение обществом правил произведения указанного расчета в части применения ставки рефинансирования Банка России и количества дней в соответствующем году.
Так, следуя правилам расчета процентов на сумму излишне взысканных таможенных платежей, установленным в части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, периодом начисления процентов в рассматриваемом случае является период с 14.12.2011 по 12.11.2012. Ставка рефинансирования Банка России в период нарушения срока возврата составляла 8,25% (с 14.12.2011 по 25.12.2011), 8% (с 26.12.2011 по 13.09.2012), 8,25% (с 14.09.2012 по 12.11.2012).
Согласно разъяснениям, данным Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении N 11372/13 от 21.01.2014, количество дней в соответствующем году принимается равным 365 или 366 дням.
Таким образом, исходя из приведенных правил расчета сумма процентов, подлежащая взысканию с таможни в пользу общества, в рассматриваемом случае составляет 54 584,03 руб.
На основании вышеизложенного, учитывая, что обществом заявлено к взысканию 54 558,05 руб. процентов, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10714040/011111/0037591, что составляет сумму меньшую, по сравнению с суммой процентов подлежащих взысканию на основании части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, суд апелляционной инстанции считает, что требование ООО "Арманта" подлежит удовлетворению в заявленном размере.
Учитывая результат рассмотрения настоящего спора, в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ с учетом положений пункта 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" (далее - Постановление N 46) расходы на оплату государственной пошлины подлежат взысканию с таможенного органа.
Принимая во внимание, что при подаче заявления по платежному поручению N 662 от 11.07.2014 ООО "Арманта" уплачена госпошлина в сумме 2 235,67 руб., в то время как в соответствии со статьей 333.21 НК РФ (с учетом уточнения обществом объема заявленных требований) подлежит уплате 2 182 руб., на основании статьи 333.40 НК РФ государственная пошлина в размере 53,67 руб., подлежит возврату заявителю как излишне уплаченная.
Взыскание с таможенного органа государственной пошлины по апелляционной жалобе не производится на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, пункта 31 Постановления N 46 ввиду освобождения его от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 06.10.2014 по делу N А51-21370/2014 отменить.
Взыскать с Находкинской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Арманта" 54 558 (пятьдесят четыре тысячи пятьсот пятьдесят восемь) руб. 05 коп. процентов, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10714040/011111/0037591.
Взыскать с Находкинской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Арманта" судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 2 182 (две тысячи сто восемьдесят два) руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Арманта" из федерального бюджета 53 (пятьдесят три) руб. 67 коп. государственной пошлины, уплаченной при подаче заявления по платежному поручению N 662 от 11.07.2014.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительные листы.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
В.В.РУБАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)