Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.01.2015 N 15АП-22056/2014 ПО ДЕЛУ N А32-18793/2014

Разделы:
Вывоз (экспорт) товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 января 2015 г. N 15АП-22056/2014

Дело N А32-18793/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от заявителя: представитель Приписнов И.И. по доверенности от 08.12.2014 г.,
от заинтересованного лица: представители Грицай С.С. по доверенности от 17.12.2014 г., представитель Булгаков Е.А. по доверенности от 18.12.2014 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Международный аэропорт Сочи"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 05.11.2014 по делу N А32-18793/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Международный аэропорт Сочи"
к заинтересованному лицу Сочинской таможне
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
принятое судьей Чесноковым А.А.,

установил:

Открытое акционерное общество "Международный аэропорт Сочи" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Сочинской таможне о признании незаконным и отмене постановления от 05.05.2014 N 10318000-63/2014 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 16.9 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Решением суда от 05.11.2014 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, Открытое акционерное общество "Международный аэропорт Сочи" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что приказ ФТС предусматривает возможность выдачи и вывоза товаров со склада временного хранения не только на основании таможенной декларации, но и на основании разрешения на выдачу товаров, декларируемых в электронной форме. Соответствующее разрешение было выдано таможенным органом декларанту.
В отзыве на апелляционную жалобу Сочинская таможня просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность и наличие в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва на нее.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на таможенную территорию Таможенного союза в регионе деятельности таможенного поста Аэропорт Сочи Сочинской таможни воздушным транспортом рейсом VDA9432/26 авиакомпании "Волга-Днепр" по авиатранспортной накладной N 41272717761 от 18.03.2013 прибыл товар "Spareparts"/запасные части в количестве 4 (четырех) грузовых мест. Получателем товара являлось общество с ограниченной ответственностью "Сименс", общий вес груза составил 1058 кг. В тот же день указанный товар был размещен на складе временного хранения (далее - СВХ) ОАО "Международный аэропорт Сочи" по документу отчета (далее - ДО-1) N 0000059.
ОАО "Международный аэропорт Сочи" является владельцем СВХ на основании свидетельства о включении в реестр владельцев N 10318/301210 /10005/1 от 31.07.2012.
На товар, помещенный на СВХ ОАО "Международный аэропорт Сочи" по ДО-1 N 0000059, были поданы следующие декларации на товары (далее - ДТ): N 10318010/010413/0000126; N 10318010/030413/0000131; N 10318010/040413/0000132; N 10318010/300413/0000149; N 10318010/300413/0000160.
В ходе проведенного таможенного досмотра в отношении товаров, декларируемых по ДТ N 10318010/040413/0000132, было установлено, что среди партии товаров, заявленных в ДТ, находились товары, сведения о которых в данной декларации указаны не были, в том числе свеча зажигания, монтируемая в корпус турбины SGT-700, предназначенная для создания искры на запуске двигателя внутреннего сгорания, со шлангами в металлической оплетке, артикул 2460570-1, (длина металлического наконечника 82 см), в количестве 1 шт., металлические гайки светлого цвета с резьбой под шестигранный ключ в прозрачном полимерном пакете с белой биркой, на которой имеется надпись "7378-501, 20011440, 8-OFF, 1044945" в количестве 8 шт., кронштейн из нержавеющей стали, изготовленный из листовых пластин, спрессованных в форме квадрата, имеющий 4 отверстия, для обеспечения большей гибкости вала, размер 16.5*16.5мм, применяемый для установки оборудования на газовой турбине SGT-700: гибкая муфта, артикул 1CSA15082-1 в количестве 1 шт.
По факту недекларирования по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, в отношении ООО "Сименс" таможней возбуждено дело об административном правонарушении N 10318000-318/2013. В рамках указанного дела товар был изъят по протоколу изъятия вещей и документов от 13.04.2013 и помещен в камеру хранения вещественных доказательств согласно акту приема-передачи вещественных доказательств на хранение от 15.04.2013.
В ходе административного расследования было установлено, что при возбуждении дела об административном правонарушении был неверно определен субъект административного правонарушения, вследствие чего на основании статьи 28.9 КоАП РФ указанное дело было прекращено в связи с отсутствием в действиях ООО "Сименс" состава административного правонарушения, поскольку субъектом данного административного правонарушения является таможенный представитель - общество с ограниченной ответственностью "Мэйджор Карго Сервис".
После прекращения дела об административном правонарушении N 10318000-318/2013 товары, изъятые по протоколу изъятия вещей и документов от 13.04.2013, были выданы их владельцу и помещены на СВХ ОАО "Международный аэропорт Сочи" согласно ДО-1 N 0000227 от 23.10.2013 для целей дальнейшего таможенного контроля.
Впоследствии данные товары были заявлены под таможенную процедуру реэкспорта, ООО "Сименс" 18.11.2013 была подана и зарегистрирована ДТ N 10318010/181113/0000390.
Однако в связи с возбуждением 20.11.2013 в отношении таможенного представителя общества с ограниченной ответственностью "Мэйджор Карго Сервис" дела об административном правонарушении N 10318000-987/2013 по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ, таможенным органом было отказано в выпуске вышеуказанных товаров.
С целью обеспечения производства по делу об административном правонарушении N 10318000-987/2013 20.11.2013 таможня провела осмотр помещений и территорий СВХ ОАО "Международный аэропорт Сочи" (протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 20.11.2013), в ходе которого установила, что часть товаров, являющихся предметом административного правонарушения по делу об административном правонарушении N 10318000-987/2013, на складе СВХ отсутствуют, а именно:
- - свеча зажигания, монтируемая в корпус турбины SGT-700 предназначенная для создания искры на запуске двигателя внутреннего сгорания, со шлангами в металлической оплетке, артикул 2460570-1, (длина металлического наконечника 82 см), в количестве 1 шт.;
- - металлические гайки светлого цвета с резьбой под шестигранный ключ в прозрачном полимерном пакете с белой биркой, на которой имеется надпись "7378-501, 20011440, 8-OFF, 1044945" в количестве 8 шт.;
- - кронштейн из нержавеющей стали, изготовленный из листовых пластин, спрессованных в форме квадрата, имеющий 4 отверстия, для обеспечения большей гибкости вала, размер 16.5*16.5 мм, применяемый для установки оборудования на газовой турбине SGT-700: гибкая муфта, артикул 1CSA15082-1 в количестве 1 шт.
Кроме того, в результате осуществления таможенного контроля был установлен факт отсутствия в помещениях СВХ следующих товаров, помещенных на СВХ согласно ДО-1 N 0000059, а именно:
- прокладка стальная плоская многослойная прессованная DN 40 наружный диаметр 103 мм", артикул Т3717-466А, в количестве 1 шт.
- свеча зажигания, монтируемая в корпус турбины SGT-700, предназначенная для создания искры на запуске двигателя внутреннего сгорания, со шлангами в металлической оплетке", артикул 2460570-1, (длина металлического наконечника 79 см), в количестве 1 шт.
По факту утраты товаров, находящихся под таможенным контролем, в отношении общества "Международный аэропорт Сочи" таможней определением от 17.02.2014 возбуждено дело об административном правонарушении N 10318000-63/2014, по окончании расследования 17.04.2014 составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 16.9 КоАП РФ.
Постановлением Сочинской таможни от 05.05.2014 N 10318000-63/2014 ОАО "Международный аэропорт Сочи" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 16.9 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Указанное постановление оспорено обществом в судебном порядке.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ, составляет Недоставка товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки либо выдача (передача) без разрешения таможенного органа или утрата товаров, находящихся под таможенным контролем.
В силу пунктов 1 и 2 ст. 96 Таможенного кодекса Таможенного союза при ввозе на таможенную территорию таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы. Товары, указанные в пункте 1 настоящей статьи, считаются находящимися под таможенным контролем до: 1) помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, за исключением условно выпущенных товаров, или реимпорта; 2) приобретения условно выпущенными товарами статуса товаров таможенного союза в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса; 3) помещения товаров под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза; 4) обращения в собственность государства - члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства; 5) фактического вывоза с таможенной территории таможенного союза; 6) отнесения отходов, образовавшихся в результате операций переработки иностранных товаров на таможенной территории, к непригодным для их дальнейшего коммерческого использования; 7) признания части иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории или переработки для внутреннего потребления, производственными потерями.
Согласно пункту 2 статьи 168 Таможенного кодекса Таможенного союза места временного хранения являются зоной таможенного контроля.
Пунктом 3 статьи 167 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители не вправе пользоваться товарами, находящимися на временном хранении, в том числе вывозить с территории места временного хранения до их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо совершения иных действий, предусмотренных названным Кодексом.
Статьей 26 Таможенного кодекса Таможенного союза установлены обязанности владельца склада временного хранения:
1) соблюдать условия и выполнять требования, установленные Таможенным кодексом Таможенного союза, при временном хранении товаров;
2) обеспечивать сохранность товаров, находящихся на складе временного хранения;
3) вести учет хранимых товаров и представлять в таможенные органы отчетность о них, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза;
4) не допускать посторонних лиц, не являющихся работниками склада временного хранения и не обладающих полномочиями в отношении товаров, к хранящимся товарам без разрешения таможенных органов;
5) выполнять требования таможенных органов, в отношении доступа должностных лиц таможенных органов к хранящимся товарам;
6) в случае прекращения функционирования склада временного хранения в течение 3 (трех) рабочих дней со дня, следующего за днем принятия решения о прекращении функционирования этого склада, известить лиц, поместивших товары на склад временного хранения о таком решении;
7) исполнить обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в случаях, предусмотренных статьей 172 Таможенного кодекса Таможенного союза;
8) информировать таможенный орган, включивший юридическое лицо в реестр владельцев складов временного хранения, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр владельцев складов временного хранения, в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня изменения таких сведений.
Пунктом 24 Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядок и условия выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах (утвержден Приказом Федеральной таможенной службы от 6 апреля 2011 г. N 715) установлено, что выдача товаров с СВХ (иного места временного хранения товаров) осуществляется в случаях:
а) помещения товаров под таможенную процедуру, предусмотренную Таможенным кодексом;
б) передачи товаров в соответствии с главой 21 Федерального закона уполномоченному органу;
в) отбора проб и образцов товаров;
г) осуществления процессуальных действий в рамках производства по уголовным делам и делам об административных правонарушениях;
д) обратного вывоза товаров, запрещенных к перемещению через таможенную границу Таможенного союза (пункт 2 статьи 147 Таможенного кодекса);
е) вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза, если эти товары после прибытия на таможенную территорию Таможенного союза не покидали места перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза (статья 163 Таможенного кодекса);
ж) перемещения товаров на другой склад временного хранения (иное место временного хранения), в том числе в случае, установленном частью 11 статьи 57 Федерального закона;
з) выполнения лицом, приобретшим товары на таможенной территории Таможенного союза в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, требований, установленных частью 5 статьи 168 Федерального закона;
и) вынесения постановления должностного лица таможенного органа, проводящего выездную таможенную проверку, о возврате изъятых товаров;
к) иных случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза.
Аналогичная норма предусмотрена в пункте 24 Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах" (утвержден Приказом Федеральной таможенной службы от 29.12.2012 N 2688), вступившего в силу с 03.08.2013 г., на который сослался суд первой инстанции в мотивировочной части решения.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Материалы дела свидетельствуют о том, что ОАО "Международный аэропорт Сочи", будучи владельцем склада временного хранения, не обеспечило сохранность следующих товаров, находящихся под таможенным контролем:
- - свечи зажигания, монтируемой в корпус турбины SGT-700 предназначенной для создания искры на запуске двигателя внутреннего сгорания, со шлангами в металлической оплетке, артикул 2460570-1, (длина металлического наконечника 82 см), в количестве 1 шт.;
- - металлических гаек светлого цвета с резьбой под шестигранный ключ в прозрачном полимерном пакете с белой биркой, на которой имеется надпись "7378-501, 20011440, 8-OFF, 1044945" в количестве 8 шт.;
- - кронштейна из нержавеющей стали, изготовленного из листовых пластин, спрессованных в форме квадрата, имеющий 4 отверстия, для обеспечения большей гибкости вала, размер 16.5*16.5 мм, применяемый для установки оборудования на газовой турбине SGT-700: гибкая муфта, артикул 1CSA15082-1 в количестве 1 шт.
- прокладки стальной плоской многослойной прессованной DN 40 наружный диаметр 103 мм", артикул Т3717-466А, в количестве 1 шт.
- свечи зажигания, монтируемой в корпус турбины SGT-700, предназначенной для создания искры на запуске двигателя внутреннего сгорания, со шлангами в металлической оплетке", артикул 2460570-1, (длина металлического наконечника 79 см), в количестве 1 шт.
Данное обстоятельство, не отрицающееся обществом, свидетельствует о наличии в деянии ОАО "Международный аэропорт Сочи" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ.
Опровергая данный вывод суда, общество указывает, что названные выше товары были выданы ООО "Сименс" со склада СВХ на основании разрешения таможенного органа. Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, исходя из содержания пункта 25 Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах, утвержденного Приказом ФТС России от 06.04.2011 N 715, а также пункта 18 Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме, утвержденной Приказом ГТК РФ от 30.03.2004 N 395, выдача товара со склада временного хранения могла быть осуществлена только на основании таможенной декларации. Разрешение на выдачу со склада СВХ, на которое ссылается общество, не содержит перечня товаров, а имеет указание лишь на их вес, а потому не могло быть принято владельцем склада СВХ в качестве надлежащего документа, позволяющего выдать спорные товары, в отношении которых таможней отказано в выпуске, декларанту.
Доводы заявителя жалобы, направленные на переоценку выводов суда первой инстанции о наличии в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения, апелляционным судом отклоняются как необоснованные.
Процессуальных нарушений таможней при производстве по делу об административном правонарушении не допущено и общество на их наличие не ссылается.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований является законным и обоснованным. Оснований к его отмене не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.11.2014 по делу N А32-18793/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА

Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)