Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.11.2014 ПО ДЕЛУ N А42-1242/2014

Разделы:
Вывоз (экспорт) товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2014 г. по делу N А42-1242/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ганичевой В.А.
при участии в заседании:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: Донских Д.В. - по доверенности от 23.05.2014 N 25-22/08078;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21161/2014) Мурманской таможни на решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.06.2014 по делу N А42-1242/2014 (судья Зыкина Е.А.), принятое
по заявлению ООО "Бункерная Компания "Флагман Мурманск", место нахождения: 183038, Мурманская область, г. Мурманск, ул. Воровского, д. 5/23, офис 625, ОГРН 1045100178584,
к Мурманской таможне, место нахождения: 183010, Мурманская область, г. Мурманск, ул. Горького, д. 15, ОГРН 1025100864095,
о признании незаконным решения

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Бункерная компания "Флагман Мурманск" (далее - заявитель, ООО "БК "Флагман Мурманск", Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным решения Мурманской таможни (далее - таможенный орган, таможня) N 05-25/7711 от 24.12.2013.
Решением суда от 09.06.2014 заявление общества удовлетворено.
В апелляционной жалобе Мурманская таможня, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда, просит отменить судебный акт и отказать в удовлетворении заявления. Податель жалобы считает ошибочным применение судом положений Решения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 330 к рассматриваемым правоотношениям, поскольку последнее применяется при подтверждении фактического вывоза товаров, помещенных под таможенные процедуры, допускающие вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза, таможенным органом одного государства - члена таможенного союза, в регионе деятельности которого осуществляется убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза (таможенный орган места убытия), таможенному органу другого государства - члена Таможенного союза, осуществляющему выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, допускающей вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза (таможенный орган выпуска).
В судебном заседании представитель Мурманской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы.
ООО "БК "Флагман Мурманск", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, в связи с чем жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя. В представленном отзыве Общество возражало против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что в рамках контракта N 24/11/2009 от 24.11.2009 с компанией "Wilson Eurocarriers AS" и дополнительного соглашения к нему от 12.12.2013 N 48 на основании номинации (заявки) от 12.12.2013 Обществу следовало осуществить бункеровку судна "Wilson Husum" судовым топливом: IFO 380, RME380, LS в количестве 70 тонн, MGO (DMA) в количестве 10 тонн.
В рамках поданного Обществом поручения на отгрузку N 2 от 13.12.2013 N 10006092/131213/463 и декларации на товары N 10006090/121213/0001175 и добавочному листу к вывозу за пределы таможенной территории Таможенного союза заявлено: бункеровка топлива мазутного универсального с содержанием серы более 1%, но не более 2%, кинематическая вязкость при 50 гр. с. 371 мм2/с (EN ISO 3104), температура вспышки в закрытом тигле 98 гр. с, в открытом тигле 98 гр. с. в количестве 70 тонн; бункеровка судового маловязкого топлива вид Э (газойль) с содержанием серы более 0,05%, но не более 0,2%, 96% перегонки при температуре 350 гр. с (ISO 3405), 28,0% перегонки при температуре 250 гр. С. (ISO3405) (не содержит озоноразрушающих веществ). Изготовитель ОАО "Газпромнефть" московский НПЗ, марка MGO (DMA) в количестве 10 тонн.
Северным энергетическим таможенным постом Центральной энергетической таможни по результатам мероприятий таможенного контроля указанный товар (топливо) разрешен к выпуску.
13.12.2014 по данной поставке получена валютная выручка в размере 42 720 долларов США, что подтверждено выпиской банка.
Заправка судна "Wilson Husum" вышеуказанным топливом осуществлена Обществом 14.12.2013, о чем оформлена бункерная расписка N 48WE.
18.12.2013 Общество обратилось в таможенный пост "Морской порт Мурманск" за подтверждением вывоза судового топлива IFO-380 в количестве 70 тонн и топлива MGO (DMA) в количестве 10 тонн, погруженного на т/х "Wilson Husum" 14.12.2013 по ДТ N 10006090/121213/0001175.
24.12.2013 таможня сообщила, что при перемещении через таможенную границу таможенного союза 14.12.2013 т/х "Wilson Husum", топливо и горюче-смазочные материалы, находящиеся в штатных емкостях указанного транспортного средства, были задекларированы перевозчиком в составе транспортного средства в соответствии с главой 48 Таможенного кодекса Таможенного союза, фактически отказав в подтверждении вывоза судового топлива.
Считая, что решение таможенного органа, изложенное в письме от 24.12.2013 является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Установив, что решение Мурманской Таможни об отказе в подтверждении вывоза товара, оформленное письмом N 05-25/7711 от 24.12.2013, противоречит Порядку N 1327, нарушает право заявителя на подтверждение факта вывоза с таможенной территории товаров, оформленных по декларации на товары и, как следствие, права на получение возмещения по налогу на добавленную стоимость при налогообложении по "нулевой" налоговой ставке, суд удовлетворил заявленные требования.
Выслушав представителя таможенного органа, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда установленным обстоятельствам и представленным доказательствам судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что при реализации припасов, вывезенных с территории Российской Федерации, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов, при этом припасами признаются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река-море) плавания.
В силу пункта 1 статьи 165 НК РФ при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 и (или) подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 3 данной статьи, представляется в числе прочих таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией.
При вывозе с территории Российской Федерации припасов представляется таможенная декларация на припасы (ее копия) с отметками таможенного органа, в регионе деятельности которого расположен порт (аэропорт), открытый для международного сообщения, о вывозе припасов за пределы Российской Федерации (в случае, если таможенное декларирование предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза).
В соответствии с пунктом 4 статьи 96 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту - ТК ТС) товары таможенного союза находятся под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории таможенного союза с момента регистрации таможенной декларации или иных документов, используемых в качестве таможенной декларации, либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза, и до пересечения таможенной границы.
Согласно пункту 1 статьи 163 ТК ТС для убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза перевозчик обязан представить таможенному органу таможенную декларацию либо иной документ, допускающий их вывоз с таможенной территории Таможенного союза, а также документы и сведения, предусмотренные статьей 159 ТК ТС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров, если иное не установлено названным Кодексом.
В подпункте 2 пункта 1 статьи 159 ТК ТС предусмотрен перечень соответствующих документов, которые перевозчик должен представить таможенному органу при международной перевозке водными судами: общая декларация; декларация о грузе; декларация о судовых припасах; декларация о личных вещах экипажа судна; судовая роль; список пассажиров; документ, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный актами Всемирного почтового союза; транспортные (перевозочные) документы; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары.
Пунктом 4 статьи 163 ТК ТС предусмотрено, что разрешение таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории таможенного союза оформляется путем проставления на таможенной декларации либо ином документе, допускающем их вывоз с таможенной территории таможенного союза, и транспортных (перевозочных) документах соответствующих отметок таможенного органа.
В соответствии с пунктом 4 Порядка действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденного Приказом ФТС РФ от 18.12.2006 N 1327 (далее по тексту - Порядок N 1327), подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации) производится таможенными органами на основании обращений, непосредственно представляемых заявителями (их уполномоченными представителями) либо направляемых по почте или посредством курьерской службы доставки.
В соответствии с пунктом 12 Порядка N 1327 при обращении лица за подтверждением фактического вывоза товаров уполномоченное должностное лицо проверяет: наличие у обратившегося лица права в соответствии с пунктом 3 названного Порядка на получение подтверждения фактического вывоза товаров; соответствие сведений, указанных в обращении, и приложений к нему, требованиям пунктов 5, 6 Порядка.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, других оснований проверки обращения и, как следствие, отказа в подтверждении фактического вывоза Порядок N 1327 не содержит.
Согласно пункту 13 Порядка N 1327 проверку факта вывоза товаров уполномоченные должностные лица таможенных органов осуществляют с использованием информационных ресурсов, сформированных программными средствами, включенными в Фонд алгоритмов и программ ФТС России, предназначенными для учета вывоза товаров. В исключительных случаях, например, при необходимости сопоставления копий таможенных деклараций либо копий транспортных документов, представленных Заявителями для оформления подтверждения вывоза, с оригиналами, представленными таможенным органам при получении разрешения на убытие, уполномоченные должностные лица таможенных органов при подтверждении фактического вывоза могут использовать бумажные экземпляры документов, хранящиеся в архиве таможенного органа. В силу пункта 15 Порядка N 1327 после проверки факта вывоза товаров уполномоченное должностное лицо таможенного органа делает отметку "Товар вывезен" (штамп либо запись) с обязательным указанием даты фактического вывоза товаров и заверяет ее личной номерной печатью на копиях документов, представленных заявителем для подтверждения фактического вывоза:
- - в случае представления таможенной декларации (копии) - на оборотной стороне таможенной декларации (копии);
- - если представлен экземпляр транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа или его копия - на оборотной стороне первого листа данного документа;
- - в случае вывоза припасов - на оборотной стороне таможенной декларации на припасы;
- - если погрузка товаров и их таможенное оформление при вывозе в таможенном режиме экспорта морскими судами, судами смешанного (река-море) плавания осуществлялись вне региона деятельности пограничного таможенного органа и представлен экземпляр (копия) поручения на отгрузку - на оборотной стороне поручения на отгрузку.
Если заявителем были указаны сведения о вывезенных товарах на оборотной стороне таможенной декларации (копии), уполномоченное должностное лицо таможенного органа сверяет указанные сведения с информацией, имеющейся в таможенном органе, при их соответствии обводит действительные сведения нестираемой линией, делает запись "Товар вывезен", подписывает и заверяет оттиском личной номерной печати с обязательным указанием даты фактического вывоза.
При несоответствии указанных сведений уполномоченное должностное лицо таможенного органа вносит соответствующие исправления, зачеркивая нестираемой линией недействительные сведения, под которыми проставляет подпись с ее расшифровкой (указывает инициалы и фамилию должностного лица).
В пункте 16 Порядка N 1327 предусмотрено, что если обращение и документы (их копии), указанные в пункте 6 данного Порядка, были представлены декларантом (его уполномоченным представителем) одновременно с представлением товаров таможенному органу в месте их убытия, то данный таможенный орган проставляет на представленных документах (их копиях) отметки, подтверждающие фактический вывоз товаров, непосредственно при выдаче разрешения на убытие. Документы (их копии) с отметками, подтверждающими фактический вывоз, выдаются таможенными органами декларанту (его уполномоченному представителю) лично либо направляются по почте или посредством курьерской службы доставки (в зависимости от способа, выбранного декларантом и указанного в запросе) незамедлительно после того, как таможенный орган убедится, что товары вывезены с таможенной территории Российской Федерации.
Вместе с тем Письмом ФТС РФ от 02.07.2010 N 04-45/32583 "Об организации подтверждения фактического вывоза товаров" разъяснено, что положения Приказа ФТС России от 18.12.2006 N 1327 применяются в части, не противоречащей нормам ТК ТС.
Одновременно Письмом доведен Порядок подтверждения таможенным органом, расположенным в месте убытия, фактического вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 330 (далее - Порядок N 330).
Согласно пункту 4 Порядка N 330 при убытии товаров с таможенной территории Таможенного союза перевозчиком таможенному органу места убытия предоставляются: товары и транспортные средства международной перевозки, осуществляющие их перевозку; транспортные (перевозочные) документы на вывозимые товары; таможенная декларация (или ее копия, заверенная таможенным органом или декларантом либо таможенным представителем).
Согласно пункту 7 Порядка N 330 по результатам проведенных операций таможенного контроля должностным лицом таможенного органа места убытия принимается решение об оформлении разрешения на убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза либо иное решение в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза.
Пунктами 9, 10 Порядка N 330 предусмотрено, что разрешение на убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза оформляется путем проставления на лицевой стороне таможенной декларации и в транспортных (перевозочных) документах соответствующих отметок о разрешении на убытие товаров; на оборотной стороне таможенной декларации отметки "Товар вывезен полностью" (либо в соответствующих частях) с указанием даты вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза.
Должностное лицо таможенного органа места убытия после оформления разрешения на убытие товаров с таможенной территории таможенного союза изымает из пакета документов, представленных перевозчиком либо иным лицом, экземпляр таможенной декларации для последующей пересылки в таможенный орган выпуска.
По правилам пункта 16 этого же Порядка в случаях непоступления таможенной декларации с отметками, установленными пунктом 9 названного Порядка, из таможенного органа места убытия в таможенный орган выпуска или в случае их утери участником ВЭД, для подтверждения фактического вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза, участник ВЭД может представить таможенному органу выпуска мотивированное заявление в произвольной форме с приложением экземпляра таможенной декларации и ее копии (пункт).
В случае невозможности представления участником ВЭД экземпляра таможенной декларации по причине утраты по мотивированному обращению участника ВЭД таможенные органы осуществляют действия, предусмотренные пунктом 16 указанного Порядка, с использованием экземпляра таможенной декларации, хранящегося в таможенном органе (пункт 17 Порядка N 330).
Как следует из материалов дела, при убытии судна "Wilson Husum" таможенному органу места убытия не был предоставлен экземпляр ДТ N 10006090/121213/0001175, и, следовательно, не были проставлены на оборотной стороне декларации соответствующие отметки о фактическом убытии (вывозе) спорных товаров (припасов) с таможенной территории Таможенного союза.
Вместе с тем материалами дела подтверждается, что при убытии судна "Wilson Husum" оформление транспортного средства и находящихся на нем припасов было произведено перевозчиком надлежащим образом.
В то же время общество задекларировало топливо и горюче-смазочные материалы надлежащим образом, представив в таможенный орган все предусмотренные законодательством документы, что не опровергнуто таможней.
Довод таможни, заявленный в апелляционной жалобе, о том, что положения Порядка N 330 в рассматриваемых правоотношениях не применимы, был рассмотрен судом первой инстанции, и ему дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии с пунктом 1 Порядка N 330 данный нормативный правовой акт применяется при подтверждении фактического вывоза товаров, помещенных под таможенные процедуры, допускающие вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза, таможенным органом одного государства - члена Таможенного союза, в регионе деятельности которого осуществляется убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза, таможенному органу другого государства - члена Таможенного союза, осуществившему выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, допускающей вывоз.
Кроме того, в соответствии с частью 6 статьи 13 АПК РФ в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
Учитывая изложенное, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что, поскольку иного положения, предусматривающего возможность проставления отметок о вывозе товара за пределы единой таможенной территории Таможенного союза, таможенное законодательство не содержит, то в спорных отношениях следует руководствоваться именно Порядком N 330.
Кроме того, возможность реализации декларантом права на применение ставки 0% при налогообложении операций реализации припасов, как правильно указал суд первой инстанции, не ставится в зависимость от того, когда именно - при отходе судна с припасами на борту или в последующем по отдельному обращению участника ВЭД - таможенным органом был подтвержден факт вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза.
При этом ни один из нормативных актов в области таможенного дела не предусматривает возможность отказа таможенным органом в проставлении отметки о фактическом вывозе товара при непредставлении декларантом таможенному органу в месте убытия одного из экземпляров декларации, поручения на отгрузку либо бункерной расписки на отход.
Довод таможенного органа о необоснованном неприменении арбитражным судом к спорным правоотношениям Порядка N 1327 не может быть принят коллегией во внимание на том основании, что данный приказ действует в части, не противоречащей нормам ТК ТС.
Между тем статьями 96, 159, 163 ТК ТС урегулирован порядок получения разрешения на убытие товаров с таможенной территории таможенного союза путем проставления на таможенной декларации либо ином документе, подтверждающим их вывоз с таможенной территории таможенного союза, и транспортных перевозных документов, соответствующих отметок таможенного органа.
Таким образом, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что вышеуказанные положения Порядка N 330 регулируют спорную ситуацию, когда не имеется записей на оборотных сторонах таможенной декларации (поскольку она не была представлена таможенного органу места убытия), но они могут быть проставлены таможенным органом в результате дополнительной проверки, проведенной по обращению участника ВЭД.
При вынесении решения судом принято во внимание, что при убытии т/х "Wilson Husum" оформление транспортного средства и находящихся на нем припасов было произведено перевозчиком надлежащим образом, что не оспорено таможней, в числе эксплуатационных судовых запасов при отходе судна были заявлены также дизельное топливо в количестве 21,9 тонн и мазут в количестве 123,6 тонн, и эти данные сотрудником таможни были проверены и проставлена отметка "На отход проверено, сходно", заверенная подписью и личной номерной печатью, чем фактически подтверждается вывоз топлива с территории таможенного союза. Факт погрузки топлива на судно подтверждается поручением на отгрузку припасов, на котором имеется отметка таможни "Погрузка разрешена 13.12.2013", а также декларацией на товары 10006090/121213/0001175 с отметками Северного энергетического таможенного поста "Выпуск разрешен 12.12.2013", "погрузка разрешена 13.12.2013" в которой задекларированы указанные товары.
Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи представленные заявителем в таможенный орган документы вместе с заявлением о подтверждении факта вывоза, суд пришел к правильному выводу, что факт бункеровки судна топливом и факт его вывоза мог быть установлен должностными лицами таможенного органа путем сравнения данных, отраженных в документах судового дела на приход и отход, а также в других документах.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не может не согласиться с выводом суда, что решение Мурманской Таможни об отказе в подтверждении вывоза товара, оформленное письмом N 05-25/7711 от 24.12.2013, противоречит установленному порядку подтверждения фактического вывоза припасов, нарушает право заявителя на подтверждение факта вывоза с таможенной территории товаров, оформленных по декларации на товары и, как следствие, права на получение возмещения по налогу на добавленную стоимость при налогообложении по "нулевой" налоговой ставке.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Мурманской таможни и отмены или изменения принятого по делу решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.06.2014 по делу N А42-1242/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Мурманской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
О.И.ЕСИПОВА

Судьи
Л.В.ЗОТЕЕВА
Н.И.ПРОТАС















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)